НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Девиантное поведение подростков
Девиантное поведение подростков
2 ФИЛИАЛ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ “СИБИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ” в г. УСТЬ-ИЛИМСКЕ Кафедра гуманитарных и общих естественнонаучных дисциплин. Курсовая работа на тему: ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ ПОДРОСТКОВ Выполнил: Ф.И.О. Белая Мария Александровна студентка группы 072 Проверил: Ф.И.О. Савинов Л.В., к. полит. н., доцент г. Усть-Илимск 2008 СОДЕРЖАНИЕВВЕДЕНИЕI Глава. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии1.1. Формы проявления нарушений поведения1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростковII Глава. Девиантное поведение и личность2.1. Девиантные явления в жизни подростка2.2. Личная характеристика «трудного» подросткаIII Глава. Анализ девиантного поведение подростков в Усть-Илимском районеЗАКЛЮЧЕНИЕСПИСОК ЛИТЕРАТУРЫПРИЛОЖЕНИЕВВЕДЕНИЕПодростковый возраст - это время становления характера. Именно в этот период влияние среды, ближайшего окружения оказывается с огромной силой. Поведение подростка - внешнее проявление сложного процесса становления его характера. Серьезные нарушения поведения нередко связанные с отклонениями в этом процессе. Нередко эмоциональное развитие детей бывает нарушенным, а их поведение трудным. В этой связи довольно часто возникают осложнения психологического развития. Большая часть этих осложнений является лишь отклонением то нормы, а не симптомом психологического заболевания. В этой литературе о переходном возрасте подростков часто фигурирует понятие «трудный». Проблема «трудных» подростков - одна из центральных психолого-педагогических проблем. Ведь если бы не было трудностей в воспитании подрастающего поколения, то потребность общества в возрастной педагогической психологии и частных методиках просто отпала бы. Актуальность исследования. Большая общественная важность обсуждаемой проблемы становится особенно очевидной в период построения демократического государства. Непростое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит к трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно в этот период подрастающему поколению. Среди молодежи усилился нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым поведение, чаще и в крайних формах стали провялятся жестокость и агрессивность. Резко возросла преступность среди молодежи. 70% преступлений совершается лицами до 30 лет. Среди них выделяются подростки. Рост подростковой преступности увеличивается темпами роста правонарушений в других группах. Причем появляются все новые виды отклоняющегося поведения. Подростки участвуют в военизированных формированиях политических организаций экстремистов, в рэкете, сотрудничают с мафией, занимаются проституцией и сутенерством, совершают экономические преступления. Корректирование отклоняющегося поведения современного «трудного» подростка возможно. Необходимо разбираться не только в сущности происходящих общественных процессов, но и знать норму и патологического поведения, психологические факторы трудновоспитуемости, формы проявлений нарушения поведения возрастные особенности психики, основные причины появления «трудных» детей и подростков. Объект - девиация в жизни подростка. Предмет - подростки с отклоняющимся поведением. Целью данной работы является рассмотрение социо-психологического аспекта причин «отклоняющегося поведения» подростков. Задачи: 1. Выявить, как проявляются нарушения поведения у подростков. 2. Определить психологические факторы трудновоспитуемости подростков. 3. Выявить, как проявляется девиация в жизни подростка. 4. Определить, какая связь между девиантным поведением и личностью подростка. Методы: 1. Сбор необходимой литературы. 2. Изучение литературы. 3. Описание. 4. Анализ. I. Проблема девиантного и делинквентного поведения подростков в психологии. 1.1. Формы проявления нарушений поведения. Оценка любого поведения всегда подразумевает его сравнение с какой-то нормой, проблемное поведение часто называют девиантным, отклоняющимся. Девиантное поведение - это система поступков, отклоняющихся от общепринятой или подразумеваемой нормы (психическое здоровье, права, культура, мораль). Девиантное поведение подразделяется на две большие категории. Во-первых, это поведение, отклоняющееся от норм психического здоровья, подразумевающее наличие явной или скрытой психопатологии. Во-вторых, это поведение антисоциальное, нарушающее какие-то социальные и культурные нормы, особенно правовые. Когда такие поступки сравнительно незначительны их называют правонарушениями, а когда серьёзны и наказываются в уголовном порядке - преступлениями. Соответственно говорят о делинквентном (противоправном) и криминальном (преступном) поведении.[3] Делинквентность обычно начинается со школьных прогулов и приобщения к асоциальной группе сверстников. За этим следует мелкое хулиганство, издевательство над младшими и слабыми, отнимание мелких карманных денег у малышей, угон (с целью покататься) велосипедов и мотоциклов. Реже встречаются мошенничество и мелкие спекулятивные сделки, вызывающее поведение в общественных местах. К этому могут присоединиться «домашние кражи» небольших сумм денег. Все эти действия в несовершеннолетнем возрасте не являются поводом для наказания в соответствии с УК. Однако подростки могут проявлять большую делинквентную активность и тем причинять много беспокойства. Обычно именно делинквентность служит наиболее частой причиной для разбирательств в комиссиях по делам несовершеннолетних. Юношеский возраст вообще и ранняя юность в особенности представляют собой группу риска. Во-первых, сказываются внутренние трудности переходного возраста, начиная с психогормональных процессов и кончая перестройкой Я-концепции. Во-вторых, пограничность и неопределённость социального положения подростков. В-третьих, противоречия, обусловленные перестройкой механизмов социального контроля: детские формы контроля уже не действуют, а взрослые способы, предполагающие дисциплину и самоконтроль ещё не сложились или не окрепли. Подростковая делинквентность в подавляющем большинстве имеет чисто социальные причины-недостатки воспитания прежде всего. От 30 до 85% делинквентнтных подростков вырастают в неполной семье, т.е. без отца, или в семье деформированной - с недавно появившимся отчимом, реже, с мачехой. Росту делинквентности среди подростков сопутствуют социальные потрясения, влекущие безотцовщину и лишающие семейной опеки. [7] Делинквентность далеко не всегда связана с аномалиями характера, с психопатологиями. Однако при некоторых из этих аномалий, включая крайние варианты нормы в виде акцентуаций характера, имеется меньшая устойчивость в отношении неблагоприятного воздействия непосредственного окружения, большая податливость пагубным влияниям. [6] Появление социально неодобряемых форм поведения говорят о состоянии, называемом социальной дезадаптацией. Как бы ни были разнообразны эти формы, они почти всегда характеризуются плохими отношениями с другими детьми, которые проявляются в драках, ссорах, или, например, агрессивностью, демонстративным неповиновением, разрушительными действиями или лживостью. Они также могут включать антиобщественные поступки, такие, как воровство, прогулы школы и поджоги. Между этими различными формами поведения существуют важные связи. Они проявляются в том, что те дети, которые в раннем школьном возрасте были агрессивными и задиристыми, став старше, с большей вероятностью станут проявлять склонность к асоциальному поведению. Синдром социальной дезадаптации гораздо чаще встречается среди мальчиков. Что отчётливо проявляется в случаях антиобщественных поступков. Подросткам с так называемыми социализированными формами антиобщественного поведения не характерны эмоциональные расстройства и, более того, они легко приспосабливаются к социальным нормам, внутри тех антиобщественных групп друзей чем родственников, к которым принадлежат. Такие дети часто происходят из больших семей, где применяются неадекватные меры воспитания и где антиобщественные формы поведения усваиваются из непосредственного семейного окружения. Наоборот, плохо социализированный, агрессивный ребёнок находится в очень плохих отношениях с другими детьми и со своей семьёй. Негативизм, агрессивность, дерзость и мстительность - вот основные черты его характера.[10] Все формы отклоняющего поведения закономерно приводят к нарушению законодательных норм. Выход за рамки социальных правил, сопровождающийся необычайной жестокостью, всегда подозрителен как возможная психическая аномалия. Девиантные и делинквентные формы поведения - это приспособление к социальным и психологическим реалиям отрочества и юности, хотя и осуждаемое обществом за свой экстремизм. [5] 1.2. Психологические факторы трудновоспитуемости подростков. Многие причины, порождающие нарушение норм поведения подростков, удаётся выявить и своевременно устранить. Вместе с тем среди факторов девиантного поведения обнаруживаются такие, для предупреждения и устранения которых ещё не найдены действенные средства. В полной мере к этой категории могут быть отнесены факторы психолого-педагогического характера. Так, всё чаще при выяснении причин и условий нарушения подростками норм и правил поведения мы обращаемся к анализу психологического климата семьи, эмоционально- психологических отношений подростка со сверстниками и взрослыми. Отклоняющее поведение нередко объясняют тем, что ребёнок, подросток или юноша не может правомерными средствами удовлетворить свои социально-психологические потребности в признании, доверии, самоутверждении. Значительная часть нарушений дисциплины совершается подростками в состоянии сниженного уровня психологической деятельности или в пограничном между нормой и патологией состоянии. Поэтому предупреждение и преодоление трудностей в воспитании учащихся подростков зависит от правильности и полноты определения факторов, порождающих и обуславливающих девиации. Отечественные психологи и многие современные зарубежные учёные отрицают решающее влияние на поведение «трудных» детей генетического фактора, наследственной отягощённости их сознания и действий. Природные предпосылки определённых особенностей психики, конечно, имеются. Претерпевая качественныё изменения, действуют они не прямо, а через специальные факторы. Формирование преступных тенденций большинством авторов принято рассматривать как процесс взаимодействия биологических и социальных причин. Социальное влияние (Внутрисемейные конфликты, воздействие примера подростковых групп, информационный климат, преобладание определённых ценностей в обществе и т.д.) выступает в качестве патогенного внешнего фактора, воздействию которого подвергаются все без исключения подростки, а болезненным психическим аномалиям отводится роль либо катализатора антиобщественных и антинравственных идей, либо фактора снижения компенсаторных возможностей личности в её противостоянии чуждому влиянию. [8] Основные причины трудностей подростков: в неправильных отношениях в семье, в просчётах школы, изоляция от сверстников, в средовой дезадаптации вообще, стремлении утвердить себя любым способом и в любой малой группе. Часто действует совокупность, комплекс всех этих причин. Нарушения поведения и эмоционально-волевой сферы детей, подростков, молодёжи не наследуется. Исключения связаны с редким рядом заболеваний, обусловленных умственной отсталостью. [9] Ещё одна из причин девиаций - возрастные особенности психики подростка. Для психического развития характерны возрастные кризисы. При их воспитательным воздействиям взрослых, возникновении ребёнок начинает сопротивляться воспитательным воздействиям взрослых, конфликтовать с ними, грубо и непослушно себя вести. Л.С. Выготский говорил о кризисах новорождённого, 1 года, 3,7,13 и 17 лет. Подростковый возраст многие психологи считают критическим на всём протяжении. Психические нарушения имеют определённыё этапы развития, проходя через которые они достигают наибольшей степени выраженности. Во время подросткового кризиса скорость этого болезненного цикла увеличивается, в результате чего какой-то из этапов может быть либо очень коротким, либо не обнаруживаться вообще. Поэтому очень часто патологическая жестокость подростка является для его близких, знакомых, сверстников и очевидцев совершенно неожиданной, ничем не объяснимой. Ускорение Биологических и психологических процессов в период кризиса приводит к тому, что отклонение в поведении возникают как бы внезапно. Так у вполне благополучного подростка неожиданно для окружающих вдруг появляется эмоциональная чёрствость, жестокость, склонность к агрессии, насилию. [11] Период взросления, сам по себе не является болезнью, но может спровоцировать возникновение глубоких психологических проблем. Подростковый кризис понимается как состояние, в котором могут возникать «искажения отношений подростка с действительностью» (H.Remschmidt.,1992). Одним из кардинальных признаков данного кризиса является переживание отчуждения своего Я (деперсонализация), своего одиночества и оторванности от мира. Многие Агрессивные поступки подростков, попадающие в поле зрения правоохранительных органов, являются следствием личностного кризиса. [9] Особо следует назвать те осложнения подросткового возраста, которые влечёт за собой бурное и неравномерное развитие организма, сопровождающее процесс полового созревания подростка. Эта неравномерность может проявиться как в развитии костно-мышечной системы и соматической телесной организации, так и в развитии сердечно-сосудистой системы и внутренних органов подростка. В одном случае это приводит к соматическим диспропорциям (высокий рост при маленькой голове, узкой грудной клетке, длинные конечности и т.д.), что болезненно воспринимается подростком. В другом случае неравномерность развития сердечно-сосудистой системы может привести к артериальному давлению, головным болям. И, пожалуй, самое заметное на поведение подростка способна оказать повышенная активность эндокринной системы, так называемая «гормональная буря», вызванная ускоренным половым созреванием, и как следствие этого - эмоциональная неустойчивость, повышенная возбудимость, неуравновешенность, неадекватность реакции, выливающихся в неоправданную резкость и повышенную конфликтность, что само по себе способно затруднить его отношения с окружающими. Повышенная конфликтность, особенно в отношении со взрослыми, которая нередко проявляется в подростковом возрасте, объясняется не только органическими изменениями, но и теле, что меняется вся система отношений подростка со взрослыми, и со сверстниками. Стремясь избавиться от оценки и влияния взрослых, подросток становится критичным по отношению к своим родителям, учителям, начинает обострённо чувствовать и замечать их недостатки. Активный процесс усвоения навыков социального поведения продолжается. Кризисность подросткового возраста с более или менее выраженной тенденцией к криминализации также проявляется в том, что у подростка существенно перестраиваются отношения со сверстниками. Для подростка характерна повышенная потребность в общении со сверстниками, стремление к самоутверждению в их среде, чуткое реагирование на мнение сверстников. Такие проявления в этом возрасте отнюдь не случайны. Они обусловлены тем, что в подростковом возрасте закладываются самосознание, самооценка. Потребность в общении и самоутверждении подростка должна быть реализована в благоприятной среде. Если это по каким-то причинам не происходит самоутверждение осуществляется в неформальных подростковых группах, уличных, дворовых компаниях в форме асоциальных проявлений (выпивка, курени, нецензурщина, хулиганство), оно может стать опасным, криминализующим фактором. [2] Подростковые реакции группирования тесно связаны с кризисными процессами самосознания. Антисоциальные компании (социально отрицательные) связаны с развлечением и общением, но в основе их лежит деятельность, направленная во вред обществу. Истоки групповой преступности лежат в безнадзорности уличных компаний, лидерами которых становятся трудные подростки или взрослые правонарушители. Здоровая юношеская тяга к коллективности выражается здесь в опасный групповой эгоизм, некритическую гиперидентификацию с группой и её лидером, в неумении и нежелании сознательно взвесить и оценить частные групповые нормы и ценности в свете более общих социальных и нравственных критериев. [4] Повинуясь законам группы, подростки идут на невероятно жестокие преступления для того, чтобы как им кажется, «восстановить жизненно важную для них связь собственного Я с группой». [1] Аморфная нравственность подростка делает его зависимым в своих суждениях от мнения других. Компенсация несамостоятельности при этом достигается путём крайней преданности общности «мы» и критического, нигилистического отношения ко всем, кто входит в «они». У «трудных» подростков сильно развит «рефлекс подражания», который побуждает их не критически перенимать формы поведения у более запущенных подростков. Этим объясняется возрастание степени трудновоспитуемости, независимо от педагогических влияний движений по вектору отклоняющегося поведения вплоть до делинквентности (правонарушения). С анатомо-физеологическими превращениями организма у подростка можно наблюдать усиление интереса к теме «сексуальной нормы». При этом результаты «промеривания» к эталонам взрослого полового поведения оказывается преимущественно не в его пользу, что вызывает либо различные проявления сексуальной агрессии, либо тревожность. Искажённое развитие сексуального интереса, ориентация на различного рода эрзацы половых отношений приводят отдельных подростков к половым извращениям аморальным поступкам, индивидуальным и групповым правонарушениям. Подростки, как правило, избегают в общении со взрослыми обсуждения биопсихологических аспектов взаимоотношении мужчины и женщины, скрывают свою осведомлённость или, наоборот, проявляют беззастенчивость, открытый цинизм, когда хотят шокировать окружающих, доказать свою взрослость. [1] Быстро и легко подростки овладевают «запрещёнными» приемами психологической защиты от нападения, которые встречаются в арсенале взрослого человека: вытеснение неприятных представлений о последствиях своего поступка, хитрость, обман, конформное подчинение требованию, демонстрация физической силы, агрессивность, грубость, угроза, шантаж. Отдельную группу составляют факторы трудновоспитуемости, связанные с отрицательным влиянием на педагогический процесс неблагополучной семьи подростка. Семью, в данном случае, следует рассматривать прежде всего как фактор, определяющий психофизиологическую полноценность или ущербность ребёнка. Неблагополучная семья может оказывать прямое разлагающее воздействие на формирующую личность, препятствовать её нормальному развитию. Отрицательные семейные условия, отсутствие нормальной, нравственной среды, нарушение психологического контакта с самыми близкими людьми остро переживаются подростками, которые начинают сознавать противоречие жизни взрослых. Озлобленность, доходящая до отчаяния или жестокости, недоверие к людям, пренебрежение к нормам, цинизм, равнодушие - таков далеко не полный перечень внутренних установок подростка, переживающих размолвку или развод родителей, живущего в условиях пьянства, разврата, непрекращающихся ссор и конфликтов, невежества, безразличия. [13] Однако, нередки случаи, когда искажённую нравственную атмосферу, вокруг ребёнка создают любящие его и желающие ему всякого добра. Большой вред своими действиями, наносят родители, которые пытаются упредить все его желания, навязать свои представления о мире, критерии образа жизни среди людей. «Искусственное затягивание детства таит в себе опасные последствия»,- пишет И.С. Кон. - У молодых людей, Которые не принимают серьёзного участия в общественной деятельности, не вырабатывается чувство ответственности, присущее взрослому человеку. [3] Их активность может направляться по антиобщественным каналам, Выливаясь в пьянство, хулиганство, всевозможные формы преступности. Особое место среди неблагоприятных индивидных характеристик, составляющих психофизиологические предпосылки асоциального поведения, занимает отставание в умственном развитие, олигофрения, врождённые черепно-мозговые травмы. В отдельных случаях в роли предпосылок могут выступать различные физические недостатки, дефекты речи, внешняя непривлекательность, недостатки конституционно-соматического характера. Таким образом, подростковый возраст - трудный период психического развития; он труден для самого подростка, он труден и при работе с ним. Клубок внутренних противоречий этого возраста, особенно остро проявляющихся на данном этапе, сопротивление подростков воспитанию приводят к появлению большой группы трудных подростков. Антисоциальное поведение взаимообусловлено влиянием факторов в первую очередь, внешней социальной среды (в особенности микросреды), а также индивидуальными особенностями личности подростка, которые обуславливают его индивидуальное реагирование на различные «жизненные неудачи». Причины, приводящие к психологическим расстройствам, акцентуациям характера связывают как с органическими повреждениями мозга (асфиксии при рождении, черепно-мозговые травмы, тяжёлые интоксикации) так и с социальными факторами, на первое место среди которых можно поставить условия семейного воспитания. Чаще всего эти факторы настолько тесно связаны, что вызывают серьёзные затруднения у исследователей при определении первопричинности «отклоняющегося» поведения у подростков. [11] II. Девиантное поведение и личность. 2.1. Девиантные явления в жизни подростка Как не различны формы девиантного поведения, они взаимосвязаны. Пьянство, употребление наркотиков, агрессивность и противоправное поведение образуют единый блок, так что вовлечение юноши в один вид девиантных действий повышает вероятность его вовлечение также и в другой. Противоправное поведение, в свою очередь, хотя и не столь жестко, связано с нарушением норм психического здоровья. До некоторой степени, как уже указывалось, совпадают и способствующие девиантному поведению социальные факторы (школьные трудности, Травматические жизненные события, влияние девиантной субкультуры или группы). Алкоголизация (злоупотребление алкоголем) и ранний алкоголизм. Человек не рождается алкоголиком. Даже отягощённая наследственность - это всего лишь предпосылка. Для её реализации необходима встреча человека и алкоголя. Эту встречу может подготовить не только микросреда - семья, ближайшее окружение, но и макросреда - общество, его институты, в том числе и школа. Эта опасность распространена у нас очень широко. По данным одного выборочного опроса (Ф.С. Махов, 1982) спиртные напитки употребляли примерно 75% в VIII классе, 80% в IX, 95% в X классах. Это, конечно, не пьянство, но чем раньше ребёнок приобщается к алкоголю, тем сильнее и устойчивее будет у него потребность в нём. Особенность фармакологического воздействия алкоголя на психику заключается в том, что, с одной стороны, он, особенно в больших дозах, подавляет психическую активность, а с другой, особенно в малых дозах стимулирует её, снимая сознательное торможение и тем самым давая выход подавленным желаниям и импульсам. Процесс формирования отношений к алкоголю или, короче, алкогольной установке состоит в том, что знак отношения может быть «впечатан» разными способами одновременно порознь, в сочетаниях. К таким способам можно отнести поведенческий аспект установки, когда даже простая имитация движений (наполнения бокалов, произнесения тостов и др.) включает целый ассоциативный ряд, фиксирующий положительный знак. Данный процесс может протекать совсем неосознанно. Закономерности пьянства позволяют выяснить причины девиаций подростка: a) Поскольку опьянение снижает переживаемое индивидом чувство тревоги, пьянство чаще встречается там, где больше социально-напряжённых, конфликтных ситуаций. b) Выпивка связана со специфическими формами социального контроля; в одних случаях они являются ритуалом, а в других выступает как антинормативное поведение. c) Основной мотив пьянства - желание чувствовать себя и казаться сильнее; пьяные стараются привлечь к себе внимание, ведут себя агрессивно, нарушая нормы поведения. d) Алкоголизм часто коренится во внутреннем конфликте - стремление личности преодолеть тяготящее его чувство зависимости. Что способствует алкоголизации подростков? Выпивая подросток стремится погасить характерное состояние тревожности и одновременно- избавиться от избыточного самоконтроля и застенчивости. Важную роль играют также стремления к экспериментированию и особенно нормой юношеской субкультуры, в которой выпивка - признак мужественности и взрослости, средство инициации посвящения в сан пьющего. Именно групповая выпивка является психологическим рубежом посвящения в члены группы. Стиль алкоголизации принятой в компании, начинает восприниматься как естественный, нормальный, окончательно формируя психологическую готовность к некритическому восприятию алкогольных обычаев. Алкоголь становится нормой поведения. Со временем обнаруживается жёсткая структура группы с тенденциями асоциальной деятельности. Лидирующая часть группы - лица, состоящая на учёте в милиции, в инспекции по делам несовершеннолетних, ранее судимых. В результате каждый новый член группы обречён на прохождение «обязательной программы» начинающей с хулиганских действий и заканчивающих рецидивами и доставкой в медвытрезвитель и серьёзными правонарушениями. [14] Завершая очерк «алкогольного образования» подчеркнём особую ответственность семьи в формировании алкогольной установки. Семья может выступить и как разоблачитель мифов. Нормы, которые она задаёт, обладают особой устойчивостью, т.к. они фиксируются до созревания критической способности. Семья создаёт (или не создаёт) запас прочности социальных установок, необходимых подростку в дальнейшей жизни. Наркотизм (употребление наркотиков) Чрезвычайно серьёзная проблема, получившая большое распространение в современном мире. Злоупотребление наркотиками характерно для тех групп общества, которые находятся в состоянии аномии, т.е. индивиды в этих группах лишены социально-значимых идеалов и устремлений, что особенно характерно для подростков. Явление аномии развивается на фоне деструктивных явлений в обществе, когда молодёжь не видит для себя достаточно ясно жизненного сценария становления и развития личности. В описанной ситуации некоторые молодые люди оказываются неспособными реализовать одну из ведущих жизненных потребностей в самореализации и самоутверждении. Эти явления сопровождаются отрицательным эмоциональным фоном, дискомфортом, и это последнее обстоятельство рождает у молодого человека поиск новых средств, которые помогли бы справиться с кризисной ситуацией. Наркотик в данном случае является средством, которое временно дарит молодому человеку иллюзию благополучия и эмоционального комфорта. Дальнейшему злоупотреблению наркотиком весьма способствуют индивидуальные биологические предпосылки будущего наркомана. Конечно само по себе употребление наркотика не обязательно делает человека наркоманом. Существуют разные уровни наркомании (А.Е. Личко, 1983) · Единичное или редкое употребление наркотиков; · Многократное их употребление, но без признаков психологической или психической зависимости; · Наркомания I стадии, когда уже сформировалась психическая зависимость, поиск наркотика ради получения приятных ощущений, но ещё нет физической зависимости и прекращение приёма наркотиков не вызывает мучительных ощущений абстиненции; · Наркомания II стадии, когда сложилась физическая зависимость; · Наркомания III стадии - полная психическая и физическая деградация. Первые две стадии развития обратимы, только 20% подростков, относящихся ко второму уровню, в будущем становятся наркоманами. Однако степень риска зависит от возраста, и от характера наркотического средства. Как и пьянство, подростковый наркотизм связан с психическим экспериментированием, поиском новых, необычных ощущений. По наблюдениям врачей-наркологов, две трети молодых людей впервые приобщаются к наркотическим веществам из любопытства, желания узнать, что за гранью запретного. Иногда первую дозу навязывают обманом, под видом сигареты или напитка. Вместе с тем это групповое явление, до 90% наркоманов начинают употреблять наркотики в компаниях, собирающихся в определённых местах. [4] Помимо вреда для здоровья наркотизм почти неизбежно означает вовлечение подростка в криминальную субкультуру, где приобретаются наркотики, а затем он и сам начинает совершать всё более серьёзные правонарушения. Противоправное поведение несовершеннолетних чаще всего выражается в агрессивности и присвоении чужого. Обратимся к первому. Агрессия как проявление неприспособленности к социальной среде отчётливо проявляется в возрасте от 10 до 13 лет. Она выражается либо в семейных потасовках при разрешении конфликтов, либо в избиении физически слабых, неуверенных в себе, лишённых родительской защиты учащихся. В старшем школьном возрасте агрессивность отмечается в основном у юношей, у девушек - значительно реже. Агрессия к юношей обычно отличается в следующих ситуациях: при противопоставлении себя детям, взрослым, старикам; в конфликтах между отдельными молодёжными группами; при регуляции отношений внутри молодёжной группы с помощью физической силы. Агрессивность по отношению к младшим обычно выражается в насмешках над ними, толчках, подзатыльниках, иногда в отбирании мелких личных вещей и денег. Особенно она может проявляться против детей, не имеющих сильного защитника. Агрессивность в подобных случаях является средством насмешливой и снисходительной демонстрации своего возрастного превосходства и физической силы. Агрессия старших подростков по отношению к взрослым часто имеет целью определение границ дозволенного в поведении и носит демонстративный характер. Она может проявляться в нарочитом нарушении тишины, возражениям старшим (нередко в вызывающей, обидной форме), стычки на местах наибольшего скопления взрослой публики, порче общественного имущества. При этом молодые люди внимательно наблюдают за поведением взрослых и немедленно на него реагируют. Значительное обострение обстановки наступает, когда старшие раздражённо и гневливо требуют «призвать хулиганов к порядку» или боязливо отстраняются от конфликта. Старшему подростку нравится дразнить таких взрослых. Причём даже возможное впоследствии наказание он расценивает как несправедливое, т.к сам подросток заранее не знал куда заведёт его этот «эксперимент». Поэтому подростки в таких случаях во всём винят взрослых. Агрессия нередко бывает направлена на отдельного взрослого. Чаще это отмечается при криминальном поведении, осуществляемом целой молодёжной группой. Непосредственный толчок к нему обычно делают сильные эмоции, захватившие всю компанию молодых людей. Нередко, как отмечалось выше, такие эмоции возникают на фоне алкогольного опьянения. В таком состоянии у школьников усиливается стремление совершить какое-то необычное «лихое», «храброе» действие. Выход оно может найти в нападении на физически слабого, пьяного или престарелого человека. Агрессивность может проявляться у школьников средних классов в стычках между отдельными группами. Спор между проживающими по соседству подростковыми группами обычно идёт из-за территориальных «сфер влияния», клубок, кинотеатров, дискотек. Соперников туда стараются не пускать. Наконец, агрессивность при регулировании отношений в группе. Она связана с установлением или сохранением определённого «порядка» в конкретном молодёжном объединении и направлена против «предателей и смутьянов», в назидание колеблющимся и неуверенным. Обычно это бывает при возникновении или распаде определённой неформальной группы. [11] Подростковая агрессия - чаще всего следствие общей озлобленности и пониженного самоуважения в результате пережитых неудач и несправедливостей. Изощрённую жёсткость нередко проявляют также жертвы гиперопеки, избалованные маменькины сынки, не имевшие в детстве возможности экспериментировать и отвечать за свои поступки; жестокость для них - своеобразный сплав мести, самоутверждения и одновременно самопроверки. Подростковые акты вандализма, как правило, совершаются сообща, в группе. Роль каждого в отдельности при этом как бы стирается, личная моральная ответственность устраняется. Совместно совершаемые антисоциальные действия укрепляют чувство групповой солидарности, доходящее в момент действия до состояния эйфории, которую потом, когда возбуждение проходит, сами подростки ничем не могут объяснить. Негативное явление - присвоение подростками чужих вещей, вызвано их недостаточной этической воспитанностью или большой избалованностью. Надо отметить, что присвоение вещей другого человека у подавляющего большинства правонарушителей подростков не связано с направленностью на личное обогащение. Обычно «отчуждения» бывают мелкие. Их часто совершают в драке, хулиганском нападении на другого человека. «Трофеи победителя» могут раздариваться товарищам и знакомым. Такие подростки не считают себя ворами и при задержании не испытывают ни стыда, ни угрызения совести. Свои особенности имеет поведение девушек-подростков, совершающих кражи. В тех семьях, где нет возможности иметь дорогие игрушки, косметику, модные предметы женского туалета, обнаруживаются потребности в кражах. Таковые совершаются также и при совместном проживании в общежитии. В последние годы заметно возросли более серьёзные, сознательно организованные нападения разбойного типа (с целью овладения имуществом). Спиртные напитки, наркотики, бродяжничество требуют денег, которых у подростков либо нет, либо мало, что толкает группу или отдельных подростков на воровство. Большое распространение среди подростков получило бродяжничество и побеги из дома, которые также по большей части совершаются коллективно или под влиянием товарищей. Так как для бегства подростка нужна помощь товарищей по дворовой компании, в частности для изучения района передвижения, установление связи с другими бродягами. Так называемые половые преступления также имеют место в жизни делинквентных подростков. Механизмы преступного полового насилия подростков зависят от личностных характерологических характеристик и подразделяются на две группы: делинквенты, совершающие преступление в одиночку и совершающие преступления в группе (таковых больше). У части таких подростков наблюдается выраженные признаки преждевременного полового созревания, другие являются лидерами преступных групп. Из индивидуально - типологических характеристик можно отметить выраженную несбалансированность нервных процессов, высокий показатель агрессивных тенденций, высокую эмоциональность, сексуальную напряжённость. В структуре личности диагностируются акцентуации характера и неадекватная самооценка. Нравственно - ценностная ориентация личности подростка - насильника представляет собой неустойчивую систему. Их представления о морали и моральных ценностях носят ярко выраженный неадекватный характер. [2] К действительному поведению можно отнести и так называемое суицидальное поведение и аутоагрессию. Последнее выражается в покушении на целостность своего организма и происходит обычно однажды в жизни подростков. Аутоагрессия совершается в состоянии аффекта. Чаще всего но вызван чрезвычайно отрицательными жизненными обстоятельствами или значительной моральной неустойчивостью. Поводы могут быть самые разнообразные: ссора, обиды, «самозащита» личности от грубых воздействий окружающих, бравада, отсутствие близких людей. Аутоагрессия связана с незрелостью оценок школьника сложившейся вокруг него обстановки. [9] Проблема юношеских самоубийств, многие годы бывшая под запретом, стала актуальной в современном мире. Среди подростков, обследованных А.Е. Личко (1983) 32% суицидальных попыток приходится на долю 17- тилетних, 31% - 16 - тилетних, 21% - 15 - тилетних, 12% - 14 - тилетних, 4% - 12-13 - тилетних. Многие попытки, особенно у девушек, носят демонстративный характер. Какие психологические проблемы стоят за юношескими самоубийствами? В психологических экспериментах не раз, было показано, что у некоторых людей любая неудача вызывает непроизвольные мысли о смерти. Влечение к смерти - не что иное как попытка разрешить жизненные трудности путём ухода из самой жизни. Существует даже психологический тип личности, для которого характерна устойчивая установка, склонность к уходу из конфликтно - стрессовых ситуаций, вплоть до самой последней. Судьба людей этого типа отмечена тем, что самоубийство для них - наиболее вероятный тип смерти. Повод, из-за которого человек кончает с собой, может быть совершенно незначительным. В популярной литературе иногда утверждается, что девять десятых подростков - правонарушителей вырастают в криминогенных и слабых семьях. На самом деле такие семьи дают 30-40 % преступности. Преувеличивается связь правонарушений со структурой семьи: две трети подростков растут в полных семьях. Однозначной связи между преступным поведением и определённым стилем семейного воспитания - дефицитом родительского тепла и внимания или, наоборот, гиперопекой - не обнаруживается. Влияние самой юношеской делинквентности на судьбу взрослого человека также неоднозначно. Чем тяжелее делинквентное поведение подростка, тем вероятнее, что он будет совершать его взрослым. Однако статистически средняя делинквентность у большинства подростков с возрастом прекращается. 2.2. Личностная характеристика «трудного» подростка Причинную связь между девиантным поведением и личностью позволяет установить теория девиантного поведения американского психолога Говарда Кэплана, проверенная на изучении употребления наркотиков, делинквентного поведения. Кэплан (1975, 1980, 1982) начинал с изучения взаимосвязи между девиантным поведением и пониженным самоуважением. Поскольку каждый человек стремиться к положительному образу «Я», низкое самоуважение переживается как неприятное состояние, а принятие себя ассоциируется с освобождением от травмирующих переживаний. Это побуждает людей поступать так, чтобы уменьшить субъективную вероятность самоуничижения и повышать субъективную вероятность принятия себя. Люди, сильнее других страдающие от самоуничижения, испытывают большую потребность в том, чтобы своим поведением изменить это состояние. Поэтому людей, в целом принимающих себя, всегда значительно больше, чем отвергающих себя, склонных к самоуничижению. Пониженное самоуважение статистически у юношей практически со всеми видами девиантного поведения - нечестностью, принадлежностью к преступным группам, совершением правонарушений, употреблением наркотиков, пьянством, агрессивным поведением. В научной литературе на сей счёт существуют четыре главные гипотезы. 1. Девиантное поведение способствует снижению самоуважения, потому что вовлечённый в него индивид невольно усваивает и разделяет отрицательное отношение общества к своим поступкам, а тем самым к себе. 2. Низкое самоуважение способствует росту антинормативного поведения: участвуя в антисоциальных группах и их действиях, подросток пытается тем самым повысить свой психологический статус у сверстников, найти такие способы самоутверждения, которых у него не было в семье и школе. 3. При некоторых условиях, особенно при низком начальном самоуважении, девиантное поведение способствует повышению самоуважения. 4. Кроме делинквентности важное влияние на самоуважение оказывают другие формы поведения, значимость которых с возрастом меняется. Сравнивая долгосрочную динамику самоуважения подростков, начиная с 12 - летнего возраста, с их участием или неучастием в девиантном поведении, Кэплан нашёл убедительные свидетельства в пользу второй и третьей гипотез. Оказалось что у подавляющего большинства подростков положительные самооценки превалируют над отрицательными, причём в возрастом эта тенденция усиливается - самокритика, недовольство собой помогают преодолевать замеченные недостатки и тем самым повышать самоуважение. Однако у некоторых подростков не происходит, и они постоянно чувствуют себя неудачниками. Их негативное самовосприятие складывается из трёх различных, но взаимосвязанных видов опыта. Во-первых, они считают, что не имеют личностно - ценных качеств или не могут совершить личностно - ценные действия, и, напротив, обладают отрицательными чертами или совершают отрицательные действия. Во - вторых, они считают, что значимые для них другие не относятся к ним положительно или относятся отрицательно. В - третьих, они не обладают или не умеют эффективно использовать механизмы психической защиты, позволяющие снять или смягчить последствия первых двух элементов субъективного опыта. Потребность в самоуважении у таких подростков особенно сильна, но поскольку она не удовлетворяется социально приемлемыми способами, то они обращаются к девиантным формам поведения. Чувство самоуничижения, своего несоответствия предъявляемых требованием ставит перед выбором либо в пользу требований и продолжение мучительных переживаний самоуничижения, либо в пользу повышения самоуважения в поведении, направленном против этих требований. Поэтому желание соответствовать ожиданиям коллектива, общества уменьшается, а стремление уклоняться от них растёт. В результате и установки, и референтные группы, и поведение подростка становится всё более антинормативным, толкая его всё дальше по пути девиации. [1] Разумеется, девиация - не лучший и не единственный способ избавиться от чувства самоуничижения. «Высокое самоуважение» подростка - преступника нередко проблематично, в нём много напускного, демонстративного, в глубине души он не может не измерять себя общесоциальным масштабом, и рано или поздно это сказывается. Тем не менее Девиантное поведение как средство повышения самоуважения и психологической самозащиты достаточно эффективно. Компенсаторные механизмы, посредством которых подросток «восстанавливает» подорванное самоуважение, не совсем одинаковы для той, или иной стороны его «Я». Чувство своей недостаточной маскулинности может побудить подростка начать курить и пить, что повышает его самоуважение как «крепкого парня». Кроме того, подростковое самоуничижение снимается девиантсным поведением лишь постольку, поскольку такое поведение принято в соответствующей субкультуре. Девиантное поведение вначале всегда бывает немотивированным. Подросток хочет соответствовать требованиям общества, но по каким-то причинам (конституционные факторы, социальные условия, неумение правильно определить свои социальные идентичности и роли, противоречивые ожидания значимых других, недостаток материальных ресурсов, плохое овладение нормальными способами социальной адаптации и преодоления трудностей) он не может этого сделать. Это отражается в его самосознании и толкает на поиск в других направлениях. При этом образуется прочный круг. Девиантные поступки увеличивают привлекательность совершающего их подростка для других, которые принимают такой стиль поведения; совершая антинормативные поступки, подросток привлекает к себе внимание. Вместе с тем девиантные поступки усиливают потребность подростка в социальном одобрении группы. Наконец, девиантные действия вызывают отрицательное отношение к санкции со стороны «нормальных» других, вплоть до исключения девиантного подростка из общения с ним. Это способствует активизации общения подростка с девиантной средой, уменьшает возможности социального контроля и способствует дальнейшему усилению девиантного поведения и склонности к нему. Для этой ситуации характерно формирование обратной зависимости между отношениями подростка в семье и степенью его вовлечённости в девиантные группы. В результате девиантные поступки из немотивированных становятся мотивированными. [12] III. Анализ девиантного поведение подростков в Усть-Илимском районеНаркомания - проблема социальная. Ей подвержены, в первую очередь, дети и подростки из «группы риска». Таковых в районе насчитывается 312 человек из 160 семей, отнесенных к категории малообеспеченных, неполных и неблагополучных. Семей, где родители не исполняют свои родительские обязанности по содержанию, воспитанию и обучению детей- 124, из них 15 семей социально опасных. Дети и подростки в этих семьях испытывают дефицит общения, сложности в семейных взаимоотношениях, социально- бытовые проблемы.В районе нет службы экстренной психологической помощи.Одна из острых проблем - детская безнадзорность. Молодое поколение попадает в асоциальную, криминогенную среду. Все это оказывает существенное влияние на рост детской преступности, которая в районе за 1 полугодие 2003 года выросла на 40,7%Отмечен рост групповой детской преступности. В районе нет базы данных по проблеме употребления наркотических средств и др. ПАВ среди несовершеннолетних и молодежи. Не создана структура, координирующая усилия различных, заинтересованных в решении данной проблемы, ведомств и учреждений. Отсутствуют кадры, специально подготовленные для работы по профилактике наркомании.В районе нет общественных организаций, ведущих работу по профилактике наркомании, лечению и реабилитации лиц, употребляющих наркотики.Работа правоохранительных органов по выявлению лиц, склонных к употреблению наркотических и других психоактивных веществ, ведется на низком уровне и не отражает реальной картины. Так на учете в ПДН ОВД Усть-Илимского района состоит 6 несовершеннолетних, склонных к употреблению токсических веществ. Из-за отсутствияЗакона на федеральном уровне имеет место проблема принудительного лечения лиц, употребляющих наркотики и токсические вещества, а также проблема принятия мер, административной и уголовной ответственности к лицам, распространяющим наркотики или предоставляющим жилое помещение для изготовления и употребления наркотических средств.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодростковый возраст - как переходный период затягивается в основном из-за большого времени требуемого для усвоения «взрослых ролей». Для достижения статуса взрослости подросткам приходится справляться с рядом задач развития возникающих на этом этапе жизненного пути. В процессе выполнения этих задач могут возникать трудности. В силу различных причин в отрочестве и юности часто имеет место девиантное и деликвентное поведение. Анализируя личность несовершеннолетнего правонарушителя, отмечаем зависимость от: 1. Наследственно-биологических факторов: отрицательно влияют алкоголизм, предрасположенность к нервным или психическим заболеваниям одного из родителей, патологическая беременность, роды. 2. Ближайшего социального окружения подростка: семья, социально-экономический статус родителей, братьев, сестер, особенности воспитания подростков, школа, положение подростка в классе, ценностные ориентации, друзья, статус подростка в группе друзей. 3. Личностные характеристики подростка: особенности характера и темперамента, ценностно-мотивационный блок, мотивация достижения, уровень притязаний, самооценка и возможные конфликты в области самооценки. 4. Правосознание подростка. Таким образом, антисоциальное поведение несовершеннолетнего взаимообусловлено влиянием биологических и социальных факторов, учитывая которые, необходимо строить систему воспитания подростков. В детской и подростковой психологии заключение о девиантном требует осторожности, ибо: 1. Суждение о нем выносят взрослые, в силу различных причин так или иначе находящиеся в оппозиции к детству и психосоциальным издержкам развития. 2. Критериями для суждения о девиантном поведении являются нормы и ожидания ближайшего окружения, от которого ребенок прямо зависим и в котором права ребенка не соблюдаются или попираются. Хотя в формировании девиантного поведения могут участвовать и психические нарушения или расстройства, целесообразно избегать односторонней психиатризации понятия девиантного поведения и связанного с ним психиатрического этикетирования (В. Коган) СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 1. Алмазов Б. Н. Психологическая средовая дезадаптация несовершеннолетних. - Свердловск, 1985 2. Васильев В. Л. Юридическая психология. - СПб., 1997 3. Кон И. С. Психология ранней юности.- М., 1989 4. Кон И. С. Психология старшеклассника. - М., 1980 5. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2001 6. Личко А. Е. Типы акцентуаций характера и психопатий у подростков. - М., 1999 7. Личко А. Е. Эти трудные подростки: записки психиатра. - Л., 1983 8. Личность преступника. - М., 1975 9. Можгинский Ю. Б. Агрессия подростка: эмоциональный и кризисный механизм. - СПб., 1999 10. Раттер М. Помощь трудным детям. - М., 1987 11. Степанов В. Г. Психология трудных школьников. - М., 1988 12. Трудный подросток: причины и следствия / Под редакцией Татенко В. А. - Киев, 1985 13. Фельдштейн Д. И. Психология воспитания подростка. - М. :Знание, 1978 14. Шихарев П. Н. Жить без алкоголя? - М., 1988 ПРИЛОЖЕНИЕ Программа по активной профилактической работе социально-негативных явлений среди молодёжи Усть-Илимского района. Наименование Программы: «Будущему - здоровое поколение» Основные разработчики: Управление образования Управление социальной защиты Управление здравоохранения Отдел по ФК,С и МП Комиссия ПДН Отдел культуры Администрации Усть-Илимского района Цель программы: Целью данной программы является: создание целостной системы по профилактике социально-негативных явлений для достижения указанной цели предусматривается решение следующих задач: Задачи: 1. создание системы информирования населения по проблемам социально-негативных явлений; 2. создание и совершенствование нормативно-правовой базы и системы оптимального взаимодействия всех структур власти, общественности и заинтересованных ведомств, организаций и учреждений по вопросам профилактической деятельности; 3выявление лиц злоупотребляющих алкоголем и потребляющих наркотические вещества; 4 создание координационного совета, мониторинговой службы для осуществления комплекса аналитико-диагностической деятельности и отслеживания эффективности всех направлений и видов профилактической деятельности; 5. обучение специалистов и представителей общественности новым технологиям предупредительной профилактической деятельности; 6. отработка системы проведения мероприятий целевой профилактической направленности и мероприятий социальной профилактики, обеспечивающих общественно-значимую, трудовую, культурно-досуговую и спортивно-оздоровительную занятость детей, подростков и молодежи; 7. привлечение к профилактической деятельности учащихся, молодежи и подростковые профильные объединения. Сроки реализации 2004-2008 год. Ожидаемые конечные результаты реализации программы - создание системы информационного обеспечения населения о социально-негативных явлений; - повышение квалификации кадров и общественного актива, обеспечивающих профилактическую деятельность; - создание местных поселковых организаций по профилактической работе; - стабилизация профилактики социально-негативных явлений. Организация управления и контроль над реализацией программы. С целью осуществления управления и реализации программы при администрации Усть-Илимского района создается координационный совет. Во главе которого - председатель в лице заместителя главы администрации Усть-Илимского района по социальным вопросам и координатор программы в лице - главного специалиста региональной системы О.Г.У. «Центр Профилактики Наркомании». Основные направления реализации программы. Программа предполагает осуществить меры общей и специальной профилактики наркомании и злоупотребления алкоголем среди детей и молодежи Усть-Илимского района. - Проведение мероприятий по организации переподготовки и повышении квалификации специалистов по профилактической работе, а также спортивно-оздоровительные мероприятия, пропагандирующие здоровый образ жизни. -Создание банка данных по данной проблеме Усть-Илимского района. Механизм реализации программы. Реализация программы предполагает тесное взаимодействие и совместную деятельность структурных подразделений Администрации Усть-Илимского района: Отдела по физической культуре, спорту и молодежной политике, Управление социальной защиты населения, Районного управления образования, Районного отдела внутренних дел, Здравоохранения, Комиссии по делам несовершеннолетних. Реализация программы проводится поэтапно, в соответствии с планом системы мероприятий. 1. Подготовительный этап 2004 год. - обучение, повышение квалификации имеющегося кадрового ресурса: школьных психологов, социальных педагогов, методистов по делам молодежи и др. - научно-методическое обеспечение реализации программы - изучение опыта работы соответствующих специалистов Иркутской области; 2. Организационный этап - координирование профилактической деятельности всех структур Усть-Илимского района; - создание единой информационной сети по вопросам социально-негативных явлений. ОБОСНОВАНИЕ ПРИНЯТИЯ ПРОГРАММЫ. В настоящие время наркомания является одной из наиболее важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость активных и решительных действий в области организации, профилактики наркозависимости и социально - негативных явлений в образовательной среде. В конце ХХ века злоупотребление алкоголем, наркотиками и другими психо-активными веществами (ПАВ) приняло характер эпидемии. Последние десятилетие и для Иркутской области употреблении несовершеннолетними и молодежью наркотических веществ и других (ПВА) превратилось в проблему, представляющую серьёзную угрозу здоровью населения, экономике области, социальной сфере и правопорядку. В настоящее время в г.Иркутске и по области по оценкам специалистов и сбору информации около 400 человек на 1000 наркозависимых употребляют героин, 16% употребляют продукты, содержащие гашишное масло. По стране зарегистрировано около 3 млн. наркозависимых. Происходит неуклонное «омоложение» наркоманов. Средний возраст употребления алкоголя среди мальчиков снизился до 12,5 лет, среди девочек 12,9. Возраст приобщения к токсико-наркотическим веществам снизился до: мальчики 14,2 лет, а девочки 14,6 лет. С 2002 по 2003год число больных наркоманией увеличилось в 24,4 раза. На сегодняшний день в Иркутской области официально 25 000 наркозависимых и примерно еще столько же не выявленных. По статистическим данным ежегодно изымается из незаконного наркооборота около 12 кг. Героина, так как ежедневная реализация на черном рынке составляет в среднем 2 кг. Потребление в городе в шесть раз больше чем в районах. Мужчин, употребляющих наркотики до 21 года составляет 80,7 %, женщин до 18 лет - 19,3 %. Более 50 % употребляющих социально не заняты, ј является учащимися ПУ и ВУЗов. Кроме роста числа лиц злоупотребляющих алкоголем и наркозависимых, отмечается увеличение объема негативных медико-социальных последствий наркомании. Это возросшие заболевания ВИЧ и гепатит инфекции. Зараженных СПИДом в Иркутской области зарегистрировано 712 человек из 1000 употребляющих наркотики. Когда на 1000 здорового населения приходится 12 человек зараженных ВИЧ инфекцией, т.е каждый шестой человек болен. Количество смертей в г.Иркутске и области в период с 1990 года по 2003 год от 12 до 5 человек на 1000. С 1996 года резкое повышение летальных исходов примерно в 1,5 раза. В следствии глобальной проблемы наркомании. Обращает также на себя внимание низкий уровень информированности населения о профилактике наркотической патологии и мала доступность квалифицированной бесплатной консультативной помощи лицам, лишь приобщающимся к употреблению алкоголя и (ПАВ), около 60 % опрощенных детей и подростков и 28 % взрослых не представляли куда можно обратится при появлении проблем связанных с употреблением наркотиков. В этой ситуации возникает особая ответственность со стороны профессиональных групп лиц, работающих с детьми и молодежью - учителей, школьных психологов, социальных работников, врачей, а также родителей, которые нуждаются в выработки совершенно нового подхода к решению проблем профилактики наркомании и всех социально-негативных явлений вытекающих из этой проблемы. Научно-методическая, аналитико-диагностическое обеспечение. Повышение квалификации кадров и обучение молодежного актива, обеспечивающих профилактическую деятельность. Информационное сопровождение программы. |
№ | Мероприятие | Сроки исполнения | Ответственный исполнитель | Финансирование (в рублях) | | | | | | всего | В том числе | | | | | | | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 | | 1 | Привлечение на конкурсной, договорной основе специалистов для разработки: - целевых обучающих программ по основным направлениям профилактики - специальных методик для проведения социально-психологической диагностики среди детей, подростков, молодежи и населения района | 2004 ежегодно | Координатор программы и мониторинговый центр | | 15000 | 16500 | 18150 | 19965 | 21961 | | 2 | Проведение обучающих семинаров-тренингов передовым технологиям профилактической деятельности для представителей разноведомственных учреждений, организаций и общественности, с приглашением специалистов из других территорий и регионов | ежегодно | Координатор программы, Координационный совет | | 5000 | 5500 | 6050 | 6655 | 7320 | | 3 | Проведение обучающих сборов для активов подростково-молодежных, профильных, общественных объединений района по обучающим комплексным программам | ежегодно | Координатор программы, Координационный совет | | 6000 | 6600 | 7260 | 7986 | 8784 | | 4 | Отработка системы курсовой подготовки в региональных, окружных и федеральных центрах специалистов и представителей общественных структур, осуществляющих профилактическую деятельность | ежегодно | Координатор программы, Координационный совет | | 5000 | 5500 | 6050 | 6655 | 7320 | | 5 | Участие делегации в составе специалистов и общественности (взрослых и детей) для участия в региональных, окружных и федеральных семинарах, научно-практических конференциях, фестивалях и выставках в рамках обмена опытом. | ежегодно | Координатор программы, Координационный совет | | 10000 | 11000 | 12100 | 13310 | 14641 | | 6 | Отчетное мероприятие перед населением и общественностью по итогам реализации программы | ежегодно | Координационный совет | | | | | | | | | | | Итого | | 41000 | 45100 | 49610 | 54571 | 60026 | | | Современное представление о профилактике наркомании Профилактическая деятельность, как правило, строится на комплексной основе и обеспечивается совместными усилиями воспитателей, учителей, психологов, социальных работников, сотрудников правоохранительных органов. Однако, несмотря на все усилия и затраты, именно профилактика является наиболее уязвимым местом. Выявление лиц с наркотическими проблемами и до настоящего времени вызывает большие трудности. В международной практике можно выделить следующие основные модели профилактики: Медицинская модель ориентирована преимущественно на медико-социальные представления наркомании и предусматривает в основном информирование учащихся о негативных последствиях приема наркотиков и иных психоактивных средств на физическое и психическое здоровье; Образовательная модель направлена на обеспечение детей и молодежи полной информацией о проблеме наркомании и на обеспечение свободы выбора при максимальной информированности; Психосоциальная модель своей главной целью утверждает необходимость развития определенных психологических навыков в противостоянии групповому явлению, в решении конфликтной ситуации, в умении сделать правильный выбор в ситуации предложения наркотиков. По категории ущерба можно выделить три группы факторов - медицинский ущерб, социальный ущерб, потери системы образования. Для образовательной среды это выглядит следующим образом: - повышение уровня криминогенности в образовательной и микросоциальной среде; - снижение внутришкольной дисциплины и общей успеваемости учащихся и студентов; - Распространение идеологии наркоманической среды и связанные с этим искажения иерархии ценностей у детей и молодежи. Как итог этих потерь: - незавершенное среднее и высшее образование; - снижение числа лиц получающих профессиональное образование. Медицинский ущерб включает в себя не только весь шлейф последствий наркомании - гепатит, СПИД, заболевания полученные половым путем и т.д.: следует дополнительно отметить рост общей заболеваемости, значительное возросшее число самоубийств среди детей и подростков. Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии и в образовательных учреждениях, сводится к следующему: - криминализация общества, - распространение субкультуры наркозависимых; - деформация иерархии общественных ценностей, - ухудшение демографических показателей. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ. Целями первичной профилактической деятельности в системе профилактики злоупотребления ПАВ и наркомании в образовательной среде являются: - изменение ценностного отношения детей и молодежи к наркотикам и формирование личной ответственности за свое поведение, обуславливающее снижение спроса ПАВ в детско-молодежной среде; - сдерживание увлечения детей и молодежи в прием наркотических средств за счет пропаганды здорового образа жизни, формирование антинаркотических установок и профилактической работы, осуществляемой сотрудниками образовательных учреждений. Стратегия первичной профилактики предусматривает активность профилактических мероприятий, направленных на: - формирование личностных ресурсов, обеспечивающих развитие у детей и молодежи социально-нормативного жизненного стиля с доминированием ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема ПАВ. - формирование ресурсов семьи, помогающих воспитанию у детей и подростков законопослушного, успешного и ответственного поведения, а также ресурсов семьи, обеспечивающих поддержку ребенку, начавшему употреблять наркотики, сдерживающих его разрыв с семьей и помогающих ему на стадии социально- медицинской реабилитации при прекращении приема наркотиков; - внедрение в образовательной среде инновационных педагогических и психологических технологий, обеспечивающих развитие ценностей здорового образа жизни и мотивов отказа от «пробы» и приема наркотиков, а также технологий раннего обнаружения случаев употребления наркотиков учащимися; - развитие социально - поддерживающей инфраструктуры, включающей семью в микросоциальное окружение ребенка «группы риска наркотизации» и ребенка, заболевшего наркоманией. Стратегическим приоритетом первичной профилактики следует рассматривать создание системы позитивной профилактики, которая ориентируется не на патологию, не на проблему и ее последствия, а на защищающий от возникновения проблем потенциал здоровья - освоение и раскрытие ресурсов психики и личности, поддержку молодого человека и помощь ему в самореализации собственного жизненного предназначения.
|