рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Фрактальные свойства социальных процессов

Фрактальные свойства социальных процессов

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

НА ТЕМУ:

Фрактальные свойства социальных процессов.

Студента вечерного отделения

социологического факультета

Герасимова Игоря Борисовича

Научный руководитель:

Лаврикова Алла Ивановна

МОСКВА 1997г.

Содержание

1.Методологическая часть........................4

2.Схема логических шагов в работе...............7

3.Введение.

Необходимость теории самоорганизации.........8

4.Религия и культура как регуляторы социальной

активности...................................14

5.Управление и теория самоорганизации..........19

6.Единство культурных феноменов , смысл её

инвариантов..................................23

7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30

8.Целостность мира, фракталы...................36

9.Заключение, применение выводов...............46

10.Библиография.................................49

Методологическая часть.

Проблема.

Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существова-

ния инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.

Объект исследования.

Культурные феномены, их инварианты.

Предмет исследования.

Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения,

их место в ней и их влияние на общество.

Цель.

Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами

и социальным гармоничным поведением людей . ( Люди ожидают какое ка-

кое-либо предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу ))

Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязан-

ное , гармоничное поведение людей .

Задачи.

1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.

2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение

людей .

3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)

4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.

5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .

Уточнение и интерпретация основных понятий.

Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе

без вмешательства извне за счет ее составляющих.

Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие су-

ществование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти-

ческими системах.

Основными свойствами фракталов являются :

- чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;

- существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .

Инвариант - неизменный элемент системы .

Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и

т.п. ,детерминирующая поведение людей .

Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей

на избранные "священные" объекты .

Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изме-

нений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между

собой .

Гипотезы.

1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;

2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инва-

рианта существования сложных систем , закономерности протекания соци-

альных процессов ;

3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на

основе золотого сечения , последствия этого ;

4.Исследование возможности практического использования знания о

свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов само-

организации в обществе и управления им .

ВВЕДЕНИЕ

Современное общество не может существовать в условиях сенсорного

голода - для его развития и успешного протекания процессов самооргани-

зации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле .

От того , какая информация будет наполнять это пространство будет

зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк-

рытий науки для формирования все более совершенного общества позволит

это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перс-

пективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию .

С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре-

бует использования этих открытий в условиях крайне динамичного совре-

менного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада

обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) .

Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения

человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне

прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с

окружающим миром , с природой .

Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20

века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че-

ловеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности

по преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и

сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила ма-

териальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника ,

промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про-

тяжении веков условия существования человека . Но это была не вина ма-

шин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-по-

литическую организацию к моменту начала научно- технической революции

(1) .

Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять

мысль В. И. Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию ста-

становясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы

при котором разумная деятельность человека становится решающим факто-

ром ее развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов

природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3).

Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с

биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов

за счет относительной самоизоляции от биосферы .

Сознание человека возникло формировалось как отражение окружающе-

го мира и его проявлений в культуре . Искусство , ремесло , наука ста-

новятся проекциями отраженного сознанием мира на плоскости различных

форм деятельности (4) .

Можно предположить уменьшение разнообразия, обеднение и упрощение

окружающей природной и социальной среды стимулирующей соответствующие

перестройки психики, субъективно отражающей объективный мир. Нас-

--------

1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" , "Мысль",1990г. стр.139

2)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.383-384

3)Советский Энциклопедический Словарь 1988г стр.900,"Ноосфера"

4)Р.К.Баландин,Л.Г.Бондарев "Природа и цивилизация" стр.370

колько безболезненны приспособительные реакции психики , судить нелег-

ко . Возможно , они вызывают комплекс антисоциальных поступков , раз-

рушая связи между людьми делая общественную жизнь напряженной , неспо-

койной, угнетающей . Духовное обновление человечества идет не столь

быстро , как техническое переоснащение человечества . Человеческая па-

мять - продукт биологической и социальной эволюции , а традиции преж-

них " поколений тяготеют как кошмар , над умами живых " (5) .

Руководимый внутренними побуждениями или внешними стимулами чело-

век способен в короткие сроки преодолевать огромные расстояния, созда-

вать великие культурные ценности или , напротив , уничтожать их . Воз-

можности проявления личности - хорошего или дурного чрезвычайно уве-

личились . И если сохраняются общественные связи , значит , личности

проявляют себя не хаотично , как атомы в броуновском движении (как бу-

дет ясно из моей работы этот пример приблизителен ) , а более или ме-

нее организованно , согласованно ( пусть и не всегда осмысленно ) .

Перестраивая окружающий мир , человек руководствуется не только

реальными потребностями , но и своими представлениями о благополучии ,

счастье - идеальными моделями своего желаемого бытия . А эти представ-

ления зависят от общественного мнения , пропаганды , рекламы .

В целом образуется некая векториальная сумма всех стремлений лю-

дей . Стихийно складываясь эта линия приобретает определенные законо-

мерности одну из них сформулировал американский ученый А. Сент-Де-

пардьи : " Деятельность человека направляется стремлением к счастью .

Счастье - это в значительной степени реализация самого себя , то есть

удовлетворение всех духовных и материальных запросов " (6) .

--------

5)там же, стр.370, К.Маркс Ф.Энгельс, собр.соч. том 8, стр.119

6)там же, стр.373

Американский нейрофизиолог Х. Дельгадо писал о деятельности чело-

века следующее : " В научно-технических достижениях мы цивилизованны ,

а в психических реакциях мы остаемся варварами . В известных пределах

мы умеем управлять собой . Необходимо развитие новых исследований для

того , чтобы организовать наши усилия и направить их на создание об-

щества будущего с высоким уровнем психической цивилизации ... Более

глубокое понимание психических механизмов облегчит поиски счастья и

уменьшит ненужные страдания людей . Управление гигантскими силами ,

вызванными к жизни человеком , требует развития определенных психичес-

ких свойств , способных направлять разум не только на покорение приро-

ды , но и на то , чтобы сделать цивилизованной психику самого человека

". (7)

Таким образом для правильного понимания множества проблем стоящих

перед человеком сегодня , безразлично , говорим ли мы о судьбах всего

человечества или о мелких , локальных проблемах , мы должны обратить

особое внимание на культуру , рассматривая ее как основу для благопо-

лучного существования общества . Развитие культуры одновременно с НТР

совершенно необходимо , ученые должны уделить этому особое внимание .

К. Маркс писал Ф. Энгельсу , что "культура , - если она развивается

стихийно , а не направляется сознательно оставляет после себя пустыню

... " (8) .

--------

7)там же стр.373-374

8)Ясюков М.И."Весы Немизиды" стр.139 ,К.Маркс Ф.Энгельс собр соч.

том 32 , стр.45

Управление социальными процессами должно опираться на осознание

социокультурных закономерностей . Научные открытия в синергетике могут

помочь нам достичь гармоничного состояния общества при максимально

возможном благе для всех его членов .

Мысль , высказанная К. Марксом о развитии общества как естествен-

но-историческом процессе не была разрабатываема в нашей стране . Боль-

ше повезло " историческому " аспекту , обеспеченному довольно значи-

тельным числом работ . Что же касается " естественного " аспекта этого

процесса , то его изучение долгое время игнорировалось либо тормози-

лось , а в итоге он поныне остается без внимания . Между тем именно

здесь , на данном пути могут быть обнаружены объективные законы , ко-

торым подчиняется и природа, и, что особенно важно , общество как его

составная часть . Здесь могут быть весьма эффективны так же современ-

ные методы общенаучного познания как принципы симметрии, фрактальный

анализ и др.

Эти законы естественноисторического процесса не могут не быть вскры-

ты не только потому , что " сама история является действительной

частью истории природы , становления природы человеком " (9) но и бла-

годаря включению в процесс познания семантических инвариантов , в силу

общетеоретического их статуса одинаково правомерных и приемлемых в кон-

цептуальных моделях развития природы и общества . Семантическими инва-

риантами в данном смысле являются структурная устойчивость и функцио-

нальная надежность самоорганизующихся систем ( независимо от того ,

--------

9)Сороко Эд. Макс. "Критерии гармонии самоорганизующихся социоп-

риродных систем" , стр.39 ,К.Маркс Ф.Энгельс , соч. т.42 стр.124

какова природа последних - естественная среда, общество или техносфе-

ра ), критерии различения нормы и патологии этих систем, объективные

механизмы гармонизации во всей совокупности своих процессуальных форм.

Таковы же и критерии масштабной и иной параметрической оптимальности

систем в смысле предназначения, места в более широком целом - общие

законы их эволюции и инволюции, структурогенеза и деструктивных изме-

нений , деградации, адаптации и т. п. .

Руководствуясь законами диалектического взаимодействия противопо-

ложностей , где мера является как бы средоточием их центростремитель-

ной ориентации , К. Маркс научно спрогнозировал такую стадию естест-

венноисторического процесса - движения системы " общество-природа " к

фазе своей эволюционной зрелости , на которой дифференциация наук , а

соответственно подразделение объектов на природные и общественные ,

естественные и искусственные в значительной мере утрачивает смысл .

В итоге наука о человеке ( обществоведение ) и наука о природе (

естествознание ) согласно выводам К. Маркса становятся одной наукой

(10) . Происходит их синтез, с обретением нового качества .

Именно такую "мировую линию" в развивающемся организме культуры

земной цивилизации увидел В. И. Вернадский ." Процесс изучения в пла-

нетарном масштабе всего целостного природного тела , понимаемый как

восхождение естествознания по расширяющемся ступеням сложности , - та-

кова главная задача , в решении которой Вернадский видел свою жизнен-

ную миссию ." (11)

--------

10) там же , стр.40

11)там же.

Разрабатываемая в современной науке теория самоорганизации хотя

она и не одна-единственная имеет уже теперь столь широкий диапазон ох-

вата предметных областей , что способна претендовать на синтез унасле-

дованного от классической науки традиционного подразделения объектов на

искусственные , природные и общественные , в равной степени выражать

проблематику и природы , и человека . Существование такой теории или ,

по крайней мере , не без ее непосредственного привлечения, становится

возможным дальнейшее развитие интегративного ноосферного мышления ,

формирование единой научной ноокультуры познания , единого мировоззре-

ния в выработке стратегии освоения природы .

К сожалению , несмотря на то что многие ученые неоднократно заяв-

ляли о крайне перспективном применении синергетических принципов в

изучении общественных процессов серьезных исследований в данной области

нет , либо они не известны широкой общественности . Я считаю что исс-

ледования в этой области позволят решить стоящие перед социологией за-

дачи как общетеоретического уровня так прикладные задачи ( например

создание совершенных математических ( фрактальных ) моделей социальных

структур и процессов ) .

Издревле человек с рождения находится в плену объективных законов

Жизнь человека наполнена страданиями . Религии прямо говорили об

этом и предлагали пути выхода из этой ситуации ." Немецкий социолог

Фюрстенбер пишет , что религиозные верования компенсируют неудачи в

жизни отдельного человека , его личные трудности , болезни , слабости

и т. п. . Из этого вытекает , что любые индивидуальные несчастья го-

рести и страдания рождают религиозную веру. " (12)

Религии указывают людям свет призывают к новому . "Религия -

связная структура верований и обрядов , относящихся к

священным , т. е. отделенным запретным вещам ; верований и обрядов ,

объединяющих в одну моральную общину , называемую церковью , всех ,

кто является их сторонниками " (13) .

Религия т. о. делит мир на две сферы : священное и светское ,

указывая путь , соответственно к священному , говоря о другом полюсе

как о хаосе , дьяволе , источнике страданий и мрака .

Культуру можно охарактеризовать как следствие религии , остаток

отжитых вероучений . Культура - свод фиксированных идей общества , по-

явившихся в результате утраты каким-либо верованием передовых позиций

,в сравнении с другими религиозными идеями . Другими словами , религия

совершив определенные изменения в обществе , в культуре , отмирает ,

становится чем-то само-собой разумеющимся , подготовившим почву для

новой религии , это остаток отжитых вероучений .

--------

12)Угринович стр.101

13)Дюргейм Э. стр.335

Религия , что видно из схемы оказывает сильное , почти не встре-

чающее сопротивления влияние на общество .

Религии естественным образом сменяют друг друга . Из истории мож-

но выявить последовательность этой смены , если с начала человек пок-

лонялся природным феноменам ,то потом он перешел на многочисленных бо-

гов, что в целом подготовило платформу для почитания бого-людей , бо-

жественных воплощений , таких как Гаутама Будда и Иисус Христос . То в

настоящее время усилилась тенденция к ориентации религии все больше на

личность человека , проповедуя идеалы любви , сострадания , альтруиз-

ма.

Предыдущие религии составляют фундамент , на котором основываются

последующие , они остаются так сказать в подсознании общества .

Мы являемся наследниками тысячелетий истории нашей цивилизации ,

от того как мы будем использовать это наследство во многом зависит на-

ше будущее .

Нас в повседневной жизни окружает множество вещей , обычаев ,

слов, выражений , норм поведения , само-собой разумеющихся человечес-

ких поступков о происхождении и корнях которых мы не задумываемся . Мы

не осознаем себя , как наследников сотен тысяч поколений людей , по

крупицам собиравших тот мир который мы знаем . Ведь почти все достиже-

ния культуры окружают нас с рождения . В обществе принято деление на

религиозные и светские занятия , предметы , поступки , но мало кто за-

думывается что все элементы культуры имеют религиозное происхождение и

если разложить на составные части привычные составляющие нашего окру-

жения , то обнаружатся формы и методы , используемые в ранних формах

религии , некоторые из которых сохранились до сих пор в укромных угол-

ках Земли .

20 век - век сильнейших и глубочайших изменений в жизни людей ,

равных которым не было за всю известную историю .

Для дальнейшего гармоничного развития сообщества людей необходимо

выявить и учитывать взаимосвязь между НТР и культурными изменениями .

В идеале , конечно же развитие культуры и сознания человека долж-

но идти далеко впереди технического прогресса .

Считается , что секуляризация достигла в 20 веке небывалого масш-

таба , но если принять за основу определение религии как чего-то путе-

водного , направляющего к новому , привлекающего внимание людей к то-

му, к чему его надо привлекать , то 20 век - век расцвета религии .

ДЕЙСТВИЕ РЕЛИГИИ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ОБРАЗОВАНИИ

ПОДОБИЯ, ИГРЫ, МОДЕЛИ.

НАВЫКИ ПРИОБРЕТЕННЫЕ В СОЗДАННЫХ ИСКУСТВЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ДАЛЕЕ ПЕРЕНОСЯТСЯ НА РАЗНОБРАЗНУЮ ОБЫЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

20 век дал новые способы производства , хранения , распростране-

ния информации , благодаря чему намного облегчается задача стоящая пе-

ред религией - навязывание человеку информации определенного содержа-

ния с целью изменения его действий . Постоянное совершенствование тех-

нических методов работы с информацией открывает все новые и новые пе-

респективы развития религии .

Основное место в таком воздействии занимают конечно СМИ ; тиражи-

руемые огромным объемом определенные блоки , куски , образцы поведения

в определенных ситуациях диктуют поведение простому человеку , который

к сожалению , становится послушной марионеткой в руках людей , контро-

лирующих СМИ .

Средства массовой информации обладают силой придавать любой

транслируемой информации религиозный смысл . Информация поглощаемая

через каналы СМИ является своего рода сакральной , священной , мисти-

ческой формой информации , т. к. она получается человеком не напрямую

из окружаещего мира , а дается сублимированной , обработанной , выде-

ленной особым вниманием информацией , кем-то другим , высшим ; и клю-

чем к получению ее является доверие (вера ) к ее источнику .

Современные научные данные и СМИ могут стать сильным гармонизиру-

щим или наоборот разрушающим все и вся фактором в дальнейшем .

" Ускорение темпов развития науки необходимо совместить с гуманис-

тическими идеалами , иначе произойдет дальнейшее рассогласование мира

человеческой жизни и мира культуры . Преодоление этого " рокового тео-

ретизма " ( Ф. М, Достоевский ) даст возможность гармоничного сочета-

ния силовых полей истины добра и красоты в эвристических ситуациях

мышления , равными достоинствами которого является как теоретическая

глубина , так и практический эффект . " (14)

Культура поставляет индивидуальному сознанию готовые ответы , ос-

вященные , наработанные традициями . " Природа ( т. е. то , что лежит

перед исследующим ) служит источником несогласия с канонами . На стыке

природы и культуры эмоции переплавляются в формы мысли , таким образом

, для того чтобы мысль осуществлялась она должна выработаться и приро-

дой ( личностной маргинальностью ) и культурой ( канонами определенной

традиции ) . Мышление совершаемое в напряжении между двумя этими точ-

ками и исполняет свой этос ( т. е. нормы рамки поведения мысли ).(15)

" Мир современного человека названный нами " цивилизацией " , уст-

роен так , что в нем нет чистых образцов , стопроцентно репрезентирую-

щих такие абстракции , как " наука " , " культура " , " общество " , "

техника " . Мы можем сказать , что компоненты " наука-культура-общест-

во " в истории трансформируются как целостности . Это означает , что

нет никакой однолинейной направленной причинной детерминации науки ни

" культурой " , ни " обществом " как отдельными абстрактами : такие

абстракты " общество без знания " , " культура без знания " в истории

просто не существуют ." (16)

--------

14)Диалектика.Творчество.Гуманизм. Л.Университет, 1991г стр.65

15)там же стр.73-74

16)"Наука и её место в культуре" , Новосибирск ,стр.66, 1990г

Руководствуясь вышеизложенными принципами необходимы исследования

взаимодействия науки и общества , с целью полноценного и полного ис-

пользования научных разработок в управлении обществом . Можно предпо-

ложить вывод о том , что новые научные открытия , в частности обрете-

ние человечеством знаний о системности и структурной организации мира

неизбежно приведет к изменению социального устройства общества . Осоз-

нание этих изменений , раскрытие с помощью научных исследований всей

динамики и возможных нюансов этих перемен - важная задача для совре-

менных исследователей .

Таким образом важность разрабатываемой мной темы для теоретичес-

кого описания мира и практического применения в наше время бесспорна ,

она становится особенно актуальной в свете все нарастающих темпов НТР

и огромных успехов Западных стран , вступивших в эпоху информационно-

го общества .

ЧАСТЬ 1

" Управление - свойство , внутренне присущее обществу на любой

ступени его развития ; оно , это свойство , имеет всеобщий характер и

вытекает из системной природы общества , из общественного , коллектив-

ного труда людей . " (17)

К. Маркс делил управление на два типа , два механизма воздейс-

твия: стихийное и сознательное . В случае стихийного механизма упоря-

дочивающее , управляющее воздействие на систему является усредненным

результатом столкновения переплетения и перекрещивания различных , не-

редко противоречащих друг другу сил , массы случайных единичных актов.

Это воздействие пробивает себе дорогу как общая тенденция в этой сле-

пой игре случая , оно автоматично по своей природе и не требует вмеша-

тельства людей . Мало того люди не вольны , не в состоянии отменить

слепую игру случайных , стихийно действующих сил и подчинить их своим

интересам и целям . Они способны , точнее говоря вынуждены приспосаб-

ливать свою деятельность к требованиям игры случая , способны или ус-

корить или замедлить течение этой игры , но овладеть ею не в силах .

Стихийное управление не связано с функционированием специфических об-

щественных институтов .

--------

17)Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , Политиздат , М.

1980г. , стр.212.

Наряду со стихийными незапрограммированными факторами в обществе ,

( опять таки на любой стадии его развития ) действуют сознательные

факторы управления связанные с целенаправленной деятельностью людей .

Здесь постепенно формируются специальные общественные институты -

субъекты управления , то есть совокупность органов и организаций ,

осуществляющих сознательное воздействие на систему с целью достижения

определенных результатов . В случае сознательного управления поведение

людей , социальных коллективов , равно как и других компонентов систе-

мы , становится в определенные рамки , соответствующие социально-эко-

номической природе общества . Эти сознательные факторы в процессе

прогресса общества претерпели глубокие изменения - от управления пос-

редством эмпирических , непосредственным опытом полученных и передава-

емых из поколения в поколение традиций , обычаев в первобытном общест-

ве, до научного осмысливания общественных процессов и сознательного

управления ими .

Т. е. главная цель управления : обеспечить сохранение качества

системы и ее развитие , обезопасить , эмансипировать ее от воздействия

стихийных факторов . Иными словами противостоять стихийным , автомати-

чески действующим факторам управления . Такова точка зрения К. Маркса

и многих других ученых . " Сознательное управление есть целенаправлен-

ное воздействие на общественное развитие , основанное на использовании

познанных объективных законов ." (18)

При принятии такого подхода к социальным процессам возникает ес-

тественная тенденция к т. н." сознательному " управлению и противопос-

тавление " естественного " и " искусственного " .

--------

18) Уледов А.К. "Социальные законы",М. Мысль, 1975г, стр.3

Можно , однако , заметить , что в сложных системах , к которым

можно отнести любой социальный процесс имеются процессы описанные лишь

недавно , получившие название самоорганизации или антихаоса .

"Под самоорганизацией можно понимать самопроизвольное накопление

или производство информации как средства самозащиты этой системы,

обеспечения самоприспосабливаемости в условиях воздействия шумов и

других возмущений сомасштабно ее продуктивности ."(19)

" Структурная гармонизация сложного целого , осуществляемая самоор-

ганизационно и потому принимающая форму самоорганизации , непосредс-

твенно связана с его перестройкой - перераспределением весов структур-

ных элементов , субъединиц, подразделений , их относительных вкладов ,

значимостей , ролей , функциональных обязанностей , позиций , внутри-

обретенных организационных статусов и т. п. Для проведения таких пре-

образований и сохранения вновь обретаемого состояния - поддержания

стационарного режима самовоспроизводства интегрального качества целого

необходимы дополнительный приток ресурса , материальных затрат интенси-

фикация энергообмена .

Понятно , что структурная перестройка системы , сопряженная с

приращением внутрисистемного разнообразия , накоплением межкомпонент-

ных различий тесно связана с процессом функциональных изменений - ак-

тивизацией подсистем , ускорением их реакций , сокращением собственных

времен их самодействия , уплотнением жизненных циклов . Ввиду того ,

--------

19)Сороко Э.М.,"Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"

Минск, 1991г стр.25 ,автореферат диссертации

что отношения порядка (приоритетности ) для членов структурно-функцио-

нального отношения объективно несостоятельно , интенсификация потоков

ресурса в систему может также быть причиной ее структурной перестройки

при отсутствии чрезмерной жесткости ее организации т. е. при условии

наличия в ней достаточного числа степеней свободы , которыми распола-

гают подсистемы , структурные составляющие .

Установление стационарности режима воспроизводства системой собс-

твенного качества , гарантирующего сохранение ее целостности , адек-

ватной определенному уровню организации , равнозначно достижению

структурно-функционального соответствия ( СФ - соответствия ) , кото-

рое и наступает в результате соединения в диалектическом тождестве , в

мере двух различных процессов - энергетически постоянно подпитываемого

структурогенеза , потребляющего организованную, "когерентную" , проте-

кающую через систему массу вещества , энергии и информации , и - дест-

руктуризации , идущей естественным порядком ...

СФ - соответствие , достигаемое на пути повышения структурного

разнообразия , совпадающего с направлением градиента структурогенеза -

продуцирования так называемых диссипативных структур ,- означает доми-

нирующую линию прогресса ." (20) ( Теория самоорганизации систем И.

Пригожина и его школы ) .

В приведенной цитате теория самоорганизации рассматривается как

теория описывающая протекание процессов в физике ( отсюда специфические

термины ) , но данная теория однозначно применима и к социальным про-

цессам .

--------

20)там же , стр. 32-33

Т. о. вообще , неверно применение термина " управление " к само-

организующимся ( а следовательно - самоуправляющимся ) системам . Бо-

лее адекватны сущности этого явления понятия : " направленное развитие

" и соответственно "направление изменения организации " , " корректи-

руещее воздействие " и соответственно "корректировка структурных

(функциональных) изменений" , " гармонизация систем " и т. п.

В соответствии с приведенной мной выше теорией самоорганизации

систем наиболее совершенной и жизнеспособной является система с наи-

большей свободой ее составляющих , т. е. самоорганизация - способ осу-

ществления непосредственной демократии .

Такой механизм самоизъявления воли коллектива в едином действии

зиждется на нежесткой связи его участников , допускающей свободу пози-

ций в процессе принятия решений . К. Маркс сравнивал управление кол-

лективом с "мягким искусством дирижера " (21) . Подобно звучанию ор-

кестра , где каждый голос должен быть услышан и приведен в надлежащее

согласование со звучанием всего целого , в коллективе , осуществляющем

свои функции на началах демократии , т. е. самоорганизационно , скла-

дываются все условия для достижения гармонии самовыражения всех его

членов .

При выработке управленческой стратегии или корректировачной уста-

новки , когда объектом управления или коррекции выступает сложная са-

моорганизующаяся система , важно различать , что должно быть изменено ,

преобразовано ( вариации ) , а что должно оставаться неизменным , не

подлежать преобразованиям , уточняться , усиливаться ( инварианты ).

-------

21)Сороко Э.М."Критерий гармонии самоорганизующихся социо-

природных систем" , Владивосток 1989г , стр.5

В зависимости от предметной специфики системы можно указать нес-

колько типов инвариантов , в зависимости от того , что подлежит изме-

нению - отношения этого объекта , его свойства как вещи ,или его

свойства ( совокупность свойств ) .

Инварианты вещей определяются основными назначениями последних .

При рассмотрении артефактов необходимо учитывать культурную среду , в

которой они были сформированы , их семиотическую природу .

Рассмотрим системность культуры с точки зрения семитической при-

роды ее составляющих .

В обществе даже за сравнительно короткий срок происходят мириады

социальных контактов . Эти межличностные отношения бывают непосредс-

твенными ( многочисленные формы персонифицированных связей ) и опосре-

дованными ( эпистолярная деятельность , функционирование средств мас-

совой коммуникации и т. п. ) .

Все множество социальных взаимодействий становится возможным бла-

годаря наличию в обществе широкого семиотического поля . Наиболее су-

щественные компоненты его - естественный язык , артефакты культуры ,

принятые в данном социуме символы ( различные системы знаков , включая

общезначимые жесты и мимические действия ) .

Посредством семиотического поля все человеческие действия оказы-

ваются до известной степени скоординированными и упорядоченными . В

семиотическом поле социума специфическое место занимает культура . Как

семиотическая система культура наиболее стабильна во времени , сложно

структурирована , универсальна ( значима для максимально широкого кру-

га людей ) .

Любой законченный объект культуры представляет собой определенным

образом организованную семиотическую систему . Следовательно любой

объект культуры может быть " прочитан " , поскольку он по своему гене-

зу предназначен для этого . Любому культурному объекту присущ свой

символический язык . Восприятие культурного объекта есть процесс его

десимволизации . Это становится возможным лишь тогда , когда символи-

ческий язык является доступным как целостная семиотическая система на

всех его уровнях ( семантическом , синтактическом , прагматическом ) .

Применительно к произведению искусства это означает умение про-

никнуть в ту систему изобразительных средств , с помощью которой автор

создает художественное произведение .

Одно из фундаментальных свойств культуры - инвариантность . Т. е.

возможно выявить аналитическим путем множество общих форм и структур в

продуктах культуры , несмотря на исторические и национальные различия,

видовую , жанровую и т. п. дифференциацию . В основе инвариантности

культуры лежит ее универсальная семиотическая природа .

Единицы культуры ( конкретный эмпирически воспринимаемый ее про-

дукт ) представляют собой семиотические системы . Единицы культуры

представляют собой жестко структурированные системы . Будучи овещест-

вленными продуктами творческой деятельности , они имеют "внутреннюю

территорию " . Ослабление внутренних связей , устранение даже отдель-

ных элементов ведет , как правило , к нарушению целостности такого

объекта .

Выражением системной целостности единицы культуры является форма.

Если взять , например , высокоорганизованное живописное полотно , то

изменение даже деталей может привести к нарушению композиционного

единства , а следовательно к потере целостности произведения . Поэтому

как семиотические системы отдельные продукты культуры неделимы . Од-

новременно единицы культуры представляют собой узловые моменты семио-

тической системы культуры , внутренние системные связи которой выявля-

ются посредством установления инвариантных структур .

Инвариантные семиотические структуры внутренне связывают культуру

на самых различных временных и пространственных промежутках . Благода-

ря инвариантности единицы культуры существуют не как отдельные изоли-

рованные продукты культурной деятельности , а как взаимопереводимые

семиотические образования . В результате культура предстает как систе-

ма , обладающая внутренним единством , целостностью , несмотря на

внешнюю мозаичность . Единство различных культурных форм , инвариант-

ность ее структур по всей видимости основано на присущих всем людям

единых характеристиках их ума .

Отсюда - структурное сходство мифов различных народов , логики

обыденного сознания , а также единство законов построения в языках

разных народов , не имевших между собой реальных исторических связей и

т. д. ( работы З. Фрейда , К. Юнга , Леви-Стросса и многих других ).

Если взять ментальное состояние человека за точку отсчета , то

можно найти параллели между отдельными видами культурных элементов ,

например музыкой и архитектурой , изобразительным искусством и поэзи-

ей.

В частности , Леви-Стросс пишет : " Наш замысел состоит в том ,

чтобы рассмотреть части каждого мифа и сами мифы во взаимосвязи , и мы

сравниваем их с инструментальными партиями музыкального произведения ,

уподобляя их исследование изучению симфонии .

Такой подход правомерен только при наличии изоморфизма между сис-

темой мифов , являющейся системой Лингвистического порядка , и систе-

мой музыки , которую мы считаем языком , поскольку мы его понимаем ,

но абсолютная оригинальность которого отличающего его от связной речи

, обязана своим происхождением его непереводимости ... Иначе говоря

то, что музыка и мифы затрагивают в слушателях ,- это общие для них

ментальные структуры ." (22)

Существует явление т. н. синопсии , т. е. ассоциации между зри-

тельными и слуховыми впечатлениями , которая описывалась и исследова-

лась уже в древней Индии , Китае и других странах . Ньютон устанавли-

вал соответствия между определенными звуками и цветами ." У Н. А.

Римского-Корсакого звукоряду устойчиво соответствовали цвета . Известно

что А. Н. Скрябин ввел к партитуре симфонической поэмы " Прометей "

строку " Luce " ( свет ) . Инвариантные отношения между музыкальными и

живописными произведениями , семиотическими системами , лежат в основе

живописно-музыкальных работ М. Чюрлениса ( картины " Соната Солнца " ,

"Морская соната " )." (23)

Огромный вклад в осмыслении единства музыки , цвета , формы ,

жеста внес Л. С. Термен , одной из разработок которого является музы-

кальный инструмент терменвокс , переводящий движения человека , его

жесты , танцевальные па в музыку .

Сходство прослеживается и в отношении таких различных феноменов

культуры как риторика и архитектура , несмотря на отличающие их разли-

чия композиционно-ритмических организации формы . Если в риторике ком-

позиционная ось , как и в музыке , имеет временную природу , то в ар-

хитектуре композиционные оси располагаются в пространстве . Вместе с

тем единая семиотическая природа дает ту общую плоскость , на которой

произведения риторического и архитектурного искусства могут быть не

--------

22)Леви-Стросс К. Увертюра Ч-2 , в книге: "Семиотика и искусство-

метрия" , М.,Мир , стр.43.

23)1982г Ежегодник "Системные исследования" , А.Гумеров "Систем-

но - семиотические инварианты культуры" , стр.392

только сравнены , но и сближены . В частности исследователи сравнивают

архитектурную теорию известного флорентийского зодчего Л. Б. Альберти

и античную теорию риторики . " ...Изучение античных теоретиков красно-

речия оказалось для Альберти особенно плодотворным потому , что его

глубоким убеждением оставалось представление о пространственных искусс-

твах как своего рода языке , самом общем , универсальном , заложенном

" в самой природе" , а потому неизмеримо более общем , чем даже латынь

, которая в глазах его времени была самым универсальным мировым язы-

ком. Именно это представление об архитектуре как одном из видов чело-

веческой речи позволило Алберти поставить выпукло вопрос о социальной

природе архитектуры ..."(24)

Можно проанализировать эти взаимодействия и доказать единство

элементов культуры и цель для которой предназначены внешне такие раз-

ные и непохожие феномены . У древних было такое понимание культуры ,

как органически цельной системы . Черты такой древней , цельной куль-

туры , из которой вышла современная дифференцированная культура ,

сохранились в христианском храмовом ритуале . Различные отрасли , свя-

зи между которыми существуют в скрытых формах , доступных только ана-

литическому взгляду , Выступают здесь в конкретно-целостном единстве .

П. Флоренский обосновал взгляд на храмовое действо как наследие и пря-

мую отрасль античной священной трагедии : " Искусство огня , запаха ,

дыма , своеобразной хореографии , проступающей в размеренности церков-

ных движений при входах и выходах священнослужителей , в схождениях и

восхождениях ликов ". (25)

--------

24)Зубов В.П. "Архитектурная теория Альберти" - в книге "Леон Ба-

тиста Альберти" М. , Наука , 1977г , стр.91

25)Флоренский П.А "Храмовое действо как синтез искусств",-Маковец

Москва , 1922г N1 стр.32

К этому следует добавить , что храмовое действие происходит хотя

и в реальном , но символически организованном пространстве : внутрен-

ние архитектурные формы церковного здания создают образ мироздания ,

космоса и все вместе - архитектура , фрески , иконостас , многоголосое

пение , облачение церковнослужителей , запахи елея , мирра , и ладана

, игра света и тени - образуют органическое единство , сложнейшую сис-

тему , составленную из отдельных семиотических систем . Можно предпо-

ложить , что древний синкретический обряд , из которого со временем вы-

делилась современная высокодифференцированная культура , является той

праструктурой , которая генетически определила основной системный па-

раметр культуры - универсальную структурно-семиотическую инвариант-

ность ее отдельных семиотических систем . Не случайно слова "культ " и

"культура " в русском и ряде европейских языков этимологически связа-

ны.

Таким образом , несмотря на кажущуюся мозаичность под наружными

различиями эпистемологического , эстетического , видового , жанрового

и т. п. характера внутри культуры существуют глубокие внутренние связи

что позволяет говорить о ее системном единстве . И следовательно ,

культуру , в целом , можно рассмотреть как самоорганизующуюся сложную

систему , проявляющуюся через инвариантно-структурные отношения в ней.

Целью культуры является формирование определенного ментального

состояния у людей .

Подобно другим сложным системам, к культуре в целом , и к разно-

образным культурным феноменам , в частности , применимы закономерности

функционирования сложных структур .

В качестве примера можно взять естественные алфавиты . "Под алфа-

витом можно понимать любую базовую систему знаков , каждый из которых

есть самостоятельная единица , несущая минимальную смысловую нагрузку

. Различные комбинации и сочетания этих знаков дают "слова" , из кото-

рых образуются "предложения" ... Основной метод кодирования информации

укрупнение статистически зависимых знаков посредством сведения их в

блоки с дальнейшим кодированием последних уже в качестве независимых

знаков (сообщений) . Этот процесс образует общую основу как структуро-

генеза , так и информациогенеза ."(26)

Понимая под алфавитами различные семиотические системы в культуре

, можно рассмотреть их структуру и выявить ряд устойчивых закономер-

ностей их формирования . Основой для образования инвариантов в культу-

ре являются общие для всех людей психологические механизмы регуляции

их поведения , основанные на едином строении их психики .

Особенности восприятия , например , пространства и времени в раз-

личные эпохи и у разных народов связаны с развитием и направленностью

чуственного отражения окружающего мира . Особенно важна степень точн-

рости , обеспечивающая жизненный цикл . В работах антропологов и эт-

нографов , а также в специальных исследованиях по истории измерений ,

истории живописи , истории науки мы находим множество факторов , ука-

зывающих на психологические особенности (локальные и исторические )

восприятия . Формальные показатели , различающие этнические общности ,

включают системы лексических уровней . Так , обобщение , выраженное в

слове , различается как по количеству лексических единиц , так и по

степени и числу абстракций лексических единиц , включаемых в это слово

--------

26)Э.М.Сороко "Структурная гармония систем", Минск

1984г,стр.163

- понятие , так и по степени и числу абстракций лексических единиц ,

включаемых в это слово-попятие . Существует также некоторая внутренняя

структура логического мышления , при которой связь между непосредс-

твенно сказанным и непосредственно сделанным может быть в различной

степени опосредованной . " Разбор этнической специфики знаковых систем

в языкознании и доказательство всеобщности логических законов мышления

приводят к различению форм реализации этого всеобщего ." (27)

Обычно при анализе эмоционально-смысловых систем основной упор

делается на понятийный аспект этих систем . Образное , внепонятийное

мышление , этнически более специфическое , нередко остается в стороне.

Вместе с тем известно , что понятийное и образное мышление являются

обязательными компонентами мыслительного уровня психического отраже-

ния. Для понимания этнической специфичности мышления мы должны более

внимательно отнестись к атрибутивным формам и образной стороне мышле-

ния , так как именно на этом уровне этнический аспект проявляет себя

более полно и психологически . Образность может быть выражена в речи ,

визуально ( живопись , танцы , ваяние , архитектура ) , может воздейс-

твовать на слух ( музыка ) , комплексно, как это имеет место в ритуа-

лах .

Ритуал - это неотъемлемое и важное средство организации общест-

венной жизни . Ритуалы - прежде всего это видимое действие лица или

лиц , призывающих всех , кто присутствует , обратить внимание на какое

либо явление или факт и не только обратить внимание , но и выразить

определенное эмоциональное отношение , содействовать общественному

--------

27)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"

М.Наука 1979г , стр32 , автор статьи Королев С.И.

настрою . При этом обязательны некоторые принципы : во первых общепри-

нятая условность действия ; во вторых общественная значимость явления

или факта , на котором концентрируется ритуал ; в третьих ,- его осо-

бая цель . Ритуал призван создать единый психологический настрой в

группе людей , вызвать их к активному сопереживанию или признанию

факта или явления . В чем и как выражается это психологическое пережи-

вание зависит от конкретной цели .

ВСЯКОЕ ДЕЙСТВИЕ ИЛИ РИТУАЛ ИМЕЕТ СВОЙ ЧИСТО РИТУАЛЬНЫЙ СМЫСЛ

Любое действие или текст в ритуале приобретает специфическое зна-

чение. Даже прямой текст, употребляемый в ритуале несет не тот смысл,

который был бы свойственен этому же тексту вне ритуала .

Известна лишь одна бесспорно самоценная форма , хотя и для нее

иногда находятся внешне целесообразные объяснения . Однако красота

многих форм ритуального поведения не может служить объяснением ценнос-

ти ритуального поведения вообще . Ритуал ценен своим соответствием

особым потребностям социального человека .

Одна из таких потребностей , в которой заинтересовано все общест-

во, при всем многообразии и несовместимости частных целей его членов

состоит в обеспечении для своих членов возможности осмысленного выбора

средств в естественном , целенаправленном поведении .

Ритуальность поведения создает некую всеобщность целей , стоящих

над "естественными" целями отдельных индивидов , и тем самым , не по-

давляя их свободы , обеспечивает нужную степень предсказуемости собы-

тий . Если мы уверены , что те , с кем нам приходится общаться , счи-

тают самоценным поддержание неких норм вежливости , то этим уже сильно

облегчается наше общение . И при этом уже гарантируется некоторая сво-

бода и нужная степень предсказуемости чужого поведения .

Таким образом для культуры в целом , как сложной, самоорганизую-

щейся системы , для полноценного функционирования которой необходима

большая степень свободы ее субъектов ( см. ранее ) т. е. демократичес-

кое устройство и потребности в оптимальном , гармоничном , устойчивом

воздействии на людей характерна ее опора на грань , разделяющую эти

полюса .

Эмпирически , уже на протяжении тысячелетий эта грань, золотая се-

редина между свободой человека и его порабощением , детерминации его

поведения социокультурными нормами определена .Эта грань носит название

золотого сечения , эта математическая пропорция лежит в основе поведе-

ния людей , и всех ритуалов.

Психологические эксперименты и наблюдения не раз поставляли мате-

риал , позволяющий думать , что человек , взаимодействуя с миром ,

часто квалифицирует его объекты вовсе не в тех системах классификации

и категорий , которые привычны для естественнонаучной практики . Ко-

нечно, актуальные свойства внешнего объекта определяются прежде всего

ситуацией в которую он включен : яблоко сладкое для сорвавшего его ре-

бенка , желто-красное для художника-колориста , спелое для садовода ,

слабокислое для винодела . Однако, для того чтобы обсудить логику это-

го вычерпывания качеств , интересно выяснить , каким является нам объ-

ект при достаточно неопределенных "условиях задачи" . Если бы при этом

актуализировались устойчивые сгустки свойств , это означало бы сущест-

вование механизмов закономерно "упаковывающих" опыт общения субъекта с

миром в некие специальные структуры. "Согласно гипотезе А.Б.Запорожца

(1963г.), спецификой генезиса человеческого восприятия является то ,

что с овладением индивидуальными средствами осуществления перцептивных

действий происходит усвоение выделенных обществом систем чувственных

качеств, к которым относятся системы геометрических форм , музыкальных

звуков , цветов спектра , фонем родного языка и т. д. Подобные образо-

вания были названы Л.А.Венгером "сенсорными эталонами" . Существование

сенсорных эталонов несомненно обеспечивает инвариантность перцептивно-

го восприятия объекта ."(28)

"Широкую известность получили психологические опыты Фехнера ,

ориентированные на выявление у взрослых чувства прекрасного , гармо-

нии. Всем участникам опыта (228 мужчин и 119 женщин) предлагалось оце-

нить эстетические качества десяти белых геометрических фигур (один

квадрат и прямоугольники ) и посредством сравнения их между собой упо-

рядочить по степени привлекательности для восприятия , отобрав одну

или несколько из них , наиболее удовлетворяющих этому признаку . Полу-

чено 150 ответов мужчин и 110 женщин . Количество предпочтений отдан-

ных определенным фигурам как мужчинами , так и женщинами хорошо взаи-

мосогласуется (см. таблица).

--------

28)Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" Изд. МГУ

1980г , Москва

¦ ¦ ко

Данные таблицы говорят о том , что самой привлекательной и прият-

ной на вид фигурой оказалась фигура , наиболее точно соответствующая

пропорции золотого сечения .

Впоследствии с близким результатом подобные опыты провели Вит-

ма (1894) , Лэйо (1908) , Зондайк (1917) и другие. В России в

1896-1898гг. И.П.Балталон под руководством А.А.Токарского." (29)

" Эти же опыты , проведенные в детской аудитории , дали совершенно

иные результаты , не обнаружив чувства гармонии свойственного взрослым

По видимому ощущение прекрасного в его наиболее тонких и глубоких

сторонах присуще лишь человеку зрелому, находящемуся за пределами воз-

растных границ , в которых происходит формирование психики , чувства и

интеллекта , как отдельных элементов единого целого - эстетически

вполне сформированной личности ." (30)

Сейчас невозможно достоверно установить ни человека впервые отк-

рывшего золотую пропорцию , ни времени , когда это произошло . Очевид-

но ее неоднократно открывали , забывали и открывали вновь , в разное

время и в различных странах . Многие исследователи считают первооткры-

вателем золотой пропорции греческого математика и философа Пифагора.

Эстафета знаний древности ведет от Греции к Египту ,а от него к

Вавилону . Одним из самых замечательных , известных и загадочных архи-

тектурных сооружений с древности являются пирамиды Египта , которые

также были построены строго по золотой пропорции .

Помимо пирамид , множество других построек Древнего Египта пост-

роены по этим принципам . Сохранился рельеф эпохи Древнего царства

(2800-2400гг. до н.э.) свидетельствующий о сознательном использовании

египтянами геометрических пропорций , основанных на золотом сечении.

--------

29)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем",

Минск "Наука и техника" , 1984г , стр.87.

30)там же.

В древних культурах других стран мы обнаруживаем тоже самое .Осо-

бенно выделяется храм Афины - Парфенон . В его геометрии вообще от-

сутствуют прямые линии ; его совершенные пропорции передают наблюдате-

лю чувства величия и радости , наполняя его душу гармонией , взывая к

гуманистическим чувствам .

Существуют исследования русских храмов И.Шевелева , К.Н.Афанась-

ева, М.А.Ильина , Б.Смоляка установивших наличие золотой пропорции во

многих , если не во всех православных храмах .

В Западной Европе , в которой , начиная со средневековья , оха-

рактеризовавшегося постройкой великих готических соборов , образова-

лись ложи Вольных каменщиков , проще говоря - масонов , архитектуре ,

геометрии , и священной золотой пропорции уделялось огромное значение.

Множество людей занималось исследованиями о том , как " с помощью

геометрии философские и теологические идеи перевести в конкретные фор-

мы изящества и красоты ".(31) " Золотое сечение , известное так же ,

как золотая пропорция или золотая середина , было одной из самых важ-

ных и широко распространенных геометрических формул , использовавшихся

при строительстве соборов .

Золотая пропорция имела особое значение для христианской теоло-

гии, поскольку она обозначает трехэлементную теорему , сконструирован-

ную из двух элементов и "соответствующей первой загадке святой Троицы

: трое, которые являются двумя". "(32)

--------

31)Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book. Ваклер 1996г

Д.Готье "Карты вечности" , стр.203

32)там же , стр.203-204

"Все материальные силы , все интеллектуальные силы общества сош-

лись в одной точке - в зодчестве . Таким образом искусство под предло-

гом возведения божьих храмов достигло великолепного развития ," - пи-

сал масон Виктор Гюго.(33)

Древние зодчие Египта, Греции , Руси , Средней Азии , во многих

других местах, при построении своих архитектурных шедевров пользова-

лись системой мер , соответствующих золотой пропорции ( таких, как

система саженей в России ), что существенно облегчало эту задачу во

времена , когда уровень образования архитекторов и вообще науки был не

слишком велик.

Выражение "архитектура - это застывшая музыка стало крылатым .

Оно основано на образном, интуитивном ощущении некой связи гармоничес-

кой архитектурной формы с музыкальной гармонией. Музыкальная мелодия

основана на чередовании звуков различной высоты и продолжительности ,

в её основе - временная упорядоченность звуков . В основе архитектур-

ной композиции - пространственная упорядоченность форм. Но что бы оце-

нить размеры пространственной конструкции геометрической фигуры , мы

должны проследить взглядом от начала до конца эту фигуру , и чем боль-

ше , например длинна её , тем длительнее будет восприятие. Очевидно

здесь и заключена органическая связь пространственного и временного

восприятия объектов человеком ."(34)

-------

33)Васютинский Н. "Золотая пропорция",

М. Молодая гвардия ,стр.64

34)там же , стр.64

Существует "представление о готическом соборе, как о музыкальном

инструменте . Если взглянуть на церковь с этой точки зрения , то её

скрытые пропорции и молчаливая гармония апсид , верхнего ряда окон и

нефа могут зазвучать в мозгу человека , заставить его сердце и душу

тихо запеть в унисон с божественной гармонией".(35)

Есть исследования М.Марутаева, Л.Мазеля , Л.Сабанеева и других ,

устанавливающих наличие золотого сечения в произведениях великих ком-

позиторов. С древних времен имеются представления о соответствии раз-

меров и музыкальной гаммы , о гармоническом сочетании .

--------

35)Фулканелли "Тайны готических соборов" , REFL-book Ваклер

1996., страница 208

ЧАСТЬ 2

ЗОЛОТАЯ ПОРПОРЦИЯ

Сущность золотой пропорции можно сформулировать следующим обра-

зом: Для соединения двух частей с третьей совершенным образом не-

обходима пропорция, которая бы "скрепила" их в единое целое. При этом

одна часть целого должна так относится к другой, как целое к большей

части. В мою работу не входят различные математические расчеты . В ос-

новном, в качестве источника материала я пользовался книгой Николая

Александровича Васютинского "Золотая пропорция" в которой и приводятся

многие необходимые математические выкладки , также очень ценна для по-

лучения информации о проявлении золотой пропорции в культуре и природ-

ных объектах книга Шевелева, Марутаева, Шмелева "Золотое сечение"(М.

1990г)

Итак, можно сделать следующие выводы:

1) Золотое сечение (1,61803398875...) без сомнения можно отнести

к инвариантам, характерным для культуры всей нашей цивилизации, в це-

лом;

2) Так как золотое сечение составляет основу всех основных значи-

мых культурных феноменов, используемых для эстетического воспитания

новых поколений людей , можно сделать вывод о воздействии такого рода

информации на сознание человека ,как личности , так и общества , в це-

лом;

3) Поскольку творения культуры на основе золотого сечения расс-

матриваются людьми как ОДНОЗНАЧНО ПОЗИТИВНЫЕ на протяжении тысячелетий

, а человечество развивается по пути накопления творений разума и рук

людей, закономерен вывод о накоплении человечеством информации и обра-

зов на основе золотой пропорции .

Далее, поскольку мы установили факт присутствия золотой пропорции

в артефактах и взаимосвязанное с ним его присутствие в ментальности и

как следствие в поведении человека попробуем рассмотреть конкретные

закономерности этого процесса .

Мои предположения строятся на теории белорусского ученого Эдуарда

Максимовича Сороко о функционировании самоорганизующихся систем , к

которым можно отнести любые социальные структуры.

"Структурная гармония систем природы, т.е. гармония их внутренне-

го строения подчиняется четкому математическому закону. Подобно тому

как это мы имеем в квантовой теории, гармоничным (устойчивым,стацио-

нарным) состоянием систем объективного мира соответствуют особые чис-

ла, называемые обобщенными золотыми сечениями *): эти числа- инвариан-

ты всех тех стуктур в которых воплощена диалектика дискретного и неп-

рерывного , целого и части , необходимого и случайного , единого и

многого.

--------

*) несколько иное понятие , чем просто золотое сечение.

Мир в целом есть Волна. Другими словами , не только микрообъекты,

но все существующие в действительности вещи , всё многообразие систем

окружающего мира , коль скоро они диалектически противоречивы предс-

тавляют собой Волну - структурный резонанс субстрата , из которого об-

разованы , т.е. интерференцией противоположностей внутри единс-

тва."(36)

Другими словами Э.М.Сороко и многие другие исследователи сложных

ситстем выстраивают картину мира идентичную мировосприятию архаичного

человека , который пытается находить закономерности в тех фактах , ко-

торые мы бы назвали случайными (мистическое мышление "всё связано со

всем").

К.Г.Юнг пишет об этом : " На самом деле первобытный человек не

более логичен или алогичен , чем мы . Просто он думает и живет исходя

из совсем других предпосылок по сравнению с нами . В этом и состоит

различие . Всё , что выходит за рамки правил , всё , что поэтому его

беспокоит , пугает или удивляет , основывается для него на том ,что мы

называем сверхъестественным . Разумеется , он не считает это сверхъес-

тественным , для него это является принадлежностью мира , который он

познает.

Наша рациональная исходная посылка состоит в том , что всё имеет

свои естественные , видимые причины . В этом мы убеждены a priori . В

этом смысле каузальность является для нас самой священной догмой. В

нашем мире нет законного места для невидимых , произвольных, так ска-

зать , сверхъестественных сил , разве что погрузиться вместе с совре-

--------

36)Сороко Э.М. "Структурная гармония систем"

менным физиком в неведомый микромир атомных недр, где , похоже случа-

ются диковинные вещи. Но эта область знания всё - таки далека от нас.

К невидимым произвольным силам мы относимся с чувством ярко выраженной

неприязни ; ведь мы сами не так уж давно вырвались из того страшного

мира грез и суеверий и создали картину мира , достойную нашего рацио-

нального сознания - самого молодого и самого великого творения челове-

ка. Нас окружает вселенная которая подчиняется законам разума . Хотя

мы и не знаем всех причин но они будут открыты и будут соответствовать

ожиданиям разума . Мы вполне естественно надеемся на это . Однако, бы-

вают случаи , которые и в самом деле являются чисто случайными , а их

собственная каузальность также ничего не проясняет . Случайности неп-

риятны любящему порядок сознанию . Они весьма забавно нарушают законо-

мерное течение событий и поэтому сбивают нас с толку . В отношении

случайностей мы испытываем такое же неприязненное чувство, как и в от-

ношении невидимых произвольных сил . Они слишком напоминают о бесеня-

тах или о произволе deus ex machina *). Они являются злейшими врагами

наших самых тщательных расчетов и постоянной угрозой для всех наших

предприятий . Их можно считать глупыми , они заслуживают всяческого

поругания , но им нельзя не уделять внимания .

Арабы относятся к ним с большим почтением . В каждом письме они

пишут : "Иншалла , если Богу будет угодно ,

письмо дойдет ." Ведь несмотря на все неприязненные чувства и законо-

--------

*) "Бог из машины", неожиданное решение трудной ситуации,

которое вызывается как бы искусственным вмешательством извне.

мерности , верно то , что мы всегда и везде подвержены непредвиденно-

му случаю ."(37)

Т.е. человек просто не может охватить своим сознанием взаимосвязь

всех причин и следствий , и называет происходящие события случайными.

Конечно, восприятие человеком мира , все процессы составляющие его

внутреннюю жизнь и процессы во внешнем мире составляют бесконечно

сложною систему; в которой , однако , опираясь на установленные прин-

ципы самоорганизации сложных систем мы можем обнаружить новые законы

по которым живет человек , природа и общество.

Известно , что все природные объекты имеют фрактальную структуру,

они соответствуют числам Фибоначчи (производным от золотой пропорции)

и золотому сечению (в большей или меньшей мере) . Человек , как часть

природы ; пропорции его тела , ритмы сердца и мозга , этапы взросле-

ния, стадии жизни человека подчинены закономерностям , сводимым только

к одному числу - 1,61803398875... - золотой пропорции.

Общественное устройство , религия , культура считались абсолютно

человеческим достоянием , более того они приводились в пример того ,

чем выделяется человек из природы , возвышает над животными.

Мы установили , что человек даже близко не подошел к управлению

общественными процессами , а так же собственной личной жизнью , гармо-

низация которых всецело находится под влиянием процессов , закономер-

ностей , сил , обеспечивающих самоорганизацию .

--------

37)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени"

М., Прогресс 1993г. с.160

Тот факт , что сердцевиной культуры и религии , детерминирующих

деятельность людей является золотая пропорция , которая является осно-

вой для процессов самоуправления и самоорганизации сложных систем поз-

воляет утверждать единство природных и общественных процессов самоорга-

низации (яркий пример: исследование поведения колонии муравьёв в Анг-

лии).

"В сознание людей закладывается определенная программа , ряд обра-

зов, основанных на золотой пропорции . Это происходит через музыку ,

визуальный ряд , и т.д. ; в наиболее полной форме это воздействие осу-

ществляется в религиозном ритуале . Впоследствии всё поведение челове-

ка протекает в определенных рамках , его действия не могут быть хао-

тичными , человек следует программе , которая оптимальна для функцио-

нирования любых сложных систем" .

В этой связи опять-таки интересно мировоззрение первобытного че-

ловека , уделяющего большое внимание целостности мира .

К.Юнг пишет : "Он уделяет основное внимание ... не чистым кау-

зальным связям естественных наук , а сбивающим с толку , запутанным

переплетениям каузальных цепочек , которые называются случаями . Он

давно приспособился к законам природы и поэтому боится власти неприд-

виденного случая , выступающего в качестве произвольного , не поддающе-

гося учету движущего принципа. И здесь он тоже прав . Этим вполне объ-

ясняется почему все необычное нагоняет на него страх .

В области южнее Элгона , где мне пришлось провести длительное

время , обитает довольно много муравьедов . Муравьед - это ночное ,

очень пугливое животное , которое поэтому попадается на глаза крайне

редко . Но однажды муравьеда увидели днем . Это столь же неестественно

и так же удивительно , как если бы мы обнаружили ручей , в котором во-

да время от времени текла бы вспять . Если бы действительно стали из-

вестны случаи , когда вода вдруг проявила бы отрицательную силу тяго-

тения , то это было бы чрезвычайно тревожным открытием . ведь мы зна-

ем , какое количество воды нас окружает , и можем легко себе предста-

вить , что случилось бы , если бы вода перестала подчиняться законам

природы . Примерно в таком же положении находится и первобытный чело-

век . Ему прекрасно известны жизненные привычки муравьеда , но он со-

вершенно не представляет , что таит в себе нарушение муравьедом миро-

вого порядка . Первобытный человек настолько зависит от происходящего ,

что любое нарушение установленного порядка мира может иметь для него

непредвиденные последствия . Оно является предзнаменованием , знаком,

подобным комете или затмению . Поскольку эта неестественность не выз-

вана по его представлению естественными причинами , то появление му-

равьеда днем объясняется действием невидимой силы произвола .

Внушающее страх проявление произвола , способное нарушить мировой

порядок , требует , разумеется , чрезвычайных защитных или смягчающих

мер . Созываются жители соседних селений , а муравьеда с большим тру-

дом раскапывают и убивают . Затем самый пожилой родственник по линии

матери того человека , что первый увидел муравьеда , должен принести в

жертву быка . Сам этот человек становится ногами в нору и получает

первый кусок мяса животного . Вслед за ним начинают есть родственники

и остальные участники церемонии . Таким образом искупляется таящий

опасность акт произвола природы .

Для первобытного человека безопасность мира заключается в упоря-

доченности обычных явлений . Любое исключение из этого представляется

ему таящим угрозу актом произвола , который , стало быть необходимо

искупить , ибо он является не просто сиюминутным нарушением обычного

порядка вещей , но вместе с тем и предзнаменованием нежелательных со-

бытий в дальнейшем."(38)

--------

38)К.Г.Юнг "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс стр.166-167

Такой схемой можно проиллюстрировать теорию регулирования поведе-

ния людей , как членов общества.

В подсознании человека , образы золотой пропорции и фрактальные

образы вероятно составляют некие архетипы восприятия (см. выше) . Та-

кую гипотезу выдвинул сам первооткрыватель фрактальных множеств доктор

математики Бенуа Мандельброт .

Косвенные намеки на это и взаимосвязь между золотой пропорцией и

фракталами есть в некоторых артефактах (узорах ковров , мандалах ,

янтрах и т.п.)

В глубинах человеческого сознания архетипы или стандартные образы

и мотивы поведения совпадают.

Академик Е.А.Файдыш выстраивает такую логическую цепочку : " Од-

ной из особенностей архетипа является невозможность его од-

назначного описания или определения . Сколько бы мы не пытались выра-

зить его в виде текста, он всегда будет несоизмеримо сложнее и глубже

. Именно поэтому могут быть осознаны только отдельные "тени" , проек-

ции, но никогда - он весь целиком .

Примером архетипа может служить образ Бога , любви , времени .

Когда на древних Индийских и Тибетских священных изображениях показы-

вают божеств с множеством лиц и голов , этим как раз и подчеркивается

невозможность сведения столь необъяснимого понятия к конкретному обра-

зу. Каждое лицо - Это одна из проекций Бога в нашем сознании . В не-

давнее время математиками были открыты объекты очень сходные с ними .

Это фрактальные множества и странные атракторы.

Как архетип невозможно задать перечислением его элементов , так

же и фрактал. Каждый элемент архетипа обладает не меньшей сложностью ,

чем целое , то же можно сказать и о фрактале . И наконец - самоподо-

бие. Каждый элемент несет и информацию о целом . Этим свойством облада-

ют как архетип , так и фрактал.

И ещё одно интересное свойство. Фракталы обычно имеют дробную

размерность , т.е. как бы находятся между разными пространственными

измерениями. Как уже говорилось , об аналогичных свойствах архетипов

догадывались в глубокой древности, вспомним изображения богов со мно-

жеством лиц . Интересно, что даже геометрические образы , иснпользо-

вавшиеся для изображения архетипов в древности , очень напоминают

фракталы . Это янтры и мандалы. Один из примеров такого подобия можно

наблюдать сравнивая центральную часть Шри-Янтры с фракталом "Серпинс-

кого"."(39)

--------

39) Е.А.Файдыш "Сверхсознание", М. 1993г стр.62-63

В принципе , почти все естественные объекты являются фракталами.

Это облака , исчерченная береговая линия , поверхность гор , скал,

внутренние пространства пещер , деревья , и вообще все живые организмы

, различные ворсистые поверхности и т.п. (фрактал - математическая мо-

дель показывающая упорядоченность и процессы самоорганизации любых

сложных структур.)

Объекты , подобные фракталам привлекали внимание людей с древнос-

ти , медитация и сосредоточение на них , использовались в ритуалах и

как бы открывали дверь в иные миры . "Например , у шаманов излюбленным

местом перехода в нижний мир служили извилистые пещеры, норки , дупла

деревьев. В древнеиндийском эпосе "Рамаяна" говорится: "На каждом во-

лоске тела Рамы находится множество миров, таких как наш." " (40)

Прогресс нашей цивилизации , идущий , по пути всё большего услож-

нения общества, мира , окружающего людей , их разнообразных занятий,

основан на накоплении человечеством объектов , образов , соответствую-

щих золотому сечению , фракталам , являющихся основой для существова-

ния сложных систем и позволяющих существовать все более сложным формам

организации . Можно сделать предположение , что прогресс цивилизации,

в том числе научно-технический , возможен только благодаря этому. Пос-

кольку закладка в подсознание человека таких образов делает его пове-

дение неспособным разрушить систему (к появлению днем муравьеда) ни

при каких условиях.

-------

40) там же, стр.81

Закладка образов обеспечивается религией , а поведение на их ос-

нове носит название культурного поведения (возможно здесь есть парал-

лель между золотым сечением - основой религиозных образов и фракталами

- как основой для образов обуславливающих культуру). Т.е. накопление

сложной самоорганизующейся системой ,которой является общество данной

специфической информации повышает уровень организации системы , снижа-

ет количество энтропии в ней.

"В естественных процессах системогенеза объективная самореализация

устойчиво возможна лишь для одной составляющей внутренне противоречи-

вого единого, вторая же выполняет в нем подчиненную роль , обладая

сравнительно узкими пространственными и временными границами существо-

вания , условными либо попросту фиктивными (иллюзорными) достоинствами

, ценностями , нормами или даже пребывает в постоянном "предвосхище-

нии" своего приближающегося распада."(43)

Поэтому в динамике общественных процессов прогресс , изменения

идут только по пути , обозначенному инвариантами, обеспечивающими

функционирование системы. Эд. Макс. Сороко исследуя механизмы самоор-

ганизации сложных систем обоснавал существование математически уста-

навливаемых инвариантов (золотой пропорции) на основе и посредством

которых в процессе самоорганизации систем они приобретают гармоничное

строение, стационарный режим существования, структуры - функциональную

устойчивость. Факт существования инвариантов , поддерживающих функцио-

нирование сложных систем подтвержден также методами фрактальной гео-

метрии (например масштабная симметрия).

--------

43) Э.М.Сороко "Структурная гармония систем" , стр.193

Общество т.о. представляет собой фрактальный объект , гармонизи-

руемый ориентацией человеческого сознания социокультурными методами на

восприятие им Золотого Сечения - величайшего из инвариантов Вселенной,

основы поддержания и развития любых её систем.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные выводы можно целенаправленно использовать в решении

задач, стоящих перед специалистами в области управления.

Задачи, решаемые с помощью включения процессов самоорганизации ,

через изменение сознания человека можно разделить на два типа :

- глобальные, долгосрочные проекты , и

- локальные, быстродействующие инновации.

Если говорить о глобальном, вселенском уровне , измеряемом столе-

тиями и судьбами целых стран, то следует ещё раз вспомнить масонов, с

их представлениями о свободе , равенстве и братстве, создании лучшего

человека, изменяя его психику , наполнением её "божественными вибраци-

ями архитектуры и музыки".

Новейшие технические возможности, такие как СМИ , открытия в об-

ласти человеческой психики, физики , химии , особенно открытие фрак-

тальных множеств (01.03. 1980) являются средствами, дающими доступ к

самым несбыточным мечтам масонов.

Любое государство, заинтересованное в своем настоящем и будушщем,

руководители которого понимают, что сила страны складывается из силы и

возможностей каждого его гражданина будет заинтересовано в воспитании

полноценных, созидающих членов общества. Государство должно участво-

вать в усилении и активизации процессов самоорганизации, как залоге

успешного функционирования всех его поддерживающих структур.

Методы , как явствует из моей работы и как существует исторически

относятся к самым различным социокультурным феноменам , создавая бога-

тый арсенал и простор для действий всем заинтересованным в жизни своей

социальной общности. Это может быть архитектура , музыка , рекламные

заставки , рисунок обоев, пропорции предметов быта и многое другое ;

причем , конечно же возможно сознательное , основанное на научных рас-

четах создание этих элементов культуры , труд по внесению которых в

жизнь общества традиционно считался лишь основанным на интуиции, вдох-

новении.

Локальные нововведения , основанные на знании процессов

самоорганизации могут быть связаны с решением задач по :

1.Диагностике социальных структур и процессов;

2.Оптимизации внедряемых управленческих решений;

3.Управлению в ходе реализации какого либо проекта.

1.Диагностика, цель которой выявление проблем и выявление

латентных структур на предприятии , может быть существенно

облегчена , так как метод анализа с помощью фрактальных множеств

позволяет создать довольно точную модель социальных процессов.

Одной из процедур, современного нам метода диагностики

является построение т.н. "дерева проблем" , "дерева целей" т.е.

схемы взаимодействий в организации.

С помощью экспресс опроса персонала выясняют проблемы в

организации, субъективные оценки людей , которые затем уточняются и

классифицируются по их принадлежности к подразделениям организации

и от более общих к частным проблемам по принципу от следствия к

причине .

общая проблема

проблемы функциональных подразделений

социально-бытовые,социально-психологические проблемы

организационно-управленческие проблемы общесистемного типа

Известно, что 20% проблем в организации дают 80% всех сбоев и по-

терь . Существует класс фракталов , называемых дендритами (древовидны-

ми) использование которых при анализе данной схемы даст огромные воз-

можности для её детального понимания.

Решение проблемы т.о. окажется легким и быстродостижимым (например

удаление из многотысячной организации только одного человека)

2. Для всех внедряемых новшеств в уже сформированные организации

надо проводить исследования на их совместимость с процессами и

силами, обеспечивающими самоорганизацию системы .

Необходимо обеспечение всех инноваций дополнительными

процедурами такими как , например, разработка символа для

организации в соответствии с золотой пропорцией , утверждение

графика преобразований , действий в соответствии с числами

Фибоначчи и т.п.

3. В уже действующих организациях и протекающих социальных

процессах добавление факторов дающих новую силу и устойчивость,

переводящих структуру на новый качественный уровень тоже не лишне.

Библиография.

1) Ясюков М.И. "Весы Немизиды" Мысль, 1990г

2) Баландин Р.К. , Бондарев Л.Г. "Природа и цивилизация"

3) Советский Энциклопедический Словарь , 1988г.

4) Маркс К. , Энгельс Ф. Собрание сочинений

5) Сороко Э.М. "Критерий гармонии самоорганизующихся

социоприродных систем" , Владивосток 1989г.

6) Сороко Э.М. "Самоорганизация систем, проблемы меры и гармонии"

Автореферат диссертации , Минск 1991г.

7) Сороко Э.М. "Структурная гармония систем" , Минск 1984г.

8) Васютинский Н. "Золотая пропорция" , М. Молодая гвардия 1990г.

9) Афанасьев В.Г. "Системность и общество" , М. Политиздат 1980г.

10) Уледов А.К. "Социальные законы" , М. Мысль 1975г.

11) Угринович

12) Дюркгейм Э.

13) Диалектика.Творчество.Гумманизм. Ленинградский университет 1991г.

14) "Наука и её место в культуре" Новосибирск 1990г.

15) Ежегодник "Системные исследования. 1982г." Наука

16) "Семиотика и исскуствометрия" М. Мир 1972г.

17) "Лион Батиста Альберти" М. Наука 1977г.

18) Флоренский П.А. "Храмовое действо как синтез исскуств" "Мако-

вец" N1, М.

19)"Психологические механизмы регуляции социального поведения"

М. Наука 1979г.

20) Артемьева Е.Ю. "Психология субъективной семантики" М. изд.МГУ

1980г.

21) Фулканелли "Тайны готических соборов" REFL-book Ваклер 1996г.

22) Юнг К. "Проблемы души нашего времени" М. Прогресс 1993г.

23) Файдыш Е.А. "Сверхсознание" М. 1993г.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты