рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Жестокое обращение с детьми

Жестокое обращение с детьми

14

Содержание

Введение

1. Дети и молодежь, находящиеся под угрозой

2. Насилие в отношении детей

3. Профилактика жестокого обращения с детьми

4. Предупреждение жесткого обращения с детьми

Заключение

Список литературы

Введение

Объектом особого внимания со стороны государства, как провозглашается в Конвенции о правах детей, должны быть дети, которые живут в исключительно тяжелых социальных условиях. К категории таких детей в России принадлежит ряд групп: дети-сироты; дети, которые остались без заботы родителей; дети из асоциальных семей; дети из семей безработных или вынужденные работать; дети - жертвы экологических катастроф; дети оставившие дом; дети-наркоманы и злоупотребляющие спиртными напитками.

В последние годы значительно обострилась проблема социального сиротства. Около 80 тысяч детей-сирот и детей, лишившихся заботы родителей, только около 7% - круглые сироты. Остальные - это дети, которые стали сиротами при живых родителях - лишенных родительских прав, пребывающих в местах лишения свободы, недееспособных или пребывающих на длительном лечении, матерей, отказавшихся от детей в роддомах. Основные причины отказа от детей и передача их на воспитание в дома ребенка - это отсутствие у родителей условий для содержания и воспитания детей, тюремное заключение матери, а также болезнь ребенка.

В настоящее время в России функционирует 1330 школ-интернатов, где воспитывается более 160 тыс. детей, из которых 51,1 тыс. - дети-сироты и дети, оставшиеся без заботы родителей.

Опыт работы школ-интернатов подтвердил их необходимость как учреждений для детей, требующих государственной помощи в получении образования, социально-трудовой реабилитации, развитии склонностей, способностей детей, языковой, художественно-эстетической, спортивной подготовки. В тоже время в работе интернатских учреждений есть много проблем - необходимость капитального ремонта каждой четвертой школы-интерната, в каждой восьмой - отсутствует канализация и водоснабжение, необходимо строительство новых учреждений такого типа.

1. Дети и молодежь, находящиеся под угрозой

В России функционирует сеть домов ребенка, где находятся дети, которые пребывали до этого в особенно сложных и чрезвычайных условиях.

Количество домов ребенка за последние 5 лет увеличилось с 82 до 107, а количество воспитанников с 3,8 тыс. в 1996 г. до 5,8 тыс. в 2003 г. В домах ребенка воспитываются дети-сироты, дети, оставшиеся без заботы родителей, из неполных, многодетных и малообеспеченных семей, дети-инвалиды. Ежегодно в дома ребенка поступает больше детей, чем выбывает из них. При этом доля детей, возвратившихся к биологическим родителям уменьшилась с 37,8% в 1990 г. до 13,5% в 2001 г., а переданных на их усыновление возросла с 21,1% до 69,7% соответственно. Положительной динамике усыновления детей способствовала смена системы усыновления детей в соответствии с постановлением КМУ (1996), создание центра по усыновлению.

Анализ состояния здоровья воспитанников домов ребенка свидетельствует, что только 1,5% из общего их количества можно отнести к здоровым. При этом заболеваемость выросла с 75,2 на 100 детей в 1996 до 153,3 в 2001 г. Однако уровень ее не превышает аналогичный показатель среди соответствующей возрастной категории общей популяции детей, что свидетельствует о достаточном уровне медицинского обеспечения в домах ребенка, создании оптимальных бытовых условий, правильно организованном уходе, питании, воспитании.

Следует отметить, что около 90% детей попадают в дома ребенка из стационаров, где они часто находятся в течение 4-6 месяцев.

Социальный и медицинский анамнез у них отягощен, уже при рождении у каждого второго (в общей популяции у каждого третьего) наблюдается перинатальная патология, больше половины из них рождается недоношенными. Кроме того, за время пребывания в стационаре каждый пятый ребенок переносит острое респираторное заболевание, каждый восьмой - инфекционное. Специальными исследованиями доказано, что только у каждого третьего ребенка отсутствуют отклонения в физическом развитии.

Поэтому, круг вопросов, требующих решения в связи с состоянием здоровья этих контингентов детей, касается разных сфер: экономической, юридической, психологической, социальной, медицинской.

Беспризорные дети

Согласно данных официальной статистики, в России насчитывается 47 тыс. беспризорных детей. Однако нынешняя ситуация такова, что определить реальное количество беспризорных детей и подростков практически невозможно. Эта проблема особенно бросается в глаза летом, когда стайки детей наводняют большие города, попрошайничая у туристов и живя под открытым небом, пока позволяет погода. Зимой пристанищем для них служат подвальные помещения, метро, вокзалы.

Главная причина этого чудовищного явления - стремительное обнищание населения страны после краха коммунистического строя. С общим упадком экономики резко ухудшилось материальное положение детей и подростков.

Растет безработица, и люди оказываются не в силах содержать своих детей. Они отдают их в детдома и школы-интернаты в надежде, что здесь дети получат пищу и кров. Однако государственные учреждения не в состоянии удовлетворить растущий спрос, и многие дети оказываются без присмотра. Они начинают попрошайничать, заниматься проституцией и зачастую приобщаются к наркотикам.

Помимо безработицы и общего обнищания, положение усугубляется ростом числа неполных семей, где кормильцем в большинстве случаев является женщина. Таким образом, большая часть детей воспитывается одинокими матерями, которым больше всего грозит безработица и нищенское прозябание. Вносят свою лепту и такие факторы, как алкоголизм, рост преступности, попадание родителей и подростков в тюрьму и ряд недостатков в оказании медицинской помощи. От этих проблем непомерно страдают не только взрослые, под угрозой оказалось и здоровье юного поколения. Сочетание беспризорности, проституции и наркомании привело к росту распространенности инфекций, передающихся половым путем и ВИЧ/СПИДа среди молодежи.

Препятствием к оказанию помощи беспризорным детям стала нехватка квалифицированных социальных работников и опытных психологов.

Ситуация со здоровьем детей в целом выглядит удручающе, а беспризорность лишь усугубляет грозящие им опасности, так как "дети улицы" больше рискуют заболеть инфекционным заболеванием и преждевременно умереть.

Губительное действие оказывает рост преступности, который является еще одним фактором риска для бесприютных и брошенных детей.

Многие девушки, отчаявшись найти работу, начинают зарабатывать на жизнь проституцией. Молодых женщин тысячами вывозят в Чешскую Республику, Венгрию, Албанию, страны центральной и восточной Европы, а оттуда переправляют в бордели Турции, Кипра, Греции или Израиля. Большинство жертв оказывается в положении рабынь: будучи на нелегальном положении, оказавшись без документов, они вынуждены работать даром или за ничтожную плату. Все это представляет серьезную угрозу для их репродуктивного здоровья, является главной причиной растущего распространения ВИЧ среди украинок. Неудивительно, что проблема торговли женщинами (молодыми) серьезно подрывает их психическое здоровье - почти все они испытывают депрессию и посттравматический стресс.

2. Насилие в отношении детей

Насилие это одна из основных опасностей для благополучия общества, которая вызывает все большую озабоченность. Дети безусловно являются наиболее незащищенной категорией населения, когда речь идет о насилии и жестоком обращении. Они наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых, и они сами не способны непосредственно защищать свои собственные права. В связи с этим они часто становятся жертвами различных травм и вреда, наносимого их личности и развитию.

Жестокое и/или пренебрежительное обращение с детьми - это типичное проявление насилия по отношению к детям, которое может поставить под угрозу выживаемость ребенка и оказать вредное воздействие на его физическое, психосоциальное, эмоциональное и сексуальное развитие, что приводит к печальным последствиям как с точки зрения общества в целом, так и с точки зрения благополучия будущего поколения, в частности.

В сегодняшней Европе жестокое обращение с детьми носит множество форм, включая физическое, сексуальное и эмоциональное насилие, лишение детей должного ухода, а также сексуальную эксплуатацию детей в коммерческих целях. Все это имеет самые серьезные последствия для здоровья и развития как самих детей, так и благополучия семьи и общества в целом. Эта проблема носит сложный и болезненный характер.

Наша конечная цель - сделать все для того, чтобы наши дети могли расти и развиваться в мире, свободном от всех видов насилия.

Насилие по отношению к детям в России

Исследование проблем насилия по отношению к детям, включая жестокое обращение, оставление в опасных условиях (преднамеренно или случайно) и доведение их до самоубийства, представляет особый интерес с точки зрения права ребенка на жизнь и уход со стороны родителей или других взрослых, их заменяющих.

Почти ежедневно в средствах массовой информации мы слышим или читаем отчеты о трагических несчастных случаях с детьми: они погибают в пожарах, тонут, падают с высоты или являются жертвами несчастных случаев. Они подвергаются жестокому обращению, изнасилованию или страдают от постоянных травм.

Согласно российскому законодательству, ответственность за совершение преступления является более высокой, если преступление совершено по отношению к ребенку.

На основании данных о смертности и несчастных случаях среди детей в России можно сделать вывод о том, что жизнь ребенка недостаточно охраняется государством, главным образом в связи с тем, что эта проблема не рассматривается с точки зрения отсутствия родительской заботы в отношении жизни и здоровья их детей.

Каждый пятый ребенок умирает в результате увечий. За этими цифрами скрываются реальные трагедии, однако государственные учреждения пока еще не в состоянии сделать полный анализ. В период с июля 1996 г. по январь 1997 г. с помощью Программы развития Организации Объединенных Наций (ПРООН) в России - Всероссийский комитет по правам ребенка - провело обследование вопросов сексуального насилия по отношению к детям.

Осуществление этого исследовательского проекта дало важную, ранее не известную информацию. Эта информация является ценной, так как вопрос сексуального насилия по отношению к ребенку изучен с точки зрения различных аспектов, а результаты социологического исследования проанализированы с точки зрения законодательных положений, касающихся отношений между взрослыми и несовершеннолетними.

Российское законодательство обеспечивает широкую защиту своих граждан от насильственных сексуальных преступлений. Дети и подростки находятся под специальной защитой в этой категории преступлений. Однако нынешние законы нуждаются в улучшении, поскольку они не создают безопасных механизмов защиты детей от сексуальной эксплуатации, насилия и т.д. В России среднем каждый пятый-шестой подросток в возрасте до 18 лет (обоих полов) подвергался сексуальному насилию. Каждая третья девочка подвергалась сексуальным домогательствам, каждая пятая - подвергалась насильственным ласкам и одна из десяти - была жертвой изнасилования. Один из семи мальчиков подвергался сексуальному насилию.

Это исследование было проведено в общеобразовательных школах, специализированных школах и колониях для несовершеннолетних.

По данным, полученным от детей специальных исправительных школ Министерства образования и науки и в колониях Министерства внутренних дел, 20-30% опрошенных сказали, что они были жертвами сексуального насилия, главным образом изнасилования, и только 2% случаев такого рода закончились судебной процедурой и уголовным наказанием.

Если жертвы не получали необходимой психологической поддержки после сексуального насилия, они часто становились агрессивными по отношению к другим и в конечном счете вступали в конфликт с законом.

Большинство случаев изнасилования совершено мужчинами в отношении женщин того же возраста, причем возраст большинства как преступников, так и жертв, составляет менее 18 лет. Некоторое число детей не ответили на основные вопросы относительно жестокого обращения с ними, и можно предположить, что они никогда не подвергались никакой форме сексуального насилия. Однако 42% из них сказали, что они знают других детей, пострадавших от жестокого обращения, и поэтому социологи считают, что реальное число подвергшихся сексуальному насилию детей в действительности может быть более высоким.

Более половины лиц, насильников вышли из семей с жесткими и жестокими методами воспитания.

3. Профилактика жестокого обращения с детьми

За последние 35 лет на вопросы жестокого обращения с детьми стало обращаться более пристальное внимание со стороны общества и специалистов. Эпидемиологические исследования ряда стран свидетельствуют о том, что жесткое обращение с детьми является более распространенным, чем считалось. Кроме того, различные исследования показывают, что жестокое обращение с детьми может быть связано с серьезными проблемами развития, с социальными и эмоциональными проблемами в будущей жизни детей, которые становятся жертвами такого обращения. Помещение в специальные учреждения, проституция, алкоголизм и наркомания, антисоциальное и криминальное поведение, чрезмерное использование служб охраны психического здоровья - влючая госпитализацию в психиатрические клиники и плохое обращение с детьми в следующем поколении, - все это представляется возможными отрицательными результатами этой проблемы.

Становится очевидной необходимость профилактики этой проблемы, что объясняется следующими тремя основными причинами:

1. Ценностное отношение к отдельному человеку, субъективные страдания виктимизированных детей.

2. Распространенность этой проблемы требует действий, выходящих за пределы оказания помощи одному отдельному ребенку.

3. Долгосрочные последствия жестокого обращения с детьми (например, упомянутые выше) обычно требуют конкретных программ для их преодоления, а это означает выделение значительных государственных средств.

Различные формы жестокого обращения с детьми являются трудноразрешимой и сложной проблемой, требующей согласованных усилий со стороны ряда систем - социального обеспечения, здравоохранения, просвещения, полиции и судопроизводства, - все из которых имеют полномочия для решения этой проблемы.

Жестокое отношение к детям является культурно обусловленным: то, что является жестоким поведением в одном обществе, может быть приемлемым в другом, или даже в различных группах одного и того же общества. Любая профилактическая работа должна учитывать это. Тем не менее важно найти приемлемое решение этой проблемы. Такое определение послужит основой для эпидемиологических исследований, а также средством для оценки и планирования необходимых изменений.

В широком смысле имеется четыре вида или категории плохого обращения с детьми:

А. Физическое насилие

Б. Сексуальное насилие

В. Эмоциональное насилие

Г. Пренебрежение

1. Физическое насилие относится к применению физической силы, которое может привести к различного рода физическим травмам.

2. Сексуальное насилие относится к вовлечению детей и подростков в сексуальную деятельность с людьми более старшего возраста без понимания ими того, что они делают, и/или без их согласия.

3. Эмоциональное насилие по отношению к ребенку включает такие виды поведения, как сильное унижение, вопиющее нарушение и интимной сферы ребенка, постоянное порицание, сильные наказания и т.д.

4. Пренебрежение - это отсутствие заботы об удовлетворении основных физических потребностей ребенка, таких, как потребность в пище, одежде, гигиене, медицинской помощи и надлежащем контроле.

4. Предупреждение жесткого обращения с детьми

Главная цель состоит в расширении осознания и знаний населения в отношении масштабов этой проблемы и ее последствий. Изменение отношения населения к проблеме жестокого обращения с детьми наверняка приведет к социальным и юридическим реформам.

Следует разработать различные учебные программы, направленные на родителей и включающие просвещение по вопросам развития ребенка, основанные на существующих накопленных профессиональных знаниях, а также содержащие конкретные руководства по действиям родителей по отношению к ребенку в зависимости от ситуации и уровня развития ребенка.

Следует разработать профилактические программы для детей (например, CAPS), которые включают такие элементы, как право ребенка сказать "нет", законность неприкосновенности тела и распознавание признаков опасности. Предпочтительно, чтобы такие программы использовались в широко посещаемых местах, включая школы, центры по месту жительства или центры общественного здравоохранения, и чтобы они действовали не на разовой, а на постоянной основе.

Следует детально оценить и глубоко продумать ряд вопросов. К ним относятся такие вопросы, как обязательное сообщение о случаях жестокого обращения с ребенком, обязательное наказание и альтернативы для тюремного заключения, исковая давность, свидетельства экспертов, степень воздействия на детей, ставших жертвами, уголовное расследование по отношению к лицу, совершившему преступные действия, и вопрос государственной ответственности за обеспечение дальнейшей защиты ребенка и необходимого реабилитационного лечения.

Системы просвещения и здравоохранения участвуют в выявлении и определении случаев плохого обращения с ребенком и обычно сообщают и передают информацию о таких случаях в другие места. Имеются также учреждения, которые отвечают за охрану ребенка, за обеспечение лечения и другие услуги для детей, которые являются жертвами жестокого обращения, и/или для их семей (например, учреждения охраны психического здоровья, различные социальные службы, службы по месту жительства/попечительские службы). Все работники таких систем должны пройти подготовку, с тем чтобы ознакомиться с основными характеристиками этой проблемы, узнать о наличии соответствующих служб и способах их использования, а также понять некоторые юридические аспекты, связанные с этой проблемой.

Важным и кропотливым делом является социальная защита детей-инвалидов, особенно тех, кто вследствие своего заболевания, отклонений в психическом развитии, ограниченной способности к самообслуживанию воспитывается и обучается дома. Родители этих детей - молодые семьи и одинокие матери сталкиваются не только с медицинскими, экономическими, а и с социальными проблемами.

Рост заболеваний, связанных с наследственностью, неблагоприятным течением беременности и родов приводят к увеличению количества детей-инвалидов, потому что эти болезни хуже всего поддаются лечению. В 2001 г. насчитывалось 147 тыс. детей-инвалидов, или 160,2 на 10 тыс. Из них впервые признаны инвалидами в 2001 г. 17,7 тыс. или 19,2 на 10 тыс. Ведущие места среди причин инвалидности занимают заболевания нервной системы и органов чувств, психические расстройства, врожденные пороки развития.

Наиболее тяжелый контингент детей-инвалидов сосредоточен в детских домах-интернатах системы Министерства труда и социальной защиты, из которых по достижению совершеннолетия в дома-интернаты для взрослых переводится 23%, возвращается к родителям 37%, вступает в учебные заведения Министерства труда и социальной защиты 3%, трудоустраиваются 1%. Около 30% умирают, не достигая совершеннолетия.

В решении медицинских проблем детской инвалидности основные усилия направляюся на предупреждение рождения детей с тяжелыми пороками развития, на раннюю с момента рождения, реабилитацию детей-инвалидов и детей группы риска.

Социальные службы сосредотачивают свою деятельность на вопросах социально-педагогической помощи семьям, в которых есть дети-инвалиды и молодые инвалиды, исполняя роль посредника между инвалидами и членами семьи, педагогами, друзьями и другими социальными институтами.

Заключение

В заключении выделим меры по борьбе с жестоким обращением в отношении детей.

Необходимо создать разнообразные " горячие линии " связи, будь то для детей, для родителей, для специалистов или для заинтересованных граждан, эти "горячие линии" обеспечивают прямые консультации для анонимных пользователей.

Важным "инструментом" является использование различных средств массовой информации.

Широкое использование телевидения, радио и газет предоставляет отличную возможность для проведения систематической кампании по предупреждению жестокого обращения с детьми.

Можно опубликовывать специальные статьи по проблемам, связанным с жестоким обращением с детьми, в детских и молодежных журналах или в других средствах массовой информации, ориентированных на детей.

Проблема жестокого обращения с детьми представляет собой классическое пересечение индивидуальных, семейных и общественных проблем.

Предотвращение жестокого обращения с детьми является огромной задачей.

Процесс ее решения является медленным, зачастую разочаровывающим и требующим инициативы, знаний, убеждений и терпения.

Список литературы

1.Азаров Ю.Н. Искусство воспитывать: книга для учителя.- 2-е изд., испр. и доп. - М.: Просвещение, 1985.

2.Азаров Ю.П. Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы. - М.: Аргументы и факты, 1993.

3. Анзорг Л. Дети и семейный конфликт: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1988. - С. 20 - 23.

4. Афанасьева Т.М. Семья: учебное пособие для учащихся средних учебных заведений. - М.: Просвещение, 1986.

5. Буянов М.И. Ребенок из неблагополучной семьи: Записки детского психиатра: Книга для учителей и родителей. - М.: Просвещение, 1988.

6. Бруднов А., Березина В. Социально педагогическая работа в школе // Воспитание школьников. - 1994. - N 1.

7. Безруких М.М., Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ученика: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1991. - С: 119-125.

8.Горденко Т.Е. Организация работы по формированию социального опыта учащихся в Австрийской школе // Начальная школа. N 2.

9.Давлетишна А.А. Изучение индивидуальных способностей младших школьников // Начальная школа. - 1993. - N 5. - С.10.

10.Деменьтьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условий // Социологические исследования. - 1995. - N 6.

11. Долотина О.П. Родители и дети // Начальная школа. - 1994. - N 8.

12. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: книга для воспитателей детского сада и родителей. - 2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1993.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты