рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - История социальной работы

История социальной работы

Контрольная работа

По теме: История социальной работы

Витебск 2009

СОДЕРЖАНИЕ

1 Предпосылки и особенности развития на Беларуси филантропии и меценатства (конец XIX началоXX веков)

2 Система детского призрения на Беларуси в начале XX века

3 Проанализировать деятельность негосударственных учебных заведений, благотворительных обществ и союзов помощи учащихся на рубеже веков

Список использованной литературы

1 Предпосылки и особенности развития на Беларуси филантропии и меценатства (конец XIX началоXX веков)

Рассмотрим понятия благотворительность, меценатство, филантропия.

Благотворительность - в христианском понимании проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь неимущему, стремление исполнить «некоторую потребность». В древние времена религиозно-нравственная б. ограничивалась подаянием милостыни нищему, любому, кто протянет руку («слепня»). Позднее - безвозмездная материальная и иная помощь частного лица, группы лиц, благотворительных организаций и учреждений нуждающимся, в первую очередь, людям, находящимся в трудной жизненной ситуации. В России и на Беларуси XVIII - начала XX в. термины «благотворительность» и «призрение» понимались как синонимы. В самом общем виде благотворительность - оказание безвозмездной помощи. По определению Д.Берлингема, это «деятельность, посредством которой частные ресурсы добровольно распространяются их обладателями в целях содействия нуждающимся (в широком смысле слова) людям, для решения общественных проблем, а также усовершенствования условий общественной жизни».

Меценатство - один из видов благотворительности в сфере культуры. Оно имеет различные направления и вызывается неоднозначными причинами. Меценат помогает не столько человеку, сколько, если так можно выразиться, той общественной роли, которую он играет. Он поддерживает нищего гениального художника не потому, что тот беден, а из-за того, что он художник. То есть поддерживается не сам человек, а его талант; его роль в развитии культуры, науки, искусства.

Филантропия - человеколюбие, благожелательное отношение к человеку, индивидуальная благотворительность. Слово греческого происхождения (philanthropia), означающее «любовь к людям». В словарях говорится, что «филантропия» - то же самое, что благотворительность, то есть это - полные синонимы. С функциональной точки зрения с этим, пожалуй, трудно поспорить: и то, и другое проявляется как добровольное распределение частных ресурсов в интересах нуждающихся. Однако можно представить ситуацию, при которой благотворительность не являлась бы филантропией. Например, оказание безвозмездной помощи животным национального парка нельзя назвать «любовью к людям», то есть филантропией, но можно назвать благотворительностью.

Меценатство и филантропия.

На рубеже XIX - начала XX века появляются работы, посвященные исторической реконструкции благотворительной деятельности. Так, вопросы частной и общественной благотворительности нашли отражение в публикации Е.Д.Максимова.

Возникновение и развитие филантропии и меценатства на территории Беларуси было связано с расслоением общества на классы, когда появилась возможность безвозмездно отчуждать часть доходов богатых в пользу бедных. Особенности данного процесса на Беларуси: а) складывалась парадоксальная ситуация: несмотря на наличие ряда бюрократических препятствий со стороны центральных и местных органов государственного управления частная благотворительность на Беларуси продолжала успешно развиваться. Основными причинами данного явления стали, во-первых, активное участие представителей прогрессивной российской общественности в делах благотворения на Беларуси, многие из которых имели белорусские корни, во-вторых, повышение роли и значения Русской Православной Церкви; б) большое количество еврейских фамилий среди филантропов и меценатов. Данный феномен объясняется тем, что белорусские губернии длительное время входили в черту еврейской оседлости.

Традиции филантропии в России складываются во второй половине XVIII века, когда Екатерина II разрешила подданным открывать благотворительные заведения. Однако поначалу частный капитал был не настолько развит, чтобы заметно повлиять на ситуацию. Но во второй половине XIX столетия все изменилось. Началось бурное развитие промышленности и накопление капиталов. К 1890 году две трети средств, истраченных на благотворительность в России, принадлежали частным лицам, и лишь четвертая часть выделялась казной, земствами, городскими властями и церковью.

Частная благотворительность на Беларуси развивалась по разнообразным направлениям. Благотворители организовывали и финансировали различные общества и заведения, осуществляли социальный патронаж. В деле развития помощи на Беларуси большое значение имели общества врачей. Например, в декабре 1879 г. по инициативе доктора медицины С. К. Свентцицкого общество минских врачей на свои средства открыло бесплатную лечебницу для бедных больных. Лекарства выдавались бесплатно. В начале XX века усиливается внимание благотворителей к строительству и содержанию больниц.

На Беларуси во второй половине XIX века возникла проблема профессиональной подготовки детей и подростков. Так, одним из первых откликнулся князь Доминик Радзивилл: на его средства были построены два ремесленных училища. В 1914 г. на Беларуси было 55 частных учебных заведений против 33 государственных. Да и государственные учебные заведения вместе с пансионами при них могли функционировать, только основываясь на поддержке частных лиц, обществ и учреждений.

В 1856 г. в здании библиотеки Виленского университета открылся основанный Я.П. Тышкевичем Виленский музей древностей. В конце XIX века в фондах музея насчитывалось свыше 12 тыс. экспонатов, большинство из которых было из Беларуси, в том числе коллекции оружия, Слуцких поясов, гобеленов, графики, скульптуры, портретов и проч. Музей просуществовал до Первой мировой войны. В настоящее время большинство из экспонатов сохраняется в музеях Литвы, Польши и России.

На средства белорусского шляхтича Э.А. Войниловича построен Красный костел в Минске. Строительство было начато в мае 1905 г. и завершено в 1910 г. С 1908 по 1920 г. в Красном костеле находилась библиотека с большим количеством редких книг, вывезенная во время белопольской оккупации в Польшу. После Великой Отечественной войны в здании костела размещалась киностудия «Беларусьфильм», а с 1970-х гг. - Дом кино. Только в 1990 г. костел Св. Сымона и Св. Алены был возвращен Римско-католической церкви.

В городах открывались частные школы рисования, среди которых была широко известна школа Ю.М. Пэна в Витебске. Широко распространены в досоветской Беларуси и различные общественные музыкальные объединения. В Гомельской губернии, например, была хорошо известна деятельность Музыкально-драматического общества (1908-1914). К белорусским меценатам можно отнести Игната Буйницкого, который создал из крестьян ансамбль песни и пляски, получивший широкую известность в Европе. Для увечных и неизлечимо больных, находившихся под патронатом Виленского отделения Человеколюбивого общества, князь Доминик Радзивилл подарил дом в городе, а супруга бывшего генерал-губернатора Вильно Е.В. Потапова основала крупнейшее на Беларуси благотворительное общество «Доброхотная копейка». Минский градоначальник граф К.Э. Чапский создал первое на Беларуси Общество покровительства спорту, а вслед за ним и Общество защиты женщин. В Минске по инициативе и благодаря материальной поддержке графа Чапского была открыта больница для венерических больных (1898), а несколько ранее - бесплатная амбулатория для бедных и родильный приют (1895).

На Гомельщине известна благотворительная деятельность княгини Паскевич. Это помощь православным братствам, содержание приюта для девочек-сирот, приюта попечительства о бедных, богадельни для пожилых женщин и патронаж способных приютских детей с обеспечением им достойного, на европейском уровне образования и множество других добрых дел. В 1879 г. при участии И.И. Паскевич открылось Общество вспомоществования учащимся, которое материально поддерживало бедных учеников, прежде всего средних учебных заведений. В 1907 г. она подарила Гомельскому мужскому приходскому училищу здание для размещения ремесленных классов. Не была ею забыта и сельская детвора. Открыла и содержала в деревнях Гомельской и Дятловичской волостей 4 частных народных училища.

Во время Первой мировой войны И.И. Паскевич основала Патриотический благотворительный фонд в помощь фронту, построила кирпичный госпиталь для раненых солдат и сохранившуюся до сих пор двухэтажную аптеку. Гинекологическая больница с роддомом на 100 коек была построена чуть раньше (1912). Сложную медицинскую аппаратуру привезли из-за рубежа, а медицинский персонал подбирали по конкурсу. Обслуживание в этой и других, построенных на ее средства, больницах было бесплатным. Благодаря И.И. Паскевич город Гомель в 1907 г. обзавелся водопроводом.

Современные белорусские историки прославляют имя княгини Марии Магдалены Радзивилл (1861-1945). После смерти мужа 34-летняя вдова Мария Магдалена полностью посвящает себя активной филантропической деятельности. Особое внимание она уделяет детям-сиротам, открывает для них ряд приютов. На ее счету строительство и содержание бело-русскоязычных школ в Игуменском уезде, создание Обществ трезвости, денежная поддержка белорусских студентов Санкт-Петербургского, Киевского и других университетов, материальная поддержка белорусских католиков и верующих других конфессий. В 1915 г. М.М. Радзивилл была удостоена звания Почетного члена ЦК Литвы за помощь инвалидам войны. Чуть позже литовское правительство наградило Марию Магдалену Большим крестом Гедимина за благотворительную и спонсорскую деятельность.

В начале XX века частная благотворительность на первое место ставит не просто оказание материальной помощи нуждающимся, а создание условий, позволяющих вырастить физически и нравственно здоровых юношей и девушек. В деле благотворительной помощи сельскому населению бесспорное лидерство в Российской империи принадлежало Могилевской губернии.

Частная благотворительная деятельность на Беларуси в годы Первой мировой войны, вызвавшей поначалу небывалый взрыв патриотизма. В Минске, Гомеле, Витебске, во многих других больших и малых городах развертывается широкая сеть благотворительных учреждений. В Минске, например, на средства белорусских филантропов были построены лазарет императрицы Марии, собственный госпиталь императрицы Марии, Серафимовский лазарет. Государство стремилось всячески поддерживать развитие благотворительности, которой был придан статус национально значимого деяния. В ранге высочайших покровителей к этому делу были подключены члены императорской семьи. Указ от 17 мая 1897 г. давал право Императорскому человеколюбивому обществу устанавливать должности, как бесплатные, так и платные, или «классные», с предоставлением получившим прав действительной государственной службы. Продвигаясь по служебной лестнице, можно было достичь V класса, что соответствовало гражданскому чину коллежского советника или военному - полковника. Можно утверждать, что этим указом было положено начало становлению профессионального общественного призрения, или (по терминологии нашего времени) профессиональной социальной работы. Правительство императорской России активно искало и находило способы поощрять проявления филантропии, награждало благотворителей и меценатов орденами, предоставляло всевозможные льготы, производило в дворянство или в почетное гражданство, выдавало персональные пенсии или пособия. Особо заслуженные члены благотворительных обществ, их сотрудники имели право на ношение мундиров и отличительных знаков соответствующих благотворительных учреждений. К примеру, знаки жертвователей и активных деятелей Императорского человеколюбивого общества были трех видов: серебряно-вызолоченные, серебряные и бронзовые. Аналогичные нагрудные знаки Виленского православного Свято-Духовского братства стоили дороже и выдавались за особые заслуги.

Таким образом, благотворительная помощь нуждающимся по-прежнему осуществлялась, в основном, за счет личных средств представителей богатых и знатных белорусских магнатских родов Радзивиллов, Паскевичей, Хрептовичей, Сапег и др. Однако все большее значение приобретала филантропическая деятельность богатых промышленников и капиталистов, в частности, из числа еврейской предпринимательской верхушки. Заметно повысилась активность в благотворении всего населения, представителей всех сословий (от богатых крестьян до великосветских деятелей), людей среднего достатка, которые вносили в общую копилку столько, сколько это было им по силам. Частные пожертвования составляли от 50 до 100% доходной части бюджета различных благотворительных заведений и обществ.

Благотворительность в сфере образования и просвещения. В Российской империи начало XIX века в области просвещения ознаменовалось рядом либеральных реформ, продолживших организацию государственной системы начального, среднего и высшего образования объявлением (декларативно, а не фактически) школы бессословной, а также значительным общественным подъемом и участием дворянского сословия в благотворительной деятельности. Такой же подъем наблюдался и на Беларуси, где развивается, усиливается частное и общественное благотворение, приобретавшее статус высокой социальной значимости. В 1802 г. в России возникает одно из самых крупных квазигосударственных благотворительных обществ, влияние которого сопоставимо разве что с влиянием возникшего несколько ранее Мариинского ведомства, - Императорское человеколюбивое общество (ИЧО). В 1807 г. Виленский католический епископ Иоанн Непомуцен Корвин-Коссаковский (более известен в литературе того времени как «епископ Коссаковский») основал Виленское отделение ИЧО, утвержденное российским императором в 1809 г. Одной из благотворительных целей Виленского отделения ИЧО стала помощь в воспитании и обучении сирот и детей бедных родителей. Несколько особняком в силу специфики своей религиозно-этической организации находилась благотворительная деятельность в образовании масонских лож. На Беларуси с конца XVII века до запрещения их императорским указом в апреле 1822 г. насчитывалось более десятка товариществ масонов с численностью около 700 человек. Главной же целью своего движения масоны провозгласили распространение образования в народе. Известным на Беларуси масоном и благотворителем в сфере образования был Доминик Манюшко. В 1805 г. в родовом имении графа В. Тышкевича открылась Свислочская гимназия, которая вскоре получила статус губернской. Она разместилась в просторном здании, предоставленном графом, имела удобные классы, богатую библиотеку, физический и математический кабинет, а учителя располагались в удобных квартирах. Работал школьный театр. Благодаря материальной и моральной поддержке В. Тышкевича гимназия становится второй по величине академической школой на Беларуси. К концу 20-х гг. XIX века почти каждая из 40 средних школ на Беларуси имела своего почетного смотрителя.

Вторая половина XIX века в связи с демократическими реформами 60-70-х гг. отмечена в России бурным ростом благотворительной деятельности во всех сферах социальной помощи нуждающимся. Одним из выражений стремления белорусской общественности к возрождению национального самосознания, самобытной белорусской культуры и образованию стала активизация благотворительной деятельности по созданию различного рода ассоциаций и обществ вспомоществования нуждающимся учащимся различных учебных заведений, в первую очередь средних. Эти благотворительные организации стали появляться на Беларуси повсеместно: как в губернских городах, так и в самом отдаленном, глухом уезде. Общества вспомоществования выдавали «недостаточным» учащимся денежные пособия, вносили плату за обучение, содержали при школах и училищах столовые, где кормили бесплатно или за умеренную цену, снабжали одеждой, книгами, обувью и т.д. Иногда общества объединялись в ассоциации с довольно сложной структурой, имели постоянно действующие комиссии: по распределению средств, организации оздоровления детей, кружков, спортивных площадок, концертов и т.д. Средства на свою деятельность они получали в основном за счет сбора пожертвований с населения, членских взносов, благотворительных мероприятий и т.п. Время от времени общества вспомоществования получали незначительные дотации от городских властей. Действовали на основании уставов, утвержденных Министерством народного просвещения, и распоряжений избираемого ими правления или совета. В начале XX века на Беларуси действовало 31 общество. Общества вспомоществования учащимся были практически при всех крупных учебных заведениях, мужских и женских гимназиях. Первое на Беларуси общество помощи учащимся было образовано в Минске в 1875 г. Из сословных благотворительных обществ помощи учащимся отметим единственное в своем роде на Беларуси Общество дворян Чериковского уезда для вспомоществования нуждающимся детям потомственных дворян (1899), которое оказывало помощь всем нуждающимся детям потомственных дворян г. Черикова и его окрестностей, где бы они не учились.

На Беларуси работали разнообразные общества и организации, которые оказывали учащимся какой-либо один из видов помощи: открывали и содержали общежития, дешевые квартиры с оказанием разнообразной материальной (натуральной или денежной) помощи проживающим в них учащимся или без таковой, столовые, в которых дети питались бесплатно или за умеренную плату.

В XIX веке, особенно во второй его половине, в деле развития бесплатного и «дешевого» образования ведущей становится помощь нуждающимся детям со стороны общественных благотворительных организаций и частных лиц, многие из которых открывали и содержали свои учебные заведения.

Таким образом, сферой вложения средств и энергии для предпринимателей XIX века стало искусство. Казалось бы, бизнес и культура - два полюса, между которыми нет ничего общего. Однако именно феномен меценатства определял тогда культурный процесс. Трудно представить себе, как развивалась бы живопись, опера, театр, не будь Морозова, Мамонтова, Станиславского, Третьякова и еще многих купцов-любителей, страстно увлеченных искусством. Век XIX - воистину "золотой век" благотворительности. Именно в это время появился тот класс людей, который, с одной стороны, обладал необходимым для филантропической деятельности капиталом и, с другой, был восприимчив к самой идее милосердия. Речь идет о купечестве, усилиями которого была создана обширная и надежная система благотворительности.

Век ХХ стал роковым и для филантропической идеи. Солженицын в "Архипелаге ГУЛАГ" писал: "И куда же делась эта русская доброта? Ее заменила сознательность". После революции бывшие нищие и бывшие меценаты оказались в одной лодке, и благотворительность исчезла как понятие. Филантропические организации были упразднены - светскую благотворительность ликвидировали в 1923 году.

2 Система детского призрения на Беларуси в начале XX века

Зависимость белорусских благотворительных обществ, филантропов и меценатов от российской бюрократии проявлялась в том, что на Беларуси дольше, чем в центральных губерниях империи, сохранялись правила регистрации благотворительных обществ только с «высочайшего позволения», а затем, после введения новых «упрощенных» правил, осуществлялся более строгий надзор за их выполнением. Губернаторам лично предписывалось регулярно проверять ведение канцелярских и иных дел обществ. Средства обществ составлялись обычно из пожертвований (иногда - до 90%), членских взносов, временных или постоянных субсидий от различных государственных и иных учреждений, органов городского (а позднее и земского) самоуправления, доходов от спектаклей, концертов и других «увеселительных мероприятий», иногда - лотерей и т.д.

Благотворительные заведения, оказывающие помощь детям, условно делились на три подгруппы: 1) заведения для призрения и воспитания несовершеннолетних (воспитательные и сиротские дома, приюты, ясли и ясли-приюты, приюты исправительно-воспитательные, приюты для детей-калек, слабоумных и паралитиков, земледельческие колонии и т.д.);

2) заведения дешевого и бесплатного обучения (общеобразовательные школы и училища, приготовительные классы, училища ремесленные, профессиональные, рукодельные, технические, рисовальные, врачебные для глухонемых, слепых и т.д.); 3) заведения лечебной помощи детям (больницы общие, специальные и санатории, лечебницы и амбулатории)». В 1899 г. на Беларуси было 66 благотворительных заведений для детей, из них: призрения и воспитания детей - 36, общего и специального бесплатного и дешевого обучения - 29, лечебной помощи - 1. К 1903 г. их количество выросло до 110 и продолжало примерно в том же соотношении быстро увеличиваться.

На территории проживания этнических белорусов первый воспитательный дом («Иисуса Младенца») основала княгиня Огинская в 1791 г. в Вильно. Впоследствии она передала его в ведение Приказа общественного призрения. При воспитательном доме работали общеобразовательная школа, сапожная и столярная мастерские. Воспитательные дома, которые были организованы первоначально почти в каждом губернском городе из-за высокой смертности приносимых туда младенцев вскоре были преобразованы в детские приюты, куда принимались дети с 3-7-летнего возраста. Решение проблемы детского призрения искали в развитии городского и сельского патроната. Белорусские воспитательные дома, выдержав у себя малюток на искусственном кормлении (кормилицы были редкостью) от двух недель до месяца, передавали их на вскармливание и воспитание в семьи мещан, ремесленников и крестьян за определенную плату. В Вильно и Минске подросших подкидышей обучали и воспитывали по передовым методикам того времени. С 7 лет дети обучались грамоте по программам начальной школы, с 13-14 - различным ремеслам: сапожному, швейному, столярному, переплетному и типографскому. По конкурсу привлекались высококлассные, хорошо оплачиваемые мастера и опытные педагоги. Мастерские при воспитательных домах изготавливали изделия в основном на продажу, а вырученные деньги расходовались на улучшение условий жизни воспитанников. С 1913 г. свои отделения в белорусских губерниях начинает открывать Всероссийское попечительство об охране материнства и детства, призванное распространять знания по уходу за младенцами и бороться с детской смертностью, а также инфатицидом и подкидыванием младенцев. В 1915-1916 гг. были учреждены консультации для грудных детей в Витебске, Минске, Гомеле. В 1916 г. в Гомеле была открыта «Капля молока», снабжавшая стерильным молоком 200 детей, матери которых не могли кормить их грудью.

В числе первых городов, в которых открылись детские приюты, были Витебск, Вильно, Дрисса, Минск, Могилев. К 1903 г. на Беларуси было 29 таких детских заведений. Дети принимались в приюты по решению Опекунского совета. Кроме приютов Мариинского ведомства, существовали приюты, подведомственные Министерству внутренних дел (приюты приходских попечительств и братств; иностранные и иноверческие; благотворительных обществ и частных лиц), а также приюты, подведомственные Императорскому человеколюбивому обществу, приюты духовного и военного ведомств. Каждый приют имел свой устав и руководствовался Положением о детских приютах Комитета главного попечительства детских приютов Мариинского ведомства. Положение было впервые издано в 1839 г. и затем неоднократно переиздавалось с изменениями и дополнениями. Детские приюты, как и большинство других благотворительных заведений, были переполнены, постоянно испытывали недостаток средств и поддерживали свое существование в основном за счет коробочных (кружечных) сборов и пожертвований филантропов. Дотации государственных и муниципальных органов, а позднее и земств, были весьма незначительны.

Одним из первых в белорусских губерниях бесплатных детских дошкольных учреждений стал открытый на частные пожертвования в 1895 г. госпожой Н.И. Оржевской в деревне В. Пушкиной близ Вильно дневной приют «Ясли» для детей работниц из города, переданный вскоре в ведение «Доброхотной копейки». В течение 270 дней в году там призревались мальчики и девочки в возрасте 1-7 лет христианского вероисповедания. Было организовано регулярное бесплатное питание, выдавались одежда, обувь, прививались правила гигиены и т.д. Детей обучали чтению, пению и рукоделию. Сельские детские учреждения были чаще разновидностью яслей-приютов смешанного типа для детей дошкольного возраста, сочетали в себе черты и яслей, и приютов, и очагов для детей. Функционировали они, как правило, 2-3 месяца во время летних работ и размещались обычно в сельских школах. В 1900-е гг. начинают открываться первые дошкольные благотворительные учреждения в Минске, где начал работать Народный детский сад с полным бесплатным обеспечением детей рабочих. В отличие от яслей-приютов народные детские сады работали не более 6 часов в день (обычно до 3-х часов дня). Участие богатых филантропов в открытии и содержании детских дошкольных учреждений того времени было определяющим условием их существования.

Во время Первой мировой войны Минское общество помощи жертвам, потерпевшим от войны, организовало дошкольные приюты в Минске (1915) и в Новинках (1916). Вся работа в них велась на белорусском языке. Еврейское общество с аналогичным названием открыло два благотворительных учреждения для детей дошкольного возраста: детский приют (1914) и сиротский дом (1915), в которых находились на бесплатном содержании дети от одного до восьми лет. Польское общество помощи жертвам войны содержало в Минске детский дошкольный приют.

Таким образом, решающее значение в организации помощи нуждающимся, становлении системы социальной работы с детьми во второй половине XIX - начале XX века имели благотворительные общества и частные предприниматели, которые оказывали помощь детям как в «открытых», так и в «закрытых» формах, открывали и содержали воспитательные дома, детские приюты, «ясли», колонии и т.д. Последняя четверть XIX века стала началом становления общественного дошкольного воспитания.

Проблемы социальной помощи детям-инвалидам с физическими и умственными недостатками (слепым, глухим, инвалидам с нарушением опорно-двигательного аппарата, слабоумным и т.д.) и включение «убогих» в нормальную жизнь общества всегда были предметом внимания деятелей благотворения и передовой общественности. Беларусь в этом процессе не являлась исключением. Научный подход к объяснению различных аномалий в развитии человека в противовес религиозному догмату - «наказание за грехи», а вместе с тем и усиление внимания общественности к вопросам социальной помощи аномальным детям были связаны с возникновением и развитием в Европе университетского образования, деятельностью естественных и медицинских факультетов, на которых, как известно, училось немало белорусов. Религиозная благотворительность была основной формой оказания социальной помощи больным и инвалидам на протяжении многих веков и потеряла свое ведущее значение лишь в XIX веке, вытесненная светскими общественными и государственными институтами. На белорусских землях была широко известна деятельность рахитов и бонифратров (братьев милосердия). Одновременно на Беларуси распространялись и научные идеи помощи аномальным детям. Основанный в 1579 г. Виленский университет проделал значительную работу по исследованию различных аномалий в развитии человека. Его ученые исследовали обширный спектр патологических изменений: от вопросов оториноларингологии до проблем офтальмологии. В Виленском университете разрабатывались и проблемы лечения заболеваний органов опоры и движения (болезни позвоночника, водянки суставов, воспаление спинного мозга и т.д.). Там же находилась ценная анатомическая коллекция. По мере появления на Беларуси приказов общественного призрения дело социальной помощи нуждающимся все более переходило в их ведение. Сначала здесь появляются государственные больницы, госпитали, аптеки, воспитательные и сиротские дома, в Вильно в конце XVIII века, а в Могилеве с 1810 г. - дома для умалишенных. В XVIII-XIX вв. на средства частных лиц, благотворительных обществ, органов городского, а позднее и земского самоуправления в губернских и уездных городах Беларуси широко начинают распространяться учреждения социальной помощи, открываться спецприюты для детей-инвалидов, больницы, школы и училища. К началу XX века на Беларуси действовали 83 благотворительных общества, связанных с охраной здоровья неимущего населения. Активно действовали в сфере благотворения общества белорусских врачей. В 1892 г. состоялся 1-й съезд врачей Северо-Западного края, на котором основное место заняло рассмотрение вопросов медико-социальной помощи населению. Большим размахом и эффективностью в медико-социальной помощи населению отличалась деятельность на Беларуси российских квазигосударственных обществ - Ведомства учреждений императрицы Марии и Российского общества Красного Креста, а также Общества борьбы с заразными болезнями, Всероссийской лиги борьбы с туберкулезом, Российского Общества защиты женщин. Особенно быстро прогрессировало призрение слепых детей. Этому способствовала активная деятельность в белорусских губерниях Мариинского попечительства о слепых. Одним из первых его шагов стало проведение в 1886 г. с помощью волостных правлений и уездной полиции переписи слепых в стране. Могилевская же губерния замыкала десятку самых неблагоприятных в Российской империи губерний. Число слепых в ней составляло 30,4% от их общего количества на Беларуси. Структура Мариинского попечительства о слепых включала в себя училища для слепых, заведения для обучения взрослых, приюты для малолетних слепых, общежития для слепых работников и работниц, убежища для престарелых. В 1892 г. по инициативе попечительства были созданы летучие отряды врачей-окулистов. С 1893 по 1915 г. в белорусских губерниях работали 70 таких отрядов. Они организовывали лечение трахомы, вели просветительскую работу, обучали местных врачей, открывали глазные пункты. Из глазных лечебниц одной из самых известных на Беларуси стала лечебница с амбулаторией Виленского отделения Попечительства о слепых, открытая в 1900 г. Лечение и содержание в ней больных в основном было бесплатным. Расходы покрывались за счет пожертвований частных лиц и пособий от различных городских учреждений. Делались попытки организовать постоянную офтальмологическую помощь населению. В 1906 г. Могилевское губернское земство ввело должность губернского окулиста. В 1897 г. Попечительство о слепых имело на территории Российской империи 23 училища для детей и взрослых-инвалидов по зрению, большая часть из которых находилась в провинции. Количество училищ осталось неизменным до 1917 г. В досоветской Беларуси было лишь одно училище для слепых детей. 28 сентября 1897 г. в Минске его открыло местное отделение Попечительства о слепых Мариинского ведомства.

По ряду причин в западных губерниях организация профессиональной помощи глухонемым началась раньше, чем в центральных губерниях. Тогда же оформилась и закрепилась профессия учителя, занимающегося только с глухонемыми учениками. Открытие школы глухонемых в Вильно затянулось по финансовым причинам. В 1820 г. Виленский университет направил студента III курса факультета моральных и политических наук К. Молоховца для стажировки на звание учителя в Варшавский институт глухонемых.

К. Молоховец при поддержке университета открыл школу для приходящих глухонемых у себя на квартире. 1823 год - . с полным основанием можно считать годом появления в белорусских губерниях первой специальной школы для глухонемых детей. Она работала в течение 20 лет. Попытки Попечительства о глухонемых открыть спецшколы при монастырях Минской епархии успеха не имели, несмотря на то, что была высказана готовность подготовить для них специалистов-сурдопедагогов. В 1914-1917 гг. с особой остротой встал вопрос о введении в Российской империи по образцу западноевропейских стран обязательного обучения всех глухонемых школьного возраста (8-16 лет). Разрабатывались системы специальной статистики глухонемых, ставились вопросы о пересмотре уголовных и гражданских законов о глухонемых, об их государственном обучении при сохранении и развитии заботы со стороны местных органов городского и земского самоуправления. К сожалению, все это мало затрагивало Северо-Западный край.

До второй половины XIX века на территории Беларуси из гуманных соображений детьми занимались, в основном, частные лица (врачи, священники, педагоги, филантропы, общественные деятели). В Российской империи конца XIX - начала XX века призрение лиц с нарушением психики осуществлялось в закрытых заведениях для умалишенных и через свободное призрение (колонии для душевнобольных и семейное призрение). В соответствии с указами от 15 июля 1875 г. и 16 мая 1889 г. Сенат передавал вопросы освидетельствования душевнобольных в ведение губернаторов.

В 1810 г. в Могилеве открылся первый на территории Беларуси дом умалишенных, в 1852 г. начали свою работу дома умалишенных в Витебске, Гродно и Минске. Специальных заведений для слабоумных детей на Беларуси не существовало.

Обычно дети с нарушением психики призревались наряду с другими категориями душевнобольных стационарно и амбулаторно в заведениях больничного типа на средства приказов общественного призрения и частные пожертвования. Однако это были весьма незначительные средства. К концу столетия дома для умалишенных действовали во всех пяти белорусских губерниях. Однако количество мест в них едва достигало 110.

Таким образом, медико-социальная помощь аномальным детям на Беларуси, как и во многих других странах, на протяжении столетий развивалась в рамках конфессионального призрения и частной благотворительности. До второй половины XIX века она не выделялась в отдельную форму социальной помощи. Главными субъектами призрения больных детей были монастыри со шпиталями и аптеками при них, народные целители, поддерживаемые белорусской знатью.

3 Проанализировать деятельность негосударственных учебных заведений, благотворительных обществ и союзов помощи учащихся на рубеже веков

Общественная и частная помощь детям в получении образования существовала на территории Беларуси с давних времен, поддерживалась христианством и распространялась, в основном, на сирот и детей из бедных семей. Благотворительностью в образовании до конца XVIII века почти исключительно занимались различные конфессиональные организации: православные братства, монастыри, представители знатных белорусских магнатских родов.

В Беларуси создавались множество разнообразных негосударственных благотворительных учреждений, в основном небольших, с очень узкой спецификой, например, "Общество для устройства убежищ для старых и неизлечимых женщин-медиков на Знаменке" или "Московское общество улучшения участи женщин для защиты и помощи впавшим в разврат".

При правлении, жены Павла I, Марии Федоровны происходят серьезные изменения в системе воспитательных учреждений: открытие училищ благородных девиц, создание первого губернского женского института в Харькове (1817 г.), опытных воспитательных домов для глухонемых и слепых детей (1806 г.), военно-сиротское отделение Воспитательного дома (1807 г.), училища для солдатских дочерей и детей нижних чинов морского ведомства. Она возглавила «Воспитательное общество благородных девиц», основала в 1797 г. Мариинское ведомство, целью которого было благотворительная помощь нуждающимся и сохранение особых прав высших сословий русского общества. Значительным шагом в развитие благотворительности, было создание императрицей вдовьих домов - богаделен для вдов военных и гражданских лиц, которые просуществовали до 1917 года.

В XIX веке в деле развития бесплатного и «дешевого» образования ведущей становится помощь нуждающимся детям со стороны общественных благотворительных организаций и частных лиц, многие из которых открывали и содержали свои учебные заведения. На фоне незначительной поддержки государства в этой сфере им принадлежит главная роль.

Во второй половине XIX века развитию активности белорусской общественности, ее благотворительной деятельности в сфере образования препятствует реакционная политика российского императорского правительства, направленная на сдерживание проявлений национального самосознания, роста числа белорусской интеллигенции, закрытие на Беларуси лучших учебных заведений. Эти негативные явления частично сглаживались братской помощью представителей передовой российской общественности, активной деятельностью в белорусских губерниях российских благотворительных обществ и частных благотворителей.

При каждой больнице, при каждой гимназии возникало попечительское общество, которое собирало средства на различные нужды. За счет таких средств, например, дети, отлично успевающие, но из бедных семей могли учиться в гимназии бесплатно. В попечительские общества входили как очень обеспеченные люди (Солдатенков, например, завещал на больницу два миллиона рублей), так и люди небогатые - они платили ежегодные взносы от рубля и выше. Никакого платного штата в обществах не было, только казначей получал скромную зарплату (20-30 рублей), все остальные работали на общественных началах. Интеллигенция, у которой, как правило, не было свободных денег, участвовала в благотворительности на свой лад. Некоторые врачи давали раз в неделю бесплатные консультации или работали определенные дни на общественных началах в лечебницах. В образовательных обществах многие ученые читали бесплатные лекции.

Были и так называемые территориальные благотворительные общества. Москва, например, делилась на 28 участков. Во главе каждого из них стоял совет, ответственный за сбор денег. Члены совета обследовали свой район, выискивали нуждающиеся семьи, помогали им. В этой работе принимали активное участие студенты.

Кроме обществ вспомоществования учащимся, которые оказывали комплексную помощь своим подопечным, на Беларуси работали разнообразные общества и организации, которые оказывали учащимся какой-либо один из видов помощи: открывали и содержали общежития, дешевые квартиры с оказанием разнообразной (натуральной или денежной) помощи проживающим в них учащимся или без таковой, столовые, в которых дети питались бесплатно или за умеренную плату. Обществ, организованных специально для учащихся, было много. Общежития были открыты в Вильно, Барановичах, Гомеле, Слуцке, Витебске и в ряде других городов Беларуси.

Различные благотворительные общества и частные лица открывали и содержали свои учебные заведения. Ведомству учреждений императрицы Марии в Виленском учебном округе принадлежало 8 учебных заведений.

К 1900 году на Беларуси действовали 29 общеобразовательных и специальных учебных заведений с бесплатным или за отдельную плату обучением. Из них 13 находись в губернских городах, 16 - в уездах.

В 1914 году на Беларуси было 88 средних учебных заведений: 33 государственные средние школы разных ведомств и 55 частных полных и неполных средних школ. К 1917 году количество благотворительных учебных заведений утроилось (за счет числа женских учебных заведений).

Отсутствие достаточного количества государственных школ вело к распространению частного домашнего обучения, которое в отдельных районах Беларуси посещали до 50 % детей школьного возраста. Одно из таких учреждений на хуторе Смолярня и в деревне Сани Минской губернии - основал Я. Колас.

Стали образовываться родительские комитеты, боровшиеся за снятие бюрократических препятствий в обучении. Немаловажное значение в этом движении имела деятельность таких выдающихся представителей белорусской культуры, как Я. Купала, Я Колас, А. М. Богдановичи, Цетка, Н. Никифоровский.

Активизируется социальная деятельность различных политических партий и организаций, требовавших снабжение «бедных» детей пищей, одеждой и учебными пособиями за счет государства, решения вопроса о введении всеобщего начального образования.

Вопросы развития общественной и частной благотворительности в образовании, социальной работы в школе были предметом пристального внимания губернских и уездных земских собраний и совещаний, учительских съездов, съездов представителей технического и профессионального образования.

За годы Советской власти общеобразовательная школа внесла неоценимый вклад в воспитание у всех поколений советских людей коммунистической идейной убежденности, высоких чувств советского патриотизма и пролетарского интернационализма, готовности к труду и защите завоеваний социалистической Родины. Неразрывна связь школы с жизнью, с великими свершениями советского общества, с самоотверженным трудом народа по выполнению исторических решений.

Общеобразовательная школа являлась подлинно общенародной, последовательно осуществляющей ленинские принципы единой, трудовой, политехнической школы.

Негосударственный сектор высшего образования получил наиболее интенсивное развитие в период с 1991 по 1994 гг. Этот процесс был вызван сокращением потенциальных возможностей трудоустройства молодежи, а также недостаточным приемом в вузы государственного сектора вообще, особенно по престижным специальностям.

Первый негосударственный вуз назывался «Институт современных знаний» осуществлял подготовку специалистов как в достаточно традиционных областях (юриспруденция и экономика), так и в новых (маркетинг, менеджмент), а также в таких, которые не укладывались в рамки регламентирующих документов, например: продюсеров, бизнес-переводчиков и некоторых других. В это время был осуществлен на практике гендерный подход к образованию в женском негосударственном институте «ЭНВИЛА». Другое направление было связано с созданием экспериментальной элитарной модели, интегрированной в международное пространство (Европейский гуманитарный университет).

В 1997 году Советом Министров Республики Беларусь было принято Постановление «О порядке организации и регулировании деятельности негосударственных учебных заведений». Был разработан и утвержден ряд документов, регламентирующих деятельность негосударственных вузов.

Среди негосударственных отечественных организаций помощи детям - Белорусский детский фонд, Фонд «Детям Чернобыля», Фонд социальной помощи детям-сиротам «Надзея», Фонд социальной поддержки детей и подростков. На начало 2000 года в Минюсте их было зарегистрировано более пятидесяти. Оказывают помощь белорусским детям и международные благотворительные организации, среди них: Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Всемирная Организация Здравоохранения, православные братства, «Забота о детях». Реализуется национальная программа «Дети Беларуси».

За последние десять лет обновлено содержание образования, созданы новые учебники и учебные пособия, повысился уровень обучения и воспитания детей. Растет участие учеников и студентов в общественно полезном, производительном труде. Улучшается материально - техническое оснащение учебных заведений, учебных кабинетов, мастерских и учебно-производственных комбинатов.

Итак, можно выделить три пункта, по которые отличали деятельность негосударственных учебных заведений, благотворительных обществ и союзов помощи учащихся на рубеже веков.

XIX век

XX век

1

Образованием занимались различные конфессиональные организации: православные братства, монастыри, представители знатных белорусских магнатских родов.

Отсутствие достаточного количества госуд. школ =» распространение частного домашнего обучения =» образование родительских комитетов.

2

Закладывались основы государственного и общественного призрения.

Передача функций общественного призрения благотворительным организациям и органам местного самоуправления.

3

Закрытие на Беларуси лучших учебных заведений.

Открытие на Беларуси новых учебных заведений различной специализации, а также помощь учащимся.

Список использованной литературы

1.Венгер, Ю. История отечественной и зарубежной социальной работы: учебно-методический комплекс / Ю.И. Венгер. - Витебск: УО «ВГУ им. П.М. Машерова», 2005. - 107 с.

2. Григорьев, А. Социальная работа на Беларуси: история, опыт, проблемы / А.Д. Григорьев. - Мн.: Дизайн ПРО, 2000. - 240 с.

3. Григорьев, А. Очерки истории социальной работы на Беларуси. / А.Д. Григорьев. - Мн.: Дизайн ПРО, 1998. - 222 с.

4. Кунгурова, Н. Социальная работа. / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. - Мн.: МФЦП, 2007. - 448 с.

5. Павленок, П. Основы социальной работы: учебник. / П.Д. Павленок. - М.: ИНФРА, 1999, 368 с.

6. Славутыя імёны Бацькаўшчыны. / - Мн., 2003. - 230 с.

7. Система образования Республики Беларусь в цифрах 1940-2000 годы (статистический сборник) / Под ред. Листопада Н.И. - Мн.: ГИАЦ Министерства образования, 2001- 58 с.

8. Тетерский, С. Введение в социальную работу: учебное пособие. / С. В. Тетерский. - М.: Академический Проект, 2000. - 496 с.

9. Теория социальной работы: учебник. / Под. ред. Проф. Холостовой. - М.: Юристь, 1999. - 334 с.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты