рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Радиолокатор

Радиолокатор

СОДЕРЖАНИЕ

1. Введение 2

2. Назначение 2

3. Основные технические данные 2

4. Режим работы 3

4.1. Принцип работы 3

4.2. Режим "Готовность" 3

4.3. Режим "Земля" 3

4.4. Режим "Метео" 3

4.5. Режим "Контур" 3

4.6. режим "Снос" 3

5. КОМПЛЕКТНОСТЬ АППАРАТУРЫ И СТРУКТУРНАЯ СХЕМА 3

5.1. Комплектность аппаратуры 3

5.2. Структурная схема 3

6. Особенности построения отдельных блоков и функциональных узлов 3

6.1. Антенна 3

6.2. Приемо-передающий блок 3

6.3. Индикаторный блок 3

6.4. Связь локатора с бортовым навигационным вычислителем 3

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 3

1. Введение

Лабораторная работа "Изучение самолетного радиолокатора" имеет своей

целью изучение современного радионавигационного метеолокатора "Гроза",

который устанавливается на авиалайнерах типа И2Г-62, 17-134, ТУ-154, ТУ-

144. Локатор "Гроза" имеет несколько режимов работы и позволяет решать ряд

навигационных задач. Как радиосистема локатор имеет оригинальные схемные и

конструктивные решения. Изучение РЛС "Гроза", включающее измерение основных

технических параметров, является полезным при освоении курсов

"Радиотехнические системы" и "Радионавигационные системы".

2. Назначение

Самолетная радиолокационная станция "Гроза" представляем собой

метеорологический радиолокатор, предназначенный для обнаружения

гидрометеообразований, опасных для прохождения самолета, а также для

наблюдения на экране электроннолучевого индикатора радиолокационного

изображения местности, лежащей перед самолетом.

Кроме того, локатор дает возможность: определять координаты

радиолокационных ориентиров (курсовой угол и дальность) и по ним судить о

месте нахождения самолета; предупреждать столкновения о другими самолетами

и о горными вершинами; определять грозовые зоны, опасные для пролета

самолета; совершать полет по радиолокационным ориентирам, как по приводным

радиостанциям; обнаруживать аэродромы посадки и определять направление

взлетно-посадочных полос; определять угол сноса и путевую скорость

самолета.

3. Основные технические данные

1) Дальность обнаружения при высоте полета 7 км

- зон грозовой облачности

200 км,

- особо крупных промышленных центров 350 км,

- незастроенной местности и водоемов 170 км,

- горных массивов и отдельных вершин 150 км;

2) Рабочая частота

9370±30 МГц

3) Мощность в импульсе

9 кВт;

4) Частота повторения импульсов

400 Гц;

5) Длительность импульсов

3,5 мкс;

6) Диаграмма направленности антенны:

- узкий луч, угол раствора

30;

- веерный луч, (вертикальная плоскость) 300;

7) Сектор азимутального обзора

±l000;

8) Пределы углов, при которых обеспечивается стабилизация плоскости

обзора;

- по углу крена

±150;

- по углу тангажа

±50;

9) Чувствительность приемника

130 дБ/Вт;

10) Полоса пропускания приемника 1,8

+ 2,0 МГц;

11) Промежуточная частота

30 МГц;

12) Масштабы разверток дальности:

0-30 км, метки через 10 км,

0-50 км, метки через 10 км,

0 - 125 км, метка через 25 км,

0 - 250 км, метки через 50 км,

200 - 375 км, метки через 50 км;

13) Режимы работы: "Готовность", "Земля", "Метео", "Контур", "Снос";

14) Максимальная ошибка определения угла сноси 1,50;

15) Суммарная масса блоков

45 кг;

16) Потребляемая мощность:

- сеть 115 в, 400 Гц

390 ВА,

- сеть 36 в, 4UO Гц

17 ВА,

- сеть 27 в, постоянный ток

80 ВА.

4. Режим работы

4.1. Принцип работы

РЛС "Гроза" является импульсным радиолокатором сантиметрового

диапазона, способным решать различные навигационные задачи. Принцип работы

состоит в направленном излучении мощных радиоимпульсов, приема и усиления,

отраженных от наземных или воздушных объектов сигналов и их яркостной

индикации на электронно-лучевой трубке. Измерение угла сноса основано на

использовании эффекта вторичных доплеровских частот (см. ниже).

При совместной работе РЛС с бортовым навигационным вычислителем на

экране формируется электронное перекрестие, соответствующее ожидаемым

координатам радиолокационного ориентира, введенным в вычислитель. При

совпадении отметки от ориентира с перекрестием производится коррекция

показаний навигационного вычислителя по данным измерений на РЛС "Гроза".

В локаторе предусмотрено пять режимов работы: "Готовность", "Земля",

"Метео", "Контур", "Снос".

4.2. Режим "Готовность"

При нажатии клавиши "РЛС" на пульте через четыре минуты локатор готов

к работе, но передатчик, приемник и антенна не работают.

4.3. Режим "Земля"

В этом режиме осуществляется обзор земной поверхности при различной

максимальной дальности. На дальностях до 30,50 и 125 км используется

веерная диаграмма направленности. На дальности до 250 км диаграмма

используется поочередно: веерная при движении антенны по часовой стрелке и

узкая - при обратном движении. Узкая диаграмма дополняет веерную, что

увеличивает дальность действия РЛС. На дальностях 200 - 375 км используется

узкая диаграмма.

При высоте полета 7 км нижний край узкого луча падает на землю на

расстоянии 200 км от самолета. На дальностях с масштабом 30 км включается

схема ВАРУ, ослабляющая влияние боковых лепестков и исключающая засветку

экрана сильными сигналами от близких ориентиров.

Для повышения контрастности изображения схема видеоусилителя

изменяется так, что изображение становится трех - тоновым:

- темный тон- сигнал на выходе отсутствует (отраженна от гладкой

водной поверхности); экран не светится или слегка освещен шумами приемника;

- светлый тон - экран освещается за счет слабых сигналов, возникающих

при отражениях от незастроенной местности; экран почти весь слегка

равномерно освещен;

- яркий тон - на экране на фоне местности появляются яркие отметки,

возникающие при отражении от радиолокационных ориентиров (города,

железнодорожные узлы, корабли, мосты и пр.). С помощью ручки управления

"Контраст" можно выделить только сильные сигналы или более слабые.

4.4. Режим "Метео"

Режим предназначен для обнаружения различных гидрообразований в

атмосфере, грозовых фронтов, и т.п. Кроме этого, он используется для

определения достаточности превышения самолета над горными вершинами и для

обнаружения других самолетов, находящихся на том же эшелоне.

В режиме "Метео" на всех масштабах дальности используется узкая

диаграмма направленности антенны, которая охватывает по вертикали на

расстоянии 10 км от самолета-700 м; 30 км от самолета-2100 м; 50 км от

самолвта-3500 м.

На экране, ближе к центру, располагаются зоны облачности, находящиеся

вблизи самолета. Чем больше плотность облачности, тем больше турбулентность

движения частиц в ней, тем больше коэффициент отражения и тем ярче

изображается эта облачность на экране. В режиме "Метео" просматривается вся

метеорологическая обстановка на эшелоне полета, а при наклоне антенны вниз

или вверх на несколько градусов можно выбрать наиболее безопасный эшелон

движения.

Горные вершины просматриваются на экране в виде ярких отметок, за

которыми располагаются тени, возникающие вследствие того, что участки

местности, лежащие за вершиной, оказываются экранированными и не

облучаются. По мере приближения самолета к горной вершине ее изображение

перемещается к центру экрана, размеры отметки уменьшаются и яркость

ослабляется. Если превышение самолета над вершиной составляет более 600 м,

то, не доходя до первого десятикилометрового кольца дальности, отметка от

вершины исчезает, (отражатель выходит из диаграммы). Это является признаком

безопасности полета. Если же превышение самолета над вершиной недостаточно

для безопасного полета, то отметка от вершины будет просматриваться и на

меньших расстояниях, и экипаж должен предпринять обходной маневр.

Обнаружение других самолетов из-за малой эффективной отражающей

поверхности (особенно на встречных курсах) производится только на

расстояниях 10-15 км.

Чтобы исключить ослабление отметок от самолетов и горных вершин под

действием сигналов ВАРУ, схема ВАРУ в данном режиме не работает.

4.5. Режим "Контур"

Режим предназначен для выделения зон облачности, опасных для

прохождения самолета. Возможность выделения опасных зон основана на том,

что интенсивность сигнала, отраженного от них, значительно больше, чем

интенсивность сигнала, отраженного от неопасных зон. Используемый метод

выделения опасных зон называется методом контурной индикации или методом

"Изо-эхо". В схеме видеоусилителя сильные сигналы, полученные от опасных

зон наблюдаемого пространства, подавляются. В соответствующем месте экрана

появляются темные области, контрастно выделяющиеся на светлом фоне,

образованном отражениями от неопасных зон.

В режиме "Контур" используется только узкая диаграмма направленности,

работает схема ВАРУ, которая исключает возможность ошибочной оценки

неопасной, но близко расположенной облачности, дающей сильный сигнал,

воспринимаемый так же, как от опасной облачности. Регулятор "Контрастность"

при выделении зон из схемы видеоусилителя отключается. Никакие регулировки

в режиме "Контур" не производятся.

4.6. режим "Снос"

Режим позволяет определять угол сноса самолета. Для этого применяется

метод наблюдения на экране индикатора колебаний вторичных доплеровских

частот. Колебания этих частот образуются в результате биений частот

доплеровского спектра, получаемого при отражении радиоволн от поверхности

значительных размеров. Вследствие амплитудной модуляции отраженного сигнала

спектром вторичных доплеровских частот на линии развертки получаются

яркостные блестки. Метод основан на том, что при совпадении азимутального

направления диаграммы антенны с направлением линии фактического пути

самолета вторичная доплеровская частота оказывается минимальной и

соизмеримой с частотой развертки. Поэтому блестки хорошо наблюдаются при

этом на экране.

Если направление антенны не совпадает с направлением вектора путевой

скорости, то для случая, земля облучается в пределах дуги а, б, в.

Составлявшие вектора путевой скорости в направлении этих точек будут

различны. Соответственно различными оказываются и доплеровские частоты

Fg(a), Fg (б) и Fg(в). Между ними возникают биения детектор выделяет

колебания разностной - вторичной доплеровской частоты Fg(а, б, в). Это

напряжение после усиления вместе с сигналом изображения вызывает яркостную

модуляцию линии развертка. Однако при наличии указанного выше несовпадения

величина Fg(а, б, в) велика, и глаз не обнаруживает мелькания яркости.

Если поворачивать антенну до тех пор, пока диаграмма направленности

расположится симметрично относительно вектора путевой скорости, то

составляющие путевой скорости (скорости сближения о точками Г и Е) будут

равны. Вторичные доплеровские частоты в этом случав имеет минимальное

значение. При этом частота и скорость движения блесток на линии развертки

также становятся минимальными.

Таким образом, по минимуму вторичных доплеровских частот определяется

направление вектора путевой скорости, а угол, на который при этом пришлось

отвернуть антенну от продольной оси самолета (от линии курса), и есть угол

сноса. Угол сноса отсчитывается по азимутальной шкале индикатора

направления антенны.

В режиме "Снос" на масштабах дальностей до 30,50 и 125 км используется

веерная диаграмма направленности, что обеспечивает наблюдение блесток по

всей линии развертки дальности.

Скорость поворота антенны регулируется потенциометром, связанным с

ручкой "Контраст", однако потенциометр "Контраст" из схемы видеоусилителя

отключается. Ручное управление поворотом антенны включается при помощи

нажимных клавишей.

5. КОМПЛЕКТНОСТЬ АППАРАТУРЫ И СТРУКТУРНАЯ СХЕМА

5.1. Комплектность аппаратуры

Самолеты ТУ-154 комплектуются следующими блоками локатора:

- антенный блок с диаметром отражателя 760 мм. вариант Гр1Б;

- два приемопередатчика, основной блок Гр2Б и дополнительный Гр2Б;

- индикаторный блок Гр4Н;

- эквивалент отклоняющей системы дополнительного индикатора Гр35;

- блок стабилизации и управления антенной 1р7Б;

- коробка коммутационная Гр17, служащая для перехода о одного

приемопередатчика на другой;

- коммутатор волноводный Гр47, служащий для переключения антенны о

одного приемопередатчика на другой;

- волноводный тракт Гр32.

5.2. Структурная схема

Структурная схема локатора, при включении питания станции нажатием

клавиши "РЛС" на панели управления блока Гр4Н напряжение источников бортов»

подается к локатору. Переключателем на панели устанавливается один из

режимов работы. При этом напряжение +27В поступает в блок Гр2Б на схему

задержки включения передатчика, которая срабатывает и подключает,

переменное напряжение питания ко входу магнитного модулятора. Он формирует

импульсы высокого напряжения для анодной цепи магнетрона и импульсы для

запуска канала синхронизации и схемы ВАРУ. Магнетрон создает радиоимпульс

СВЧ колебаний мощностью 9 кВт. Через антенный переключатель он направляется

в волноводный коммутатор Гр47, при этом небольшая мощность ответвляется к

смесителю АПЧ.

С выхода Гр47 по волноводному тракту Гр32 импульс магнетрона подается

в антенну Гр1Б и излучается ею в пределах узкой или веерной диаграммы

направленности.

В паузах между импульсами передатчика энергия, отраженная от земной

поверхности или от различных гидрообразований в атмосфере, воспринимается

антенной. По волноводному тракту Гр32 через коммутатор Гр47 принятый сигнал

в виде колебаний СВЧ подается в блок Гр2Б. Антенный переключатель

направляет сигнал в смеситель приемника. Ко второму входу смесителя

подводятся колебания гетеродина, выполненного на лампе обратной волны

(ЛОВ). Огибающая принятого сигнала, содержащая радиолокационную информацию,

переносится на колебания промежуточной частоты, возникающие в смесителе.

Для обеспечения постоянства промежуточной частоты попользуется система

АПЧ. Система АПЧ состоит из смесителя АПЧ, схемы АПЧ и гетеродина,

расположенных в блока Гр2Б.

Напряжение промежуточной частоты усиливается предварительным УПЧ. В

отдельных режимах усиление ПУПЧ регулируется импульсом схемы ВАРУ, который

исключает зависимость амплитуды выходных импульсов от расстояния до

отражающей зоны. С выхода ПУПЧ сигнал поступает на основной УПЧ и далее на

детектор. Видеоимпульсы с выхода узла УПЧ подается через коммутационную

коробку Гр17 в блок индикатора Гр4Н на вход видеоусилителя. Схема

видеоусилителя изменяется при переходе из одного режима в другой. В одном

из "каскадов усилителя информационные видеоимпульсы смешиваются с

импульсами масштабных меток, которые вырабатываются. каналом формирования

масштабных меток (расположены в том же блоке).

Полный радиолокационный сигнал подается на модулирующий электрод ЭЛТ и

управляет током луча трубки. Старт - импульс, вырабатываемый модулятором в

блоке Гр2Б, подается через блок Гр17 в блок Гр4Н на запуск канала

синхронизации. Здесь происходит формирование импульсов, управляющих работой

канала масштабных меток и канала развертки, а также формирование импульсов

подсвета для приемника.

В РЛС применена радиально-круговая развертка с неподвижной отклоняющей

катушкой. Прямоугольные импульсы запуска развертки поступают из схемы

синхронизации в узел формирования пилообразных импульсов развертки в блоке

Гр4Н. Эти импульсы трансформируются в две статорные обмотки вращающегося

импульсного трансформатора (ВТИ), расположенного на антенне Гр1Б. Статорные

обмотки соединены последовательно с отклоняющими катушками на ЭЛТ.

Результирующий магнитный поток, образованный током в катушках, отклоняет

электронный луч в трубке. При повороте ротора ВТИ азимутальным приводом

вращения антенны происходит синхронный поворот результирующего отклоняющего

магнитного потока в отклоняющей катушке.

В качестве вспомогательных устройств в комплекте рассматриваются:

схема стабилизации и управления антенной, система АПЧ, узлы питания и

коробка коммутационная. Для работы схемы стабилизации и управления антенной

используются сигналы рассогласования по крену и тангажу от гиродатчика АГД-

I. Кроме этого, на индикаторный блок могут подаваться сигналы от блока

коррекции, сравнивающего координаты радиолокационного ориентира со

счислимыми координатами в бортовом навигационном вычислителе.

6. Особенности построения отдельных блоков и функциональных узлов

6.1. Антенна

Антенна локатора обеспечивает: излучение радиоимпульсов передатчика,

прием отраженных сигналов, выбор направления излучения и приема,

синхронизацию направления излучения о направлением радиальной развертки

индикатора.

Высокочастотная часть антенны состоит из: параболического отражателя;

веерного отражателя специального профиля; диэлектрического излучателя;

контротражателя; вращателя плоскости поляризации волны.

Параболический отражатель, создающий узкий луч, выполнен из

металлизированной стеклоткани. Перед параболическим отражателем помещен

дополнительный веерный отражатель сложного профиля, образованный

горизонтально расположенными проводниками, переплетенными стеклотканью.

Этот отражатель прозрачен для радиоволн вертикальной поляризации и является

основным отражателем для волн горизонтальной поляризации. Поэтому изменение

поляризации излучаемой диэлектрическим излучателем волны приводит к

изменению формы диаграммы направленности антенны от узкого луча к веерному

и наоборот.

В качестве излучателя используется фторопластовый стержень, одним

концом входящий в открытый конец круглого волновода. На втором конце

излучателя укреплен металлический дисковый контротражатель.

Вращатель плоскости поляризации состоит из отрезка круглого волновода

с ферритовым стержнем, расположенным вдоль оси волновода. На стержень

действует управляемое магнитное поле под действием которого проявляется

эффект Фарадея, т.е. при определенной величине намагниченности меняется

поляризация проходящей волны.

Поляризация излучаемой волны и, соответственно, форма диаграммы

направленности определяется автоматически, как указывалось выше, режимом

работы локатора и шкалой дальности.

С антенной связаны также другие приборы, обеспечивающие управление

антенной: двигатель азимута; решающий вращающийся трансформатор схемы

стабилизации; вращающийся трансформатор схемы канала развертки, кулачковый

механизм коммутации диаграмм направленности; двигатель наклона;

тахогенератор; вращающийся трансформатор отработки схемы стабилизации.

6.2. Приемо-передающий блок

В схеме можно выделить следующие основные узлы:

- тиристорно-магнитный модулятор;

- магнетранный СВЧ - генератор;

- высокочастотная головка;

- предварительный усилитель ПЧ;

- основной усилитель ПЧ;

- узел автоматической подстройки частоты;

- узел временной автоматической регулировки усиления. Циркулятор

служит для переключения антенны с приемного на передающий каналы блока.

Высокочастотная головка содержат входную цепь приемника, балансные

смесители УПЧ и АПЧ и гетеродин, собранный на лампе обратной волны.

Разрядник предназначен для улучшения защиты приемника во время действия

импульса передатчика. Схема ВАРУ уменьшает усиление приемника при приеме

сигналов, отраженных от близкорасположенных объектов, - тем самым

выравнивается интенсивность свечения индикатора во всем диапазоне

дальностей, при приеме отражений от объектов с одинаковой ЭПР.

Усилитель промежуточной частоты имеет логарифмическую амплитудную

характеристику, что необходим для приближения динамического диапазона его

выходных сигналов к динамическому диапазону амплитуд управляющих напряжений

ЭЛТ. Динамический диапазон входных напряжений приемника 80 дБ, динамический

диапазон управляющих сигналов ЭЛТ 20 дБ. Сжатие динамического диапазона

обеспечивается схемой мгновенной автоматической регулировки усиления

(МАРУ).

Видеоусилитель имеет сложную схему и фактически представляет собой

двухканальный усилитель. В режиме трехтонового представления выходных

сигналов канал усилителя "Фон" увиливает слабые сигналы без ограничения и

ограничивает "сверху" сильные сигналы. Тем самым он выравнивает вое

сигналы. Второй канал усиления, называемый "Выделение" является усилителем,

работающим в режиме ограничения "снизу", а поэтому усиливает только сильные

сигналы, создавая очень яркие отметки на экране индикатора. Как отмечалось

выше, в различных режимах работы РДС могут включаться либо один либо оба

канала видеоусилителя.

6.3. Индикаторный блок

Работа видеоусилителя описана в разделе 6.2.

В качества индикатора используется электронно-лучевая трубка

специальной конструкции, в которой прямоугольный экран расположен

несимметрично относительно электронного луча. Это позволяет полнее

использовать площадь экрана при секторной развертке луча.

Устройство развертки формирует в отклоняющих катушках линейно

нарастающие импульсы тока, модулированные, по амплитуде о частотой

азимутального сканирования антенны.

Устройство синхронизации служит для формирования следующих

калибрационных и управляющих сигналов:

- импульсов управления схемой развертки;

- импульсов подсвета линии развертки;

- калибрационных меток дальности.

Работа устройства синхронизации начинается с прихода импульса от

передатчика.

6.4. Связь локатора с бортовым навигационным вычислителем

При наличии на борту самолета специализированного навигационного

вычислителя возможна коррекция очисляемых текущих координат самолета по

данным PIC.

В вычислитель вводятся данные о путевой скорости, сноса и курса,

координаты начала и конца маршрута, а также координаты радиолокационного

ориентира. Вычислитель по этим данным рассчитывает наклонную дальность и

курсовой угол до ориентира и выдает их на экране РИС в виде светящегося

кольца и линии курсового угла. Реальное отражение от ориентира не будет

совпадать с рассчитанным из-за наличия ошибок вычисления. Разница показаний

используется как поправка к счислимым координатам ориентира и,

соответственно, координатам самолета.

7. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1) Назначение РДС;

2) Основные ТТХ РЛС;

3) Особенности работы РЛС в режиме "Земля";

4) Особенности работы РЛС в режиме "Метео";

5) Особенности работы РЛС в режиме "Контур";

6) Особенности работы РЛС в режиме "Снос";

7) Способ формирования широкого и узкого луча диаграммы направленности

антенны;

8) Особенности построения приемоиндикаторной части РЛС;

9) Совместная работа РЛС и навигационного вычислителя;

10) Конструктивные особенности РЛС.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты