рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социальная мобильность и политический процесс

Социальная мобильность и политический процесс

12

План

1. Понятие социализации. Агенты, этапы социализации и ее проблемы в Беларуси.

2. Особенности социальной мобильности в открытых и закрытых общностях

3. Социология О. Конта

4. Политический процесс

5. Политическая идеология

6. Общественные объединения Беларуси

1. Понятие социализации. Агенты, этапы социализации и ее проблемы в Беларуси

Человек формируется как личность и субъект деятельности в ходе социализации. Под социализацией понимается процесс освоения индивидом социальных норм и ролей, принятых в данном обществе, посредством как собственной активности, так и «чужой» (влияние родителей, обучение и пр.).

В научной литературе существует, по крайней мере, еще несколько терминов, используемых для характеристики процессов освоения личностью социокультурного опыта того или иного общества. Это -- «инкультурация», «аккультурация» и «интернализация» («интериоризация»). Первый из них указывает на «процесс, в ходе которого индивид осваивает традиционные способы мышления и действий, характерные для культуры, к которой он принадлежит». Второй -- на процесс взаимообогащения двух и более культур, в результате которого происходит изменение (трансформация) базовой культуры. Третий термин означает перенос «внешних» форм опыта во «внутренний» план личности.

Важное значение в социологии придается факторам и агентам социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются: 1) биологические (в частности, биологическая наследственность индивида); 2) психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей формирующейся личности и т.п.); 3) социальные (экономические, политические, в частности, государственное устройство, культурные).

В качестве основных институтов социализации функционируют: семья, дошкольное детское учреждение, школа, компания сверстников, трудовой коллектив, социокультурная общность. «Под агентами социализации, - отмечал английский социолог Э. Гидденс, - мы будем понимать группы и социальные контексты, в рамках которых совершаются процессы социализации». Первоначальным и очень важным из этих социальных агентов является семья, представляющая собой не только первичную группу (по терминологии американского социолога Ч. Кули), характеризующуюся тесными, непосредственными связями и сотрудничеством и заключающую в себе тот особый тип сопереживаний и взаимного отождествления, для которого «мы» является естественным выражением, но и естественную модель, микромир широкого социального макромира.

Школа является вторым важнейшим агентом социализации, ибо она выводит передачу знаний, умений и навыков за пределы первоначального непосредственного контакта родителей и детей, осуществляет силами учителя (ряда учителей) продуктивное обучение и образование большой группы учеников, передавая им единые для всех, но индивидуально усваиваемые каждым знания и ценности, нормы поведения, необходимые для самостоятельной и творческой жизнедеятельности личности в обществе.

Важным агентом социализации является и трудовой коллектив, который специализирует и профессионализирует социализирующее воздействие социальной среды на личность, развивая и поддерживая не только ее приверженность усвоенным ценностям, нормам, традициям, но и ее индивидуализированное их воспроизводство, приводящее к новаторству, к обновлению, расширению и обогащению социального опыта как индивида, так и социальной группы (общности).

2. Особенности социальной мобильности в открытых и закрытых общностях

Перемещение индивидов в системе социальной стратификации с одного слоя на другой называется социальной мобильностью. Имеется по крайней мере две основные причины существования в обществе социальной мобильности. Во-первых, общества меняются, а социальные изменения видоизменяют разделение труда, создавая новые статусы и подрывая прежние. Во-вторых, хотя элита может монополизировать возможности для получения образования, она не в стоянии контролировать естественное распределение талантов и способностей.

Одним из факторов социальной мобильности является исторический тип стратификации. Кастовое и сословное общества ограничивают социальную мобильность, накладывая серьезные ограничения на любое изменение статуса. Такие общества называют закрытыми.

Если большинство статусов в обществе являются приписываемыми или предписанными, то диапазон мобильности в нем намного ниже, чем в обществе, строящемся на индивидуальном достижении. В доиндустриальном обществе восходящая мобильность была невелика, так как юридические законы и традиции практически закрывали крестьянам доступ в сословие землевладельцев. Известна средневековая поговорка: «Однажды крестьянин - навсегда крестьянин».

В индустриальном обществе, которое социологи относят к типу открытых обществ, прежде всего ценятся индивидуальные достоинства и достигаемый статус. В таком обществе уровень социальной мобильности довольно высок.

Для открытых систем стратификации вертикальная мобильность достаточно обычное явление, если говорить не столько о головокружительных прыжках из низов в элиту, сколько о перемещениях шаг за шагом (дед -- крестьянин, отец - сельский учитель, сын переезжает в город и защищает диссертацию).

В закрытых системах исключительны и такие проявления мобильности. Например, в кастовых и сословных обществах социальную норму составляли десятки поколений сапожников, кожевников, торговцев, крепостных крестьян, а с другой стороны - длинные генеологические цепи знатных родов. Мы можем оценить однообразие такой социальной действительности по приведенным в исторических источниках названиям улиц: улица лудильщиков, улица жестянщиков. Ремесленники не только передавали из поколения в поколение свой статус и профессию, но и жили все рядом.

Социологи отмечают такую закономерность: чем шире возможности для продвижения наверх, тем сильнее люди верят в доступность для них каналов вертикальной мобильности, а чем больше они в это верят, тем сильнее стремятся продвинуться, то есть тем выше в обществе уровень социальной мобильности.

3. Социология О. Конта

Французский ученый и философ, позитивист, энциклопедически образованный мыслитель Огюст Конт (1798 - 1857) стал основателем социологии как самостоятельной и целостной науки об обществе. Именно он ввел в оборот само понятие «социология», обозначающее учение об обществе, которое он нередко называл еще социальной философией. Конт также пользовался понятиями «социальная статика» для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им социологию, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс.

Конт выступал против того, чтобы считать общество простой совокупностью индивидов, которые рассматривались многими мыслителями как своего рода «социальные атомы», существующие чуть ли автономно по отношению друг к другу.

Согласно такому пониманию, развитие отдельных людей как бы предшествует развитию общества. Чем более развиты отдельные индивиды с точки зрения их способностей к производственной, духовной и иной деятельности, нравственных, политических и иных качеств, тем, следовательно, совершеннее будет общество. Значит, чтобы развивать общество, надо прежде всего развивать отдельных людей. Следовательно, общество если не во всем, то во многом формирует людей по своему образу и подобию. И чтобы изменить людей, сделать их более совершенными и гармонично развитыми, надо изменить само общество, но лишь как социальный субъект, а не как автономно развивающаяся и свободная в своих действиях личность. Он действует на основе и в пределах общества, на базе выработанных в обществе правил и норм поведения, выполнение которых общество обеспечивает через соответствующие социально-политические и другие институты.

Конт поставил и решал проблему функционирования и развития общества как целостного социального организма. Согласно его взглядам, общество определяет развитие и деятельность всех составляющих его субъектов, будь то личность, сословие или класс, упоминания о которых часто встречались в его работах.

Центральным звеном философско-социологических взглядов О.Конта является открытый им, как сам он писал «великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества». Об открытии этого закона он возвещает на первых же страницах «Курса позитивной философии», а также в других своих работах.

Таким образом, исследуя ход развития человеческого ум в различных областях, Конт вывел закон 3-х стадий его развития, или 3-х различных теоретических состояний:

теологического;

метафизического;

позитивного.

Это значит, что человеческий разум в силу своей природы пользуется сначала теологическим (религиозным) мышлением, где открыто господствует спонтанно возникающие функции, не имеющие доказательств. Затем метафизическим (философским, абстрактно теоретическим) мышлением, с привычным преобладанием абстракций или сущностей, принимаемых за реальность. И, наконец, позитивным (научным) методом мышления. Каждое из этих трех состояний образует основу всей социальной организации и пронизывает все стороны общественной жизни. По мнению Огюста Конта, от общего состояния человеческого знания зависит и состояние техники, ремесел, промышленности и т.п. Закон трех стадий исторического развития одновременно является и законом развития всего человечества.

4. Политический процесс

Формой функционирования политической системы общества выступает политический процесс. В связи с этим необходимо уяснить, прежде всего, понятие процесса. Термин «процесс» латинского происхождения (processus), обозначающий последовательную смену состояний, тесную связь закономерно следующих друг за другом стадий развития, представляющих непрерывное единое движение. Такое определение понятия «процесс» в большей степени соответствует стабильно и планово развивающимся явлениям, управленческой деятельности с ее целеполаганием, последовательностью определенных действий, предвидимыми результатами.

Политический процесс, сохраняя в себе целеполагание и стадийность, по своему содержанию явление более сложное, потому как политика отражает интересы различных слоев, групп, их устремленность к власти для удовлетворения этих интересов. Категория «политический процесс» отражает изменчивость политики, раскрывает взаимодействие политических институтов и субъектов, выполняющих определенные функции и роли. Содержание политических взаимодействий составляют то явная, то скрытая борьба за власть, перераспределение ресурсов и статусов, нарушающее прежде сложившееся равновесие интересов и переводящее политическую систему в новое состояние. Тезаурус понятий «политическая система» и «политический процесс» позволяет сделать вывод, что понятие политической системы -- статичное, охватывающее состояние политической жизни к данный конкретный момент, а политический процесс раскрывает движение, динамику, эволюцию политических явлений, конкретное изменение их состояний во времени и пространстве.

Таким образом, сущность политического процесса заключается, с одной стороны, в политической деятельности человека, его политическом участии во всех сферах общественной жизни, в развитии политической культуры, норм, традиций, во взаимоотношении человека с властными структурами, а с другой стороны в развитие, политической системы в целом, с ее противоречиями и разнообразными тенденциями.

5. Политическая идеология

Понятие «идеология» ввел в научный оборот французский ученый А.Д. де Трасси во время Великой французской революции. Он рассматривал идеологию как науку о законах происхождения человеческих идей из чувственного опыта.

В настоящее время идеология понимается как система идей, взглядов, представлений, чувств и верований о целях развития общества и человека, а также о средствах и путях достижения этих целей, воплощенных в ценностных ориентациях, убеждениях, волевых действиях, побуждающих людей стремиться к поставленным целям».

Любое государство, любая политическая система всегда ориентируются на достижение определенных целей, которые облекаются в соответствующие правовые, теоретические, идеологические формы. Попытки существования государства без идеологии неминуемо приводят к ослаблению механизма государственного управления, обострению социально-экономических отношений и упадку духовно-нравственных ценностей в обществе.

Политическая идеология - это система взглядов, идей и ценностей, выражающих интересы субъектов политики, их отношение к политической действительности, проблемам, задачам, средствам и методам преобразования общества.

Доминирующая в обществе идеология представляет собой систему идей и ценностей, которые усваиваются гражданами, обретают силу веры, выступают в качестве политического мировоззрения и обладают мобилизационным потенциалом.

Уровни функционирования политической идеологии:

- теоретико-концептуальный (политическая философия);

- программно-политический (на этом уровне принципы и идеалы преобразуются в политические программы, лозунги и требования властвующей элиты);

- актуализированный (он отражает степень социальной эффективности идеологии - усвоения ее гражданами, воплощение идеологических ценностей в обществе);

Выделяют следующие функции идеологии:

1. Познавательно-воспитательная (идеология способствует познанию и преобразованию социально-политической действительности);

2. Нормативно-ценностная (идеология ориентирует личность и общество на усвоение определенных политических идеалов, норм и принципов, усвоение которых освещает путь социальной практике);

3. Интегрирующая (выражая и защищая общенациональные интересы или интересы господствующих социальных групп, обеспечивая ценностную ориентацию сознания и поведение субъектов политики, идеология выступает консолидирующим фактором политической системы);

4. Мобилизационная (предлагая идеальные модели совершенного общества, идеология побуждает людей к политическим действиям, служит «компасом» в процессе принятия политических решений).

6. Общественные объединения Беларуси

Общественное объединение - это добровольное формирование граждан, возникшее на основе общности своих интересов, но не преследующее в качестве целей своей деятельности извлечение прибыли. Общественными объединениями признаются политические партии, общественные движения, формирования граждан по интересам - организации, общества, союзы (федерации, конфедерации), ассоциации, фонды и др. Таким образом, общественным объединением является всякое формирование граждан, создаваемое для совместного удовлетворения каких-либо социальных потребностей либо для выражения и представления интересов определенных категорий населения.

Общественной организацией называется добровольное объединение граждан, имеющее внутреннюю организационную структуру снизу доверху, фиксированное индивидуальное или коллективное членство. Общественный фонд - есть не имеющая фонда организация, целью которой является формирование имущества на основе добровольных взносов. Союзы создаются родственными общественными объединениями на основе учредительных договоров. Неформальные объединения - это немногочисленные, неустойчивые, стихийно возникающие группы людей на основе спонтанной реакции на ту или иную социально-политическую ситуацию.

Самой массовой организацией в большинстве стран, в том числе и в Беларуси, являются профсоюзы, они объединяют на добровольных началах трудящихся, связанных общими интересами по роду деятельности как в производственных, так и в непроизводственных сферах, главной их функцией является защита трудовых и социально-экономических прав и интересов своих членов.

В современной Беларуси профсоюзы заявили о себе твердой позицией при заключении коллективных договоров, рядом мощных забастовок. В настоящее время они ищут адекватные новым условиям формы своей деятельности.

Значительно возрос вес в социально-политической жизни различных промышленных, научно-технических, творческих, культурно-просветительных, спортивно-туристических и других ассоциаций, союзов, обществ и фондов, представляющих экономические, социально-духовные и политические интересы различных слоев общества.

Литература

1. Бабосов Е.М. Общая социология. Учебник для студентов вузов / Е.М.Бабосов.- Мн.: «ТетраСистемс», 2006. - 640 с.

2. Боровик B.C., Кретов Б.И. Основы политологии и социологии: Учеб. пособ. для средн. профес. учеб. заведений/В.С. Боровик, Б.И. Кретов. -- 2-е изд., испр. и доп.-- М.: Высш. шк., 2004. -- 391 с.

3. Волков Ю.Г. Социология: Учебник / Под ред. В.И. Добренькова. - М.: «Даньков и К»; Ростов н/Д.: 2007. - 384 с.

4. Курс политологии: Учебник. -- 2-е изд., испр, и доп. -- М.: ИНФРА-М, 2003. - 460 с.

5. Общая социология: Учебное пособие /Под ред А.Г.Эфендиева. - Мн.: ИНФРА-М. - 2002, - 654 с.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты