|
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Роль интернета в жизни студента
Роль интернета в жизни студента
17 ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова Курсовая работапо дисциплине «Социология»на тему«Роль интернета в жизни студента»Выполнил: Осьмаков А. Ф.Проверил: Цибриенко Р.Я.Белгород 20071.Описание проблемной ситуации:Современный мир не мыслим без Internet - глобальная компьютерная сеть, состоящая из разнотипных систем соединенных с помощью шлюзов и маршрутизаторов, связывающая между собой пользователей, как глобальных, так и локальных. В наше время интернет- бесконечный источник информации, неформального общения, виртуальных развлечений, способ найти друзей по интересам, заказать товар из любой точки планеты, но при этом довольно дорогое удовольствие, способное завлечь, заставить забыть о времени, работе и реальных друзьях.2.Основная проблема:Исследование посвящено проблеме: сужение жизненного пространства студентов- пользователей виртуальным миром интернета.3.Цель исследования: Изучить мнение студентов о возможностях интернета, предпочтениях, значимости в повседневной жизни.4.Задачи исследования:Описать особенности современного студента пользователя сети.Выяснить мотивы пользователя интернет.Описать ресурсы интернета, представляющий интерес для студентов.Вычислить сколько времени и на какие затраты готов пользователь.5.Объекты исследования:Студенты 4-5 курса Белгородского государственного технологического университета им. В. Г. Шухова6.Предмет исследования:Интернет как объект интереса студентов технологического вуза. 7.Переменные:Статусные: пол, факультет, курс, доход.Содержательные: цели и потребности студентов, реализуемые в сети, удовлетворенность и ожидание, причины пользования и альтернативные ресурсы интернета, затраты ресурсов в интернете, оценка значимости интернета в жизнедеятельности студенческой молодежи.8.Гипотеза исследования:Лишив современного студента интернета, мы изменим его образ жизни и уменьшим возможности, при этом избавим от массы ненужной информации.Уважаемый респондент, Вы участвуете в социологическом исследовании на тему «Роль интернета в жизни студента ». Цель этого исследования состоит в том, чтобы изучить мнение студентов о возможностях интернета, предпочтениях, значимости в повседневной жизни, его необходимость. Можете выбрать несколько вариантов ответа. Благодарим за участие в анкетировании.1. Ваш пол1.1 Мужской 1.2 Женский2.Ваш курс2.1 4 курс 2.2 5 курс3. Уверенный ли Вы пользователь сети.3.1 Могу все 3.2 Справлюсь с большинством задач 3.3 Иногда необходима помощь 3.4 Нуждаюсь в постоянной помощи4. Каким доступом в интернет Вы пользуетесь.4.1 Через телефонную сеть 4.2 Через оператора мобильной связи 4.3 Высокоскоростной через ADSL модем 4.4 Высокоскоростной спутниковый интернет 4.5 Пользуюсь интернетом в библиотеке (переход к пункту 6)4.6 Пользуюсь интернетом в интернет клубе4.7 Выделенную кабельную линию5. Можете ли Вы обойтись без интернета некоторое время.5.1 Да, пару дней 5.2 Спокойно проживу и месяц 5.3 Нет, мне необходим интернет каждый день6. Сколько Вы времени чаще всего проводите в интернете. 6.1 Менее 1 часа в неделю 6.2 От 1 до 10 часов в неделю 6.3 Более 10 часов 7. Уровень дохода Вашей семьи на человека7.1 До 5000 рублей7.2 До 8000 рублей7.3 Более8. Можете ли Вы позволить себе безлимитный интернет.8.1 Да, сейчас у меня безлимитный интернет 8.2 Да, скоро установлю8.3 Нет, не считаю необходимым 8.4 Нет, на данный момент это дорого9. Что заставляет Вас входить в интернет9.1 Скука, желание убить время 9.2 Поиск развлечений9.3 Поиск информации для учебы 9.4 Поиск работы9.5 Поиск знакомств10. Чем Вы готовы пожертвовать ради хорошо (с пользой или развлечением) проведенного вечера в интернете10.1 Временем 10.2 Деньгами 10.3 Встречей с друзьями 10.4 Учебными делами 10.5 Просмотром телевизора 10.6 Чтением книги 10.7 Походом в театр или кино 10.8 Ничем 10.9Другое 11. Что дает Вам посещение сайтов11.1 Привычку(«подсел» на интернет) 11.2 Головную боль11.3 Разочарование и раздражение 11.4 Хорошее настроение11.5 Импульс энергии и желание действовать11.6 Прагматический результат (информация для дела)11.7 Время препровождения 11.8 Разрядка от рутины11.9 Другое 11.10 Затрудняюсь ответить12. Как бы Вы оценили интернет12.1 Как необходимость для современного студента в трудовой жизнедеятельности12.2 Как возможное средство реализации своих практических потребностей12.3 Как излишество у которого есть достойные традиционные альтернативы12.4 Другое 12.5Затрудняюсь с ответом13. Считаете ли Вы, что у вас в сети больше знакомых, чем в реальной жизни.13.1 Да 13.2 Нет 13.3 Не задавался(ась) подобным вопросом14. Как Вы используете ресурсы интернета14.1 Имею свою официальную страничку в интернете.14.2 Покупаю товары и услуги из интернет- магазинов.14.3 Использую интернет для развлечений14.4 Общаюсь в сети15. Замечали ли Вы, что проводите в интернете больше времени, чем планировали.15.1 Нахожусь сколько хочется и безразлично время15.2 Да, иногда провожу больше времени, чем планировал(а) 15.3 Нет, всегда контролирую себя 15.4 Не задавался(ась) подобным вопросом16. Помогает ли Вам интернет в учебе.16.1 Да, периодически нахожу информацию по учебе. 16.2 Да, скачиваю информацию для курсовых, ргз, рефератов. 16.3 Да, как источник дополнительной информации 16.4 Нет, всю информацию можно найти в литературе17. Находили ли Вы в интернете информацию полезную в вашей будущей карьере.17.1 Да море полезной информации 17.2 Да, иногда встречается 17.3 Есть, но информация либо не полная, либо не достоверная 17.4 Не находил(а)18. Возникали ли у Вас сложности с поиском или скачиванием информации18.1 Да, чтобы найти хоть что-то приходится долго искать18.2 Да, кое-какую информацию приходится поискать18.3 Легко нахожу что хочуВ социологическом исследовании на тему «Роль интернета в жизни студента» приняло участие 15 человек. Распределение респондентов по половому признаку и курсу обучения в университете составляет:1- Студентки 5 курс2- Студенты 4 курсНа вопрос «Уверенный ли Вы пользователь сети» были получены следующие результаты:1-Могу все2-Справлюсь с большинством задач3-Иногда необходима помощь4-Нуждаюсь в постоянной помощиИз полученных результатов видно,что большинство респондентов являются достаточно опытными пользователями сети и могут справится с многими задачами, ответ «Иногда необходима помощь» занял второе место, студенты «Нуждающиеся в постоянной помощи» занимают третье место в рейтинге, четвертое место заняли студенты, которые могут решить абсолютно все задачи. На вопрос « Каким доступом в интернет Вы пользуетесь», респонденты ответили так:1-Через телефонную сеть2-Через оператора мобильной связи3-Высокоскоростной через ADSL модем 4-Высокоскоростной спутниковый интернет 5-Пользуюсь интернетом в библиотеке 6-Пользуюсь интернетом в интернет клубе7-Выделенную кабельную линиюСовременные телефоны позволяют легко подключатся к интернету и операторы поощряют данные услуги низкими тарифами, что позволяет студентам быть максимально мобильными, данный вариант ответа занимает первые рейтинги. Второе место делят доступ «Высокоскоростной через ADSL модем» и «Пользуюсь интернетом в интернет клубе», что одновременно характеризует развивающуюся высокоскоростную стационарную линию, но при этом говорит о ее малом охвате населения, люди по-прежнему пользуются интернет клубами. Третье место делят три варианта ответа «Высокоскоростной спутниковый интернет», «Выделенную кабельную линию» и «Пользуюсь интернетом в библиотеке» даны виды коммутации менее развиты в Белгородской области. Современные студенты все меньше пользуются низкопроизводительным и дорогим интернетом через телефонную сеть, который в нашем рейтинге заняло последнее место. Помимо всего сказанного многие студенты часто пользуются не одним, а несколькими способами подключения к сети.На вопрос «Можете ли Вы обойтись без интернета некоторое время», респонденты ответили так:1- Да, пару дней 2 -Спокойно проживу и месяц 3 -Нет, мне необходим интернет каждый деньПервый по популярности ответ «Да пару дней», второй «Спокойно проживу и месяц».Трети вариант ответа не дал никто.На данную ситуацию можно посмотреть с двух сторон, наблюдается некоторое влечение или постоянная необходимость в интернете у большинства респондентов, при этом примерно такое же число людей могут комфортно обходиться без него большой промежуток времени. Острую привязанность не испытывает ни кто.На вопрос «Сколько Вы времени чаще всего проводите в интернете», респонденты ответили так:1- Менее 1 часа в неделю 2- От 1 до 10 часов в неделю 3- Более 10 часовПервое место в рейтинге занял ответ «От 1 до 10 часов в неделю», второе «Менее 1 часа в неделю», третье «Более 10 часов». Современный студент проводит в сети в среднем от 10 минут до 1,5 часа в день. Второе место менее 1 часа в неделю, третье место более 10 часов в неделю.На вопрос «Уровень дохода Вашей семьи на человека», респонденты ответили так:1- До 5000 рублей2- До 8000 рублей3- БолееКак следует из рейтингов, современных студентов пользователей сети можно в равной степени отнести ко всем социальным группам. Уровень дохода не влияет контингент пользователей сети.На вопрос «Можете ли Вы позволить себе безлимитный интернет», респонденты ответили так:1- Да, сейчас у меня безлимитный интернет 2- Да, скоро установлю3- Нет, не считаю необходимым 4-Нет, на данный момент это дорогоПервое место в рейтинге занял ответ «Не считаю необходимым», второе место делят ответы «Да, скоро установлю» и «Нет, на данный момент это дорого», третье «Да, сейчас у меня безлимитный интернет», наблюдается парадокс, большинство людей проводят достаточно много времени в сети, при этом не считают нужным приобрести безлимитный интернет, и только приблизительно четверть анкетируемых подключились или подключатся в скором времени.На вопрос «Что заставляет Вас входить в интернет», респонденты ответили так:1- Скука, желание убить время 2- Поиск развлечений3- Поиск информации для учебы 4- Поиск работы5- Поиск знакомствПо рейтингам на первое место выходит ответ «Поиск информации для учебы»,второе место «Поиск развлечений», третье делят «Скука, желание убить время» и «Поиск знакомств», четвертое «Поиск работы». Студенты используют интернет в учебных целях, часть некоторые из них заполняет им свое свободное время, также занимаются поиском новых знакомств, а меньшая часть поиском работы.На вопрос «Чем Вы готовы пожертвовать ради хорошо (с пользой или развлечением) проведенного вечера в интернете», респонденты ответили так:1- Временем 2- Деньгами 3- Встречей с друзьями 4- Учебными делами 5- Просмотром телевизора 6- Чтением книги 7- Походом в театр или кино 8- Ничем 9- Другое Большинство респондентов готовы отказаться от просмотра телевизора, на втором месте стоят ответы «Временем», «Учебными делами» и «Чтением книги», на третьем месте стоят деньги, небольшая часть респондентов ответила «Ничем».Студенты не хотят «жертвовать» «Встречей с друзьями», и чем-то своим личным.На вопрос «Что дает Вам посещение сайтов», респонденты ответили так:1- Привычку(«подсел» на интернет) 2- Головную боль3- Разочарование и раздражение 4- Хорошее настроение5- Импульс энергии и желание действовать6- Прагматический результат (информация для дела)7- Время препровождения 8- Разрядка от рутины9- Другое 10- Затрудняюсь ответитьНа первое место респонденты поставили «Прагматический результат», второе место «Время препровождения», третье «Хорошее настроение»,четвертое место «Разрядка от рутины», пятое «Другое» и «Головную боль», парадокс никто не отметил «Привычку» и «Разочарование и раздражение», если учесть что некоторые респондент проводят больше 1,5 часов в день в сети и на большинстве сайтов встречается реклама, и всякая надоедливая информация. Возможно, ко всему этому просто «привыкли».На вопрос «Как бы Вы оценили интернет», респонденты ответили так:1- Как необходимость для современного студента в трудовой жизнедеятельности2- Как возможное средство реализации своих практических потребностей3- Как излишество, у которого есть достойные традиционные альтернативы4- Другое 5- Затрудняюсь с ответомБольшинство респондентов признают интернет необходимостью для современного студента в трудовой жизнедеятельности, второе место «Возможное средство реализации своих практических потребностей», третье делят «Как излишество, у которого есть достойные традиционные альтернативы» и «Другое», меньшинство затруднились с ответом. На вопрос «Считаете ли Вы, что у вас в сети больше знакомых, чем в реальной жизни», респонденты ответили так:1- Да 2- Нет 3- Не задавался(ась) подобным вопросомБольшинство респондентов, что в реальной жизни у них больше знакомых, однако часть студентов ответили, что знакомых больше в виртуальном мире.Современные технологии постепенно вторгаются в жизнь людей, замещая реальных друзей виртуальными.На вопрос «Как Вы используете ресурсы интернета», респонденты ответили так:1- Имею свою официальную страничку в интернете.2- Покупаю товары и услуги из интернет- магазинов.3- Использую интернет для развлечений4- Общаюсь в сетиБольшинство респондентов общаются в сети, на втором месте стоят развлечения, некоторые имеют свою страничку в сети, но виртуальный шопинг в студенческой среде не развит. Так как студенты проводят часть свободного времени в сети, не удивительно, что они тратят его на развлечения и общение, малый показатель наличие владельцев страничек объясняется трудозатратами по их созданию и внесение в сеть. Ресурсы интернет- магазинов слабо развит в России, так как недавно появились на западе и еще не развит у нас.На вопрос «Замечали ли Вы, что проводите в интернете больше времени, чем планировали», респонденты ответили так:1- Нахожусь сколько хочется и безразлично время2- Да, иногда провожу больше времени, чем планировал(а) 3- Нет, всегда контролирую себя 4- Не задавался(ась) подобным вопросомБольшинство студентов не обращают внимание на то сколько времени они проводят в сети, второе место варианты ответа «Да, иногда провожу больше времени, чем планировал(а)» и «Нет, всегда контролирую себя» и все же стараются контролировать себя. И только небольшое число респондентов не контролирует сколько времени проводят в сети. Будем надеяться, что человечески разум победит, и студенчество не подсядет на интернет, как на наркотик. На вопрос «Помогает ли Вам интернет в учебе», респонденты ответили так:1- Да, периодически нахожу информацию по учебе. 2- Да, скачиваю информацию для курсовых, ргз, рефератов. 3- Да, как источник дополнительной информации 4- Нет, всю информацию можно найти в литературеКак видно из рейтингов, современный студент не может обходиться информацией только из печатных изданий, большинство используют информацию в учебном процессе, второе место в рейтинге делят, «скачиваю информацию для курсовых, ргз, рефератов» и «Да, как источник дополнительной информации». Наблюдаются тенденции к замене печатных изданий интерактивными.На вопрос «Находили ли Вы в интернете информацию полезную в вашей будущей карьере», респонденты ответили так:1- Да, море полезной информации 2- Да, иногда встречается 3- Есть, но информация либо не полная, либо не достоверная 4- Не находилБольшинство респондентов признают, что информацию полезная в будущей карьере «иногда встречается» в сети, второе место делят два абсолютно противоположенных мнения «Море полезной информации» и «Есть, но информация либо не полная, либо не достоверная», меньшинство не встречали такую информацию. Все же можно сделать вывод что интересующая информация по будущей работе в интернете есть.На вопрос «Возникали ли у Вас сложности с поиском или скачиванием информации», респонденты ответили так:1- Да, чтобы найти хоть что-то приходится долго искать2- Да, кое-какую информацию приходится поискать3- Легко нахожу что хочуИз рейтингов видно, что большинству пользователей приходится тратить время на поиск нужной информации, в некоторых случаях очень сложно найти хоть что-нибудь по интересующей теме, не один из участников не может найти все, что необходимо. Что одновременно характеризует интернет, как среду не очень комфортную для поиска информации и пользователей, которые могут «справится с большинством задач», но не со всеми.Вывод. В соответствии с задачами исследования, опишем особенности современного студента пользователя сети:1. Как студенты так и студентки в равной степени посещают интернет.2. Большинство из них достаточно опытные пользователи.3. Многие выходят в интернет через мобильный телефон и через ADSL-модем, которые позволяет студентам пользоваться максимально мобильными и производительным способом выхода в сеть.4. Большинству студентов необходимо посещать интернет хотя бы один раз в несколько дней.5. Время проводимое в сети составляет от 10 минут до 1,5 часа в день.6. Современных студентов пользователей сети можно в равной степени отнести ко всем социальным группам.7. Большинство студентов не считают необходимым иметь безлимитный интернет.8. Большинство выходят в интернет за информацией по учебе и за поиском развлечений.9. Большинство респондентов готовы провести вечер в сети и отказаться от просмотра телевизора, на втором месте стоят ответы «Временем», «Учебными делами» и «Чтением книги». Студенты не хотят «жертвовать» «Встречей с друзьями».10. Современные технологии постепенно вторгаются в жизнь людей, замещая реальных друзей виртуальными, но тенденции пока не значительны. Большинство студентов имеют больше реальных друзей, чем виртуальных11. Студенты стараются контролировать время проведенное в сети.12. Студенты находят некоторые трудности в поисках информации в сети.Основные мотивы пользователя интернет.1. Одним из основных мотивов - поиск информации по учебе, так как современный студент не может обходиться информацией только из печатных изданий, большинство используют информацию в учебном процессе, второе место в рейтинге делят, «скачиваю информацию для курсовых, ргз, рефератов» и «Да, как источник дополнительной информации». Наблюдаются тенденции к замене печатных изданий интерактивными.2. Поиск информации о будущей профессии.3. Большинство респондентов признают интернет необходимостью для современного студента в трудовой жизнедеятельности.4. Возможное средство реализации своих практических потребностей.5. Время препровождения6. Хорошее настроение7. Разрядка от рутиныРесурсы интернета, представляющий интерес для студентов.1. Информация о будущей профессии.2. Порталы, чаты, ISQ, форумы где можно познакомиться и пообщаться.3. Развлекательные ресурсы.4. Своя официальная страничка в сети.5. Образовательные порталы. Вычислить сколько времени и на какие затраты готов пользователь.1. Среднее время проводимое в сети составляет от 10 минут до 1,5 часа в день. 2. Большинство респондентов готовы отказаться от просмотра телевизора, на втором месте стоят ответы «Временем», «Учебными делами» и «Чтением книги», на третьем месте стоят деньги, небольшая часть респондентов ответила «Ничем». Студенты не хотят «жертвовать» «Встречей с друзьями».Были подтверждены гипотезы: «Лишив современного студента интернета, мы изменим его образ жизни», так как определенную часть своего досуга он посвящает сети. «Уменьшим возможности», как выяснилось в процессе исследования, интернет является одним из важнейших источников полезной информации. «Избавим от массы ненужной информации», которая вызывает головную боль и отвлекает от дел.
| |