рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни

Сестринский процесс в работе участковых медсестер при язвенной болезни

АННОТАЦИЯ

В данной работе освещена тема «Сестринский процесс в работе

участковых медсестер при язвенной болезни».

Работа состоит из трех глав и заключения.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, цели и задачи.

В первой главе дается клиническая характеристика язвенной болезни

желудка и двенадцатиперстной кишки.

Во второй главе рассматривается сестринский процесс, как новый вид

деятельности сестринского персонала и о влиянии сестринского процесса на

качество жизни пациентов.

В третьей главе представлена характеристика обследуемых больных,

описываются методы их исследования и выводы, полученные в результате

работы. Также рассматривается роль медицинских сестер в восстановлении

нарушенных потребностей у больных язвенной болезнью.

В заключении сформулированы практические рекомендации.

ВВЕДЕНИЕ

«В кругу жертв язвенной болезни все

чаще оказываются люди молодые, и даже

подростки. Результаты профилактики и

лечения этого недуга не удовлетворяют ни

врачей, ни больных. Социальная цена

заболевания все еще слишком высока.

Естественно поэтому изучение причин

болезни и ее обострений, путей

предупреждения, поиски методов лечения

больных относятся к числу актуальных задач

и не только медицинской науки.»

Е.И.Зайцева.

Актуальность темы заключается в том, что среди заболеваний органов

пищеварения язвенная болезнь занимает ведущее место. В структуре

госпитализированных гастроэнтерологических больных, а также часто

пользующихся листком нетрудоспособности, преобладают больные язвенной

болезнью. Это свидетельствует о том, что указанная патология становится не

только медицинской, но и важнейшей социальной проблемой.

Уменьшить число рецидивов, добиться длительной ремиссии – важнейшая

задача клинической медицины. Согласно данным различных авторов, частота

рецидивов заболевания достигает 40-90%. Это, несомненно, связано также с

тем, что диагностике и рациональному лечению данной патологии в период

ремиссии уделяется недостаточно внимания.

Многие люди не знают факторов риска язвенной болезни, не могут

распознать у себя первые признаки заболевания, следовательно, не обращаются

вовремя за медицинской помощью, не могут избежать осложнений, не умеют

оказать первую помощь при желудочно-кишечном кровотечении.

Внедрение сестринского процесса в деятельность медицинских сестер

амбулаторно-поликлинических учреждений диктуется необходимостью повышения

уровня обслуживания пациентов, приведения его в соответствие с современными

требованиями.

Язвенная болезнь – самое частое и распространенное заболевание, с

которым сталкиваются участковые врачи и медицинские сестры нашей

поликлиники в повседневной работе.

Язвенная болезнь занимает не последнее место по обращаемости

пациентов в поликлинику.

Язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки доставляет

страдания многим больным, поэтому считаю, что участковые медсестры под

руководством участкового терапевта могут и должны проводить широкие

профилактические мероприятия по предупреждению и снижению заболеваемости,

диспансеризацию и оказывать квалифицированную медицинскую помощь.

МППУ «Поликлиника №2» обслуживает население микрорайонов Поповка-

Киселевка в количестве 62 830 человек.

Территориально население поделено на 32 участка, в том числе

приписной участок.

Приписной участок, на котором я работаю, имеет численность населения

1934 человека. Одним из аспектов моей работы, как участковой медицинской

сестры, являются профилактические мероприятия, целью которых является

сохранение и укрепление здоровья населения.

Работа по диспансеризации – один из видов профилактической работы.

Ее цель – оздоровление населения, снижение заболеваемости, увеличение

продолжительности жизни.

Всего диспансерная группа составляет 189 человек.

Заболевания органов пищеварения – 74 человека, в том числе язвенной

болезнью – 29 человек. Из этого следует, что 39% заболеваний среди «Д»

группы составляют заболевания системы пищеварения, и на долю язвенной

болезни приходится 39% от заболеваний системы пищеварения.

СТАТИСТИЧЕСКИЕ ДАННЫЕ ПО ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ

на участке №30 поликлиники №2

Структура диспансерных групп участка №30 поликлиники №2.

[pic]

Структура заболеваемости органов пищеварения участка №30 поликлиники

№2.

[pic]

Учитывая все вышеизложенное, считаю, что данная проблема имеет

большое социальное и экономическое значение.

Сестринский процесс, как универсальная технология сестринского дела,

может и должен быть использован участковыми медицинскими сестрами в своей

трудовой деятельности для своевременного выявления и устранения

фактического риска язвенной болезни, что позволит снизить уровень

заболеваемости и уменьшить количество осложнений, а, значит повысить

качество жизни пациентов.

Настоящая работа имеет своей целью изучить проблемы пациента с

язвенной болезнью и определить основные направления деятельности

медицинских сестер в амбулаторных условиях.

Задачи:

- изучить современную литературу по язвенной болезни;

- исследовать статистические данные по язвенной болезни на участке;

- обосновать необходимость профилактики язвенной болезни на

амбулаторно-поликлиническом этапе;

- выявит проблемы пациента посредством анкетирования;

- разработать рекомендации для участковых медицинских сестер по

профилактике язвенной болезни;

- разработать для пациентов памятку по питанию при язвенной болезни.

Работа проводилась на базе МЛПУ поликлиника №2.

ГЛАВА 1

ПОНЯТИЕ О СУЩНОСТИ И РАСПРОСТРАНЕННОСТИ

ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ

Профилактика и лечение болезней в современном обществе представляет

собой комплекс социально-экономических и медицинских мероприятий,

направленных на сохранение и укрепление здоровья людей путем повышения

компенсаторно-адаптационных способностей организма, устранения причин и

условий, вызывающих возникновение рецидива заболевания. Интерес к проблеме

язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки обусловлен не только

широким распространением данной патологии органов пищеварения, но и

отсутствием достаточно надежных методов лечения, сводящих к минимуму

возможного рецидива заболевания.

Статистика свидетельствует, что язвенная болезнь - самое

распространенное заболевание органов пищеварения и среди взрослого

населения составляет в среднем 7-10%. Язвы двенадцатиперстной кишки

встречаются в 4 раза чаще, чем язвы желудка. Среди больных с дуоденальными

язвами мужчины значительно преобладают над женщинами, тогда как среди

пациентов с язвами желудка соотношение мужчин и женщин оказывается примерно

одинаковым.

Заболевают в основном люди трудоспособного возраста.

По данным медицинской статистики половина взрослого населения страны

страдает гастритами и язвенной болезнью. Ежегодно от осложнений язвенной

болезни и неадекватной терапии умирает в России около 6000 человек.

При неправильном поведении (курение, злоупотребление алкоголем,

пренебрежительное отношение к режиму питания) язвенная болезнь протекает

тяжело, дает осложнения, а иногда приводит к инвалидности.

Язвенная болезнь – хронически рецидивное заболевание, склонное к

прогрессированию с вовлечением в патологический процесс других органов

системы пищеварения с развитием осложнений, угрожающих жизни больного.

КЛАССИФИКАЦИЯ

Общепринятой классификации язвенной болезни не существует. С точки

зрения нозологической обособленности различают язвенную болезнь и

симптоматические гастродуоденальные язвы, а также язвенную болезнь,

ассоциированную и не ассоциированную с НР.

В зависимости от локализации выделяют:

. Язвы желудка;

. Язвы двенадцатиперстной кишки;

. Сочетание язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.

По числу язвенных поражений различают:

. Одиночные язвы;

. Множественные язвы.

В зависимости от размеров язвенного дефекта:

. Язвы малых размеров;

. Язвы средних размеров;

. Большие язвы;

. Гигантские язвы.

Способствуют развитию болезни и ее обострению:

1. длительное и часто повторяющееся нервно-эмоциональное

перенапряжение (стресс);

2. генетическая предрасположенность, в том числе стойкое

повышение кислотности желудочного сока конституционного

характера;

3. предъязвенное состояние: наличие хронического гастрита,

дуоденита, функциональных нарушений желудка и

двенадцатиперстной кишки гиперстенического типа;

4. нарушение режима питания;

5. курение;

6. употребление крепких алкогольных напитков, некоторых

медикаментозных средств (аспирин, бутадион, индометацин).

За последние 10 лет произошли революционные изменения во взглядах на

природу язвенной болезни. Была открыта бактерия Helicobacter pylori (Н.Р.),

которая в настоящее время считается возбудителем хронического гастрита и

принимает важнейшее участие в патогенезе язвенной болезни и рака желудка.

Эпидемиологические данные свидетельствуют о том, что 100% язв

двенадцатиперстной кишки и более 80% язв желудка связаны с присутствием

Н.Р.

К местным механизмам язвообразования относят снижение защитного

слизистого барьера, замедление и нерегулярность эвакуации содержимого

желудка.

При этом заболевании больных часто беспокоят боли в животе, тошнота

и рвота. Как правило, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки

сопровождается нарушением работы печени, желчного пузыря и поджелудочной

железы, а также нарушением деятельности толстого кишечника, что выражается

учащением или задержкой стула.

Наряду с этим, обострение язвенной болезни нередко сопровождается

похуданием, изжогой, отрыжкой (иногда тухлым яйцом), чувством распирания и

быстрым насыщением сравнительно небольшим количеством пищи.

Следует считаться также и с возможностью бессимптномного течения

язвенной болезни. По некоторым данным частота таких случаев может достигать

30%.

К осложнениям язвенной болезни относятся:

. кровотечение;

. перфорация и пенетрация язвы;

. развитие перивисцерита (спаечного процесса);

. формирование рубцово-язвенного стеноза привратника;

. малигнизация язвы.

ГЛАВА 2

ПОНЯТИЕ О СЕСТРИНСКОМ ПРОЦЕССЕ

В связи с внедрением в здравоохранении России семейной и страховой

медицины, новой концепции развития здравоохранения, предусматривающей в

частности перераспределение части объемов помощи и дорогостоящего

стационарного сектора в амбулаторный, первичная медико-санитарная помощь

становится основным звеном при оказании населению медицинской помощи.

Особая роль сестринского персонала в оказании первичной медико-санитарной

помощи с акцентом на профильную работу заключается в пользовании

современных технологий профилактики, в том числе по формированию

медицинской активности населения.

Возрастает роль сестринского персонала в санитарном просвещении

населения по таким его важнейшим направлениям, как формирование здорового

образа жизни, профилактика заболеваний.

Еще Ф.Найтингейл выделяла одну из сфер ухода – это уход за здоровыми

и важнейшей задачей медицинских сестер являлось «поддержание у человека

такого состояния, при которой болезнь не наступает», то есть впервые был

сделан акцент на необходимость участия медицинских сестер в профилактике

заболеваний и сохранении общественного здоровья.

В.Хендерсон отмечала, что «уникальная задача медицинских сестер в

процессе ухода за отдельными лицами, больными или здоровыми, заключается в

том, чтобы оценить отношение пациента к состоянию своего здоровья и помочь

ему в осуществлении тех действий по укреплению и восстановлению здоровья,

которое он мог бы выполнить сам, если бы имел для этого достаточно сил,

воли и знаний».

Следовательно, медицинская сестра должна хорошо знать и уметь

применять сестринский процесс, как научно-обоснованный метод решения

проблем пациента.

Для осуществления сестринского процесса медицинская сестра должна

обладать необходимым уровнем теоретических знаний, иметь навыки

профессионального общения и обучения пациентов, выполнять сестринские

манипуляции, используя современные технологии.

Сестринский процесс – научный метод организации и исполнения

системного ухода за пациентами, ориентированный на удовлетворение

потребностей человека, связанных со здоровьем.

Сестринский процесс включает в себя обсуждение с пациентом и (или)

его близкими всех возможных проблем (о наличии некоторых из них пациент и

не подозревает), помощь в их решении в пределах сестринской компетенции.

Цель сестринского процесса – предупредить, облегчить, уменьшить или

свети к минимуму те проблемы, которые возникли у пациента.

Сестринский процесс состоит из 5 этапов:

1. сестринское обследование (сбор информации о пациенте);

2. сестринская диагностика (определение потребностей);

3. определение целей и планирование ухода;

4. реализация плана ухода;

5. оценка и коррекция ухода в случае необходимости.

Все этапы в обязательном порядке регистрируются в документации к

осуществлению сестринского процесса.

I этап – сестринское обследование. Сестра должна ясно представлять

своеобразие каждого своего пациента для того, чтобы реализовать такое

требование к профессиональному уходу, как индивидуальность предоставляемой

сестринской помощи.

Учитывая реалии российского практического здравоохранения,

предлагается осуществлять сестринскую помощь в рамках 10 фундаментальных

потребностей человека (см. приложение 1).

Любое заболевание, в том числе язвенная болезнь, приводит к

нарушению удовлетворения одной или нескольких потребностей, что вызывает у

пациента ощущение дискомфорта.

Так как конечная цель работы медицинской сестры – это комфорт ее

пациентов, она обязана выяснить, пользуясь специальной методикой

сестринского обследования, нарушение удовлетворения каких потребностей

служит причиной дискомфорта.

Для этого она расспрашивает пациента, производит его физическое

обследование по органам и системам, изучает его образ жизни, выявляет

факторы риска по данному заболеванию, знакомится с историей болезни,

беседует с врачами и родственниками, изучает медицинскую и специальную

литературу по профилактике заболевания и уходу за пациентом.

Тщательно проанализировав всю собранную информацию, медицинская

сестра приступает ко II этапу – сестринской диагностике. Сестринская

диагностика всегда отражает дефицит самоухода, имеющийся у пациента, и

направлен на его размещение и преодоление. Сестринская диагностика может

изменяться ежедневно и даже в течение дня по мере того, как изменяются

реакции организма на болезнь. Сестринские диагнозы могут быть

физиологические, психологические, духовные, социальные, а также настоящие и

потенциальные.

В конце второго этапа медицинская сестра определяет приоритетные

проблемы, то есть те проблемы, решение которых наиболее важно в настоящий

момент.

На III этапе сестра формирует цели и составляет индивидуальный план

сестринских вмешательств. При составлении плана ухода сестра может

руководствоваться стандартами сестринской практики, в которых перечислены

мероприятия, обеспечивающие качественную сестринскую помощь по данной

сестринской проблеме.

В конце третьего этапа сестра в обязательном порядке согласовывает

свои действия с пациентом и его семьей и записывает в сестринскую историю

болезни.

Четвертый этап – реализация сестринских вмешательств. Не обязательно

сестра выполняет все сама, часть работы она поручает другим лицам –

младшему медицинскому персоналу, родственникам, самому пациенту. Однако,

ответственность за качество выполненных мероприятий она принимает на себя.

Сестринские вмешательства бываю 3 видов:

1. Зависимое вмешательство – выполнение под наблюдением врача и по

назначению врача;

2. Независимое вмешательство – действие медицинской сестры по

собственному усмотрению, то есть помощь пациенту в

самообслуживании, наблюдение за пациентом, советы по

организации досуга и т.д.

3. Взаимозависимое вмешательство – сотрудничество с врачами и

другими специалистами.

Задача V этапа – определение результативности сестринского

вмешательства и его коррекция в случае необходимости.

Оценка осуществляется сестрой непрерывно, индивидуально. Если

проблема решена, сестра должна обоснованно удостоверить в сестринской

истории болезни. Если цели не удалось достигнуть, следует выяснить причины

неудачи и внести необходимую корректировку в план сестринской помощи. В

поисках ошибки необходимо еще раз поэтапно проанализировать все действия

сестры.

Таким образом, сестринский процесс – необычайно гибкий, живой и

динамичный процесс, обеспечивающий постоянный поиск ошибок в уходе и

систематическое своевременное внесение корректив в план сестринской помощи.

Сестринский процесс применим в любой области сестринской

деятельности, в том числе и в профилактической работе.

ГЛАВА 3

СЕСТРИНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК МЕТОД РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ ПРИ ЯЗВЕННОЙ БОЛЕЗНИ.

Работа медицинских сестер на участке заключается в оказании помощи

конкретным людям, семьям и группам людей в определении и достижении ими

физического, умственного и социального здоровья в условиях окружающей

среды, в которой они живут и работают. Это требует от медицинских сестер

определенных функций, способствующих укреплению и сохранению здоровья, а

также профилактики его отклонений. Должность медицинской сестры включает в

себя планирование и осуществление ухода в период болезни и в период

реабилитации, воздействуя не только на физические, но и на психологические

и социальные аспекты жизни человека, составляющие его единое целое.

Медицинская сестра привлекает пациента, членов его семьи к

самоуходу, помогая ему сохранить самостоятельность и независимость. Участие

медицинской сестры в профилактической, лечкбно-диагностической и

реабилитационной помощи не только в условиях поликлиники, но и что

чрезвычайно важно, на дому у пациентов, позволяют обеспечивать большую

доступность медико-социальной помощи в пределах своей компетенции.

Язвенная болезнь – это хроническое заболевание, которое длится

месяцами, годами то, затихая, то, вспыхивая вновь. Чаще улучшение бывает

зимой и летом, а ухудшение – весной и осенью. Эта болезнь поражает людей в

наиболее активном, творческом возрасте, часто обусловливая временную, а

порой и стойкую нетрудоспособность. Поэтому, грамотная систематическая

работа медицинских сестер – важное звено в профилактике и лечении язвенной

болезни.

Сестре очень важно знать психологию пациента, его окружение –

родственников, семью, так как медицинская сестра является гостем в доме

пациента и при оказании помощи может возникать масса этических моментов.

Знание факторов риска язвенной болезни позволяет проводить

профилактику этого заболевания, сократить частоту обострений. У каждого

человека свое представление о здоровье и болезни, и медицинская сестра

должна быть готова взаимодействовать с любой личностью. Понимание пациентом

всех факторов, влияющих на развитие заболевания, изменение его отношения к

собственному здоровью может быть целью сестринского вмешательства в

профилактике язвенной болезни.

Для исследования были взяты пациенты, состоящие на диспансерном

учете по поводу язвенной болезни. Всем пациентам проводилось

общеклиническое обследование, которое включало сбор анамнестических данных

и данных физического исследования.

Для изучения «качества жизни» пациентов было проведено анкетирование

с помощью опросника SF-36 общего здоровья и психологического теста Шмишека.

Все тестовые вопросы анкет по «качеству жизни» разделяют на группы

соответственно категориям, формирующим понятие «общее качество жизни». В

большинстве опросников таких категорий пять:

- общее субъективное восприятие своего здоровья;

- психическое состояние;

- физическое состояние;

- социальное функционирование;

- ролевое функционирование.

Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что у

больных язвенной болезнью происходит снижение всех категорий «качества

жизни», причем, в наибольшей степени – психологического состояния, ролевого

функционирования и особенно физического состояния.

1.Из физиологических проблем у пациентов наиболее часто имеют место:

- боль (100%);

- изжога (90%);

- тошнота (50%);

- рвота (20%);

- запор (80%).

2.Из психологических проблем у пациентов наиболее часто встречаются:

- дефицит знаний об особенностях питания и образа жизни при своем

заболевании (80%);

- угнетенность, апатия пациентов, связанная с дефицитом знаний о

заболевании (65%);

- беспокойство по поводу исхода заболевания (70%);

- страх перед диагностическими исследованиями (50%).

Таким образом, становится очевидным, что показатель «качества жизни»

является объективным критерием в течение язвенного процесса, позволяющим

индивидуализировать лечение и уход.

Чаще всего пациенты не имеют реального представления о состоянии

собственного здоровья, и медицинская сестра может повлиять на пациента,

убедить его вести здоровый образ жизни, избегать факторов риска, которые

могут привести к болезни.

Медицинская сестра уже во время первой беседы с пациентом должна

очертить круг проблем, обсудить и наметить план дальнейшей работы. Задача

медицинской сестры – сделать пациента активным борцом за поддержание и

восстановление собственного здоровья. При этом действовать она должна так,

чтобы цели ее деятельности были внутренне приняты пациентом.

Медицинская сестра выступает в роли организатора условий по

поддержанию и восстановлению здоровья пациента, его консультанта и

непосредственного исполнителя всего, что нужно для достижения цели.

Результат этой совместной деятельности медицинской сестры и пациента будет

зависеть от уровня взаимопонимания во всем.

Медицинская анализирует все полученные данные о пациенте, при этом

учитывая замечания самого пациента по каждой проблеме, формирует совместно

с пациентом его проблемы по факторам риска язвенной болезни, намечает цели

и сестринские вмешательства. Целью сестринского вмешательства является

улучшение самочувствие пациента.

На I этапе сестринского процесса проводится сестринское

обследование пациента. Для организации и осуществления качественного

индивидуального ухода медицинская сестра собирает информацию о пациенте.

При сборе информации необходимо использовать следующие источники

данных:

- распрос пациента;

- распрос членов семьи и окружающих;

- ознакомление с амбулаторной картой пациента;

- физическое обследование пациента.

Суть этой информации заключается в том, как пациент удовлетворяет 10

основных жизненно важных потребностей, так как цель ухода – создание

условий для удовлетворения этих потребностей.

Чаще всего пациенты, страдающие язвенной болезнью, предъявляют

следующие жалобы:

- боль в животе,

- тошнота,

- рвота,

- изжога,

- отрыжка,

- запоры спастического характера,

- нарушение сна,

- повышенная раздражительность.

Медицинская сестра выясняет также следующую информацию:

1. Семейный анамнез (генетическая предрасположенность);

2. Наличие хронических заболеваний (хронический гастрит,

дуоденит);

3. Данные об окружающей среде (стрессовые ситуации, характер

работы пациента);

4. Наличие вредных привычек (курение, употребление крепких

алкогольных напитков);

5. Употребление некоторых медикаментозных средств

(ацетилсалициловая кислота, бутадион, индометацин);

6. Данные о питании пациента (неправильное питание).

На втором этапе сестринского процесса осуществляется постановка

сестринских диагнозов. Цель диагностики – уловить все настоящие и

потенциальные отклонения от комфортного состояния пациента.

Анализируя полученную информацию о пациенте, медицинская сестра

выявляет потребности, удовлетворение которых нарушено.

У пациента с язвенной болезнью отмечаются нарушения удовлетворения

потребностей:

- в адекватном питании;

- в физиологических отправлениях;

- в нормальном сне;

- в поддержании личной гигиены;

- в безопасности.

Затем медицинская сестра определяет проблемы пациента. Наиболее

частыми являются:

- дефицит знаний об особенностях питания (злоупотребление соленой,

острой пищей, нарушение режима питания);

- неправильное чередование труда и отдыха;

- чрезмерное употребление алкоголя;

- курение (20 сигарет в день);

- неумение преодолевать стресс;

- незнание факторов риска язвенной болезни;

- непонимание необходимости изменить образ жизни;

- беспокойство по поводу исхода заболевания;

- незнание осложнений язвенной болезни;

- дефицит знаний о язвенной болезни;

- непонимание необходимости регулярного приема назначенных лекарств.

На III этапе сестра приступает к планированию сестринской

деятельности. Медицинская сестра разрабатывает индивидуальный план

сестринских вмешательств. Но обязательно, обсуждая с пациентом ситуации и

возможные способы ее исправления, медицинская сестра должна учитывать очень

важный момент: пациент имеет право согласиться или отказаться от

предлагаемого ухода после получения необходимой информации. Значит, он

должен быть проинформирован обо всем, что с ним случилось, что с ним будут

делать, о том, что он должен будет делать сам, а что его близкие, и дать на

это согласие. Желательно, чтобы согласие пациента было зафиксировано в

сестринском документе.

Сестра решает все проблемы, которые ставит, и с которыми пациент

согласен, в порядке их значимости, начиная с самых важных и далее по

порядку. Для каждой проблемы устанавливаются цели.

4 этап – реализация сестринских вмешательств.

На данном этапе медицинская сестра обучает пациента, постоянно

вдохновляет, ободряет и успокаивает его. По мере того, как выполняются

сестринские вмешательства, все свои действия по решению данной проблемы

медицинская сестра записывает в сестринскую историю болезни.

На пятом этапе сестринского процесса медицинская сестра оценивает

эффективность сестринского вмешательства и степень достижения поставленной

цели и при необходимости производит корректировку.

В завершении медицинская сестра сообщает пациенту результат оценки:

он должен знать, насколько успешно справился с поставленной задачей.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Качество работы среднего медицинского персонала является индикатором

состояния всего здравоохранения нашей страны в целом. В концепции развития

сестринского дела, безусловно, следовало бы предусмотреть реорганизацию

труда медицинских сестер. Медицинские сестры должны пользоваться передовыми

технологиями в процессе предоставления медицинских услуг.

В этой связи очевидны преимущества внедрения сестринского процесса

в сестринскую практику, так как сестринский процесс обеспечивает:

- системный подход к организации сестринской профилактики

заболеваний;

- индивидуальный подход и учет всех личностных особенностей

пациента;

- активное участие пациента и его семьи в планировании и обеспечении

профилактики заболеваний;

- возможность использования стандартов в профессиональной

деятельности медицинской сестры;

- эффективное использование времени и ресурсов медицинской сестры,

сосредотачиваемых на основной работе пациента;

- повышение компетентности, независимости, творческой активности

медицинской сестры;

- универсальность метода.

Именно сестринский процесс может обеспечить дальнейший рост и

развитие сестринского дела и позволить улучшить качество жизни пациентов.

Изучив современную литературу по язвенной болезни и исследовав

статистические данные, можно сделать вывод, что у пациентов с язвенной

болезнью имеется масса физиологических и психологических проблем.

Именно медицинская сестра должна помочь человеку в трудной для него

ситуации, мобилизовать свою волю, найти правильный путь в решении проблем,

должна дать людям успокоение и надежду.

Я, как участковая медицинская сестра, сталкиваясь с данной проблемой

в своей повседневной работе, разработала рекомендации для участковых

медицинских сестер по организации сестринского процесса при язвенной

болезни и памятку для пациентов по лечебному питанию (см. приложения 2, 3 ,

4).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Справочное пособие «Клиника, классификация и этиопатогенетические

принципы противорецидивного лечения больных язвенной болезнью»,

Смоленск, 1997г.

2. Журнал «Сестринское дело», №2, 2000г., стр.32-33

3. Журнал «Сестринское дело», №3, 1999г., стр.30

4. Газета «Аптека для вас», №21, стр.2-3

5. «Учебно-методическое пособие по основам сестринского дела» под общей

редакцией А.И.Шпирна, Москва, 2003г.

6. Отчет по диспансеризации, участок №30 за 2003 год.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1.

Фундаментальные потребности человека

1. Нормальное дыхание.

2. Адекватное питание и питье.

3. Физиологические отправления.

4. Движение.

5. Сон.

6. Личная гигиена и смена одежды.

7. Поддержание нормальной температуры тела.

8. Безопасность.

9. Общение.

10. Отдых и труд.

Приложение 2.

Пример планирования сестринской деятельности.

Дефицит знаний о язвенной болезни и о влиянии вредных факторов

на здоровье пациента.

Цель: пациент узнает факторы риска заболевания и научится их избегать.

План:

1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблемы

с пациентом ежедневно.

2.Медицинская сестра проведет беседу с родственниками о необходимости

психологической поддержки.

3.Медицинская сестра расскажет пациенту о вредном влиянии алкоголя,

никотина и некоторых лекарственных препаратов (аспирин, анальгин).

4.При наличии вредных привычек медицинская сестра продумает и обсудит с

пациентом пути избавления от них (например, посещение специальных групп).

5.Медицинская сестра порекомендует специальную литературу по язвенной

болезни.

6.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом и родственниками о

характере питания:

а) принимать пищу 5-6 раз в день, небольшими порциями, тщательно

пережевывая;

б) избегать употребление продуктов, обладающих выраженным раздражающим

действием на слизистую оболочку желудка и двенадцатиперстной кишки (острая,

соленая, жирная);

в) включить в рацион белковые продукты, продукты, богатые витаминами и

минералами, продукты, содержащие пищевые волокна.

7.Медицинская сестра объяснит пациенту необходимость диспансерного

наблюдения: 2 раза в год.

8.Медицинская сестра познакомит пациента с человеком, адаптированным к

факторам риска язвенной болезни.

Приложение 3.

Пример планирования сестринской деятельности

Пациент не знает об осложнениях язвенной болезни

Цель: пациент продемонстрирует знания об осложнениях и их последствиях.

План:

1.Медицинская сестра обеспечит достаточно времени для обсуждения проблем с

пациентом.

2.Медицинская сестра расскажет пациенту о признаках, свидетельствующих о

кровотечении (рвота, падение артериального давления, холодная и липкая

кожа, дегтеобразный стул, беспокойность) и перфорации (внезапная резкая

боль в животе).

3.Медицинская сестра убедит пациента в важности своевременного обращения к

врачу.

4.Медицинская сестра обучит пациента необходимым правилам поведения при

язвенной болезни и будет убеждать в необходимости их соблюдения:

а) правила лекарственной терапии;

б) устранение вредных привычек (курение, алкоголь).

5.Медицинская сестра проведет беседу с пациентом об опасности самолечения

(употребление соды).

Приложение 4.

Памятка пациенту с язвенной болезнью по организации лечебного питания

Рекомендуется готовить пищу на пару или варить.

Режим питания: пищу принимать 5-6 раз в сутки небольшими порциями, в теплом

виде (t=40-50°С), тщательно пережевывая.

Исключить: острое, соленое, консервированное, копченое, жирное, жареное.

|Рекомендуемые продукты |Нерекомендуемые продукты |

|Хлеб пшеничный из муки в/с и 1с |Ржаной хлеб, свежий, сдоба |

|вчерашней выпечки, сухари | |

|Мясо нежирное (на пару, вареное) |Жирные и жилистые сорта мяса |

| |(баранина, гусь, утка), в жареном, |

| |тушеном виде |

|Рыба нежирная (окунь, хек, треска, |Жирная рыба (осетрина, лососина, |

|лещ) в вареном и паровом виде |семга), соленые, копченые, жареные, |

| |тушеные консервы |

|Яйца всмятку, паровые яичницы и омлет |Жареная яичница, омлет, яйца вкрутую, |

|(2 яйца в день) |сырой яичный белок |

|Молоко цельное, сливки, однодневный |Молочные продукты с высокой |

|кефир, некислый творог, сметана, |кислотностью, острые, соленые сыры |

|неострый сыр тертый | |

|Сливочное несоленое масло, |Маргарин, жир, нерафинированное |

|рафинированное растительное масло |растительное масло |

|Крупы: манная, рис, гречневая, |Пшено, перловка, ячмень, бобовые, |

|овсяная. Каши полувязкие, макароны |рассыпчатые каши, цельные макароны |

|мелкорубленые отварные | |

|Картофель, морковь, свекла, цветная |Белокочанная капуста, репа, щавель, |

|капуста, сваренные и протертые |лук, огурцы соленые, квашеные и |

| |маринованные овощи, грибы |

|Спелые и сладкие ягоды и фрукты, |Кислые, неспелые фрукты и ягоды, |

|зефир, кисель |шоколад, халва, мороженое |

|Некрепкий чай, кофе с молоком, соки из|Газированные напитки, квас, черный |

|фруктов и ягод, отварной шиповник |кофе, соки кислых ягод и фруктов |

ОГЛАВЛЕНИЕ:

Аннотация………………………………………………………….2

Введение……………………………………………………………3

Глава 1. Понятие о сущности и распространенности

язвенной болезни………………………………………………….7

Глава 2. Понятие о сестринском процессе……………………..10

Глава 3. Сестринский процесс как метод решения проблем

при язвенной болезни……………………………………………14

Заключение……………………………………………………….20

Приложения………………………………………………………22

Список литературы………………………………………………27

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты