рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Образование как социальный институт

Образование как социальный институт

Московский государственный

университет

Им. М.В.

Ломоносова

Реферат

на тему:

Образование как социальный

институт

Работу

выполнила студентка 4-го

курса,

социологического фак-та

Гугучия Лана

Москва, 2001г.

План реферата

Стр.

1. система формального образования как объект

социологического изучения ……………………………………………… 3

2. эволюция института образования ………………………………………..3

3. функции института образования в обществе ……………………………5

4. заключение …………………………………………………………………10

1. система формального образования как объект

социологического изучения

В процессе нормального функционирования и развития общества

исключительно важную роль играет социальный институт образования.

Накопленные трудом предшествующих поколений материальные и духовные

ценности, знания, опыт, традиции должны быть переданы новому поколению

людей и усвоены ими. Поэтому поддержание достигнутого уровня культурного

развития, его дальнейшее совершенствование невозможны без овладения

культурным наследием прошлых веков. Эта проблема решается в процессе

социализации индивидов, задачей которого как раз и является приобщение

человека к нормам и ценностям культуры и превращение его в полноправного

члена общества. Существенным компонентом процесса социализации индивидов

выступает образование - обучение человека с целью передачи накопленных

знаний и культурных ценностей.

Более подробно образование можно охарактеризовать как

относительно самостоятельную систему, "функцией которой является

систематическое обучение и воспитание членов общества, ориентированное на

овладение определенным знанием (прежде всего научным), идейно-нравственными

ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых

определяется социально-экономическим и политическим строем общества,

уровнем его материально-технического развития

В социологии принято проводить различие между формальным и

неформальным образованием: Термин "формальное образование" подразумевает,

во-первых, существование в обществе специальных учреждений и организаций

(школы, училища, техникумы, вузы, институты повышения квалификации и др.),

осуществляющих процесс обучения. Во-вторых, господствующая в современном

индустриальном обществе система образования подчиняется определенному

официально предписанному образцу, как бы "задающему" объем получаемых

знаний, научение определенным навыкам и действиям, которые должны

соответствовать: а) нормативному канону личности (гражданина), принятому в

данном обществе и б) нормативным требованиям исполнения распространенных в

данном обществе социальных ролей. Стало быть функционирование системы

формального образования определяется господствующими в обществе культурными

стандартами, идеалами, политическими установками, которые находят свое

воплощение в проводимой государством политике в области образования.

В социологии объектом изучения выступает прежде всего

система формального образования, отождествляемая с процессом образования в

целом, поскольку образовательным учреждениям принадлежит в нем решающая

роль. Что же касается термина "неформальное образование", то под ним

понимается несистематизированное обучение индивида знаниям и навыкам,

которые он стихийно осваивает в процессе общения с окружающей социальной

средой (друзьями, сверстниками), или путем индивидуального приобщения к

культурным ценностям, усвоения информации из газет, радио, телевидения и

т.д. Неформальное образование также является важной составной частью

социализации индивида, помогает ему осваивать новые социальные роли,

способствует духовному развитию, но по отношению к системе формального

образования в современном обществе оно играет вспомогательную роль. Далее,

говоря о социологических проблемах образования, мы будем иметь в виду

прежде всего систему формального образования.

2. эволюция системы образования

Для того, чтобы лучше понять роль и место социального

института образования в современном индустриальном обществе, специфику

выполняемых им функций, следует кратко рассмотреть эволюцию системы

образования.

В примитивных, первобытных обществах образование являлось

составной частью социально-производственного процесса. В те далекие времена

не существовало ни школ, ни учителей. В передаче культурного наследия,

опыта, знания, традиций участвовали все члены общества. "В жизни

подрастающего поколения не существовало и особого периода подготовки к

усвоению социальных ролей взрослых, ибо все необходимые знания, навыки и

способности приобретались и развивались в ходе непосредственного приобщения

детей к практическим делам племени[1]. Характерно, что приобщение детей к

трудовым действиям, обучение профессиональным навыкам начиналось с 4—5 лет,

а в подростковом возрасте дети наравне со взрослыми участвовали в охоте и

рыбной ловле, пасли скот, изготовляли орудия труда, участвовали в

приготовлении пищи. Воспитанием и образованием мальчиков занимались

мужчины, а девочек - женщины. Когда ребенок подрастал, он подвергался

особой церемонии "инициации", продолжающейся несколько дней, в течение

которых юноши и девушки должны были продемонстрировать и подтвердить свои

способности и права взрослых членов общества, участвуя в состязаниях,

танцах, обрядах и культовых действиях.

В доиндустриальном обществе вместе с расширением масштабов

общественного разделения труда, появлением государственной власти и

сословного неравенства начинается обособление института образования.

Специальную подготовку и обучение с использованием особой группы учителей

получают дети из богатых семей. Наглядным примером первых формальных систем

образования могут служить школы в Древней Греции и Древнем Риме, в которых

платные учителя обучали детей благородных сословий грамматике, философии,

музыке, спорту, красноречию, основам юриспруденции, медицине и др. Обучение

детей из других сословий осуществлялось в процессе ученичества, когда

подростка на определенный срок отдавали на учебу в дом к торговцу, купцу,

ремесленнику и т.п. Работая в качестве подмастерья, ученик овладевал

профессиональными знаниями и навыками, искусством торговли, ремесла и др.

Подавляющая часть населения - крестьянство - обучала своих детей, передавая

им знания в ходе трудового сельскохозяйственного процесса. Важная роль в

воспитании детей принадлежала семье.

В эпоху средневековья начинает складываться более

организованная система образования, когда христианская церковь создает в

Европе сеть специальных учебных заведений по подготовке лиц духовных званий

и возникают первые университеты - в Париже, Оксфорде и других городах.

Несколько позже культурно-образовательные функции университетов

расширились, в них начинают обучать медицине и юриспруденции,

предпринимаются первые попытки научных исследований в области физики,

математики, логики. Характерной особенностью системы формального

образования в доиндустриальном обществе являлось то, что оно было доступно

ограниченному числу лиц выходцам из богатых и престижных сословий.

Подлинная революция в системе образования происходит в обществе

индустриального типа: образование перестает быть элитарным и становится

массовым, доступным для широких слоев населения.

Такая радикальная трансформация института образования была

вызвана потребностями экономики, научно-технического прогресса, изменениями

в культуре и образе жизни людей. В XIX—XX вв. широкое распространение

получают средние и специальные школы, растет число высших учебных

заведений. Неполное, а затем и полное среднее образование становится

необходимым условием получения профессии в основных отраслях

промышленности. Особенно бурный рост системы образования приходится на

период после Второй мировой войны, когда происходит техническое

перевооружение ведущих индустриальных стран и совершается новый мощный

скачок в развитии промышленности, науки и техники.

Быстро растет сеть высших учебных заведений - институтов,

колледжей, университетов, осуществляющих подготовку специалистов высшей

квалификации. Так, в бывшем СССР насчитывалось около 1000 вузов, в которых

обучались около 5 млн. чел. и ежегодно выпускалось около 800 тысяч

специалистов с высшим образованием. Наиболее впечатляющих масштабов

достигло развитие системы высшего образования в США, где общее количество

студентов достигает 12,5 млн. чел., из них 8 млн. учатся в высшей школе, а

4,5 млн. - в двухгодичных колледжах, дающих послешкольное специальное

образование.

Не только массовость и общедоступность характеризуют современную

систему образования. Кроме того, она отличается рядом качественно новых

свойств: если в доиндустриальном обществе система образования была

ориентирована, главным образом, на сохранение и воспроизводство культуры,

опыта и знаний предшествующих поколений, то в современном обществе институт

образования становится важнейшим фактором культурного и социального

изменения. Вторую половину XX в. не случайно называют эпохой культурной и

образовательной революции по той причине, что система образования

становится ключевым фактором общественного прогресса. Во всех промышленно

развитых странах мира период 60-80-х годов ознаменовался крупными реформами

в системе образования, задача которых заключалась в повышении ее

эффективности, упрочении материально-технической базы на основе новых

информационных технологий и гуманизации образовательного процесса. Наиболее

существенными особенностями современной системы образования являются

следующие моменты: превращение ее в дифференцированную многоступенчатую

(начальное, среднее и высшее образование) систему, позволяющую человеку

непрерывно улучшать и обновлять полученные ранее знания и навыки) (здесь

важная роль отводится учреждениям, занятым повышением квалификации и

переподготовки кадров). Также громадное воздействие образования окаэывает

на человеческую личность. Оно является, по сути дела, основным фактором ее

социализации, духовного и интеллектуального развития. Полученное человеком

образование в значительной степени определяет возможности дальнейшей

карьеры, достигаемое социальное положение. Социальный статус человека в

современном обществе в первую очередь определяется престижем его профессии,

который зависит от полученного образования.

Подобно другим социальным институтам институт образования призван

обеспечивать социальную стабильность и интеграцию общества, а его

функционирование связано с удовлетворением двух типов взаимосвязанных

фундаментальных потребностей общества - социализации его членов и

подготовку их к различным социальным ролям, занятию определенных социальных

позиций в обществе[2].

Функцию социализации выполняет в обществе также и институт семьи,

но современная семья не в состоянии обеспечить детей полным объемом знаний,

навыков, умений, так как большинство социальных ролей во взрослом обществе

требует систематического и длительного обучения. Именно эту двойственную

задачу и призван решать институт образования, организация которого

характеризуется непрерывностью и многоступенчатостью, что позволяет

осуществлять поэтапную социализацию и обучение молодежи. Вместе с тем круг

задач, выполняемых институтом образования в современном обществе,

значительно шире, наиболее важные из них с точки зрения общества -

подготовка индивидов к размещению их по определенным социальным позициям в

социальной структуре общества, что является одним из важнейших

функциональных требований любой социальной системы. Эта задача решается не

общеобразовательной школой, а специальными учебными заведениями -

училищами, техникумами, институтами, университетами и др.

3. функции института образования в обществе

Рассмотрим более подробно функции, выполняемые в обществе

институтом образования. Их достаточно много, и различные авторы

акцентируют внимание на разных сторонах деятельности института образования.

Наиболее важные из социальных функций института образования.

1) Трансляция и распространение культуры в обществе - первая и наиболее

существенная из них. Она заключается в том, что посредством института

образования происходит передача от поколения к поколению ценностей

культуры, понимаемых в самом широком смысле слова (научные знания,

достижения в области искусства, моральные ценности и нормы, правила

поведения, опыт и навыки, присущие различным профессиям и т.п.). На

протяжении всей истории человечества образование являлось главным

источником знаний, инструментом просвещения общества. Также не следует

забывать о том, что культура каждого народа имеет свои национально-

этнические особенности, а стало быть, система образования играет

исключительно важную роль в поддержании и сохранении национальной культуры,

ее неповторимых и уникальных черт, приобщаясь к которым, индивид становится

носителем национального сознания и национальной психологии.

2) Формирование у молодого поколения установок, ценностных ориентаций,

жизненных идеалов, господствующих в данном обществе. Благодаря этому,

молодежь приобщается к жизни общества, социализируется и интегрируется в

социальную систему. Обучение языку, истории отечества, литературе,

принципам морали и нравственности служит предпосылкой для формирования у

молодого поколения общеразделяемой системы ценностей, благодаря чему оно

научается понимать других людей и самих себя, становятся сознательными

гражданами страны.

Содержание осуществляемого системой образования процесса социализации и

воспитания детей в значительной мере зависит от господствующих в обществе

ценностных стандартов, морали, религии, идеологии. В доиндустриальных

обществах религиозное воспитание являлось составной частью школьного

обучения. В современном индустриальном обществе религия (церковь) отделена

от государства, под контролем которого находится система формального

образования, поэтому религиозное образование и воспитание осуществляется

либо в рамках семьи, либо в специальных негосударственных учебных

заведениях.

3) Социальная селекция - одна из важнейших функций института формального

образования. Структура образовательного процесса устроена таким образом,

что она дает возможность уже на самых начальных этапах осуществить

дифференцированный подход к обучающимся (изменить профиль обучения для

несправляющихся учеников и студентов, поощрять талантливых и способных). В

ряде стран, в том числе и в нашей стране, существуют специальные

образовательные программы для творчески одаренной молодежи, учебный труд

которой непременно поощряется, а для максимального развития их задатков

создаются благоприятные условия.

В современном обществе поиск и воспитание талантливой молодежи

возводится в ранг государственной политики в области образования, так как

бурное развитие науки и технического прогресса во многих других областях

требует постоянного притока талантливой молодежи.

Процесс селекции, отбора наиболее способных к обучению учащихся

осуществляется современной школой как бы авоматически, так как сама

внутренняя микроструктура образования как раз и имеет своей главной задачей

отбор и дифференциацию молодежи не только по способностям и талантам, но и

в соответствии с индивидуальными интересами, возможностями, ценностными

ориентациями. После обязательного восьмилетного образования значительная

часть молодежи поступает на учебу в технические училища, другие продолжают

учебу в средней школе, и часть ее выпускников поступают в вузы. После

окончания вуза одни начинают трудовую деятельность в народном хозяйстве,

другие поступают в аспирантуру, делают научную карьеру. С точки зрения

социологической, чрезвычайно важны последствия осуществляемого институтом

образования процесса селекции, так как его конечным результатом (когда

различные группы молодежи завершают образование в различных учебных

заведениях) является размещение людей по различным позициям в социальной

структуре общества. Посредством этого достигается воспроизводство в

обновление социальной структуры общества, без чего невозможно нормальное

функционирование последнего. Другая важная сторона процесса социального

размещения заключается в том, что он запускает механизм социальной

мобильности; получение профессии, занятие социальной позиции в структуре

той или иной организации, как правило открывает для многих людей путь

профессиональной карьеры, продвижение по лестнице должностных иерархий и

властных полномочий. Система образования, главным образом высшего, в

современном индустриальном обществе служит важнейшим каналом социальной

мобильности, ибо без вузовского диплома невозможно получить престижную и

высокооплачиваемую работу. Уровень образования, наряду с властью,

собственностью и доходом является важнейшим показателем социального статуса

человека в современном обществе.

4) Функция социального и культурного изменения является прерогативой

современного института образования. Эта функция реализуется двумя

взаимосвязанными способами. Во-первых, в процессе научных исследований,

научных достижений и открытий, которые проводятся в стенах высших учебных

заведений. Способствуя научному прогрессу, высшая школа вместе с тем вносит

свой существенный вклад в обогащение и расширение культурного наследия

общества. Кроме того, в силу тесных связей университетов с промышленностью

происходит характерная для западных стран интеграция науки, высшего

образования и производства, результатом которой является ускорение научно-

технического прогресса. Университеты все в большей степени становятся

научно-исследовательскими центрами, выпоняющими теоретические и прикладные

исследования, экспериментальные разработки по заказу государственных

ведомств и промышленных фирм. Наряду с этим развитие научных исследований в

стенах вузов способствует совершенствованию системы высшего образования,

так как новые научные идеи и открытия включаются в учебные программы,

обеспечивают повышение качества специалистов.

Модель социальной организации (структуры) образования может быть

предтставлена как состоящая из трех основных социальных позиций: 1)

руководители и организаторы образования, 2) педагоги и 3) учащиеся. Эта

структурная модель, значительно упрощает и огрубляет реальную картину,

поскольку существуют различные типы учебных заведений (начальная и средняя

школы, средние специальные учебные заведения, высшая школа и т.п.), с

присущими им особенностями управления и педагогической деятельности,

контингентом преподавателей и учащихся. Тем не менее с социологической

точки зрения вполне допустимо выделить соответствующие трем указанным

социальным позициям обобщенные образцы поведения, нормативные требования и

ролевые предписания, посредством которых регулируется социальное

взаимодействие в процессе образования.

Итак, высшую позицию в социальной структуре образования занимают

руководители различных рангов: работники министерства, сотрудники

департаментов, ректоры и деканы, директора школ и училищ и т.д. Отвлекаясь

от сложной иерархической зависимости указанных должностей, следует обратить

внимание на ту роль, которую выполняют административные работники в системе

образования. Их главная задача заключается в том, чтобы принимать

ответственные решения и формировать стратегию образовательного процесса:

определять перечень основных дисциплин и последовательность их изучения,

обеспечить материально-техническую базу образовательных учреждений и т.п.

Они несут ответственность за формирование преподавательского корпуса,

определяют нормативные требования к деятельности преподавателей и

сотрудников, а также - критерии оценки их труда. Представители высшего

управленческого звена формируют государственную политику в области

образования, разрабатывают универсальные требования к содержанию и качеству

учебных программ в соответствии с изменяющимися социально-экономическими и

политическими условиями. Наряду с этим они осуществляют социальный контроль

над системой образования, определяют систему формальных санкций в учебных

заведениях. Административные работники нижнего звена (ректоры вузов и

деканы, директора школ и училищ, завучи и т.д.) отвечают за осуществление

процесса образования, корректируют и уточняют стратегию обучения

применительно к данному учебному заведению, осуществляют оперативное

руководство и контроль за работой преподавателей и поведением учащихся.

Центральное место в структуре системы образования занимае

учитель. Нормативные требования к адекватному выполнению роли учителя

сводятся к следующим моментам: он должен быть специалистом в определенной

области науки и культуры (истории, литературы, математики, физики и т.п.),

обладать лекторскими способностями и умением общаться с аудиторией, владеть

методикой обучения студентов или школьников, научить их самостоятельным

приемам обучения (запись уроков, лекций, работа с литературой, решение

задач и др.), уметь популярно и доходчиво объяснять трудные вопросы, помочь

исправить ошибки и т.д.

Эти нормативные требования к социальной роли учителя являются

самыми общими, они не раскрывают многих особенностей учительской профессии,

и в первую очередь деятельности тех педагогов, которые добиваются

выдающихся результатов в работе с учащимися, в том числе с так называемыми

трудными подростками.

Другая особенность ролевого поведения учителя, в большой мере

связанная с традиционными нормативными требованиями - это умение объективно

оценивать знания учащихся, использовать оценку в воспитательных целях. Дело

в том, что выставляя оценку, учитель не только определяет правильность

знаний учащегося, но и "создает ученику определенную репутацию в классе", и

сама оценка имеет большое личное значение, так как выступает для учащегося

мотиватором учебной деятельности. Оценка учителем достигнутых учащимся

знаний является, таким образом, своеобразной нормативной шкалой "социальной

стратификации" в классе, будь то школа, или студенческая группа в вузе.

Посредством нее все учащиеся ранжируются на определенные подгруппы:

отличники, "хорошисты", просто успевающие и неуспевающие. Поэтому некоторые

социологи считают, что взаимное оценивание - учителем знаний учащихся, а

учащимися компетентности учителя и его профессиональных качеств -

определяет своеобразие межличностного взаимодействия в школе.

Переживаемый в нашем обществе кризис больно задел и сферу

образования, что с наибольшей отчетливостью проявилось в падении

общественной ценности образования и тесно связанным с этим падением

престижа учительского труда, вызвавшие деформацию учебного процесса.

В работе Ф.Г. Зиятдиновой, базирующейся на материалах

социологических опросов и посвященной анализу социального положения

учительства, отмечается, что престиж профессии учителя значительно

понизился в последние 2-3 года. Во-первых, среди самих учителей paстет доля

лиц, скептически оценивающих культурно-образовательные возможности своей

профессии. По данным опросов учителей регионов Сибири, Дальнего Востока,

некоторых центральных районов, около 40% отрицательно настроены по

отношению к своей профессии, а 30,6% затруднились с ответом. Мотивация

учительского труда, настроенность на созидательный труд также значительно

изменились в отрицательную сторону: 4% учителей идут в школу охотно и

радостно, 2% отбывают время, 19% - с текучим меняющимся настроением, 19% -

с чувством тяжелой повинности, а большая часть 61% - с постоянным

беспокойством и тревогой. Налицо кризис профессии учителя, огромная

неудовлетворенность своим трудом громадной армии работников школы. Главная

причина такого положения - кризисные явления в экономике, политике, морали

и культуре, отсутствие четкой государственной программы перестройки школы,

которая не только была бы способной на достаточно высоком уровне обеспечить

финансирование школы, но и, что самое главное - создать условия для

социальной востребованности образования и знаний, которые будут

способствовать росту их престижа и, безусловно, повысят социальный статус

учителя.

А что происходит в действительности? Свыше 60% опрошенных из

факторов, важных для успеха в жизни, поставили образование на предпоследнее

- 14-е место. Самое печальное, что именно у молодых людей в возрасте до 20

лет, когда и приобретаются знания, ценность образования стоит на

предпоследнем месте, у родителей оно на третьем месте от конца из 14-ти

позиций. Как следствие, около половины учащихся старших классов и студентов

вузов слабо настроены на получение знаний. Падение ценности образования в

нашем обществе закономерно вызывает и низкий рейтинг учительской профессии

в общественном сознании. Это подтверждают и социологические опросы. Так, в

1989 г. при ответе на вопрос, заданный учащимся-старшеклассникам "Как вы

оцениваете престиж профессии учителя в нашем обществе?" 4,6% признали его

"высоким", 61,5% - "средним" и почти одна треть респондентов "низким" и

"очень низким" (32,8%). Через два года (в 1991 г.) эти оценки снизились:

уже 45,3% опрошенных учащихся признали престиж профессии учителя в обществе

"низким" и 21% -"очень низким". Опросы родителей также свидетельствуют о

резком снижении авторитета учителя в обществе: только 35% считают престиж

учительской профессии высоким, около половины, 46% — "средним", а 51% -

"низким "и "очень низким".

Теперь поговорим о другой ключевой роли в структуре

образовательного процесса - "ученика" (учащиеся школ, училищ, студенты и

др.). Какие требования к его поведению предъявляет нормативно-ценностная

система образования? Они достаточно очевидны: изучать различные предметы

согласно программе курса (класса), усваивать и запоминать информацию,

овладевать навыками самостоятельного изучения и использования изученных

фактов, добросовестно посещать учебные занятия, уметь слушать педагога и

принимать участие в ходе занятий, лекций и т.п. Непременное условие

продвижения ученика по многоступенчатой лестнице образования - успешная

сдача экзаменов и зачетов. По отношению к нерадивому учащемуся действует

система санкций - неудовлетворительная оценка текущих занятий, замечания и

записи в дневнике, вызов родителей и пр., вплоть до исключения из школы. В

вузе система санкций более формализована: отлынивающий от занятий студент

может получить выговор от деканата, в случае неудовлетворительной сдачи

сессии, он наказывается лишением стипендии, не переводится на следующий

курс. В нормативной структуре формального образования существуют, конечно,

и определенный набор позитивных санкций, направленных на поощрение

добросовестной учебы, стимулирующих учащегося к высоким достижениям в

учебе. В первую очередь это отличные оценки, выдача аттестата с отличием и

льготы, которые он дает при поступлении в средние и высшие учебные

заведения, повышенная или именная стипендии в вузе, диплом с отличием,

рекомендация для поступления в аспирантуру и т.д.

Решающее место в системе социального взаимодействия,

характеризующего образовательный процесс, занимают взаимоотношения между

учителем и учеником. Надо отметить, во-первых, присущее этим отношениям

неравенство: статус учителя неизмеримо выше статуса ученика, первый

занимает господствующее положение, второй - положение подчиненного.

Доминирующее положение учителя обусловлено тем, что он организует учебный

процесс и управляет им, является источником знаний для учеников, моральным

авторитетом. Господствующая позиция учителя в классе (или учебной группе)

порождает авторитарный стиль в преподавании, означающий безусловное

подчинение ученика авторитету учителя. Этот стиль предполагает, что учитель

должен быть строг с учащимися и наказывать провинившихся. Именно этот стиль

взаимоотношений многие столетия господствовал в системе формального

образования вплоть до последнего времени. Содержательной основой

авторитарного стиля преподавания в педагогике является традиционное

понимание целей образования как процесса передачи знаний от учителя к

ученику. Первый является специалистом в определенной области знаний и

культуры, и его главная задача заключалась в том, чтобы передать ученику

определенный объем знаний и научить ими пользоваться. Роль ученика

сводилась к пассивному усвоению и запоминанию той информации, которую давал

ему педагог. Однако в современную эпоху традиционный авторитарный

стиль в обучении оказывается все более неэффективным, утрачивает свою былую

популярность. Объясняется это тем фактором, что современное высокоразвитое

индустриальное общество в силу большой сложности хозяйственного механизма,

уникальности новейшей техники, ее громадного воздействия на все стороны

общественной жизни, включая и окружающую природную среду, требует нового

типа специалиста будь то предприниматель, инженер, экономист или юрист.

Этот специалист должен не только обладать большими познаниями в

соответствующей области, но и быть творческой, инициативной личностью,

умеющей принимать смелые и нестандартные решения, учитывать множество

факторов, связанных с использованием новейшей техники и технологии, с ее

социальными и культурными последствиями.

Новый, демократический стиль в построении образовательного

процесса характеризуется следующими особенностями:

1) формальный процесс передачи знаний заменяется решением конкретных

задач, которые совместно обсуждают учитель и ученик;

2) сущность передаваемого содержания не сводится к пассивному запоминанию,

а заключается в овладении разнообразной информацией;

3) формой общения учителя с учеником становится не научение, а взаимный

обмен информацией, что, естественно предполагает большую самостоятельную

работу ученика;

4) инициатором и ведущим в образовательном процессе выступает учащийся;

5) характер отношении между участниками - попеременное доминирование или

равенство учителя и ученика;

6) в роли обучающего может выступать не обязательно учитель-профессионал,

а любой носитель ценной информации .

Очевидно, что такого рода нетрадиционная, демократическая

модель образовательного процесса может успешно применяться в процессе

обучения взрослых людей, имеющих сознательную мотивацию к образованию,

желающих творчески овладеть изучаемыми предметами. К этой группе могут быть

отнесены старшеклассники, студенты, специалисты, обучающиеся в системе

повышения квалификации и др. Что касается начальной и средней школы, то в

их деятельности удачно сочетаются элементы демократического и авторитарного

стилей управления учебным процессом. Без демократического стиля,

предполагающего уважительное отношение к ученику, сочетаемое со стремлением

помогать ему и сопереживать вместе с ним, трудно пробудить у школьников

интерес к учебе, привить им необходимые моральные качества.

Отмеченные выше трудности во взаимоотношениях учащихся и Учителей,

безусловно, в значительной мере снижают эффективность образовательного

процесса. Переход к новым, демократическим взаимоотношениям между ними

является важнейшим звеном процесса перестройки образования на

гуманистических началах, но это станет реальностью лишь тогда, когда

общество в целом будет реформировано на принципах рыночной экономики и

демократические институты окончательно утвердятся в стране. Только тогда

возрастет ценность образования в стране, повысится престиж учительской

профессии, а учащиеся и их родители будут сознательно ориентированы на

получение образования.

4. Заключение

В современном индустриальном обществе школа, в первую очередь

высшая, не является в полной мере демократическим заведением. Некоторые

социологи даже приписывают институту образования консервативные функции,

поскольку он воспроизводит существующее в обществе социальное неравенство,

а высшую школу называют элитарной. Подобные факты нельзя отрицать. Однако

при этом нужно помнить, что всеобщее равенство является утопией, и каждое

общество имеет свой средний образовательный стандарт, соответствующий его

объективным потребностям. В ряде высоко развитых индустриальных держав

мира, таких как Япония, Германия, США этот стандарт уже выходит за рамки

обязательного среднего образования. Кроме того в ряде западных стран

(Франция, Германия и др.) распространяется практика приема в вузы без

вступительных экзаменов, что является достаточно убедительным

свидетельством демократизации системы высшего образования. Аналогичные

эксперименты начинают практиковаться и в нашей стране.

В современном обществе более образованные социальные слои

занимают более высокое положение в иерархии социального престижа. Движение

индивида вверх или вниз по шкале социального престижа становится в прямую

зависимость от уровня его образования. Таким образом образование является

одним из важнейших символов социальной позиции и средством достижения

успеха в обществе. Расширение масштабов образованности населения,

совершенствование системы образования оказывают сильнейшее воздействие на

социальную мобильность, делают ее более открытой и динамичной.

-----------------------

[1] Заславская Т.И., Рывкина Р.В. Социология экономической жизни.

Новоибирск, 1991. С.110, 111

[2] Кузьминов Я. Советская экономическая культура: наследие и пути

модернизации// Вопр. Экономики, 1992, 3. С. 51

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты