НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Война в воздухе: авиация в период второй мировой войны ТБ-7. Бомбардировка Берлина
Война в воздухе: авиация в период второй мировой войны ТБ-7. Бомбардировка Берлина
МГТУ им Баумана
Война в воздухе:
авиация в период второй мировой войны
ТБ-7
Бомбардировка Берлина
Студент
Усанов Алексей Владимирович
Группа
СМ 8-22
Москва 2005 г.
Март
Введение
Я выбрал эту тему,
потому что мне нравится авиация в принципе, а в данной теме можно рассказать о
стратегическом бомбардировщике ТБ-7 и его возможностях на примере бомбардировки
Берлина в 1941г.
Перед самым началом войны
Сталин мог
предотвратить войну.
Одним росчерком
пера.
Возможностей было
много. Вот одна из них.
В 1936 году в
Советском Союзе был создан тяжелый скоростной высотный бомбардировщик ТВ-7.
Выдающиеся
качества ТВ-7 были доказаны западным экспертам осенью 1941 года. Ожидалось
прибытие советской правительственной делегации во главе с В.М. Молотовым в
Великобританию и США. Предполагалось, что единственно возможный его маршрут
через Сибирь и Аляску. Но Молотов на ТВ-7 полетел из Москвы в Великобританию
прямо над оккупированной Европой. Необходимо вспомнить, кто господствовал в
воздухе осенью сорок первого, чтобы полностью оценить степень доверия
советского руководства этому самолету, Попади Молотов в лапы Гитлеру – и не
избежать громкого процесса где-нибудь в Нюрнберге. И всплыли бы преступления
интернационал-социализма, которые могли потрясти мир на много веков. И
открылось бы, что интернационал-социализм творит не меньшие злодеяния, чем его
кровавый брат национал-социализм, что оба вполне достойны нюренбергской скамьи.
Но Молотов не
боялся попасть на скамью подсудимых. И Сталин, отпуская Молотова, не боялся
процесса над своим режимом: Молотов летит не на чем-нибудь, а на ТБ-7! О чем же
волноваться? И ТБ-7 не подвел. Он пролетел над Европой, погостил в Британии,
слетал в Америку и вернулся тем же путем, еще раз безнаказанно пролетев над германскими
владениями. В 1942 году Молотов вновь летал над Европой и вновь вернулся
невредимым. После войны советская правительственная комиссия провела анализ
действий германской системы ПВО во время этих полетов Молотова. Выяснилось, что
в полосе пролета истребители на перехват не поднимались, на зенитных батареях
тревога не объявлялась, постами наблюдения ТБ-7 не регистрировался. Проще
говоря, германские средства ПВО не только не могли перехватить ТБ-7, но даже не
смогли обнаружить его в своем воздушном пространстве.
Полковник (в те
времена - капитан) Э.К. Пусеп, много раз водивший ТБ-7 над оккупированной
Европой (не только с драгоценным телом Молотова), рассказывал: «Зенитка достает
такую высоту не очень-то прицельно: можно сказать, почти на излете. Истребитель
там тоже вроде сонной мухи. Кто мне чего сделает?»
Итак, задолго до
войны в Советском Союзе был создан НЕУЯЗВИМЫЙ бомбардировщик и подготовлен
приказ о выпуске тысячи ТБ-7 к ноябрю 1940 года. Что оставалось сделать?
Оставалось
написать под приказом семь букв: И. Сталин.
Этот приказ
позднее был подписан, но потом отменен, опять подписан и потом опять отменен. В
итоге когда началась война, Сталин окончательно подписал приказ на серийный
выпуск ТБ-7, но было уже поздно. За все время было выпущено 11 стратегических
бомбардировщиков ТБ-7, да и те поначалу были без пятого турбо нагнетающего
двигателя.
Когда первые ТБ-7
летали на недосягаемых высотах, конструкторы авиационных держав мира уперлись в
невидимый барьер высоты: в разреженном воздухе от нехватки кислорода двигатели
теряли мощность. Они буквально задыхались – как альпинисты на вершине Эвереста.
Существовал вполне перспективный путь повышения мощности двигателей:
использование выхлопных газов для вращения турбокомпрессора, который подает в
двигатель дополнительный воздух. Просто в теории – сложно на практике. На
экспериментальных, на рекордных самолетах – получалось. На серийных – нет.
Детали
турбокомпрессора работают в раскаленной струе ядовитого газа при температуре
свыше 1000 градусов, окружающий воздух – минус 60, а потом – возвращение на
теплую землю. Неравномерный нагрев, резкий перепад давления и температуры –
корежили детали, и скрежет турбокомпрессора заглушал рев двигателя; защитные
лаки и краски выгорали в первом же полете, а на земле влага оседала на
остывающие детали, и коррозия разъедала механизмы насквозь. Подшипники
плавились, как восковые свечи. Хорошо на рекордном самолете: из десяти попыток
один раз не поломается турбокомпрессор – вот тебе и рекорд. А как быть с
серийными самолетами?
Искали все, а
нашел Владимир Петляков – создатель ТБ-7. Секрет Петлякова хранился как чрезвычайная
государственная тайна. А решение было гениально простым. ТБ-7 имел четыре винта
и внешне казался четырехмоторным самолетом. Но внутри корпуса, за кабиной экипажа,
Петляков установил дополнительный пятый двигатель, который винты не вращал. На
малых и средних высотах работают четыре основных двигателя, на больших –
включается пятый, он приводит в действие систему централизованной подачи
дополнительного воздуха. Этим воздухом пятый двигатель питал себя самого и
четыре основных двигателя. Вот почему ТБ-7 мог забираться туда, где никто его
не мог достать: летай над Европой, бомби кого хочешь и за свою безопасность не
беспокойся.
На языке шахмат –
при наличии тысячи ТБ-7 можно объявлять шах неприятельскому королю еще до
начала игры, а если партнер решится начать игру, – объявить ему мат после
первого же хода. Если пять тысяч тонн бомб, которые ТБ-7 могли доставить одним
рейсом, перевести на язык современной стратегии, то это - ПЯТЬ КИЛОТОНН. Это
уже терминология ядерного века. Если пять килотонн недостаточно то за два рейса
можно доставить десять. А двадцать килотонн – это то, что без особой точности
упало на Хиросиму.
Тысяча ТБ-7
равнозначна ядерной ракете, наведенной на столицу противника. Мощь такова, что
для потенциального агрессора война теряет смысл.
Предыстория ТБ-7
В начале века,
когда весь мир летал на одномоторных самолетах Россия первая в мире начала
строить самолеты двухмоторные. Мир еще не успел по достоинству оценить этот
шаг, а великий русский инженер Игорь Иванович Сикорский в 1913 году построил
первый в мире четырехмоторный тяжелый бомбардировщик «Илья Муромец». Уже в ходе
испытаний «Муромец» бьет мировой рекорд дальности. По дальности, вооружению и
бомбовой нагрузке в течение нескольких лет «Муромцу» не было равных. Он имел
самое передовое по тем временам навигационное оборудование, бомбардировочный
прицел и первый в мире электрический бомбосбрасыватель. Для самозащиты
«Муромец» имел восемь пулеметов, и была даже попытка установить на нем 76-мм
полевую пушку. Через год Россия стала ПЕРВОЙ в мире страной, создавшей
подразделение тяжелых бомбардировщиков – эскадру воздушных кораблей.
Захватив власть в
стране, коммунисты резко затормозили техническое развитие России, истребив и
изгнав миллионы самых толковых, самых трудолюбивых, самых талантливых. Среди
изгнанников оказался и Игорь Сикорский.
И все же
технический потенциал России был огромен. Вопреки террору, вопреки
коммунистическому гнету Россия продолжала оставаться лидером в области тяжелых
бомбардировщиков. В 1925 году конструкторским бюро А.Н. Туполева был создан
ТВ-1, первый в мире цельнометаллический бомбардировщик, он же – первый в мире
бомбардировщик-моноплан со свободнонесущим крылом. Весь остальной мир строил
еще только деревянные бомбардировщики-бипланы. Уже в ходе испытаний ТБ-1 бьет
два мировых рекорда. В короткий срок было построено 218 ТБ-1, и это тоже своего
рода рекорд. Это в несколько раз больше, чем во всех остальных странах мира
вместе взятых. По мере выпуска самолетов, формировались эскадрильи, полки,
бригады.
А Туполев в 1930
году выдает еще более мощный бомбардировщик: ТБ-3 – первый в мире
четырехмоторный моноплан со свободнонесущим крылом. Среди самолетов мира, как
военных, так и гражданских, ТБ-3 был самым большим. Таких самолетов никто в
мире не имел не только в производстве, но даже в проектах. А Туполев уже в 1933
году начинает эксперименты по Дозаправке ТБ-3 в воздухе. На ТБ-3 было
установлено несколько мировых рекордов, включая высотные полеты с грузами 5, 10
и 12 тонн. Схема ТБ-3 стала классической для этого класса самолетов на многие
десятилетия вперед. Поражает скорость выполнения заказа: выпуск доходил до трех
ТБ-3 в день.
Советская
промышленность бьет свой собственный рекорд – в короткий срок выпускает 818
ТБ-3. Здесь уже не обойдешься полками и бригадами. 23 марта 1932 года Советский
Союз первым в мире начинает формирование тяжелых бомбардировочных корпусов. В
январе 1936 года создается первая в мире авиационная армия, в марте – вторая,
чуть позже – третья. Никто тогда не имел ни авиационных армий, ни даже корпусов
стратегической авиации.
Флот в тысячу
тяжелых бомбардировщиков – это мечта стратегов, и она впервые была воплощена в
Советском Союзе.
Но это не все:
планировалось перевооружить три авиационные армии новейшими бомбардировщиками и
дополнительно развернуть еще три армии в Белорусском, Киевском и Ленинградском
военных округах.
Пока ТБ-3 учился
летать, пока его только «ставили на крыло», около десятка конструкторских бюро уже
включились в жестокую схватку за новейший стратегический бомбардировщик,
который потом должен заменить тысячу туполевских ТБ-1 и ТБ-3.
Сам Туполев
предлагает семимоторный «Максим Горький». Самолет появляется на парадах,
потрясая толпу своими размерами, и только немногие знают его настоящее название
– ТБ-4.
Павел Сухой
предлагает одномоторный сверхдальний бомбардировщик ДБ-1 с невероятно большим
размахом крыльев. Самолет (под другой маркой) совершил несколько полетов через
Северный полюс в Америку. Америка в восторге встречает советских
героев-летчиков, не понимая, что идут испытания экспериментального
бомбардировщика.
А Сергей Козлов
предлагает двенадцатимоторный «Гигант», способный поднимать несколько десятков
тонн бомб или перебрасывать в тыл противника десантные подразделения с любым
тяжелым оружием, включая и танки.
Удивительны и
проекты К.А. Калинина. Виктор Болховитинов предлагает тяжелый бомбардировщик
ДБ-А. По виду и характеристикам – новый самолет, но это просто коренная
переработка туполевского ТБ-3. Классический пример того, как с минимальными
затратами на базе старого самолета создать новый. ДБ-А бьет сразу четыре
мировых рекорда. Это – новейший самолет, но его могут выпускать те же заводы,
что выпускают ТБ-3, без перестройки производственного цикла, без смены
оборудования, без нарушения устоявшихся технологических процессов, без
переучивания рабочих и инженеров, без обычного в таких случаях снижения
количества выпускаемых самолетов и даже без переучивания летчиков, техников и
инженеров стратегической авиации. Если время поджимало, можно было пустить ДБ-А
в серию и к началу Второй мировой войны полностью обновить флот стратегической
авиации.
Но тут появилось
настоящее чудо – ТБ-7 Петлякова. ТБ-7 затмил все предыдущие марки самолетов.
К моменту его
создания производство тяжелых бомбардировщиков в Советском Союзе было отлажено,
как производство автомобилей у Генри Форда. Смена модели – процесс болезненный,
но это проще, чем создавать новое дело на пустом месте.
Основное их
вооружение – ДБ-ЗФ. Это великолепный бомбардировщик, но это не стратегический
бомбардировщик. Еще оставались на вооружении ТБ-3. Их можно было использовать
как транспортные самолеты, но как бомбардировщики они устарели. А ТБ-7, как мы
уже знаем, было только одиннадцать. Этого количества было недостаточно даже для
одной эскадрильи.
Но Сталину не
нужны не только ТБ-7, но и командиры, доказавшие умение летать на тяжелых
бомбардировщиках.
Кажется, нет такой
ситуации, в которой ТБ-7 могли бы оказаться лишними.
Если Сталин
намерен предотвратить Вторую мировую войну, а сам рассчитывает остаться
нейтральным, тогда ТБ-7 очень нужны – как гарантия нейтралитета.
Сталин восемь раз
меняет свое решение на прямо противоположное о серийном производстве ТБ-7.
Отказ от ТБ-7 – это самое трудное из всех решений, которое Сталин принимал в
своей жизни. Это самое важное решение в его жизни. Отказ от ТБ-7 – это самое
важное решение, которое кто-либо принимал в XX веке. Вопрос о ТБ-7 – это вопрос
о том, будет Вторая мировая война или не будет. Когда решался вопрос о ТБ-7,
попутно решалась и судьба десятков миллионов людей... Соображения Сталина
понятны, когда четыре раза подряд он принимал решение о серийном производстве
ТБ-7.
Технические характеристики и описание ТБ-7
Схема: цельнометаллический моноплан
Достоинства: мощное вооружение, высокая скорость, большая бомбовая
нагрузка
Недостатки: недостаточный потолок
Имеющемуся на тот
день ТБ-3 сделали некоторые улучшения: обшивка стала гладкой, шасси убиралось,
а из-за отсутствия двигателей, которые могли бы обеспечить бомбардировщику
должную высотность, решено было установить к имеющимся четырем двигателям
пятый, вспомогательный, вращавший центробежный нагнетатель, который по
проложенным трубопроводам нагнетал воздух в цилиндры основных двигателей и тем
самым повышал высотность двигателей. 1936 год 27 декабря состоялся первый полет
АНТ-42 (с выключенным АЦН), 11 августа 1937 г. был выполнен полет с четырьмя
двигателями АМ-34ФРН по 930/1200 л. с. (самые мощные советские двигатели в то
время) и одним двигателем М-100 в 850 л. с. с включенным АЦН. В результате
самолет показал скорость 403 км/ч на высоте 8000 м. Получилось, что скорость
бомбардировщика, превышая скорости иностранных аналогов, вплотную приблизилась
к лучшим истребителям тех лет. Самолет был запущен в серию под именем ТБ-7 и
начал производиться в 1940 году (после гибели Петлякова в 1942 году самолет был
переименован в Пе-8). На ТБ-7 устанавливали сначала АМ-34ФРНВ, затем АМ-35А
конструкции Микулина (на них планировалось устанавливать турбокомпрессоры, но
это так и не было сделано), а после прекращения их выпуска ТБ-7 комплектовали
двигателями М-82 Швецова. Выпускались и варианты с дизелями М-40, но вскоре их
перестали использовать из-за невысокого качества. По летным данным наш
бомбардировщик практически не уступал американским B-17 и B-25 Liberator, имея
только меньшую высотность.
Широкому
производству ТБ-7 препятствовало недостаток дюралюминия во время войны, а также
неясность вопроса использования стратегического бомбардировщика. Тем не менее,
изготовленные экземпляры активно использовались. К сожалению, было произведено
всего 93 экземпляра ТБ-7 и Пе-8, бывшего самым совершенным советским дальним
бомбардировщиком.
Сводная таблица технических характеристик ТБ-7 (Пе-8)
|