рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний

Проблемы и перспективы социального прогнозирования информационных компаний

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОГО ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ КОМПАНИЙ

Дипломная работа

2010г.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность рассмотрения проблем и перспектив социального прогнозирования информационных кампаний объясняется следующими причинами.

Во-первых, на сегодняшний день данная область знания - социальное прогнозирование - практически не развивается. Понятию прогнозирование не придается значения как одному из наиболее важных как в социальной сфере, так и в области теории и практики связей с общественностью.

Во-вторых, недооценка возможностей социального прогнозирования способствует тому, что не происходит развитие данных методик, нет новых теорий и положений в этой области. Все существующие методики построены на нескольких теориях, разработанных много лет назад, и претерпевают лишь незначительные изменения.

В-третьих, при разработке и планировании информационных и PR-кампаний практически не привлекаются даже уже давно ставшие классическими методы социальной прогностики, отсутствует средне- и долгосрочное прогнозирование эффектов кампаний в социальном пространстве, в перспективе времени.

В любое время, любую эпоху, при любом государственном устройстве человека интересовало, что случится в будущем. В наше время способность к предсказанию не утратила своей ценности, а, напротив, она все более и более востребована. В социальной коммуникативистике остро встает вопрос о необходимости разработки новых способов и методов обоснованного и аргументированного предсказания развития общества.

На данном этапе таким методом является прогнозирование, как форма предвидения, выражающаяся в целеполагании, программировании и управлении планируемым процессом, явлением на основании выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития.

Отсутствие тенденции к появлению новых методов объясняется тем, что объект социального прогнозирования очень сложен, его структура всегда подвержена изменению и трудно предсказуема существующими методами.

По словам д.и.н., профессора МГСУ В.М.Сафроновой, для российского общества обеспечение обоснования и эффективности управления социальным развитием стало одной из актуальнейших задач как в области теоретических разработок, так и в области практики. Хотя эта проблема всегда привлекала внимание исследователей, но современный этап, сопровождающийся острым кризисом во всех сферах жизни, актуализирует эту задачу с учетом новых социально-экономических условий. В связи с этим и поиски конструктивного влияния на социальное развитие предполагают необходимость объединения ученых и специалистов-практиков, способных обеспечить системный подход к анализу социальной ситуации и тем более к определению путей позитивного общественного развития.

Включение прогнозных методик в деятельность специалистов по ПР может существенно увеличить шансы на достижение поставленных целей, получение оптимальных результатов. В начале любой кампании возможно заранее простроить несколько вариантов развития ситуации.

Однако выше обозначенные проблемы затрудняют применение теории прогностики при решении практических PR-задач. Поэтому перед нами стоит методологическая задача - искать пути совершенствования традиционных методов.

Прогнозирование всегда предполагает получение результатов во временной перспективе, в будущем, отталкиваясь от результатов прошлого и настоящего. Как показал теоретический анализ, существующие прогностические теории не выделяют время в отдельную категорию (И.В. Бестужев-Лада, К. Шустер, А. Шмидт, Д. Смит, Д. Джонсон, В.А. Лисичкин), что, на наш взгляд, лишает прогнозные методики ряда дополнительных возможностей. Включение в социальное прогнозирование социокультурного времени может позволить взглянуть на прогностику в новом ракурсе, сделать ее наиболее приемлемой к современным требованиям, как науки, так и рынка.

Согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко [34,35], интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе территориального, является его собственное социокультурное время. Под социокультурным временем автор подразумевает совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы.

Как указывает Н.Б. Кучеренко, за годы реформ в коммерческих структурах и структурах власти так и не сложилось понимание необходимости постоянного анализа общественных процессов - динамики потребностей, оптимистического или пессимистического видения будущего, протяженности временного планирования и оценки в связи с этим своей деятельности. Между тем, внимательное отслеживание социокультурных тенденций позволяет специалистам не только ориентироваться в наличной ситуации, но и заниматься прогнозированием, которое возможно при возникновении новых когнитивно-аффективных динамических тенденций, поведенческий эффект которых, как правило, отсрочен.

Открытыми остаются принципиально важные методологические проблемы о назначении прогностических исследований: или это выявление отдельных, пусть и важных проблем предстоящего развития и оценка социальных последствий от их реализации (разрешения или неразрешенности), то есть рассмотрение будущего, как строго детерминированного состояния. Или рассмотрение будущего, как создаваемого человеком и в связи с этим направленность исследований на поиск путей достижения будущего.

В данной дипломной работе мы попробуем по-новому взглянуть на возможности социального прогнозирования. Попытаемся, используя данные классического метода социального прогнозирования - экспертного опроса, построить модели оптимистического и пессимистического прогнозов при помощи метода каузометрии.

Дипломная работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются теоретические аспекты информационной кампании и двух методов: социальное прогнозирование и каузометрия. Вторая глава включает в себя практическую часть и состоит из описания процедуры, интерпретации результатов двух вышеописанных методов. Также разработаны рекомендации и макет информационной кампании для конкретного заказчика из консалтинговой сферы. В заключении дается описание результатов совместного использования методов социального прогнозирования и каузометрии. Анализируется возможность использования данной процедуры в будущем и даются рекомендации по процессу получения данных и их интерпретации.

Объект исследования - социально-коммуникативная система. В данном случае под этим полисемантическим понятием подразумевается осуществление человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий, которые являются исходными схемами построения обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.

Предмет исследования - социокультурное время, как ведущий фактор изменения социально-коммуникативной системы.

Цель: определение возможностей социального прогнозирования последствий информационных кампаний.

Основные задачи дипломной работы:

1. Систематизировать и описать существующие подходы к социальному прогнозированию.

2. Выявить факторы, влияющие на результат прогноза.

4. Продемонстрировать значимость прогнозирования в работе PR специалиста.

5. Выявить и проанализировать возможные сценарии появления и дальнейшего существования новой фирмы, оказывающей консалтинговые услуги по налогообложению и бухгалтерскому учету.

Гипотеза исследования:

Исходя из предпосылок И.В. Бестужева-Лады, Н.Б. Кучеренко и В.М. Сафроновой мы полагаем, что ведущим фактором изменений социально-коммуникативного системы, а, следовательно, определяющим характер социального прогноза, является социокультурное время.

Методологический базис дипломного положения.

Теория социального прогнозирования академика РАЕН, И.В. Бестужева-Лады, теория социально-культурного времени к.п.н. Н.Б. Кучеренко и методологические положения социального прогнозирования к.ист.н., профессора МГСУ В.М. Сафроновой.

Для доказательства выдвинутой гипотезы, опираясь на теоретико методологические положения работы, мы выбрали следующие методы исследования:

- теоретический анализ литературы;

- синтез, систематизация и обобщение имеющихся знаний по представленной тематике;

- методы интерпретации семантического материала - лингвистическая интроспекция, контент-анализ;

- метод экспертных оценок И.В. Бестужева-Лады;

- метод каузометрии предложенный Е. И. Головахой и А. А. Кроником (1982) модифицированный в рамках теории Н.Б. Кучеренко.

1. метод экспертного нтервьюирования И.В. Бестужева-Лады;

И.В. Бестужев-Лада указывает на то, что экспертное интервьюирование является наиболее оптимальным способом получения качественной информации для дальнейшего построения прогноза на ее основе.

Особенностью социального прогнозирования является ограниченность возможностей применения математических методов из-за высокой степени сложности предметов исследования. Данную особенность приходится компенсировать форсированием методов опроса экспертов как наиболее эффективного, в ряде случаев, способа получения прогнозной информации социального характера.

Результатом опроса экспертов является процесс объективизации субъективных оценок.

Методика проведения экспертного опроса заключается в нескольких этапах: подбор экспертов (важный критерий отбора - степень компетентности), оптимизация процедуры их работы, система обработки результатов опроса.

2. метод каузометрического опроса, предложенный Е. И. Головахой и А.А. Кроником (1982) модифицированный в рамках теории Н.Б. Кучеренко (изучение времени, как межсобытийной связи) под задачи построения прогнозов и включающее элементы каузометрического опроса в экспертном методе И.В. Бестужева-Лады. Использование только метода каузометрии исключает получение многомерной картины темпоральности жизни человека, не позволяет «выловить» сценарные основания объединения событий в единую целостность прошлого, настоящего и будущего.

Научная новизна

В работе сделана попытка методологически объединить теорию социокультурного времени и концепцию социального прогнозирования, которая может открыть перед теоретиками и практиками в области социального управления, социальной коммуникации возможности и перспективы детального, научно и методически обоснованного построения моделей будущего, предвидения возможных эффектов и эффективности программируемых инновационных идей.

Теоретическая значимость дипломного исследования заключается в том, что продемонстрированы возможности прогнозирования с опорой на социокультурное время. Показаны новые аспекты прогнозирования для информационных кампаний и значимость прогностики в работе специалиста по связям с общественностью. Описаны все классические методы социального прогнозирования, которые, по мнению И.В. Бестужева-Лады, выражают способность предсказать состояния и качества объекта. При детальном анализе этих методов обнаружено недостаточное полное описание объекта прогнозирования. На сегодняшний день время всеми базовыми теориями признается как ведущий оператор развития системы, но ни одна из прогнозных методик не придает ему такого значения.

Практическая значимость.

В ходе обобщения различного методического материала разработана методика социального прогнозирования, включающую в себя схему И.В. Бестужева-Лады и методический прием изучения психологического времени Н.Б. Кучеренко. Практическая значимость дипломной работы состоит в демонстрации на примере отдельного исследования использования стандартной процедуры экспертного интервьюирования и построения на основе полученных данных вариации сценариев развития событий, а также возможных последствий информационной кампании.

Выборка исследования.

Принципом формирование выборки является, фактическое участие экспертов и их компетентность в исследуемой проблеме, касающейся сферы консалтинговых услуг по налогообложению и бухгалтерскому учету в малом и среднем бизнесе.

Эксперты:

- Люди, частные предприниматели или кто-либо из учредителей (если это юридическое лицо), оказывающие консалтинговые услуги по налогообложению и бухгалтерскому учету. Начало занятия данной деятельностью в промежутке с 2000 по 2003 годы.

- Представители городской и областной налоговой инспекции уровня начальника, заместителя отделов или ведущего специалиста: регистрационного, операционного учетов, камеральных проверок, документальных проверок.

Количество экспертов - 47 человек.

Структура и план исследования.

1 этап - экспертное интервьюирование (проводилось в период с февраль по март 2004г.):

Планирование исследования, включало анализ литературы по проблеме, выбор методов исследования (проводилось в период с декабря 2003 по февраль 2004г.):

1 - определение и формирование выборки (февраль 2004г.);

Выборка формировалась путем документального исследования. Документами в данном случае являлись тематические справочники г.Томска и справочные службы: 09 и Бесплатная информационная служба (БИСинфо). Также использовался метод «снежного кома», директора или сотрудники уже известных фирм называли еще не известные организации. Результатом являлась информация о названии фирмы, вид деятельности, ФИО директора и телефоны.

2 - разработка опросного листа (ПРИЛОЖЕНИЕ №1) (февраль 2004г.);

В опросный лист включены вопросы, направленные на выявление оценочного мнения экспертов рынка консультационных услуг.

3 - проведение опроса (февраль-март 2004г.):

Опрос проводился в течении одного календарного месяца, в результате было опрошено 47 экспертов. Каждое интервьюирование проводилось в течении 1-2 часов. Все данные записывались на магнитный или бумажный носитель для дальнейшего перевода в электронный вариант.

4 - анализ результатов и подготовка их к каузометрическому методу (март 2004г.)

Все результаты субъективно были распределены на две категории: похожие по смыслу и звучанию и особые мнения.

2 этап - каузометрия (проводилось в период с марта по апрель 2004г.)::

1 - определение выборки (февраль 2004г.);

В выборку в данном случае вошли эксперты, принимавшие участие на первом этапе исследования, экспертном интервьюировании (март 2004г.).

2 - разработка опросного листа

Опросный лист был разработан на основе результатов полученных при экспертном интервьюировании. Была построена таблица с включенными в нее событиями, которые эксперты выделили как наиболее значимые.

3 - проведение опроса (март - апрель 2004г).

В ходе опроса экспертам предлагался список событий характеризирующих особенности состояния рынка консультационных услуг, выделенных на первом этапе исследования.

4 - анализ результатов (апрель - май 2004г.)

Статистическая обработка результатов исследования проводилась с использованием корреляционного, факторного анализа в варианте метода главных компонент.

3 этап - анализ и интерпретация результатов исследования (проводилось в течении мая 2004г.):

1 - выработка рекомендаций, выводы.

2 - разработка информационной кампании.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались репрезентативностью выборки, исходной теоретико-методологической концепцией, сопоставлением теоретических положений с результатами эмпирических исследований, применением апробированных и надежных методов, использованием методов математической статистики - факторного анализа, компьютерной обработки для оценки полученных результатов.

Апробация и внедрение результатов дипломного исследования.

Глава 1. Прогнозирование социальных процессов

1.1 Теоретико-методологические аспекты

Прогнозирование это поиск, путь от незнания к знанию, предвидение того, что на сегодня отсутствует, но что может быть. Способность представить будущее, мощное оружие. Оно расширяет право выбора: маневрирование, нахождение оптимальных вариантов деятельности человека как в практике, так и в науке

Ныне перед учеными и практиками встает необходимость осознать возможности влияния человека на развитие общества, мира в целом, уточнить соотношение объективных процессов и субъективной роли человеческого воздействия на них. А следовательно от этого зависит и концептуальное видение будущего, его прогнозирование. Или это лишь обозначение развивающихся тенденций и предполагаемый на их основе прогноз, или это прогноз с учетом возможностей и необходимости влияния человека на обозначившиеся тенденции развития в соответствии с современными представлениями и убеждениями, на основе интеллектуальной культуры.

Человеческая история порождает парадокс: растущая и поощряемая активность человеческого разума, воплощаемая в практически - преобразовательной деятельности, влечет за собой разрушение той среды, в которой мы живем и частью которой являемся сами.

Поэтому с учетом достигнутого уровня знаний и накопленного опыта новому осмыслению и анализу подлежит историческая миссия человека: необходимость развития тех или иных сфер; обоснованность тех или иных критериев разумности и рациональности человеческой деятельности. Стремление постичь незнаемое позитивно, но необходимо, как говорил И. Фихте, «полагание границы самому себе», т. е. соотношение между желаемым и разумно необходимым.

Не претендуя на исчерпывающее освещение обозначенной проблемы, в данном случае подчеркивается роль и значение методологии социального прогнозирования и моделирования. Рассмотрение ее возможно на основе общего понятия «методология» и понятий «интеллект» и «культура».

Для анализа и предвидения общественных процессов, что является объектом прогностических исследований, необходима определенная методологическая система. Ведь цели и идеалы, интересы и стремления меняются в ходе общественного развития. Попытки сегодня оценивать их без учета конкретно-исторического этапа носят субъективный характер, зачастую они "неистеричны". Отсутствие объективного анализа прошлого влечет за собой неверное толкование настоящего, неспособность "заглянуть" в будущее и тем более предвидеть его.

Во-первых, качественно по иному начинает выглядеть проблема прогнозирования: будущие формы существования системы всегда не те, которые имеют тот или иной доминирующий ареал распространения, но те, которые не получили развития в резонансе субъективных и объективных предпосылок своей реализации. Если "ключ к анатомии обезьяны в анатомии человека", а ключ к неразвитым обществам в развитом, к прошлому в настоящем, то ключ к будущему в прошлом, - в не получивших развитие формах. Именно они имеют неисчерпанный пока потенциал развития, именно там наблюдается разрежение социального энергетического поля, именно туда должна идти энергия общества или в ложной форме, которая опять не приведет к результату, или в истинной форме, которая и приводит к положительному - на плавной волне эволюции - импульсу развития.

Во - вторых, меняется картина структурно - функционального подхода к анализу поведения системы в данном нам для жизни историческом отрезке времени, возникают подходы к выработке объективных критериев оценки истинности логико-категориального аппарата социальной науки и строгие критерии соответствия управленческих решений масштабу общности, которой они касаются.

Ныне возникает потребность в новой объяснительной и социально-диагностической парадигме, позволяющей отслеживать и обнажать психо-антропологические и социально-экологические начала социально значимых процессов и явлений. Такая парадигма должна быть междисциплинарной, иметь одну исходную платформу и опираться, по меньшей мере, на три типа знаний, в том числе уже накопленных в науке.

Это, во-первых, знания о человеке, его природе, его ментальности, его жизненных интенциях, жизненных стратегиях и поведении в разных жизненных ситуациях, опосредующих его взаимосвязи со средой.

Во-вторых, это знание свойств природных, искусственных и социокультурных элементов окружающей человека среды.

И, наконец, в-третьих, это знание о механизмах жизнесберегающей взаимосвязи человека со средой его обитания.

Экоантропоцентрическая парадигма в большей мере, нежели иные, «конкурирующие» парадигмы социального познания, приближает нас к пониманию глубинных истоков социокультурной динамики.

Речь, таким образом, идет не о том, чтобы прогнозировать события, ход которых зависит от вмешательства извне, а о том, чтобы сделать осмысленным и по возможности безвредным само вмешательство в неуправляемый ход тех или иных событий. Чтобы вместо реализации интересов узкого круга лиц, занятых лишь поиском собственной выгоды, и/или "перевода" абстрактно-утопических прогнозных разработок в управленческие решения, несущие реальную социокультурную опасность, создать условия для интеграции общего и конкретного (основанного на социально-диагностических исследованиях) научного знания о локальной социальной ситуации в практику выработки таких решений.

Одним из решений данной проблемы является такая сфера деятельности, как связи с общественностью, неотъемлемой частью которой является не только проведение регулярных социально-диагностических исследований, но и стремление к гармонизации общественных процессов, снятие социального напряжения, развитие и поддержание взаимодействия между социальными институтами. Основным инструментом, который используется для достижения поставленных целей у специалиста по связям с общественностью, является информационная кампания, как наиболее действенный и управляемый процесс.

Теоретики и практики не раз давали определение термина "кампания". Эти определения различаются в плане обобщения или конкретизации задач, стоящих перед той или иной кампанией, длительности кампании, ее предназначения, единиц анализа и фокуса пользы от кампании, а также используемых коммуникационных каналов. Пейсли в 1981 году отмечал, что определения кампании подчеркивают либо намерение, либо процесс, ход кампании. Искомый результат варьируется от предотвращения злоупотребления наркотиками до рекламирования косметики, от изменения объема потребления пищи до трансформирования всей социальной культуры. При таком разнообразии минимальное определение коммуникационной кампании должно включать четыре характерных признака:

1. Кампания должна быть целенаправленной. В этом признаке отражается военное значение термина кампания. Конкретные результаты ожидаются от коммуникационных усилий кампании. Конкретное воздействие кампаний может существенно варьироваться - от изменений на уровне всего общества. Результаты могут принести выгоду либо отправителю, либо адресату сообщений кампаний.

2. Кампания должна ориентироваться на большую аудиторию. Слово «большая» используется, чтобы отличить кампанию от межличностной коммуникации убеждения, когда один или несколько человек пытаются повлиять на несколько других, - хотя большинство методов ведения кампаний непосредственно опираются на теорию межличностного убеждения. Аудитория кампании в известной мере определяется целями кампании. Кампании обычно разрабатываются и осуществляются либо организациями, которые специально создаются для этой кампании, либо каким-то уже действующим институтом (Холл, 1978). Расходы и усилия кампании обычно оправдываются только целевой аудиторией значительного масштаба. Тем не менее, целевые аудитории варьируются от нескольких сот сотрудников предприятия малого бизнеса до всего населения огромной страны.

3. Кампания должна иметь относительно ограниченные временные рамки. Протяженность кампании по времени определяется периодом между фактическим началом кампании и подведением итогов воздействия этой кампании, иными словами, всем разворотом деятельности в данной сфере.

4. Кампания должна включать организованный комплекс коммуникационных действий. Такие действия, как правило, устанавливаются временно для контакта с аудиторией, на которую трудно воздействовать через постоянно функционирующие каналы и институты для достижения поставленной цели.

Из вышеописанного можно сформулировать минимальное определение термина кампания, включающее в себя следующие параметры: «Кампания направлена на получение конкретных результатов или эффекта в относительно большой группе людей в пределах четко обозначенного периода времени посредством организационного комплекса коммуникационных действий».

Разумеется, такое минимальное определение кампании имеет свои недостатки (в частности, подразумевая линейность и ориентирование на результаты) и может применяться только в рамках данного обсуждения способов, в которых реализуются традиционные представления о коммуникационных кампаниях, а также способов, благодаря которым можно избежать неудач кампаний прошлого.

Вот как определяют, что такое кампания известные практики США в области общественной коммуникации:

Роджерс в 1973 году определил. "Кампания - это заранее спланированный комплекс коммуникационных действий, разработанный специалистами по переменам с целью достижения определенных перемен в поведении адресатов на протяжении конкретного периода времени".

В 1979 году Роджерс совместно со своими коллегами дополнил первоначальное определение. "Коммуникационные кампании представляют собой заранее спланированный комплекс действий, направленных на установление контакта с людьми и на побуждение их к действию путем использования конкретных видов информации. Кампания проводится в течение короткого периода времени (обычно от одной недели до трех месяцев) с конкретными задачами в плане отношений и поведения. Они почти всегда пользуются многообразными каналами информации".

В 1981годуПейсли определял общественно информационную кампанию, как намерение одного человека воздействовать на убеждения и поведение других людей путем передачи призывов и обращений.

Резюмирую вышеописанное можно сказать, что задачи и результаты той или иной кампании могут реализоваться по таким параметрам, которые рассматриваются как константы: 1) уровень поставленной задачи, 2) фокус искомого изменения поведенческого стереотипа и 3) фокус выгоды (пользы), полученной в результате кампании.

Осуществляя проектирование и дальнейшую реализацию кампании необходимо опираться на данные, полученные в ходе предварительных исследований. Тем самым мы сможем снизить вероятность нежелательного развития событий и по возможности исключить незапланированные результаты. Все это можно описать несколькими словами, спрогнозировать ход и результат кампании. Далее мы попытаемся показать необходимость и возможность использования прогнозирования как метода.

Прогнозирование - форма предвидения, выражающаяся в целепологании, программировании и управлении планируемым процессом явления на основе выявленных параметров его возникновения, существования, устойчивых форм и тенденций развития. Связанно с предвидением направления развития явления в будущем посредством переноса на него представлений о том, как развивается явление в настоящем. Указанный перенос осуществляется с помощью методов экстраполяции, моделирования и экспертизы. Выражается в анализе прогнозного фона, формировании исходных прогнозных и нормативных моделей, поисковых прогнозов и их оценке.

Прогнозирование возникло в связи с осознанием многофакторности и вариативности общественного развития. И.В. Бестужев-Лада определяет прогнозирование, как один из уровней (или форм) предвидения.

В общем смысле - прогнозирование - разработка прогноза в виде формулирования вероятностного суждения о состоянии какого-либо явления в будущем.

В узком смысле - прогнозирование - специальное научное исследование перспектив развития какого-либо явления, преимущественно с количественными оценками и с указанием более или менее определенных сроков изменения этого явления. Прогнозирование находится во взаимосвязи с целепологанием, планированием, программированием, проектированием, управлением. Там, где отношения между явлениями обусловлены неуправляемыми причинными связями, прогнозирование превращается в безусловное предвидение.

Шустер К. - прогноз имеет конкретный характер и обязательно связан с «календарем», т.е. определенными количественными оценками.

Шмидт А., Смит Д. - количественное предсказание. Различие проводится между качественными (предсказание) и количественными (прогноз) оценками будущего.

Джонсон Д. - прогнозы, отражают реалистичные или вероятные комбинации предполагаемых ориентиров и исходных условий. Заменители «предсказаний» более точных наук. Предсказание является прерогативой физических наук, так как требует применения «охватывающего закона». Социальные дисциплины имеют слабое основание для формулирования законов такого типа.

Лисичкин В.А. - сущность прогнозирования неразрывно связанна с необходимостью выработки специфической прогностической системы понятий, в том числе правильного определения самого понятия «прогноз» и отграничения его от таких понятий, как предвидение, предсказание, план, программа, проект, предположение, гипотеза.

Бестужев-Лада И.В.- прогноз не предусматривает решения проблем будущего. Его задача в том, чтобы содействовать научному обоснованию планов и программ развития. Прогнозирование характеризует возможный набор необходимых путей и средств претворения в жизнь намечаемой программы действий.

В своей работе мы рассматриваем методологию социального прогнозирования И.В. Бестужева-Лады, как наиболее полную и основополагающую всей прогнозной теории в российской науке. Также И.В. Бестужев-Лада с коллегами в своих работах обобщили и проанализировали практически все существующие методики прогнозирования, в дальнейшем взятыми на вооружение многими российскими учеными и практиками. В последующем многие методики лишь модернизировались и видоизменялись, оставляя только основополагающие принципы.

1.2 Методологические и методические проблемы социального прогнозирования

Все методы социального прогнозирования основаны на трех взаимосвязанных способах получения информации о будущем. [13,51,54]

Во-первых, это экстраполяция в будущее наблюдаемых тенденций, закономерности развития которых в прошлом и настоящем достаточно хорошо известны (в предположении, что и на определенную перспективу эти тенденции сохранятся без существенных изменений).

Во-вторых, это оценка возможного или желательного в будущем состоянии того или иного явления (прежде всего экспертной оценки).

В-третьих, это моделирование прогнозируемых явлений (понимая в данном случае под моделью всякое условное, упрощенное для удобства исследования, схематическое представление об объекте прогноза - упорядоченную совокупность показателей, сценарий возможного или желательного развития событий и т.д. вплоть до строго формализованных математических моделей-уравнений).

Все три способа выделяются условно, ибо образуют органическое единство: любая экстраполяция, логическая или статистическая, представляет собой, по сути дела, прогнозную оценку и разновидность прогнозной модели. Любая прогнозная оценка это, прежде всего, экстраполяция в том или ином модельном представлении, любая прогнозная модель заключает в себе экстраполяцию и оценку.

Все методы прогнозирования (а их только в социальном прогнозировании выявлено теоретически или потенциально возможных свыше полутора сотен) представляют собой, по существу, различные комбинации элементов перечисленных выше способов получения информации о будущем.

Несколько методов относятся к общенаучным, например, прогнозирование по аналогии (логическая экстраполяция), прогнозные оценки дедуктивного или индуктивного, аналитического или синтетического характера и т.д. Практически в арсенал методов социального прогнозирования, входят все методы социологического исследований изучение документальных источников и литературы, включенное и не включенное наблюдение, опросы населения и экспертов, эксперимент постановочный и эксперимент постфактум, моделирование схематическое и математическое.

Многие методы относятся к меж - или интернаучным, применяемые в ряде научных дисциплин, например методы регрессионного или факторного анализа, очных и заочных коллективных и индивидуальных опросов экспертов, простых и формализованных прогнозных сценариев и других. Некоторые методы являются частнонаучными, т.е. относятся лишь к какой-либо одной научной дисциплине, например, опросы населения в социологии, проективные тесты в психологии и др.

Согласно принятой классификации методов прогнозирования (охватывающей методы научно-технического и социально-экономического прогнозирования, без учета специфики агро-, гидрометеорологических и ряда других естественнонаучных прогнозов), все методы по степени формализации делятся на интуитивные (экспертные) и формализованные (фактографические). Последние применяются только в тех случаях, когда величина периода упреждения прогноза укладывается в рамки эволюционного цикла прогнозируемого объекта, т.е. когда не ожидается никаких существенных, качеств. изменений в его развитии. Во всех остальных случаях, включая качеств. изменения или такую сложность объекта, при к-рой учесть влияние многих факторов практически невозможно, приходится полагаться на интуицию экспертов. Экспертной оценкой ограничиваются обычно и в наиболее простых случаях прогнозирования.

Интуитивные методы социального прогнозирования делятся на группы индивидуальных и коллективных экспертных оценок. К первым относятся методы интервью, аналитических докладных записок, написания прогнозного сценария и другие. Ко вторым методы анкетирования, обсуждения комиссией, "мозговых атак" (коллективной генерации идей) и другие. Формализованные методы социального прогнозирования делятся на группы экстраполяционных, системно-структурных, ассоциативных методов и методов опережающей информации. К первым относятся методы наименьших квадратов, экспоненциального сглаживания, вероятностного моделирования и адаптивного сглаживания. Ко вторым методы функционально-иерархического моделирования, морфологического анализа, сетевого моделирования, структурной аналогии, матричный метод. К третьим методы имитационного моделирования и историко-логического анализа. К четвертым методы анализа потоков публикаций, оценки значимости открытий, изобретений, нововведений, анализа патентной или аналогичной ей информации. Имеются и др. разновидности методов всех четырех групп. Кроме того, множество методов является, по сути, разновидностью перечисленных или их дальнейшей конкретизацией.

Один или несколько методов социального прогнозирования составляют основу методики прогноза, которая сводится к предпрогнозной ориентации (разработке программы исследования), построению исходной (базовой) модели, модели прогнозного фона, поисковой и нормативной прогнозных моделей, их верификации (проверке на достоверность), выработке рекомендаций для повышения эффективности управления социальными процессами на основе сопоставления данных прогнозного поиска и нормативов.

Задача дальнейшего совершенствования методов социального прогнозирования составляет суть развития теории прогнозирования.

По мнению И.В. Бестужева-Лады социальное прогнозирование выполняет три функции. Первая - ориентирующая, где описываются наиболее реалистичные тенденции развития социального объекта. Вторая функция нормативная, предназначенная для определения основных социальных потребностей будущего объекта и возможности их реализации. Третьей он считает предупредительную функцию, которая описывает и анализирует возможные негативные последствия изучаемых тенденций развития системы.

И.В. Бестужева-Лада также выделяет два вида социального прогнозирования, которые разделяются по проблемно-целевому критерию и применимы только к области социальных явлений.

1. Поисковые (изыскательские, генетические, исследовательские, трендовые, эксплоративные) - В каком направлении идет развитие? Что вероятнее всего произойдет при сохранении существующих тенденций? - определяются возможные состояния социального объекта в будущем на основе анализа тенденций его развития в прошлом и настоящем, и соответствие этих состояний требуемым, целевым. Прогнозирование развития путем условного продолжения в будущее тенденций этого развития в прошлом и настоящем, при этом, абстрагируются от планов, программ, проектов, решений, которые способны видоизменить существующие тенденции, вызвать самоосуществление или саморазрушение прогноза. Результат - выявляются проблемы которые необходимо будет решать.

2. Нормативные. Как достичь желаемого? Прогнозирование достижений желаемого состояний явлений, объекта на основе заранее определенных норм, идеалов, целей и выявить альтернативные пути его достижения.

Прогнозы также классифицируются по времени упреждения: оперативные - до 1 года, краткосрочные - от 1 года до 5 лет, среднесрочные - от 5 до 15 лет и долгосрочные - свыше 30 лет.

Эффективность социальных прогнозов измеряется степенью их воздействия на повышение уровня объективности и, следовательно, эффективности целей, планов, проектов, программ, вообще решений. [54]

При использовании трендовых методов обычно предполагается, что основные факторы и тенденции прошлого периода сохраняются на период прогноза или можно обосновать и учесть направление их изменений в перспективе.

Адаптивные методы прогнозирования имеют целью построение самонастраивающихся моделей, которые способны учитывать информационную ценность различных членов временного ряда и давать достаточно точные оценки будущих членов данного ряда. Среди последних можно выделить такие, как методы авторегрессии и экспоненциального сглаживания.

Методы, основанные на многомерном статистическом анализе, представлены методами парной и множественной регрессии.

Экспертные методы относятся к «качественным» методам прогнозирования, в которых исходной информацией являются некоторые качественные характеристики исследуемого фактора или процесса, являющиеся мнениями специалистов. При многовариантном прогнозировании регионального развития возникает задача сравнения альтернативных вариантов с целью выбора наилучшего. Каждому варианту соответствуют вполне определенные сценарные условия, при реализации которых исследователь получает вполне определенное «прогнозное» состояние региона, которое характеризуется множеством социально-экономических показателей. Для сравнения вариантов необходимо найти некоторую обобщенную оценку прогнозного состояния.

Методы ранговой оценки представляют собой весьма удобный и эффективный аппарат определения такой обобщённой оценки вариантов регионального развития для проведения сравнительного анализа.

Успешное использование методов прогнозирования, основанных на имитационных моделях, связано с появлением метода системной динамики Дж. Форрестера. Особое внимание в нем уделяется учету и моделированию многочисленных обратных связей. Дж. Форрестер применил его последовательно к таким системам, как предприятие, город, мировое хозяйство в целом. При моделировании социально-экономических систем предпочтение отдаётся имитационным моделям балансового типа. Имитационное моделирование как информационная технология получила широкое распространение в исследованиях организационных, экономических и социальных систем, она не только активно развивается и в настоящее время, но и становится ведущим направлением исследования социально-экономических процессов.

Подходы к моделированию сложных экономических процессов изучаются на примере моделирования отрасли региональной экономики.

Ситуационное прогнозирование рассматривается как метод научного исследования возможных направлений развития исследуемого объекта, позволяющий оценить последствия принимаемых управленческих решений в условиях действия внешних факторов с целью выбора наилучшей линии поведения, которая в последствии может быть положена в основу планирование деятельности органов власти. В основе ситуационного прогнозирования регионального развития лежит имитационная модель социально-экономической деятельности региона, воспроизводящая процессы образования, перераспределения и использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов региона в их причинно-следственной взаимосвязи, а также процедуры управления этими процессами. Последнее требует введение в рассмотрение субъектов региона как действующих экономических агентов и построение моделей их поведения. Поведение экономических агентов описывается как процесс наилучшего, с точки зрения субъекта, распределения соответствующих ресурсов (финансовых, материальных, трудовых). Невозможность полного формального описания поведения экономического агента требует привлечения экспертных знаний, замыкающих модель до разрешимого состояния. Чем полнее формальная модель агента, тем меньше требуется экспертных знаний.

Совокупность дополнительных экспертных знаний, привлекаемых для разрешимости модели региона относительно прогнозируемых параметров, образуют сценарий прогнозирования. Используемая при построении модели региона концепция «баланса балансов», являющаяся, по сути, выражением закона сохранения материи, обеспечивает полную сбалансированность получаемого прогноза по всем направлениям прогнозирования. [20]

Классическими, по мнению И.В. Бестужева-Лады, методами социального прогнозирования, которые выражают способность предсказать состояния и качества объекта, считаются следующие.

Метод экстраполяции. Распространение выводов по одной части какого-либо явления на другую часть либо на все явление в целом, а также распространение выводов относительно настоящего состояния явления на его состояния в будущем. Построение динамических (математических, статистических или логических) рядов показателей прогнозируемого процесса с возможно более ранней даты в прошлом (ретро-типы) вплоть до даты упреждения (перспективы) прогнозирования. Применяется при аналитическом и диагностическом прогнозах. При таком подходе происходит выбор оптимального варианта с учетом времени, условий и т.д.

Моделирование. Исследование объектов познания с помощью их моделей. Моделью объекта считается его аналог (схема, структура, знаковая система). Моделирование (предметное, аналоговое, логико-математическое) связанно с экспериментом, посредством которого прогнозируется поведение оригинала, его свойства, структура и функции на основе анализа свойств, структур и функций заместителя оригинала - модели.

Экспертный метод. Формулирование заключения о свойствах объекта на основании оценки или системы оценок. Формой прогноза выступает мотивированное заключение о свойствах объекта.

Данный метод включает в себя экспертные оценки, аналитические записки, сопоставление экспертных данных и различные формы их согласования в виде публичного обсуждения, круглых столов, «мозгового штурма» и т.п. Качество прогноза зависит от выбора методики сбора и обработки индивидуальных экспертных значений, состоящей из этапов:

- выбор состава экспертов,

- составление анкет для опроса экспертов,

- получение экспертных заключений,

- оценка согласованности мнений экспертов,

- оценка достоверности результатов,

- составление программы для обработки экспертных заключений.

Метод Дельфи (метод дельфийского оракула). Процедура получения и обработки ответов. Прогнозы, строящиеся на результатах данного метода, основываются на исследовании и объективном знании объекта с учетом объективных взглядов и мнений опрашиваемых относительно этого будущего. Большую роль играет интуиция эксперта. Позволяет выявить преобладающее суждение опрашиваемых по избранному кругу проблем.

Метод эффекта Эдипа. Дает возможность самоосуществления или саморазрушения прогноза, если к этому процессу подключается созидательная творческая деятельность людей, в процессе которой реализуются позитивные ожидания или устраняются предостережения, опасности или угрозы.

Метод морфологического синтеза. Предусматривает получение систематической информации по всем возможным параметрам изучаемой проблемы. Предполагает полное отсутствие какого-либо суждения или обсуждения. Отвечает на следующие типы вопросов:

А) какие средства необходимы для получения прогнозной информации;

Б) какова последовательность наступления событий;

В) как проследить применение всех средств, или всех методов, или всех этапов решения данной проблемы.

Главный принцип - не упустить ни одной возможности, ничего не отбрасывая без предварительного исчерпывающего исследования.

Метод прогнозных сценариев и прогнозных графов. Прогнозные сценарии. С их помощью устанавливается логическая последовательность с целью показать, как, исходя из реальной ситуации, может шаг за шагом развертываться будущее состояние объекта исследования, социального процесса или явления. Определение перспектив развития, основной его линии, а также с выявлением основных факторов фона развития и критериев для оценки уровней достижения целей. Прогнозные графы. Математические модели прогнозных сценариев.

Метод моделирования выбора оптимального решения. Поиск альтернатив развития, с выработкой критерия оптимальности, который отражает эффективность функционирования системы и имеет простое математическое выражение. Пример - линейное программирование, динамическое программирование (система, которая со временем может менять свое состояние, но этим процессом можно управлять).

Анализируя представленные методы, можно отметить, что в своем большинстве они не содержать детального описания и определения объекта прогнозирования, что, с нашей точки зрения, значительно снижает их практическую ценность. Попытаемся, опираясь на системную методологию, более дифференцировано определить структуру и содержание объекта социального прогнозирования.

1.3 Объект социального прогнозирования

Социальное пространство и социальное время характеризуют социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. [50] Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость. Социальное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий. Социальное время и социальное пространство выступают основными категориями социального бытия не только в смысле описания его на духовно-теоретическом уровне; они являются исходными схемами построения обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий, т.е. они постоянно действуют на уровне бытия социальных индивидов как условия связанности, непрерывности, организованности социального процесса. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.

В традиционных формах общества пространственные характеристики социального бытия выражали время и подчиняли себе его измерение. В новое время, в ходе формирования индустриального общества, осуществляется "переворачивание" этой зависимости: время становится главным измерителем социальных качеств людей и вещей.

Социальное пространство, которое является объектом прогнозирования, сегодня характеризуется крайним динамизмом, социальным напряжением. Многие ученые даже считают такую оценку недостаточной и вводят понятие "чрезвычайной ситуации".

«Сжатое» и во многом деформированное социальное поле обусловило идеологизированный научный аппарат социологии управления, исключило из ее арсенала такие категории, как "социальное пространство", "социальное время".

Элементами социального пространства выступают гражданское общество, государство, регионы, национальные и национально-этнические субъекты управления, трудовые и бытовые ассоциации. Приоритет социального в целевых ориентациях государства, которое за счет решения социальных проблем добивается процветания всех сфер общественной жизни, социально направляет рынок, подчиняет "модель экономического порядка", обеспечивает прогресс технической среды, решает градостроительные, демографические и экологические проблемы.

Углубляющееся противоречие между личностью и обществом - одна из коренных причин разбалансированности социального пространства, таящая в себе возможности нарастающих сегодня социальных взрывов и катастроф. Видимо, это одна из кардинальных проблем, которая сегодня стоит перед человечеством, от решения которой во многом будут зависеть темпы социального прогресса, его ценностные ориентиры и духовные принципы. Ответ на эти вопросы предполагает поиск путей оптимизации социального пространства, требует решения ряда теоретических и методологических вопросов, связанных с уточнением его функций, определением его зрелости и открытости для личности, поиском принципов и инновационных методов оптимальной социализации и самореализации сущностных сил человека.

Тем самым, становится очевидной необходимость учета социального времени как ведущего механизма социального развития, а следовательно и генерального фактора социального прогнозирования.

1.6. Социокультурное время

Современные ученые - синергетики связывают революцию в восприятии времени с формированием новой динамичной, нелинейной, циклопричинной парадигмы, определяющей время как «ключ к пониманию природы», как «оператор развития системы», как «индивидуальный фактор существования и динамики органического целого» (И. Пригожин, 1985).

Прогнозирование всегда предполагает получение результатов во временной перспективе, в будущем, отталкиваясь от результатов прошлого и настоящего. Как показал теоретический анализ, существующие прогностические теории не выделяют время в отдельную категорию (И.В. Бестужев-Лада, К. Шустер, А. Шмидт, Д. Смит, Д. Джонсон, В.А. Лисичкин), что, на наш взгляд, лишает прогнозные методики ряда дополнительных возможностей. Включение в социальное прогнозирование социокультурного времени может позволить взглянуть на прогностику в новом ракурсе, сделать ее наиболее приемлемой к современным требованиям, как науки, так и рынка.

Согласно тезису к.п.н. Н.Б. Кучеренко, интегральной характеристикой развивающегося общества, в том числе территориального, является его собственное социокультурное время. Под социокультурным временем мы подразумеваем не только его соотношение с физическим временем, но и совокупную временную ориентацию и установки людей, проживающих на конкретной территории на прошлое, настоящее и будущее, содержание временной перспективы.

Социальное пространство и социальное время - характеризуют социальное бытие как процесс сочетающихся и сменяющих друг друга деятельностей людей. Социальное время фиксирует устойчивость социальных форм как их воспроизводимость, социальное пространство представляет движение человеческого бытия в виде определенной координации людей, их действий и предметных условий, средств и результатов их жизненного процесса, в формах их непосредственно совместных взаимодействий. Социальное время и социальное пространство выступают основными категориями социального бытия не только в смысле описания его на духовно-теоретическом уровне; они являются исходными схемами построения обыденного поведения людей и их повседневных взаимодействий, т.е. они постоянно действуют на уровне бытия социальных индивидов как условия связанности, непрерывности, организованности социального процесса. Иначе говоря, они оказываются социальными связями, кооперирующими последовательности и сочетания человеческих сил, действий и их воплощений.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты