рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Жанры журналистики

Жанры журналистики

Дата добавления: октябрь 2006г.

    Тверской государственный университет
    Филологический факультет
    специальность «Журналистика»
    РЕФЕРАТ
    «Жанры журналистики»
    Выполнила:
    студентка 1 курса
    15 группы
    Абрамова Надежда
    Проверила:
    Кривошейкина
    Мария Сергеевна
    Тверь 2003
    СОДЕРЖАНИЕ
    стр.
    Введение 3
    1. Определение жанра 4-6
    2. Информационные жанры 6-10
    3. Аналитические жанры 10-11
    4. Художественно-публицистические жанры 11-12
    Заключение 13
    Список литературы 14
    ВВЕДЕНИЕ

Общеизвестно, что журналистская информация доносится до читателей в жанровых формах. Между теоретиками журналистики нет согласия в том, что конкретно считать жанром. Более того, многие утверждают об отсутствии необходимой жанровой палитры. Главное- глубина проникновения в суть явления, его анализ, концепция, прогноз, рекомендации. «Кроме того, заявляют некоторые ученые, эталонных текстов, своего рода шаблонов в творческом деле существовать не может…, надо признать, что форма- это следствие конкретного содержания и методики журналистского труда в каждом отдельной случае. Схематизм в подаче разнородного, всегда неповторимого материала способен лишь погубить творчество в зародыше…». Классическая концепция жанровой дифференциации терпит нападки, а сам жанр теснится новым понятием «текст». Многие журналисты объясняют этот процесс различными причинами, но факт остается фактом: в науке о журналистике ныне наблюдается плюрализм мнений, тот или иной журналист–исследователь творит собственную теорию жанров, порой, не обращая внимания на устоявшуюся классификацию. Однако именно такой разброс мнений свидетельствует в пользу жанра- этой определенной, обладающей устойчивыми признаками формы отражения социальной действительности, которая помогает плодотворно работать над материалом, отбором фактов, трактовкой явлений. Подобно тому, как в художественной литературе мы встречаемся с романом, повестью, рассказом, так и журналистские произведения предстают перед нами в сложившихся, устойчивых жанровых разновидностях. Различия между жанрами определяются выбором средств и способов раскрытия темы, степенью детализации, объемом информации и включенностью авторской оценки в предмет описания. Жанровые формы дифференцируются также в зависимости от конкретной функции, объекта изображения, цели, характера освещаемого факта, количества собранной информации, специфики издания, для которого готовится публикация. В одних случаях от журналистских материалов требуется констатация, активность, информативность, в других - исследование, анализ, комментарий. Поэтому знать об этой классической концепции любому журналисту необходимо: она всего лишь облегчает процесс создания текста, суммирует и организует факты, помогая автору сконцентрироваться на главном.

В своей работе, используя учебники различных авторов, я попыталась дать определение понятию «жанр» и рассмотреть основные жанровые виды публицистики. А теперь обо всем об этом подробнее…

    ЖАНРЫ ЖУРНАЛИСТИКИ
    1. Определение жанра

В условиях информационного рынка и конкуренции средств массовой информации возрастают требования к методологической культуре журналиста, его умению отбирать факты социальной действительности, выявляя их взаимосвязь, интерпретировать собранный имперический материал, выдвигать концепцию проблемы , делать прогноз. При этом журналистское выступление можно подготовить легче и лучше, если соблюдать требования избранной его формы- жанра. Так что же такое жанр? Попытаемся дать этому явлению определение. В литературоведении под жанрами подразумевают «сложившиеся в процессе развития художественной словесности виды произведений». В публицистике жанрами именуют «устойчивые группы публикаций, объединенных сходными содержательно-формальными признаками». При всей заманчивости этих произведений они не выглядят полными, хотя и позволяют говорить о специфической природе жанра.

Жанр- категория исторически конкретная , то есть развивающаяся во времени, претерпевающая изменения в процессе своего существования. Эволюция жанров напрямую связана с тем, как человек постигает окружающий мир. Публицистика своим развитием обязана другим видам деятельности? Торговля породила потребность в обмене коммерческой информацией - родилась газета. Из деловых взаимоотношений на страницы газеты перекочевал отчет. Из потребности в конфиденциальной информации–письмо. Фельетон на страницах французской газеты «Журнал де Деби» возник в 1800г как явление демократизации прессы: после Великой французской революции надо было завоевывать аудиторию, привлекать ее на свою сторону. Консервативно настроенные аристократы сообразили это раньше, чем республиканцы. Так появилась рубрика «фельетон», объединяющая самые разные материалы. Постепенно рубрика превратилась в непринужденный диалог с аудиторией, далее–в обличительный жанр. Общее историческое развитие жанров- от простого к сложному- от заметки-хроники в несколько срок до серьезных аналитических материалов.

Жанр- особая форма организации жизненного материала, представляющая собой специфическую совокупность структурно-композиционных признаков. При этом в жанре мы имеем дело не со случайной совокупностью черт, а с системой элементов формы. Со времен римского ритора Квинтиллиана человечество совало свой нос во все дырки Вселенной, пытаясь осмыслить происходящее с помощью знаменитых вопросов: что? кто? где? когда? каким образом? почему? Причудливая комбинация ответов на эти вопросы рождает жанр. Или точнее–элементы жанра в том или ином публицистическом тексте. Структура заметки подчинена одной задаче- оперативному сообщению о новости, структура интервью ведению диалога, поддерживающего интерес аудитории к собеседнику журналиста. Структура отчета подчинена описанию события, воспроизводимого в существенных своих элементах, но не исключающего произвольного изложения происходящего (вне фактической пространственно-временной последовательности). Структура репортажа служит воспроизведению процесса в его реальных пространственно-временных границах: иллюзия наглядности возникает благодаря последовательному описанию происходящего в деталях и подробностях. Взаимосвязь описательных и повествовательных компонентов текста здесь очевидна.

Жанр- категория типологическая, т. е. обладающая рядом устойчивых, повторяющихся признаков. Именно это помогает понять смысл известной метафоры М. М. Бахтина: «Жанр- представитель творческой памяти в процессе литературного развития». Способ отражения действительности в каждом жанре свой и определяется, прежде всего, познавательными задачами, решаемыми публицистом. Если помнить, что жанр- это, во-первых, специфический способ отражения действительности, а во-вторых, специфический способ ее анализа, то метод предстанет, как соединитель содержания и формы: характер отобранных для анализа фактов (содержательный аспект) неотделим от выбранного автором метода ознакомления с этими фактами (формальный аспект). Точно также неразрывны форма и содержание жанра в способе анализа действительности: система аргументации (содержание) и способ сопоставления фактов, способ изложения аргументов создают целостность публицистического текста. Идет речь об эмпирическом описании фактов или об их осмыслении, журналист, препарируя факт, устанавливает причинно-следственные связи, позволяющие увидеть за конкретным фактом явление.

Содержание любого текста (любого жанра) зависит от задач, решаемых публицистом, уровня познания действительности, от его индивидуально-психологических особенностей восприятия окружающего мира. В общем видесодержание текста - это соединение объективно существующего факта с субъективной его оценкой. В каждом конкретном случае такое соединение осуществляется на различных уровнях восприятия и осмысления действительности: кратко и развернуто, в описании события и описания переживания, в описании процесса или в системе доказательств. Содержание текста- это освоенная публицистом реальность, преобразованная в систему фактов, рассуждений, оценок и выводов. Форма жанра предопределена как особенностями личности публициста ( тем, что называется индивидуально-психологическим видением мира), так и устойчивыми признаками публицистического повествования, свойственные тому или иному жанру. Набор композиционных и стилевых приемов, используемых публицистом для воспроизведения картины мира или его фрагментов, велик. Главное здесь- привлечение внимания к описываемым фактам, проблемам, ситуациям; ясность и логичность в системе аргументации; занимательность и остроумие в изложении материала; создание целостного представления о воспроизводимой социально-нравственной проблеме, ставшей предметом анализа.

Жанр- категория гносеологическая. Появление на газетной полосе (в эфире радио и ТВ) того или иного жанра всегда определяется теми задачами, которые решает публицист, - что познается, на каком уровне, с какой целью и какими средствами. В. Солганик прав, утверждая, что жанр- «это всегда установка на определенный тип, способ изображения, характер и масштаб обобщений, вид подхода, отношение к действительности». Отрицательный факт может стать предметом обсуждения в критической заметке или корреспонденции, а может лечь в основу выступления фельетониста. Если публицист не видит в отрицательном факте заложенного в него комического противоречия, то на свет появляется критический текст, если автор выявляет комическое содержание факта, возникает фельетон.

Жанр- категория морфологическая. Публицистический текст –это особая форма бытия произведения. Объем познаваемого материала в заметке, интервью, репортаже, отчете, корреспонденции, статье различен, что определяет структуру повествования–максимально сжатую в заметке, развернутую в статье. В репортаже- опора на деталь, на выразительный язык, на соединение различных описательно повествовательных элементов текста. В статье ядром является система рассуждений - выдвинутые положения аргументируются, иллюстрируются. В корреспонденции главное- описание эпизодов, из которых складывается общее представление о проблеме. Центр заметки - одномоментное воспроизведение ситуации. Таким образом, морфология жанра - это: а) особенности структуры повествования; б) место факта в повествовании;

В) своеобразный строй повествования; г) специфика разработки проблемы ( конфликта).

Жанр – категория аксиологическая, т. е. содержащая определенную оценку действительности публицистом: любой текст либо утверждает, либо отрицает что-то. Система ценностной ориентации автора напрямую зависит от его мировоззрения, мироощущения, мировосприятия. Нередки случаи, когда один и тот же факт в процессе воспроизводится и воспринимается по-разному. Но поскольку факт по природе своей инвариантен (т. е неизменен), то и ответственность журналиста за достоверность его подачи и за объективность оценок также неизменна.

Жанр- категория творчески-созидательная. Трактовка фактов, ситуаций, проблем публицистом создает текст , как определенную модель мира. Поскольку трактовка эта у разных авторов различна, публицистический текст каждый раз создает новое представление о действительности в виде понятийно-образной модели ее. Чем полнее и убедительнее эта модель, созданная публицистом, тем активнее воспринимается она аудиторией. Иными словами эстетически организованная и запечатленная картина мира побуждает к сотрудничеству аудиторию: публицистический текст выступает, как одно из средств формирования личности. Чем разнообразнее комбинация образов и понятий в тексте, тем активнее идет процесс сотворчества, тем прочнее обратная связь в коммуникативном звене аудитория- автор.

И так, что же такое жанр? Публицистический жанр –это относительно устойчивая структурно-содержательная организация текста, обусловленная своеобразным отражением действительности и характером отношения к ней творца, в зависимости от целей воздействия на читателя, широты освещения реальности, глубины анализа и широты обобщения, выразительно-изобразительным средствам.

Традиционно жанровые формы в журналистике подразделяются на три группы: информационные, аналитические и художественно-публицистические. Рассмотрим каждую группу поподробнее.

    2. Информационные жанры.

Наибольшее по объему место на газетных полосах и в телерадиопрограммах занимают информационные жанры ( хроника, заметка, расширенная информация, отчет, репортаж, интервью).

Если изучив какое-то важное явление, событие, факт, журналист ставит своей целью - сообщить о них, проинформировать общественность, то он может выбрать заметку или репортаж.

Заметка –сообщение в 20-25 строк, имеющее заголовок и авторскую подпись. Элементы заметки - оперативность, информационный повод, массовость ( новость для многих), столкновение интересов (конфликт), фактическая точность, очищенность существенной информации от «шумов» (дополнительных сведений, деталей и подробностей, отвлекающих от смысла основной темы).

В заметке суть сообщения сконцентрирована в первом абзаце - лиде. Рекомендуется сразу же давать исчерпывающее сообщение о событии, отвечая на главные вопросы: что? кто? где? когда? как? по какой причине? Все ответы, по возможности, объединяются в одной-двух фразах.

В репортаже( в отличие от заметки) главенствует уже наглядно-чувственное изображение фактов. Автор эмоционально, объективно воспринимает определенные факты и рассказывает о них, как очевидец, читателю. Если заметке свойственна лаконичность, скупость изобразительных средств, то для репортажа характерны художественно-выразительные средства, которыми пользуется публицистика. Репортаж- это динамизм повествования, наглядность, предельная документальность, образная аналитичность, эмоционально-окрашенный стиль повествования , придающий рассказу дополнительную убедительность, активная роль личности самого репортера, позволяющая увидеть не только событие глазами рассказчика, но и побуждающая аудиторию к самостоятельной работе воображения. Цепочка подробностей, умело выстроенная автором, подкрепляя достоверность, создает наглядность, и в этом–особенность репортажа. В зависимости от четкого содержания репортажи подразделяются напроблемные, тематически-познавательные , актуальные. Проблемные репортажи составляют значительную часть современных газетных текстов, в которых образное эмоциональное повествование о конкретном событии перерастает в социально-значимую проблему, требующую решения. Актуальность, злободневность этой проблемы– залог интереса читательской аудитории к журналистскому повествованию. Проблемные репортажи характеризуются тем, что в их основе лежит факт, требующий привлечения к нему внимания официальных лиц, общества в целом. В проблемном репортаже автор не ограничивается созданием картины происходящего, он анализирует, сопоставляет, комментирует. Яркие эпизоды чередуются с рассуждениями, основанными на конкретных фактах.

Тематически-познавательный репортажпредставляет собой форму динамичного, оперативного сообщения о новом, занимательном. Этот вид репортажа характеризуется большим разнообразием сюжетов и тем. Это наиболее популярный вид жанра, легкий для восприятия массовой аудитории. В отличии от проблемного в нем нет развернутого вопроса, требующего аналитического подхода. Задача автора познавательного репортажа- сообщить читателю что-то новое, занимательное, развлечь, расширить кругозор. Тематически-познавательный репортаж по сравнению с другими видами репортажного текста менее оперативен и актуален. Обычно он не предполагает событийности, однако выигрывает за счет занимательности и развлекательности, обращения к вечным ценностям.

Актуальный репортаж –наиболее традиционный вид репортажа. Его поводом служит актуальное, общественно-значимое событие. Такой репортаж отмечается особой оперативностью. Лаконичность, точность, наглядность актуального репортажа помогают читателю сконцентрировать свое внимание на определенной теме. Тема не ограничивается главной новостью - каким-то итогом события, но расширяется до «атмосферы события», его эмоционального образа. Профессионально наблюдать за событием–значит проникаться его особой атмосферой, чтобы наглядно воссоздать поступки и речь. Важно отмечать, как событие воздействует на людей (участников, очевидцев, героев и т. д. ). Ценны для репортажа реплики-оценки. Воссозданные реакции и реплики усиливают достоверность, впечатление, эмоционально обогащают повествование, располагают читателя к сопереживанию.

В газете, журнале публикации информационных жанров могут сопровождаться иллюстрациями, играющими при этом подчиненную роль. Однако в случае приоритета фотографии над текстом можно говорить офотоинформации или фоторепортаже. Если в жанрах фотоинформации отражаются единичные, существенные стороны сообщаемой новости в довольно сжатой форме, то в фоторепортаже факты, события раскрываются в последовательном, развернутом изобразительно-словесном изложении, сохраняя при этом динамику повествования. Изобразительная часть фотоинформации ограничена во времени и пространстве и констатирует только факты, тогда как фоторепортаж эти факты, события показывает в развитии и более масштабно. Автор выбирает наиболее существенные картины действительности для обобщения, сопоставлений, выводов. Художественный вкус, чутье, быстрая реакция в отборе, оценке и фиксации факта, умение концентрировать внимание на главном помогают создать такой фоторепортаж, который способен воздействовать на читателя. Работа над фоторепортажем требует овладения приемами воздействия языком, как зрительных образов, так и словесных.

Итак, репортаж –в высшей мере оперативный жанр, к которому обращаются журналисты, когда хотят рассказать о происходящем событии в момент его совершения изобразительными средствами (звуковая, визуальная выразительность, если это радио- или телерепортаж), дать живую картинку. Репортаж отличается динамикой изложения, наглядностью, «эффектом авторского присутствия»: журналист - обязательный участник или очевидец происходящего.

Динамичность репортажа предполагает энергичный зачин, быстроту действия. Концовка- это сжатое, лаконичное выражение мысли, вывод. Жанр включает монолог автора и комментарий очевидцев. Используются различные стилистические средства для показа движущегося фона события. Личность автора- основное связующее звено.

Образная картинка - обязательный элемент репортажа: описание местности, где происходит действие, присутствующих людей, погоды. Репортаж может включать интервью с очевидцами. Репортажи о крупных, многоплановых событиях ведутся несколькими журналистами.

Задача репортажа- не только воссоздать картину события, но и вызвать у читателя ( слушателя, зрителя) определенные чувства и отношение к событию. К заметке все же ближе будет такой жанр, как хроника. Хроника –это краткое, как деловая телеграмма, сообщение. Из всех литературных форм журналистского текста хроника меньше всего похожа на произведение. Подчеркнуто оперативно подается только сам факт, без описания подробностей. Как правило, это новость одной строки, не имеющая заголовка, но даваемая в подборке под рубрикой. Объединением нескольких сообщений в хроникальную подборку усиливает воздействие хроники. Достоинство жанра- точный выбор факта, события; предельная лаконичность, экономия речевых средств. Хроника концентрирует в себе суть масштабного события или происшествия.

И все же, все информационные жанры объединены такими качествами, как новизна и актуальность факта и оперативная его подача. Различают 2 способа подачи краткой новости. Жесткий, когда идет информация о событии, сенсации, и мягкий, когда информация оживлена подробностями и деталями. Искусство состоит в том, чтобы дать аудитории ответы на такие вопросы как: кто? что? где? когда? почему? зачем? в предельно ограниченном газетном пространстве. С этой целью к «перевернутой пирамиде» или « опрокинутому треугольнику», когда начинают с наиболее значимого факта ( с основания пирамиды), а остальные факты располагают по степени убывания значимости и интереса. А чтобы привлечь читателя, вызвать любопытство и интерес к заметке, начинать следует с лида, освещающего главную тему. Американская учебная литература рекомендует при подготовке «жесткой» новости применять различные виды лидов:

Лид «одного элемента». Используется в том случае, если в новости есть очень сильные элемент, который следует выделить (все сосредоточено на имени, или на итоге, или на времени происшествия и т. д. );

Лид-обобщение. Используется, если в информации присутствует несколько одинаково важных элементов (равное внимание к персоне и действию);

Лид- «вешалка». Практически исчерпывает новостной материал. Автор «навешивает» на первый абзац ответы сразу на все вопросы (что редко бывает оправдано, подчас приводит к сумбурному, хаотичному лиду);

Лид- немедленная идентификация. Используется в случае, когда лицо само по себе не является важным, но стало таким в результате совершенных действий (например, убийства); Лид- «одиночный выстрел». Применим, когда предмет сообщения (главная новость) может быть очень краток, афористично обозначен, например «Переговоры состоятся- это решено»; Лид- комментарий. Новости зачастую выглядят объективно, но содержат попутный комментарий журналиста, если в фразах попадаются вводные слова и оговорки («однако», «несмотря на...», «хотя но...» и т. д. ) Иногда лидом-комментарием является комбинированный лид, в одной фразе совмещающий ответы: «Кто почему? », «Что почему? », «Что как? ». Например: «С огромным трудом преодолев…», «Признавая на словах…» или « Сжег себя, протестуя…».

Лид-каламбур, или игровый лид. Обычно встречается на страницах популярной развлекательной прессы и в местных изданиях. В основе подобных лидов–название фильмов, телепередач, имена «звезд», просторечные обороты (например: «молодая красавица, жена создателя передачи «Алло! Алло! » Джереми Ллойда угрожает сказать ему «Пока! Пока! »).

Лид-рассказ. Используется, если необычность происшествия может быть показана через краткую хронологию событий. Иногда перечню фактов предшествует краткое обобщение. Для «мягких» новостей –занимательных, но не особенно оперативных, со спокойным течением событий рекомендуются иные лиды, не столь четкие, но зато интригующие, дразнящие воображение читателя, подготавливающие восприятие.

    Повествовательный лид или лид «рассказ»;

Контрастный лид (лид-контраст). В первом абзаце сталкиваются старое и новое, «вчера» и «сегодня», разные обстоятельства, сопутствующие действию.

Лид - «стаккато». Это ряд коротких, отрывистых, «телеграфных» фраз-полунамеков, отдельных элементов смысла. Недосказанность лида-«стакатто», поддразнивание читателя часто используется в массовой прессе.

Направленно адресованный лид . В первом абзаце текста содержится прямое обращение к читателю («вы», «ваше» и пр. ).

Лид-вопрос. Форма вопроса может быть открытая (с вопросительным знаком на конце), так и приглушенная.

Лид-цитата. Первый абзац начинается с открытых кавычек. Эта форма захода более распространена в европейской (например, французской), нежели американской прессе.

Лид-каприз. Творческий вариант лида, часто ироничный, обыгрывающий ситуацию. Кроме краткой и расширенной хроники (новости) к вышеназванному жанру можно отнести критическую заметку и реплику. Иногда факт комментируется в фельетонной манере (сатирическая заметка).

Отчет, существовавший долгое время в форме устных сообщений, докладов царям, императорам, населению о собраниях, парламентских заседаниях с появлением газет перекочевал на их страницы. Будучи важнейшим жанром в петровских «Ведомостях», он нередко используется и в современной журналистике. Отчет представляет собой развернутое информационное сообщение о каком-либо серьезном общественном мероприятии. Отчет содержит изложения «сценария» действия. Отчеты пишутся о церемониях открытия и работе различных съездов, собраний, конференций, фестивалей, о выставках, спортивных соревнованиях и т. д. Особенностью отчетов является то, что в них всегда акцентируется внимание на участниках, их выступлениях, действиях, но не на обстановке события. Как в репортаже. Своеобразие отчета, как жанра , заключается в том, что журналист должен подробно описать мероприятие, дать читателю как можно больше информации о развитии события.

По характеру подхода к освещаемому материалу отчет может быть общим или тематическим, а по цели и особенности изложения - информационным (речи, события, факты передаются последовательно) или аналитическим(внимание концентрируется на конкретном аспекте, дается оценка, комментарий случившегося). Если в информационном отчете, отображая внешнюю сторону предмета, сообщают о ходе собрания, информируют, кто выступил, что сказал, и как это было воспринято аудиторией, то аналитический отчет отображает внутреннюю связь докладов, речей, выступлений. Его задача не просто информировать аудиторию о ходе собрания, но и показать, насколько связаны суждения, выводы, предложения выступавших с проблемами и явлениями реальной жизни, региона или страны. Журналист объясняет причины данной проблемы, ситуации, явления, процесса (отчет-объяснение), прогнозирует их развитие, предлагает программу действий ( отчет-программа). При работе над отчетом следует помнить о таком важном его свойстве, как оперативность, злободневность. Это главное в данном информационном жанре.

Интервью, как жанровая форма обозначает диалог журналиста с человеком, представляющим интерес для определенной аудитории, причем журналист может не ограничиваться лаконичными вопросами, а спорить с собеседником, комментировать его ответы. Задача интервью - сообщить новость, повлиять на общественное мнение, которое в силу каких-то особых причин важно для читателя.

Интервью-монологпредставляет собой ответы интервьюирующего на вопросы, предложенные журналистам в преамбуле материала. Такое интервью часто бывает проблемным. Содержание беседы передается полностью.

Интервью-диалог –вид жанра интервью, в котором приводится суждение «партнеров», журналиста и его собеседника в равной мере интересных аудитории.

Интервью-беседа –наиболее традиционный вид. Изложение беседы содержит лишь наиболее существенные ее черты. Причем ответы собеседника журналист может пересказать своими словами.

Интервью-полилог –своеобразная форма беседы, в которой задействовано несколько журналистов и респондентов. Характеризуется максимальным количеством собеседников с одной или другой стороны.

Интервью-сообщение- интервью в сокращенном варианте, где представлены наиболее значительные фрагменты разговора.

Интервью-зарисовка – вид интервью, в котором реплики собеседника журналист сопровождает описанием его манеры поведения, стиля одежды, выражение лица и т. п. Здесь журналист стремится к эмоциональности изложения.

Жанр интервью требует соблюдения многих этических тонкостей во взаимоотношениях журналиста и интервьюируемого.

Наиболее сложный вид интервью - проблемное. Это своеобразный спор , напряженный диалог, острый поединок. Сама спорность высказываний мысли может нести дополнительную информацию.

Охарактеризовав основные информационные жанры, обратимся теперь к аналитическим.

    3. Аналитические жанры

Основное требование к аналитическим жанрам- взвешенность фактов, доказательность выводов и четкая авторская позиция.

В ходе исследования действительности журналист очень часто ставит перед собой задачу, связанную с определением будущего. Такая задача называетсяпрогнозированием. В журналистике формируются прогнозы разных видов. Нередко журналист прогнозируя развитие события опирается не только на вполне достоверные положения, но и на вероятностные- высказываетпредположения. Одним из основных представителей этой группы жанров является корреспонденция. Жанр, в котором На конкретном материале , взятом в сравнительно нешироком масштабе, в аналитическом плане разрабатывается актуальная тема, решается определенная проблема.

В зависимости от способа подачи материала корреспонденция может быть: Информационной - сообщения зарубежный корреспондентов, рассказ о новом явлении, научном открытии, производственном опыте;

Аналитической - корреспонденция вскрывает причины описываемого явления. Чаще всего она, в отличие от информационной, критического плана.

Важнейшим аналитическим жанром, позволяющим обстоятельно, глубоко, по научному трактовать проблемы социальной действительности, осмысливать их и обобщать теоретически, является статья. Масштабные выводы предъявляются характеристикой фактических данных и ситуаций, рассмотренных в совокупности. Если в корреспонденции все строится на факте, то в статье факты играют иллюстративную роль. Здесь важны четкость позиции автора и четкость его концепции. Есть несколько видов статей: фоновая, редакционная, проблемно-постановочная, теоретическая, критическая. Статьи можно классифицировать и по тематическому признаку: об экономике, политике, этике, международных событиях, искусстве. Фоноваястатья предполагает искренний, доверительный тон. Внутри - монолог. При этом требования к фоновой статье - четкость формулировок и обязательно живость языка.

Редакционная статья –ее задача заключается в том, чтобы не только подчеркнуть насущное, злободневное, но и дать ориентиры в оценке происходящего.

Проблемно-постановочный вид статьи требует особой системы авторской аргументации, применение логических доказательств, использование средств убеждения читателя.

Теоретическаястатья раскрывает связь теоретических явлений и социальной практики, выдвигает и доказывает их правильность. Здесь важно соотношение логических и эмоциональных приемов убеждения, правильно выбранный тон, придуманное использование полемических приемов, сосредоточенность на центральной идее. На радио и телевидении применяется такой вид модификации статьи, как публицистический комментарий на международные, экономические, политические, , юридические, финансовые , нравственные проблемы.

В последнее время многие газеты используют подачу материала, как колонка. В публицистике существует даже такой раздел– колумнистика. Главное требование к колонке- она должна выражать одно мнение. Рецензия- аналитический жанр, в котором критикуется, дается оценка художественного или научного произведения, общественно-политической или технической литературы, театральных постановок, кинофильмов, телепередач и др.

Современный газетно-журнальный обозреватель обычно рассматривает развитие события во времени, нередко от зарождения до завершения. Поэтому образно «обозрение» можно назвать «панорамой событий». Обозрения могут быть внутренними и международными, еженедельными, месячными и годичными, информационными или аналитическими, сельскохозяйственными, литературными, газетными. Главное назначение обозрения как публицистического жанра состоит в том, чтобы на основе определенной совокупности типичных, характерных фактов современности воссоздать обобщенную картину реальной действительности, выражающую ведущие тенденции и закономерности ее развития.

Обзор печати- также аналитический жанр, рецензирующий прессу . Задача которого- обобщить опыт работы СМИ. Обзоры обычно помещаются на внутренних полосах газеты. Они содержат критические замечания, советы, рекомендации. Обзоры подразделяются на тематические, общие и информационные.

Проанализировав и дав краткую характеристику аналитическим жанрам, перейдем к рассмотрению художественно-публицистических жанров.

    4. Художественно-публицистические жанры

Конкретный, документальный факт в этих жанрах, как бы отходит на второй план уступая место впечатлению автора от факта, его оценке, авторской мысли. Основные представители здесь–очерк и зарисовка, отражающие положительные явления, а также сатирические жанры: фельетон, памфлет.

В небольшой зарисовке органически переплетаются черты, признаки информационных и художественно-публицистических жанров, оперативный газетный жанр и разновидность очерка–этюд, эскиз с натуры. Она повествует вроде бы о незначительном событии, но изображает его зримо, наглядно, ярко.

Очеркпозволяет наглядно, ярко, доходчиво, оперативно откликнуться на событие, раскрыть образ интересного человека, дать портрет коллектива, рассказать о быте, нравах, обычаях людей региона, своей и других стран.

В проблемном очеркечеловек остается как бы на втором плане, автор прежде всего анализирует важную проблему в ее конкретных проявлениях, действиях отдельных людей и коллективов. Осмысление большого количества фактов, синтез разнообразного материала позволяет публицисту вести масштабный разговор по актуальным вопросам. Научно-популярный очерк ставит целью рассказать о научной проблеме глубоко и доказательно, но вместе с тем доходчивым языком, доступно и популярно. Путевой очерк –один из старейших видов художественной публицистики- первоначально развивался в литературе и рассказах «бывалых людей. »

Сатирические жанры строятся на широком использовании иронии, сарказма, сатиры, поэтому важно различать это понятие, сопоставлять их с юмором. Юмор и сатира –это комическое, применяемое в различных целях. Сатира, есть использование комического для критики общественно вредных явлений. В других случаях использование комического будет юмором.

Если критическая заметка в газете сообщает о конкретном факте, указывает виновников, точный адрес, то в сатирической заметке добавляется ироничный комментарий.

На иронии строится и фельетон- сатирический художественно-публицистический жанр, вскрывающий комическую суть отрицательных фактов и явлений действительности. Если исходить из газетной практики, то точнее было бы следующее определениежанра фельетона- сатирический жанр публицистики, полемически насыщенный, своими специфическими средствами вскрывающий суть отрицательного явления, факта, построенный на литературно-художественных образах.

Памфлет- произведение обличительного характера, в котором сатирическое начало составляет сарказм, патетика и гневная экспрессивность, а публицистическое–злободневность, оперативность, документальность, крупномасштабный объект обличения. Памфлет –редкое событие в литературе и журналистике. Из современных публицистов с памфлетами часто выступал журналист-международник «Известий» Мэлор Стуруа, который в центр мировых событий ставил конкретных деятелей. Сегодня памфлеты практически исчезли, да и фельетоны стали редкостью.

Итак, более подробно, мы, с помощью господина Ворошилова В. В. , охарактеризовали художественно-публицистические жанры журналистики.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, рассмотрев и попытавшись кратко охарактеризовать основные жанры журналистики, а также вначале дать определение самому понятию «жанр», мы можем придти к определенным выводам.

Несмотря на то, что многие исследователи вообще отрицают понятие жанра, не видят в нем надобности, и создают свои классификации видов журналистского творчества, устоявшаяся классическая дифференция жанров имеет право жить. Она не мешает, а лишь помогает автору определиться со стилями, упорядочивает его работу, тем самым ее облегчая.

Конечно, времена меняются, меняются люди, а следовательно и стили письма. Многие, популярные несколько лет назад, жанры утратили свой блеск или совсем исчезли со страниц современных газет, из теле- и радиоэфиров. Но это не значит, что они вовсе канули в лету. Просто на них прошла мода, но, как известно, эта капризная особа любит возвращаться.

    Нет сейчас и четкой границы между сохранившимися жанрами.

В последнее время идет обогащение содержания и характера, форм материалов. Информационные жанры сопровождаются комментарием, они приобретают более аналитичный характер. Жанровая палитра пополняется новыми разновидностями материалов. В некоторых изданиях регулярно стала появляться новая рубрика « Журналистское расследование2, которое можно назвать жанровой разновидностью в силу специфики его подготовки (сопоставление поведения людей в расследовании, выдвижение журналистских версий, привлечение в текст элементов репортажа, корреспонденции, очерка, использование документов и т. д. ). Элементы других жанров можно заметить и в традиционных жанровых материалах. Например, корреспонденции с целью придания ей живости может начинаться с зарисовки или «репортажного» кусочка.

Но тем ни менее, несмотря на все произошедшие изменения, знать о существовании классической теории жанров и хорошо в ней разбираться должен каждый журналист, даже не воспринимающий ее как истину в последней инстанции.

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
    1. Ворошилов В. В. Журналистика: Учебник. - СПб. , 1999

2. Корконосенко С. Г. Основы теории журналистики. – СПб. , 1995г

3. Мельник Г. С. , Теплягина А. Н. Основы творческой деятельности журналиста. – СПб. , 2001

    4. Основы творческой деятельности журналиста. Учебник– 2000

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты