рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальное обслуживание пожилых и инвалидов

Социальное обслуживание пожилых и инвалидов

Автономная некоммерческая организация

"Колледж предпринимательства и права" г. Омск

Тарский филиал

Курсовая работа

на тему: "Социальное обслуживание пожилых и инвалидов"

Содержание

Введение

Глава 1. Основные положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

1.1 Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание

1.2 Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

1.3 Формы социального обслуживания

Глава 2. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Ханты-Мансийска

2.1 Нормативно-правое регулирование социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе

2.2 Характеристика Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Городская социальная служба"

2.3 Формы и направления социального обслуживания граждан учреждением социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Геронтологический центр"

Заключение

Список использованной литературы

Введение

В современном развитом обществе долголетие становится нормой жизни, причем основная проблема заключается в качестве долголетия. У человека, по мере старения, изменяется не только его состояние здоровья, но и происходит определенная переориентация жизненных интересов, потребностей, меняется социальный статус в обществе, семье. К старости человек приобретает целый ряд заболеваний, преимущественно хронического течения с частыми обострениями, поэтому лица пожилого и старческого возраста испытывают повышенную потребность в медицинской и социальной помощи.

Одной из характерных особенностей периода пожилого и старческого возраста, как у относительно здоровых, так и у больных людей является наступающая социально-психологическая дезадаптация. Именно изменение социального статуса пожилого человека - выход на пенсию, утрата близких родственников, трудности в связи с самообслуживание, ухудшение экономического положения - нарушает привычные жизненные стереотипы, требует мобилизации собственных физических и психических резервов, которые в этом возрасте значительно снижены, все это сильно воздействует на психику старого человека.

Неспособность инвалидов самостоятельно справляться с повседневными заботами приводит к зависимости от других людей, что вызывает у многих чувство неполноценности, бессилия, нежелания дальнейшего существования.

Способы адаптации пожилых людей и инвалидов. Так, наряду с тяжелыми переживаниями и развивающимися депрессиями у пожилых и инвалидов обнаруживается тенденция к изолированному существованию без потребности видеть других людей, ощущение умиротворенности в одиночестве, стремление к новым занятиям и контактам. В то же время немалая часть из них проявляет гармоничную адаптацию, когда присутствуют здравый смысл, мужество, оптимизм.

В связи с этим в обществе весьма актуальной является проблема оказания социальной помощи, поддержки пожилым и инвалидам, которая осуществляется при помощи социального обслуживания.

Цель работы - изучить особенности социального обслуживания пожилых граждан и инвалидов в Российской Федерации.

Задачи работы:

1. Изучить положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в РФ.

1. Рассмотреть формы социального обслуживания

2. Сделать анализ деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Ханты-Мансийска.

Изучить формы и направления социального обслуживания граждан Учреждением социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Городская социальная служба"

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы, состоящего из 18 наименований.

Глава 1. Основные положения и принципы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

1.1 Право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание

Конституция РФ в ст. 7 установила, что Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Такая правовая норма и отражает человеколюбие и милосердие, оно выражается конкретно в создании государством условий, которые бы обеспечивали достойную жизнь пожилых людей и инвалидов на территории РФ.

Уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий пожилых людей и инвалидов в настоящее время не достаточно высок несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось за последнее десятилетие.

В статье 5 Закона "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов" указывается на право граждан пожилого возраста и инвалидов на социальное обслуживание.

Во-первых, гражданин должен быть пожилым или инвалидом. Если гражданин инвалид, то он уже не обязательно должен быть пожилым в соответствии с Законом; и наоборот, если гражданин по Закону считается пожилым, то он уже не обязательно должен являться инвалидом.

Пожилым гражданин будет считаться при достижении им определенного возраста. Данным возрастным барьером считается 55 лет для женщин и 60 лет для мужчин. Подтвердить данный факт человек может просто предъявлением паспорта, других документов для этого не требуется. Факт того, что человек является инвалидом, должен подтверждаться согласно п. 36 Правил признания лица инвалидом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 20.02.2006 № 95, справкой. Согласно п. 5 - 13 Правил условиями признания гражданина инвалидом являются:

а) нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами;

б) ограничение жизнедеятельности (полная или частичная утрата гражданином способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться или заниматься трудовой деятельностью);

в) необходимость в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.

В зависимости от степени ограничения жизнедеятельности, обусловленного стойким расстройством функций организма, возникшего в результате заболеваний, последствий травм или дефектов, гражданину, признанному инвалидом, устанавливается I, II или III группа инвалидности, а гражданину в возрасте до 18 лет - категория "ребенок-инвалид".

Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год. Категория "ребенок-инвалид" устанавливается на 1 или 2 года либо до достижения гражданином возраста 18 лет.

Граждане, которым установлена категория "ребенок-инвалид", по достижении возраста 18 лет подлежат.

В случае признания гражданина инвалидом в качестве причины инвалидности указываются общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание, инвалидность с детства, инвалидность с детства вследствие ранения (контузии, увечья), связанная с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны, военная травма, заболевание, полученное в период военной службы, инвалидность, связанная с катастрофой на Чернобыльской АЭС, последствиями радиационных воздействий и непосредственным участием в деятельности подразделений особого риска, а также иные причины, установленные законодательством Российской Федерации.

При отсутствии документов, подтверждающих факт профессионального заболевания, трудового увечья, военной травмы или других предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, являющихся причиной инвалидности, в качестве причины инвалидности указывается общее заболевание. В этом случае гражданину оказывается содействие в получении указанных документов. При представлении в бюро соответствующих документов причина инвалидности изменяется со дня представления этих документов без дополнительного освидетельствования инвалида.

Гражданину, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, с указанием группы инвалидности и степени ограничения способности к трудовой деятельности либо с указанием группы инвалидности без ограничения способности к трудовой деятельности, а также индивидуальная программа реабилитации.

Признание гражданина инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы исходя из комплексной оценки состояния организма гражданина на основе анализа его клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых и психологических данных с использованием классификаций и критериев, утверждаемых Министерством здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

Вторым обязательным условием для наличия самого юридического факта будет являться то, что такой гражданин должен нуждаться в постоянной или временной посторонней помощи. Это возможно по причине частичной или полной утраты возможности самостоятельно удовлетворять свои основные жизненные потребности вследствие ограничения способности к самообслуживанию и (или) передвижению. Но возможно, что это будут и какие-то другие причины, по которым можно судить о такой неспособности гражданина самому удовлетворять свои потребности и т.д. На практике, когда обращаются в органы социальной защиты с заявлением, они не выясняют факт нуждаемости в посторонней помощи, а смотрят на наличие определенного возраста или инвалидности.

Именно наличие первого и второго обстоятельства в совокупности дает состав самого юридического факта, основания для получения гражданином социальной помощи от государства в рамках комментируемого Закона.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов осуществляется по решению органов социальной защиты населения в подведомственных им учреждениях либо по договорам, заключаемым органами социальной защиты с учреждениями социального обслуживания иных форм собственности.

1.2 Основные принципы деятельности в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов

Первый принцип, который отражен в Законе - принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина - имеет свое конституционное значение, которое сводится к тому, что Российская Федерация обязана выполнять взятые на себя международные обязательства по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, отраженные в международных документах (конвенциях, протоколах, пактах и соглашениях). Вместе с тем применительно к Закону принцип соблюдения прав и свобод человека и гражданина имеет и свое отличное от конституционного содержание. Однако оно основано опять-таки на конституционном закреплении данного принципа. Соблюдение прав человека выражается как в равенстве прав всех граждан на получение социальной помощи от государства, так и в свободе выбора получения такой помощи.

Следующий принцип предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания не закреплен напрямую в Конституции РФ, но он следует из ряда положений Конституции. Конституция РФ объявила Россию социальным государством и закрепила принцип ответственности государства за взятые на себя обязательства по социальному обслуживанию граждан. Государство не может отказаться в одностороннем порядке от исполнения своих обязательств перед гражданами, в том числе по их социальному обслуживанию, которое оно гарантировало им ранее.

Принцип предоставления государственных гарантий по социальному обслуживанию держится, с одной стороны, на том, что Конституция РФ и стоящий на страже закона Конституционный Суд РФ не позволяют отдельным органам государственной власти как-либо умалять права граждан на социальное обслуживание, и, с другой стороны, реализуется на бюджетных гарантиях государства. Органы государственной власти при формировании бюджета на каждый финансовый год обязаны закладывать в него необходимые прогнозируемые суммы расходной части бюджета для того, чтобы исполнить в следующем финансовом году свои обязательства перед гражданами.

Глава 13.1 Бюджетного кодекса РФ предусмотрела формирование Стабилизационного фонда. Средства Стабилизационного фонда могут использоваться для финансирования дефицита федерального бюджета при снижении цены на нефть ниже базовой, а также на иные цели в случае, если накопленный объем средств. Объемы использования средств Стабилизационного фонда определяются федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год, проект которого вносится Правительством РФ.

Закон также предусмотрел определенные гарантии исполнения обязательств государством социальной помощи. Далее государство гарантирует получение всего комплекса социальных услуг, который установлен.

На федеральном уровне есть два подзаконных нормативных правовых акта, которыми и регулируется содержание и качество социальных услуг, - это Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг", принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 327-ст, и Национальный стандарт РФ ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения", принятый Постановлением Госстандарта РФ от 24 ноября 2003 г. № 326-ст.

Следующий правовой принцип, сформированный законодателем в Статье 3, оформлен как принцип преемственности всех видов социального обслуживания. Это означает, скорее всего, преемственность политики нашего государства в вопросах социального обслуживания.

Рассмотрим содержание принципа ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов. Данный принцип продиктован организационной необходимостью в социальном обеспечении пожилых граждан и инвалидов. Потребности у каждого инвалида или пожилого человека разнообразны, в первую очередь это продиктовано состоянием их здоровья, особенностями их истории болезни. Также далеко не последнюю роль играют такие факторы: совместно с кем-то или одиноко проживает гражданин, может ли он самостоятельно обеспечивать себя и обслуживать себя в социально-бытовом плане. Именно данные факторы и влияют в основном на определение типа и содержание услуг по социальной помощи пожилых граждан и инвалидов. Ориентация социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов достигается посредством наличия перечня разнообразных социальных услуг, которые могут быть предоставлены гражданам, и выбора для каждого в итоге не всего сразу перечня услуг, а только тех услуг, в которых действительно нуждается инвалид или пожилой человек.

Таким образом, деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на принципах:

соблюдения прав человека и гражданина;

предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания;

обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов;

преемственности всех видов социального обслуживания;

ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов;

приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов;

ответственности органов государственной власти и учреждений, а также должностных лиц за обеспечение прав граждан пожилого возраста и инвалидов в сфере социального обслуживания.

1.3 Формы социального обслуживания

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает:

1) социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание);

2) полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания;

3) стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования);

4) срочное социальное обслуживание;

5) социально-консультативную помощь.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам может предоставляться жилое помещение в домах жилищного фонда социального использования.

Услуги, предоставляемые на дому гражданам пожилого возраста и инвалидам, нуждающимся в посторонней помощи вследствие частичной утраты способности к самообслуживанию:

1) услуги по организации питания, быта и досуга: покупка и доставка на дом продуктов питания, горячих обедов; помощь в приготовлении пищи; покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости; доставка воды, топка печей, содействие в обеспечении топливом (для проживающих в жилых помещениях без центрального отопления и (или) водоснабжения); сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка; содействие в организации ремонта и уборки жилых помещений; содействие в оплате жилья и коммунальных услуг; содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли, коммунально-бытового обслуживания, связи и другими предприятиями, оказывающими услуги населению; оказание помощи в написании писем; содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами; содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;

2) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги: обеспечение ухода с учетом состояния здоровья; содействие в проведении медицинской помощи; содействие в проведении медико-социальной экспертизы; содействие в проведении реабилитационных; содействие в обеспечении по заключению врачей лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения; оказание психологической помощи; содействие в госпитализации, сопровождение нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения; посещение в стационарных учреждениях здравоохранения в целях оказания морально-психологической поддержки; помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных; содействие в получении зубопротезной и протезно-ортопедической помощи, а также в обеспечении техническими средствами ухода и реабилитации;

3) содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;

4) содействие в трудоустройстве;

5) правовые услуги: помощь в оформлении документов; содействие в получении установленных действующим законодательством льгот и преимуществ; оказание помощи по вопросам пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат; содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;

6) содействие в организации ритуальных услуг.

Социально-медицинское обслуживание на дому осуществляется в отношении нуждающихся в надомных социальных услугах граждан пожилого возраста и инвалидов, страдающих психическими расстройствами (в стадии ремиссии), туберкулезом (за исключением активной формы), тяжелыми заболеваниями (в том числе онкологическими) в поздних стадиях.

Полустационарное социальное обслуживание. К услугам, предоставляемым в полустационарных условиях (отделениях дневного (ночного) пребывания, создаваемых в муниципальных центрах социального обслуживания или при органах социальной защиты населения), в том числе для лиц без определенного места жительства, можно отнести следующие:

1) услуги по организации питания, быта и досуга: обеспечение горячим питанием; предоставление постельных принадлежностей и спального места в специальном помещении, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям; обеспечение книгами, журналами, газетами, настольными играми и иным;

2) социально-медицинские услуги;

3) содействие в получении образования и (или) профессии инвалидами в соответствии с их физическими возможностями и умственными способностями;

4) правовые услуги;

Учреждениями (отделениями) полустационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов являются:

- дом ночного пребывания;

- социальный приют;

- социальная гостиница;

- центр (отделение) социальной адаптации;

- социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов;

- центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов;

- социальная столовая, отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан, лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов и другие.

Стационарное социальное обслуживание. Услуги, предоставляемые гражданам пожилого возраста и инвалидам, проживающим в стационарных учреждениях социального обслуживания:

1) материально-бытовые услуги:

- предоставление жилой площади, помещений для организации реабилитационных мероприятий, лечебно-трудовой деятельности, культурно-бытового обслуживания в стационарном учреждении социального обслуживания;

- предоставление в пользование мебели согласно утвержденным нормативам;

- содействие в организации предоставления услуг предприятиями торговли и связи;

- компенсация расходов по проезду на обучение, лечение, консультации;

2) услуги по организации питания, быта, досуга:

- приготовление и подача пищи, включая диетическое питание;

- предоставление мягкого инвентаря (одежды, обуви, нательного белья и постельных принадлежностей) согласно утвержденным нормативам;

- обеспечение досуга (книги, журналы, газеты, настольные игры, экскурсии и иное);

- оказание помощи в написании писем;

- обеспечение при выписке из учреждения одеждой, обувью и денежным пособием по утвержденным нормативам;

- обеспечение сохранности личных вещей и ценностей;

- создание условий для отправления религиозных обрядов;

3) социально-медицинские и санитарно-гигиенические услуги:

- бесплатное оказание медицинской помощи;

- обеспечение ухода с учетом состояния здоровья;

- содействие в проведении медико-социальной экспертизы;

- проведение реабилитационных мероприятий (медицинских, социальных), в том числе для инвалидов на основании индивидуальных программ реабилитации;

- оказание первичной медико-санитарной и стоматологической помощи;

- организация прохождения диспансеризации;

- госпитализация нуждающихся в лечебно-профилактические учреждения, содействие в направлении по заключению врачей на санаторно-курортное лечение (в том числе на льготных условиях);

- оказание психологической поддержки, проведение психокоррекционной работы;

- содействие в получении бесплатной зубопротезной (за исключением протезов из драгоценных металлов и других дорогостоящих материалов) и протезно-ортопедической помощи;

- обеспечение техническими средствами ухода и реабилитации;

- обеспечение санитарно-гигиенических требований в жилых помещениях и местах общего пользования;

4) организация получения образования инвалидами с учетом их физических возможностей и умственных способностей:

5) услуги, связанные с социально-трудовой реабилитацией;

6) правовые услуги;

7) содействие в организации ритуальных услуг.

Виды стационарных учреждений (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов:

- дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов;

- дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда;

- специальный дом-интернат (отделение) для престарелых и инвалидов;

- психоневрологический интернат;

- реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста;

- дом-интернат (отделение) милосердия;

- геронтологический центр;

- геронтопсихиатрический центр;

- дом-интернат малой вместимости;

- социально-оздоровительный центр.

Учреждения (отделения) социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывающие услуги по предоставлению жилого помещения в домах жилищного фонда социального использования:

- специальный дом для одиноких престарелых;

- социальные квартиры.

Самостоятельное учреждение социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов может носить одно из следующих наименований:

- дом-интернат;

- интернат;

- пансионат;

- центр;

- приют;

- гостиница.

Дом-интернат (пансионат) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Дом-интернат (пансионат) для ветеранов войны и труда - социально-медицинское учреждение, предназначенное для постоянного, временного (сроком до 6 месяцев) и пятидневного в неделю проживания ветеранов войны и труда, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

Специальный дом-интернат (специальное отделение) для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для граждан нуждающихся в постоянном постороннем уходе, из числа освобождаемых из мест лишения свободы и других лиц, за которыми в соответствии с действующим законодательством установлен административный надзор, а также граждан пожилого возраста и инвалидов, ранее судимых или неоднократно привлекавшихся к административной ответственности за нарушение общественного порядка, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством.

Психоневрологический интернат - социально-медицинское учреждение, предназначенное для страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Реабилитационный центр (отделение) для инвалидов молодого возраста - социально-медицинское учреждение, предназначенное для инвалидов молодого возраста, частично или полностью утративших способность к самообслуживанию, и осуществляющее процесс реабилитации инвалидов в соответствии с реабилитационными программами, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

Дом-интернат (отделение) милосердия для престарелых и инвалидов - социально-медицинское учреждение, предназначенное для находящихся на постельном режиме или передвигающихся в пределах палаты с посторонней помощью, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

Геронтологический центр - социально-медицинское учреждение, предназначенное для частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществляет научно-практическую и организационно-методическую работу в областях геронтологии и гериатрии, а также проводит работу по повышению квалификации кадров стационарных учреждений социального обслуживания.

Геронтопсихиатрический центр - социально-медицинское учреждение, предназначенное для страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, а также организацию посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга, осуществляет научно-практическую работу в области психиатрии у лиц старших возрастных групп и проводит работу по повышению квалификации работников психоневрологических домов-интернатов.

Дом-интернат малой вместимости для пожилых людей и инвалидов - социально-медицинское учреждение, численностью не более 50 человек, предназначенное для частично или полностью утративших способность к самообслуживанию и нуждающихся в постоянном постороннем уходе, обеспечивает создание соответствующих их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности.

Социально-оздоровительный центр - учреждение социального обслуживания, предназначенное для проведения социально-оздоровительных и профилактических мероприятий для продления возможности самореализации гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию и активному передвижению, своих жизненно важных потребностей путем укрепления здоровья, повышения физической активности, а также нормализации психического статуса.

Специальный дом для одиноких престарелых (социальная квартира) - специализированный дом или квартира, входящие в состав жилищного фонда социального использования, создаются для постоянного проживания одиноких граждан пенсионного возраста, а также супружеских пар из их числа, сохранивших полную или частичную способность к самообслуживанию в быту и нуждающихся в создании условий для самореализации основных жизненных потребностей.

Дом ночного пребывания, социальный приют, социальная гостиница, центр (отделение) социальной адаптации - учреждения (отделения) социальной помощи, создаваемые в системе органов социальной защиты населения для оказания социальной помощи лицам без определенного места жительства и занятий. Данные учреждения (отделения) предназначены для временного местопребывания или ночлега лицам, оказавшимся без определенного места жительства и занятий, а также оказания содействия в осуществлении мероприятий по социальной адаптации лиц, утративших социально полезные связи (в первую очередь лиц, освобождаемых из мест лишения свободы), к условиям жизни в обществе.

Социально-реабилитационное отделение для граждан пожилого возраста и инвалидов - структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для проведения оздоровительных и социально-реабилитационных мероприятий с гражданами, сохранившими способность к самообслуживанию или частично ее утратившими.

Центр (отделение) дневного пребывания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение (отделение), предназначенное для оказания социальных, бытовых, культурных услуг гражданам, сохранившим способность к самообслуживанию и активному передвижению, предоставления им медицинской помощи, организации питания и отдыха, привлечения к посильной трудовой деятельности и поддержания активного образа жизни.

Центр (отделение) временного проживания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение (отделение), предназначенное для предоставления гражданам пожилого возраста и инвалидам на срок до 6 месяцев благоустроенного жилья, оказания бытовых, санитарно-гигиенических услуг, при необходимости медицинской помощи, а также организации их питания и досуга.

Центр (отделение) социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение (отделение), предназначенное для временного (до 6 месяцев) или постоянного оказания гражданам, частично утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постороннем поддержке, социально-бытовой помощи в надомных условиях.

Специализированный центр (отделение) социально-медицинского обслуживания на дому граждан, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и страдающим тяжелыми заболеваниями.

Центр (отделение) срочного социального обслуживания - учреждение (отделение), предназначенное для оказания гражданам, вне зависимости от их возраста, остро нуждающимся в социальной поддержке, помощи разового характера, направленной на поддержание их жизнедеятельности.

Консультативный центр (отделение) - учреждение (отделение), предназначенное для защиты прав и интересов граждан, их адаптации в обществе путем содействия в решении социальных, психологических и юридических вопросов.

Центр социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - учреждение социального обслуживания, находящееся в ведении органов социальной защиты населения субъектов Российской Федерации или муниципальных органов социальной защиты населения и осуществляющее организационную, практическую и координационную деятельность по оказанию социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам.

Комплексный социальный центр по оказанию помощи лицам без определенного места жительства - учреждение социального обслуживания по оказанию содействия лицам, находящимся в трудной жизненной ситуации - без определенного места жительства, в предоставлении им социальных, медицинских и других услуг.

Социальная столовая - структурное подразделение учреждения социального обслуживания, предназначенное для оказания помощи гражданам, остро нуждающимся в социальной поддержке ввиду малой обеспеченности или в связи с утратой способности к самообслуживанию, путем обеспечения их горячим питанием, полуфабрикатами или продуктовыми наборами.

Отделение торгового обслуживания малообеспеченных граждан - структурные подразделение учреждений социального обслуживания, предназначенное для продажи товаров первой необходимости малообеспеченным категориям населения по льготным ценам.

Лечебно-производственные трудовые мастерские, подсобные хозяйства при учреждениях социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов - структурные подразделения учреждений социального обслуживания, предназначенные для осуществления лечебно-трудовой и активирующей терапии.

Срочное социальное обслуживание. Предназначено для оказания пожилым гражданам и инвалидам социальной помощи разового характера. Такую помощь оказывает только один вид социальных учреждений - это служба (отделение) срочного социального обслуживания.

Услуги, предоставляемые отделениями срочной социальной помощи, создаваемыми при органах социальной защиты населения, или муниципальными центрами социального обслуживания (срочное социальное обслуживание предусматривает оказание разовых услуг остро нуждающимся в социальной поддержке):

- обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости;

- оказание материальной помощи;

- содействие в предоставлении временного жилого помещения;

- обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;

- организация экстренной медико-психологической помощи;

- содействие в трудоустройстве;

- организация юридических и иных консультаций.

Подобные социальные учреждения оказывают так называемую вспомогательную социальную помощь, т.е. когда социальная помощь еще в полном объеме не нужна либо гражданин находится в таком состоянии, что вполне может обеспечить самостоятельно свои жизненные потребности, но нуждается в том, чтобы ему помогли, "подтолкнули" в нужном направлении.

Социально-консультативная помощь. Социально-консультативная помощь, оказываемая пожилым гражданам и инвалидам, - единственная форма социальной помощи, которая носит скорее профилактический характер в определенных группах риска. Такая помощь оказывается населению в целях психологической поддержки инвалидов и пожилых граждан. Однако затрагивает она не только самих пожилых граждан и инвалидов, но и всех членов их семей, поскольку в первую очередь проблемы с адаптацией и привыкание к новым условиям жизни начинается у инвалида или пожилого гражданина именно из-за нездорового восприятия в семье такого человека, которого стараются не замечать, а в ряде случаев даже проявляют агрессию по отношению к нему. Поэтому определенный психологический настрой тут надо создавать не столько у самого инвалида или пожилого гражданина, сколько у членов его семьи.

Глава 2. Анализ деятельности учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов города Ханты-Мансийска

2.1 Нормативно-правое регулирование социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе

Ниже мы представляем перечень нормативных правовых актов Российской Федерации и Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, действующих в целях улучшения положения граждан старшего поколения и инвалидов.

Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

Постановление Правительства автономного округа от 27 января 2005 года № 17-п "О порядке определения и содержания граждан пожилого возраста и инвалидов в домах-интернатах общего и психоневрологического типов Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Постановление Правительства автономного округа от 27 января 2005 года № 18-п "Об организации социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Постановление Правительства автономного округа от 24 января 2006 года № 4-п "Об утверждении Положения о порядке и условиях оплаты стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре и внесении изменений в постановление Правительства автономного округа от 27 января 2005 года № 19-п" (с изменениями на 16 ноября 2006 года)

Закон автономного округа от 26 февраля 2006 года № 31-оз "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Поддержка системы социального обслуживания граждан старшего поколения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2006-2008 годы"

Постановление Правительства автономного округа от 28 декабря 2006 года № 316-п "О Порядке предоставления жилых помещений в специальных домах для одиноких престарелых и внесении изменений в постановление Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 08.11.2005 № 199-п"

Распоряжение Правительства автономного округа от 9 октября 2007 года № 438-рп "О реорганизации учреждений социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры"

Распоряжение Правительства автономного округа от 12 декабря 2007 года № 565-рп "О положении граждан старшего поколения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре"

Распоряжение Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 1 июня 2007 года № 193-рп "О проекте закона Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Формирование безбарьерной среды для инвалидов и других маломобильных групп населения в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре" на 2008-2012 годы"

Постановление Думы Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 15 июня 2007 года № 1482 "О Законе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "О программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Формирование беспрепятственного доступа инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты - Мансийского автономного округа - Югры" на 2008-2012 годы"

Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры автономного округа от 28 июня 2007 года № 78-оз "О Программе Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Формирование беспрепятственного доступа для инвалидов и других маломобильных групп населения к объектам социальной инфраструктуры Ханты-Мансийского автономного округа - Югры" на 2008-2012 годы"

ГОСТы

Национальный стандарт ГОСТ Р 52142-2003 "Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг. Общие положения";

Национальный стандарт ГОСТ Р 52143-2003 "Социальное обслуживание населения. Основные виды социальных услуг";

Национальный стандарт ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания";

Национальный стандарт ГОСТ Р 52497-2005 "Социальное обслуживание населения. Система качества учреждений социального обслуживания";

Национальный стандарт ГОСТ Р 52496-2005 "Социальное обслуживание населения. Контроль качества социальных услуг";

Национальный стандарт ГОСТ Р 52880-2007 "Социальное обслуживание населения. Типы учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов";

Национальный стандарт ГОСТ Р 52883-2007 "Социальное обслуживание населения. Требования к персоналу учреждений социального обслуживания";

Национальный стандарт ГОСТ Р 52882-2007 "Социальное обслуживание населения. Специальное техническое оснащение учреждений социального обслуживания"; Национальный стандарт ГОСТ Р 52884-2007 "Социальное обслуживание населения. Порядок и условия предоставления социальных услуг гражданам пожилого возраста и инвалидам";

Национальный стандарт ГОСТ Р 53058-2008 "Социальное обслуживание населения. Социальные услуги гражданам пожилого возраста".

2.2 Характеристика Учреждения социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Городская социальная служба"

В городе Ханты-Мансийске координирует и осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Городская социальная служба".

Рассмотрим структуру этого учреждения:

Организационно-методическое отделение

Консультативное отделение

Отделение срочного социального обслуживания

Социально- реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов

Специализированное отделение социально- медицинского обслуживания на дому пожилого возраста и инвалидов

Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов

Отделение социально-бытовых услуг

Все перечисленные отделения, входящие в состав центра, осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и ГОСТами.

Особо хотелось бы рассмотреть деятельность Геронтологического центра, входящего структуру Центра.

История образования "Геронтологического центра"

В городе Ханты-Мансийске в 1994, году на основании распоряжения Главы Администрации, был открыт дом-интернат для одиноких престарелых и инвалидов "Осень", который с 07 июля 1997 года реорганизован в муниципальное учреждение социального обслуживания "Геронтологический центр".

Учреждение социального обслуживания "Геронтологический центр" расположен в живописном месте. Площадь прилегающей к нему земли около 4 гектаров с хвойными и лиственными деревьями, разнообразная флора и фауна создают дополнительные, целительные факторы проживающим.

В настоящее время Геронтологический центр представляет собой ансамбль современных зданий, соединенных между собой теплыми переходами: административный и медицинский корпус, столовая, спальные корпуса на 250 коек, гараж, прачечная, швейный цех, производственные мастерские.

Миссия - обеспечение социальной безопасности граждан пожилого возраста, являющихся жителями Югры.

Цель - повышение уровня и качества социального обслуживания граждан пожилого возраста Ханты-Мансийского автономного округа - Югры.

Задачи:

1. Совершенствование социально-трудовых отношений:

- Развитие трудовых отношений и социального партнерства;

- Содействие улучшению условий и охраны труда;

- Развитие кадрового потенциала.

2. Обеспечение государственных гарантий и развитие стратегий ухода в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста:

- Обеспечение проживания и предоставление разносторонней социальной помощи гражданам пожилого возраста, нуждающимся по состоянию здоровья в постороннем уходе и наблюдении;

- Создание условий для внедрения экономически обоснованных моделей и индивидуализация социального обслуживания в условиях стационара;

- Создание единой информационной системы Геронтологического центра;

- Материально-техническое обеспечение деятельности Учреждения.

Правила приема

В Учреждение принимаются на постоянное проживание пожилые граждане (женщины с 55 лет, мужчины с 60 лет), проживающие на территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, не имеющие трудоспособных детей или родителей, нуждающихся по состоянию здоровья в постоянном постороннем уходе и медицинской помощи, при отсутствии медицинских противопоказаний к приему в Центр.

В зависимости от степени самообслуживания гражданам пожилого возраста предлагаются следующие отделения:

"Активное долголетие" - отделение предназначено для стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста способных к самообслуживанию.

"Милосердие 1,2" - отделение предназначено для стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста с ограниченными возможностями в самообслуживании.

"Милосердие №3" - предназначено для стационарного социального обслуживания граждан пожилого возраста полностью утративших способность к самообслуживанию.

"Геронтопсихиатрическое отделение" - предназначено для граждан пожилого возраста имеющих возрастные изменения в психики (отсутствие памяти, старческая деменция в сочетании с различными заболеваниями нервной системы).

"Социально - реабилитационное отделение" - предназначено для прохождения социально-оздоровительных мероприятий по путевочному типу на 14, либо 24 дня для граждан способных к самообслуживанию и нуждающихся в оздоровлении.

В Учреждении существует три вида проживания:

1. Постоянное проживание;

2. Временное проживание;

3. По путевочному типу.

На постоянное проживание принимаются одинокие пожилые граждане, или имеющие родственников, которые по независящим от них причинам не могут их содержать.

Перечень документов, которые необходимо представить для постоянного проживания:

- Личное письменное заявление гражданина (либо его законного представителя);

- Медицинская карта установленного образца с заключением врачей, заверенная печатью лечебного учреждения, амбулаторная карта;

- Акт обследования жилищно-бытовых и социальных условий с указанием состава семьи, проживающей совместно с гражданином;

- Справка и индивидуальная программа реабилитации инвалидов, выданная Государственным бюро медико-социальной экспертизы;

- Копии паспорта, пенсионного удостоверения;

- Справка о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;

- Справка органов местного самоуправления и жилищно-эксплутационного предприятия о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

- Справка от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размере заработной платы и других доходов;

- Справка об отсутствии либо наличии судимости;

- Адресный листок убытия, выданный паспортно-визовой службой;

- Ходатайство и характеристика, выданные гражданину органом социальной защиты населения по месту жительства;

- Путевка, выданная Департаментом труда и социальной защиты населения автономного округа.

На временное проживание принимаются пожилые граждане, при наличии свободных мест на условиях оплаты сроком от 1 до 6 месяцев

Перечень документов на временное проживание:

- Личное письменное заявление гражданина (либо его законного представителя);

- Медицинская карта установленного образца с заключением врачей, заверенная печатью лечебного учреждения; амбулаторная карта;

- Акт обследования жилищно-бытовых и социальных условий с указанием состава семьи, проживающей совместно с гражданином;

- Справка МСЭ (копия при наличии);

- Копии паспорта, пенсионного удостоверения;

- Справка о размере пенсии, в том числе с учетом надбавок, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение;

- Справка органов местного самоуправления и жилищно-эксплутационного предприятия о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

- Справка от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размере заработной платы и других доходов.

По путевочному типу принимаются граждане пожилого возраста в "Социально-реабилитационное отделение" на временное проживание от 14 до 24 дней, согласно сроку путевки, способных к самообслуживанию, с сохраненным интеллектом, нуждающихся в оздоровлении, социальной реабилитации и социально-медицинском обслуживании

Перечень документов необходимых для получения путевки

- Личное письменное заявление гражданина;

- Медицинская карта установленного образца с заключением врачей, заверенная печатью лечебного учреждения;

- Копия паспорта;

- Копия пенсионного удостоверения;

- Копия документа, подтверждающего отнесение к льготной категории;

- Справка, выданная органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, о размере государственной и дополнительной пенсии;

- Справка органов местного самоуправления или жилищно-эксплуатационных предприятий о составе семьи с указанием даты рождения каждого члена семьи и родственных отношений;

- Справка от каждого члена семьи (родственника) с места работы (службы, учебы) о размерах заработной платы и других доходов.

Противопоказаниями к приему в "Геронтологический центр" является:

1. Наличие психических заболеваний;

2. Хронический алкоголизм, наркомания;

3. Активная форма туберкулеза;

4. Карантинные инфекционные заболевания (заразные заболевания кожи, ногтей, волос);

5. Злокачественно протекающие опухолевые заболевания или рецидивы злокачественного процесса;

6. Венерические заболевания, другие заболевания, требующие лечения в организациях здравоохранения.

Таким образом, в Ханты-Мансийске осуществляет свою деятельность Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Городская социальная служба", отделения и "Геронтологический центр", входящий в его структуру оказывают весь спектр необходимых социальных услуг пожилым гражданам и инвалидам.

2.3 Формы и направления социального обслуживания граждан учреждением социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Геронтологический центр"

Более подробно в своей работе мы бы хотели рассмотреть деятельность Геронтологического центра, так как все формы, направления, виды социального обслуживания в этом центре максимально направлены на создание благоприятных условий проживания и осуществления своей жизнедеятельности пожилых и инвалидов.

Социально-медицинское обслуживание. Отделение предоставляет:

- квалифицированное медицинское консультирование проживающих;

- экстренное и плановое оказание медико - психологической помощи;

- формирует "группы здоровья" и организует занятия в них по рекомендации врачей- специалистов;

- лечебные и реабилитационные мероприятия для проживающих.

Качество оказываемых услуг обусловлено наличием в штате отделения высококвалифицированных специалистов, использующих новые технологии и методики проведения реабилитационных мероприятий.

Функционируют и оснащёны необходимым оборудованием:

- кабинет физиотерапевта;

- хирургический кабинет;

- кабинет окулиста;

- кабинет кардиолога;

- кабинет психиатра и невропатолога;

- кабинет гериатра;

- стоматологический и УЗИ кабинеты;

- кабинет массажа;

- зал лечебной физкультуры;

- фито - бар;

- кабинет галотерапии;

- ингаляторий;

- кабинет физиотерапии.

Технологии и группы.

Внедрена в деятельность следующая передовая технология: "Музыкотерапия как способ социокультурной реабилитации граждан старшего поколения".

Цели:

- продление активного долголетия и сохранение удовлетворительного жизненного потенциала граждан старших возрастных групп

- разработка и внедрение новой технологии музыкотерапии как способа социокультурной реабилитации граждан пожилого возраста, проживающих в Геронтологическом центре.

Задачи технологии:

-разработать специализированные методики занятий музыкотерапии для работы с пожилыми и инвалидами;

-обеспечить индивидуальный подход к каждому, в целях приобщения к занятиям музыкотерапией;

-сформировать и развить мотивации у пожилых людей на сохранение здоровья и продление активного образа жизни;

-создать благоприятные условия для развития музыкальной культуры, как основы решения оздоровительных и важнейших социальных задач для граждан старшего поколения;

-создать информационное поле по пропаганде ЗОЖ среди лиц пожилого возраста;

-организовать анкетирование для определения субъективной оценки качества жизни пожилых людей;

-организовать кабинет музыкотерапии.

Регулярно данную группу посещают 30-35 проживающих и посещающих Центр.

Хотелось бы отметить деятельность Клуба любителей поэзии "Час интересного общения"

Разработчики тхнологии: библиотекарь, методист.

Целевая группа: пожилые люди, объединенные интересом к жизни и творчеству поэтов. Задачи: - объединить одиноких пожилых людей - людей поэзии.- расширить познавательный интерес пожилых людей.- создать для посетителей клуба благоприятные условия для общения.

"Клуб "Ретро-панорама". Разработчик технологии: музыкальный руководитель, библиотекарь, методист.

Целевая группа: граждане пожилого возраста, интересующиеся творчеством людей музыки и кино прошлых лет. Цели: - самореализация лиц пожилого возраста путем активизации опыта и жизненных ориентаций. - расширение круга общения пожилых людей и предоставление им возможности общаться по интересам.

Задачи работы группы:

-содействовать самоактуализации пожилых людей в совместной деятельности;

-осуществлять гармонизацию внутреннего пространства личности;

-удовлетворять эстетические потребности граждан старшего возраста;

-содействовать расширению межличностной коммуникации пожилых людей.

Заслуживает внимания технология "Реабилитация граждан старшего поколения средствами кинезотерапии". Разработчик технологии: инстуктор-методист по адаптивной физкультуре.

Целевая группа: граждане старшего поколения

Цели:

- предупреждение дальнейшей инвалидизации граждан, проживающих УСО ХМАО-Югра "Геронтологический центр"

- формирование практических умений и навыков пожилых людей по использованию здоровьесберегающих технологий.

Задачи технологии:

-провести мониторинги физического состояния и образа жизни проживающих;

-разработать индивидуальные комплексы лечебной гимнастики по группам, в соответствии с диагнозом заболевания;

-обеспечить личностный подход к каждому в целях приобщения к занятиям оздоровительной, лечебной гимнастикой;

-сформировать группы в зависимости от заболевания;

-составить графики занятий с учетом имеющихся материально-технических средств;

-обеспечить сопровождение занятий волонтерами;

-содействовать творческому долголетию, сохранению или восстановлению здоровья, уменьшению возрастных инволюционных изменений;

-обеспечить расширение функциональных возможностей организма и сохранение работоспособности и способности к самообслуживанию;

-оказывать помощь проживающим в оздоровлении мобилизации физического и психического потенциала.

Следующая технология: "Физкультурно-оздоровительная работа с гражданами старшего поколения средствами оздоровительной и лечебной гимнастики"

Разработчик технологии: инстуктор-методист по лечебной физкультуре

Целевая группа: инвалиды и граждане старшего поколения

Цель: разработать и внедрить новые технологии физкультурно-оздоровительной работы с инвалидами и гражданами старшего поколения

Задачи:

-разработать и издать специализированные методики занятий для работы с пожилыми людьми и инвалидами;

-обеспечить индивидуальный подход к каждому в целях приобщения к занятиям оздоровительной, лечебной гимнастикой;

-формирование и развитие мотивации у пожилых людей на сохранение здоровья и продление активного образа жизни;

-создать благоприятные условия для развития физической культуры, как основы решения оздоровительных и важнейших социальных задач для граждан старшего поколения;

-создание информационного поля по пропаганде ЗОЖ среди лиц пожилого возраста;

-провести анкетирование для субъективной оценки здоровья и оценки качества жизни пожилых людей;

-оказывать тонизирующее воздействие на нервную систему;

-стимулировать функции сердечнососудистой и дыхательной систем;

-укреплять мышечную систему, сохранять и улучшать подвижность в суставах;

-поддерживать полноценность жизненно важных двигательных функций.

Также в Центре сотрудниками разработана и внедрена Физкультурно-оздоровительная программа "Поверь в себя". Разработчик технологии: инструктор по лечебной физкультуре

Целевая группа: граждане старшего поколения, перенесшие инсульты или инфаркты головного мозга, лица с недостаточностью мозгового кровообращения и заболеваниями периферической нервной системы

Цель: разработать (дополнить) и внедрить новые технологии физкультурно-оздоровительной (реабилитационной) направленности для работы с инвалидами и гражданами старшего поколения, перенесших острое нарушение мозгового кровообращения различной стадии, недостаточность мозгового кровообращения, заболевания периферической нервной системы.

Задачи:

-организовать санитарно-просветительскую работу о влиянии физкультурно-оздоровительных занятий для продления и формирования активного образа жизни среди граждан пожилого возраст, проживающих в стационарном учреждении социального обслуживания;

-создать представление о состоянии исследуемой проблемы в теории в г.Ханты-Мансийске на примере УСО ХМАО-Югры "Геронтологический центр";

-сформировать мотивацию к самостоятельным ежедневным занятиям лечебной гимнастики у данной категории населения;

-разработать комплекс занятий с пожилыми людьми, перенесшим острое нарушение мозгового кровообращения, недостаточность мозгового кровообращения, заболевания периферической нервной системы;

-провести мониторинг для оценки эффективности технологий физкультурно-оздоровительной работы.

Таким образом, в Геронтологическом центре созданы соответствующие возрасту и состоянию здоровья пожилых и инвалидов условия жизнедеятельности, проводятся мероприятия медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, организован посильная трудовая деятельность, отдых и досуг. Также центр осуществляет научно-практическую и организационно-методическую работу в областях геронтологии и гериатрии, а также проводит работу по повышению квалификации кадров стационарных учреждений социального обслуживания.

Заключение

В ходе своего исследования по проблеме социального обслуживания пожилых и инвалидов мы выявили, что в целом уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий пожилых людей и инвалидов в настоящее время в Российской Федерации не достаточно высок, несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов и пожилых людей улучшилось за последнее десятилетие.

Это связано с тем, что на территориях муниципальных образований создано и осуществляют свою деятельность не достаточное количество учреждений по обслуживанию пожилых и инвалидов. Качество услуг зависит от специалистов их оказываемых. В учебных заведениях только в последнее десятилетие стали готовить социальных работников. Учебные программы включают изучение как индивидуально-психологических особенностей пожилых и инвалидов, нормативно-правовой базы, так и передовых технологий, которые максимально призваны решать проблемы характерные для пожилых и инвалидов.

Деятельность в сфере социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов строится на определенных принципах, которые закреплены законодательством РФ: соблюдения прав человека и гражданина; предоставления государственных гарантий в сфере социального обслуживания; обеспечения равных возможностей в получении социальных услуг и их доступности для граждан пожилого возраста и инвалидов; преемственности всех видов социального обслуживания; ориентации социального обслуживания на индивидуальные потребности граждан пожилого возраста и инвалидов; приоритета мер по социальной адаптации граждан пожилого возраста и инвалидов; ответственности органов государственной власти и учреждений.

Социальное обслуживание граждан пожилого возраста и инвалидов включает: социальное обслуживание на дому (включая социально-медицинское обслуживание); полустационарное социальное обслуживание в отделениях дневного (ночного) пребывания учреждений социального обслуживания; стационарное социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального обслуживания (домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания независимо от их наименования); срочное социальное обслуживание; социально-консультативную помощь. В городе Ханты-Мансийске координирует и осуществляет деятельность по социальному обслуживанию пожилых и инвалидов Учреждение социального обслуживания Ханты-Мансийского автономного округа - Югры "Комплексный центр социального обслуживания населения "Городская социальная служба". Структура этого учреждения: Организационно-методическое отделение, Консультативное отделение, Отделение срочного социального обслуживания, Социально- реабилитационное отделение граждан пожилого возраста и инвалидов, Специализированное отделение социально- медицинского обслуживания на дому пожилого возраста и инвалидов, Отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, Отделение социально-бытовых услуг, Геронтологический центр. Особой популярностью у пожилых жителей города и инвалидов пользуется Геронтологический центр. Анализ деятельности Центра показал, что центре созданы соответствующие возрасту и состоянию здоровья пожилых и инвалидов условия жизнедеятельности, проводятся мероприятия медицинского, психологического, социального характера, питание и уход, организован посильная трудовая деятельность, отдых и досуг. Также центр осуществляет научно-практическую и организационно-методическую работу в областях геронтологии и гериатрии, а также проводит работу по повышению квалификации кадров стационарных учреждений социального обслуживания.

Список использованной литературы

1. Басов Н. Ф. Социальная работа с людьми пожилого возраста. - Ростов- н/Д. : Феникс, 2009. - 346 с.

2. Батяев А.А. Комментарий Федеральному закону от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов". - М. : Юристъ, 2009. - 542 с.

3. Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения : конспект лекций. - М.: Юрайт-Издат, 2007. -- 187 с.

4. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. - СПб.: Питер, 2005 - 940 с.

5. Основы социальной работы. - М. : Академия, 2008. - 288 с.

6. Право социального обеспечения : учебник / под ред. К.Н. Гусова. - М. : Инфра-М, 2007. - 328 с.

7. Социальная защита населения. Опыт организационно-административной работы. М. : "МарТ", 2007. - 400 с.

8. Ткаченко В.С. Медико-социальные основы независимой жизни инвалидов. - М. : Дашков и Ко, 2009. - 384 с.

9. Федеральный закон от 2 августа 1995 года № 122-ФЗ "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов"

10. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 195-ФЗ "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации"

11. Фирсов М. В, Студенова Г. Е. Теория социальной работы. - М.: Академический проект, Гаудеамус, 2009. - 512 с.

12. Харин К.С. Право социального обеспечения : учеб. пособие. В 2 ч. Ч.1. - СПб. : ГУАП, 2008. - 360 с.

13. Харин К.С. Право социального обеспечения : учеб. пособие. В 2 ч. Ч.2. - СПб. : ГУАП, 2008. - 297 с.

14. Якушев А.В. Социальная защита. Социальная работа : конспект лекций. - М. : А-Приор, 2010. - 144 с.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты