рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Международно-правовой режим международных проливов - (контрольная)

Международно-правовой режим международных проливов - (контрольная)

Дата добавления: март 2006г.

    Министерство общего и профессионального образования
    Российской Федерации
    Ивановский государственный университет
    Юридический факультет
    Кафедра теории и истории государства и права
    КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
    ПО МЕЖДУНАРОДНОМУ ПРАВУ
    МЕЖДУНАРОДНО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ МЕЖДУНАРОДНЫХ ПРОЛИВОВ
    Выполнил: студент 4 курса 2 года обучения
    заочного коммерческого отделения
    Жаров Николай Борисович
    Проверил:
    Иваново, 1997
    1. ПОНЯТИЕ ТРАНЗИТНОГО ПРОХОДА И ЕГО ПРАВОВОЙ РЕЖИМ

“Проливы, или естественные морские проходы, соединяют части одного и того же моря или, что гораздо чаще, отдельные моря и океаны друг с другом, образуя тем самым систему морских путей в пределах всего мирового океана. При установлении правового режима морских проливов учитываются, как правило, два связанных между собой фактора: географическое положение того или иного пролива и его значение для международного судоходства” [1Международное право: Учебник. - 5-е изд. , перераб. и доп. / Отв. ред. Ф. И. Кожевников. - М. : Международные отношения, 1987, с. 207-208]. В настоящее время режим международных проливов регулируется нормами Конвенции ООН по морскому праву 1982 года.

Конвенция устанавливает 4 вида проливов, используемых для международного судоходства [2См. : Международное морское право: Справочник /Под ред. С. Г. Горшкова. М. :Воениздат, 1985, с. 150; Молодцов С. В. Международное морское право. - М. : Международные отношения, 1987, с. 220-228]:

1) проливы между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны, в которых военные корабли, любые невоенные суда пользуются правом беспрепятственного транзитного прохода. Ширина этих проливов не превышает двойной ширины 12-мильного предела территориального моря прибрежного или прибрежных государств (Гибралтарский, Малаккский, Ормузский и др. );

2) проливы, образуемые островом государства, граничащего с этим проливом, и его континентальной частью, к которым не применяется транзитный проход, а применяется мирный проход, если в сторону моря от острова имеется столь же удобный с точки зрения навигационных и гидрографических условий путь в открытом море или в экономической зоне. Их ширина превышает двойную ширину территориального моря;

3) проливы между одним районом открытого моря и территориальным морем иностранного государства, к которым также применяется мирный проход (Мессинский, Тирана и др. );

4) проливы, режим которых регулируется специальными конвенциями (Черноморские, Балтийские и др. ).

Таким образом, к проливам различных групп применяются разные правовые режимы: мирный проход и транзитный проход.

“Под проходом понимается плавание через территориальные воды без захода во внутренние воды, на рейды или в порты прибрежного государства или для вхождения в эти морские пространства или выхода из них в открытое море. Проход должен быть непрерывным и быстрым” [3 Международное морское право, с. 86]. Принцип мирного прохода применяется к судоходству в территориальном море (раздел 3 части 2 Конвенции), а принцип транзитного прохода применяется к проливам, используемым для международного судоходства, в том числе и перекрываемым территориальными водами припроливных государств [4 См. : Молодцов С. В. Ук. соч. , с. 220]. Какая-то часть вод, образующих пролив, может быть внутренними водами прибрежного государства и иметь режим, предусматривающий право мирного прохода иностранных судов [5 Молодцов С. В. Ук. соч. , с. 221].

“Проход считается мирным, если в результате его не нарушается мир, добрый порядок в территориальных водах или безопасность прибрежного государства и если он совершается в соответствии с положениями Конвенции 1982 г. и другими нормами международного права” [6 Международное морское право, с. 86]. В основу понятия “транзитный проход” Конвенцией 1982 г. положен принцип свободы мореплавания [7 См. : Молодцов С. В. Ук. соч. , с. 224].

Пункт 2 ст. 38 ч. 3 Конвенции 1982 г. дает легальное определение транзитного прохода:

“Транзитный проход представляет собой осуществление свободы судоходства и пролета летательных аппаратов единственно в целях непрерывного и быстрого транзита через пролив между одной частью открытого моря или экономической зоны и другой частью открытого моря или экономической зоны” [8 Международное морское право, с. 151]. Однако по конвенции транзитный проход не полностью адекватен свободе судоходства в открытом море. Часть III Конвенции предусматривает некоторые положения, уравновешивающие интересы всех пользователей проливами со специфическими интересами припроливных государств (например, подводные лодки в этих проливах не могут не только проводить маневры, учения, но даже приостановить проход) [9 Молодцов С. В. Ук. соч. , с. 225].

Требование о непрерывном и быстром транзите не исключает проход через пролив для целей входа, выхода или возвращения из государства, граничащего с проливом, при соблюдении условий, установленных этим государством для входа в его внутренние морские воды и порты [10 См. : Международное морское право, с. 151]. Государство, граничащее с проливом, не вправе приостанавливать или прерывать транзитный проход или иным образом препятствовать этому проходу в проливах, используемых для международного судоходства и соединяющих одну часть открытого моря или экономической зоны с другой частью открытого моря или экономической зоны, даже если такой пролив перекрывается его территориальным морем [11 Молодцов С. В. Ук. соч. , с. 228]. “В конвенции содержатся также положения, обеспечивающие интересы государств, граничащих с проливами, в области безопасности, рыболовства, борьбы с загрязнением, соблюдения таможенных, фискальных, иммиграционных и санитарных законов и правил . Суда и летательные аппараты при осуществлении права транзитного прохода воздерживаются от любой деятельности в нарушение принципов международного права, воплощенных в Уставе ООН. а также от любой деятельности, несвойственной непрерывному и быстрому транзиту” [12 Международное право. Учебник, с. 208-209]. “Конвенция не затрагивает правового режима международных проливов, проход в которые регулируется в целом или частично давно существующими и находящимися в силе международными конвенциями, специально относящимися к таким проливам. Эти конвенции обычно заключались в отношении проливов, имеющих особое положение, прежде всего ведущих в закрытые моря. Таковы, в частности, Черноморские проливы (Босфор-Мраморное море-Дарданеллы), которые ведут лишь к берегам черноморских стран” [13 Международное право. Учебник, с. 209].

    2. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЧЕРНОМОРСКИХ ПРОЛИВОВ

Режим Черноморских проливов в настоящее время регулируется конвенцией, заключенной в Монтрё в 1936 г. , которую подписали Болгария, Франция, Великобритания, Греция, Япония, Румыния, Турция, СССР, Югославия и Италия. Статья 1 Конвенции [14Здесь и далее ссылки на статьи конвенции даются по: Конвенция о режиме Черноморских проливов от 27 июля 1936 года. - В кн. : Международное право в документах. - М. : Международные отношения, 1982, с. 508-514] провозглашает принцип права свободы прохода и мореплавания в Проливах. В мирное время торговые суда пользуются правом полной свободы прохода и плавания в проливах (перевозить любой груз под любым флагом и днем и ночью) (ст. 2 Конвенции), но с обязательной санитарной остановкой при входе в Проливы (ст. 3).

Во время войны, когда Турция не является воюющей стороной, право свободы сохраняется (ст. 4), а если Турция является воюющей стороной, то только торговые суда, не принадлежащие стране, находящейся с Турцией в войне, пользуются правом свободы и причем только днем и только по пути, указанному турецкими властями. При этом такие суда не должны оказывать содействия противнику Турции (ст. 5). Аналогичный порядок устанавливается для случаев, когда Турция не находится в состоянии войны, но считает себя поставленной в состояние военной опасности (ст. 6).

Особый порядок установлен для прохода через проливы военных судов нечерноморских держав.

В мирное время легкие надводные корабли, небольшие боевые суда пользуются правом свободы, но только днем (ст. 10).

Общий тоннаж военных кораблей всех держав в транзите через проливы не должен превышать 15 тыс. т , а число кораблей, одновременно находящихся в Проливах, девять (ст. 14). Общий тоннаж военных судов всех нечерноморских держав при их пребывании в Черном море не должен превышать 30 тыс. т с возможностью увеличения его до 45 тыс. т в случае увеличения военно-морских сил черноморских стран (п. 1 ст. 18).

Пункт 2 ст. 18 устанавливает предельный срок пребывания военных кораблей нечерноморских держав в Черном море - 21 день.

Статья 11 Конвенции устанавливает, что подводные лодки должны проходить Проливы в надводном состоянии, а линейные корабли - по одному - в сопровождении не более двух эсминцев. Ограничений в отношении тоннажа линейных кораблей не установлено.

Статья 13 устанавливает гарантии безопасности Турции при проходе через Проливы военных кораблей. О таком проходе турецкому правительству дипломатическим путем должно быть сделано уведомление по крайней мере за 8 дней, если речь идет о кораблях прибрежных к Черному морю государств, и за 15 дней - в отношении прохода кораблей нечерноморских стран.

Другие гарантии безопасности Турции содержатся в статьях 19 и 20. В случае участия Турции в войне ей предоставляется право разрешать или запрещать проход через Проливы любых военных судов (ст. 19), а во время войны, в которой Турция не участвует, Проливы должны быть закрыты для прохода военных судов любой воюющей державы (ст. 20).

Таким образом, в случае участия России в войне, нормы Конвенции сковывают военную активность Российского Черноморского флота.

Статья 23 Конвенции устанавливает принцип свободы воздушного судоходства при условии уведомления Турции и только после такого уведомления по маршруту, указанному Турцией.

“В 1982 г. Турция приняла новый регламент порта Стамбул, который предусматривает право турецких властей на временное приостановление прохода судов через пролив Босфор и обязательную лоцманскую проводку судов через пролив”, что противоречит ст. 1 Конвенции [15 Международное право в документах, с. 514].

    ЛИТЕРАТУРА

Конвенция о режиме Черноморских проливов. - В кн. : Международное право в документах. - М. : Международные отношения, 1982

Международное морское право: Справочник / Под ред. С. Г. Горшкова. - М. : Воениздат, 1985

Международное право: Учебник. - 5-е изд. , перераб. и доп. / Отв. ред. Ф. И. Кожевников. - М. : Международные отношения, 1987

Молодцов С. В. Международное морское право. - М. : Международные отношения, 1987

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты