рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Шпоры по истории социологии

Шпоры по истории социологии

|Социология Огюста Конта, основные принципы|Эволюционная социология Спенсера. |

|и понятия. |Герберт Спенсер (1820-1903) |

|Основоположник научной социологии Исидор |-”Социологическая статика” и “Принципы |

|Огюст Мария Франсуа Ксавье Конт |социологии”. Продолжил и развил |

|(1798-1857): “План научных работ |социологическую традицию К., хотя не |

|необходимых для реорганизации общества” - |считал его своим учителем. С. считают |

|1822, “Курс позитивной философии” - 1842, |основоположником социал-дарвинизма. |

|”Система позитивной политики”- 1854 |Согласно С. - общество - сверхорганический|

|(социальная статика и социальная |агрегат, развивающийся по законам |

|динамика). К, полагал, что законы развития|эволюции. Эволюция - осуществляется в |

|общества схожи с физическими и |борьбе за существование между обществом и |

|биологическими законами. Признаками |окружающей средой и различными обществами.|

|общества являются территория, население, |В этой борьбе страх перед живыми и |

|совершенная власть и правительство. В |мертвыми выливается в конфликт. Страх |

|иерархии наук 1) каждая высшая ступень |перед живыми порождает политические |

|зависит и низшей, 2) с каждым новым этапом|действия, выражающиеся в милитаризме и |

|знание усложняется 3) социология занимает |порождающие социальную организацию и |

|ведущее место в системе наук. Для |государство; страх перед мертвыми - |

|социологии характерны 4 метода познания: |религию, как основу культуры. Социальная |

|наблюдение, эксперимент, сравнение, |политика призвана исходить из |

|исторический метод. Выводы должны не |эмпирического изучения |

|зависеть от позиции исследователя. Такой |социально-культурного контекста явлений, |

|подход он назвал позитивным (позитивизм). |ее значение в том, чтобы дать естественный|

| |ход процессу эволюции, освободив его от |

|Общество представляет собой “коллективный |произвола отдельных индивидов и групп. |

|организм” в основе развития которого лежит|Исходя из этого С. сформулировал закон |

|развитие всех членов коллективности, |“равной свободы”. Главная задача |

|ориентированного на достижение консенсуса.|государства - обеспечение соблюдения |

|Социальный прогресс проявляет себя как |закона равной свободы. |

|увеличение специализации функций. Индивиды| |

|- компоненты социального организма и части| |

|социальной ткани - неизменны, общество | |

|развивается через совершенствование | |

|(гармонизацию) связей между индивидами. | |

|Стадии прогресса: 1)теологическая | |

|2)метафизическая 3)научная. Главную | |

|ценность социологии К. видел в применении | |

|к обществу научных принципов реформизма. | |

|Механизмами социальных реформ К. считал | |

|три силы и класса: материальную (деловые | |

|люди и лидеры о-ва), интеллектуальную | |

|(ученые социологи и священники) и | |

|моральную (женщины). | |

|Социология Э.Дюргейма. |Формационная теория Карла Маркса. |

|Э.Дюркгейм (1858-1917) “Правила |К.Маркс (1798-1883) и Ф.Энгельс - критик |

|социологического метода”- - ввел понятие |капитализма - считается творцом концепции |

|“социального факта”, которые он считал |социального конфликта: уничтожения |

|независимыми от воли и сознания людей и |общества и замены его более справедливым. |

|являющихся принудительной силой, |М. выступал за революционный путь |

|заставляющих людей действовать |преобразований. Развитие общества по М. |

|определенным образом. Д. подразделял сой. |происходит путем качественных скачков от |

|факты на материальные (демографические, |одной общ,-экон. формации к другой |

|географические и т.д.) и духовные |(Перв.-общ, об-во, рабовладение, |

|-коллективные представления (привычки, |феодализм, капитализм, социализм). |

|традиции, обычаи, правила поведения). |Развитие общества -объективно-исторический|

|Общество по Д. - самостоятельное бытие, |процесс, независимый от воли и сознания |

|наделенное превосходством над индивидом. |людей, в его основе лежит развитие |

|Главным критерием соц. развития Д. считал |экономических отношений. Каждая формация |

|“социальную солидарность”, а силой |характеризуется определенным уровнем |

|созидающей социальное целое - разделение |развития производительных сил (технологии |

|труда. Солидарность покоится на |и машины) и производственных отношений |

|коллективном сознании - традициях и |(классы и институты), характеризуемых |

|верованиях, которые разделяют члены |понятием способ производства. |

|общества. Коллективное сознание отражает |Противостоянию классов он придавал |

|характер народа, но независимо от него. |абсолютное значение. Вся история до |

|Разделение труда обуславливает обмен, |капитализма рассматривалась, как история |

|юридической формой которого является |нарастания антагонизма между |

|договор и взаимные обязательства членов |эксплуатирующими (присваивающими |

|общества, созидающие сотрудничество и |общественное богатство) и эксплуатируемыми|

|кооперацию. Д. различает механическую и |(создающими общественное богатство) |

|органическую солидарность. Первая покоится|классами. Отсюда следует, что дальнейшее |

|на принуждении, вторая на терпимости и |общественное развитие возможно только |

|демократии. Значительное место в системе |путем уничтожения одних классов другими, |

|коллективных представлений и механизмах |отменой частной собственности и заменой |

|солидарности Д. отдавал религии, включив в|классового общества бесклассовым. |

|нее всю систему верований, развил |Рассмотренные социологические концепции в |

|концепцию “религии без Бога”. |той или иной мере относятся к |

| |позитивистскому направлению в социологии -|

| |утверждению примата общества и его |

| |структур над человеком. Человек |

| |рассматривается как универсальное |

| |существо, а его природные способности и |

| |мотивы - оказываются вне внимания |

| |социолога. Противоположное направление в |

| |социологии, исходящей из природных свойств|

| |и мотивов людей, носит название |

| |“понимающей социологии”. Родоначальником |

| |этого направления можно считать Ф. |

| |Тённиса. |

| | |

| |Социология Зиммеля (принципы и понятия). |

|Социология Тенниса (основные работы, |Георг Зиммель ( 1858-1918) - Основатель |

|принципы, понятия). |формальной социологии, представитель |

|Фердинанд Тённис (1855-1936) - “Общность и|“философии жизни”. Настаивал на |

|общество”, “Введение в социологию” - |противоположности законов природы и |

|рассматривает социологию как науку о |общества, так как “жизнь” понималась им |

|человеке, его физической, психической и |как процесс “творческого становления”, |

|социально-природной сущности. Соц. сущность|неисчерпаемый рациональными средствами и |

|человека по Т. заключается в его |постигаемый интуитивно. “Переживание |

|мыслительных способностях, определяющих |жизни” объективируется в многообразных |

|существование людей. Человеческие мысли |формах культуры. “Трагедия жизни” - |

|находят выражение в формах человеческого |противоречие между творчеством и |

|бытия: обществе, церкви, государстве. |застывшими формами культуры. |

|Общество является выражением взаимосвязи |З. считал, что над миром конкретного бытия|

|людей, к которым относятся симпатии и |возвышается мир идеальных ценностей - |

|антипатии, доверие и недоверие, свобода и |чистая форма, фиксирующая устойчивые, |

|обязанности. Эти социальные связи Т. |универсальные черты социальных явлений.. |

|определяет как общественные сущности, |Чистая форма - это отношения индивидов |

|определяющие общественное поведение и |изолированные от конкретных мотивов и др. |

|сущности индивидов. Связи порабощают |психологических актов. В центре внимания |

|человека если он не осознает их, осознание |соц. концепции З. находятся “человеческие |

|помогает представить зависимость как |взаимодействия” опосредованные формами |

|естественную, как взаимозависимость и |обобществления (культурой). З. называл |

|управлять ей, освобождаясь от порабощения.|социологию “геометрией социального |

|Результатом осознания является появление |взаимодействия”, представляя ее как |

|общественной воли, составляющей основу |формально-логическую общественную теорию. |

|общества и общности (общины). Воля |Проявлениями человеческого взаимодействия |

|проявляет себя в двух формах - простой |З. считал подчинение и господство, |

|(сущностной или эмоциональной) и |специализацию и дифференциацию функций в |

|рациональной - осознанной. Высшим |процессе деятельности, явления конфликта и|

|выражением эмоциональной воли является |соперничества, образование партий и т.д. |

|творчество, рациональной - производство. |Формами взаимодействия являются ассоциация|

|Тённис разделяет понятие общества, где |и диссоциация. Ассоциация индивидов |

|господствует рациональная воля и общности |предполагает их права и обязанности, |

|(общины), где господствует естественная, |поэтому общество З. рассматривал как |

|эмоциональная воля. Ассоциации, где |систему отношений, способную обуславливать|

|перемешаны общество и общности (общины) Т. |обязанности индивидов.Процессам ассоциации|

|называет общественными системами и |противостоят процессы диссоциации, |

|различает: социальные связи -общины |выливающиеся в конфликт. Высшей формой |

|(общности по духу), коллективы (симбиоз |конфликта является конфликт между |

|духа и выгоды) и организации (общности на |творчеством и культурой, обуславливающий |

|основе выгоды). Социальность основанная на |обязанности и ограничение свободы индивида|

|общности (коммунизм) в ходе исторического |в ассоциации. |

|прогресса заменяется общественной | |

|социальностью (государством) , высшим | |

|выражением которой Т. считал | |

|“международный социализм”. | |

|Социология М.Вебера (основные работы, |Классификация наук Огюста Конта. |

|принципы). |Идея объединения наук, сведения всей |

|Макс Вебер (1864-1920) “Протестантская |совокупности знаний к ограниченному числу |

|этика и дух капитализма”, “Хозяйство и |простых и ясных положений, например, к |

|общество”. Вебера иногда называют |законам Ньютона, было популярно еще в 18 |

|капиталистическим Марксом, поскольку он |веке. Однако Конт стремился к |

|разрабатывал социологию экономического |органическому синтезу наук, при котором их|

|поведения людей. Исходным тезисом В. |законы, хотя и связанные иерархически, не |

|является тезис о том, что |сводятся к простым законам физики. Конт |

|конкретно-историческая констатация |пытался рассмотреть вопрос о том, как |

|действительности (социальные факты) не |каждая из основных наук относится к своей |

|могут дать нам знания о ней. Главным |позитивной системе и какое ее направление,|

|инструментом познания у В. выступают т.н. -|то есть определить науку с двух сторон: ее|

|идеальные типы - теоретические категории. |существенные методы и ее основные |

|Они конструируются для соотнесения с |результаты. |

|реальностью и таким обр. служат |Огюст Конт классифицирует науки по |

|инструментом исследования. Примерами И.Т. |нескольким основаниям: |

|являются бюрократия, религия, капитализм и|историческому (но времени и |

|т.д. Вместе с тем, социальные типы |последовательности возникновения), |

|предшествуют социальному действию и |логическому (от абстрактного к |

|определенным образом ориентируют его. В. |конкретному), по сложности предмета |

|выделил четыре типа социального действия: |исследования (от простого к сложному), по |

|1) целерациональный 2) |характеру связи с практикой. В результате |

|ценностнорациональный 3) традиционный 4) |основные науки расположились в следующем |

|аффективный |порядке: математика, астрономия, физика, |

|На основе своего метода В. дал |химия, биология, социология. |

|интерпретацию функционирования современного|Математика, по мнению Конта, меньше всего |

|ему общества, которое он отождествлял с |зависит от других наук, является наиболее |

|культурно-историческими рамками “западной |абстрактной, простой и отдаленной от |

|цивилизации”. Участвуя в производстве |практики и поэтому возникла раньше других |

|индивид проявляет свои личностные |форм научного познания. Социология, |

|способности и компетенцию и играет роль в |напротив, непосредственно связана с |

|зависимости от этих качеств. Многообразие |практикой, сложна, конкретна, возникла |

|ролей складывается в систему социальных |позже других, так как опирается на их |

|институтов, которые на определенном этапе |достижения. |

|приобретают свою логику бытия, независимую |Конт выступает упразднителем философии в |

|от воли составляющих их индивидов, |старом традиционном смысле слова. В |

|становясь сверхличностными субъектами |представлении Конта старая метафизичная |

|социального действия и развивая системы |философия не имеет ни своего метода, |

|норм и правил, навязывают их |отличительного от методов науки. |

|индивидам,контролируют и подчиняют |Позитивная же философия является |

|последних. Сами институты эволюционизируют|систематизацией наук того, что есть |

|в суперорганизацию, цели которой уже не |«научного в науках». |

|совпадают ни с целями индивидов, ни с |Чтобы изложить позитивную философию, нужно|

|целями общества в целом. |изложить систему наук, анализ из |

|В работе “Протестантская этика и дух |предметов, методов, законов, сходств и |

|капитализма” В. проанализировал влияние |отличий. В основу классификации наук Конт |

|протестантской этики (сам он считал ее |положил из объективные признаки. Он |

|целерациональной) на становление и развитие|разделил науки на абстрактные и |

|капитализма, раскрыв эволюцию аскетических |конкретные. Абстрактные науки изучают |

|принципов протестантизма до |законы определенных явлений, которые |

|функционирования системы капитализма в |применяют эти законы к частным областям. |

|целом. |Например, биология - общая абстрактная |

| |наука, применяющая общие законы биологии. |

| |Конт выделил 5 абстрактных, теоретических |

| |наук: астрономия, физика, химия, биология |

| |и социология, соответствующие науки. |

| |Социальные явления, по Конту, отличаются |

| |наибольшей сложностью и в то же время |

| |зависимостью от других, что объявляет |

| |позднее возникновение социологии. Следует |

| |заметить и то, что социология вначале |

| |называлась Контом социальной физикой, то |

| |есть позитивную науку об обществе Конт |

| |называл вначале социальной физикой, а |

| |позднее, когда он переосмыслил ее предмет |

| |и методы исследования, он назвал ее |

| |социологией. Это переименование он |

| |объяснил не своим причастием к |

| |неологизмам, а необходимостью создания |

| |новой дисциплины, посвященной позитивным |

| |исследованиям детальных законов, |

| |свойственным обществу и общественным |

| |феноменам. |

| |Конт указывал, что социология должна быть |

| |теоретической наукой, в отличие от |

| |описательной «социальной физики» - А. |

| |Кегле. Превращение социологии в позитивную|

| |науку завершает систему позитивной |

| |философии, тем самым знаменуя наступление |

| |позитивной стадии человеческого ума и |

| |человеческого общества. Итак, то означало,|

| |что Конт совершил настоящую позитивную |

| |революцию, победу науки над схоластикой и |

| |метафизикой. |

|Социология Вильфредо Парето (1848-1923) |Социально-психологическая теория «толпы» |

|«Курс политической экономии, трактат по |Густава Лебона. |

|общей социологии» |«Психология народов и рас» Толпа и раса – |

|Основу его теории общественных процессов |две важнейшие категории. Считая, что ХХ |

|определяют человеческие поступки, |век – век толпы. Все человеческая история |

|определяемые иррациональными инстинктами. |ведет к уничтожению человека, с каждым |

|Общество-система взаимодействующих |веком человек становится все хуже. Толпа –|

|индивидов. Все в человеке это «остатки» и |это группа людей, охваченная общим |

|«производные» (деревации). «Остатки» -это |настроением, стремлением и чувствами. |

|побуждения, желания, интерес, |Первым выделил основные черты толпы: |

|«производные» - это обоснование человеком |заражаемость общей идеей, сознание |

|его поведения. Социальное неравенство- |непреодолимости своей силы, утрата чувства|

|неравномерное распределение остатков. |ответственности, нетерпимость, догматизм,|

|Общество имеет вид пирамиды: наверху |восприимчивость к внушению, готовность к |

|одаренные, внизу вожди. Общество постоянно|импульсивным действиям и бездумному |

|в равновесии, разные интересы |следованию за лидером. Толпу разделил на |

|уравновешивают друг друга. Концепция |два типа: - разнородная (уличные группы) и|

|циркуляции элит. Элита делится на правящую|однородная толпа (секты, классы). |

|(политическая и экономическая) и |Габриель Тард - теория «подражания» |

|неправящую (творческая). Циркуляция |«Социальные работы» , «Законы подражания» |

|заключается в том, что одаренные |Основу общественного развития всех соц. |

|представители низов поднимаются в |Процессов составляют межиндивидуальные |

|правящую, а из правящей элиты кто-то не |отношения – это есть основа социологии (по|

|выдерживает конкуренции и деградирует. |его мнению). «Идея подражания» - основная |

|Постоянная циркуляция – это неизбежно, не |теория. Суть теории: стремление людей |

|прекращаемо, это закон существования в |подражать. Она основная движущая сила |

|общества. Наивысшим принципом политической|прогресса. Это соизмерение своих поступков|

|жизни является власть. Идеология – это |с другмим. Первичный социальный факт |

|результат «производных». Идеология |состоит в в подражании, оно предшествует |

|существует в разных формах. Идеология это |разделению труд, взаимопомощи. Оно – |

|средство борьбы элит. |начало начал. Закон подражания действует |

| |всегда. «Прогресс невозможен без |

| |подражания» (перенимание знаний и умений) |

| |Существует три типа подражания в обществе:|

| |Взаимное (между людьми), подражание |

| |обычаям, традициям, подражание идеалу. |

| |Межклассовой борьбы не существует, т.е. |

| |она должна быть в форме сотрудничества. |

|Инстинктивизм Вилиама Макдуга | |

|Суть: все общественные явления объясняются| |

|в терминах инстинкта, стремлений, | |

|побуждений, различных импульсов, причем | |

|все это неосознанно. Профессор Гарварда | |

|«Введение в социальную психологию» Он | |

|считал, что психология – это основа любой | |

|социальной науки. Основной движущей силой | |

|являются инстинкты. Психология инстинкта. | |

|Инстинкт в его понимании, это врожденное | |

|или природное психофизическое | |

|предрасположение, которое заставляет | |

|индивида воспринимать определенные | |

|объекты, обращать на них внимание и | |

|испытывать при этом определенное | |

|эмоциональное возбуждение и действовать по| |

|отношению к ним определенным образом. | |

|Выделял порядка 20 основных инстинктов: | |

|воспроизводства, любопытства, драчливости | |

|или враждебности. | |

Вопросы по истории социологии

1. Зарождение и становление социологии как науки.

2. Классификация наук Огюста Конта.

3. Идеальные типы социологии Макса Вебера.

4. Социальная статика и социальная динамика Огюста Конта.

5. Социология и религия Макса Вебера.

6. Социал-дарвинизм как теоретическое направление в истории социологии.

7. Формационная теория Карла Маркса.

8. Социология Огюста Конта, основные принципы и понятия.

9. Социология Паретто.

10. Теория конфликта, классовая борьба и соц.революция соц.«марксизма».

11. Психоаналитическая социология Фрейда.

12. Понятие «общество» в социологии Спенсера

13. Социология Э.Дюргейма.

14. Общество и культура, психоаналитическая культура Фрейда

15. Социология «марксизма», основные принципы и понятия.

16. Теория соц.действия М.Вебера, типы соц.действий.

17. Социально-психологическая теория «толпы» Густава Лебона.

18. Эволюционная социология Спенсера.

19. Позитивизм, как теоретическое направление в истории социологии.

20. Социология Тенниса (основные работы, принципы, понятия).

21. Социологические идеи в творчестве Людвига Гумпловича.

22. Концепции конфликтов и интересов в творчестве Ратценхофера.

23. Психологический эволюционизм у Уорда.

24. Формальная социология (основные принцмпы, представители и понятия).\

25. Психологические направления в истории социологии (основные принципы и

понятия).

26. Теория циркуляции Паретто.

27. Социология М.Вебера (основные работы, принципы).

28. Социология Гарда (основные принципы и понятия).

29. Инстинктивизм Мак-Дугакка.

30. Теория «подражания» Тарда.

31. Понимающая социология (основные представители, принципы и понятия)

32. Социология Зиммеля (принципы и понятия).

33. Теория личности Фрейда.

34. «Общность» и «общество» в социологии Тениса.

35. Проблема отчуждения в социологии Зиммеля (философия денег).

36. Проблема самоубийства в социологии Дюркгейма, понятие «аномия»

| В социальном анализе О. Конт выделил два|Социальная статика и социальная динамика |

|направления: |Огюста Конта. |

|изучение социального порядка – социальную |Теория личности Фрейда. |

|статику; |структуре личности Фрейд выделяет Оно, Я, |

|изучение социальных процессов и изменений |сверх-Я (Ид, Эго, супер-Эго). |

|– социальную динамику. |Оно — это первоначальная, основная, |

|В плоскости первого исследуются |центральная и вместе С тем наиболее |

|предпосылки существования и законы |архаичная часть личности. Оно, считает |

|функционирования общественной системы, а |Фрейд,— «содержит все уникальное, все, что|

|другого – законы развития и изменений |есть при рождении, что заложено в |

|социальных систем. Французский социолог |конструкции — кроме всего прочего, |

|поставил перед собой задачу: раскрыть |следовательно, те инстинкты, которые |

|законы социального существования в его |возникают в соматической организации и |

|организованных формах и процессах |которые в Оно находят первое психическое |

|развития. |выражение в форме, нам неизвестной». Оно |

|«Всеобщее благополучие», которое ученый |служит источником энергии для всей |

|положил в центр своего понимания общества |личности, и вместе с тем Оно — целиком |

|– это последствие присущих человеку |бессознательно. Мысли или чувства, |

|врожденных психологических черт, которые |вытесненные из сознания в бессознательное |

|подталкивают его к общественной жизни. Эти|Оно, по-прежнему способны влиять на |

|черты сводятся к двум склонностям людей: |психическую жизнь человека, при этом со |

|быть в обществе себе подобных и делать |временем сила этого влияния не |

|вместе с другими добро другим. При этом |уменьшается. Оно можно сравнить со слепым |

|необходимо преодолевать эгоистические |и глухим диктатором, власть которого |

|стремления, которые подталкивают индивидов|неограниченна, но властвовать он может |

|отрекаться от гражданского положения. В |только через посредников. |

|борьбе двух инстинктов: социального |Оно развивается из Я и в отличие от |

|(альтруистического) и индивидуалистичного |последнего находится в постоянном контакте|

|(эгоистического) в историческом развитии |с внешним миром. Я защищает Оно, как кора |

|победил первый, и это реализовалось в |дерево, но при этом питается энергией Оно.|

|наиболее распространенных формах |Посредством накапливания опыта (в памяти) |

|социальной общности, таких как семья и |Я набегает опасных раздражителей, |

|трудовая кооперация. Предложенные Контом |адаптируется к умеренным и, главное, |

|законы социальной статики – |осознавая мир, посредством активной |

|дифференциация, централизация власти и |деятельности способно перестраивать его |

|развитие общей морали – стали фундаментом |себе на пользу. Развиваясь, Я постепенно |

|его видения социального порядка. |обретает контроль над требованиями Оно, |

|Изучение законов развития общества в |решая: будет ли инстинктивная |

|системе французского теоретика |потребляемость реализована сиюминутно или |

|предполагается в плоскости социальной |ее удовлетворение будет отложено до более |

|динамики. Под таким углом зрения |благоприятных обстоятельств. Таким |

|рассматриваются «законы наследования», или|образом, Оно реагирует на потребности. |

|модели изменений социальных систем во |Я—на возможности. Я находятся под |

|времени. Такие изменения обусловлены |постоянным воздействием внешних (среда) и |

|философскими доминантами социума. То есть,|внутренних ; |

|решающим фактором считается прогресс |(Оно) импульсов. Нарастание этих импульсов|

|человеческого духа. Социальный прогресс – |сопровождается напряжением, чувством |

|это продукт интеллектуального развития, |«неудовольствия», уменьшение — |

|который проходит 3 стадии – теологическую,|релаксацией, чувством «удовольствия.» «Я,—|

|метафизическую и, в конце концов, |считает Фрейд,— Стремится к удовольствию в|

|позитивную. Этим стадиям соответствуют |старается избежать неудовольствия!. |

|определенные формы хозяйства, |Супер-Я развивается из Я и является судьей|

|общественного строя, политики, искусства. |и цензором его деятельности и мыслей. Это |

|Контовский «закон трех стадий» |хранилище выработанных обществом моральных|

|иллюстрирует его тезис, что социальное |установок и норм поведения. Фрейд |

|развитие зависит от интеллектуального |указывает на три функция супер-Я: совесть,|

|развития человечества. |самонаблюдение, формироване идеалов. |

| |В качестве совести супер-Я судит, |

| |ограничивает, запрещает вли разрешает |

| |сознательную деятельность. Самонаблюдение |

| |возникает из способности супер-Я |

| |(независимо от Оно и Я) оценивать |

| |деятельность. направленную на |

| |удовлетворение потребности, Формирование |

| |идеалов связано с развитием самого |

| |супер-Я, Иногда неправильно отождествляют |

| |супер-Я с поведением одного из родителей. |

| |«Супер-Я ребенка,— подчеркивает Фрейд,— в |

| |действительности конструируется не по |

| |модели его родителей, а по модели супер-Я |

| |его родителей». |

| |Основная цель взаимодействия всех трех |

| |систем; Оно, И и супер-Я — поддерживать |

| |или (при нарушении) восстанавливать |

| |оптимальный уровень динамического развития|

| |душевной жизни, увеличивая удовольствие и |

| |сводя до минимума неудовольствие. |

| |От напряжения, испытываемого под |

| |воздействием различных сил (внутренних, |

| |внешних), Я оберегает себя с помощью таких|

| |защитных механизмов, как вытеснение, |

| |отрицание, рационализация, реактивные |

| |образования, изоляция, проекция и |

| |регрессия. |

| | |

| | |

| | |

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты