НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Забота о ближнем. Пути и формы развития
Забота о ближнем. Пути и формы развития
3 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ СТАВРОПОЛЬСКИЙ ФИЛИАЛ РЕФЕРАТ по антропологии на тему: «Забота о ближнем. Пути и формы развития» Выполнила: Чаплина Галина Владимировна Ставрополь, 2006Содержание - Введение 3
- 1. Человек - социальное существо. Необходимость заботы о ближнем как условие выживания 4
- 2. Благотворительность как форма заботы о ближнем 7
- 3. Выделение заботы о ближнем в сферу профессиональной деятельности. Социальная работа 9
- Заключение 10
- Список литературы 11
ВведениеЗабота о ближнем - неотъемлемая часть существования человека как социального существа. Ученые отмечают, что еще на заре человечества, у неандертальцев, присутствовала забота о членах рода. Даже первобытным людям не чужды были альтруизм, уважение к старшим. Среди останков неандертальцев был найден скелет мужчины в возрасте 50 лет, по тогдашним меркам это был глубокий старик. У него не было ни одного зуба. Питаться он мог только в том случае, если кто-то из близких пережевывал за него еду и таким образом кормил пользовавшегося уважением и заботой члена племени. Человеческая семья в то время не могла существовать в одиночку, так как она быстро погибла бы, не сумев защитить себя от зверей, а также добыть себе достаточно пищи. Поэтому с первых шагов своего развития человек был коллективным животным. В ходе эволюции менялись формы и способы заботы о ближнем, но суть их оставалась прежней - обеспечить физическое и духовное выживание. 1. Человек - социальное существо. Необходимость заботы о ближнем как условие выживанияС первых мгновений жизни ребенок развивается как социальное существо. Значимость общения со взрослыми для психического развития ребенка подтверждается случаями глубокого и необратимого недоразвития детей, выросших в изоляции от человеческого общества при резком недостатке воспитательного воздействия взрослого. Ведь в ходе этого взаимодействия происходит социализация ребенка, усвоение им определенной системы ценностей, норм, знаний, национальной и общечеловеческой культуры. Крайней степенью изоляции являются примеры так называемых «волчьих детей» («дети-Маугли») [8, c.24]. Младенец появляется на свет, имея определенный запас врожденных безусловных рефлексов, т.е. автоматических, непроизвольных ответов на определенные внешние раздражители. И хотя его нервная система далеко не сформирована, она готова приспосабливать организм к внешним условиям. Безусловные рефлексы новорожденных сами по себе не обеспечивают появления человеческих форм поведения. В отличие от этого, набор безусловных рефлексов детенышей животных является необходимой природной основой для поведения взрослой особи: защитные, охотничьи, материнские и другие реакции совершенно необходимы для ее нормального существования. Ребенку же для нормального психического и физического развития необходима забота о нем взрослых. Забота о старшем поколении необходима для выживания с точки зрения, что старики являются носителями накопленного жизненного опыта, который передается ими последующим поколениям. Уже в первые века нашей эры специфика отношения к человеческой старости, принесенного христианством в европейскую культуру, заключалась в поддержании высокого ценностного статуса старости в обществе. Семья - многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру. Семья - это исторически конкретная система взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми; это малая группа, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью. Социальная необходимость семьи обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак - легитимное признание тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства и партнерства, которые сопровождаются рождением детей [3, с.65]. Но семья может представлять собой более сложную систему отношений, чем брак: семья может объединять не только супругов и детей, но также и других родственников. Поэтому можно заключить, что семья - это основанная на единой общесемейной деятельности общность людей, связанных узами супружества - родительства - родства, и тем самым осуществляющая воспроизводство населения и преемственность семейных поколений, а также социализацию детей и поддержание существования членов семей [там же, с.66]. Семья как воспитывающий коллектив характеризуется непрерывностью и длительностью отношений между людьми разного пола и возраста. Эмоциональный настрой семьи, чувства, связывающие чувства ее членов, являются тем фундаментом, на котором строится вся семейная жизнь. Семья выполняет несколько важных функций: 1. Хозяйственно-бытовая функция - поддерживание физического состояния семьи, уход за престарелыми. 2. Экономическо-материальная функция - поддержание одними членами семьи других - несовершеннолетних престарелых и нетрудоспособных. 3. Функция социального контроля - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, их деятельность. 4. Духовная функция - духовное обогащение членов семьи. 5. Социально-статусная функция - предоставляет членам семьи определенное положение в обществе. 6. Досуговая функция - организация рационального досуга. 7. Эмоциональная функция - осуществление психологической защиты, организация эмоциональной поддержки, стабилизирующей личность, предотвращающая дезинтеграцию личности [5, с.309]. Функционируя, семья формирует свой образ жизни, микрокультуру, причем основой выступают ценности и элементы культуры, признанные во всем обществе или в социальных группах. 2. Благотворительность как форма заботы о ближнемСамые первые формы социальной помощи - милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т. п.). Особую роль в развитии заботы о ближнем сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл. Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности. В России период X - середины XVIII вв. отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся. Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Период с середины XVIII -XIX вв. отмечен функционированием государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.). Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего - благотворительные, просветительские общества, феминистские организации. Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке). 3. Выделение заботы о ближнем в сферу профессиональной деятельности. Социальная работаСоциальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в конце XIX - начале ХХ в. в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания. На современном этапе развития общества социальная работа как профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня - помочь клиенту в решении жизненно важных проблем. Несмотря на различия в моделях социальной работы существуют общие тенденции, характеризующие процессы оказания социальной помощи на современном этапе. Для современных исследований социальной работы понимание ее сущности близко тому, которое дает Национальная ассоциация социальных работников США: «Социальная работа - это профессиональная деятельность оказания помощи индивидам, группам или общинам, усиление или возрождение их способности к социальному функционированию и создание благоприятных общественных условий для достижения этих целей» [7]. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения. ЗаключениеЗабота о ближнем - это принцип бытия человека, закон «устроения мира», без соблюдения которого распадается «связь времен» и смыслов, одним из звеньев которой является смысл человеческой жизни. Забота о ближнем как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Конкретная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Милосердие, забота о ближнем, сочувствие являются непреходящими нравственными ценностями. Почтительное отношение к старшим, культ семьи, уважение к личности любого человека, сострадание и милосердие - основные заповеди любой религии. Вместе с тем забвение этих истин ведет к деформации общества, формированию бездуховной личности. В ходе эволюционно-исторического развития человечества менялись формы и пути заботы о ближнем, начиная от непосредственной заботы каждого о членах своей семьи и заканчивая религиозными заповедями служения всему человечеству. От благотворительности как одной из форм социальной помощи современное общество перешло к выделению социальной работы в профессию. Для социального работника забота о ближнем является его профессиональным долгом. Список литературы1. Актуальные проблемы семьи и детства сегодня. - Петрозаводск: Изд-во Петрозаводского ун-та, 1994. - 104 с.2. Альперович В.Д. Геронтология, социокультурный портрет. - М., 1990. - С. 57.3. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. - М.: Изд-во МГУ, 1996. - С. 65-66.4. Благотворительность и милосердие: Сб. науч. тр./ Под. общ. ред. В.Н. Ярской. - Нижний Новгород, 1997. - 242 с.5. Василькова Ю.В. Лекции по социальной педагогике. - М., 1998. - С. 309.6. Семья и молодежь: профилактика отклоняющегося поведения. - Минск, 1989. - С.14.7. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. - М.: Юристъ, 1997.8. Шипицына Л.М., Иванов Е.С., Виноградова А.Д. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации. - СПб., 1997. - С.24-25.
|