НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Николай Иванович Кареев
Николай Иванович Кареев
Николай Иванович Кареев
(1850 – 1931)
Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог,
крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один
из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный
последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов
и социологов.
Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6 декабря — по
новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский университет (где
под руководством В.И.Герье занимался историей Великой французской
революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха,
Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно Д.И.Писарева, а в
дальнейшем — субъективистов П.Л.Лаврова и Н.К.Михайловского. Вместе с
тем, Кареев разработал свой собственный взгляд на субъективный фактор:
он отождествлял его с личностью, рассматриваемой в качестве элемента
общества.
В 1879—84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а затем
Петербургского университетов. С 1910 г. - член-корреспондент Российской
академии, с 1929 почётный член АН СССР. В 1870-х гг. Кареев написал
свой лучший труд «Крестьяне и крестьянский вопрос во Франции в
последней четверти XVIII века» (1879); в 1881 году вышел его «Очерк
истории французских крестьян с древнейшего времени до 1789 года».
Кареев закрепил за русской наукой приоритет в области конкретного
изучения крестьянского вопроса накануне и в период Великой Французской
революции.
Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как умеренный
либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев в
1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из
Петербургского университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время
Революции 1905—07 гг. вошёл в ряды кадетской партии и был избран членом
1-й Государственной Думы. В курсе Кареева «История Западной Европы в
новое время» (т. 1—7, 1892—1917) отводилось существенное место
социально-экономическим процессам. В 1911—15 гг. Кареев приступил к
разработке истории парижских революционных секций. В 1924—25 гг.
опубликовал 3-томную работу «Историки Французской революции» — первый
сводный обзор историографии Великой французской революции не только в
русской, но и в зарубежной литературе.
Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное
влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев
плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами
социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев
поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных
науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей
становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на
очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто
завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно
переиздавались.
Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в
пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и
наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал
ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии
социологического знания.
Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь систематизировать многие
ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов, неокантианцев,
религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических проблем
особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии (особенно с
психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен
его вклад в разработку истории социологической науки, он является
основателем и зачинателем известной "русской традиции" историко-
критического обозрения социологических школ и направлений, в которую
входили влиятельные социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин,
П.Тимашев и др. Кареев - один из первых удачных библиографов социологии и
составитель ранних учебных программ по этой дисциплине. Идейное наследие Н.
Кареева многопланово и обширно и философско-исторические и социологические
работы в нем занимают весомое место.
Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при
изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для
себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных
методов исследования. Общество как организованное целое - социальный
прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы,
тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу
закономерного, развития общества как сложной системы психических и
практических взаимодействий личности.
Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся
изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их
взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от
времени и места их возникновения.
"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и
генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их
взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и
когда бы все это ни существовало и ни происходило".
В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о
социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду,
что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для
изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет
государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без
государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".
Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм.
Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса
Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной
схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами
миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения
политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая
ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости
психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к
социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим
психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев.
Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой
социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете
духовное взаимодействие между отдельными людьми.
Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как
наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с
другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4)
экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как
сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.
Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В
соответствии с принципами позитивизма Кареев рассматривал социологию как
чисто теоретическую дисциплину, стремящуюся исключительно к познанию
объективных тенденций общественного развития и не допускающую в своих
построениях каких-либо оценок, выходящих за пределы того, что доступно
проверке.
Кареев не был согласен с Контом относительно задач социологии, которые
основоположник социологии выразил следующим афоризмом: "Знать, чтобы
предвидеть, предвидеть, чтобы господствовать". Кареев писал: '"Социология
подобно всякой положительной науке о том, что есть, как оно есть, должна
быть беспартийной и надклассовой... Чтобы сохранить свой научный характер.
социология должна не только не решать вопрос о наилучшем устройстве
общества, но даже не брать на себя предсказаний о том, каково будет
дальнейшее развитие существующего общества, потому что и в этой области
гаданий многое подсказывается чаяниями сердца. Поскольку социология есть
наука о законах явлении, в ней нет места и для нравственной оценки, так как
посложней могут подлежать только отдельные явления и поступки людей, разные
между ними отношения и определенные социальные нормы".
Придавая большое значение теоретической форме знания и проблеме метода в
научном исследовании, Кареев занимался обоснованием выполняемых теорий
объяснительной (экспликативной) и предписывающей (нормативной) функций.
Н.И.Кареев, за несколько лет до западных социологов пришел к мысли о
необходимости разделения всех общественных наук по характеру изучаемого
объекта на науки о явлениях (феноменологические - история, философия
истории) и о законах (номологические), к которым отнес и социологию.
Становление социологии как самостоятельной науки об обществе ставило задачу
определения ее места в кругу других наук, как естественных, так и
гуманитарных, выработки своего особого метода, отличного от прочих, четкого
определения проблематики и исследовательской программы. Особого внимания в
этом отношении заслуживает вклад Н.И.Кареева, который наиболее полно
разрабатывал в рассматриваемый период вопрос о методах социальных наук.
В основу классификации наук об обществе Кареев положил степень обобщения
ими социальных явлений или уровень абстракции. В соответствии с этим он
выделил три основные науки - историю и другие родственные ей науки:
социологию и философию истории, - каждая из которых имеет свой предмет,
метод и уровень обобщения информации.
Кареев сопоставляет две науки - историю и социологию, и приходит к выводу,
что они неразрывно связаны между собой. История доставляет социологу
необходимый фактический материал, помогая тем самым формировать полную
картину движения человеческого бытия; социология вырабатывает способы
понимания исторических событий и фактов.
Кареев считает, что в задачу истории входит выявление источников
информации, их критическая проверка, описание индивидуальных и неповторимых
явлений прошлого. История, следовательно, есть описательная наука,
представляющая предварительную стадию изучения общества. "Задача истории, -
пишет Кареев, - не в том, чтобы открывать какие-либо законы (на то есть
социология) или давать практические наставления (это - дело политики), а в
том, чтобы изучать конкретное прошлое без какого бы то ни было
поползновения предсказать будущее, как бы изучение прошлого и ни помогало в
иных случаях предвидению того, что может случиться и наступить". Отвергая
идею рассмотрения истории как номологической науки (т.е. изучающий закон
общества), Кареев видит ее цель, во-первых, в добывании фактов, во-вторых,
установлении реальных взаимосвязей между ними и, в-третьих, в первичных их
обобщениях.
Становясь на позиции крайнего субъективизма, Кареев объявлял,
подобно Михайловскому, содержанием философии истории «идеальный мир
норм, мир должного, мир истинного и справедливого, с которым будет
сравниваться действительная история». С тех же субъективно-
идеалистических позиций с 1890-х гг. боролся против марксизма, называя
его «экономическим материализмом». Известен ряд критических работ
Кареева, в которых он обосновывает свой взгляд на теорию марксизма как
научно-несостоятельное направление в социологии.
Кареев много сделал в области изучения проблемы личности, глубокую
разработку которой считал главным призванием социологии. Личность
рассматривается им как субъект психических переживании, мыслен и чувств,
желании и стремлении, составляющий исходный пункт социальных процессов.
Личность в теории Кареева - субъект истории, соединяющий в себе
антропологические, психологические и социальные начала. Именно такое
понимание личности составляет основу того субъективизма, на котором так
настаивал ученый как на методе познания социальных явлений. Он утверждает,
что субъективизм неизбежен в изучении общества, поскольку и отдельные
события, и общественный процесс в целом оцениваются с точки зрения
определенного идеала.
Общество в социологии Кареева выступает в абстрактной форме, вне его
исторических, экономических и прочих особенностей. Общество, по Карееву,
есть сложная система психических и практических взаимодействий личностей.
Оно делится на две части: на культурные группы и социальную организацию.
Культурные группы есть предмет индивидуальной психологии. Отличительными
признаками культурных групп являются не природные свойства, а те привычки,
обычаи, традиции, которые возникают в результате воспитания. Вторая сторона
общества – социальная организация – результат коллективной психологии и
изучается социологией. Социальная организация – это совокупность
экономической, юридической и политической сред. Основанием для такой схемы
у Кареева выступает положение личности в обществе: ее место в самой
социальной организации (политический строй); защищаемые государственной
властью частные отношения к другим лицам (право); ее роль в экономической
жизни (экономический строй). Для Кареева социальная организация –
показатель пределы личной свободы.
Главными достижениями всей научной мысли XIX в. Кареев, как и другие
ученые, считал открытие двух основных методов познания общества -
сравнительно исторического (позволяющего представить статистическую картину
общества, его горизонтальный срез) и эволюционного (позволяющего
представить общество в развитии, динамике, состоящей в смене ряда фаз или
культурных типов, т.е. осуществить вертикальный срез).
Если сравнительно исторический метод занимается сходными историческими
явлениями, выявлением реально существующих их типов, то задача
эволюционного метода состоит в анализе процессов их развития, стадий или
фаз этого процесса, а также выяснением причин их возникновения, оформления
и смены.
Кареев, не отрицая роли экономического фактора в истории, первостепенную
роль отводил фактору психическому, что позволило учесть сложный характер
человеческих поступков, роль творческих и волевых импульсов. Человеческое
поведение он рассматривает как единство социального и индивидуального;
достижение общественного идеала реализуется исключительно через действия
отдельных индивидов. Такая трактовка личности лежит в основании концепции
индивидуализма субъективной школы. К позиции субъективной школы близки
взгляды Кареева и на отношение субъективного и объективного, суть которых
состоит в том, что безразличная к индивидуальному существованию среда
перерабатывается личностью в ходе его практических действий и в
соответствии с ее идеалом, в результате чего и создаются все человеческие
формы бытия.
Особое место в историко-социологических трудах Кареева занимает анализ
процесса проникновения идей позитивизма в русскую социологию и формирование
здесь на их основе наиболее значительных тенденций. В истории русской
социологии им были отмечены как наиболее влиятельные - субъективная школа и
марксистская социология; противостояние этих течений он использовал в
качестве определяющего признака при разработке периодизации истории
отечественной социологии. В истории социологии России Кареев выделяет три
крупных периода: конец 60-х - середина 90-х годов XIX в.; с середины 1890-х
до 1917 г.; после 1917 г. Первый этап соответствует периоду зарождения
субъективной школы. Второй характеризуется одновременным развитием
марксистской и немарксистской социологий, сопровождаемый борьбой между
ними. Третий отмечен установлением господства марксистской социологии и,
как это представлялось Карееву, намечавшейся возможностью сближения
"экономизма" и "психологизма". Кареев высказал оригинальный подход к
изучению культуры, в определение которой он включил всю совокупность
результатов психологического взаимодействия между людьми. Содержание
человеческой культуры в концепции Кареева представлено в виде двух крупных
пластов.
Один из них объединяет такие продукты духовной деятельности как язык,
религию, искусство, науку, философию; другой состоит из структур,
обеспечивающих функционирование общества: государство. народное хозяйство,
право.
В заключении необходимо отметить, что Н.И.Кареев великолепно знал историю
социологии. Его труды явились одной из первых в России попыток осмысления
общих закономерностей развития социологии, анализ ее успехов и неудач.
Кареев наряду с большой научно-исследовательской работой в течение всей
своей жизни - преподавал историю и социологию, создал много работ,
посвященных задачам преподавания истории и социологии, выступая в этой
области как теоретик и методист. Он заботился о совершенствовании системы
школьного и вузовского образования, ходатайствовал о создании кафедр
социологии в российских университетах, занимался научным поиском в области
методов обучения, изучал традиции. сложившиеся в российской системе
образования. Преодолевая характерную для русского обществоведения того
времени публичность, Кареев заботился об усилении профессионализма в
подготовке квалифицированных социологов.
Список литературы:
1. Гусейнова Ф.Д. «Социология. Учебное пособие.», ч. 2. М., 1997.
2. «Антология русской классической социологии» / под. ред. Клементьева и
Панковой. М., 1995.
3. Голосенко, Козловский «История русской социологии XIX – XX вв.» М.,
1995.
4. Гофман А.Б. «Семь лекций по истории социологии» М., 1995.
5. Радугин А.А., Радугин А.К. «Социология: курс лекций» М., 1996.
|