рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы инвалидности и пути их решения в различных странах в XVIII-XIX вв.

Проблемы инвалидности и пути их решения в различных странах в XVIII-XIX вв.

2

СОДЕРЖАНИЕ:

1

Введение …………………………………………………………………

3

2.

Становление общественного и частного призрения в

Российском государстве в XVIII - XIX в.в.…………….………….…..

2.1. Государственно-административный подход к общественному и

частному призрению и помощи инвалидам…………………….....

2.2. Основные направления развития общественного призрения и

частной благотворительности в оказании помощи инвалидам….

4

4

13

3.

Проблемы инвалидности и пути их решения в различных странах в XVIII-XIX в.в………………………………………………..…………..

3.1. Гуманистический подход к призрению и помощи инвалидам

в западных странах ………………………………….………….….

15

15

3.2. Обучение детей с сенсорными нарушениями и признание права

аномальных детей на образование………………..……….………

17

4

Заключение ……………………………………………………………...

21

5.

Литература ……………………………………………………………....

23

1. Введение

Инвалиды или лица с ограниченными возможностями нуждаются в специальной помощи со стороны государства, так как их физические, психические или интеллектуальные возможности препятствуют их нормальной жизни в этом обществе. Поэтому необходимо приспосабливать архитектуру и транспорт для инвалидов с ограничениями подвижности, создавать безопасные условия труда и проживания для тех, кто не вполне контролирует свое поведение, обеспечивать надзор и уход для тех, кто не в состоянии самостоятельно управлять своей жизнедеятельностью, и прилагать всевозможные усилия, чтобы интегрировать инвалидов в общество.

Инвалиды нуждаются в социальной защите. Калеки, слепые, глухие, немые, люди с нарушенной координацией движения, полностью или частично парализованные и т.п. признаются инвалидами в силу очевидных отклонений от нормального физического состояния человека. Инвалидами признаются также лица, которые не имеют внешних отличий от обычных людей, но страдают заболеваниями, не позволяющими им трудиться в разнообразных сферах так, как это делают здоровые люди.

В данной работе рассматривается исторический аспект проблем инвалидов в различных странах, начиная с XVIII в. заканчивая XIX в. Большое внимание уделяется становлению общественного и частного призрения в Российском государстве и странах Западной Европы, а также основным направлениям развития общественного призрения и частной благотворительности в оказании помощи инвалидам.

При написании работы использовалась учебная и методическая литература авторов: Бадя Л. В., Готье Ю. В., Григорьева В. А., А.М. Панова, Фирсова М. В., Замского Х.С. и др.; журнальные статьи Ловчиновской И. и Микульского К.

2. Становление общественного и частного призрения в

Российском государстве в XVIII - XIX в.в.

2.1. Государственно-административный подход к общественному и частному призрению и помощи инвалидам

Государственно-административное общественное и частное призрение складывалось на протяжении почти двух столетий. Его становление как системы происходит с XVIII по вторую половину XIX в. Оформляется административная система помощи инвалидам, которая включала в себя определенные территориальные институты помощи и поддержки, государственные превентивные и защитные меры относительно различных слоев населения, усиление законодательной базы, регулирующей отношения между различными субъектами, группами и государством. В развитии административной системы поддержки намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами -- общественными и частными институтами защиты и призрения.

Административная система помощи инвалидам начинает складывается в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. Ее образование осложняется войнами, которые вела Россия, а также социальным реформированием общества и структуры государственного управления, осуществляющихся под влиянием петровских преобразований. В период правления Петра I государственное управление проходит три главных этапа: приказную систему -- 1682-1709 гг., губернскую -- 1710-1718 гг., коллежскую -- 1719-1725гг.

На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык, поделил их на две категории: доходы одних шли на нужды монастыря, других -- в казну.

К 1700 г. церковные вотчины становятся основными источниками денежных, хлебных и других сборов государства. Социальное реформирование общества, таким образом, предопределяет и решение тех проблем, которые возникали в результате проводимой внутренней и внешней политики.

Только с 1706 г. начинают призревать детей, вдов служилых людей, тогда как богадельным финансовая помощь оказывается постоянно. Отсюда видна попытка и законодательно, и при помощи финансовых средств «заставить» церковь выполнять свои прямые обязанности по призрению людей церкви. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви, направляя ее средства и на свои нужды.

Начавшаяся Северная война приводит к резкому упадку приказной системы хозяйствования. Перед государственной властью встает проблема реорганизации административного пространства, что затрагивает и систему общественного призрения, поскольку Монастырский приказ не может в полной мере соответствовать административному и финансовому управлению в данный период.

Роль Монастырского приказа, а позднее и Святейшего Синода, после разделения России на губернии была в основном контролирующей, полицейско-административной. Таким образом, духовенство приравнивалось к светским чиновникам, для которых указы и распоряжения Сената являлись обязательными к исполнению.

Но если роль духовенства в деле призрения становится все более подотчетной и регламентируемой, то значение губерний возрастает. На них возлагается организационная, финансовая и законодательная ответственность в деле общественного призрения. Появляются первые указы о деятельности губерний в деле призрения, где им ведено устраивать «гошпитали» в том числе и для увечных. Причем губерниям надлежало самим финансировать свои социальные программы «изъ неокладныхъ прибылыхъ доходовъ».

Петровские преобразования в начале XVIII века существенно изменяют систему защиты и помощи нуждающихся. В обществе изменяется подход к человеку. Ценность человека рассматривается с позиций его трудовой стоимости. Правовые регламентации изменяются с начала XVIII века. Политика секуляризации монастырских владений была достаточно последовательной и предусматривала не только материальный, но и организационный контроль над деятельностью церкви. В связи с чем появляется Указ о регламентации жизни монастырей. Определены новые направления церкви в деле общественного призрения, строительство при церквах странноприимниц и лазаретов, где предписано было собирать «здравия весьма лишенных, кормиться собою немогущих...».

В общественной практике складываются государственные подходы к проблемам инвалидности Государственное участие в решении проблем, связанных с инвалидностью участников войн, поначалу связано с организацией приютов для увечных воинов. Помощь раненым оказывалась в основном материальная либо -- индивидуально -- медицинская, когда по особому распоряжению для родовитых людей назначался специально выделенный лекарь.

В правление Петра I создание регулярной массовой армии, военные действия, связанные с большими людскими потерями, с более тяжелыми формами инвалидности, потребовали поиска соответствующих форм помощи и поддержки.

Так, принимается решение использовать монастыри для призрения офицеров и рядовых, не имеющих своего дома, где бы отставные военные призревались, приняв постриг. С этой целью принимаются Указы от 15 марта 1722 г. Для того чтобы закрепить вакансии монахов за отставными и увечными военными, Указом от 28 января 1723 г. Петр I запретил постригать в монахи из других сословий. Хлебное и денежное довольствие для отставных военных производилось из монастырских доходов, которые назначались на содержание монахов. Размер окладов мог колебаться в зависимости от чина (к примеру, жалование полковника московского гарнизона в 1712 г. -- 892 р. 73 1/4 к., а рядового прочих полков -- 20 р. 38 1/4 к.).

Государство начинает осознавать свою роль и миссию в создании системы защиты и помощи инвалидам. Так, в регламенте, или уставе, Главного магистрата от 16 января 1721 г. определена роль полиции в деле общественного призрения как одного из субъектов «социальной политики». В главе Х подчеркивалось, что «полиция призирает … больных, убогих, увечных, … по заповедям Божьим». В Регламенте указаны основные институты призрения, в том числе: «гошпитали» для призрения сирых, больных, увечных, убогих, «престарелых людей обоего пола»; «сиротские дома» -- для убогих и оставшихся без родителей детей, где бы их воспитывали и содержали; « другие домы от разных болезней бедных лечат». Надлежало данные дома построить в каждой губернии за счет земских отчислений. Дальнейшее развитие системы социальной защиты, которая включала в себя меры не только оперативного и превентивного характера, находит в инструкциях о внутренней регламентации монастырей и о магистрате.

Святейшему Синоду было предписано: «Отставных солдат, которые не могут трудиться, направлять в монастыри, их число определять, исходя из доходов монастыря, причем необходимо устраивать «гошпитали по регламенту».

Таким образом, при Петре I оформляется достаточно разветвленная система социальной защиты. В нее входят:

«а) центральные органы - вначале Патриарший и Монастырский приказы, с 1712 г. -- Святейший Синод, а с1724 г. Камер-контора;

б) Городские магистраты;

в) помещики во владельческих селениях;

г) старосты и сотские в селениях со свободным населением».

Характерны в этом отношении институты призрения, которые можно условно разделить на институты социального контроля и социальной помощи. Ко вторым причисляли гошпитали. Они предназначались для призрения сирот, убогих, больных, увечных, престарелых, т. е. тех людей, которые не могли в силу разных обстоятельств самостоятельно кормиться.

Помимо создания государственных структур помощи и контроля, предпринимаются попытки организации новых источников финансирования общественного призрения. Среди них:

* увеличение сбора венечных денег;

* контроль за продажей восковых свечей;

* «установление вычетов» из жалованья на «гошпитали»;

* обучение монахинь ремеслам, и обращение средств с них на общественные, а не на личные нужды;

* сбор подаяний при церквах на «гошпитали»;

* сбор штрафных денег с раскольников.

В период правления Елизаветы Петровны с 1741 г. происходит дальнейшая реорганизация общественного призрения. Финансирование монастырских богаделен осуществляется в соответствии со штатами. Учитываются неиспользованные средства на содержание нуждающихся, их предлагают передавать в инвалидные дома, а остаток класть в банк под проценты.

Происходят изменения и в деле управления призрения на местах. Статс-коллегия в 1741 г. сменяет органы государственного контроля за общественным призрением. На основании решения Сената она обязана содержать богадельни губернских, провинциальных и воеводских канцелярий. В общем, меняется источник выплат, но не система финансирования и отношение к общественному призрению.

В 1763 г. общественное призрение, а точнее финансирование инвалидных домов вновь переходит под юрисдикцию Коллегии экономии, где они находятся до образования специального органа -- приказов общественного призрения. Они организованы Екатериной II 7 ноября 1775 г. в связи с принятием нового административного уложения о губерниях. Согласно уложению, в каждой губернии учреждалось по одному приказу общественного призрения под председательством гражданского губернатора. Приказы общественного призрения включали в себя как институты поддержки, так и институты контроля, в том числе и богадельни, дома для неизлечимых больных, для душевнобольных.

Екатерина II Указом от 26 февраля 1764 г. освободила монастыри от призрения в их стенах военных, однако из церковных и монастырских доходов взимается 125 тыс. р. на содержание инвалидов войны, их жен и детей. К эпохе царствования Екатерины II относится становление системы общественного призрения. Так, указ от 7 ноября 1775 г. предписывал в каждой губернии открыть под “председательством гражданских губернаторов особые приказы Общественного призрения”. На эти приказы были возложены обязанности -- устраивать и содержать также дома для неизлечимо больных, для психически больных.

Нельзя сказать, что эта система была совершенна. Но попытки государства охватить все слои населения, нуждающиеся в социальной защите, были налицо. Вскоре же выяснилось, что в стране полно калек (что было связано с войнами) и казенных средств на их содержание не хватает. В российском правительстве вызревала мысль о том, чтобы попечение о нищих и калеках сделать общественным, а не только государственным, и что нет ничего зазорного в привлечении милосердных людей к посильной помощи в решении данной проблемы.

В период правления Александра I расширилась сеть инвалидных домов для отставных военных были открыты в Москве и Санкт-Петербурге еще при правлении Екатерины II.

Если до XIX в. благотворительность связана с организацией медицинской помощи, то в XIX в. -- с попечением о больных и раненых воинах. П. П. Помиан-Пезавориус из прибыли, получаемой от издания газеты «Русский Инвалид», выдавал постоянные пособия 1 200 инвалидам войны 1812 г., благотворительной целью сестер милосердия Крестовоздвиженской общины «являлось позднее служение во время войны раненым воинам».

18 августа 1814 г. были созданы Патриотическое общество, в задачи которого входило попечение о больных и раненых защитниках отечества, и специальный Комитет, который занимался попечением о раненых генералах, офицерах (и их семейств). Если они были в состоянии нести гражданскую службу, то им предоставлялись места полицмейстеров, городничих, смотрителей богоугодных заведений, комиссаров при пограничных карантинах, земских исправников. При определении к должности офицеры не лишались пенсии. Увечным штаб-офицерам и обер-офицерам разрешалось бесплатно из аптек отпускать лекарство. Нижним чинам «по смерть» клался оклад жалованья, «который получали в своих полках по мирному положению». Таким образом, государство ищет самостоятельные формы и способы помощи и поддержки не за счет разрушения монастырской системы призрения, а на основе законодательных, правовых регламентации.

Примечателен и другой факт: предпринимаются попытки на основе военной системы управления использовать частичный труд призреваемых военных инвалидов. В 1796 г. сделаны первые попытки создания инвалидных рот. При сохранении воинского регламента инвалидные роты предполагалось использовать на посыльных работах, но «военные трудовые формирования» такого образца оказались неэффективными, и в 1823 г. их расформировали.

Проблемы инвалидности касались не только военных. Их спектр более широк и разнообразен. Еще в правление Петра Великого организуются дома для душевнобольных, входящие в период правления Екатерины II в качестве обязательных в институт призрения в губерниях (тем самым происходит разрушение древнейшего православного института юродивых). В начале XIX в. положено начало призрению слепых и глухонемых.

В 1806 г. Александр I пригласил в Санкт-Петербург французского исследователя, автора методики обучения слепых В. Гаюи, который основал в том же году первый институт слепых. В 1819 г. институт перешел в ведение Императорского Человеколюбивого Общества, а в 1846 г. в Москве была открыта богадельня для незрячих женщин. Призревать глухонемых стали с 1806 г. (первоначально по инициативе ограниченного круга людей работа велась самостоятельно). Только к концу XIX в. эта деятельность приобретает систему и оформляется в определенное направление общественного призрения.

Полное воплощение эта идея получила при Александре I, когда убедились, что призрение для правительства -- ноша чрезмерная, и без общественности не обойтись. Для того чтобы привлечь внимание жертвователей, самому делу призрения был придан статус национально значимого деяния. Не случайно к делу призрения были подключены члены императорской семьи в ранге высочайших покровителей. При этом учтены были и пожелания жертвователей, которые сводились к тому, чтобы любая помощь с их стороны была индивидуализирована, т.е. средства жертвователей не перечислялись на статью госбюджета, а направлялись на реализацию заявленной ими идеи и были именными (мы сейчас назвали бы это “адресной помощью”).

Стремясь не допускать пассивности общественности, Александр I включил призрение в сферу общественного самоуправления, оставив за правительством функцию общего руководства этим деликатным процессом. Александр I подписал закон, по которому призрение в России передавалось организациям и ведомствам, разделенным на несколько типов. Они получили название “учреждений, на особых основаниях управляемых”. Таким образом, в России была создана гибкая, дифференцированная и чрезвычайно эффективная система государственно-общественного призрения, которая не только поражала иностранцев своим совершенством, но часто служила примером для других развитых стран. Система эта постоянно совершенствовалась, уточнялась, частично изменялась.

К концу XIX в. насчитывалось 14854 благотворительных учреждения (общества и заведения), причем их условно можно было разделить на две группы -- учреждения, которые относились к министерствам и ведомствам, преследующим только благотворительные цели, и ведомства, не имеющие специального благотворительного назначения.

Эта система, опирающаяся на российское законодательство, не была лишена недостатков. Главными из них были: неясность определения тех категорий людей, которые имеют право на общественное призрение; вопрос о том, из каких средств должны покрываться расходы по общественному призрению; степень родства людей, обязанных содержать своих попавших в беду родственников.

В результате реформ второй половины XIX в. в России появились земства, которым были переданы вопросы местного самоуправления и, естественно, решение некоторых вопросов общественного призрения. Но они не имели достаточно денег. Для решения этих и целого ряда других вопросов в конце XIX века была образована комиссия для пересмотра действующего законодательства о призрении инвалидов. Но войны, а затем и революции помешали увидеть результаты деятельности этой комиссии.

2.2. Основные направления развития общественного призрения и частной благотворительности в оказании помощи инвалидам

Параллельно с государственными структурами помощи еще в XVIII в. начинают развиваться институты частной благотворительности, ведомственные институты поддержки и защиты, благотворительные общества.

Вопросы оказания помощи инвалидам на первых этапах данного периода решались в соответствии с традиционной практикой, сформированной христианской культурой милосердия -- пожертвованиями. Но далее приказы общественного призрения столкнулись с некоторыми проблемами: часто пожертвования были недостаточными или единовременными, что не позволяло открыть какой-либо тип заведения. Это вызвало необходимость создания обществ, организаций, которые бы позволяли объединять ресурсы благотворителей и направлять их на наиболее актуальные нужды. Так появляется Совет Императорского Человеколюбивого Общества (1816), который аккумулирует средства отдельных жертвователей. Объединенные таким образом финансовые средства позволяли решать актуальные задачи: направлять их в уже существующие институты поддержки либо, если позволяли средства, открывать новые учреждения.

Истоки Совета Императорского Человеколюбивого Общества можно найти в деятельности «Благодетельного общества», основанного в 1802 г. императором Александром I. Программа общества, утвержденная в 1804 г., определяла и направление деятельности; «особенные больницы для страждущих прилипчивыми болезнями; призрение искаженных природою или случаем, воспитание глухонемых и т. п.».

Совет из 11 членов руководил деятельностью Общества, которая со временем меняла свои принципы и направленность. Помощь, которую оказывало Общество, носило как постоянный, так и временный характер; в зависимости от этого организовывались особые институты поддержки. С годами растет не только число заведений, но и капитал Общества. За время правления. В 1764 г. - 1796 г. императрицы Марии Федоровны Общество разрасталось, у него появляются филиалы. В качестве полноправных членов в него входили различные попечительства и более мелкие благотворительные общества. Среди них: Императорское женское патриотическое общество, Московское благотворительное общество (183 7 г.). Московское дамское попечительство и др. В 1854 г. различные учреждения объединились в Ведомство учреждений Императрицы Марии Александровны. К этому времени учреждения осуществляли деятельность по различным направлениям, в частности, призрение слепых и глухонемых, врачебно-медицинская помощь инвалидам.

Активно развивавшаяся частная благотворительность имела самые разнообразные формы и направления, что затрудняет показ всей гаммы ее деятельности. Однако можно отчетливо указать на три основные тенденции: частные благотворители либо организовывали и финансировали институты помощи и поддержки, либо оказывали единовременную или постоянную помощь в виде материальных и денежных вспомоществований, либо осуществляли социальный патронаж над инвалидами.

Так, в 1810 г. гр. Шереметьев открыл в Москве странноприимный дом с начальным капиталом в сумме 2 млн. р., в 1808 г. Коллежский советник Злобин пожертвовал 40 000 р. на открытие в разных местах больниц для бурлаков и т.д. Данная тенденция начинает обретать свою идеологию.

Сторонников частной благотворительности условно можно разделить на две группы. Сторонники первой благотворительность считали добродетельностью, которая предоставлялась всем, кто ее просит. Другая группа считала, что благотворительность должна быть выборочной.

3. Проблемы инвалидности и пути их решения

в разных странах в XVIII-XIX в.в.

3.1. Гуманистический подход к призрению и помощи инвалидам

в западных странах

Как известно, XVIII в. для многих западных стран ознаменовался сильным влиянием идей просвещения, исходивших из Франции. Начали распространяться гуманистические идеи, которые по преимуществу носили филантропический характер. Идеи гуманизма несли чувствительность и сострадание. Забота о бедных, детях, подсудимых, заключенных преступников, рабов стала уделом филантропических устремлений. Главная же заслуга филантропии заключается в том, что она сумела привлечь внимание всего общества к призрению инвалидов. В законодательстве разных стран появляется указание на то, что общество ответственно и за нуждающихся в призрении физически неполноценных людей.

В Германии имперская законодательная власть не была облечена
правительственною властью и не располагала исполнительными органами; к
тому же она была парализована расколом между католицизмом и
протестантизмом; поэтому действительная власть стала переходить к
местным правительствам, т.е. имперским князьям и городам. Французское
правительство в своих заботах об инвалидах не пошло далее по начатому пути, и только английское правительство последовательно развивало
провозглашенный принцип и нашло средства к полному его осуществлению.

Важное значение для формирования за рубежом системы социальной помощи оказали принципы Эльберфельдской системы, получившей свое название от города, где она была эффективно применена. В середине XIX в. она распространилась практически на всей территории Германии и части Франции.

В основе этих принципов:

-- самостоятельность каждого попечительства при рассмотрении частных вопросов и централизация общего направления дел;

-- индивидуализация помощи при детальном обследовании каждого инвалида;

-- привлечение всех слоев общества к активному участию в деле призрения инвалидов.

В конце XIX в. во многих странах Европы, в том числе Швеции, возникают: специальные государственные формы помощи специальные системы ухода за больными; специальная помощь слепым и глухим; обязательное государственно-муниципальное обучение населения.

Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи инвалидам. Так, в 1866 г. в Стокгольме создается организация «открытой благотворительности» -- Общественный Союз покровительства. В 1869 г. в Лондоне основывается Благотворительное общество (The Charity Organization Society) для координации оказываемой помощи (составляется центральный каталог ходатайствующих о помощи; обращающихся за помощью связывали с организациями, которые могли им ее оказать).

Одной из наиболее известных и уважаемых организаций, занимающихся социальной работой в мире является Армия спасения. Армия спасения - международная организация, занимающаяся благотворительной и евангелистской работой. Образованная в 1878 г. английским священником Уильямом Бутом, Армия спасения построена по военному принципу, включая ношение формы, присвоение военных званий. Ее целью является борьба со злом и человеческими страданиями. У нее была своя программа, которая реализовалась в разных странах. Международный центр Армии спасения находился в Лондоне. В Армию входили корпуса, а также медицинские, образовательные и другие общественные службы. Международная программа Армии спасения включала и направления помощи именно инвалидам:

- помощь слепым: обеспечивали жильем и обучением слепых;

- помощь инвалидам: приюты для инвалидов;

- организовывали также лиги для глухонемых.

3.2. Обучение детей с сенсорными нарушениями и признание

права аномальных детей на образование.

Изменение отношения государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками охватывает на Западе временной отрезок с конца XVIII до конца XIX в. За это вре-мя западноевропейские государства прошли путь от осознания воз-можности обучения детей с сенсорными нарушениями к осознанию права на образование детей с нарушениями слуха, зрения, интел-лекта и необходимости организации для них сети специальных школ.

Началом этого периода можно считать открытие первых учебных за-ведений для глухих и для слепых, завершением - дату принятия в каждой конкретной стране закона об обязательном начальном образовании и последующих актов, распространяющих действие основного закона на детей с сенсорными и интеллектуальными нарушениями.

Этот период характеризуется кардинальным из-менением отношения к аномальным детям, что обусловлено ста-новлением и утверждением нового, более гуманного и демократического взгляда на гражданские права лиц с выраженными откло-нениями в развитии, а также введением всеобщего обязательного начального обучения.

Поворот в государственной политике и общественном созна-нии был подготовлен идеями великих мыслителей Ренессанса и Просвещения. Ключевую роль сыграла французская Декларация прав человека и гражданина (1789).

Закономерно, что именно в этот период начинается строительство националь-ных европейских систем специального образования. В предшествующий период отношение государства и общества к лицам с умственными и физическими недостатками, их граждан-ский статус были таковы, что вопрос о необходимости школьного обучения аномальных детей не мог возникнуть. Еще не было дос-таточных предпосылок для организации специального образова-ния как параллельной образовательной системы.

В анализируемый период впервые законодательно изменен статус инвалидов: большинство европейских стран признает их право на образование. За-канчивается время прецедентов, начинается строительство системы специального образования. Это стало возможным, прежде всего потому, что законодательно признается право инвалидов на га-рантированную социальную помощь и образование, а также от-ветственность общества и государства за реализацию этого права.

С начала XIX в. в ряде стран принимаются нормативные акты о введении специального образования:

1817 г. Дания - Акт об обязательном обучении глухих.

1842 г. Швеция - Закон о начальном образовании, предусматривающий введение «минимального плана» для бедных детей и «де-тей с недостаточной способностью приобретать знания в полном объеме, предлагаемом системой образования».

1873 г. Саксония - Закон об обязательном обучении слепых, глухих, умст-венно отсталых.

1881 г. Норвегия - Закон об обязательном обучении глухих.

1882 г. Норвегия - Закон об обучении умственно отсталых.

1887 г. Швеция - Новая редакция Закона о начальном образовании раз-личает бедных и слабоумных детей.

1889 г. Швеция - Закон об обязательном восьмилетнем обучении глухих.

1892г. Пруссия - Циркуляр, подтверждающий необходимость расширения сети вспомогательных классов.

1893 г. Англия - Закон о начальном образовании глухих и слепых.

1896 г. Швеция - Закон об обязательном обучении слепых.

1899 г. Англия - Закон об обучении умственно отсталых детей.

Становление систем специального образования происходит в указанный период в Австрии, Англии, Германии, Дании, Италии, Франции, а точнее, в средоточиях культурной, научной и полити-ческой жизни перечисленных стран - столицах (Вене, Лондоне, Берлине, Копенгагене, Риме, Париже).

Интенсивное развитие вспомогательных классов и школ для умственно отсталых детей прямо связано с введением закона о всеобщем начальном образовании. Государство вынуждено было создавать параллельную образовательную систему для детей, которые не в состоянии усвоить образовательный стандарт в установленные сроки. Умственно отсталые выделяются в особую категорию детей, нуждающихся в специальном обучении.

Каждая европейская страна прошла свой путь строительства системы специального образования, однако общими для всех являются:

· признание права аномальных детей на обучение и распростра-нение действия Закона об обязательном всеобщем начальном об-разовании для детей с нарушением слуха, зрения, позже и на детей с умственной отсталостью;

· создание минимальной нормативно-правовой базы, регулирую-щей функционирование системы специального образования;

· определение принципов и источников финансирования специ-альных школ (на государственном, региональном, местном уров-нях) и их законодательное закрепление;

· параллельное функционирование негосударственных органи-заций (ассоциаций, благотворительных фондов), стимулирующих и контролирующих государственные решения и инициирующих развитие сети специальных учреждений;

· охват специальным образованием детей всех регионов страны.

Итак, европейским государствам понадобилось почти двести лет, чтобы осознать право аномальных детей на образование, признать необходимость создания параллельной образовательной системы - системы специального обучения, включающей на дан-ном историческом рубеже три типа спецшкол: для детей с нару-шениями слуха, зрения, интеллекта.

Заключение

В основах законодательства Российской Федерации об охране, здоровья граждан, в статье о правах инвалидов сказано: “Инвалиды, в том числе дети-инвалиды и инвалиды с детства, имеют право на медико-социальную помощь, реабилитацию, обеспечение лекарствами, протезами, протезно-ортопедическими изделиями, средствами передвижения на льготных условиях, а также на профессиональную подготовку и переподготовку. Нетрудоспособные инвалиды имеют право на бесплатную медико-социальную помощь в учреждениях государственной или муниципальной системы здравоохранения, на уход на дому, а в случае неспособности удовлетворять основные жизненные потребности -- на содержание в учреждениях системы социальной защиты населения”.

Два столетия складывалось государственно-административное общественное и частное призрение с XVIII по вторую половину XIX в. Оформляется административная система помощи инвалидам. Намечаются тенденции институциональной системы помощи, представляемой различными ведомствами -- общественными и частными институтами защиты и призрения: гошпитали, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных, для душевнобольных, призрение слепых и глухих; Совет Императорского Человеколюбивого Общества, Благодетельное общество, Московское благотворительное общество, Московское дамское попечительство, и другие частные лица.

В XVIII в. многие западные страны попали под влияние идей просвещения, исходивших из Франции. Гуманистические идеи смогли привлечь внимание всего общества к призрению инвалидов. Общество начинает осознавать ответственность и за нуждающихся в призрении физически неполноценных людей.

В конце XIX в. во многих странах возникают специальные государственные формы помощи инвалидам, специальная помощь слепым и глухим.

Параллельно с государственной системой призрения бедных формировалась система благотворительных учреждений, направленных на оказание в первую очередь индивидуальной помощи инвалидам.

Государство и общество изменяет отношение к лицам с умственными и физическими недостатками на Западе в период с конца XVIII до конца XIX в.

Европейские государства осознали, начиная с XIX века, право аномальных детей на образование, признали необходимость создания параллельной образовательной системы - системы специального обучения детей с нару-шениями слуха, зрения, интеллекта.

Литература:

1. Бадя Л. В., Демина Л. И., Егошина В. Н. Исторический опыт социальной работы в России. - М., 2000.

2. Готье Ю. В. История областного управления от Петра I до Екатерины II. - М., 2001. - Т. 2.

3. Григорьев В. А. Реформы местного управления при Екатерине II. - М., 2000.

4. Дубинский В.И. Социальная работа в Германии. -- М.: ГАСБУ, 2000.

5. Замский Х.С. Умственно отсталые дети: история их изучения, воспитания и обучения с древних времен до середины XX века,-М., 2002.

6. Ловчиновская И. Социальная защита в Северной Америке // Материалы V всероссийской научно-практической конференции «Теория и практика коммерческой деятельности» (2-24 марта 2004 г.). - Красноярск: КГТЭИ, 2004. - С. 389-390.

7. Микульский К. Организация социальных служб в Польше//Российский журнал социальной работы. -- 2001. -- № 2.

8. Некрасов А.Я. Международный опыт социальной работы. -- М.: ГАСБУ, 2003.

9. Нищеретний П. И. Исторические корни и традиции развития благотворительности в России. - М., 2001.

10. Обучение детей с проблемами в развитии в разных странах мира: Хресто-матия / Сост. Л.М. Шипицина. - СПб., 2002.

11. Социальное обслуживание населения и социальная работа за рубежом / Сост. А.М. Панов. -- М., 2000.

12. Фирсов М. В. История социальной работы в России. Учебное пособие. - М., 2000.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты