|
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Социализация и социальный контроль политической жизни общества
Социализация и социальный контроль политической жизни общества
1. Социализация и социальный контроль 1.1 Социализация Человек личностью не рождается, он ею становится. Процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей) и называется Социализация, т.е. усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социальные качества не передаются по наследству. Они усваиваются, вырабатываются индивидом в ходе внешнего воздействия на пассивный объект. Социализация требует деятельного участия самого индивида и предполагает наличие сферы деятельности. Этапы социализации условно совпадают с этапами возрастного развития индивида. Он начинается в младенчестве и заканчивается в глубокой старости. В течение его люди усваивают культурные нормы и осваивают социальные роли, иначе говоря, приобретают свое социальное Я. Предназначение процесса становления своего социального Я -- поиск человеком своего социального места в общественном разделении труда. Он проходит через две ступени -- первичная охватывает первые два жизненных цикла - детство и юность; вторичная -- охватывает - зрелость и старость. 1. Первичная (ранняя) социализация. Она связана с приобретением общекультурных знаний, с освоением начальных представлений о мире и характере взаимоотношений людей. Особым этапом ранней социализации является подростковый возраст. Особая конфликтность данного возраста связана с тем, что возможности и способности ребенка значительно превышают предписанные ему правила, рамки поведения. 2. Вторичная социализация: - профессиональная социализация, которая связана с овладением специальных знаний и навыков, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей; - включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоение новых знаний, ценностей, ролей, навыков вместо прежних, недостаточно освоенных или устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения); - пенсионный возраст или утеря трудоспособности - характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства. Каждый этап социализации связан с действием определенных агентов. Агенты социализации - это люди и учреждения, связанные с ней и ответственные за ее результаты. Агенты первичной социализации -- родители, сверстники, родственники, любимые учителя, личные тренеры, семейные врачи, лидеры молодежных группировок. Агенты вторичной социализации -- администрация школы, вуза, предприятия, армии, полиции, церкви, государства, сотрудники средств массовой информации (СМИ), лидеры партий и т. д. Их называют еще институтами социализации. Агенты первичной социализации наиболее сильно влияют на человека в первой половине жизни, хотя по убывающей их воздействие сохраняется и во второй. Институты социализации преобладают во второй половине жизни человека. Первые выполняют каждый множество функций (мать-опекун, администратор, воспитательница, учительница, подруга и т. д.), вторые -- одну, две (СМИ -- информация, идеологическая обработка). Среди агентов первичной социализации в превосходящей позиции находятся родители и сверстники - друзья. Родители желают, чтобы их ребенок стремился походить на взрослых, а у ровесников он учится быть ребенком. Родители наказывают его за ошибочные решения, за двойки, за нарушение нравственных принципов, норм; ровесники к его ошибкам либо равнодушны, либо их одобряют. Ровесники выполняют важную функцию -- облегчают переход от состояния детской зависимости к взрослости, учат быть лидером, добиваться господства над другими -- чему родители явно научить не могут. Поэтому родители часто смотрят на сверстников детей как на конкурентов в борьбе за влияние. Функции агентов первичной социализации взаимозаменяемы, институтов - нет. Объясняется это тем, что первые универсальны, а вторые -- нет. Так, взаимозаменяемы функции родителей и родственников, но директор школы не сможет заменить премьер-министра. Кроме того, социализаторская деятельность первичных агентов не оплачивается в отличие от вторых. Начальная (первичная) социализация -- область межличностных отношений и предписанных статусов - является базисной в процессе становления, обучения и адаптации социального Я. Вторичная продолженная социализация -- область формальных социальных отношений и достигаемых статусов. Общественные условия социализации: 1. Предметно-пространственная среда (природные условия; общественные, бытовые интерьеры; планировка и архитектура поселений). 2. Социальные отношения (семейные, дружественные, производственные) 3. Социально значимая информация (характер повседневных, производственных, научных, эстетических, религиозных сведений о мире, доступных индивиду и освоенных им). Самоидентификация человека заключается в сознании собственной принадлежности общностям, в расстановке приоритетов: какие установки общностей, к которым ты принадлежишь, для тебя являются наиболее важными. Выстраивается иерархия ценностей, причем это всегда индивидуальное дело. В своих контактах человек стремиться понять, какова иерархия ценностей нового знакомого. Совпадение этих иерархий служит основой особого уважения, дружбы, любви. Итак, сущность процесса социализации заключается в том, что социализация имеет две цели: способствовать индивиду интегрировать в общество на основе социальной роли и обеспечить сохранение общества благодаря усвоению ее новыми членами сложившихся в обществе убеждений и образцов поведения.1.2 Социальный контрольКаждое общество стремится создавать и сохранять социальный порядок, поэтому социализация личности протекает под бдительным надзором общества и окружающих людей. Они не только обучают индивида, но и контролируют правильность усвоенных образцов поведения, выступая, таким образом, агентами социального контроля. Действительно, каждый член человеческого общества обязан подчиняться не только законам, но и институциональным нормам и нормам своей группы. Для этого в обществе существует система социального контроля, которая предохраняет общество от эгоизма отдельных его членов. Таким образом, социальный контроль - нормативная регуляция поведения людей в социальных системах. Это механизм поддержания общественного порядка, включающий нормы и санкции. Другими словами, контроль осуществляется по отношению к поведению членов общества, а также по отношению к выполнению ими своих ролевых обязанностей в соответствии с их социальной позицией. Социальный контроль - фундамент стабильности в обществе. Ослабление социального контроля ведет к конфликтам, раздору, беспорядкам в обществе. Степень социального контроля зависит от культуры данного общества, а также его социальных институтов (прежде всего, от состояния институтов государства, семьи, религии, образования и производства).В любом человеческом обществе всегда действует несколько видов социального контроля. Однако, следует помнить, что идеальных видов контроля не бывает и как только один из видов контроля оказывается неэффективным, приходится вводить в действие другой вид социального контроля. В системе социального контроля ключевая роль принадлежит социальным санкциям, которые выражают реакцию общества на то, как соблюдаются нормы, последние ничего не контролируют.Нормы - это предписания, которые можно проигнорировать, а санкции, в зависимости от своего типа, выступают уже как определенные решения в адрес индивида или группы. Санкции - это средства поощрения или наказания, стимулирующие людей соблюдать социальные нормы. Поощряется поведение, одобряемое, соответствующее нормам. Наказывается поведение, отклоняющееся от социальных норм. В социологии его принято называть девиантным поведением (девиантное - от лат. deviatio - отклонение, поведение неодобряемое). Примеры девиаций: правонарушения, проституция, пьянство, наркомания. Выделяют санкции позитивные, негативные, формальные и неформальные, которые в своих сочетаниях образуют следующие четыре типа. 1. Формальные позитивные санкции. Это публичное одобрение со стороны официальных организаций и лиц в виде, например, правительственных наград, государственных премий, повышения в должности, золотой или серебряной медали за достижения в учебе и т.д. 2. Формальные негативные санкции. Это наказания, предусмотренные юридическими законами, правительственными указами, административными инструкциями в виде тюремного заключения, лишения гражданских прав, увольнения с работы и т.д. Свою роль в этих случаях играют правоохранительные органы, налоговые службы и другие официальные структуры. 3. Неформальные позитивные санкции. Это публичное одобрение со стороны окружающих: родственников, друзей, одноклассников и т.д. в виде улыбок, добрых жестов, аплодисментов и других выражений симпатий, расположения. 4. Формальные негативные санкции. Это неодобрение со стороны окружающих, со стороны общественного мнения, что проявляется как замечания, злая шутка, пренебрежение, распускание слухов и т.п. Санкции предсказуемы и общеприняты, они должны действовать в отношении норм, которые они сопровождают. Так, за добрый поступок окружающие выразят человеку признательность и благодарность, а за нарушение норм должны быть предприняты нужные меры, иначе социальный контроль не будет срабатывать. Если забывают о благородных людях и не наказывают преступников, то что же получается в обществе? Равнодушие в одном случае, вседозволенность - в другом. Все это, так или иначе, дезорганизует социальную жизнь. Если применение санкций совершается самим человеком, направлено на себя, то в этом случае мы имеем самоконтроль. В процессе самоконтроля человек самостоятельно регулирует свое поведение, согласовывая его с общепринятыми нормами. Проявляется данный тип контроля в чувстве вины, совести. Дело в том, что общепринятые норы, рациональные предписания остаются в сфере сознания, ниже которого расположена сфера бессознательного, состоящего из стихийных импульсов. В процессе социализации человеку приходится постоянно бороться со своим подсознанием, потому что самоконтроль является важнейшим условием коллективного поведения людей. Чем старше человек, тем по идее, у него должен быть сильнее самоконтроль. Однако его становлению может помешать жестокий внешний контроль. Чем плотнее опекает своих граждан государство через милицию, суд, органы безопасности, армию и т. п., тем слабее самоконтроль. Но чем слабее самоконтроль, тем жестче должен быть внешний контроль. Таким образом, возникает порочный круг, ведущий к деградации индивидов как социальных существ. Внешний контроль осуществляется социальными институтами или группами. Внешний контроль существует в неформальной и формальной разновидностях. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении родственников, друзей коллег, знакомых, общественного мнения, которое выражается через традиции, обычаи, либо средства массовой информации. Агенты неформального контроля -- семья, род, религия -- важные социальные институты. Неформальный контроль неэффективен в большой группе. Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и администрации. Он действует на территории всей страны, основывается на писаных нормах -- законах, указах, инструкциях, постановлениях. Осуществляют его образование, государство, партии, средства массовой информации. Методы внешнего контроля в зависимости от применяемых санкций делятся на жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Пример: - телевидение относится к инструментам мягкого косвенного контроля; - рэкет - инструмент прямого жесткого контроля; - уголовный кодекс - прямой мягкий контроль; - экономические санкции международного сообщества - косвенный жесткий метод. Итак, социальный контроль призван поощрять выполнение социальных норм, отделять одобряемое поведение от девиантного, к которому относится очень широкий круг явлений 2. Сущность и содержание политической жизни общества Политическая жизнь -- это совокупность духовных, чувственных, эмоциональных и практических предметных форм политического бытия человека и общества, которая характеризует их отношение к политике и участие в ней; это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики. Будучи многомерным явлением, политическая жизнь включает в себя способ политической жизнедеятельности общества, связанный с формированием определенного политического сознания, с тем или иным уровнем политической культуры людей и удовлетворением их интересов. Развитая политическая жизнь предполагает политическое осознание данных интересов, способность к определению в них такого содержания, которое не может быть реализовано без вмешательства государственной власти, а также готовность субъектов политической жизни вступить в диалог с институтами власти. Возникновение политической жизни как относительно самостоятельной сферы явилось закономерным результатом поступательного развития человеческого общества. Главную роль в этом процессе сыграло появление классов и классовой борьбы. Со времени разложения первобытнообщинного строя вся история была историей классовой борьбы, борьбы между эксплуатируемыми и эксплуатирующими, подчиненными и господствующими классами на различных ступенях общественного развития. Все ранее существовавшие и современные нам общества могут быть отнесены к одной из пяти категорий: традиционное общество, стадия создания предпосылок для подъема, стадия подъема, стадия быстрого созревания и век высокого массового потребления. Последняя стадия характеризуется тем, что ведущими отраслями хозяйства становятся потребительские товары длительного пользования и услуги. Политическая жизнь охватывает не только интересы классов, но и социальных групп, слоев, личности, наций и народностей, а также социальных институтов. Это именно та сфера, где люди, не обладающие властью, могут отстаивать свои интересы путем выражения своего доверия или недоверия власть имущим. Это та сфера, где проявляется активная деятельность политических лидеров, их политическая воля, способные оказывать значительное влияние на ход общественного развития. Особенно это проявляется в период избирательных кампаний: при выборе главы государства, парламентских выборах. Политическая жизнь -- это непрекращающийся процесс деятельности множества индивидов, которые направляют свои совместные (кооперированные) усилия на решение политически значимых задач с помощью системы политических средств. В политической жизни можно выделить ее важнейшие элементы: субъекты и объекты, направления и специфические средства политической деятельности. Они показывают, кто действует, на что направлены политические усилия и каким образом они осуществляются. роме того, следует иметь в виду, что политическая жизнь включает в себя как господствующие институты и учреждения, так и политические учреждения, элементы, находящиеся в оппозиции государственной власти. Для того, чтобы более конкретно представить себе политическую жизнь общества, необходимо рассмотреть основные ее формы. Критерием для выделения основных форм политической жизни является наличие автономности и специфичности функций, связанных с властными отношениями. Можно выделить следующие структурные компоненты политической жизни общества: - государство (представительные и исполнительные органы власти, суд, прокуратура, органы юстиции, милиция, органы государственной безопасности и др.); - политические партии и политические движения; общественные организации и иные ассоциации и объединения людей в той мере, в какой они вовлечены в политические отношения, в том числе и международные политические отношения; - средства массовой информации; - политические и правовые нормы, принципы и традиции, регулирующие политические процессы и отношения в обществе; - политическое сознание, политическая идеология, политическое общественное мнение; - политика и политическое руководство, политическое лидерство; - политическая культура как совокупность политических ценностей, образцов политического поведения, затрагивающих взаимоотношения граждан и власти; - политическая деятельность. Все эти формы политической жизни тесно связаны между собой (схема 1). Схема 1 Политическая жизнь общества Они находятся в постоянном движении, изменении. В то же время в своем движении одни формы политической жизни развиваются быстрее, другие по каким-либо причинам задерживаются, слабо поддаются изменениям, как бы застывают в своем развитии. В связи с этим в обществе возникает политическая напряженность, которая может перерасти в открытый политический конфликт. Последний может вызвать в обществе политическую нестабильность. Поэтому многие боятся конфликтов как таковых. Но ведь конфликты постоянные спутники политической жизни и попытка избавиться от них вообще дело безнадежное. И что же получается? Общество не может жить без конфликтов? Люди вечно должны быть в ссоре, раздорах? Ответ, очевидно, дает сама жизнь. В то же время следует учитывать и такое обстоятельство, когда одни формы, элементы политической жизни значительно опережают другие и когда разрыв достигает критической отметки, в обществе возникает острый политический кризис, способный привести к разрушению определенных форм политической жизни. Пример тому развал СССР, политические кризисы в ряде бывших республик Союза. Как известно, среди элементов политической жизни на первом месте стоят институты, отношения, нормы и ценности. Именно среди них и начался кризис, так как обнаружилась их слабая практическая значимость в изменившихся условиях жизни общества. В демократическом обществе подобная ситуация не могла возникнуть. Все это говорит о том, что политическая жизнь в советском обществе покоилась не на принципах демократии. Демократические параметры политической жизни общества были слабо выражены. Каковы же эти демократические параметры? Как свидетельствует исторический опыт, в политической жизни общества демократия имеет несколько измерений. Например, демократия как форма государства, противоположная авторитаризму в любых его проявлениях. Такое понимание демократии дает возможность осмыслить природу политической власти, ее сущность, выяснить вопрос о том, кто правит. Кроме этого, в политической жизни общества большое значение имеет демократия общественно-политическая. В этом случае демократия предстает как принцип организации и деятельности политических и общественных организаций. Вполне очевидно, что это явление высокоорганизованного гражданского общества. Важную роль в изучении политической жизни общества играет анализ демократии как политического мировоззрения и как политической ценности. Демократия как политическое мировоззрение - это отражение в сознании граждан самого содержания демократии, прежде всего идей свободы и равенства прав. Демократия как политическая ценность чаще всего воспринимается как синоним прав и свобод граждан в их формально - абстрактном или конкретном выражении. Одним из важных признаков демократического общества является положение, когда политическая власть исходит от народа, принадлежит ему. С точки зрения выражения народного суверенитета наиболее общими разновидностями форм демократии являются непосредственная (прямая и представительная демократия). Представительная демократия формируется населением путем всеобщих равных прямых выборов при тайном голосовании. Каждый гражданин, голосуя на выборах, представляя мандат своему избраннику тем самым возлагает на себя политический долг уважать ту власть, которую он передал своему представителю. Необходимым условием демократии является конституционное оформление государственного строя. Для демократической политической жизни общества важно не только кто правит, но и как правит, как организована власть. Это определяет конституция страны, которая многими людьми воспринимается как символ демократии. К признакам демократического общества следует отнести комплекс прав и свобод граждан: равноправие граждан и равенство их перед законом, равное право всех членов общества на участие в управлении государственными и общественными делами, свобода ассоциаций, гарантии самостоятельных действий общественных организаций и союзов, свобода предпринимательства. Необходимо отметить и такой важный атрибут демократической политической жизни как плюрализм интересов в обществе. Это и является предметом нашего разговора во втором вопросе. Таким образом, политическая жизнь -- это реальный процесс воспроизводства политической деятельности и политических отношений, обусловленный общественными и личными потребностями и интересами, удовлетворение которых зависит от механизма функционирования политической власти и реализуемой ею политики. Ядро политической жизни составляют политическая деятельность и политические отношения. В политическую жизнь включаются также политическое поведение, политический процесс, политические конфликты и политические ситуации. Если представить себе структурный срез оптимальной модели политической жизни, то можно сделать вывод, что входящие в нее компоненты обладают относительной самостоятельностью, их взаимосвязи и взаимодействия предполагают наличие механизма, обеспечивающего их равновесие и эффективное функционирование, направленное на достижение баланса интересов и политической стабильности общества. Политическая деятельность -- индивидуальная или коллективная, спонтанная или организована деятельность социальных субъектов, которая прямо или опосредовано выплывает из интересов больших общественных групп и ценностей, что их они разделяют. Эта деятельность происходит в пределах существующих отношений с властью или вопреки ним, регулируется правовыми нормами и статусными ролями. Ее можно рассматривать в широком и узком значениях. В широком понимании политическая деятельность появляется как реализация общественно-политических отношений, взаимодействие классов, наций, организаций, органов, других социальных сообществ и отдельных личностей для осуществления определенных политических интересов относительно завоевания, использования и содержания власти. В узком значении политическая деятельность - это методы и средства выполнения властных функций определенными политическими силами, социальными группами, а также средства противодействия им. Условием и формой политической деятельности являются политические отношения, которые возникают в результате социальной дифференциации общества и проявления интересов больших общественных групп. Субъектами политических отношений является: классы; нации; социальные группы; индивиды; политические институты и организации. Политическую жизнь характеризуют следующие признаки: 1) выступает в качестве сферы и результата взаимодействия социальных и политических институтов, организаций, структурированных политических отношений, но может проявляться и в качестве действий субъектов политических отношений; 2) служит областью действия публичного интереса и управления, главным инструментом которых становятся власть, принуждение, авторитетное влияние, использующие практически всегда силу организации, в роли которой могут выступать и государства, и партии, и союзы, и движения, и социальные институты; 3) позволяет субъектам активно влиять на многие стороны иных разновидностей общественной жизни: экономической, духовной, нравственной, правовой и т.п.; 4) в политическую жизнь всегда вовлечены большие массы людей -- классы, этнические и профессиональные общности, от инициативы и энергии которых зависят направленность, облик, результативность политических событий; 5) центр, узел политической жизни -- многообразные взаимосвязи между личностью и государством. Рассмотрение политики именно в таком аспекте принципиально важно для демократического общества и становления его институтов. Ведь демократия невозможна без человеческого участия, а оно, чтобы быть полезным демократическому обществу, должно быть квалифицированным и активным. Основными элементами политической жизни оказываются политические действия, среди которых можно выделить, например, государственные перевороты и революции, крестьянские погромы и гражданские войны, лоббирование и избирательные кампании, демонстрации и забастовки, митинги и шествия, петиции и дискуссии и т.д. Государственная власть -- главный объект политических интересов, и поэтому направленность на нее политической деятельности представляет собой сущностную черту данной деятельности, главную особенность, придающую ей собственно политическое качество. Можно даже сказать, что эта направленность политической деятельности людей на государственную власть -- та ось, на которой держится вся политическая жизнь общества в ее различных проявлениях. В политическую жизнь постоянно включаются новые субъекты политической деятельности со своими специфическими потребностями и интересами, которые обладают способностью воспроизводиться. Этот процесс сопровождается появлением новых политических партий, движений, что придает политической жизни динамичный характер. Политической жизни присуща противоречивость. Это обусловлено многообразием политических интересов и сложностью политических отношений, время от времени приходящих в столкновение и порождающих политические конфликты. При отсутствии должного механизма их регулирования возникает кризис, обострение которого может привести к социальному взрыву. Зависимость социально-политических субъектов друг от друга, политических институтов от субъектов политической деятельности придает политической жизни комплексный характер. Она может восприниматься не только как целое, но и как части целого (институты, нормы, ценности, реальные события, цели и средства). Таким образом, политическая жизнь общества реализуется посредством политической деятельности граждан, государственных структур, партийных и общественных организаций, движений, т.е. всей совокупности субъектов политики, каждый из которых стремится удовлетворить свои интересы. Политическая жизнь является, по сути, политической деятельностью индивидов и их групп, политических структур общества во имя достижения целей, обусловленных их интересами. Список использованной литературы 1. Кравченко А.И.. Социология: Общий курс: Учебное пособие для вузов. / А.И. Кравченко. - М.: Логос, 2002.- 640 с. 2. Общая и прикладная политология: Учебное пособие. / Под общей редакцией В.И. Жукова, Б.И. Краснова. - М.: Изд-во «Союз», 1997. - 992 с. 3. Политология. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2000. 608 с. 4. Пугачев В.П. Введение в политологию. Учебник для вузов / В.П. Пугачев, А.И. Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2002. - 477с. 5. Радугин А.А. Социология А.А. Радугин, К.А. Радугин. - Воронеж: Библионика, 2006. - 204 с. 6. Социология: Учебное пособие для вузов / Под ред. А.Н. Елсуковой, Е.М. Бабосовой, А.Н. Даниловой и др. - Мн.: Тетра Системс, 2003. - 544 с. 7. Теория политики: Учебное пособие / Авт.сост. Н.А.Баранов, Г.А.Пикалов. В 3-х ч. - СПб: Изд-во БГТУ, 2003. - 272 с. 8. Фролов С.С. Основы социология. Учебник / С.С.Фролов. - М.: Юристъ, 2000. - 256 с.
| |