НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальное сиротство
Социальное сиротство
Белорусский Государственный Университет Государственный институт управления и социальных технологий Кафедра реабилитологии Регистрационный№ Дата получения к/р Дата возвращения к/р Контрольная работа Дисциплина «Методы исследования в социальной работе» Тема: « Социальное сиротство» Студентки 2 курса 261группы Заочного обучения Специальность «Социальная реабилитация» Агрызко Алеси Игоревны № зачетной книжки 338269 Преподаватель Зборовский К.Э. Оценка Подпись преподавателя Минск 2004 Введение Одной из острейших социально-экономических и психолого-педагогических проблем в нашей стране, является проблема социального сиротства - явления, при котором дети остаются без родительской опеки при живых родителях. В последние годы общество и государство уделяет этой проблеме самое пристальное внимание. С начала 90-х гг. в Республике Беларусь начат активный законотворческий процесс, направленный на обеспечение защит прав и законных интересов несовершеннолетних детей. Признавая приоритет общепризнанных принципов и норм международного права и важность международного сотрудничества для улучшения положения детей, Республика Беларусь в 1990 г. подписала и ратифицировала Конвенцию о правах ребенка. В 1991-1992 гг. были приняты законы «Об образовании в РБ», «Об общих началах государственной молодежной политики в РБ», «О государственных пособиях семьям, воспитывающим детей». В 1993 г. в Беларуси, первой среди республик бывшего СССР, был принят закон «О правах ребенка», который стал своего рода национальной декларацией прав ребенка. В апреле 1995 г. утвержден «Национальный план действий по охране прав ребенка на 1995-2000 годы». В 1996 г. создана Национальная комиссия по правам ребенка, указами Президента РБ утверждены «Основные направления государственной политики» и программа «Дети Беларуси» на 1995-2000 годы. В сентябре 1999 г. введен в действие новый Кодекс РБ «О браке и семье». В октябре 2000 г. принят в новой редакции Закон республики Беларусь «О правах ребенка». В мае 2001 г. указом президента РБ утверждена программа «Дети Беларуси» на 2001-2005 годы. В мае 2005 года принят Закон Республики Беларусь «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Однако, несмотря на законодательно обеспеченные основы правового механизма и решения, принимаемые органами исполнительной власти, проблема социального сиротства в республике продолжает обостряться.(3) Суть проблемы Впервые о масштабах явления, которое вскоре получило название «социальное сиротство», было заявлено в октябре 1987 г. на учредительной конференции Советского детского фонда. В докладе его президента А. Лихановича прозвучали такие цифры: «Почти 95% нынешних детдомовцев - сироты при живых родителях».Данные эти в различных публикациях колебались в границах 80-90%, но даже самый низкий показатель был непомерно высок. По предварительным данным Министерства статистики и анализа в РБ по состоянию на 01.01.2003г. проживало 9 898590 тыс. человек, из них 2 171 480 детей в возрасте до 18 лет, что составляет 21,9% от общей численности населения страны. На этот же период на учете находилось 28 322 детей- сирот и детей, оставшихся без родительской опеки, в возрасте до 18 лет. Из них 13 942 чел. находились на государственной опеке, в том числе 426 чел.- на временной форме опеки (в соц. приютах), 14 380 чел. - на частной опеке. Кроме того, на усыновлении находилось 8929 чел., в т.ч. за границей - 1 865 чел. По данным органов охраны детства в каждом из сельских районов в крайне неблагоприятных условиях в семьях социального риска проживают от 200 до 600 детей, которые при определенных условиях могут пополнить ряды социальных сирот. Нельзя не учитывать тот факт, что более 50% вновь выявляемых детей-сирот получают сиротский статус, находясь в возрасте 7-13 лет, что практически лишает их возможности обрести новую семью а результате установления опеки или усыновления, т.к. шанс осиротевшего ребенка попасть в новую семью зависит от его возраста. Чем «моложе» ребенок, тем он более предпочитаем для семейных форм устройства, особенно для такой приоритетной формы устройства, как усыновление. Общую картину социального сиротства в республике значительно дополняет информация, содержащаяся в областных и республиканском банках данных о детях-сиротах и детях, оставшихся без родительской опеки. Так, например, на основании информации банков данных, актуализированных по состоянию на 01.01.2001г., установлено, что из общего количества детей -сирот и детей оставшихся без родительской опеки: Более 24,15% страдают хроническими заболеваниями; Более 21,62% имеют особенности психофизического развития; Более 38.86% не обеспечены жильем; Только 3,92% имеют имущество; Опекунами более 51% детей-сирот и детей, на воспитании в опекунских семьях, являются бабушки, около 21%-тети, более 10%-другие родственники и т.д.(3) Причины социального сиротства Мать Отец 1. Лишение родительских прав 55% 39% 2. Умер(ла) 26% 17% 3. Осужден(а) 4% 6% 4. Отказ от ребенка 5% 2% 5. Ребенок отобран решением суда 4% 3% 6. Признан(а) недееспособной 1% 0% 7. Уклоняется от воспитания ребенка 2% 2% 8. Признан(а) безвестно отсутствующим 1% 1% 9. Болен(больна) 1% 0% 10. Наличие акта о подкидывании 1% - 11. Ребенок рожден вне брака - 30% Причинами пополнения контингента воспитанников домов ребенка, детских домов и школ-интернатов является алкоголизм и другие формы асоциального поведения родителей. Именно поэтому был введен термин социальное-сиротство, ибо что-то в жизни общества привело к тому, что родительский инстинкт, присущий подавляющему большинству живых существ, у отцов и матерей отступал перед стремлением потакать низменным желаниям и порокам. Кстати, ни в одной другой стране не отмечается такого количества детей, брошенных родителями.(3) Назвать все причины социального сиротства довольно трудно, поскольку это многоаспектная проблема, которой занимаются ученые разных областей наук и которая до конца еще не исследована. Отказ от ребенка - родители добровольно отказываются от своего несовершеннолетнего ребенка, причем чаще это наблюдается в младенческом возрасте: отказ в родильном доме, подброшенные дети. В течение трех месяцев родители могут изменить свое решение, и ребенок может быть возвращен в семью. Лишение родительских прав - происходит в целях защиты интересов ребенка. В основном, это происходит с неблагополучными семьями, в которых родители страдают алкоголизмом, ведут антисоциальный образ жизни, недееспособны и т.д.(1) Трудности жизнедеятельности детей-сирот По мнению исследователей, одной из самых острых и в настоящее время неразрешимых проблем является именно закрытость в прямом и переносном смысле учебно-воспитательных заведений для детей, лишенных родительской опеки. Воспитанники таких учреждений во время пребывания в них не получают необходимых навыков социализации, то впоследствии им сложно «вписаться» в окружающую действительность: наладить отношения с соседями по квартире, вызвать врача на дом, обустроить квартиру, обратиться в службу быта и т.д. Известен случай, когда выпускник школы-интерната, работающий на крупном предприятии в течении ряда лет не брал отпуск, т.к. не знал, как его провести. Обычным явлением становится поселение нескольких юношей и девушек, живших в одном интернате, в одном помещении, даже при наличии у каждого собственной квартиры или комнаты. Многие из выпускников интернатов возвращаются в свои неблагополучные семьи, из которых были изъяты. А затем попадают в колонии, рожают внебрачных детей. Они редко создают нормальные, благополучные семьи, потому что нет навыков налаживания супружеских взаимоотношений, воспитания потомства. Естественно, внебрачные дети попадают в дома ребенка и детские дома - круг замыкается. У выходцев из государственных интернатных заведений отмечается отсутствием коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими. Для их поведения характерно: конфликтность, грубость, ябедничество, упрямство, недоверие, замкнутость, лживость, зависть, ревность по отношению к другим людям. Приемным детям присуща своеобразная реакция «эмоционального отторжения», которая выражается в неумении слышать интонации голоса и в способности реагировать только на крик, в жестокости, отсутствии жалости друг к другу, причем старшие обижают младших, сильные-слабых, в эгоизме, отсутствии уважения к старшим, вообще, несформированности понимания «что такое хорошо и что такое плохо». Пребывание на содержании у государства порождает иждивенчество, потребительство, неумение беречь вещи, а заодно и воровство, жадность, попрошайничество, неаккуратность, рассеянность, безответственность в целом. Вероятно, вследствие переживания ненужности своим родителям этих детей не формируется чувство собственного достоинства, а, наоборот, укрепляется чувство неполноценности, отсутствует инициатива, узок кругозор, зато развивается хитрость, приспособленчество. (2) Проблемы социализации детей-сирот и детей, лишенных родительской опеки Сиротство как социальное явление присуще любому обществу. К этому явлению нельзя привыкнуть, но с ним приходиться мириться. Намного сложнее спокойно относиться к тому, что с каждым годом при живых родителях становится все больше сирот, так называемых социальных сирот. Деформация нравственных ценностей, распространение пьянства, жестокости и насилия в семье - все эти факторы повлекли за собой увеличение численности родителей, лишенных родительских прав, и соответственно детей, вынужденных воспитываться в домах-интернатах. По состоянию на 2004г. в республике насчитывается 35тыс. детей-сирот, 85% из них социальные сироты. Стало очевидным, что увеличение социально осиротевших детей, их устройство и дальнейшее воспитание - актуальная проблема для РБ. Её разрешению препятствует отсутствие, с одной стороны, должного общественного внимания к этому аномальному явлению, с другой стороны - полной информации о состоянии проблемы в республиканской прессе, на радио и телевидении, а также слабая изученность ее причин и возможных последствий. Процесс социализации ребенка, т.е. становление человека как общественного существа, один из важнейших факторов формирования личности наряду с достижением определенного уровня физиологического и психологического развития человеческого организма. Он включает в себя ряд аспектов, существенных с точки зрения взаимодействия ребенка с окружающими: 1. Социальное познание: - знание о самом себе -знание о взаимоотношениях с другими людьми - усвоение социальных и культурных ценностей - знание о структуре общества и роли отдельных социальных институтов и т.д. 2.Овладение определенными навыками практической деятельности, включая как практический мир, так и сферу социальной деятельности. 3.Интериоризации, т.е. усвоение индивидом определенных норм, ценностей, установок, ролей и т.п. - социальных регуляторов, которые обеспечивают соответствие поведения индивида образцу, задаваемому требованиями общества. 4.Выработка на основе полученных знаний собственной системы ценностных ориентаций, представлений, установок, взглядов и т.п. В результате этого процесса у индивида складываются системы внутренних регуляторов поведения и социальной ориентации. Социализированный на данном этапе подросток способен сделать осознанный выбор жизненной дороги, определить свою будущую профессию, способен организовать свой досуг, личную жизнь и наладить взаимоотношения с членами той микрогруппы, куда он попадет после окончания школы-интерната. Таким образом, полноценная, положительная и устойчивая социализация подростков воспитывающихся в школах-интернатах для детей-сирот лишенных родительской опеки , должна способствовать оптимизации процесса дальнейшего формирования личности индивидов, а также их интеграции и адаптации в обществе. Характерная особенность подросткового возраста состоит в том, что в это время наблюдается пик асоциального, отклоняющегося поведения. Не все дети успешно преодолевают «барьер» вхождения во взрослую жизнь, находят свое место в обществе, тем более дети лишенные семьи, несущие на себе груз пережитых трудностей, конфликтов, потерь. Многие дети до того, как попали в школу-интернат, прошли суровую школу жизни, полную лишений. В результате в детских домах и школах-интернатах оказался сосредоточенным весьма специфический контингент детей, которые отличаются, с одной стороны, отягощенной и вполне ясной наследственностью, а с другой стороны - ярко выраженной социальной, психической, материнской депривацией. Дети пребывающие в данных заведениях, в большей степени подвержены тревожности, депрессии, страху, интеллектуальным расстройствам. К тому же, как известно, часть детей имеет диагноз: задержка психического развития. Для воспитанников детских домов и школ-интернатов переходный возраст осложняется еще и тем, что они ощущают себя неудачниками уже по обстоятельствам своего рождения. Они не добиваются достаточного успеха в процессе обучения и общения. А неудачники, как известно, составляют группу риска, пополняют ряды тех, кто населяет колонии, тюрьмы, психиатрические больницы. У социальных сирот не развита волевая саморегуляция, т.е. способность управлять своей эмоциональной сферой, поведением, общением, деятельностью. Их эмоциональная сфера искажена с самых ранних этапов контакта с внешней средой. Ребенок, интуитивно чувствующий свою заброшенность, незащищенность, стремится к общению с любым человеком, однако часто затрудняется в рефлексии на эмоциональное состояние другого человека, в чтении чужих эмоций. Саморегуляция связана и со сферой сознания, которое формируется под влиянием жизненного опыта, опыта общения с другими людьми, в процессе усвоения любой информации поступающей извне. Таким образом, неправильно формирующийся опыт общения приводит к тому, что ребенок занимает по отношению к другим негативную позицию. В результате проведенных опросов были получены такие данные: 44,3% опрошенных учителей и воспитателей школ-интернатов указали на общительность своих воспитанников и лишь 15,7%-на уверенность в себе, 65,7%-на вспыльчивость, 43%- на агрессивность и только 11,4%-на дружелюбие. Это объясняется тем, что в основе агрессии лежит потребность в самоутверждении, лидерстве, власти над другими людьми.(2) Одна из главных задач любого общества и государства - осуществление права ребенка на воспитание в семье. Эти права ребенка зафиксированы как в международных документах, ратифицированных Беларусью, так и в законодательных актах. Поэтому государство в первую очередь прилагает все усилия к тому, чтобы сохранить ребенка в семье и предотвратить его передачу на воспитание в государственное учреждение. Если сохранение ребенка в семье оказывается невозможным, предпочтение отдается поиском для него новой семьи. Но при передаче ребенка в воспитательное учреждение, и в новую семью делается все возможное, чтобы ребенок оставался в среде, которая была бы связана с его этнической группой, местными обычаями и культурными корнями. В каждой стране создается, развивается и укрепляется система социальных альтернативных решений, касающихся воспитания и развития ребенка. К ним можно отнести следующие возможнее варианты: · Сохранение ребенка в собственной семье; · Возвращение в семью; · Усыновление внутри стране; · Усыновление в другой стране; · Передача на воспитание в семью; · Передача в специальные воспитательные учреждения.(1) Заключение Проблема социального сиротства является самой актуальной на данный момент в нашей республике. По данным Министерства труда и социальной защиты сегодня в Беларуси насчитывается более 30 тыс.детей , лишенных родительской опеки. Из них 90% - социальные сироты, оставленные по различным причинам на попечение государства. Социальные сироты имеют ряд проблем связанных с функционированием в обществе после их совершеннолетия. Воспитанники Школ- интернатов и других учреждений во время пребывания в них не получают необходимых навыков социализации, то впоследствии им сложно «вписаться» в окружающую действительность Многие из выпускников интернатов возвращаются в свои неблагополучные семьи, из которых были изъяты. А затем попадают в колонии, рожают внебрачных детей. Они редко создают нормальные, благополучные семьи, потому что нет навыков налаживания супружеских взаимоотношений, воспитания потомства. Естественно, внебрачные дети попадают в дома ребенка и детские дома - круг замыкается. У выходцев из государственных интернатных заведений отмечается отсутствием коммуникативных навыков, умения строить отношения с окружающими. Для их поведения характерно: конфликтность, грубость, ябедничество, упрямство, недоверие, замкнутость, лживость, зависть, ревность по отношению к другим людям. Список литературы: 1. «Социальная педагогика» УМК 2. «Сиротство как социальная проблема» Л.И.Смагина 3. Материал из Интернета
|