рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Геофизические исследования в океанах и морях

Геофизические исследования в океанах и морях

Геофизические исследования в океанах и морях

До начала 60-х гг. геофизические исследования в деятельности Гидрографической службы ВМФ носили ограниченный, эпизодический и главным образом научно-экспериментальный характер.

Началу широкомасштабного и планомерного изучения Военно-Морским Флотом геофизических полей Земли, в первую очередь гравитационного и магнитного, способствовали следующие два фактора: появление советского атомного подводного флота и запуск искусственных спутников Земли.

С созданием атомных подводных лодок, способных совершать автономное плавание подо льдами Арктики, потребовалось в кратчайший срок произвести картографирование Арктического бассейна, до этого наименее изученного. Благодаря высокой степени корреляции между стационарными геофизическими полями и рельефом дна было решено применить геофизические способы исследования рельефа, привести аэромагнитную съемку и сейсмозондирование, что позволяло за короткий период максимально охватить наибольшую площадь изучаемой акватории, выявить наиболее характерные крупные формы рельефа дна и в результате рационально спланировать подробность точечных промерных работ со льда эхолотами.

Запуск искусственных спутников Земли и появление баллистических ракет вызвали необходимость расчета траекторий их полета, что в значительной степени определялось знанием с высокой точностью параметров гравитационного поля Земли на всей поверхности планеты для существенного уточнения ее формы и размеров и правильного выбора единой геоцентрической системы координат. Измерение ускорений силы тяжести в морях и океанах (на 71% площади всей поверхности планеты) могло быть осуществлено только путем широкомасштабного проведения морских гравиметрических съемок (надводных, подводных, донных, ледовых).

Очевидно, что обе проблемы по масштабности, трудоемкости, оперативности и сложности разрешения требовали концентрации больших усилий и затрат на государственном уровне.

После принятия соответствующих правительственных постановлений и решений был разработан ряд междуведомственных программ и планов, среди которых наиболее важными стали пятилетние планы Мировой гравиметрической съемки, объединявшие силы и средства Министерства обороны (Гидрографической службы ВМФ и Военно-топографической службы ВССССР), Главного управления геодезии и картографии при Совете Министров СССР, Министерства геологии СССР, Академии наук СССР и других ведомств.

Так как история развития исследований гравитационного и магнитного полей в морях и океанах различается по срокам, то представляется целесообразным рассмотреть ее раздельно по этим двум полям.

Исследования гравитационного поля

Развитие гравиметрических исследований в Советском Союзе характеризовалось широким размахом и плановостью работ, координируемых в масштабах страны. Первые гравиметрические съемки начались при поддержке Совета Труда и Обороны уже в 1921г. в районе Курской магнитной аномалии. По мере развертывания теоретических и прикладных научных исследований выявлялась тесная связь гравиметрии с геодезией, геологией, океанографией и другими дисциплинами.

В 1927г. сильное Крымское землетрясение полностью разрушило Ялту. Выясняя причины сейсмичности Крыма, доцент Московского государственного университета (МГУ) Л.В.Сорокин в 1928-1929гг. выполнял гравиметрическую съемку на полуострове и пришел к выводу о необходимости продолжить измерения в море. В июле-сентябре 1930 г. на Черном море он произвел первые в отечественной практике экспериментальные измерения ускорения силы тяжести с подводной лодки. Эксперимент завершился успешно, и в дальнейшем Сорокин выполнил съемки с подводных лодок в Черном (1933-1935), Японском (1937), Охотском (1937) и Баренцевом (1947) морях [132, 134, 135]. Его измерения отличались достаточно высокой точностью: как показали современные гравиметрические работы, систематическая погрешность съемок Сорокина не превышала 2мГал, а средняя квадратическая — ±10мГал [51].

В 1932г. начались работы в соответствии с правительственным Постановлением об организации общей гравиметрической съемки СССР. Для решения поставленной задачи в МГУ началась подготовка специалистов по гравиметрии, а в Центральном научно-исследовательском институте геодезии, аэрофотосъемки и картографии (ЦНИИГАиК) впервые в России был налажен выпуск гравиметрической аппаратуры для съемок на суше. В ходе общей гравиметрической съемки снова возник вопрос о необходимости расширения съемок на водной поверхности.

С началом первых маятниковых измерений на море с подводных лодок умами ученых завладела идея проведения гравиметрических наблюдений на борту надводных судов. Практически реализовать ее впервые удалось профессору В.В.Федынскому в 1935-1936гг. на баржах и танкерах на Каспийском море маятниковым прибором, сконструированным Л.В.Сорокиным.

Среди военных гидрографов пионером гравиметрических измерений на море являлся И.Д.Жонголович, много лет проработавший в Северной гидрографической экспедиции начальником геодезического отряда. Изучив работы Венинг-Мейнеса, он еще в 1928г. впервые в “Записках по гидрографии” высказал мысль о возможности проведения гравиметрических измерений на реках, “... поместив прибор на пароходе или еще лучше на барже” [133]. В 1935-1938гг. И.Д.Жонголович и студент ЛГУ В.X.Буйницкий провели опыты по определению силы тяжести маятниковым прибором в морях Северного Ледовитого океана во время дрейфа ледокольных пароходов “Садко” и “Седов” [136].

Результаты этих измерений оказались грубыми, но была доказана возможность использования надводных судов для гравиметрических работ. В связи с этим В.В.Федынский писал: “Теперь для всех ясна возможность и целесообразность надводных измерений силы тяжести, но в свое время среди геофизиков была острая дискуссия о принципиальной возможности использования надводных судов для морских измерений силы тяжести с достаточной точностью. Практика жизни подтвердила правоту “надводников” [137].

К 1939г. маятниковая съемка европейской части СССР в основном завершилась. Под руководством М.С.Молоденского в ЦНИИГАиК по материалам этой съемки впервые в мире по аномалиям силы тяжести были вычислены уклонения отвесных линий и превышения геоида для района Московской гравитационной аномалии; он разработал теорию и практику определения фигуры геоида при совместном использовании астрономо-геодезических уклонений отвеса и карты аномалий силы тяжести ( 1937).

В конце 1940-х - начале 1950-хгг. на мелководье шельфовой зоны морей и океанов геологи начали применять донные гравиметры, а в ряде научных учреждений СССР началось изучение условий и возможностей выполнения морских маятниковых измерений силы тяжести на борту судов различного водоизмещения (1948г. - Государственный астрономический институт им.Штернберга при МГУ (ГАИШ). 1951-1954 гг. - Институт океанологии АН СССР на нис “Витязь”: 1954-1955гг. — ГАИШ на судах “Слава” и “Апшерон”) [55, 138].

4 октября 1957г. впервые в истории человечества в Советском Союзе был запущен искусственный спутник Земли. При выполнении баллистических расчетов выяснилось, что имевшихся сведений о параметрах гравитационного ноля и фигуре Земли недостаточно для надежных расчетов орбит полетов искусственных спутников Земли и баллистических ракет, причем наиболее слабо были изучены акватории Мирового океана. Решение проблем геодезической гравиметрии (уточнение размеров и формы Земли, установление единой геоцентрической системы координат для всей планеты и т.п.) требовало создания равномерной систематической сети гравиметрических пунктов на всей площади Мирового океана и надежного контроля за качеством морских гравиметрических съемок, в связи с чем Гидрографическая служба ВМФ с 1961г. приступила к систематическому изучению гравитационного поля в Мировом океане.

В конце 50-х гг. в НИГШИ также начались целенаправленные исследования способов использования геофизических полей в морской навигации. В 1962—1964 гг. А. И. Сорокин теоретически обосновал метод определения места по рельефу дна с применением ЭВМ. В 1964-1967гг. под руководством Б.Г.Попова группой специалистов института (Б.А.Дегтярев, И.Г.Емельянова, В.С.Егорова, Р.Б.Семевский, Л.В.Смолина, Е.И.Чернобуров, В.Д.Чумаков и др.) были проведены исследования по использованию гравитационного и магнитного полей для морской навигации, обоснована возможность определения места судна в навигационно-геофизическом полигоне. Были разработаны основные требования к характеристикам полигонов и бортовым датчикам измерений параметров полей, методы и средства создания полигонов. В 1963-1965гг. А.Г.Герболинский, Г.А.Левит, С.Я.Рожецкий выполнили теоретические исследования и оценку влияния аномалий силы тяжести, уклонений отвесной линии, превышений геоида над референц-эллипсоидом на работу инерциальных навигационных систем. Они показали, что в определенных условиях погрешности выработки основных навигационных параметров, обусловленные “геодезическими неопределенностями”, могут быть равны или больше инструментальных погрешностей этих систем. В 1970г. Б.Е.Иванов указал на необходимость учета кривизны геоида в океане при решении навигационных задач [139, 140). В 1971г. Б.Г.Попов обосновал идею использования гравиметрических данных для обеспечения навигационной безопасности плавания, которую в дальнейшем развили И.Г.Емельянова, В.II.Леньков, С.Н.Процаенко. Специалисты института Е.А.Денесюк, И.Г.Емельянова, II.И.Малеев, Б.Г.Попов, В.Д.Чумаков и другие обосновали возможность определения скорости хода и широты места судна но гравитационному полю. В 1970-1980гг. под руководством В.Д.Чумакова был детально разработан математический метод решения задачи определения координат места в полигонах с применением бортовой ЭВМ, обоснованы критерии выбора полигонов и практически реализован способ определения места по рельефу дна и гравитационному полю совместно с разработчиками навигационного комплекса.

Научно-теоретические и экспериментальные исследования НИГШИ методически обеспечили и активизировали проведение геофизических работ на флотах. В 1964г. в экспедициях были сформированы геофизические отряды. Для оказания помощи в ускоренной подготовке высокопрофессиональных кадров в институте проводились краткосрочные учебные сборы офицеров геофизических отрядов экспедиций, в училище вводились новые углубленные программы обучения курсантов-гидрографов.

К началу 60-х гг. общее представление о геофизических полях и рельефе дна Арктического бассейна базировалось на отдельных случайных измерениях, полученных по пути дрейфа полярных станций и ледокольных судов (СП-1 в 1936-1938гг..СП-2 в 1950-1951гг., СП-3 в 1954-1955гг., “Георгий Седов” в 1937-1938гг.), а также в 1954-1959гг. при посадках самолетов на лед в период выполнения различных исследований. Активное участие в этих работах принимали и военные гидрографы Н.М.Аносов, А.Н.Воронов, Р.И.Гоноровский, Р.А.Дубовик, А.А.Мазепа, М.Ф.Перминов, А.Я.Свердлов, А.Г.Светлев, П.Н.Селиванов, А.И.Сорокин, И.В.Сытинский и др. К тому времени был открыт хребет Ломоносова, имелись отдельные наблюдения (около 500пунктов) гравитационного и магнитного полей.

В 1961г. на ледовой базе ААНИИ СП-13 была развернута первая Высокоширотная воздушная экспедиция Северного флота под руководством начальника СГЭ СФ Л.И.Сенчуры.

Результаты первых геофизических измерений были хотя и скромными, но обнадеживающими. Магнитные измерения, произведенные в 171 точке кварцевыми магнитометрами (QНМ и М-2 и магнитной вариационной станцией, выполнялись по программе абсолютного магнитного пункта. Сейсмозондирование (в 13 пунктах) осуществлялось 24-канальной сейсморазведочной станцией СС-24п. Гравиметрическая съемка (на 79 пунктах) производилась со льда во время посадок самолетов АН-2 и вертолетов МИ-4 сухопутными гравиметрами ГАК-Зм и ГАК-4м одновременно с измерениями 3-маятниковым прибором с фоторегистрацией ММП-П, размещенным в основном ледовом лагере экспедиции. Работа маятникового прибора периодически контролировалась путем привязки авиарейсами к береговым опорным гравиметрическим пунктам.

Для аэромагнитной съемки с борта самолета ИЛ-14 использовались аэромагнитометры АМ-13 и АЭМ-49. Координирование съемки обеспечивалось астрономическим (теодолит ОТ-02) и радиодальномерным (с помощью РНС“Рым”) способами.

В 1962-1963гг., благодаря результатам аэромагнитных съемок, удалось выявить предполагаемое местоположение неизвестного срединно-океанического хребта, где были зафиксированы сильные магнитные аномалии. Сейсмозондирование позволило определить генеральное направление его вероятного простирания, а экспедиция 1965г. подтвердила его фактическое наличие и частично исследовала. Это стало научным открытием мирового масштаба, что было засвидетельствовано на Втором международном океанографическом конгрессе в 1966г.

С 1962 по 1989г. Гидрографической службой ВМФ было проведено 28 высокоширотных воздушных экспедиций. Геофизическими исследованиями в разные годы руководили командиры геофизических отрядов (партий): А.М.Абакумов, С.Ф.Бойцов, Б.В.Буланов, С.Н.Гудков, К.С.Гудкович, В.Б.Детинин, Р.А.Дубовик, С.М.Еремин, П.М.Ершов, Н.Н.Замятин, Ф.В.Кузин, Ю.А.Курочкин, М.И.Криштапович, А.П.Макорта, В.А.Митюхляев, О.М.Никандров, В.В.Николайчук, В.И.Пелипко, Н.К.Тимошенко, Н.Г.Ягодницын и другие.

В марте-апреле 1969г. гидрографы Тихоокеанской океанографической экспедиции (В.И.Егоров, Е.Г.Георгов, Ю.В.Горбунов, В.Д.Мищенко и др.) выполняли аналогичные исследования на дрейфующем льду Чукотского моря (350пунктов гравиметрических измерений, 307 - магнитных, 40 -сейсмозондирований).

Достижения геофизических исследований стали возможными благодаря героическому труду полярных летчиков, таких, как В.А.Борисов, В.Ф.Брыкин, М.С.Васильев, Я.Я.Дмитриев, Ю.Г.Журавлев, Е.А.Карпов, Б.3.Ковченков, А.К.Кошман, Н.Г.Кривошеев, И.А.Левандовский, Н.И.Лысенко, Н.М.Троценко, А.Г.Халин, М.И.Шмелев и других.

С каждым годом по мере внедрения более современной геофизической аппаратуры совершенствовались способы геофизических исследований, накапливался опыт геофизического изучения Арктического бассейна, повышались квалификация и мастерство гидрографов Северной гидрографической экспедиции. Соответственно увеличивались объемы геофизических наблюдений (рекордным стал 1983г., когда были произведены наблюдения: гравиметрические — на 2491пункте, магнитные — на 2456пунктах, сейсмические — на 1008пунктах). Безусловно, столь успешному проведению геофизических исследований в большой степени способствовали научно-теоретические разработки сотрудников различных институтов (прежде всего НИГШИ, НИИГА, ЦНИИГАиК и др.): А.В.Иванова, А.М.Карасика, Ю.Г.Киселева, Г.И.Ноздрина, В.А.Литинского, А.Г.Пожарского, Б.Г.Попова, П.Н.Селиванова, О.Г.Щелованова, С.М.Щербакова и других. Вначале при проведении съемок со льда руководствовались Инструкцией по наземной гравитационной разведке Министерства геологии СССР, но она не учитывала условия работы на дрейфующем льду. В 1971г. на основе накопленного опыта и теоретических исследований ГУНиО МО [141—144 и др.] была издана Инструкция по гравиметрической съемке со льда [145].

За стойкость, мужество и достигнутые высокие результаты в ходе проведения первых арктических экспедиций ряд военных гидрографов, занимавшихся геофизическими исследованиями, были награждены орденами и медалями. Их напряженный труд, как и всех полярников, был сопряжен с постоянным риском для жизни не только во время первичных посадок самолетов на торосистый, с разводьями дрейфующий лед, но даже в короткие часы сна (как правило, не более 4-6 часов в сутки на протяжении двух-трех месяцев) в палатке, под которой в любую минуту внезапно могла образоваться ледовая трещина всепоглощающей океанской бездны.

Результаты изучения геофизических полей Земли в Северном Ледовитом океане оказались по сей день в сравнении с другими океанами наиболее достоверными и полными. Помимо общенаучного и военно-прикладного назначения они широко используются при создании различного рода геологических карт, а также при решении международно-правовых проблем обоснования внешних границ континентального шельфа России в Северном Ледовитом океане.

Особую страницу в истории геофизических исследований Военно-Морского Флота вписали гидрографы Северной гидрографической и Тихоокеанской океанографической экспедиций (ТОЭ) в дальних океанских походах на подводных лодках. Как было отмечено выше, для уточнения формы и размеров Земли требовалось проведение гравиметрических измерений на всей акватории Мирового океана. Если такие измерения с необходимой точностью и подробностью в Северном Ледовитом океане регулярно проводились с дрейфующего льда уже с 1962г., то для открытых удаленных районов Атлантического, Тихого и Индийского океанов требуемую точность гравиметрических измерений к тому времени можно было достичь только с помощью маятниковых наблюдений с подводных лодок.

Осенью 1968г. дизельная подводная лодка Тихоокеанского флота совершила длительное плавание в северной части Тихого океана. Маятниковые измерения прибором ММП-П под руководством В.П.Строева впервые выполняли в этом походе военные гидрографы В.И.Федотов (ТОЭ) и А.Г.Иевлев (НИГШИ).В результате были проведены измерения в 80пунктах по маршруту протяженностью около 10000 миль. Начало было положено, был приобретен необходимый практический опыт, который успешно использовался в следующих походах.

В 1969г. уже две дизельные подводные лодки (Северного и Тихоокеанского флотов) почти одновременно вышли в море. Их маршруты были проложены через Атлантический и Тихий океаны в Индийский. Гравиметрические партии в количестве 3-4 гидрографов на каждом корабле выполняли измерения приборами ММП-П. До 1983г. подобные походы на СФ и ТОФ совершались почти ежегодно. Всего было совершено около двух десятков походов подводных лодок, во время которых выполнено более 2000подводных маятниковых наблюдений на пунктах, равномерно распределенных но всей акватории Мирового океана. Производством измерений на подводных лодках руководили командиры гравиметрических партий: В.Л.Бачкис, В.В.Белов, Б.И.Богданов, В.П.Боровой, Б.В.Буланов, В.Б.Детинин, В.Б.Глебов, В.И.Егоров, Н.А.Замятин, В.Г.Зимичев, В.И.Зыков, В.М.Козлов, В.В.Кочегин, Ю.А.Кунреев, А.С.Лысенко, В.Д.Мищенко, М.И.Морозов, О.М.Никандров, С.М.Николаев, В.А.Покотилов, А.Г.Тихонов, В.И.Федотов, Я.В.Филиппов, Л.И.Филонов, В.П.Шанин и другие. Некоторые из них участвовали в нескольких походах, многие удостоены правительственных наград.

Еще в 1965-1966гг. Е.Ф.Кузьмин, Б.Е.Попов, И.Д.Понявин (НИГШИ) , используя экспериментальные образцы гравиметров типа ГАЛ (прототип МЕФ), доказали возможность проведения подводных гравиметрических съемок с атомных подводных лодок. Это позволило гидрографам СЕЭ (А.К.Воловину, В.А.Васильцову, В.Б.Детинину, Ю.С.Еудковичу, Н.М.Кузьмину, В.В.Николайчуку, В.И.Лемешеву, В.С.Прохорову, Ю.Е.Рожкову, И.В.Седову, А.В.Чичаеву, М.А.Эльгорту и другим) в походах на атомных подводных лодках подо льдами Арктики совместить проведение маятниковых наблюдений и гравиметрических измерений. Благодаря площадным съемкам удалось существенно детализировать информацию о характере гравитационного ноля на отдельных участках и значительно уточнить результаты дискретных съемок со льда. Особенно ценной была эта информация в аномальных и высокоградиентных районах рифтовых зон, а также на кромках ледовых полей, где из-за сильных подвижек льда выполнить необходимые измерения авиадесантным способом не удавалось.

В 1966г. гидрографы ТОЭ (Н.В.Безруков, В.И.Егоров, Е.А.Свинаренко и др.) под руководством геологов первыми в Гидрографической службе ВМФ выполнили комплексные геофизические исследования (электроразведка, гравиметрическая и магнитная съемки) с борта гидрографических судов “Охотск” (судовые маятниковые измерения прибором ММП-П), “Румб” (43пункта донной гравиметрической съемки) и “ЕС-68” в Пенжинской губе Охотского моря. Два года спустя донную съемку начали гидрографы-североморцы (Р.А.Дубовик, В.И.Зыков, В.П.Метлюхов, О.А.Сухих и др.) с гису “Буйреп” у острова Кильдин в Баренцевом море (52пункта).

В дальнейшем из-за малой производительности и большой трудоемкости донная гравиметрическая съемка, несмотря на сравнительно высокую точность, выполнялась, как правило, для стыковки сухопутной и морской надводной съемок в стесненных для плавания мелководных прибрежных районах в основном на Северном флоте.

Систематические судовые гравиметрические измерения гидрографы Атлантической океанографической экспедиции (АОЭ) начали в 1967г., СГЭ — в 1969г., ОЭЧФ — в 1970г., а ТОЭ — в 1975г. после появления первых образцов набортных морских гравиметров. Проведение морских судовых маятниковых измерений было возможным только при незначительном волнении моря (не свыше 2баллов), то есть во время стоянки судов у причалов, на якоре или при небольшом дрейфе, например во льдах. Поэтому они были малоэффективны и служили, благодаря сравнительно высокой точности измерений приращений силы тяжести, средством для эталонирования морских набортных гравиметров.

До 70-х гг. судовые маятниковые измерения выполнялись приборами ММП-П. В 1971г. они были заменены серийно выпускаемыми автоматизированными маятниковыми приборами АМП-1. В конце 80-хгг. их сменили демпфированные маятниковые приборы ПДМ.

Развитие морских гравиметров шло по пути разработки высокочувствительных датчиков и гиростабилизированных платформ для них. До середины 80-хгг. на судах Гидрографической службы ВМФ наиболее широко использовался морской гиростабилизированный гравиметр с фоторегистрацией МГФ. С вводом в действие отечественной спутниковой навигационной системы и нового автоматизированного морского гравиметрического комплекса МГК точность гравиметрических съемок в открытом океане повысилась в два-три раза при одновременном увеличении ее производительности.

Наряду с названными гравиметрами применялись (в основном в начальный период как экспериментальные образцы) различные гравиметры зарубежного производства (ТССГ-67, 085-2, КСС-5), а также отечественные (ГМН-К, ГМН-72 и др.).

До середины 70-хгг. судовые гравиметрические измерения проводились, как правило, попутно с промером на отдельных маршрутах в соответствии с изданными ГУНиОМО в 1971г. инструкциями по морской гравиметрической съемке, использованию маятникового прибора АМН-1 и гравиметра МГФ (Б.X.Ганеев, В.С.Егорова, А.Г.Иевлев, А.В.Иванов, Б.Г.Попов, С.М.Щербаков, В.Н.Хоробрых) [146-148].

Основные объемы площадных гравиметрических съемок были выполнены, начиная с середины 70-хгг., на океанографических исследовательских судах большого водоизмещения: “Абхазия”, “Аджария”, “АкадемикКрылов”, “АдмиралВладимирский”, “АндрейВилькицкий”, “Башкирия”. “ВасилийГоловнин”, “ВладимирКаврайский”, “ИванКрузенштерн” “ЛеонидДемин”, “ЛеонидСоболев”, “СеменДежнев”, “ФаддейБеллинсгаузен”, а также на гидрографических судах “Горизонт” и “НиколаеМатусевич”.

Наибольший вклад в проведение съемок внесли (помимо вышеназванных гидрографов) гидрографы-балтийцы: А.Н.Баршай, В.Н.Батиг, А.В.Бориков, А.3.Голубев, С.Н.Гузевич, С.Б.Зюбровский, К.В.Ковальчук, И.Н.Кочетов, А.Д.Мирошников, А.В.Мостовский, С.В.Процаенко, Б.М.Российский, В.И.Рыков, В.М.Хвиюзов, С.Б.Чернобродов и др.; гидрографы-тихоокеанцы: С.У.Анучин, В.Д.Евсеенко, А.Ю.Барков, Л.В.Зайцева, В.О.Мятелков, А.П.Пригода, А.П.Сердюченко, Т.М.Целоусова и др.; гидрографы-североморцы: С.В.Бехтольд. С.Бурштейн, Ф.В.Васильев, В.Грачев, В.Г.Горбатов, А.П.Макорта, Г.Н.Правдин, Н.И.Подгорный, И.Н.Полторацкий, В.М.Сошилов, А.В.Тарасович, А.П.Шарапов и др.; гидрографы-черноморцы Н.И.Догадин, Ю.Д.Голубев, П.М.Ершов, В.В.Залесский, В.А.Зимоглядов, В.П.Кравин, В.М.Мартинято, И.Б.Мернин, А.Б.Моисеев, Г.В.Михальчук, А.Д.Мовчанюк, Б.П.Савельев, В.С.Пархоменко, И.Н.Пшеничный, А.И.Туник, В.Д.Хмельницкий, А.К.Федоренко, В.В.Фроль, В.И.Хоменко и др.

Ниже приведен суммарный объем морских надводных гравиметрических измерений, выполненных экспедициями ГСВМФ.

Экспедиция


рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты