рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Конфуцианство в Китае

Конфуцианство в Китае

Татарско-русская школа №85

Реферат по истории мировых цивилизаций

на тему:

«Конфуцианство в Китае».

[pic]

Реферат выполнен

учащимся 11 А класса

Шафигуллиным Ленаром.

Учитель истории

Зарипова Дания

Шагитовна.

Казань 2000

[pic]

Статуя Конфуция.

Содержание.

1. Введение.

............................................................................

......................................1.

2. Глава I. «Зарождение учений Конфуция.

..................................................................3 .

2. Глава II. «Культы конфуцианства».

.........................................................................7

.

3. Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая»

...............................................11.

4. Заключение.

..........................................................................

...................................14.

5. Список использованной литературы.

...................................................................15.

Введение.

В курсе изучения истории мировых цивилизаций я непосредственно ознакомился

о цивилизации Китая об учениях великого китайского философа Конфуция. Но

так как у меня уже издавна возбуждает интерес к жизни стран Востока, его

традициям, нравам, а именно к Японии и Китаю, я решил изучить их. У меня

был выбор между этими двумя странами, но я остановился на Китае, из-за его

многочисленного населения. А так как основной главенствующей религией Китая

является конфуцианство, я решил ознакомиться с ней.

Целью моего реферата было раскрытие того, что вообще представляет из

себя религия Конфуция, каковы её традиции, моральные устои, культы и т. д.

Одной из задач было выяснить, когда зародилась одна из древнейших

консервативных религий Востока. Также меня озадачило как складывались

отношения между людьми и государством, между родителями и сыновьями, между

старыми и молодыми... И главной же задачей стало раскрытие того, как

повлияло конфуцианство на жизнь народов Китая.

Тема, выбранная мною, очень актуальна и по ей день. Изучением

религий, а особенно религий Востока, ученые занимаются до настоящего

времени, так как многое ещё нераскрыто, не разгадано, неосознанно. Если же

говорить о сотрудничестве России и стран востока, то отношения стали более

крепкими и дружными.

Для ответов на поставленные вопросы я воспользовался материалами трех

изданий. Первое - это 2 часть 6 тома популярной «Энциклопедии для детей»

под названием «Религии мира». Из аннотации мы узнаем:

«Вторая часть тома «Религии мира» содержит сведения об основных и

мировых религиях. Впервые одна из важнейших сфер духовной жизни человека

освещается столь полно, в популярной форме и с позиций равноуважительного

отношения ко всем описываемым религиям.

Книга рассчитана для детей старшего школьного возраста, родителей,

преподавателей, а также всех тех, кто интересуется религиями разных

народов. Все вышедшие тома «Энциклопедии для детей» рекомендованы

управлением развития общего и среднего образования Министерства образования

Российской Федерации как дополнительное пособие для учащихся».

Второе издание - книга Л. С. Васильева «История религий Востока»

вышедшая в 1983 году. Книга предназначена как учебное пособие для вузов по

специальности «История».

«В книге дается очерк истории возникновения религий Востока, их роли

в развитии социально-экономической и политической структуры восточных

обществ и культуры. Характеризуются многочисленные религии (индуизм,

христианство, ислам), религиозные системы Индии (брахманизм, индуизм,

буддизм, джайнизм), Китая (конфуцианство, даосизм), Японии (синтоизм и

буддизм) и др».

Третье издание - книга Н. Я. Холопова «Мировые религии». Аннотация

даётся краткой:

«Книга исторических очерков «Мировые религии» - результат

многолетнего изучения мировых религий. Издание предназначается для широкого

круга читателей.»

Глава I.

Зарождение учений Конфуция.

В конце III тысячелетия до нашей эры на территории центральных равнин

Китая начинало складываться протогосударство, которое в то время

представляло собой по сути племенной союз, объединенный удачливым и умным

вождем. Этот период принято называть эпохой Шан-Инь - по имени клана,

который главенствовал в ту пору. После очередной междоусобицы в Китае

наступила эпоха династии Чжоу (XI-III вв. до н.э.)-один из самых интересных

периодов в истории страны, когда начали закладываться основы практически

всех философских школ и мистических учений.

Издревле китайская социальная система была четко поделена на уровни,

каждому из которых предписывались свои строжайшие нормы поведения, причем

эти предписания порой касались даже мелочей. Например, было точно известно,

в каких одеждах кому ходить, какую пищу есть, какие обряды совершать.

Высшая аристократия так и назевалась - «те, кто ест мясную пищу», в то

время как на столе простолюдинов мясо не появлялось, и поэтому, что его не

хватало на всех, - причина заключалась в ритуальных предписаниях.

Вся земля принадлежала верховному правителю - вану. Немного ниже вана

стояли несколько властительных князей, которые иногда управляли областями.

Ван долгое время сочетал в себе функции племенного вождя и жреца, т.е. мог

и управлять людьми и общаться с Небом. О его священной функции говорил даже

сам иероглиф «ван», который представлял собой горизонтальные черты,

пересеченные одной вертикальной. Это символически обозначало, что дух

правителя способен соединить в себе три начала: Небо, Землю и Человека.

Ван, обладая неограниченной властью, мог перераспределять землю, чем

привязывал к себе наследственную знать.

По представлениям, характерным для древнего Китая, император обладал

огромной духовной помощью, или дэ, которая дарована ему Небом и которую он

мог передавать своим подданным. Эту помощь можно также называть священной

силой, благостью, благодатью или просто благодетелью. Представление о ней

сложилось ещё в глубокой древности, когда мир понимался как место встречи

людей с духами и поэтому был пропитан особой «энергией». Именно благодать

(дэ) вана стала позже одним из ключевых моментов учения Конфуция о

государстве и роли в нем правителя. Безраздельная власть требовала

одновременно и особой нравственной чистоты, добродетельности, личного

духовного совершенства вана, к чему призывал Конфуций.

Существовал принцип: «Кто знатен - тот богат». Незнатный не мог быть

не только богатым, но даже зажиточным.

На первый взгляд такая система может показаться несправедливой и даже

бесчеловечной. Но не стоит оценивать древность с точки зрения современных

представлений о свободе, равенстве возможностей, демократических правах.

Факт остаётся фактом: в течение многих веков именно такая система

социального разделения с её жесткими предписаниями поддерживала

стабильность в обществе и достаточно ровные отношения между властями и

народом.

В китайской истории период правления Чжоурской династии считается

едва не идеальным временем в жизни людей и государства, когда все жили в

достатке и каждый «знал своё место». Как сказал бы Конфуций, «правитель был

правителем, а подданный - подданным».

Основателем дома Чжоу считается Чжоу-гун, мужественный и

добродетельный человек. Он выгодно отличался от своего неудачливого

предшественника, последнего правителя династии Инь, который погряз в

разврате. Именно Чжоу-гуну история приписывает лозунг: «Уважать добродетель

и оберегать народ». Многие мудрецы, в том числе и Конфуций, называли его

образцом лучших нравственных качеств, подтвержденных временем. Учитель

ставил Чжоу-гуна выше всех правителей древности, указывая на то, что он

«полностью овладел культурным началом»,а значит, и «ритуальными» нормами

поведения, в которых Конфуций видел основу вселенской гармонии.

Однако такому благоденствию не суждено было длиться долго. Сильнейшие

социальные и духовные кризисы, разрушение идей архаического оккультизма

потеря веры в духов - все это способствовало рождению совсем иного типа

философии. Но прежде следует рассмотреть, какие причины привели Китай к

такому кризису.

Несколькими веками ранее в обиходе появилось железо. Это нарушило

гармонию общественных отношений, позволив людям, не обладающим знатностью,

богатеть за счет обработки новых земель. В результате возникли так

называемые «сильные дома». Казалось, золотой век китайской

государственности остался позади, в страну приходят «смута и хаос». Нет уже

великих мудрецов древности - Яо, Шуня, Хуан-ди, Чжоу-гуна, способных

возвратить Китай в лоно вселенской гармонии. Да разве найдется сегодня тот,

кто передаст правление не по наследству, а по заслугам - самому достойному,

как великий правитель древности Яо, передавший трон Шуню? Нет, нравы

измельчали, все власть предержащие заботятся лишь о собственном достатке и

страдают неумеренными амбициями. Китай раскололся на множество мелких

царств, непрестанно враждовавших между собой. Не случайно эта эпоха (V -

III вв. до н.э.) получила название Чжаньго (Борющегося царства или Воюющие

государства).

Страна, раздробленная на противоборствующие владения, вела долгие,

изнурительные и бесполезные войны. В начале этой эпохи на территории

центральных равнин оказалось около 140 мелких и крупных царств. Не

проходило и года, чтобы между ними не возникали стычки. Образовалась даже

особая группа бродячих мудрецов, которые, переходя из одного государства в

другое, пытались уладить конфликты между правителями. К таким людям

принадлежал известный философ Мо-цзы.

В результате кровопролитных междоусобиц выделилось «семь сильнейших»

царств: Чу (где, по приданию, родился Лао-цзы), Ци, Чжао, Хань, Вэй, Ян и

Цинь. Многие государства оказались поглощены более сильными соседями. Так,

царство Лу, где родился Конфуций, попало под власть царства Чу.

Что-то разладилось в Поднебесной... Разрушился стержень

взаимоотношений между людьми. Неужели великую страну ожидают хаос и смута?

Именно в этот момент многие мудрецы, философы и мистики, страшась

«великой смуты в Поднебесной», размышляли над способами, которые могли бы

привести к покою и процветанию. На этой волне возникло множество духовных,

философских и политических учений. Некоторые из них угасли за несколько

столетий или даже десятилетий; другие - такие, как конфуцианство, легизм,

даосизм, - настолько внедрились в культуру Китая, что китайская цивилизация

сегодня просто немыслима без них.

И все же, говоря о рождении мощных учений Китая в VI - V вв. до н.э.,

необходимо заметить, что возникновение их было обусловлено не только

социальной и политической ситуацией. Характерно, что все крупнейшие

китайские духовно-философские системы возникли приблизительно в одно и то

же время.

Духи, которым поклонялся Китай, оказались не способны привести страну

к гармонии. Наступил кризис архаического сознания, духообщение уже не

давало человеку полноты истины, а человек стремился именно к ней, его

больше не устраивало просто спасение от бед и несчастий. Не случайно

Конфуций однажды заметил, что «если утром постигнешь истину, то вечером

можно и умереть».

Единственное известное крупное мистическое произведение архаической

традиции - знаменитая книга «И цзинь», или, как принято переводить её

название, «книга перемен». Частично она была написана в конце II тыс. до н.

Э., хотя сама тема возникла гораздо раньше. «И цзин» считалась гадательной

книгой, по которой предсказывали разливы рек и исходы сражений, судьбу

человека и великие события. Считается, что сам Конфуций составил

комментарии к основному разделу этой книги, которые называются «Двенадцать

крыльев».

Мир представлялся чередой вечных изменений, он дан человеку как

«вечное непостоянство», как переход двух противоположных и

взаимодополняющих начал - светлого (ян) и темного (инь). Окружающий мир в

равной степени и реален, иллюзорен, за видимой действительностью скрывается

более глубокая, «истинная» сущность, рассказать о которой невозможно.

Однако существует способ символического выражения этой внутренней

реальности - через рисунки или сочетание сплошных и прерывистых линий.

В «Книге перемен», непостижимым образом повлиявшей на развитие всей

китайской философии, видимо, содержалось какое-то древнее мистическое

знание , суть которого выходила далеко за рамки гадательной практики

и примитивного общения с духами. Скорее всего во времена Конфуция её

истинного, изначального смысла уже никто не понимал. Мистическое свелось на

уровень оккультного - магических приемов, обрядов взывания и изгнания

духов. Возникала явственная необходимость по-иному оценить место человека в

этом мире, как бы заново осмыслить себя в пространстве уже иной духовной

реальности.[1]

Глава II. «Культы конфуцианства».

«Культ предков и нормы «сяо».

Речь идет о культе предков - как живых так и мертвых. Значительно

изменив содержание и формы этого культа, известного в своих основных чертах

едва ли не всем народам («Чти отца и матерь свою», - сказано в Библии),

конфуцианство придало ему глубокий смысл символа социального порядка и

превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и

всеобщую норму поведения. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о

сяо, сыновней почтительности.

Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным

сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный,

гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы. Смысл сяо, как его толкует Лицзи,

- служить родителям по правилам ли, похоронить их по правилам ли и

приносить им жертвы по правилам ли. Согласно этим правилам, подробно и

обстоятельно растолкованным в Лицзи, почтительный сын должен всю жизнь

преданно заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым

на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Даже

если отец недобродетелен, если он злодей, вор или убийца, почтительный сын

обязан лишь смиренно увещевать родителя, униженно просить его вернуться на

стезю добродетели. В средневековом Китае считалось нормальным и даже

поощрялось законом, что сын не смеет свидетельствовать против отца, что

опять таки восходило к Конфуцию, который как-то в полемике заявил, что

прямота и честность не в том, чтобы предать отца, а в том, чтобы покрыть

его, даже если он «украл барана».

Культ сыновей почтительности с течением времени достиг в Китае

всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, собранные

в сборнике «24 примера сяо», превратились в объект восхищения и подражания.

Вот несколько образцов сяо из этого сборника: бедняк, продавший сына, чтобы

накормить умирающую с голода мать, находит в огороде сосуд с золотом и

надписью «за твое сяо»; восьмилетний мальчик в летние ночи не отгоняет от

себя комаров - пусть они лучше жалят его, а то ведь станут беспокоить его

родителей; почтительный сын в голодный год отрезал от себя кусок тела, дабы

сварить бульон для ослабевшего отца; добродетельный ханьский император

Вэнди во время трехлетней болезни матери не отходил от её ложа, лично

готовил ей еду и пробовал все предназначавшиеся ей лекарства. Эти и многие

другие аналогичные рассказы призваны были с детства воспитывать в

почтительном сыне готовность к самопожертвованию во имя культа предков.1

Культ семьи и клана.

Конфуцианский культ предков и нормы сяо способствовали расцвету

культа семьи и клана. Семья считалась сердцевиной общества, интересы семьи

намного превосходили интересы отдельно взятой личности, которая

рассматривалась лишь в аспекте семьи, сквозь призму её вечных - от далеких

предков к далеким потомкам - интересов. Подросшего сына женили, дочь

выдавали замуж по выбору и решению родителей, причем это считалось

настолько нормальным и естественным, что проблема любви при этом вовсе не

вставала. Любовь, т. е. нечто личное и эмоциональное, всегда находилась

совсем иной плоскости, на неизмеримо более низком уровне, чем интересы

семьи, считавшиеся категорией высокого морального долга, «и». Любовь могла

придти после брака, могла и не приходить вовсе (мужчины из состоятельных

семей могли компенсировать её отсутствие выбором наложницы по вкусу - этому

жена не имела права препятствовать, хотя на практике случалось по-разному).

Но это никогда не мешало нормальному существованию семьи и выполнению

супругами своего осознанного социально-семейного долга, который выражался

опять-таки в соблюдении интересов семьи, т.е. в рождении детей, прежде

всего сыновей, призванных продолжить род, упрочить позиции семьи в веках.

Отсюда постоянная тенденция к росту семьи. Большая нерасчлененная

семья ( та самая, которую имел в виду Конфуций, когда он сравнивал её с

государством) существовала и до Конфуция, но по преимуществу среди знати.

Конфуцианство своим культом предков и сяо создало дополнительные стимулы

для её небывалого расцвета: при наличии хотя бы мало-мальски благоприятных

экономических возможностей стремление к совместному проживанию близких

родственников становилось решающим импульсом и резко преобладало над

сепаратическими тенденциями. В результате большие семьи, включавшие в себя

несколько жен и наложниц главы семьи, немалое число женатых сыновей,

множество внуков и иных родственников и домочадцев, стали весьма

распространенным явлением на протяжении всей истории Китая (образ жизни

одной из них хорошо описан в классическом китайском романе «Сон в красном

тереме»). Такие семьи делились лишь после смерти отца, а то и обоих

родителей. Старший сын занимал место главы семьи и получал большую долю

наследства, в том числе и дом с храмом предков, тогда как остальная часть

общего имущества делилась поровну между всеми остальными сыновьями. Все

новые семьи основанные младшими братьями (а каждый из них становился главой

своего, бокового по отношению к главному культа предков), в течение

длительного времени продолжали находиться в зависимости от старшего брата,

являвшегося теперь главой основной линии культа, общего от всего клана.

Возникал мощный разветвленный клан сородичей, крепко державшихся друг за

друга и населявших порой всю деревню, особенно на юге страны, где кланы

бывали наиболее сильны.1

Глава III. «Роль конфуцианства в истории Китая.»

Конфуцианцы в жизни Китая.

Конфуцианцы и рекрутировавшиеся из их числа чиновники обычно

эффективно управляли своей огромной империй за исключением тех периодов,

когда Китай находился в состоянии кризиса и центральная власть заметно

ослабевала. В периоды кризисов с особой силой проявлялась весьма

характерная закономерность: мздоимство коррупция, никогда не исчезавшие, но

в периоды эффективного функционирования центральной власти находившиеся в

определенных рамках и официально весьма строго преследовавшиеся, расцветали

пышным цветом. Это обычно бывало дополнительным фактором, способствовавшим

углублению кризиса. Но именно в периоды глубокого упадка и развала империи

в среде чиновничества и шэнь-ши всегда отыскивались популярные деятели,

которые находили в себе мужество пойти против течения и резко обличали

пороки современного им общества. При этом они руководствовались не только

интересами страдающего народа; гораздо более они были озабочены нелегкой

задачей спасти готовый рухнуть порядок вечных и священных принципов

конфуцианского государства.

Призывы этих «честных чиновников» ( они так официально именуются в

китайской конфуцианской историографии ) обычно не мешали кризису идти своим

чередом. Однако их деятельность отнюдь не была бесполезной. Некоторые из

них присоединялись к восставшим крестьянам и даже становились во главе

движения, а в случае его неудачи - советниками нового императора. Кроме

того, сам факт социального протеста со стороны конфуцианцев в суровую для

Китая годину немало способствовал процветанию и популярности конфуцианства

в целом. Во-первых, своими обличиями иеучастием в народных восстаниях они

как бы практически реализовывали тезис о добродеятельности императора и

смене мандата: недостойный правитель, доведший страну до катастрофы, терял

власть, которая при их помощи и участии попадала в руки достойного. Во-

вторых, после смерти «честных чиновников», особенно если они становились

жертвой репрессий со стороны правителя, деяния и личности их обрастали

легендами, а эти легенды поддерживали в народе культ мудрых и

добродетельных, справедливых и заботливых конфуцианских ученых-чиновников.

Культ этот всегда был очень заметен в Китае. Не аристократ или

священник, не дворянин-рыцарь или офицер-дуэлянт, а именно ученый-чиновник,

грамотей-начетчик всегда был социальным идеалом в старом Китае. Вся

направленность социальных устремлений, весь импульс жизни, все личные

желания каждого честолюбивого китайца концентрировалось на этом: в

многочисленных новеллах и романах, драмах и стихах основная сюжетная линия

всегда так или иначе была связана с темой бедного студента, который

благодаря терпению, труду, стараниям и способностям преодолел все

препятствия, успешно сдал экзамены, получил должность и оказался на вершине

почета, славы и богатства. При этом речь шла не просто о грамотности,

образованности и причастности к власти. Мудрость шэньши опиралась в

конечном счете на священные конфуцианские каноны, которые в своей сумме

считались сокровищницей обожествленных истин. Каждый причастный к этим

истинам даже внешне, по формальным признакам, резко отличался от простого

народа.

Конфуцианство - регулятор жизни Китая.

Конфуцианское централизованное государство, существовавшее за счет

ренты-налога с крестьян, не поощряло чрезмерного развития частного

землевладения. Коль скоро усиление частного сектора переходило допустимые

границы, это вело к значительному снижению доходов казны и распутству всей

административной системы. Возник кризис, и в этот момент начинал

действовать конфуцианский тезис об ответственности императоров и их

чиновников за дурное управление. Кризис преодолевался, но чаще всего

сопровождавшее его восстание развеивало в прах всё, что было достигнуто

частным сектором: о какой гарантии прав частных владельцев могла идти речь

в дни, когда страна была в пламени войны, а власть осуществлялась

крестьянскими вождями или иноплеменными захватчиками, экспроприировавшими

всех и вся? После кризиса центральная власть в лице нового императора и его

окружения становились сильнее, а частный сектор должен был начинать всё

заново.

Примерно такую же роль играло конфуцианство и в социальных процессах.

Центральной власти в Китае всегда противостояли различные могущественные

кланы и корпорации - ремесленные и торговые объединения, землячества,

секты, тайные общества и т. п., которые в какой то мере нейтрализовывали и

ограничивали всемогущество центральной администрации. Они были основаны всё

на тех же конфуцианских принципах строгого патернализма, железной

дисциплины и строжайшего церемониала (несмотря на то, что многие из этих

корпораций, особенно секты и тайные общества, чаще всего были даосско-

буддийскими, а не конфуцианскими). Поэтому в периоды кризисов и восстаний,

когда центральная власть ослабевала и фактически сходила на нет, они играли

немаловажную роль как в выполнении функций местной власти и защиты

элементарного порядка, так и в качестве местной основы, на которой

сравнительно легко возрождалась новая власть с конфуцианством в качестве её

неизменной идеологической и организационной опоры.

Наконец, конфуцианство выступало и как регулятор во взаимоотношениях

страны с Небом и - от имени Неба - с различными племенами и народами,

населявшими мир. Конфуцианство поддержало и вознесло созданный ещё в иньско-

чжоуское время культ правителя, императора, «сыны Неба», управляющего

Поднебесной от имени великого Неба. С течением времени сложился подлинный

культ Поднебесной, срединного государства, рассматривавшегося как центр

Вселенной, вершина мировой цивилизации, средоточие истины, мудрости, знания

и культуры, реализация священной воли Неба. Отсюда был только шаг до

разделения всего мира на цивилизованный Китай и некультурных варваров,

населявших окраины, прозябавших в темноте и невежестве и черпавших знания и

культуру из одного только источника - из центра мира, из Китая. Любое

прибытие в Китай иностранцев всегда рассматривалось как признание

сюзеренитета сына Неба, как готовность принять культурные ценности великого

Китая. Многие соседи Китая - гунны, тоба, монголы, маньчжуры, -

спорадически завоевывавшие Срединную империю и даже основывавшие свои

династии, со временем неизменно окитаевались, что укрепляло у китайцев

сознание превосходства их культуры. Оказавшимся на императорском троне

варварам-завоевателям всегда приходилось - за неимением альтернативы -

принимать конфуцианскую систему администрации, и это же как бы подтверждало

концепцию о вечности и совершенстве конфуцианства и регулировавшейся им

китайской империи, китайской цивилизации.

Религия ли конфуцианство? В конкретных условиях китайской империи

конфуцианство играло роль основной религии, выполняло функции

государственной идеологии. Выдвинутая им на первый план и тщательно

культивируемая социальная этика с сей ориентацией на моральное

усовершенствование индивидов рамках корпораций и в пределах строго

фиксированных, освященных авторитетом древности норм была , по существу,

эквивалентом той слепой и окрашенной мистикой, порой даже экстазом веры,

которая лежит в основе других религий. Эта замена была логичной,

естественной именно в Китае, где рациональное начало ещё в древности

оттеснило эмоции и мистику, высшим божеством считалось строгое и

ориентированное на добродетель Небо и где в качестве великого пророка

выступал не вероучитель, склонный к видениям и откровениям (будь то Иисус,

Моисей, Мухаммед или Будда), а мудрец-моралист Конфуций.

Не будучи религией в полном смысле слова, конфуцианство стало

большим, нежели просто религия. Конфуцианство - это также и политика, и

административная система, и верховный регулятор экономических и социальных

процессов - словом, основа всего китайского образа жизни, принцип

организации китайского общества, квинтэссенция китайской цивилизации. В

определенном смысле можно сказать, что именно благодаря конфуцианству со

всем его культом древности и консерватизмом китайское государство и

общество не только просуществовало более двух тысяч лет в почти не

менявшемся виде, но и приобрело такую гигантскую силу консервативной

инерции, что революционный XX век , покончивший с конфуцианством как

официальной идеологией и активно развенчавшей эту доктрину, пока ещё далеко

не в праве считать себя победившим все восходящие к конфуцианству и

питающиеся его соками консервативные традиции.

В течение двух с лишним лет конфуцианство формировало умы и чувства

китайцев, влияло на их убеждения, психологию, поведение, мышление, речь,

восприятие, на их быт и уклад жизни. В этом смысле конфуцианство не

уступает не одной из великих религий мира, а кое в чем и превосходит их.

Конфуцианство заметно окрасило в сои тона всю национальную культуру Китая,

национальный характер его населения. Оно сумело стать - во всяком случае

для старого Китая незаменимым.1

Заключение.

Подводя итоги, я хочу сделать выводы. Я считаю, что решил

поставленные в введении реферата передо мной задачи. Также я смог раскрыть

цель своей работы.

Конфуцианство сыграло огромную роль в развитии Китая и китайского

народа. Конфуцианство в лице Конфуция призывает брать уроки из истории, он

заставляет расстаться с традицией прислуживания к Небу , а вместо этого

старается объяснить, что существуют некие универсальные нормы жизни. Он

основывался на взаимоотношения человека с человеком, личности и

государства. Он утверждает, что человек должен с одинаковой искренностью и

преданностью относиться и к Небу, и к правителю, и к своей семье. И, говоря

словами великого Конфуция, «Государь должен быть государем, Сановник -

сановником, отец - отцом, сын - сыном».

Что касается культов конфуцианства, они сыграли большую роль в

развитии общества. Культ семьи и клана, по-моему, держал многих не

родственных людей в отношениях близких к родственным. Это осуществлялось

благодаря уважению к старшим. Также по-моему мнению с этим культом связано

и то, что Китай в настоящее время занимает лидирующую позицию по

численности населения среди всех крупнейших стран.

В нынешнее время из учений Конфуция можно выделить большое количество

пунктов. К примеру возьмем то же почтительное отношение к старшим. Уважение

к старшим мы видим везде: в общественном транспорте, в магазине и других

общественных местах. Если бы было учтивое отношение к старшим, то, мот быть

и не было бы даже такого роста детской преступности, так как многие дети

сейчас относятся к родителям неблагосклонно. Однако если бы это было как в

Китае, где дети ради своих родителей были готовы на крайность, то они бы

задумывались, каково будет их родителям после совершения преступных деяний.

Я думаю что уважение к старшим в первую очередь должно воспитываться ещё в

раннем детстве. Это постепенно приведет к воспитанию в детях патриотизма,

чего сейчас так не хватает.

Список использованной литературы.

1. Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д.

Аксёнова: М.: «Аванта +».1999 г.

2. Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.

3. Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.

-----------------------

[1] Энциклопедия для детей. Том 6 часть 2 «Религии мира» - главный

редактор М. Д. Аксёнова: М. «Аванта +».1999 г.

1 Васильев Л. С. «История религий Востока» - М. Высшая школа. 1983 г.

1 Н. Я. Холопов. «Мировые религии». Очерки. М: «Адонис». 1998г.

1 Энциклопедия для детей. Том 6 ч. 2 «Религии мира» - Гл. редактор М. Д.

Аксёнова: М.: «Аванта +».

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты