рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы социализации старшеклассников

Проблемы социализации старшеклассников

Содержание

  • 1 Обоснование проблемы исследования
    • 2 Программа социологического исследования
      • Приложение № 1
        • Список используемой литературы
  • 1 Обоснование проблемы исследования
  • С первых дней своей жизни человек окружен другими людьми и включен в социальное взаимодействие. Социализация предполагает активное участие индивида в освоении культуры человеческих отношений, формировании социальных норм, ролей, функций, приобретении умений и навыков. Определяющее значение для процессов социализации имеет общественное воспитание.
  • В период социально-экономической нестабильности предъявляются повышенные требования к подрастающему поколению. Современному обществу необходима личность, неординарно мыслящая, свободная, самостоятельная и творческая. А это требует обновления теоретических взглядов и практических действий по развитию личности ребенка в образовательном процессе. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С.Ефимова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. - С.42-43.
  • Социализация как процесс активного становления личности исторически и культурно обусловлен. В эпоху научно-технического прогресса она приобретает специфические черты: изменяются и усложняются критерии социальной зрелости, происходит усложнение самих институтов социализации, изменяются соотношения всех видов и форм воспитания, характер взаимоотношений между поколениями и т.д. Проблемы социализации личности будут актуальны всегда, пока существует цивилизация. Они особенно остро стоят перед современным российским обществом, для которого характерен экономический, политический, культурный и социальный кризис. Все это самым непосредственным образом влияет на формирование личности.
  • Социальная нестабильность российского общества приводит к тому, что человек, не успевая реагировать на изменения, перестает ощущать себя субъектом своего жизненного пути, теряет смысл жизни. Наиболее сильно страдают от современных социальных катаклизмов юноши и девушки, не подготовленные к вступлению в полную противоречий и жестких требований жизнь. Эта ситуация осложняется возрастными проблемами, присущими юношеству, переживающему переход от детства к взрослости. Основным содержанием социально-психологической подготовки юношества к жизни в новой стране является создание благоприятных социально-психологических условий для позитивного личностного самоопределения. Аксенов, И.Н. Социализация подростков / И.Н. Аксенов - М.:МАИ, 1996. - С.20.
  • Самоопределение рассматривается как относительно самостоятельный этап социализации, сущность которого заключается в формировании у индивида осознания цели и смысла жизни, готовности к самостоятельной жизнедеятельности на основе соотнесения своих желаний, наличных качеств, возможностей и требований, предъявляемых к нему со стороны окружающих и общества.
  • Ряд ученых (А.С. Алексеева, В.К. Андриенко, Ю.В. Гербеев, И.А. Невский) под социализацией понимают процесс усвоения индивидом на протяжении его жизни социальных норм и культурных ценностей того общества, к которому он принадлежит. Социализация как явление обеспечивает социальную адаптацию и интеграцию или интериоризацию индивида, то есть приспособление его к социально-экономическим условиям, к ролевым функциям, социальным группам, социальным организациям и социальным институтам как среде жизнедеятельности и включение социальных норм и ценностей во внутренний мир человека, его «я», обуславливаемое структурой каждой конкретной личности.
  • Решению данной проблемы способствует переход от традиционной, знаниево-ориентированной к гуманистической, личностно-ориентированной парадигме образования.
  • Чрезвычайная сложность такого перехода объясняется как объективными причинами, связанными с особенностями развития нашего общества и государства и, как следствие, образования, так и с субъективными, личностными, требующими кардинальной перестройки мышления каждого участника образовательного процесса. С одной стороны, в сложившихся социальных условиях молодой человек должен надеяться, прежде всего, сам на себя, на свои силы и волю; с другой - возрастает роль педагога в создании условий, направленных на развитие самостоятельности, творческой активности, способности выявлять и реализовывать собственные возможности, регулировать и совершенствовать поведение личности, а также процесс вхождения личности в общество.
  • Развитие указанных процессов происходит наиболее продуктивно в старшем школьном возрасте. Именно данный возрастной период связан с появлением способности и потребности познать и реализовать свои возможности, потенциал. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: учебное пособие / В.Т. Лисовский - СПб., 1996 - С.11.
  • Многочисленные исследования последних лет показали, что современный выпускник школы чаще всего затрудняется самостоятельно действовать в нестандартной обстановке, выдвигать гипотезы, отстаивать свою точку зрения, свободно вести диалог, творить, критично относиться к предлагаемым извне ценностям, социализации и самореализации.
  • В философской и психологической литературе понятие «самореализация» личности трактуется в самом общем виде как процесс реализации человеком своего потенциала, способностей, потребностей и опредмечивания сущностных сил. Волков, Ю.Г. Социология молодёжи / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.:Феникс, 2001. - С.36-37.
  • В последние годы идея об определяющей роли активности личности в собственном развитии стала в педагогике общепризнанной. Личность развивает себя сама, задача же школы - сделать это самотворчество прогрессивным, раскрыть перед учащимся широкое поле возможных достижений, которое часто не открывается самим учащимся в силу ограниченного жизненного опыта, недостатка знаний о самом себе и окружающем мире, неосвоенности всего богатства культуры и т.п.
  • Эта особенность получила отражение в законодательном документе «Об основных направлениях развития воспитания в системе вариативного образования». Ведущей целью воспитания остается идеал личности, способной принимать решения в ситуациях морального выбора и нести ответственность за эти решения перед собой, референтной группой, своей страной, человечеством. Главное в воспитании - создание условий для саморазвития человека как субъекта деятельности, как личности и как индивидуальности. Только сильная личность, готовая жить и работать в непрерывно меняющемся мире, способная смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно и нетрадиционно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом. В связи с этим личностно-ориентированная парадигма образования актуализирует задачу построения новых образовательных технологий, способных инициировать процесс социализации личности старшеклассника, нацеленное на изменение мотивационного отношения личности к делу, к самой себе, к другим людям.
  • Старшая подростковая группа - молодежь от 14 до 17 лет включительно - часть населения, сознание которой особо уязвимо в эпохи кризисов. Ее жизненный опыт недостаточен и представления о морально-этических ценностях неустойчивы. Возникающие проблемы усугубляются психофизиологическим дисбалансом, наличием «взрослых» потребностей и желаний при отсутствии адекватных материальных возможностей. Распространение среди юношества девиантного поведения, особенно его тяжелых форм служит симптомом неблагополучия в обществе. Россия - не исключение.
  • Аналитики правоохранительных органов отмечают следующие тенденции названной возрастной категории: выход на первое место в качестве мотива преступления корысти, жажды легкой наживы, увеличение «случайных» преступлений, совершенных подростками в состоянии аффекта, под действием алкоголя или наркотиков. Все чаще источником подростковой преступности становится не маргинальная среда, а нормальные семьи, в которых накопились взаимные претензии, раздражение и неприязнь. Специалисты по социальной медицине находят, что конфликты в семье стали фактором риска в группе слабоадаптированных по психофизическим качествам юношей и девушек. Лавинообразный характер приобрел «исход» детей из семей. Жизненные коллизии «трудных» подростков имеют острый характер, несут в себе элемент криминальной угрозы, требуют разрешения. На их фоне существование остального юношества может показаться беспроблемным. Однако это далеко не так.
  • Данные органов внутренних дел - только внешние выбросы и турбулентности поколения постсоветской молодежи, на долю которой выпал жребий входить из детства во взрослую жизнь в принципиально иных условиях, чем это было у их родителей или молодежи постарше.
  • Проблемы именно «нормальных» подростков заслуживают внимания потому, что они, а не маргинализированная молодежь, составят в будущем основу государственного существования. В данном плане стоит выделить учащихся последней ступени средней школы - основной резерв высшей школы, интеллигенции, будущих специалистов. Вряд ли в технотронную эпоху необходимо лишний раз говорить о значении для страны воспроизводства данного слоя населения. Ковалёва, Т.В. Подростки смутного времени / Т.В. Ковалева, О.К. Степанова //Социологтческие исследования - 1998. - №8. - С.57-64.
  • Исходя из этого, актуальностью данной работы является выявление проблем социализации подростков-старшеклассников. Какую линию поведения они выбирают на фоне резкой актуализации денежных аспектов социального статуса, как учатся разрешать в новых условиях конфликт личных потребностей и материальных возможностей, какова направленность структуры ценностей школьной молодежи, потенциал конструктивного сотрудничества с обществом, его институтами, профессиональная ориентированность респондентов, нацеленность на приобретение перспективных умений и навыков.
  • 2 Программа социологического исследования
  • Определение целей и задач исследования
  • Целью данного исследования является изучение проблем социализации старшеклассников.
  • Задачи исследования:
  • 1. выяснить как старшеклассники предпочитают проводить свой досуг;
  • 2. выяснить определенность старшеклассников в отношении будущей профессии;
  • 3. выяснить жизненные планы старшеклассников после окончания школы;
  • 4. выяснить на чье мнение старшеклассники ориентируются при принятии решения.
  • Описание объекта и предмета исследования
  • Объектом исследования в данной работе являются ученики старших классов (с 9 по 11 класс).
  • Предметом исследования является выявление особенностей проблем социализации старшеклассников.
  • Были определены основные понятия:
  • Ценностные ориентации - сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам.
  • Профессиональная ориентация - это определенная система мероприятий, нацеленных на информирование людей, выбирающих или собирающихся сменить профессию, относительно конкретных профессиональных деятельностей - их специфики, условий реализации и требований к исполнениям.
  • Социальный институт - это определенная организация социальной деятельности и социальных отношений, осуществляемая посредством взаимосогласованной системы целесообразно ориентированных стандартов поведения, возникновение и группировка которых в систему обусловлены содержанием конкретной, решаемой социальным институтом задачи.
  • Молодежная субкультура - культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
  • Гипотезы работы:
  • 1. В современных условиях социализация старшеклассников носит противоречивый характер, имеющий свои особенности, которые проявляются в усвоении специфических ценностных ориентации, социальных норм, стереотипов и навыков трудовой деятельности.
  • 2. Процесс социализации старшеклассников осуществляется целым рядом социальных институтов - средства массовой информации и образование, семья, учреждения культуры и др.
  • 3. Отсутствие единой государственной политики в отношении молодежи сдерживает формирование адекватных ориентиров в повседневной жизнедеятельности, затрудняет выработку адекватного социального поведения, способствует порой передаче ложных ценностей и убеждений.
  • 4. Появление различных молодежных субкультур в рамках современной российской культуры влечет за собой зарождение различных вкусов, идей и ценностей в кругах молодежи (подростков-старшеклассников) и как следствие, является причиной распространения девиантного поведения среди юношества.
  • 5. Грамотная социально-педагогическая работа, организация досуга старшеклассников обеспечат разрешение проблем социализации школьников.
  • Научно-практическая значимость работы состоит в выявлении социологической картины проблем социализации старшеклассников.
  • Технико-экономическое обоснование
  • Стоимость данного социологического исследования складывается из расчета затрат на изготовление опросных листов (анкет) и оплаты услуг интервьюера.
  • Затраты на изготовление опросных листов составляют 190 руб. из расчета: 0,3 руб. - стоимость одного листа формата А4 (0,3 руб.* 300 листов = 90 руб.) и затрат на материалы, необходимые для распечатки (краска для принтера ? 100 руб.). Расчет стоимости одного листа формата А4 был произведен по формуле: стоимость одной упаковки листов формата А4
  • (150 руб.) / количество листов в упаковке (500 шт.) = 0,3 руб./шт.
  • В услуги интервьюера входит: разработка опросных листов (анкет), сбор, обработка и анализ полученных данных. Оплата услуг складывается из расчета 10 руб. за один заполненный опросный лист (анкету) + 500 руб. - разработка опросного листа, обработка и анализ полученных данных.
  • Итого: полная стоимость исследования составляет 3690 руб. (затраты на изготовление опросных листов (190 руб.) + сбор необходимой информации (10руб. * 300 анкет = 3000 руб.) + разработка опросного листа, обработка и анализ полученных данных (500 руб.)).
  • Временные трудозатраты на проведение исследования составляют один месяц или 30 календарных дней. Данный временной период складывается из расчета: разработка программы социологического исследования - 12 дней, проведение анкетирования - 14 дней, обработка и анализ полученных данных - 4 дня.
  • Метод исследования

    Опрос

    Инструментарий исследования

    Анкета

    План составления выборки

    Единица выборки; объем выборки; процедура выборки

    Способ связи с аудиторией

    Личный контакт

    • Сбор первичной (субъективной) информации в данном исследовании представляет собой интервью с учащимися старших классов разных общеобразовательных учебных заведений по проблеме исследования.
    • Сбор вторичной (объективной) информации осуществляется с помощью отчетов о предыдущих исследованиях, статистических изданий, исследований других организаций, изучения специальной литературы.
    • План проведения исследования
    • Социологическое исследование проводится в два этапа. На первом этапе на основе изученной актуальности проблемы и выдвинутых гипотез составлена анкета для опроса респондентов (учащихся старших классов). На втором этапе респонденты отвечают на одни и те же вопросы с целью выявления особенностей и проблем социализации старшеклассников.
    • В перечень вопросов попали факторы, выявленные на основе выдвинутых гипотез. Так же респонденты могут указать свой вариант ответа (личное мнение) на поставленный вопрос.
    • План составления выборки
    • Единицей анализа выступают ученики старших классов (с 9 по 11 классы) разных общеобразовательных учреждений.
    • Выборочная совокупность составляет 300 респондентов. Методом выборки наиболее оптимально определить районированный (типический) случайный отбор, т.к. данный метод позволяет отобрать единицы наблюдения в выборочную совокупность исходя из имеющейся модели генеральной совокупности, например, по возрастному признаку (в данном случае учеников 9-11 классов).
    • Анкетирование будет проводиться среди учеников старших классов (с 9 по 11 класс) разных общеобразовательных учреждений в течение двух недель в заранее оговоренное со старшими преподавателями время.
    • По окончании проведения опроса и сбора информации производится обработка и анализ собранного материала, после чего подводятся итоги, делаются выводы и рекомендации.
    • Приложение № 1
    • Анкета
    • для проведения социологического исследования на тему
    • «Проблемы социализации старшеклассников»
    • Уважаемый респондент! Студенческий коллектив Мурманского государственного технического университета приглашает Вас принять участие в массовом опросе общественного мнения с целью выявления особенностей проблем социализации старшеклассников. Ваши ответы помогут актуализировать задачу построения новых образовательных технологий, социального воспитания, адекватных ориентиров государственной политики способных инициировать процесс социализации личности старшеклассника.
    • 1. Укажите, пожалуйста, Ваш возраст ________ и класс обучения _____ (9, 10 или 11).
    • 2. Как Вы проводите свой досуг?
    • ? читаю научно-популярную, художественную литературу, публицистику
    • ? встречаюсь с друзьями
    • ? сижу за компьютером (игры, Интернет)
    • ? занимаюсь домашними делами (помогаю родителям, родственникам)
    • ? другое _______________________________________________________
    • 3. Посещаете ли Вы какие-нибудь курсы, секции, кружки, школы дополнительного образования?
    • ? да
    • ? нет, не хватает времени (или других ресурсов, например: денег)
    • ? нет, мне это не интересно
    • 4. Определились ли Вы уже с выбором будущей профессии?
    • ? да
    • ? нет
    • ? мне всё равно, на какую специальность поступлю - там и буду получать образование по будущей профессии
    • 5. После окончания школы, что Вы планируете?
    • ? поступить в среднеспециальное учебное заведение
    • ? поступить в высшее учебное заведение
    • ? устроиться на работу без получения профессионального образования
    • ? поступить в профессиональное учебное заведение и устроиться на работу
    • ? ничего не планирую
    • ? другое _______________________________________________________
    • 6. Что повлияло на Ваш выбор будущей профессии?
    • ? родители
    • ? пропаганда «дефицитных» специалистов на рынке труда
    • ? собственные умения и навыки
    • ? другое _______________________________________________________
    • 7. Идентифицируете ли Вы себя с представителями той или иной неофициальной юношеской субкультуры?
    • ? да
    • ? нет
    • ? затрудняюсь ответить
    • 8. Представьте себе, что у Вас возникла какая-либо сложная ситуация и Вам необходимо, но очень трудно принять решение. Что может повлиять на Вас в данной ситуации (помочь принять решение)?
    • ? помощь (совет) друзей
    • ? помощь (совет) родителей
    • ? помощь (совет) преподавателей
    • ? приму решение сам(-а) без посторонних советов
    • ? другое _______________________________________________________
    • Спасибо за помощь в исследовании!
    • Список используемой литературы
    • 1. Аксенов, И.Н. Социализация подростков / И.Н. Аксенов - М.:МАИ, 1996. - 196 с.
    • 2. Волков, Ю.Г. Социология молодёжи / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2001. - 575 с.
    • 3. Ефимова, Н.С. Социальная психология: учебное пособие / Н.С. Ефимова. - М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. - 192 с.
    • 4. Ковалёва, Т.В. Подростки смутного времени / Т.В. Ковалева, О.К. Степанова //Социологические исследования. - 1998. - №8. - С.57-64.
    • 5. Лисовский, В.Т. Социология молодежи: учебное пособие / В.Т. Лисовский - СПб., 1996 - 141 с.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты