рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальное положение молодежи и меры по профилактике безработицы

Социальное положение молодежи и меры по профилактике безработицы

Содержание

Введение

Глава I. Молодежь как объект и субъект государственной молодежной политики

1.1 Социальный портрет современной молодежи

1.2 Основные направления государственной молодежной политики

Глава II. Практика организации профилактики безработицы среди молодежи

2.1 Обобщение регионального опыта профилактики безработицы среди молодежи

2.2 Профессиональное самоопределение выпускников школ как средство профилактики молодежной безработицы

2.3 Проект программы «Рабочая молодежь - будущее нашего города»

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Становление современной молодежи происходит в сложных условиях изменения старых ценностей, в период формирования новых социальных отношений.

Положение молодежи в обществе является одним из важных показателей уровня его развития, так как в облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности.

На сегодняшний день, в условиях экономической и политической нестабильности, процесс социальной адаптации, вопросы трудовой занятости и профессиональной востребованности молодых людей является актуальной проблемой, так как разрушена целостная система работы с молодым поколением различных категорий. Молодежь является одной из самых уязвимых групп населения. В настоящее время социально значимые цели труда девальвированы, а моральные нормы, адекватные задачам развития общества, не сформировались. Это ведет к отчуждению юношей и девушек от труда и в перспективе содержит зародыш социальной нестабильности. Среди официально зарегистрированных безработных молодые люди составляют более 1/3. Каждый пятый молодой безработный ищет работу более 8 месяцев. Все это находится в противоречии с ожиданиями активного экономического участия молодежи в подъеме производства. Ведь именно молодежь представляет собой ту возрастную категорию, которая является наиболее перспективной в плане осуществления прогрессивной социальной роли.

Социальное положение молодежи привело общество к осознанию необходимости исследования проблемы безработицы и ее решения, так как завтрашний день в руках сегодняшней молодежи.

Цель исследования заключается в разработке программы содействия трудовой занятости молодежи.

Объектом исследования выступает молодежь.

Предметом исследования выделяется профилактика безработицы среди молодежи.

Для достижения нашей цели были поставлены следующие задачи:

1) изучение и анализ научной литературы по проблеме исследования;

2) выявление основных проблем молодежи;

3) определение основных направлений государственной молодежной политики, в том числе в сфере занятости;

4) выявление профессионального самоопределения выпускников школ города Сибай;

5) уточнение наиболее эффективных методов социальной работы по организации профилактики безработицы среди молодежи.

Гипотеза исследования: полная реализация государственной молодежной политики может создать благоприятные условия для реализации трудовых инициатив молодежи, обеспечить ее занятость, тем самым изменится социальное положение молодежи в обществе, так как проблема безработицы, являясь одной из фундаментальных, имеет исключительно негативные социальные последствия для молодежи - стратегического резерва, который будет определять будущее нашей страны.

Методы исследования: сравнение, анализ, обобщение, изучение трудов специалистов в области социальной работы, психологии, педагогики, опыта работы Рязанской, Белгородской областей и Республики Башкортостан.

В качестве частного метода и приема сбора первичной информации будет являться анкетный анонимный сплошной опрос респондентов. Вопросы анкеты закрытого и полузакрытого типа, прямые и косвенные, личные. Макет анкеты мы представляем в Приложении 1.

Практической базой исследования являются гимназия, лицей №9, школы №4, №6, №12 города Сибай.

Практическая значимость заключается в разработке программы по содействию в трудоустройстве, занятости молодежи, в возможности использования материалов при организации социальной работы с молодежью, направленной на профилактику молодежной безработицы.

Структура выпускной квалификационной работы включает в себя: введение, две главы, выводы по главам, заключение, список литературы, приложения.

Глава І. Молодежь как объект и субъект государственной молодежной политики

1.1 Социальный портрет современной молодежи

Молодежь - это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, вхождение в мир взрослых, адаптацию к нему и будущего его обновления, положения которой определено и социально-экономическим состоянием общества (44,с.234).

Наиболее точное понятие этой группы по нашему мнению дал Луков В.А.: молодежь - это социальная группа, которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъективность, то есть объективно связанные на определенном этапе своей жизни переходом от преимущественного свойства быть объектом социализации к преимущественному свойству быть субъектом социальной деятельности, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также распространенные в этой социальной группе тезаурусы, являющиеся ценностно-нормативными и информационно-ориентационными комплексами, выражающий и отражающий их символический и предметный мир.

Границы этой группы размыты и подвижны, но обычно к молодежи относят людей в возрасте от 14 до 30 лет. Однако в зависимости от социально-экономических и других факторов нижняя и верхняя границы могут быть сдвинуты (44, с.112).

В 2006 году молодые люди составляли 35% трудоспособного населения России (30,с.4), в 2008 году молодежь составляет 41% населения России в трудоспособном возрасте (55,с.190). В Республике Башкортостан - свыше 35% общей численности населения. Численность молодежи на селе 18,5%. В городе Сибай проживает 65400 человек, из них 29900 - молодые граждане (61,с.48). Анализируя эти цифры, сделаем вывод, что это огромная сила, которая может многое изменить.

Вступающее в жизнь молодое поколение, как потенциал дальнейшего развития общества и государства, закономерно вызывает к себе интерес со стороны исследователей, ученых. В период трансформации общества вышел ряд солидных публикаций, в которых дается анализ положения молодежи. Среди них работы Алексеева В.Г., Гилязитдинова Дж.М.(29,55), Иконниковой С.Н., Ильинского И.М. В историю российской социологической мысли вошли работы Козлова А.А. (55), Лисовского А.В., Лукова В.А., Малика Л.С. (55), Мустаевой Ф.А.(31,54), Павленка П.Д.(44,45,58), Павлова Б.С., Титмы М.Х., Филлипова Ф.Р., Шубкина В.Н., Холостовой Е.И.(59) и других. Проблемы молодежи освещается в работах Испуловой С.Н. (22), Потрикеевой О.Л. (54), Родионова В.А., Файзуллина Ф.С.(29), Шаронова А.В. Ряд мониторинговых социологических исследований проблем молодежи проведен в Научно-исследовательском Институте Комплексных социальных исследований под руководством В.Т. Лисовского, в ИСПИ РАН под руководством Н.И. Лапина, М.К. Горшкова, В.И. Чупрова.

Рыночные преобразования выдвинули на передний план весь узел социальных проблем молодежи.

Молодежь в возрасте от 15 до 29 лет в среднем от общей численности населения страны составляет около 22-25%. Изменения в масштабах рождаемости в Российской Федерации привели к «постарению» молодежи.

Уровень репродуктивности молодых семей невысок, что, как правило, обусловлено жизненной неустроенностью, неопределенностью будущего, наличием различных социальных рисков.

Увеличивается количество женщин-матерей, не состоящих в зарегистрированном браке, значительная часть которых находится в возрасте до 20 лет. Раннее начало половой жизни привело к появлению феномена «подростковое материнство», что негативно отражается на здоровье новорожденных и их матерей. Ежегодно около 1,5 тысяч детей рождаются у матерей в возрасте до 15 лет. Смертность женщин моложе 20 лет при родах составляет около 10%.

Проблема абортов у молодежи является актуальной. Ежегодно в России 75000 девушек до18 лет делают прерывание беременности, каждый десятый аборт в стране приходится на эту возрастную группу(40, с.2).

Не утешительны и данные о состоянии здоровья молодых отцов. Более половины призывников прошлого призыва признано негодными к прохождению воинской службы (56,с.26).

Молодому поколению россиян начинает всерьез угрожать СПИД - самое опасное из всех заболеваний, так как оно обезоруживает организм перед всеми другими болезнями, в том числе перед раком. В настоящее время около 60 миллионов жителей планеты заражены ВИЧ/СПИДом. В 2006 году вирус был обнаружен у 5 миллионов человек, еще 3 миллиона умерло (8,с.5). В России официально зарегистрировано более 250 тысяч случаев заболевания. Реальная цифра носителей вируса, по самым пессимическим прогнозам, в 4 раза больше. В Республике Башкортостан, по данным на июль 2006 года, состоят на учете 5448 зараженных вирусом - 3885 мужчин и 1563 женщины, в городе Сибай на учете 95 человек (40,с.2).

Из заболеваний заметное распространение в молодежной сфере получили ЗППП, сифилис. Распространенность гинекологических заболеваний среди девочек подростков составляет 12-14% (59,с.325).

Неуклонно растет число инвалидов среди молодых людей.

Массовое распространение алкоголизма, наркомании, токсикомании ведут к постепенной деградации населения.

Почти каждый молодой человек сталкивается с жилищной проблемой. Традиционно к группам риска относят лиц без определенного места жительства, массовая приватизация жилья и вынужденная миграция способствовала проявлению новых сотен тысяч бездомных, среди которых число подростков неуклонно возрастает (59,с327).

Происходит отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами, падение престижа общего и профессионально-технического образования, увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и неориентированный на продолжение обучения, отток одаренных юношей и девушек из страны.

В молодежной культуре появляются явление - контркультура, находящее выражение в неформальном самодеятельном движении разных направлений. Это новые «духовные лидеры» - сатанисты, анархисты, «белые братья», неофашисты и другие. Молодежь уходит в секты тысячами. И вернуть их оттуда сложно.

Нравственное состояние поколения - необходимый вопрос общества. Вседозволенность при неустойчивых жизненных позициях может стать серьезной бедой для страны.

Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Так в первом полугодии 2006 года на территории города Сибай молодежью и при их участии было совершенно 177 преступлений, в которых приняло участие 37 подростков. В России свыше 50% всех преступлений совершается молодыми людьми в возрасте от 14-29 лет (35,с.1).

Приобретает все более важный характер проблема личной безопасности молодых людей: социологические исследования свидетельствуют, что около 50% из них подвергались когда-либо физическому насилию со стороны сверстников или взрослых. Насилие как стиль жизни все чаще приобретает организованные формы в молодежной сфере.

Самым болезненным для молодежи является проблемы трудовой занятости и профессиональной востребованности. Проблема безработицы одна из фундаментальных в развитии и функционировании человеческого общества. В социальной статистике категория работающей молодежи существовала еще в переписи 1897 года. Интерес к трудовой активности молодежи в 50-е годы объяснялся потребностью преодолеть техническую отсталость производства. Молодежь составляла существенную долю трудовых ресурсов: каждый пятый был в возрасте от14 до 22 лет, при этом основная часть (28 миллионов) находилось в деревне и лишь 14 миллионов - в городе (30, с.8).

В России по официальным данным на 2008 год около 8 миллионов безработных, по другим источникам от 10 до 20 миллионов человек (58,с.72).

Безработица - это сложное многоаспектное социально-экономическое явление, присущее обществу с рыночной экономикой, когда часть трудоактивного населения не занято в производстве товаров и услуг не может реализовать свою рабочую силу на рынке труда из-за отсутствия или нехватки подходящих рабочих мест и лишается, вследствие этого, заработной платы как основного источника необходимых средств в жизни.

Переход к рынку неизбежно вызывает значительный рост уровня безработицы, о чем свидетельствует опыт восточноевропейских стран, прошедших или проходящих путь становления рыночных отношений (58,с.66).

Безработицу предопределяют различные факторы: научно-технический прогресс, структурные изменения в экономике, повышение производительности труда, сокращению живого труда.

Молодежная безработица в России связана с общим кризисом общества, проявившимся в развале производства, прекращение финансирования многих отраслей, существенным сокращении рабочих мест.

Сущностью безработицы является отсутствие работы для трудоспособных, а безработным считается тот, кто может работать, но не работает.

Безработица тесно связана с понятием «занятость» и «занятый».

Выделяют различные виды безработицы:

§ Естественная (нормальная, допустимая) - процент безработицы составляет 5-7% от всего трудоактивного населения экономического района;

§ Фрикционная (текущая) - состояние, отражающее текучесть кадров, связанную с переменой рабочих мест, местожительства, когда люди в течении недели рассчитывают приступить к работе на новом месте;

§ Инструментальная - возникает при неэффективной организации рынка труда;

§ Добровольная;

§ Вынужденная - когда работодатель отказывает в работе;

§ Технологическая - следствие научно-технического прогресса;

§ Структурная - результат дисбаланса спроса и предложения на рынке труда;

§ Региональная - формируется под воздействием исторических, демографических и экономических обстоятельств, часто в связи с неравномерностью развития отдельных регионов;

§ Циклическая - возникает при спаде производства;

§ Массовая - состояние, когда большое количество трудоспособного населения остается без работы;

§ Хроническая - постоянно возобновляющаяся массовая безработица.

Застойная форма безработицы характерна для люмпенизированных слоев населения (бомжей и тунеядцев).

В разных странах цифры численности безработных не одинаковы. Официальные данные занижены по сравнению с данными профсоюзов и других организаций. В случае естественной, допустимой безработицы общество несет определенные потери: возрастает объем пособий по безработице, функционируют центры занятости (биржи труда), растет масштаб общественных работ, расширяются программы социальной защиты и так далее. Однако массовая, хроническая безработица, превосходящая нормативную в 2-4 раза и более, может явиться детонатором социального взрыва, особенно опасно в современных условиях.

На безработицу среди молодежи существенное влияние оказывают следующие факторы:

1) демографические, обусловленные особенностями возрастной структуры населения;

2) экономические, когда реформирование экономики, сопровождаемое высвобождением работников, приводит к напряженности на рынке труда;

3) образовательные, соотнесение уровня адаптированности и устойчивости на рынке труда с уровнем квалификации, количеством специальностей, опытом работы человека.

В тоже время, решающее значение имеет поведение самих молодых людей. В зависимости от того, как молодежь оценивает роль работы в своей жизни выделяют три типа поведения молодежи.

Первый тип поведения основывается на отношении молодежи к работе как к источнику материальных благ.

Другой тип поведения молодежи состоит в том, что работа представляет собой ценность в плане раскрытия личностных способностей, профессионального роста, проявления инициативы и творчества.

Для носителей третьего типа поведения работа не является ценностью (29,с.68).

По сформированности данных типов поведения молодежи мы определяем тенденции развития рынка труда и общества, готовность молодых к участию в новых социально-экономических отношениях.

Сегодня мы наблюдаем определенную этическую деформацию ценностно-трудовых ориентаций людей. Приоритет в трудовой мотивации в нынешних условиях отдается труду, направленному на получение материальной выгоды, зарплаты, удовлетворение материальных потребностей и обеспечение себя, что ведет к падению социальной ценности труда, престижа ряда важных для общества профессий. При добывании денег многие не гнушаются такими способами, как перепродажа, брак по расчету, получение взятки, физическая близость за плату, что является довольно тревожными симптомами. Постепенно набирает силу малое и среднее предпринимательство, возрождаются промышленные предприятия. Это в перспективе создает благоприятные возможности для привлечения трудоспособных.

Вместе с тем, наблюдаются и негативные тенденции. Одна из которых теневая экономика, преступный мир, «легкие» деньги.

В состав безработных (по состоянию на конец 2007года) из всех людей, зарегистрированных в органах службы занятости каждый шестой безработный имеет возраст от16до 30 лет. Ведущее место занимали граждане, имеющие среднее общее образование, а также имеющие начальное профессиональное образование. О чем свидетельствует процентное соотношение молодежи по уровню образования, представленные на диаграмме 1.

Диаграмма 1. Состав безработной молодежи по уровню образования

Диаграмма 1 позволяет сделать вывод, что наименьшее количество молодых безработных с высшим профессиональным образованием, работодатели стараются не принимать на работу без высшего образования.

Сравнительно низкая конкурентоспособность и востребованность молодежи на рынке труда обусловлена: качеством полученного первичного профессионального образования, недостатком профессиональных знаний, отсутствием необходимой квалификации и трудовых навыков, нежелание работодателей нести дополнительные финансовые и организационные издержки, связанные с профессиональным обучением молодежи, необходимостью предоставления ряда льгот, предусмотренных КЗОТом в отношении подростков, низким уровнем активности предприимчивости части молодежи при решении вопросов трудоустройства, информированности о состоянии рынка труда и спросе на конкретные специальности, отсутствием у части молодежи готовности работать в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка.

Хотя сохраняется профессионально-квалификационное несоответствие спроса и предложения рабочей силы и продолжается подготовка по профессиям и специальностям, невостребованным на рынке труда, в некоторых профессиональных учебных заведениях наблюдается адаптация к потребностям рынка труда, но проблема безработицы остается актуальной.

Трудности трудоустройства усугубляются жесткими нормами действующего Трудового Кодекса, которые способствуют развитию неформальных и нелегальных правил найма на работу и увольнения. С этой проблемой тесно пересекается другая - заниженная оплата в бюджетных отраслях и промышленности. С одной стороны, существует «избыточная» занятость, с другой - «дефицит» рабочей силы.

Глубокое изучение проблемы безработицы позволяет сделать вывод:

Безработица имеет исключительно негативные социальные последствия для общества, молодежи, для семей, для каждого человека. Среди этих последствий:

- жизненная неустроенность, неопределенность будущего;

- высокий уровень преждевременной смертности;

- всплеск нервно-психических заболеваний;

- ухудшение отношений в семье, увеличение числа разводов, матерей-одиночек, неполных семей, в следствии чего уменьшение демографического показателя;

- социальный пессимизм-неверие в будущее, распространение пьянства, наркомании, токсикомании;

- рост преступности, правонарушений, проституция;

- отток в другие страны одаренных молодых специалистов и другие.

Люди остро переживают невостребованность своих знаний, производственного опыта, переход из одной социальной группы в другую. Исследованиями зафиксированы основные психические качества безработного: невысокий уровень социальной смелости, уступчивость, комформизм, пессимистичность и осторожность в поведении, недоверчивость или скептизм, стойкое маргинальное эмоциональное состояние.

Все выше обозначенное ведет к такому умозаключению: решение острой проблемы профилактики безработицы возможно лишь при реализации последовательной молодежной политики.

1.2 Основные направления государственной молодежной политики

Дефицит внимания общества в сочетании с недостаточной социальной незащищенностью превращает молодежь в дестабилизирующую общественную силу.

При проблеме безработицы молодежи основной задачей социальной работы является выработка у нее способности самостоятельно решать свои проблемы, адаптироваться к новым социально-экономическим условиям, получать навыки самостоятельной жизни и участвовать в самоуправлении.

Социальная работа с молодежью в нашей стране является частью государственной молодежной политики и осуществляется в ее рамках.

Под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, социально-экономических и организационных условий и гарантий для социального становления, то есть самореализации личности молодого человека и развития молодежного движения, объединений и инициатив, наиболее полной реализации творческого потенциала молодежи в интересах всего общества.

Объектом государственной политики являются молодые люди от 14 до 30 лет, молодые семьи и молодежные объединения.

Субъектами этой политики считаются государственные органы и их должностные лица - Комитет по делам молодежи, молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые люди.

Основными целями государственной молодежной политики являются:

1) содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;

2) недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;

3) создание условий для полного участия молодежи в социально-экономической, политической и культурной жизни общества;

4) расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личного успеха;

5) реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.

Реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:

§ принцип участия: привлечение молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики;

§ принцип социальной компенсации: обеспечение социальной и правовой защищенности молодых граждан;

§ принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг;

§ принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.

Рассмотрев принципы государственной молодежной политики, перейдем к основным направлениям осуществления государственной молодежной политики, которыми являются:

1) обеспечение прав молодежи;

2) обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи;

3) содействие предпринимательской деятельности молодежи;

4) государственная поддержка молодой семьи;

5) гарантированное предоставление социальных услуг;

6) поддержка талантливой молодежи;

7) формирование условий, направленных на физическое и духовное развитие молодежи;

8) поддержка деятельности молодежных объединений;

9) содействие международным обменам.

Одним из важнейших направлений государственной молодежной политики является обеспечение трудовой занятости молодежи. В условиях формирования рыночных отношений государственная политика в области занятости должна быть нацелена на оптимизацию рынка труда, содействие мобильности рабочей силы, создание новых рабочих мест, подготовку и переподготовку кадров. Основываясь на Закон РФ от 19 апреля 1991 года №1032- I «О занятости населения в Российской Федерации», на данный момент эта работа ведется по трем основным направлениям: создание единой системы трудоустройства подростков и молодежи, организация летней трудовой занятости несовершеннолетних и создание условий для участия молодежи в малом предпринимательстве.

Государство, в соответствии с законами, должно помогать осуществлять трудовую и предпринимательскую инициативы граждан, содействовать развитию их способностей к производительному и творческому труду, способствовать соблюдению добровольности труда, свободному волеизъявлению в выборе занятости, обеспечивать социальную защиту в сфере занятости. Особое внимание государство призвано уделять молодым людям, которые по тем или иным причинам полностью или частично не соответствуют требованиям рынка труда. Законом РФ предусматривается создание дополнительных рабочих мест, особый режим труда (неполная рабочая неделя, укороченный рабочий день, надомная работа).

В соответствии с указанным выше законом, мы можем сделать такое умозаключение: законодатель преследует, прежде всего, свои интересы, а не интересы граждан, так как к числу занятых относятся граждане, работающие по найму или имеющие иную оплачиваемую работу, временно отсутствующие в связи с нетрудоспособностью, отпуском, повышением квалификации, приостановкой производства, предприниматели, фермеры, лица, занятые индивидуальной трудовой деятельностью, проходящие службу в Вооруженных силах, трудоспособные граждане, обучающиеся в общеобразовательных школах, профессионально-технических и других учебных заведениях. С одной стороны нам трудно считать занятым того, кто не работает по причине временного отсутствия, в связи с нетрудоспособностью, приостановкой производства, с другой стороны это имеет позитивное значение для более адресной разработки политики, определения приоритета социальных программ, источников их финансирования на федеральном и местных уровнях.

На макроуровне одобрена Указом Президента России от 15 сентября 1994 года № 1922 федеральная программа «Молодежь России» (в последующем она приобретает статус президентской). Одной из цели государственной молодежной политики является расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижения личностного успеха. Основным направлением осуществления этой политики считается обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи. Для достижения цели предусматривается решение задачи - содействие условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов.

На мезоуровне с 2003 года существует Президентская программа «Молодежь Башкортостана», являющаяся механизмом реализации государственной молодежной политики в Республике Башкортостан. 31 мая 2007 года №УП-302 принята президентская программа «Молодежь Башкортостана» на 2007-2006 годы, одна из задач которой - обеспечение трудоустройства занятости молодежи, снижение уровня молодежной безработицы, развитие структуры государственных учреждений по адаптации молодежи на рынке труда, внедрение программ развития предпринимательской активности молодежи, развитие сферы молодежного малого бизнеса.

Направлениями занятости молодежи являются:

§ развитие сети центров содействия трудовой занятости молодежи;

§ проведение мероприятий по профориентации, обучению, трудоустройству и занятости молодежи;

§ проведение республиканских конкурсов «Студенты в свободном предпринимательстве», «Молодой директор года» и других;

§ информационно-методическое обеспечение молодежи в области трудовой занятости;

§ совершенствование системы трудоустройства выпускников общеобразовательных учреждений и молодых специалистов;

§ поддержка деятельности студенческих и трудовых отрядов;

§ проведение мероприятий по поддержке предпринимательства.

В целях обеспечения с учетом экономических и социальных особенностей того или иного региона открыты службы занятости.

Можно выделить четыре важнейшие задачи службы занятости населения: облегчение адекватного трудоустройства; предоставление социальной защиты; развития человеческих ресурсов через профессиональное обучение; предоставление информации о рынке труда.

В целях обеспечения временной и постоянной трудовой занятости молодежи при Государственном комитете Республики Башкортостан по молодежной политике организована работа Республиканского центра содействия трудовой занятости молодежи (РЦСТЗМ) и его филиалов в городах Белорецке, Нефтекамске, Мелеузе, Сибай, Стерлитамаке, и селе Шаран. Являясь «молодежными биржами труда» осуществляют подбор сезонной и временной работы, оказывают консультационную, юридическую и психологическую помощь, проводят профориентационную работу, осуществляют поиск и апробацию новых форм содействия занятости молодежи.

По данным службы занятости населения города Сибай за 2008 год из обратившихся 2102 человек 16-29 летних -853 человека, 14-17 летних-741 человек, трудоустроено 1064 человека из них подростков-680, а молодежь 16-29 летних-384 человека. Направлено на обучение 290 человек, 1658 - получили профориентационные услуги, из них 737 - школьники, будущие выпускники, 27 - из числа высвобожденных (сокращаемых работников), 884 человек получили обязательные услуги: консультации, информацию и психологические тренинги. За этот же период в филиал ГУ «РЦСТЗМ» обратилось 632 человека, 218 из них - несовершеннолетние. На постоянную работу трудоустроено-42, на временную-296, из них несовершеннолетних на постоянную работу устроено- 7, временно-135 человек. На предприятия города были направлены и временно устроены 251 человек.

Ведется большая работа по профилактике безработицы среди молодежи в Башкортостане. Проводятся Республиканские акции «Работу молодым!», «Ярмарка вакансий и рабочих мест», «Ярмарка ученических мест».

В школах проведены лекции, тестирования по выбору профессии для выпускников.

В газетах выпущены рубрики «Куда пойти учиться?», «Трудоустройство», где активно рекламируется деятельность молодежной биржи. Разработаны и выпущены буклеты «Это полезно знать!», «Шпаргалка для успешной адаптации выпускника на рабочем месте», «Поиск работы по телефону», и другие. Практикуется купонное регистрирование в поисках и предложения работы.

На местном телевидении ведется рубрика «Молодежная страничка», проводятся «горячие линии», «круглый стол».

Для обеспечения занятости молодежи активизируется развитие молодежного предпринимательства. С 2000 года ведется Реестр молодежных предприятий с целью оказания адресной поддержки молодым предпринимателям. Традиционно проходит Неделя малого бизнеса, конкурс «Молодой директор года», Республиканская выставка «Предприниматель-2008», экспозиции «Молодежные предприятия РБ». Проводится конкурс «Студенты в свободном предпринимательстве».

Слабыми моментами молодежной политики является отсутствие сбора статистической информации, трудовой занятости и самостоятельности; создание и развитие сети служб занятости по количеству не соответствует объективной потребности в них; профсоюзными организациями республики не ведется систематическая, целенаправленная работа с молодежью; государство гарантирует минимум услуг по обучению, профессиональной подготовке и трудоустройству, но ни в одном документе не прописан этот минимум; узковедомственный подход и несогласованность в выработке механизмов практического осуществления конкретных мер, распыленность финансовых и других ресурсов.

В заключении отметим, что, на наш взгляд, конкретными действиями для решения этой проблемы являются:

§ проведение мониторинга для составления прогнозов по объемам и структуре подготовки кадров в системе профессионального образования всех уровней. В разработке прогнозов должны быть задействованы представители работодателей. Результаты должны стать ориентирами для формирования государственного задания на подготовку квалифицированных кадров, а также использовать при профориентации молодежи;

§ обеспечение повышения фундаментальности высшего образования и переход к более широким специальностям базового профессионального образования;

§ присоединение к международной квалификации специальностей;

§ реализация перехода на двухуровневую систему высшего образования - бакалавриат и магистратуру, подготовка (специализация) молодых специалистов-бакалавров под конкретные требования работодателя должна проводится в условиях внутрифирменного обучения за счет работодателя;

§ разработка и утверждение стандартов профессионального образования, развитие «корпоративных учебных заведений всех уровней;

§ развитие университетских комплексов, обеспечивающих подготовку специалистов с высшим и средним профессиональным образованием, включение средних профессиональных учебных заведений в такие комплексы повысит уровень и качество среднего профессионального образования;

§ проведение апробации и внедрение механизмов целевого бюджетного финансирования подготовки кадров в системе высшего и среднего профессионального образования, направленного на удовлетворение потребностей, стратегически и социально значимых секторов, среди таких механизмов следует рассмотреть возможности использования возрастных субсидий, образовательных кредитов, конкретной подготовки и тому подобное;

§ совершенствование преемственности школ с образовательными учреждениями;

§ введение на предприятиях ставок специалистов по работе с молодежью;

§ проведение масштабной целенаправленной профориентационной работы с учащимися образовательных школ;

§ развитие целенаправленной просветительско-информационной компании для увеличения желающих заняться общественными работами;

§ межведомственная координация деятельности в данном направлении;

§ подключение федерального и регионального бюджета для финансирования этой деятельности.

Все выше обозначенное позволяет сделать следующий вывод.

Молодежь является как объектом, так и субъектом государственной молодежной политики. На макро и мезоуровнях существует и является основой работы по профилактике безработицы среди молодежи президентские программы, которые имеют продолжение в городских программах. Специфика такой работы огромна. Открываются и работают молодежные биржи, специалисты которых оказывают профессиональную помощь в трудоустройстве и психической поддержке. Для более широкого вовлечения молодых людей в трудовую деятельность необходимы встречные действия, как со стороны самой молодежи, так и со стороны властных структур.

Повышение активности молодежи в решении собственной проблемы, а также в решении будущего страны на государственном, профсоюзном уровнях возможно положительно решить лишь в случае изменений субъективной позиции самой молодежи.

Активно-деятельностное поведение молодых людей ведет к самозанятости, вторичной занятости, развитию предпринимательской деятельности.

Таким образом, можно подытожить:

1. Молодежь - это большая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества. Она переживает главные социальные и демографические события в жизненном цикле человека. В облике молодежи просматриваются черты будущей социальной действительности.

2. Материальное положение молодых людей мало зависит от результатов труда, уровня образования, квалификации, определяющим фактором является форма собственности. Все менее значимой становится ценность, содержание труда, возрастает роль материальных стимулов - происходит деформация в ценностных ориентациях молодежи.

3. Главной проблемой молодежи является безработица, которая влечет негативные социальные последствия для всего общества в целом, поэтому необходимо вести профилактические мероприятия.

4. Государственная молодежная политика отражается в президентских программах, отдельным пунктом которых предписывается разработать и реализовать мероприятия по трудоустройству, временной и вторичной занятости молодежи. Но создание и развитие сети служб занятости по количеству сегодня не соответствует объективной потребности в них.

5. Молодежь должна рассматривать себя как объект и как субъект социальной работы. Необходимо принять комплексную программу в масштабах страны, республики, в рамках городской программы, имеющую достаточную силу для применения санкций и являющуюся основанием для налоговых льгот для трудоустройства и самозанятости молодежи.

Глава II. Практика организации профилактики безработицы среди молодежи

2.1 Обобщение регионального опыта профилактики безработицы среди молодежи

Рассмотрим реализацию государственной молодежной политики в разных областях страны и республике Башкортостан.

Реализация государственной молодежной политики в Рязанской области осуществляется в соответствии с законом Рязанской области «О молодежи». Разработан проект закона «О государственной поддержке детских молодежных общественных объединений Рязанской области». На уровне нормативно-правовой базы приняты распоряжения Губернатора о решении вопросов занятости студенческой и учащейся молодежи в каникулярное время и развитие движения студенческих и молодежных трудовых отрядов, об учреждении грантов молодым ученым высших учебных заведений, в целях совершенствования трудовой и профессиональной подготовки студенческой молодежи, оказания помощи сельскохозяйственным предприятиям.

Элементом нормативного обеспечения и управления реализацией государственной молодежной политики стала комплексная программа «Молодежь Рязанщины».

Одним из приоритетных направлений является содействие занятости, трудоустройству молодежи и профориентация. Традиционными в Рязанской области стали ярмарки вакансий рабочих мест для подростков и молодежи. Работает молодежная биржа труда, организуемая совместно со службой занятости. Практикуются ярмарки учебных мест.

Большое внимание уделяется поддержке деятельности молодежных и студенческих отрядов. Работают областной, вузовские и муниципальные штабы. За последние годы заметно возрос интерес молодежи к участию в этом движении.

С каждым годом происходит как увеличение профиля отрядов, так и количество человек в них. Если в 1999 году существовали строительные, педагогические, механизированные отряды в 190 человек, то в 2008 - строительный, педагогический, трудовой, механизированный, животноводческий, студенческий, медицинский и экологический отряды в 3318 человек. Средняя зарплата студентов строительных отрядов составляет 6 тысяч рублей в месяц, педагогических - 2,5 тысяч рублей.

Более 2000 школьников трудятся ежегодно на благоустройстве городских (поселковых) территорий, в детских садах, парках, зонах отдыха, на ликвидации свалок и других работах. Хорошие примеры подают муниципальные органы управления молодежной политикой Старожиловского, Ряжского районов, городов Скопина, Рязани, Сасово, Касимова, которые занимаются данным видом деятельности совместно с муниципальными службами занятости. Областным Штабом студенческих трудовых отрядов подготовлена памятка по организации деятельности молодежных и трудовых отрядов. Ежегодно проводится большая подготовительная работа с командирами и комиссарами отрядов, которые проходят обучение.

Начиная с 2006 года изготавливается символика (футболки различных видов отрядов, баннеры). Проведен конкурс на лучший гимн отрядов.

Существует ряд проблем в этом направлении, которые мешают развитию студенческого движения. К ним относятся недостаточное количество рабочих мест и отсутствие необходимой помощи со стороны ректоратов участникам движения студенческих отрядов.

Одной из форм решения проблемы безработицы, обеспечения занятости является поддержка молодежного предпринимательства. Совместно с Рязанским молодежным «Бизнес-инкубатором» проводятся конкурсы бизнес-идей, экономических проектов и программ. Традиционные экономические олимпиады, слеты, ярмарки объединены в декады экономики и предпринимательства, которые хорошо себя зарекомендовали.

Совместно со специалистами федерального объединения социальной работы с молодежью Германии в течении четырех лет на Рязанщине проводятся семинары по темам «Адаптация молодежи к современным социально-экономическим условиям жизни», «Развитие молодежного предпринимательства на территории Рязанской области», целью которых является обмен опытом по вопросам профессиональной диагностики и компетенции молодежи.

Судя по опыту работы с молодежью Белгородской области, можно сказать, что здесь максимально эффективно решают проблемы безработицы и ее профилактики. В Белгородской области разработана и принята Программа улучшения качества жизни населения. На начало 2007 года численность молодежи в области достигла 370450 человек, что составляет около 40% всего трудоспособного населения Белгородчины, 23% от общей численности жителей области. Разработана программа «Молодость Белгородчины», которая предусматривает решение одной из проблем молодежи - трудоустройства. Численность молодежи области, признанная безработной, составляет около 1/3 всех безработных.

Дополнительно усугубляет ситуацию миграция рабочей силы из стран ближнего зарубежья и других регионов России. Прирост молодежи за счет миграции в 2002 году составил 2761 человек, а в 2006 году - 3568 человек.

Поэтому приоритетными задачами в сфере реализации государственной молодежной политики в Белгородской области являются:

1) реализация программы «Региональный кадровый резерв» на 2007-2008 годы;

2) конкурсное финансирование организации летних трудовых и профильных лагерей подростков и прочих проектов;

3)возрождение Белгородского областного союза студентов;

4)создание организационно-штатной структуры областного штаба студенческих трудовых отрядов;

5) расширение сферы деятельности студенческих трудовых отрядов;

6) расширение сети летних трудовых оздоровительных военно-патриотических лагерей подростков и другие.

В решении проблемы трудоустройства органы по делам молодежи находят нестандартные подходы. Так, летом 2007 года трудоустроено 15148 подростков, работали 14 летних трудовых военно-патриотических лагерей охватом 670 человек, в 82 студенческих трудовых отрядах были заняты 1729 студентов. Самой молодежью было построено 119 спортивно-досуговых дворовых площадок, отремонтировано 548 дворовых спорткомплексов.

За 2007 год создано 54 молодежных кредитно-потребительских кооператива, заработал альянс молодых предпринимателей «Белгород-Харьков».

Несомненно, инновационным проектом стал православный студенческий строительный отряд, в котором трудились семинаристы.

В 2006 году впервые в области летом работал профилактический трудовой оздоровительный военно-патриотический лагерь для молодых людей из групп социального риска «Феникс», в котором участвовали 70 подростков из 7 районов области. Это - совместный проект управления по делам молодежи, комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, департамента федеральной государственной службы занятости населения по Белгородской области, управлений внутренних дел и социальной защиты населения области, воинской части «Белгород-22».

Профилактическая работа Центра социальной адаптации молодежи проводится на молодежных мероприятиях, акциях и по учебным заведениям (распространение листовок, буклетов, стикеров профилактической направленности). Этой деятельностью было охвачено более 15000 человек.

1336 учащихся и студентов прослушали лекции-беседы различной психологической тематики: «Кто такой лидер и как им стать»; «Твой друг- телефон»; «Сделай свой выбор!»; была организована и проведена акция «Выпускник. Профессия. Карьера».

Центр инновационных проектов и программ в 2006 году выиграл конкурс, проводимый в рамках федеральной целевой программы «Молодежь России» (2001-2008 годы) по 5 разработанным программ. Одна из них « Шаг к успеху» подпрограммы «Содействие занятости и предпринимательству», заняла гранд 1 степени.

Активизировал свою деятельность центр трудоустройства молодежи. В 2007 году сюда за услугами обратилось 1450 человек, поставлено на учет 920 человек, из них 536 - до 30 лет, а 1202 гражданам выданы направления на работу. Количество и состав предлагаемых вакансий непрерывно изменяются, на 2008 год их число составляло 250.

Летом 2007 года была организована работа 6 летних трудовых военно-патриотических лагерей несовершеннолетней молодежи: «Каскад» (город Старый Оскол и Старооскольский район), «Феникс» (Грайворонский район), «Вымпел» (Чернянский район), «Десантник» (Губкинский район), «Патриот» (Краснояружский район), «Белые крылья» (город Белгород). В работе этих лагерей приняли участие 250 подростков из малообеспеченных семей. Кроме физической строевой, тактико-специальной военной подготовки и краеведческой работы, бойцами были проведены работы по уборке лесопарковых зон, благоустройству территорий, прилегающих к памятникам.

В общественных работах приняли участие 69837 школьников, 21000 студентов, 26000 человек работающей молодежи и 425 детских и молодежных общественных организаций. Высажено более 60000 деревьев, 50000 кустарников, обустроено 435 дворовых и 492 пришкольных спортивно-досуговых площадки, благоустроено 64 пляжа, расчищено 186 родников и 348 колодцев, создано 654 экологических отряда, ликвидировано 784 стихийные свалки, оказана помощь в благоустройстве подсобных хозяйств и дачных участков - 1346 ветеранам Великой Отечественной войны, 76 семьям погибших в локальных военных конфликтах воинов-белгородцев, благоустроено 281 место воинских захоронений. Заложено 70 аллей славы, скверов и парков.

В 2006 году подписано постановление «О программе «Молодой рабочий». Основной целью программы является решение проблем молодежи промышленных и сельскохозяйственных предприятий путем создания молодежных организаций на предприятиях путем и реализации ими социальных проектов и программ. Эта программа поможет удержать молодёжь на рабочих местах и будет являться своего рода элементом профилактики безработицы среди этой категории населения. На ОАО «ОЭМК» уже создан первый в области молодежный отдел на предприятии.

Выполняя программы допризывной подготовки молодёжи, в автошколах РОСТО ведется подготовка водителей и специалистов массовых специальностей по 14 профессиям.

В области работают: 14 клубов стрелковой подготовки, 5 автошкол, 1 секция полиатлон, 14 клубов мотокросса, 2 секции по военно-прикладному многоборью, 6 клубов допризывной подготовки, 28 клубов парашютно-десантной подготовки, 2 секции по автомногоборью, 2 клуба юных моряков, 21 секция по радиотехнической подготовке, 4 картинг-клуба, 2 телестудии, 1 клуб авиамоделирования, 9 секций содействия милиции и юных спасателей, 3 клуба ракетомоделирования.

Таким образом, в белгородском регионе решается задача - перевести молодёжь из объекта управления в активнейший субъект социальных преобразований.

Необходимо проанализировать и многолетний региональный опыт Республики Башкортостан.

В целях обеспечения временной постоянной трудовой занятости молодёжи организована работа Республиканского центра содействия трудовой занятости молодёжи и его филиалов.

За 2007 год в РЦСТЗМ и его филиалы обратилось 21471 молодых граждан, из них трудоустроено 10519 человек. Кроме того, в центр обратились 3159 несовершеннолетних граждан, из них трудоустроено на постоянную работу 50 человек, на временную 715 человек, а 2167 несовершеннолетних граждан прошли профориентационное тестирование и получили консультации, 68 человек были направлены на профобучение.

Всего по республике, только за летний период 2007 года временной занятостью было охвачено 65538 человек из числа молодёжи.

Дважды в год проводятся Республиканские акции «Работу - молодым!»

Особое внимание уделяется поддержке движения студенческих трудовых отрядов, что позволило организовать работу 165 отрядов еще в 2007 году, общей численностью 7626 человек. В том же году впервые был создан отряд бортпроводников.

Проводятся Республиканские слёты молодёжных трудовых формирований «Энергия и труд молодых - Башкортостану», на которых происходит церемония награждения лучших трудовых формирований и учебные заведения. Если в 2006 году приняло участие 36 отрядов общей численностью 2500 человек, то в 2007 году -45 отрядов, более 3-х тысяч человек.

В Республике реализуется Концепция развития малого предпринимательства, по данным Центра изучения общественного мнения «Симакс» молодые предприниматели Республики составляют 21% от общего числа предпринимателей всех возрастов, а в Уфе эта цифра составляет 33%. С 2000 года ведется Реестр молодёжных предприятий. Анализируя данный документ, можно отметить положительную динамику: число молодежных предприятий растет. Если в 2006 году было 120 молодежных предприятий и 3850 молодых предпринимателей, то в 2007 году - 198 предприятий и 9529 предпринимателей.

Проходят Зональные семинары для молодых предпринимателей районов, которые позволяют изучать их проблемы и оказывать адресную помощь.

Республиканский центр содействия молодёжному предпринимательству оказывает различную помощь молодым предпринимателям.

Традиционно проходят Неделя малого бизнеса в РБ. Впервые проводился в 2006 году всероссийский конкурс «Молодой директор года». В 2007 году органы по делам молодёжи провели большую работу по подготовке участников конкурса. В 2006 году в числе победителей были и представители города Сибай.

Ежегодно проводятся Республиканские выставки «Предприниматель года», в их рамках организуются работы экспозиции «Молодёжные предприятия РБ».

Стал популярным в Республике конкурс «Студенты в свободном предпринимательстве», основная задача которого пропаганда идеи предпринимательства среди учащейся молодёжи. Отрадно то, что в 2008 году были представлены команды из учебных заведений городов Сибай и Мелеуз.

Изучив опыт работы по профилактике безработицы среди молодёжи в разных регионах страны, можно взять на вооружение различные приёмы и новые технологии реализации государственной молодёжной политики, так как у каждого региона есть свои интересные наработки; положительные стороны, к которым относятся ярмарки вакансий рабочих и ученических мест, организация различных студенческих трудовых отрядов, проведение общественных работ, различных конкурсов, бизнес-идей, бизнес-планов, экономических проектов и программ, турниров экономических игр, выставок, экспозиций, семинаров, слётов, акций; открытие и успешная работа молодёжных бирж и других социальных учреждений, в которых молодые люди могут получить разнообразные услуги от консультации до регистрации и успешного начала самостоятельной предпринимательской деятельности; обмен опытом специалистов других регионов, стран.

Недостатками в данной работе с молодёжью можно назвать нехватку денежных средств, для проведения задуманных мероприятий, малую информированность о работе различных социальных учреждений для молодёжи, ограниченное количество специалистов по работе с молодёжью, отсутствие на предприятиях таких программ, как «Молодой рабочий», либо молодёжного отдела, которые поддерживали бы молодые кадры на производстве, не в полную меру оказывается система поощрений, стимулов для динамичной работы молодых, малое подключение молодёжи в сельском хозяйстве.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты