НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Нравственное воспитание
Нравственное воспитание
НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
Мораль, как регулятор поведения личности.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
развитии личности.
3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
личности.
4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.
1. Формирование нравственности учащихся – важнейшая задача школы.
Мораль как регулятор поведения личности.
В процессе воспитания личности исключительно важное значение имеет
формирование ее нравственности. Дело в том, что люди, будучи членами
социальной системы и находясь во множестве общественных и личных связей
между собой, должны быть определенным образом организованы и в той или
иной мере согласовывать свою деятельность с другими членами сообщества,
подчинятся определенным нормам, правилам и требованиям. Вот почему в
каждом обществе вырабатывается множество разнообразных средств,
функцией которых является регуляция поведения человека во всех сферах
его жизни и деятельности – в труде и в быту, в семье и в отношениях с
другими людьми, в политике и науке, в гражданских проявлениях, играх и
т.д. такую регулирующую функцию, в частности, выполняют правовые нормы
и различные постановления государственных органов, производственно
-административные правила на предприятиях и в учреждениях, уставы и
инструкции, указания и приказы служебных лиц и, наконец,
нравственность.
Есть существенное отличия в том, как влияют на поведение людей
различные правовые нормы, законы, административные правила и указания
служебных лиц, с одной стороны, и нравственность – с другой. Правовые и
административные нормы и правила имеют обязательный характер, и за их
нарушение личность несет юридическую или административную
ответственность. Нарушил, например, человек тот или иной закон, опоздал
на работу или не выполнил соответствующих служебных инструкций – неси
правовую или административную ответственность. В обществе созданы даже
специальные органы (суд, прокуратура, милиция, различные инспекции,
комиссии и т.д.), которые наблюдают за выполнением законов, разных
постановлений и обязательных указаний и применяют соответствующие
санкции (от лат. строжайшее постановление) к тем, кто их нарушает.
Иное дело нравственность, или мораль. Нормы и правила, которые
относятся к ее сфере, такого обязательного характера не имеют, и
практически их соблюдение зависит от самой личности.
Когда же тот или иной человек их нарушает, общество, знакомые и
незнакомые люди имеют только одно средство воздействия на него – силу
общественного мнения: упреки, моральное порицание и, наконец,
общественное осуждение, если аморальные действия и поступки приобретают
еже более серьезный характер.
Возьмем тот же пример с опозданием. Если человек опоздал на работу, на
него может быть наложено административное взыскание (предупреждение,
выговор и т.д.). Но если то же человек опоздал на встречу со своим
знакомым и последний был вынужден долго ждать его, никаких санкций не
бывает, а значит может его только упрекнуть или сделать товарищеское
замечание. Как видим, соблюдение моральных норм и правил базируется не
на предупреждении, а главным образом на сознательности самой личности,
на понимании ею этих норм и правил и необходимости их соблюдения. В
этике – философской науке о морали - существуют две основные
нравственные категории – добро и зло. Соблюдение моральных требований,
их поддержка личностью обычно ассоциируется с добром. Нарушение же
моральных норм и правил, отступление от них характеризуется как
нравственное зло. Понимание этого и побуждает личность общества,
совершенствовать свое поведение, что одновременно означает и ее
моральное развитие. Правда, немаловажную роль здесь играет сам характер
нравственности и ее содержание. Нравственность фашистского
тоталитарного государства, например, развращала людей, возбуждала в них
человеконенавистничество и вела к деградации личности. Только мораль
гуманного и демократического общества, которая сама носит прогрессивный
характер, содействует действительному прогрессивному развитию и
совершенствованию личности.
Но моральные усовершенствования поддерживаются не только силой
общественного мнения. большую роль в этом играют нравственные обычаи,
привычки и традиции, которые культивируются в обществе. Люди давно
заметили, что нравственность личности не может основываться только на
ее моральной сознательности, что она становится более прочной, когда
соблюдение нравственных норм и правил приобретает характер привычных
способов поведения и деятельности. Это как будет показано ниже, имеет
большое значение для воспитания. Здесь же подчеркнем следующее
положение. Поскольку соблюдение нравственных требований общества в
конечном итоге зависит от самой личности, поскольку она выступает в
качестве хранительницы и субъекта морального прогресса, вполне понятно,
какое огромное значение приобретает нравственное воспитание, повышение
его содержательности и педагогической действительности. Многие
общественные деятели, писатели и педагоги с давних времен считали, что
нравственное воспитание не только оказывает решающее влияние на
формирование положительных качеств личности, но и является главной
задачей школы и должно быть в центре ее воспитательной деятельности.
2. Идеи известных деятелей педагогики о роли нравственного воспитания в
развитии личности. Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в
развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике
с давних времен. Подчеркнем, что они связывались главным образом с тем,
что только нравственное воспитание обеспечивает формирование у личности
добродетельного характера и доброжелательных отношений к людям. Вот что
писал об этом Я.А. Коменский. В своем трактате « наставление нравов» он
приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «научись сперва
добрым нравам, а затем мудрости, ибо без первой трудно научиться
последней». Там же цитировал народное изречение: « кто успевает в
науках, но отстает в добрых нравах, тот больше отстает, чем успевает».
Такую же большую роль нравственному воспитанию отводил выдающийся
швейцарский педагог- демократ Генрих Песталоцци. Нравственное
воспитание он считал главной задачей детского воспитательного
учреждения. По его мнению, только оно формирует добродетельный характер
и сочувственное отношение к людям.
Разрабатывая вопросы педагогики, нравственное воспитание выдвигал на
первый план немецкий педагог Иоган Гербарт. Другое дело, что в
соответствии с идеалами общества, в котором он жил, он вкладывал в
понятие нравственного воспитания насаждения в детях покорности,
дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти. Он писал:
«Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове:
нравственность».
Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «из всех
наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как
жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».
Однако из педагогов- классиков прошлого столетия наиболее полно ярко
характеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности
К.Д.Ушинский. в статье «о нравственном элементе в воспитании » он писал
:
Конечно, образованием ума и обогащение его познаниями много прнесет
пользы, но увы, я никак не полагаю, чтобы ботанические или
зоологические познания… могли сделать гоголевского городничего честным
чиновником, и совершенно убежден, что будь Павел Иванович Чичиков
посвящен во все тайны органической химии или политической экономии, он
останется тем же, весьма вредным для общества пронырой….
Убежденные в том, что нравственность не есть необходимое последствие
учености и умственного развития, мы еще убеждены и в том, что… влияние
нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более
важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями…
Но если педагоги- классики признавали огромную роль нравственности в
развитии и формировании личности, тем большее значение имеет эта
проблема в системе современного воспитания.
3. Содержание нравственного воспитания. Сущность нравственности
личности. Осмысливая сущность нравственности личности, следует иметь в
виду, что в качестве синонима этого понятия зачастую употребляется
термин мораль.
Между тем эти понятия необходимо различать. Под моралью в этике обычно
понимают систему выработанных в обществе норм, правил и требований, которые
предъявляются к личности в различных сферах жизни и деятельности.
Нравственность человека трактуется как совокупность его сознания, навыков и
привычек, связанных с соблюдением этих норм, правил и требований. Указанные
трактовки весьма важны для педагогики. Формирование нравственности, или
нравственной воспитанности есть не что иное, как перевод моральных норм,
правил и требований в знания, навыки и привычки поведения личности и как
неуклонное соблюдение.
Но что означают моральные (нравственные) нормы, правила и требования к
поведению личности? Они есть не что иное, как выражение определенных
отношений, предписываемых моралью общества к поведению и деятельности
личности в различных сферах общественной и личной жизни, а также в общении
и контактах с другими людьми.
Мораль общества охватывает большое многообразие этих отношений. Если их
сгруппировать, то можно четко представить содержание воспитательной работы
по формированию нравственности учащихся. В целом эта работа должна включать
в себя формирование следующих моральных отношений:
А) отношение к политике нашего государства: понимание хода и перспектив
мирового развития ; правильная оценка событий внутри страны и на
международной арене; понимание моральных и духовных ценностей; стремление к
справедливости, демократии и свободе народов;
Б) отношение к родине, другим странам и народам: любовь и преданность
родине; нетерпимость к национальной и расовой неприязни; доброжелательность
ко всем странам и народам; культура межнациональных отношений;
В) отношение к труду: добросовестный труд на общее и личное благо;
соблюдение дисциплины труда;
Г) отношение к общественному достоянию и материальным ценностям: забота о
сохранении и умножении общественного достояния, бережливость, охрана
природы;
Д) отношения к людям: коллективизм, демократизм, взаимопомощь, гуманность,
взаимное уважение, забота о семье и воспитании детей;
Е) отношение к себе: высокое сознание общественного долга; чувство
собственного достоинства, принципиальность.
Как видим, каждое из перечисленных отношений включает в себя целый ряд
норм, правил и требований, которых должна придерживаться личность и которые
составляют основу ее жизни и поведения. Именно эти правила и требования не
только детализируют содержание нравственного воспитания, но и указывают на
его исключительно большую многогранность.
Но для нравственного воспитания необходимо хорошо ориентироваться не только
в его содержании. Не менее важно детально осмыслить , какого человека можно
считать нравственным и в чем, собственно говоря, проявляется настоящая
сущность нравственности вообще. При ответе на эти вопросы, на первый
взгляд, напрашивается вывод: нравственным является тот человек, который в
своем поведении и жизни придерживается моральных норм и правил и выполняет
их. Но можно выполнять их под влиянием внешнего принуждения или стремясь
показать свою «нравственность» в интересах личной карьеры или желая
добиться других преимуществ в обществе. Подобная внешняя «нравственная
благовидность» есть не что иное, как лицемерие. При малейшем изменений
обстоятельств и жизненных условий такой человек, как, хамелеон, быстро
меняет свою нравственную окраску и начинает отрицать и ругать то, что
раньше хвалил.
В условиях обновляющихся в стране социальных обстоятельств,
демократизации и свободы общества исключительно важно, чтобы сама
личность стремилась быть нравственной, чтобы она выполняла нравственные
нормы правила не благодаря внешним общественным стимулам или
принуждению, а в силу внутреннего влечения к добру, справедливости,
благородству и глубокого понимания их необходимости. Именно это имел в
виду Гоголь, когда утверждал: «Развязать каждому руки, а не связывать;
нужно напирать на то, чтобы каждый сам себя держал в руках, а не на то,
чтобы его держали другие: чтобы он был строже к себе в несколько раз
самого закона».
Нравственным нужно считать такого человека, для которого нормы правила
и требования морали выступают как его собственные взгляды и убеждения,
как глубоко осмысленные и привычные формы поведения. Говоря точнее, в
своем истинном значении нравственность не имеет ничего общего с
послушно-механическим, вынуждаемым только внешними обстоятельствами и
требованиями выполнением установленных в обществе моральных норм и
правил. Она есть не что иное, как внутренний категорический императив
личности, в качестве побудительных сил которого выступают ее здоровые
общественные потребности и связанные с ними знания, взгляды, убеждения
и идеалы. В этом смысле А.С. Макаренко большое значение придавал
«поступку наедине с собой», или тому, как ведет себя воспитанник в
отсутствие других людей, когда не испытывает контроля. О его
нравственности можно судить только тогда, когда он правильно ведет себя
в силу внутреннего побуждения (потребности), когда в качестве контроля
выступают его собственные взгляды и убеждения. Выработка таких взглядов
и убеждений и соответствующих им привычек поведения и составляет
глубинную сущность нравственного воспитания.
В этом смысле нравственность личности органически связана с ее
моральными чувствами, с ее совестью, с постоянной оценкой своего
поведения и стремлением к искреннему раскаянию в тех случаях, когда
допущены нарушения моральных принципов. Совесть и раскаяние личности в
своих аморальных поступках – сильнейшие стимулы ее нравственного
развития и самосовершенствования. К сожалению, формированию этих
личностных чувств не всегда придается должное значение. «Раскаяние –
пишет Чингиз Айтматов, - одно из великих достижений человеческого духа
– в наши дни дискредитировано. Оно, можно сказать, полностью ушло из
нравственного мира современного человека. Но как же может человек быть
человеком без раскаяния, без того потрясения и презрения, которые
достигаются через осознание вины – в действиях ли, через порывы
самобичевания или самоосуждения». Все это показывает, что нравственное
развитие личности невозможно без формирования ее моральной
сознательности, моральной совести и глубокого внутреннего стремления к
моральному благородству.
Какой же должна быть воспитательная работа в этом направлении? Каковы
ее внешние и внутренние психологические механизмы?
4. Нравственное воспитание как процесс организации разнообразной
деятельности учащихся и формирования у них нравственных качеств.
Рассматривая содержание нравственного воспитания, мы отмечали, что
должно быть направлено на формирование у личности нравственных
отношений к родине, труду, общественному достоянию, охране природы, к
людям и самой себе. Но моральное отношения не возникают и не существуют
сами по себе. Они органически связанны с деятельностью человека и
обуславливаются ею. Это очень важное положение. Из него следует: чтобы
формировать у личности нравственные отношения, необходимо включать ее в
соответствующие виды деятельности и использовать их для выработки и
воспитания этих отношений. Исходя из содержания нравственных отношений,
необходимо включать учащихся в следующие виды деятельности:
общественную, патриотическую, учебную, трудовую, в деятельность по
сбережению материальных ценностей и охране природы, общения с другими
людьми и др. в процессе активного участия в разнообразной деятельности
(при педагогически правильной ее организации) у учащихся развивается
понимание (осознание) того, как ее необходимо осуществлять, формируется
чувства совести и ответственности, вырабатываются навыки поведения и
укрепляется воля, что в своей совокупности и характеризует те или иные
нравственные отношения. Без хорошо организованной практической
деятельности и его умелого педагогического стимулирования нельзя
эффективно формировать нравственные отношения.
Не менее существенным является и другое положение. Во вступительной
части к этому разделу курса подчеркивалось, что если те или иные
отношения закрепляются в сознании и поведении личности, становятся
привычными и определяют устойчивость ее поведения в любых изменяющихся
условиях, они превращаются в личностные качества. Вот почему процесс
нравственного воспитания должен быть направлен на то, чтобы
вырабатывать, развивать и совершенствовать нравственные качества
школьников. В частности, речь должна идти о формировании таких качеств,
как устойчивость научного мировоззрения, патриотизм и культура
межнациональных отношений, трудолюбие, бережное отношение к
материальным ценностям общества и личному имуществу, коллективизм,
сознательная дисциплина и культура поведения.
|