|
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Образование в поликультурном обществе
Образование в поликультурном обществе
ОБРАЗОВАНИЕ В ПОЛИКУЛЬТУРНОМ ОБЩЕСТВЕ В.В. Путин, определяя стратегическую линию национального проекта «Образование», сказал: «Мы должны, наконец, создать основы для про-рывного инновационного развития страны, для укрепления ее конкурентоспособности. Очевидно, что нужны особые меры государственной поддержки вузов и школ, активно внедряющих инновационные образовательные программы. В предстоящие два года на приобретение для них лабора-торного оборудования, программного обеспечения, модер-низацию учебных классов и подготовку преподавателей должны быть выделены значительные суммы». Рассмотрим некоторые аспекты проблемы образования в поликультурном мире. Содержательный аспект. Возрастание роли образования в процессе духовного воспроизводства нации в переходные периоды развития общества связано с его двояким социокультурным потенциалом, способным обеспечить интеграцию социума на основе традиционных ценностей и выработку новой системы ценностей как основы качественного преобразования общества. Для трансформирующейся современной России культуротворческая функция образования должна играть ведущую роль. Во-первых, аномия (Э. Дюркгейм) в обществе привела к распространению модели западной системы ценностей, в основе которой лежит индивидуализм, прагматизм, гедоизм, чуждые традиционным российским духовным ценностям. Поиск тех духовных оснований, которые способны интегрировать российский социум становится настоятельной необходимостью. Именно воз-можности образования сохранять специфику отечественной культуры позволяют рассматривать его в качестве важнейшего условия духов-ной безопасности российского общества, поскольку без духовной са-мобытности народ не сможет существовать в общемировой семье куль-тур и цивилизаций, и, в конечном счете, его экономические и геополити-ческие позиции существенно ослабнут. Здесь ключ к пониманию взаимосвя-зи места России в мировом сообществе и государственной политики в сфере образования, к осознанию и решению наших актуальных проблем. Следует отметить, что «высокий уровень культуры», наряду с «хорошей профессией» и «шансами на больший успех в жизни» студенты называют в числе важнейших результатов получения высшего образования. Представления студентов о ценности высшего образования (данные приведены в % от общего числа ответивших на вопрос) |
Варианты ответов на вопрос «Как вы считаете, что, прежде всего, дает высшее образование человеку» | 1997 | 2005 | | Хорошую профессию | 56 | 53 | | Шансы на больший успех в жизни | 28 | 62 | | Диплом, дающий социально-престижный статус интеллигента | 49 | 28 | | Возможность избежать службы в армии и безработицы | 7 | 12 | | Высокий уровень культуры | 36 | 38 | | Материальное благополучие | 30 | 25 | | Возможность работать за рубежом | 15 | 10 | | Приятное времяпровождение в студенческие годы | 17 | 25 | | Возможность выбрать достойного спутника жизни | 12 | 3 | | Ничего не дает | 2 | 0,7 | | |
Во-вторых, Россия была и остается многонациональным государством, поликультурное пространство образования которого как динамичная система равновеликих культурных полей взаимовлияний и взаимодействий субъектов образования - носителей определенного культурного и субкультурного опыта является объективной реальностью. Синтез ценностей разных народов, этносов, культур, цивилизаций, религий в настоящее время осуществляется в основном с помощью современных средств массовых коммуникаций, массовой культуры, продуктов массового производства и масс-медиа. Культурное самоопределение индивида в таком обществе представляет собой процесс создания и реализации системы собственных представлений о культурном пространстве, о своем месте в нем. Реализация такой задачи требует поликультурного образования, основной целью которого становится сохранение и развитие всего многообразия культурных ценностей, норм, образцов и форм деятельности, существующих в данном обществе. Данная проблема является особенно актуальной для полиэтничного региона Северного Кавказа. Хотелось бы сформулировать свою позицию по поводу введения обязательного религиозного воспитания в современную систему образования. Следует отметить, что обращение к религии закономерно усиливается в кризисные периоды развития социума. 53% респондентов из различных социальных групп Ставропольского края считают себя верующими; 35%- колеблющимися; 10% - неверующими. Однако анализ ответов на вопрос “В чем проявляется Ваша вера?” не показал различий между верующими и колеблющимися: 65% выбрали альтернативу ответа “моя вера остается внутренним делом и посторонним не видна”; 13% - “ меня интересует религия как философская система”; 7% -”в устойчивом интересе к религии и церкви”, 6% - “верю в бога, регулярно посещаю церковь, исполняю все обряды и предписания”. Представляется, что введение курсов православия, ислама и других религий в качестве самостоятельных в условиях полиэтничного и поликонфессионального социума не может способствовать интеграции общества, а наоборот, несет в себе вероятность дестабилизации. Такой курс нужен, но только в культурологическом аспекте. Анализ различных религий как философско-нравственных систем будет воспитывать толерантность и уважение к чужой культуре и служить целям интеграции общества. Организационно-методический аспект образования в поликультурном обществе связан с выбором оптимальных моделей образовательного процесса, методик и технологий образовательной деятельности, которые позволили бы реально включать учеников и студен6тов в поликультурное образовательное пространство. В этом случае образование позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для успешной адаптации и самореализации в современном мире, станет рычагом социокультурных преобразований, будет способствовать утверждению действительно современных взглядов на процессы, протекающие в обществе. Решение проблем социальной адаптации станет возможным, если вуз вооружит выпускников общей, интегральной методологией профессиональной деятельности и социальной мобильности. На смену структурным и функциональным моделям системного представления о социокультурной жизни и ее динамике приходит плюрализм исходных принципов организации опыта, отсутствие универсальной системы соотнесения истинности или ложности высказывания, множественность возможных эквивалентных интерпретаций одного и того же события. Модель интегрированного образования, столь необходимого в поликультурном обществе, разрабатывается в рамках Болонского процесса. Приведение в соответствие с европейскими требованиями программ и форм обучения, академическая мобильность преподавателей и студентов, взаимное признание дипломов всех стран, присоединившихся к Болонской Декларации, потенциально способствует формированию более мобильного, конкурентоспособного, толерантного и мультикультурного типа личности; что позволит выпускникам российских вузов найти лучшую работу, как в стране, так и за рубежом; обеспечит необходимый «человеческий потенциал» для дальнейшего эффективного развития всего общества. Однако, следует учитывать, что слепое копирование западных моде-лей образования, ориентированных на развитие человеческой субъек-тивности или передачу максимального объема знаний и освоение техно-логий, в России неизбежно повлечет кризис социально-культурной и лич-ностной самоидентичности, ибо инструментальная природа этих моделей не учитывает духовно-нравственной составляющей образовательного процесса, выхолащивая тем самым подлинную сущность данного соци-ального института, его основные преимущества: фундаментальность, связь с наукой и практикой, воспитательный потенциал. Эффективное, прочное, применимое к новым ситуациям образование в основе своей представляет способность осмыслить информацию и использовать идеи, находящиеся как бы под рукой. Лучше всего это происходит, когда учащиеся интериоризируют, синтезируют и принимают чужие представления как свои. Для этого учащиеся вправе подвергать сомнению достоверность или авторитетность полученной информации, тщательно проверять логику доказательств, делать выводы, конструировать новые примеры для ее применения и, т.е. владеть определенными навыками научно-познавательной деятельности. Воспитательный аспект. В сфере идеологии жизнеспособность поколения определяется наличием в общественном сознании молодежи общезначимых ценностей, объединяющих поколения, и соответствующих духовной культуры. Президент Российской Федерации В.В.Путин в одном из своих выступлений перед руководителями регионов России, особо подчеркивает, что «...корни террора лежат... и в низком уровне образования подрастающего поколения, а порой - в отсутствии самой возможности получить образование...». Для южного региона России наличие развитой системы образования является необходимым условием для стабилизации геополитической обстановки на этой территории и сохранения единого ментального пространства России в целом. В Ставропольском государственном университете с 1998 года действует Центр социологических исследований, основным направлением работы которого является мониторинг качества учебно-воспитательного процесса в университете. За время работы Центром проведено около 30 исследований по данному направлению, наиболее значимыми из которых являются «Ценностные ориентации студентов СГУ», «Молодежь и общество», «Качество образования как социальная проблема», «Общественные настроения, ценностные ориентации, поведенческие установки студентов студенческой молодежи», «Особенности социализации в высшей школе». Вопросы о результатах воспитательной деятельности в вузах, ценностной системе студентов являются составным элементом всех проводимых Центром исследований. Обратим внимание, что сами молодые люди вопросы гражданского становления, духовно нравственного и патриотического воспитания считают одной из приоритетных задач молодежной политики в современной России. Ранжированный ряд приоритетных направлений современной молодежной политики (по результатам опроса молодежи Ставропольского краям) 1. Решение вопросов занятости молодежи 2. Гражданское становление, духовно-нравственное и патриотическое воспитание 3. Поддержка талантливой молодежи 4. Поддержка деятельности детских и молодежных общественных организаций 5. Поддержка массового детского и молодежного спорта; научно-исследовательская деятельность 6. Развитие художественного творчества молодежи 7. Информационная и издательско-методическая деятельность В то же время патриотизм, толерантность не осознаются молодыми людьми как качества, необходимые в современном мире. Социальные качества, знания, умения, навыки, необходимые для достижения жизненного успеха (группировка ответов на открытый вопрос) |
Группа | Социальные качества, знания, умения, навыки | | Группа 1 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили более 50 % респондентов | 1. Целеустремленность (57,7) 2. Коммуникабельность (56,1) 3. Полезные связи (53,3) 4. Профессионализм (53,6) | | Группа 2 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили 30-50% респондентов | 1. Предприимчивость (40,7) 2. Опыт (40,0) 3. Трудолюбие (34,4) 4. Честность, порядочность (31,2) | | Группа 3 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили 10-30% респондентов | 1. Инициативность (29,5) 2. Удача, везение (27,5) 3. Внешние данные (23,9) 4. Ответственность; мобильность (23,5) 5. Самостоятельность; справедливость (22,8) 6. Умение использовать людей в своих интересах (18,9) 7. Готовность помочь другим, взаимопомощь (18,2) 8. Сила, наглость; гуманность отзывчивость (16,5) 9. Вежливость (16,1) 10. Доброта (10,2) | | Группа 4 - те социальные качества, знания, умения, навыки, которые отметили Менее 10% респондентов | 1. Сдержанность (6) 2. Патриотизм (5,6) 3. Законопослушность (4,2) 4. Толерантность (3,9) 5. Конформизм (1,1) | | |
Патриотизм 39% опрошенных студентов определяют как пассивную «Гордость за свою страну, за то, что тут живу». 42% считают, что патриотизм предполагает определенную активность: 23% выбрали вариант ответа «Готовность служить на благо той страны, в которой живешь»; 18% - «Готовность пожертвовать своими интересами во имя интересов страны». Для 6% респондентов патриотизм - «пустой звук». Одной из составляющих патриотизма является отношение к прошлому и будущему своей страны. Соответствующий вопрос был включен в анкету опроса студентов «Особенности социализации в высшей школе». Аналогичные данные исследования 1998 г. «Ценностные ориентации студентов СГУ» позволяют увидеть динамику отношения студентов к прошлому страны. Динамика отношения студентов к прошлому страны (данные приведены в % от общего числа опрошенных) |
Варианты ответов | 1998 | 2005 | | Историческим прошлым | 26 | 56 | | Местом России в мировом сообществе | 10 | 10 | | Принадлежностью к своей нации | 36 | 32 | | Победой в Великой Отечественной войне | 57 | 57 | | Природными богатствами страны | 35 | 30 | | Демократическими преобразованиями в стране | 4 | 3 | | Культурным наследием | 30 | 37 | | Мощью Вооруженных сил | 15 | 12 | | Сегодня гордиться нечем | 24 | 5 | | |
Значительное положение национальных интересов в переходные моменты исторического развития также является закономерным, т.к. этнические общности являются самыми древними, устоявшимися. Оценивая роль национальных традиций в обществе 46% опрошенных определяют их как необходимый элемент культуры, то, что сплачивает общество; 25% не задумывались над этим вопросом; 13% считают, что национальные традиции являются основой многочисленных конфликтов; 6% определяют их как безобидные пережитки. Характерным для современных молодых людей является низкая социально-политическая активность, которая проявляется и в интересе к социально-политическим проблемам, и в оценке социально-политической обстановки, и в определении собственных возможностей в данной сфере. 12% респондентов четко определили, что их не интересует политика; 46%, определяя свой интерес к политике, выбрали вариант ответа “Иногда смотрю новости, когда нет ничего более интересного”; 32% проявляют более стабильный интерес - “Каждый день смотрю новости и обсуждаю их с друзьями” и только 4% проявляют активность в политической сфере “являясь членом политической организации” и “иногда участвуя в политических акциях” (соответственно по 2%) В целом, можно говорить об оптимистических настроениях современной молодежи, что связано с психолого-возрастными особенностями и с большей адаптированностью нынешнего поколения к условиям динамично меняющегося общества. С каким чувством Вы смотрите в будущее? (в % от общего числа ответивших на вопрос) |
Позиции ответов | 2000 | 2005 | | С надеждой и оптимизмом | 58 | 61 | | Спокойно, но без особых надежд | 22 | 19 | | С тревогой и неуверенностью | 19 | 15 | | Со страхом и отчаянием | 1 | 1 | | |
Таким образом, одной из важнейших теоретических и практических проблем высшей школы является реформирование образо-вания, создание таких его моделей, которые смогли бы, опираясь на тра-диции и опыт отечественной и мировой школы, максимально эф-фективно востребовать и транслировать духовный, человекотворческий потенциал культуры, в первую очередь отечественной. Сохранение отечественной культуры как целостного явления есть главная предпосылка и условие духовной безопасности общества, ибо лишь «куль-турное самостояние» есть залог величия народа и независимости государ-ственного бытия (И. Ильин).
| |