рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе

Фрейдомарксизм Э.Фромма и Г.Маркузе

Московский Педагогический Государственный Университет

Варнавский Евгений, 103 гр

Доклад по истории социологии на тему:

Фрейдомарксизм Э. Фромма и Г. Маркузе

Москва 2000

Фрейдомарксизм развивался в рамках франкфуртской школы неомарксизма, и

представлял из себя синтез учений Маркса и Фрейда, а, точнее, синтез

неофрейдизма и неомарксизма. Осноовоположниками фрейдомарксизма были

представители франкфуртской школы Эрик Фромм и Герберт Маркузе.

Маркузе (Marcuse) Герберт (1898-1979) — немецко-американский философ и

социолог, один из виднейших представителей франкфуртской школы

неомарксизма. Активно сотрудничал с франкфуртским инститтом социальных

исследований, с 1934 жил и работал в США. В 50-е годы сотрудничал с Русским

институтом при Колумбийском и Русским центром при Гарвардском университетах

(в качестве эксперта по советскому марксизму)

Философско-социологическая эволюция Маркузе протекала под влиянием

«левого» немецкого марксизма, истолкованного в духе неогегельянства 20-х

годов. В конце 20-х Маркузе занимался проблематикой «историчности»,

истолковывая в духе собственной версии «хайдеггермарксизма» ранние работы

Маркса («К феноменологии исторического материализма», и философию Гегеля

В 50-е годы в связи с общим увлечением «фрейдо-марксистской» версией

неофрейдизма, характерным для франкфуртской школы в целом, Маркузе построил

леворадикальную версию теории индустриального общества, опираясь на

фрейдомарксистские предпосылки. Согласно Маркузе, современное

индустриальное, или позднекапиталистическое общество обеспечивает

лояльность своих «функционеров» (им же и подавляемых и угнетаемых) тем, что

формирует соответствующую ему «структуру влечений», «витальных

потребностей», не выходящих за социокультурные рамки этого общества. Это

значит, что революция против такого общества могла бы быть успешной лишь в

том случае, если бы углубилась до уровня «антропологической структуры»

человеческих потребностей так, чтобы социальная революция превратилась в

антропологическую, прежде всего сексуальную, поскольку основой всех

влечений, в духе Фрейда, считаются сексуальные влечения.

Эрик Фромм (1900 – ?) – немецко-американский (как, впрочем, и Маркузе)

психолог и социолог, Сотрудник франкфуртского института социальных

исследований, с приходом к власти нацизма эмигрировал в США. С

1951—профессор университета в Мехико

Фромм отходит от биологизма Фрейда, приближаясь по своим исходным

положениям к экзистенциализму. Согласно Фромму, собственно человеческое

начинается лишь там, где кончается природное; оно коренится в сецифике

человеческого существования. Основная психическая потребность индивида по

Фромму – установить систему отношений к миру и обществу. Двойственность

положения человека в мире – как природного так и надприродного существа –

порождает основную историческую дихотомию: наряду со стремление к свободе и

независимости человека как мыслящего существа, в нем столь же укоренено и

стремление к безопасности («бегство от свободы»), которое лишь принимает

различные формы в ходе истории. Ставя целью создание целостной концепции

человека, Фромм ищет путей к этому в объединении социального и

индувидуально-психологического подходов более конкретно – в достижении

некоего синтеза учений Маркса и Фрейда. Это осуществляется через

социализацию психоанализа с одной стороны, и гуманизацию марксизма с

другой. Через господствующий тип характера деятельность индивида

направляется в каналы, поддерживающие функционирование данного общества.

Формы социального характера совпадают у Фромма с различными

историческими типами самоотчужденного человека. В работе «Бегство от

свободы» Фромм применил свою концепцию к эпохе раннего капитализма, связав

первоначальное накопление с накопительским типом характера, соединившим в

себе скупость, упорство и педантизм, и эксплуататорским типом. Параллельно

с ними на другом общественно полюсе шло формирование рецептивного

(пассивного) типа характера. Затем к ним прибавился рыночный тип характера

– порождение капитализма 20в. – «общества тотального отчуждения».

С отчуждением человека в современном обществе Фромм связывает и формы

патологии – невроз в любой форме есть прямой результат отчуждения, и

индивидуальная попытка его компенсации, поиск выхода из отчуждения.

Список использованной литературы:

1. История теоретической социологии в 3-х томах, Москва 1997

2. Философская энциклопедия в 5-ти томах, Москва 1960

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты