|
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Организация теоретико-прикладного социологического исследования
Организация теоретико-прикладного социологического исследования
Министерство образования и науки Украины Таврический национальный университет им. В. ВернадскогоКонтрольная работаПо дисциплине«Социология»Тема «Организация теоретико-прикладного социологического исследования»Работу выполнил Студент ___________________ Работу проверил Преподаватель ___________ _______________________ Симферополь 2008ПланВведение1. Определение цели социологического исследования2. Определение объекта исследования и предмета исследования3. Разработка программы социологического исследования4. Гипотезы в социологическом исследованииЗаключениеСписок использованной литературыВведение Предметом изучения в контрольной работе является социология. Объект изучения - организация социологического исследования (теоретико-прикладной аспект). Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что социология это наука о процессах в области человеческих взаимоотношений, наука о обществе. Знания о процессах, происходящих в обществе возникают не на простом месте. Для того, чтобы изучить процессы общественной жизни необходимо формировать социологические исследования, которые позволят доказать или опровергнуть сложившиеся гипотезы. Цель работы на основании изученной методической и периодической, учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе. Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи: - дать характеристику целей социологического исследования; - представить методику определение объекта исследования и предмета исследования; - дать описание основных этапов социологического исследования; - описать важность гипотезы для социологического исследования. 1. 1. Определение цели социологического исследования Цель конкретного социологического исследования -- общая его направленность, проект действия, определяющие характер и системную упорядоченность различных актов и операций. Цель социологического исследования определяет преимущественную ориентацию (теоретическую или прикладную), от которой зависит вся логика его осуществления, реализация. Теоретическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур. Конкретно социологическое исследование направлено на решение практических задач социальной проблемы, построение предположений о возможном развитии процесса, разработку обстоятельно аргументированных программ совершенствования объекта. Программа должна четко ответить на вопрос о том, на решение какой проблемы и на получение какого результата ориентируется социологическое исследование, т. е. какова цель исследования. Важнейшей методологической частью программы -- определенные цели и задачи исследования. Задача социологического исследования -- совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Задача исследования содержит основные и неосновные (дополнительные) требования к анализу проблемы. Основные задачи исследования определяет поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения проблемы? Может сложиться ситуация, когда выдвижение дополнительных гипотез требует выяснения еще каких-либо вопросов. В соответствии и выдвигаются дополнительные задачи. Так, изучение состояния идейного воспитания в трудовом коллективе на ее магистральных направлениях может предполагать решение трех основных и ряда дополнительных задач. Первая основная задача: анализ состояния идейно-политического воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут включать: а) изучение работы системы специального образования; б) оценку эффективности проведения единых политдней; в) анализ участия администрации, инженерно-технических работников в воспитании коллектива и т. д. Вторая основная задача: анализ состояния трудового и экономического воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут предполагать изучение: а) состояния производственной дисциплины; б) деятельности наставников по формированию трудовых навыков и профессионального мастерства молодых рабочих; роли экономической учебы в формировании современного экономического мышления и т. д. Третья основная задача: анализ состояния нравственного воспитания в коллективе. Связанные с ней дополнительные задачи могут быть нацелены на выяснение: а) роли лекционной пропаганды в формировании нравственных идеалов, мотивов, ценностных ориентаций трудящихся; б) влияния межличностных отношений с коллективе на характер морально-психологического климата в нем; в) действенности общественного мнения в борьбе с негативными явлениями и т. д. Логика социологического исследования обусловлена содержанием проблемы. Значит, в исследовании, ориентированном на решение теоретических научных проблем, основными выступают теоретические задачи, а практические задачи -- неосновные; в прикладном исследовании, наоборот, практические задачи -- основные, теоретические.- неосновные. Основные задачи соответствуют целям исследования, неосновные -- ставятся для подготовки будущего исследования, решения методических вопросов, проверки рабочих гипотез, не связанных с проблемой. 2. Определение объекта исследования и предмета исследования Сформулировав проблему, определив цели, социолог выбирает. Объект исследования. Объект социологического исследования -- это явление или процесс. В качестве объекта выступают сфера социальной действительности, деятельность людей и сами люди. Необходимо, чтобы объект содержал проблему, т. е. объект выступает носителем противоречия. Однако, это определение нуждается в некотором уточнении, которое выражается в требованиях, предъявляемых к объекту социологического исследования. Таких требований три. Объект должен характеризоваться: во-первых, четкими обозначениями явления по таким параметрам, как профессиональная (или отраслевая) принадлежность, пространственная ограниченность (регион, город, деревня), функциональная направленность (производственная, политическая и т. д.); во-вторых, определенной временной ограниченностью; в-третьих, возможностями его количественных измерений. Реализация требований на практике оказывает неоценимую услугу социологу. Наличие отраслевых пределов позволяет сосредоточиться на наиболее важных и определяющих чертах функционирования системы. Пространственные границы конкретизируют объект, с точки зрения, его производственно-территориальной общности. Временные границы конкретизируют сроки проведения исследования, связанные с особенностями производства (нельзя проводить исследования на предприятиях в летнее время). Количественные границы предполагают отбор численного состава эмпирических объектов с точными указаниями их отраслей и территориальной принадлежности. Выбор объекта социологического исследования имеет большое значение для его успешного осуществления. Правильное определение предмета социологического исследования во многом определяет результативность. Предметом социологического исследования есть та сторона объекта, которая непосредственно подлежит изучению. Обычный вопрос проблемы, связанный с предположением о возможности обнаружить закономерность или основную тенденцию противоречия. Необходимо подчеркнуть, что, во-первых, одному и тому же объекту социологического исследования может соответствовать несколько различных предметов, т. е. предмет исследования очерчивает границы познания изучаемого объекта. Во-вторых, объект и предмет социологического исследования могут совпадать, когда социолог поставил задачу познать всю совокупность эмпирических закономерностей функционирования и развития конкретного социального объекта. В-третьих, предмет социологического исследования имеет сложную структуру. В-четвертых, следует помнить, что правильный выбор предмета конкретного социологического исследования определяется четкой постановкой проблемы, формулировкой цели и задач исследования и системным анализом объекта. Определение объекта и предмета, которое так ясно и понятно в теории, на практике значительно труднее. В реальном социологическом исследовании определить его объект и предмет иногда бывает очень трудно. При разработке конкретного социологического исследования на этапе определения его объекта и предмета обязательной процедурой выступает предварительный .системный анализ. Его цель -- построить гипотетическую (или концептуальную) модель объекта как системы, раскрыв весь комплекс его элементов и связей внутренних и внешних. 3. Разработка программы социологического исследования Построение модели объекта в виде системы факторов одна из процедур разработки программы (рис. 1). Анализ модели объекта дает возможность уточнить проблемную ситуацию; предмет, создает предпосылки для выдвижения гипотез, выделения единиц и категорий анализа. Большое значение в социологических исследованиях имеет разработка понятийного аппарата, т. е., языка исследования. Рис.1. Виды факторов в системном анализе объекта в социологическом исследовании Интерпретация понятий социологического исследования -- процедура истолкования, уточнения смысла понятий, составляющих концептуальную схему исследования. На основе интерпретации понятий поддерживается научный уровень исследования, единство смыслового содержания элементов и процедур исследования, достигается более полное инструментальное использование понятий как теоретических норм анализа процессов. В социологическом исследовании существуют три основных вида интерпретации: теоретическая, эмпирическая, операционная (рис. 2), с помощью которых обеспечивается связь теоретического и эмпирического уровня анализа процессов, связь теоретических положений с реально наблюдаемыми фактами действительности, с методами измерения, поиска, регистрации и анализа эмпирических признаков (рис. 2). Рис.2. Виды интерпретации понятий в социологическом исследовании Существует также и семантическая интерпретация, которая представляет собой перевод (прямой и обратный) терминов с языка объекта (изучаемой сферы деятельности) на язык программы исследования (рис. 3). Наряду с определением проблемы, выделением объекта и предмета социологического исследования обязательным моментом есть формулировка гипотез. Этап предварительной интерпретации понятий Интерпретация опорных понятий социологического исследования Интерпретация данных исследования Построение рабочих понятий в ходе анализа проблемной ситуации Выделение теоретических понятий, раскрывающих сущность проблем исследования. Предварительная системная характеристика модели объекта исследования в понятиях системного анализа. Эмпирическая интерпретация основных системных характеристик объекта Теоретическая и эмпирическая интерпретация понятий в ходе уточнения цели, задач, объекта, предмета исследования. Выделение состава опорных понятий Теоретическая интерпретация понятий в ходе выдвижения и концептуального обоснования основных (теоретических) гипотез исследования. Эмпирическая интерпретация гипотез-следствий (построение эмпирических гипотез) Операционализация основных понятий, составляющих эмпирические гипотезы исследования. Выделение категорий анализа, единиц анализа, единиц счета. Интерпретация данных (индексов, показателей) в ходе проверки эмпирических, статистических гипотез Теоретическая интерпретация, эмпирически проверяемых гипотез, фактов исследования Теоретическая интерпретация понятий в ходе обобщения и построения выводов исследования 4. Гипотезы в социологическом исследовании Определив проблему, социолог, прежде всего, пытается объяснить ее на основе имеющихся знаний и прежнего опыта. Точнее говоря, социолог пытается объяснить старыми знаниями и опытом то, что еще не полностью, но познано. Но для полного решения проблемы этого недостаточно. Тогда на основе имеющихся знаний -- некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют явление, т. е. формирует гипотезы. Гипотезы в социологическом исследовании -- научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями. Основная функция гипотезы состоит в получении новых научных высказываниях, которые совершенствуют или обогащают имеющиеся знания. Отличается научная гипотеза тем, что новые высказывания можно назвать научными гипотезами в том случае, если они, во-первых, составляют научный вывод из доказанных положений (например, законов статистики или практически полученных данных наблюдения и т. п.); во-вторых, представляют высказывания, полученные путем научных заключений, с целью объяснения соответствующего явления; в-третьих, абстрагированы из эмпирических данных и подтверждены практикой либо соответствующей теорией, научная гипотеза и в том ее сила, может быть сформулирована только в результате предварительного анализа изучаемого объекта. Роль гипотезы в социологии, как и в любом научном исследовании, чрезвычайно велика. Социологи часто повторяют выражение Дмитрия Менделеева, который говорил, что лучше держаться такой гипотезы, которая со временем окажется ложной, чем никакой. Роль гипотезы состоит, во-первых, в том, что опыт науки, общественной практики, опыт исследователя (включая интуицию) служит своего рода «спусковым механизмом»: для перехода к важным эмпирическим процедурам, призванным в конечном итоге дать новое знание об объекте. Известный социолог Макс Р. Коэн, как-то шутя, заметил: гипотезы возникают у людей, которые думают. В современных условиях процесс постановки гипотез не удалось формализовать, да и трудно поверить в решение такой задачи. Опираясь на опыт анализа большого количества проведенных социологических и других научных исследований, можно назвать некоторые источники гипотез. Во-вторых, обыденное сознание; которое, как известно, возникает в процессе повседневной жизни людей и включает знания и навыки, складывающиеся в процессе трудовой деятельности, обычаи, непосредственно житейские нравственные нормы и т. п. Иногда возникает вопрос: стоит ли проводить исследование, если утверждаемое в гипотезе и без того известно? Да, стоит, потому что обыденное сознание не может дать обоснованный ответ на многие вопросы. Другим источником построения гипотез может быть аналогия. Метод давно известен в науке. Сущность его состоит в том, что знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта, переносится на другой, менее изученный, менее доступный. Необходимо помнить, что заключения, полученные по аналогии, носят чаще всего правдоподобный характер. Гипотезы теснейшим образом связаны с проблемами исследования. Они исходят из проблем и дают вероятные объяснения. Виды гипотез, используемых в социологическом исследовании, и их краткая характеристика представлены на рис. 4. В современной социологической теории разработаны основные нормативные требования к процедурам выдвижения, обоснования и проверки: во-первых, соответствие исходным методологическим принципам философии и социологии; соответствие научным положениям, выводам, истинность которых подтверждена научно установленными фактами. В случае выдвижения гипотезы, опровергающей (уточняющей) установленные теоретические положения, необходима экспериментальная проверка гипотезы и установление ее логических связей с опровергаемыми положениями; во-вторых, обязательность теоретической интерпретации понятий, составляющих гипотезу; гипотеза должна быть проверяемой имеющимися в распоряжении исследовательскими средствами. Рис.4. Виды гипотез в социологическом исследовании Формулирование гипотезы должно предполагать способ ее проверки; внутренняя непротиворечивость и логическая обоснованность гипотезы. Ее построение должно соответствовать логическим правилам, в-третьих, эмпирическая обоснованность, обязательность эмпирической и операционной интерпретации гипотез; на этапе выдвижения гипотез исследователь осуществляет: сбор исходных данных, теоретических и эмпирических сведений об объекте, проблеме исследования для выдвижения гипотез; выдвижение исходных предположений о характере связей объекта, факторах проблемной ситуации, способах решения проблем, задач на основе принципиальных теоретических положений, имеющихся фактических данных, интуитивных предположений; в-четвертых, уточнение содержания предположений средствами теоретической и эмпирической интерпретации понятий, составляющих предположение; уточнение логической формы предположений, соотнесение объема и содержания понятий, составляющих предположение. На этапе обоснования гипотез исследователь осуществляет: -- классификацию выдвинутых предположений, установление логической связи между отдельными предположениями, выделение наиболее общих предположений, характеризующих существование и значимые аспекты проблемы, способы решения основных задач исследования; -- выделение основной гипотезы. Уточнение теоретического содержания основной гипотезы средствами теоретической интерпретации; уточнение связей основной гипотезы с другими выдвинутыми предположениями; выведения следствия из основной гипотезы, выражающих аспекты основной гипотезы и поддающиеся эмпирической интерпретации. Теоретическое обоснование гипотез-следствий. Выдвижение альтернативных предположений по отношению к гипотезам-следствиям; -- установление критериев и показателей эмпирической и теоретической гипотез. Этап проверки гипотез включает получение фактических данных, расчет показателей, характеризующих выраженные в гипотезе-связи, их толкование, экспериментальную проверку гипотез; принятие или отклонение эмпирических гипотез в соответствии с установленными критериями; анализ побочных (не предполагаемых) данных. Выдвижение предположений о характере их связи с гипотезами-следствиями и гипотезами-основаниями; интерпретацию принятых эмпирических гипотез и логическое доказательство гипотез-оснований; построение выводов из доказанных гипотез по отношению к проблеме, предмету, задачам исследования. ЗаключениеВ процессе работы над темой контрольной мной сделаны следующие выводы и обобщения. Теоретическое исследование направлено на получение новых знаний о структуре, функциях, закономерностях развития объекта, а также разработку новых методик исследования и на обоснование его процедур. Конкретное социологическое исследование направлено на решение практических задач социальной проблемы, построение предположений о возможном развитии процесса, разработку обстоятельно аргументированных программ совершенствования объекта. Задача социологического исследования -- совокупность конкретных целевых установок, направленных на анализ и решение проблемы. Основные задачи исследования определяет поиск ответа на его центральный вопрос: каковы пути и средства решения проблемы? Сформулировав проблему, определив цели, социолог выбирает объект исследования. Объект социологического исследования -- это явление или процесс. Анализ модели объекта дает возможность уточнить проблемную ситуацию; предмет, создает предпосылки для выдвижения гипотез, выделения единиц и категорий анализа на основе имеющихся знаний -- некоторые допущения, которые, по его мнению, полностью охватывают и объясняют явление, т. е. формирует гипотезы. Гипотезы в социологическом исследовании -- научное предположение о структуре социальных объектов, о характере и сущности связей между социальными явлениями. Список использованных источников1. Латышева В.В., Основы социологии, М: Дрофа, 2003;2. Волков Ю.Г., Мостовая И.В., Социология - М: Гардарики, 2001;3. Гревцов Ю.И., Социология//Курс лекций, М: Юридический центр, 2004;4. Лавриненко В.Н., Социология, М: Юнити-Дана, 2003;5. Филатова О.Г., Социология, М: Издательство, 20036. Социология: наука об обществе / Под ред. Андрущенко В.П., - Х: Рубикон, 2001.
| |