рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Девиантное поведение

Девиантное поведение

2

МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

БЕЛГОРОДСКИЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

Кафедра гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Дисциплина: Социология права

РЕФЕРАТ

по теме
: «Девиантное поведение»

Подготовил:

доцент кафедры Г и СЭД

подполковник милиции

И.С. Городовой

Белгород

2008

План реферата

Вступительная часть

1. Социальная норма и девиантное поведение

2. Социальные факторы девиантного поведения

3. Негативные формы девиантного поведения

4. Позитивная девиантность

Заключительная часть (подведение итогов)

Введение

Поведение человека есть результат взаимодействия его внутренней природы и процесса социализации, в качестве составных элементов которого выступают другие индивиды. Следовательно, можно сказать, что в социальном поведении человека проявляются генетические и биологические особенности, а также то, что он освоил в процессе воспитания и своего жизненного опыта.

Поведение можно определить как реакцию человека на внутренние и внешние «раздражители», в числе которых могут быть как другие индивиды, так и различная опосредованная информация, затрагивающая интересы человека. Поведение может быть как осмысленным, так и инстинктивным, когда мы, например, оглядываемся на звук шагов идущего за нами человека. Однако для общества небезразлично, какими средствами, методами и действиями пользуется человек (группа, общность), чтобы достичь своих целей.

Важными детерминантами уровня дозволенного, так сказать, санкционированного обществом поведения являются социальные нормы, закрепленные в культуре, образе жизни общества, общности, групп и индивидов; отклонения от них мы рассматриваем как патологию.

С понятием нормы мы уже знакомы. В широком смысле оно означает правило, руководящее начало. Однако не все правила могут рассматриваться как социальные нормы, а только такие, которые регулируют общественное поведение людей и их взаимоотношения с обществом. В этом поведении проявляется социальная сущность индивида, отражающая общественное бытие и предъявляемые обществом (или другими группами) требования к поведению личности или социальной группы.

1. Социальная норма и девиантное поведение

Девиантное поведение - это поведение, отклоняющееся от каких-либо норм.

Для того чтобы говорить о содержании девиантности, необходимо иметь хотя бы общее представление о норме, ее сущности.

Норма рассматривается различными науками.

В социологии ей уделяется значительное место.

Понятие нормы считается социологами едва ли не центральным, ключевым в социологической науке.

Социальная норма понимается как исторически сложившийся в данном конкретном обществе предел, мера, интервал допустимого (дозволенного или обязательного) поведения, деятельности людей, социальных групп, социальных организаций.

С точки зрения субъекта формирования норм их разделяют на:

официально установленные нормы

фактически сложившиеся нормы.

Официально установленные - это те нормы, которые создаются законодателями либо другими уполномоченными на то лицами.

Нормотворчество воплощается здесь в:

своде юридических законов,

административных актах,

должностных инструкциях,

правилах внутреннего распорядка в организациях и учреждениях,

уставах общественных организаций и т. п.

Фактически сложившиеся нормы - это те правила, которые возникли стихийно либо в процессе исторического развития общностей, либо под воздействием какого-либо стечения обстоятельств.

К разряду подобных норм относятся:

обычаи,

традиции,

нормы морали,

нормы этикета.

Под влиянием жизненных обстоятельств возникают нормы временного действия.

Они, впрочем, могут закрепиться в нравах людей, если неблагоприятные обстоятельства перманентно повторяются.

К нормам, появившимся как следствие обстоятельств, относятся, например, так называемые «возникающие нормы», которые формируются в ходе взаимодействия индивидов в толпе.

Это сиюминутные нормы поведения, действующие лишь до тех пор, пока толпа не рассеется или не получит импульс к трансформации, т.е. к новому образу действий и норм.

Социальные нормы также можно классифицировать по механизму оценки и регуляции поведения индивидов, групп и социальных общностей.

В этом случае можно выделить:

нормы - идеалы;

нормы - образцы поведения;

профессиональные нормы;

статистические нормы.

Известно, что идеал недостижим.

Однако его ценность его заключается в свойстве быть ориентиром, примером с абсолютным значением для индивидов или групп, которые стремятся совершенствовать себя или свою деятельность.

Образец в отличие от идеала играет роль средства для достижения какой-либо цели.

Имеется немало образцов поведения, отступление от которых не вызывает осуждения окружающих.

Индивид волен выбирать средства, сообразуясь с собственным опытом, знаниями, склонностями.

Например, не все выпускники школ следуют хрестоматийному образцу, согласно которому необходимо поступить в вуз.

Профессиональные нормы регулируют отношения между коллегами, облегчают выполнение служебных обязанностей.

Статистические нормы выражают некие свойства, присущие большинству людей, событий.

Например, для большинства супружеских пар России является нормой иметь одного-двух детей.

Каждое общество имеет средний показатель рождаемости, смертности, дорожно-транспортных происшествий, самоубийств, браков, разводов и т. д.

Подобные нормы никто не предписывал, и в этом смысле они также оказываются фактически сложившимися.

Существует диалектика норм общества, их взаимный переход и противоречие.

Например, официально установленные нормы и нормы фактически сложившиеся могут не соответствовать друг другу.

Скажем, повсеместно не соблюдаются правила дорожного движения пешеходами; игнорируются нормы выгула собак в городах, запреты посещать лес в засуху и т.п.

Фактически сложившиеся нормы могут получать статус официальных.

Так произошло в нашей стране на рубеже 80- 90-х годов, когда перепродажа товаров народного потребления была узаконена.

Большинство социальных норм складывается как результат отражения в сознании и поступках людей объективных закономерностей функционирования общества.

Нормы облегчают индивиду вхождение в группу, социальную общность, помогают взаимодействию людей, способствуют слаженному выполнению функций социальных институтов.

Однако отражение объективных закономерностей может оказаться неадекватным, искаженным, вообще противоречивым.

В этом случае установленная норма окажет дезорганизующее действие.

Выходом из ситуации станет отклонение от нормы.

Получается, что анормальной является норма, а отключения от нее - нормальны.

Иногда такое происходит вследствие волюнтаризма законодателей, когда официально закрепленные нормы нарушают функционирование системы.

Это, например, антиалкогольные кампании в США (20-е годы) и СССР (80-е годы), когда возникли подпольные организации по продаже алкоголя.

Это также попытка некоторых теоретиков оправдать взяточничество (конец 80-х - начало 90-х гг. в России) и трактовать его как нужную плату за дополнительную услугу, что способствовало еще большему росту коррупции.

Нормы общества, равно как и другие элементы культуры, имеют тенденцию к консерватизму.

Однако социальные системы под воздействием внешних и внутренних процессов изменяются.

Нормы, адекватно отражавшие социальные отношения в прошлом, уже не отвечают запросам изменившейся системы.

Только отклонение от них дает возможность выйти из затруднительного положения.

Проходит время и отклонение превращается в норму, норма - в отклонение.

Теперь непосредственно переходим к анализу девиантного, т. е. отклоняющегося, поведения.

Средства массовой информации обращают внимание чаще всего на крайние формы девиаций: убийства, изнасилования, проституцию, наркоманию, самоубийства.

Однако диапазон девиантности значительно шире, чем перечисленные негативные явления.

Об этом ниже.

Сейчас обратим внимание на то, что девиантность - оценочное понятие.

Одни формы поведения одобряются, другие, наоборот, осуждаются группой или обществом.

Представления людей о «позитивном» и «негативном» не являются постоянными величинами.

Они меняются как во времени, так и в пространстве.

Изменения во времени означают, что у одного и того же народа один и тот же поступок может расцениваться в одну эпоху как позитивный, а в другую - как негативный.

Например, отток евреев из СССР воспринимался большинством как проявление непатриотизма, приспособленчества.

Сейчас же отношение к эмиграции стало более терпимым, как, впрочем, и к женщинам, вступающим в брак с иностранцами из развитых стран.

Изменения в пространстве необходимо рассматривать в контексте культур.

Изменения в физическом пространстве касаются различия культур народов.

Например, американский социолог Н. Смелзер утверждает, что

в небольшом городе Канзасе проституция считается нелегальной и девиантной,

в Рено она узаконена, но не вызывает одобрения,

в Париже - легальная и не вызывает осуждения.

Различие оценок девиантности в социальном пространстве понимается как различие культурных представлений групп и слоев, составляющих одно общество.

Например, мелкое хулиганство в подростковой среде считается едва ли не доблестью, проявлением «истинно мужских» качеств, а взрослые имеют совершенно иное мнение об этом.

Таким образом, норма и девиантность - явления весьма относительные.

2. Социальные факторы девиантного поведения

В чем причины и социальные факторы девиантного поведения?

Как мы уже выяснили, на самом высоком уровне обобщения, то есть на уровне социальных систем,
девиантность есть реакция социальной системы на изменения внешней среды и выступает способом адаптации к ней.

Однако в объяснении индивидуальных, личностных мотивов нарушения норм подобная констатация оказывается недостаточной.

Одна из первых попыток объяснить девиантное поведение принадлежит Э. Дюркгейму в его концепции аномии.

Под аномией он понимал состояние общества, при котором отсутствует четкая непротиворечивая регуляция поведения индивидов, образуется нормативный вакуум, когда старые нормы и ценности уже не соответствуют реальным отношениям, а новые еще не утвердились.

Состояние аномии - ситуация, когда авторитет некогда общепринятых норм поколеблен.

Это приводит к повышению уровня различных форм девиантного поведения, в частности преступлений и самоубийств.

Например, рост самоубийств в этом случае связан с тем, что человек остается «один на один» со своей проблемой: он не может приспособиться к новым условиям и утрачивает связь с обществом.

Дальнейшее развитие концепция аномии получила в трудах Р. Мертона.

Дюркгейм рассматривал аномию как проявление нестабильного общества.

Мертон же распространил это понятие применительно к стабильному, нормально функционирующему обществу.

Согласно его мнению, аномия есть следствие рассогласования между определяемыми культурой ценностями (целями) и социально организованными средствами их достижения.

При этом доступ к ценностям через законные средства открыт не всем.

Он зависит от принадлежности индивида к той или иной группе социальной структуры.

Например, лица, занятые тяжелым неквалифицированным трудом и входящие в низшие имущественные слои общества, не имеют возможности с помощью законных банковских операций умножать свое богатство.

Поэтому, чтобы добиться общезначимой ценности - материального успеха, обращаются к социально неодобряемым средствам (воровству и др.).

Таким образом, индивид адаптируется к нормам и ценностям общества.

Мертон называет пять форм адаптации:

конформизм,

инновация,

ритуализм,

ретритизм,

мятеж.

Лишь конформизм оказывается не девиантной формой.

Индивид одобряет ценности общества и достигает их законными средствами.

Инновация - форма адаптации, когда человек обходит закон и моральные нормы.

Ритуализм - форма адаптации, когда человек отказывается от целей как недостижимых, соблюдая при этом предписания общества.

Ретритизм - форма адаптации, когда человек становится равнодушен к целям и нормам, уходя от борьбы за «место под солнцем».

Мятеж - форма адаптации, когда человек ищет замену ценностям и средствам их достижения, осознавая несовершенство социальной системы.

Источником рассогласования ценностей (целей) общества и средств их достижения, помимо личностных мотивов, является социальное неравенство людей.

Т. Парсонс объяснял аномию, а следовательно, и возникновение девиантных мотиваций, невыполнением ожиданий.

Поведение индивида может не соответствовать ожиданиям окружающих, равно как и окружение не всегда совпадает с ожиданиями индивида.

В результате возникает напряжение как психологическое состояние личности (фрустрация) и напряженность в отношениях с другими людьми.

Реакция индивида на фрустрирующие факторы бывает двоякой:

приспособленческой;

отчужденной.

По форме:

активной,

пассивной.

«Приспособленческая активная» ориентация ведет к иновации.

«Приспособленческая пассивная» - к ритуализму.

Американский социолог А. Коэн исходит из таких же посылок, что и Т. Парсонс.

Он отмечает, что социальные системы устроены таким образом, что люди в них в той или иной степени испытывают напряжение.

Однако большинство не нарушает общепринятые нормы, т. е. являются конформистами.

Следовательно, существует не только отклоняющийся способ снятия напряжения.

Девиантное поведение чаще всего вызывает большую напряженность, чем конформизм.

И связано оно с определенной долей риска.

Перед индивидом стоит альтернатива:

конформизм или

девиация.

Что выбрать, человек решает самостоятельно согласно собственным моральным критериям.

Например, личность с гомосексуальными наклонностями может и не дать волю этим наклонностям, поскольку нравственная цена гедонистических приобретений будет слишком высока, ибо однополые сексуальные связи в общественном мнении не только считаются «дурными», но также означают отрицание мужского достоинства.

Решение индивида - какую форму поведения избрать - зависит от референтной группы - того сообщества, которое в глазах личности является образцом.

Однако, индивид имеет другие варианты решения этой проблемы.

Во-первых, он может найти группу, где поступки, беспокоящие его, не осуждаются, и обратить для себя эту группу в референтную.

Во-вторых, индивид, настроенный более решительно, создает совместно с единомышленниками новую референтную группу, в которой он будет иметь психологический комфорт.

Например, полицейский, берущий взятки в сговоре с сослуживцами, или врач, создавший подпольную клинику по производству абортов, в обществе, где подобная услуга запрещена, не испытывают таких нравственных мук, какие бы они имели, действуя в одиночку.

В-третьих, личность может действовать в одиночку, без всякой поддержки со стороны окружающих.

Это - наиболее трудный жизненный выбор для индивида.

Помимо индивидуальных мотивов девиантного поведения А. Коэн исследует социальные факторы роста отклонений.

Важнейшим среди факторов является индустриализация.

Общество, где происходит бурное развитие промышленности и средств коммуникации, создает массу рабочих мест на всех уровнях государственного аппарата, экономики, науки и т.п.

Все возникающие рабочие места не могут заполнить только представители элиты общества.

Следовательно, на творческие и вообще на «теплые места» рекрутируются индивиды из других групп.

Это дает надежду тем, кто раньше не имел никаких шансов на улучшение жизни.

У людей возникают большие претензии.

Они поощряются господствующей идеологией, поскольку экономической системе нужны конкурирующие кадры.

Честолюбие - стимул к учебе и погоне за успехом.

Однако в действительности возникает противоречие между надеждами, притязаниями и реальными возможностями.

Эти противоречия порождают разочарования.

Разочарования в свою очередь к ослаблению действия норм и социальных институтов.

В конечном итоге это приводит к отрицанию авторитета норм.

Девиантное поведение можно объяснить состоянием социальной неустроенности индивида.

Социальная неустроенность - это такая позиция, занимаемая человеком, которая не соответствует ни его способностям, ни достигнутому уровню развития общества.

Например, философ по образованию работает вахтером или истопником, высококвалифицированный слесарь - сторожем на автостоянке.

В этом случае индивид испытывает психологическое напряжение вследствие невостребованного профессионального потенциала.

У него может возникнуть мысль о восстановлении справедливости с помощью каких-либо обходных путей.

Другой пример. Индивид не может себе позволить приобрести даже черно-белый телевизор, в то время как окружающие его люди имеют цветные телевизоры последних марок.

Здесь речь идет о социально-экономической позиции человека, заметно уступающей потребительскому стандарту общества.

Социальная неустроенность может не переживаться человеком остро.

Например, многие сельские пенсионеры свыклись с ситуацией, когда их быт обеспечивается лишь самыми элементарными благами.

Однако чаще люди так или иначе реагируют на имеющийся контраст в социальных позициях.

Формы реагирования разнообразны, в том числе в виде хулиганства как импульсивного протеста.

3. Негативные формы девиантного поведения

Каким бы относительным ни было соотношение нормы и девиантности, принято различать:

-
позитивные формы отклоняющегося поведения;

- негативные формы отклоняющегося поведения.

Можно изобразить некоторый континуум, т. е. числовую прямую с двумя крайними точками.

На одной половине этой прямой будут располагаться негативные действия, поступки и привычки:

- пьянство,

- хулиганство,

- наркомания и т. п.).

На другой половине - позитивная девиантность:

- героизм,

- творческое прозрение,

- сверхинтеллигентность и др.).

Как известно мнения людей разнообразны и нередко противоположны.

В силу этого критерием оценки поведения не может для нас являться суждение одного даже самого авторитетного человека.

Исследуя девиантное поведение как социальное явление, мы оцениваем, действия с двух позиций:

а) последствий для общества,

б) соответствия ценностям, нормам, реальной практике поведения статистического большинства группы и общества.

Последствия могут быть деструктивными и конструктивными.

Например, пьянство несет разрушительный потенциал для генофонда народа.

Наоборот, открытия и изобретения способствуют процветанию общества.

Почему изобретателей и героев относят к девиантам?

Во-первых, что большинство людей не совершает выдающихся поступков и действий.

Во-вторых, то, что присуще большинству, является фактически сложившейся нормой поведения.

Таким образом, героические поступки или творческое озарение девиантны в статистическом отношении, так как они всегда оказываются в меньшинстве.

Рассмотрим негативные формы девиантного поведения.

Их три группы:

1) преступления;

2) «преступления без жертв»;

3) отклонения, не противоречащие нормам.

1) Убийства, кражи, изнасилования, терроризм и др. - это крайние формы девиантного поведения.

О них отдельный разговор.

2) «Преступления без жертв».

Этой фразой обозначают такие действия людей, от которых негативные последствия испытывают сами субъекты действия.

Например, от употребления наркотиков разрушается личность самого наркомана.

К названной группе девиантного поведения относятся также пьянство, проституция, сексуальная неразборчивость.

Причины анализируемого поведения необходимо искать не только в сфере воспитания, сколь бы важной она ни являлась.

Ответ дает исследование различных факторов социального происхождения.

Пьянство. Это явление широко распространено в России.

Один из исторических корней этого явления находится в особенностях труда зоны рискованного земледелия.

Российский крестьянин должен, сконцентрировав все силы, в кратчайший срок проводить полевые работы.

В противном случае он рискует вообще остаться без урожая.

Физическое и психологическое напряжение требует разрядки.

Для этого устраиваются всевозможные праздники.

Но самый простой путь расслабления - алкоголь, норма которого все возрастает по мере привыкания организма.

Индустриализация и рост городского населения не уменьшили тягу к спиртным напиткам.

Наоборот, алкоголизация резко прогрессировала.

Эту проблему исследовали многие российские социологи и психологи на рубеже XIX-XX вв.

Большинство склонялось к мнению о компенсаторной функции алкоголя.

Напряженный режим труда, неудовлетворительные санитарно-гигиенические условия быта не позволяли рабочему полноценно восстанавливать силы.

Спиртные напитки, хотя бы в иллюзорной форме, восполняли недостающее.

В советское время и теперь, несмотря на существенное улучшение условий труда и быта, алкоголизация населения, особенно рабочего класса, продолжала и продолжает прогрессировать.

Причина - все в той же компенсаторной функции спиртных напитков.

Труд индустриального рабочего до сих пор остается напряженным, зачастую физически тяжелым, монотонным.

Течение жизни субъекта такого труда не отличается разнообразием, изо дня в день все тот же станок или конвейер, все тот же ритм труда и распорядок трудового дня.

Рабочий вполне осознает собственную перспективу - такая стезя однообразия уготована на всю оставшуюся трудовую биографию.

Особенно угнетающе это ощущается на фоне преуспевающих ровесников, занявших иные ниши общественного разделения труда.

Алкоголь оказывается опять же средством погружения в мир иллюзий, ухода от столь непривлекательной действительности.

Наркотики употребляли еще в древности.

Например, аборигены Камчатки принимали настой мухомора.

В культуре народов Востока наркотики занимают отнюдь не последнее место.

Не чужда им была и богемная среда России начала XX в.

Однако только в XX в. наркотизации стали подвергаться все регионы мира и все социальные слои.

Распространение наркотиков превратилось в самый доходный бизнес.

Биологические и социальные корни наркомании аналогичны пьянству, но последствия еще более разрушительны.

Наибольшее распространение наркотики находят в молодежной среде.

Это связано не только с консервативной привычкой более зрелых поколений продолжать «тянуться к рюмке» в то время, когда имеется широкий выбор иных средств «самозабвения».

Именно в молодом возрасте людям в наибольшей степени свойственно взаимное подражание и безотчетная солидарность.

Это оказывается выгодно тем, кто распространяет наркотики.

Однако факт лавинообразного развития наркотизма в России можно объяснять не только «падением железного занавеса».

Это связано с особенностями социальной системы, закрывающей многим молодым людям жизненную перспективу.

Бедность,

невозможность получить образование,

получить стабильную работу,

создать семью,

вероятность в армии попасть на войну, непонятную и всеми осуждаемую - это реалии современной России.

В такой ситуации предупреждения о вреде наркотиков оказываются малоэффективными.

Проституция процветает не только потому, что в последние годы образ «интердевочки» усиленно романтизировался.

Причина и в том, что в условиях рынка есть люди, которым нечего продать кроме себя самого.

Они не имеют такого образования и профессии, которые бы обеспечили им сносное существование.

Это чаще всего молодые женщины из небогатых семей, приехавшие в столицу или индустриальный центр с целью «устроиться в жизни».

Очевидно, что имеется особенный психологический склад, обладатели которого несут тенденцию к проституции при любой социально-экономической системе.

Однако развитие или свертывание тенденции напрямую связано с условиями жизни большинства, предоставляемыми господствующей системой отношений в обществе.

3) Отклонения, не противоречащие общепринятым нормам, - это такие формы поведения, которые вписываются в рамки «благопристойного» поведения, но на уровне представлений о должном считаются «вредными», «странными», «бесполезными», «ненормальными».

Это азартные игры, аутизм Аутизм - погружение в мир личных переживаний с активным отстарнением от внешнего мира., нарцистическое поведение, фанатизм, самоубийство.

За исключением суицида, вред от подобных девиаций косвенный.

Например, карточная игра, если в условия проигрыша не закладываются деньги, услуги и т. п., является безобидным занятием.

Тем не менее, оказывается времяпрепровождением, не развивающим личность.

Азартные игры являются формой ухода человека от реальной действительности.

Он весь поглощается страстью, которая, по большому счету, вызвана искусственно.

Например, ребенок, проводящий часы за компьютером,

- не замечает происходящее вокруг него,

- забывает о существовании ровесников,

- нервничает по поводу движения фигурок на экране,

- тем самым расшатывает нервную систему.

Как заметил Д. Белл, для людей определенного типа азартные игры - биологическая потребность.

Игры придают реальность их мечтам.

В этой связи подобных людей не остановят никакие соображения бережливости и здравого смысла.

Аутизм затруднение социальных контактов, оторванность от социального окружения, чрезвычайная замкнутость.

Такое поведение зачастую связано с проблемами социализации.

Личность вынуждена дистанцироваться от других.

В конечном же счете - от окружающей реальности.

Компенсацией для нее является жизнь в замкнутом мире одиночества, фантазий и грез.

Социальной причиной подобного поведения является факт дифференциации людей на шкале престижа.

Если индивид отстает от окружающих в приобретении символов успеха, он

- либо находит себе равных по рангу и общается с ними,

- либо замыкается в одиночестве.

Нарцистическое поведение - демонстративное сосредоточение внимания других на себе, на своей персоне.

Чтобы привлечь внимание окружающих, «нарцисс» доводит свое поведение до эпатажа (шокирующего впечатления):

- броско одевается,

- без повода источает запах дорогих духов,

- на собраниях высказывается только с сенсационными сообщениями и т.п.

Основные источники формирования нарцистического поведения заключаются:

- во всеобщем и неусыпном внимании взрослых к единственному ребенку в семье,

- в личных трудностях человека, когда он начинает действовать «от противного».

Обойденный вниманием аутсайдер вместо того, чтобы испытывать гнетущий комплекс неполноценности, выбирает эпатаж.

Он навязчиво демонстрирует свою необычность.

Социальный вред от нарциссизма возникает тогда, когда носитель этого поведения начинает чрезмерно претендовать на особое место в социальной иерархии.

Фанатизм является слепой приверженностью какой-либо идее, доктрине.

Это - следствие односторонности личности.

Он чреват непредсказуемыми последствиями.

Его носитель может прийти как к большой победе, так и к огромному провалу.

Фанатизм не признает инакомыслия.

Поэтому он пытается вовлечь «под свои знамена» других.

Те, кто не согласен, оказываются в числе противников.

Самоубийство. Подробный анализ социальных причин суицида принадлежит Э. Дюркгейму.

Он, опираясь на статистику, пытался количественно измерить прогресс счастья общества.

Э. Дюркгейм отмечал, что самоубийство есть следствие страданий.

Чем больше людей добровольно уходят из жизни, тем больше в обществе страданий, а следовательно, меньше счастья.

Страдания и счастье - величины обратно пропорциональные.

Дюркгейм выявил, что по мере индустриального развития общества страданий становится больше, так как растет статистика самоубийств.

Динамика суицида в современной России весьма неутешительна, особенно в первой половине 90-х годов.

Некоторые причины этой ситуации находятся на поверхности

- состояние безысходности значительного числа наших сограждан, полученное вследствие проводимых в стране «реформ».

4. Позитивная девиантность.

Наибольший интерес всегда вызывает такое свойство личности, как
гениальность.

Самодеятельным творчеством, прежде всего художественным, занимаются миллионы людей.

Профессиональным творчеством - тысячи.

Однако вершин мастерства достигают немногие.

На вершине успеха оказываются особо одаренные природой индивиды.

Свою жизнь они посвящают либо искусству, либо науке, либо изобретательству.

Однако образ жизни таких людей зачастую бывает непонятен окружающим

- они либо не имеют семьи,

- либо отказываются от бытового комфорта,

- либо непрактичны в повседневных делах и т.п.

- либо чрезвычайно капризны,

- либо придирчивы к мелочам,

- либо расточительны,

- либо допускают нелепые выходки и т.п.

Девиантность творчески одаренных людей, нашедшая выход в художественных произведениях,

- помогает гражданам понять себя и окружающий мир,

- наслаждаться жизнью.

А научные открытия способствуют прогрессу различных сфер человеческого бытия.

Принципиальность.

В повседневной практике люди поступают довольно гибко: отстаивают свои интересы исходя из ситуации.

Мало кто идет на конфликт с господствующим мнением.

Иначе говоря, большинство остается конформистами.

Однако есть люди, которые не могут ни при каких обстоятельствах изменить собственные убеждения и активно их отстаивают.

Они рискуют быть

- непонятыми,

- изолированными,

- осмеянными,

- лишенными привычного круга жизненных благ.

Принципиальные люди часто бывают неудобны окружающим, от них избавляются в трудовых коллективах и организациях.

Однако без их фактически девиантного поведения социальные структуры с большей степенью вероятности приходят в упадок.

Сверхинтеллигентностъ.

Ею обладают люди, воплощающие своим обликом и поведением эталон этикета и морали.

Они всегда вежливы, подтянуты, начитаны, участливы, отличаются мягкостью манер, склонны уступать, не навязывают своего мнения, не пренебрежительны в отношении к кому-либо.

Поведение таких людей одобряется окружающими.

Но следовать их примеру не торопятся.

Совершенно очевидно, что перечисленные черты сформированы не сверхмотивацией к интеллигентности.

Они сформированы особенностями личной судьбы и образа жизни, которые навряд ли можно скопировать.

Деление девиантности на позитивную и негативную условно.

Это связано с условностью различия нормы и отклонения от нее.

Некоторые виды девиантного поведения весьма сложно оценить однозначно под углом зрения общественной пользы или вреда.

К примеру, значение гомосексуализма в настоящее время широко дискутируется в нашем обществе.

Гомосексуалисты всегда будут считаться девиантами, так как их меньшинство.

Негативный аспект гомосексуализма очевиден:

- он не ведет к деторождению (не выполняется главная биологическая функция секса),

- в его сферу могут вовлекаться индивиды, не предрасположенные к подобному отклонению,

- ломаются судьбы людей.

Вместе с тем, как показывает исторический опыт, гомосексуализм иногда является надежной основой человеческой солидарности и сплоченности.

Например, в древних Фивах существовал особый отряд, состоящий из геев.

Он считался непобедимым, поскольку, как писал Ксенофонт, «нет сильнее фаланги, чем та, которая состоит из любящих друг друга воинов».

Гомосексуальная сплоченность использовалась «сильными мира сего» для решения собственных политических проблем.

Но эта сплоченность также была опасна властям, если гомосексуалисты находились в числе приближенных.

Известно, как расправился Гитлер с кликой Рема, которая обрела устойчивость благодаря гомосексуализму ее ведущих участников.

Гитлер понимал, что связь чиновников из его окружения на иной, неслужебной основе неподконтрольна фюреру.

Значит, непредсказуема и чревата для него потерей власти.

В определенной мере положительное значение имеет аутизм.

Затворническая жизнь некоторых писателей и поэтов помогает им сосредоточиться на создании неординарных произведений.

Например, А. Грин, пребывая в мире грез, отразил его в своих книгах.

Воображаемая реальность, возникшая благодаря автору, до сих пор помогает читателям отвлечься от рутинной повседневности.

Хотя в реальной жизни А. Грин испытывал затруднения в налаживании элементарных человеческих контактов.

Кроме того, известно, что немало талантливых ученых, композиторов, актеров, писателей и т.п.

- чрезмерно увлекаются алкоголем,

- приобщаются к наркотикам,

- не брезгуют пользоваться услугами проституток,

- играют в азартные игры,

- намеренно шокируют публику всевозможными выходками.

Подобный парадокс пытаются объяснить наличием в человеке двух начал.

Девиантность изображается подобно положительному и отрицательному зарядам.

Их соединение только и может обеспечить горение лампы.

Вероятно, одаренные люди находятся «по ту сторону» от господствующих представлений о норме и отклонении.

Такая ситуация приносит немало страданий как близким, так и самим дарованиям.

Вообще роль страдания в творчестве достаточно велика.

Вершин творчества часто достигают люди, раздираемые внутренними противоречиями.

Их жизнь соткана из одобряемых и неодобряемых девиаций, сомнений, душевных мук.

Заключение

Роль социальной среды в формировании социальных отклонений вплоть до преступного поведения признается и западными учеными. Поэтому должны быть и новые социальные программы борьбы с отклонениями. Они должны способствовать социальной терапии всего общества, повышению его физического здоровья, культуры и благосостояния. Только путем изменения организационной культуры общества можно выйти на более высокие уровни социальных отношений, что будет способствовать росту социальных форм поведения населения.

Список используемой литературы

1. Афанасьев В., Гилинский Я. Девиантное поведение и социальный контроль в условиях кризиса российского общества. - СПб., 1995.

2. Бачинин В.А. Антропология анормативного поведения // Общественные науки и современность. - 2001. - № 3.

3. Гилинский Я.И. Социология девиантного поведения как специальная социологическая теория // Социологические исследования. - 1991. - № 4.

4. Кармадонов О.А. Социальная девиация как фактическая ценностно-нормативная модель // Социально-гуманитарные знания. - 2001. - № 6.

5. Касьянов В.В. Социология права: учебное пособие / В.В. Касьянов, В. Н. Нечипуренко. - Изд. 2-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2002.

6. Курганов С.И., Кравченко А.И. Социология для юристов. - М., 2000.

7. Лапаева В.В. Социология права: Краткий учебный курс / В.В. Лапаева; Под ред. В.С. Нерсесянца. - М.: Издательство НОРМА, 2000.

8. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо или зло? // Социологические исследования. - 1998. - № 9.

9. Социология права: Учебное пособие / Под ред. В.М. Сырых. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юридический Дом «Юстицинформ», 2002.

10. Юридическая социология. Учебник для вузов. - М., 2000.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты