рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Ранняя диагностика детских церебральных параличей

Ранняя диагностика детских церебральных параличей

Н.В. Ялымова

Ранняя диагностика детских церебральных

параличей

Термином «детские церебральные параличи (ДЦП)» объединяются

синдромы, возникшие в результате повреждения мозга на ранних этапах

онтогенеза и проявляющиеся неспособностью сохранять нормальную позу и

выполнять произвольные движения. Двигательные расстройства (параличи,

парезы, нарушения координации, насильственные движения) могут сочетаться с

изменениями психики, речи, зрения, слуха, судорожными припадками,

расстройствами чувствительности.

ДЦП относят к непрогрессирующим резидуальным состояниям, однако

развитие аномальной нервной системы на определенных этапах может

сопровождаться присоединением новых патологических симптомов. Частота ДЦП

составляет 2.5 — 5.9 на 1000 родившихся.

Нарушение формирования мозга на ранних этапах онтогенеза, лежащее в

основе ДЦП, может быть результатом целого ряда неблагоприятных воздействий.

Наибольшее значение придается влиянию вредных факторов в период

беременности и родов. Из пренатальных факторов риска поражения нервной

системы следует отметить отклонения в состоянии здоровья матери и

акушерском анамнезе. К ним относятся конституциональные нарушения,

соматические, эндокринные, инфекционные заболевания, вредные привычки,

повторные выкидыши, мертворождения, длительный период бесплодия осложнения

предыдущих беременностей и родов, наличие в семье детей с патологией

нервной системы. К факторам риска также относятся: возраст матери моложе 18

и старше 30 лет, неустойчивое социально-экономическое и семейное положение

женщин, иммунологическая несовместимость матери и плода, переношенная

беременность, многоплодная беременность, низкая масса тела ребенка при

рождении. Вредное воздействие на плод может оказывать прием беременными

лекарственных препаратов, стрессовые состояния матери, поздние токсикозы,

угроза выкидыша, маточные кровотечения.

К интранатальным факторам риска относятся асфиксия в родах и

внутричерепная родовая травма.

Начальные клинические проявления церебральных параличей формируются

на первом году жизни. Их своевременная диагностика и ранняя адекватная

коррекция имеют решающее значение для предупреждения тяжелых расстройств

движений, речи и психики на последующих этапах развития. Только при тяжелых

формах патологии можно поставить диагноз вскоре после рождения. В остальных

случаях необходимо динамическое наблюдение за развитием ребенка. Особо

важное значение имеют «факторы риска» в виде различных неврологических

симптомов и синдромов, выявленные в период новорожденности. Детей из

«группы риска» следует осматривать каждые 2-3 недели, критически оценивая

имеющиеся нарушения.

«Угрожающие» признаки следует проанализировать в следующих аспектах:

1. Выявляются ли отклонения при повторных осмотрах постоянно;

2. Носят ли патологический характер или могут быть расценены как вариант

индивидуального развития;

3. Нарастает ли временной дефицит становления возрастных навыков или,

наоборот, имеет тенденцию к сокращения и исчезновению.

К наиболее информативным характеристикам, оцениваемым при

обследовании новорожденного и грудного ребенка, относятся: поза, мышечный

тонус, тонические рефлекторные реакции, безусловные рефлексы, реакции

выпрямления и равновесия, речь, эмоциональные и психические реакции.

Таблица 1

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Первый период (до 1 месяца)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Характерна флексорная |Повышение мышечного тонуса|

|мышечный| |симметричная поза. Голова |(поза эмбриона). При |

|тонус | |иногда слегка разогнута. |пассивных движениях |

| | |Спонтанная двигательная |ощущается повышенное |

| | |активность больше выражена |сопротивление разгибанию и|

| | |в ногах. При пассивных |сгибанию конечностей. |

| | |движениях флексорная |При мышечной гипотонии |

| | |гипертония преодолевается |ребенок лежит с |

| | |без особого труда. |разогнутыми во всех |

| | | |суставах конечностями |

| | | |(поза лягушки). |

| |Тракция за|Голова свисает кзади, руки |Голова запрокинута назад и|

| |руки |полусогнуты, ноги слегка |не подтягивается вслед за |

| | |согнуты и отведены |руками и туловищем. При |

| | | |гемипарезе пораженная рука|

| | | |разогнута больше здоровой.|

| |На животе |Не резко выраженная |Отрицательный защитный |

| | |флексорная поза. Руки под |рефлекс. При мышечной |

| | |грудной клеткой. Голова |гипотонии конечности |

| | |повернута в сторону |разогнуты. |

| | |(защитный рефлекс). Ноги | |

| | |совершают попеременные | |

| | |альтернирующие движения. | |

|Поза и |Горизонтал|Рефлекс Ландау |При удержании ребенка в |

|мышечный|ьное и |отрицательный. Поставленный|воздухе лицом вниз |

|тонус |вертикальн|на опору, ребенок |отмечается выраженное |

| |ое |выпрямляет туловище и стоит|сгибание рук и в меньшей |

| |подвешиван|на полусогнутых во всех |степени ног. Голова |

| |ие |суставах ногах, опираясь на|опущена. При мышечной |

| | |полную стопу. В |гипотонии голова, руки и |

| | |вертикальном положении |ноги свисают как плети. |

| | |контроль головы слабый. |Поставленный на опору, |

| | | |ребенок резко разгибает |

| | | |ноги, иногда запрокидывает|

| | | |голову. Если мышечный |

| | | |тонус снижен, опорная |

| | | |реакция отсутствует или |

| | | |ослаблена. |

|Тонические шейные и|АШТ рефлекс (15% случаев) |АШТ рефлекс вызывает |

|лабиринтный |не выражен |асимметрию мышечного |

|рефлексы | |тонуса и позы |

|Безусловные |Поисковый, сосательный, |Чаще угнетены, могут быть |

|рефлексы |хоботковый, рефлекс |усилены, особенно рефлекс |

| |Бабкина, хватательный, |Моро. |

| |Моро, автоматической | |

| |ходьбы, защитный, ползания,| |

| |Галанта, Переса — | |

| |вызываются после | |

| |кратковременного латентного| |

| |периода, симметричны. | |

|Реакции выпрямления|К концу 3 недели ребенок в |К концу 1 месяца жизни не |

|и равновесия |положении на животе делает |формируется лабиринтный |

| |попытки поднять голову. |установочный рефлекс на |

| |Реакции равновесия еще не |голову. |

| |формируются. | |

|Голосовые реакции |Ребенок издает отдельные |Крик тихий слабый или |

| |гласные звуки, крик |пронзительный, болезненный|

| |громкий, без интонационной |или вместо крика гримаса |

| |выразительности. |на лице. |

|Эмоциональные и |Слуховое и зрительное |К концу 1 месяца нет |

|психические реакции|сосредоточение появляются к|зрительного и слухового |

| |3 недели жизни |сосредоточения, выражение |

| | |лица не довольное. |

Таблица 2

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Второй период (1-3 месяца)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Уменьшение мышечного |Нарастает гипертония мышц |

|мышечный | |тонуса в сгибателях. |флексоров или экстензоров.|

|тонус | |Флексорная поза |Объем активных движений |

| | |сохраняется, нарастает |снижен, особенно в руках. |

| | |объем движений в |Мышечная гипотония |

| | |конечностях, особенно в |проявляется разгибательной|

| | |руках. |позой. |

| |Тракция за |Ребенок сгибает голову и |Голова запрокинута, |

| |руки |пытается подтянутся к |сопротивление разгибанию |

| | |рукам, ноги также слегка |рук усилено при |

| | |сгибаются |спастичности и снижено при|

| | | |гипотонии. |

| | | |Отрицательный защитный |

| | | |рефлекс. При мышечной |

| | | |гипотонии конечности |

| | | |разогнуты. При гемипарезе |

| | | |на стороне поражения рука |

| | | |больше разогнута или |

| | | |согнута в зависимости от |

| | | |тонуса. |

| |На животе |Умеренная флексорная |Выражена флексорная поза, |

| | |поза. Голова поднята над |Руки под грудью, ноги |

| | |поверхностью и активно |согнуты, таз приподнят. |

| | |поворачивается в сторону,|При преобладании |

| | |ноги полусогнуты, |экстензорного тонуса |

| | |совершают альтернирующие |ребенок резко |

| | |движения. |запрокидывает голову, не |

| | | |разгибая рук. При мышечной|

| | | |гипотонии ребенок |

| | | |распластан. |

|Поза и |Горизонталь|На втором месяце ребенок |В горизонтальном положении|

|мышечный |ное и |некоторое время |голова опущена. В |

|тонус |вертикально|удерживает голову в |вертикальном плохой |

| |е |вертикальном положении. |контроль головы (опущена |

| |подвешивани|Устойчивое удержание |вперед или запрокинута |

| |е |головы отмечается к концу|назад). При опоре |

| | |периода. Рефлекс Ландау |перекрест на уровне |

| | |положительный. После |голеней. При мышечной |

| | |1.5-2 месяца поставленный|гипотонии опора |

| | |на опору ребенок, |недостаточна, ребенок |

| | |выпрямляя туловище, |провисает. |

| | |поднимает голову. | |

|Тонические шейные и |В положении на спине |Если мышечный тонус |

|лабиринтный рефлексы |тенденции к |повышен, активируется АШТ |

| |разгибательному тонусу, |– рефлекс и является |

| |на животе — к |асимметричной позы. |

| |сгибательному. Более | |

| |ярким становится АШТ | |

| |рефлекс (поза | |

| |фехтовальщика несколько | |

| |секунд) | |

|Безусловные рефлексы |Реакции опоры и |Не редуцируются. Если при |

| |автоматической ходьбы |рефлексе Моро одна рука |

| |угасают к 1.5-2 месяцам. |хуже отводится, можно |

| |Ребенок опирается на |предположить гемипарез. |

| |наружный край стопы, | |

| |подгибает пальцы. К 3 | |

| |месяцу безусловные | |

| |рефлексы угасают кроме | |

| |реакции Моро. | |

|Реакции выпрямления и|К концу периода ребенок |Лабиринтный установочный |

|равновесия |выдвигает руки вперед и |рефлекс на голову |

| |опирается на предплечья. |отсутствует или развит |

| |При попытке пассивно |недостаточно. |

| |опустить голову ощущается| |

| |отчетливое сопротивление | |

|Голосовые реакции |Начальное гуление. |Отсутствует начальное |

| | |гуление |

|Эмоциональные и |Ребенок реагирует на |Преобладают отрицательные |

|психические реакции |ласку и сердитый голос. |эмоциональные реакции. |

| |На третьем месяце |Ребенок плохо фиксирует |

| |фиксирует взор на |взор на предмете, улыбка |

| |предмете. При общении со |отсутствует. |

| |взрослыми возникает | |

| |улыбка. | |

Таблица 3

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Третий период (3-6 месяцев)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Физиологическая |При формировании спастических |

|мышечный| |гипертония сменяется |форм ДЦП отмечается нарастание |

|тонус | |нормотонией — исчезает|мышечного тонуса. Поза может |

| | |ограничение объема |быть сгибательной, |

| | |движений в |разгибательной или |

| | |конечностях. Захват |асимметричной. Наблюдается |

| | |предмета — это важный |выраженное сопротивление |

| | |показатель развития |пассивным движениям и |

| | |этого периода. |уменьшение их объема. |

| | |Сопротивление |Существуют специальные пробы |

| | |пассивным движениям |для выявления ДЦП. |

| | |выражено незначительно|Проба на разгибание головы и |

| | | |шеи. Врач кладет руку под |

| | | |голову, лежащего на спине |

| | | |ребенка, и пытается согнуть ее.|

| | | |В норме голова сгибается и руки|

| | | |выдвигаются вперед. При ДЦП |

| | | |ощущается сопротивление этому |

| | | |движению. |

| | | |Проба на АШТ рефлекс. Голову |

| | | |ребенка поворачивают в сторону.|

| | | |Лицевая рука разгибается, |

| | | |затылочная сгибается. |

|Поза и |На спине | |Проба на отсутствие шейной |

|мышечный| | |выпрямляющей реакции. В норме |

|тонус | | |при повороте головы в сторону |

| | | |туловище следует за головой. |

| | | |При ДЦП движение вызывает АШТ |

| | | |рефлекс и ребенок не может |

| | | |повернуться на бок. При |

| | | |поражении средней тяжести в |

| | | |движении не участвуют руки. |

| | | |Проба на флексорную |

| | | |спастичность рук. Руки ребенка |

| | | |отводят, перекрещивают или |

| | | |поднимают вверх. Отмечается |

| | | |сопротивление этим движениям. |

| | | |Проба на экстензорную |

| | | |спастичность ног. Врач |

| | | |захватывает ноги ребенка под |

| | | |коленями, поднимает вверх и |

| | | |быстро сгибает к животу. |

| | | |Отмечается сопротивление этому |

| | | |движению. |

| | | |Мышечная гипотания в этот |

| | | |период может перейти в |

| | | |дистоническую и спастическую |

| | | |фазы |

|Поза и |Тракция за|На 5 месяце голова с |Голова запрокидывается назад |

|мышечный|руки |туловищем | |

|тонус | |располагаются по одной| |

| | |линии, ноги с –легка | |

| | |согнуты. К 6 месяцам | |

| | |голова сгибается еще | |

| | |больше, подбородок | |

| | |прикасается к груди, | |

| | |согнутые ноги | |

| | |приводятся к животу. | |

| |На животе |Формируется разгибание|При спастических формах ДЦП |

| | |головы и верхней части|ребенок находится в выраженной |

| | |туловища |флексорной позе. У детей с |

| | | |экстензорным типом мышечной |

| | | |гипертонии опистотоническое |

| | | |положение. |

| | | |Проба для выявления флексорной |

| | | |спастичности. При флексорной |

| | | |спастичности ребенок, лежа на |

| | | |животе повернуть голову в |

| | | |сторону не может. |

| | | |Врач кладет руку под подбородок|

| | | |и пытается поднять голову |

| | | |ребенка. Здоровый ребенок в 4-5|

| | | |месяцев сгибает голову, |

| | | |разгибает руки и ставит кисти |

| | | |на опору. При выраженном |

| | | |флексорном тонусе появляется |

| | | |сопротивление этому движению, |

| | | |руки согнуты под грудной |

| | | |клеткой, опора отсутствует. |

| | | |Проба на защитную экстензию |

| | | |рук. Ребенка поднимают |

| | | |удерживая горизонтально лицом |

| | | |вниз, затем приближают к столу.|

| | | |В норме ребенок в 4-6 месяцев |

| | | |вытягивает руки, пытаясь |

| | | |достичь опоры. При усилении |

| | | |рефлексорного тонуса эта |

| | | |реакция отсутствует. |

| | | |При выраженной мышечной |

| | | |гипотонии отмечается плохой |

| | | |контроль головы, разгибательной|

| | | |положение конечностей, руки |

| | | |отведены назад или |

| | | |располагаются параллельно |

| | | |грудной клетке. |

|Поза и |Горизонтал|При горизонтальном |При горизонтальном удерживании |

|мышечный|ьное и |удерживании ребенок |ребенок сохраняет |

|тонус |вертикальн|разгибает голову и |патологическую флексорную позу,|

| |ое |верхнюю часть |ноги могут быть разогнуты. При |

| |подвешиван|туловища, периодически|мышечной гипотонии голова и |

| |ие |ноги. В вертикальном |ноги свисают — поза «вялого |

| | |положении |ребенка». В вертикальном |

| | |совершенствуется |положении ребенок с ДЦП плохо |

| | |контроль головы. Опора|удерживает голову, с трудом |

| | |на стопы к 6 месяцам |поворачивает ее в сторону. Дети|

| | |становится |с мышечной гипотонией не |

| | |удовлетворительной. |сохраняют позу в вертикальном |

| | | |положении. Опора на стопы |

| | | |плохая. |

|Тонические шейные и|С 4 месяцев |При формирующемся спастическом |

|лабиринтный |заторможены. Только во|ДЦП они выражены отчетливо, что|

|рефлексы |сне поза может быть |затрудняет формирование |

| |асимметричной. |возрастных двигательных |

| | |навыков. |

|Безусловные |Уже не вызываются, |При развитии ДЦП в возрасте 4-6|

|рефлексы |кроме рефлекса Моро |месяцев сохраняются врожденные |

| |(может сохраняться до |автоматизмы. |

| |6 месяцев) | |

|Реакции выпрямления|В возрасте 4-5 месяцев|При ДЦП дети не любят лежать на|

|и равновесия |в положении на животе |животе, не могут повернуться со|

| |ребенок устойчиво |спины на бок, в положении на |

| |удерживает голову по |спине не пытаются согнуть |

| |средней линии, |голову и подтянуться. При |

| |опирается на |гемепарезе на бок всегда |

| |предплечья, согнутые |поворачиваются через пораженную|

| |под прямым углом, |сторону, к игрушке тянутся |

| |открывает кисть. Ноги |здоровой рукой. |

| |принимают | |

| |разгибательное | |

| |положение. В 4 месяца | |

| |ребенок пытается | |

| |повернуться на бок из | |

| |положения на спине. | |

| |При этом он сгибает | |

| |голову, поворачивает | |

| |ее в сторону, за | |

| |головой следует | |

| |туловище. | |

|Голосовые реакции |В конце 3 периода |Бедные, не полноценные без |

| |произносит различные |интонационной выразительности. |

| |звукосочетания «баа», | |

| |«маа», «таа», «лаа». | |

| |Это истинное гуление. | |

|Эмоциональные и |Появляется интерес к |Интерес к игрушкам и окружающим|

|психические реакции|игрушкам, |предметам снижен, недостаточно |

| |совершенствуется |общение с взрослыми. В новой |

| |общение с взрослыми. |обстановке ребенок начинает |

| |Прежде чем вступить в |кричать, беспокоится. |

| |контакт, ребенок |Прослеживание за предметом |

| |внимательно |фрагментарное. Дети |

| |всматривается в лицо |предпочитают свои руки, а не |

| |взрослого. Появляются |игрушки. |

| |новые эмоциональные | |

| |реакции. | |

Таблица 4

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Четвертый период (6-9 месяцев)

|Неврологические |Нормальное развитие |Патологические признаки |

|симптомы | | |

|Поза и |На спине |Ребенок может |Ребенок не может |

|мышечный | |произвольно менять позу:|самостоятельно изменить |

|тонус | |поворачиваться со спины |позу. Отмечается отчетливое|

| | |на бок и на живот, |сопротивление пассивным |

| | |самостоятельно садиться |движениям. При гемипарезах |

| | |через поворот. |пораженная рука более |

| | |Сопротивление пассивному|согнута и приведена к |

| | |движению умеренное. |туловищу, отмечается |

| | | |тенденция к разгибательному|

| | | |положению ноги. Дети с |

| | | |мышечной гипотонией |

| | | |предпочитают лежать на |

| | | |спине. Снижено |

| | | |сопротивление пассивным |

| | | |движениям. При |

| | | |эмоциональных реакциях, |

| | | |попытке к движению |

| | | |появляются дистонические |

| | | |атаки. |

| |Тракция за |Голова, туловище, ноги |Голова запрокидывается. При|

| |руки |активно подтягиваются к |гемипарезе ощущается |

| | |рукам. К концу периода |сопротивление разгибанию |

| | |при тракции ребенок |паретичной руки |

| | |может встать на ноги. | |

| |На животе |Выражен поясничный |Выявляется значительное |

| | |лардос Из положения лежа|повышение мышечного тонуса.|

| | |на животе, |Не формируется |

| | |поворачивается на спину,|разгибательная поза. |

| | |встает на четвереньки, |Ребенок не любит лежать на |

| | |пытается передвигаться |животе, т.к. не может |

| | |(7-8 месяцев). |произвольно изменить позу. |

|Поза и |Горизонталь|Наряду с верхним |Рефлекс Ландау отсутствует |

|мышечный |ное и |появляется верхний |или выражен только верхний.|

|тонус |вертикально|рефлекс Ландау (образует|Оптическая реакция опоры |

| |е |дугу, открытую к верху).|рук отсутствует или |

| |подвешивани|В вертикальном положении|асимметрична. В |

| |е |контроль головы и |вертикальном положении |

| | |опорная реакция ног |нарушение контроля головы. |

| | |выражена хорошо. |В состоянии вертикального |

| | | |подвешивания при |

| | | |гипертонусе ноги напряжены,|

| | | |разогнуты, приведены, |

| | | |перекрещены. При гемипарезе|

| | | |пораженная нога больше |

| | | |разогнута, опора на носки. |

| | | |При мышечной гипотонии |

| | | |опорная реакция ног |

| | | |нарушена. При формировании |

| | | |атактической формы ДЦП |

| | | |ребенок опирается на широко|

| | | |расставленные ноги, |

| | | |прогибает их в коленных |

| | | |суставах и быстро теряет |

| | | |опору. |

|Тонические шейные и |Полностью заторможены, |Наблюдаются при наличии |

|лабиринтный рефлексы |иногда можно отметить их|мышечной гипертонии |

| |фрагменты. | |

|Безусловные рефлексы |Не вызываются. |Выражены |

|Реакции выпрямления и|Ребенок поворачивается, |Задержано развитие |

|равновесия |сидит, встает на колени,|произвольных движений на |

| |ползает, разнообразятся |животе ребенок не |

| |движения рук и ног. |удерживает массу тела на |

| |Начинается формироваться|животе на вытянутых руках, |

| |реакции равновесия. К |не может опереться на одну |

| |8-9 месяцам появляются |руку. Посаженный не |

| |попытки принять |сохраняет позу. При |

| |вертикальную позу и |выраженной гипотонии |

| |передвигаться. |складывается, располагая |

| |Совершенствуется функция|туловище между ногами. Не |

| |рук: быстрое хватание в |садится, не передвигается, |

| |различных направлениях, |не встает (не делает |

| |перекладывание предметов|попыток). Не захватывает |

| |из одной руки в другую |игрушку. |

|Голосовые реакции |Появляется лепет. |Лепет отсутствует или |

| |Подражание взрослому и |малоактивный. |

| |самому себе. | |

|Эмоциональные и |Постоянное |Ориентировочная реакция на |

|психические реакции |сосредоточение на |новое лицо недостаточна. |

| |каком-либо виде |Отсутствует стремление к |

| |деятельности. В 8-9 |подражанию, готовность к |

| |–месяцев начинает |игре с взрослыми. В тяжелых|

| |общаться с взрослым с |случаях дети пассивны, не |

| |помощью жестов, |интересуются окружающим. |

| |стремится к подражанию | |

| |(играет «в ладушки», | |

| |нюхает цветок). | |

Таблица 5

Сравнительная характеристика нормального и аномального развития.

Пятый период (9 -12 месяцев)

|Неврологические |Нормальное |Патологические признаки |

|симптомы |развитие | |

|Поза и |На спине |В период |При двусторонней гемиплегии |

|мышечный | |бодрствования |выражен гипертонус, поза |

|тонус | |находится на |разгибательная с приведением |

| | |спине |конечностей. Снижена двигательная |

| | |незначительное |активность. При гиперкинетической |

| | |время. Мышечный |форме ДЦП дети предпочитают |

| | |тонус нормальный,|разгибательную позу на спине, |

| | |не препятствует |характерна мышечная дистония. При |

| | |активным |тяжелой гипотинической форме дети |

| | |движениям. |также сохраняют разгибательную |

| | | |позу на спине. В легких случаях с |

| | | |пастической диплегии дети могут |

| | | |изменить позу. |

| |Тракция за |Ребенок быстро |Различные степени запрокидывания |

| |руки |садится или |головы и нарушение функции |

| | |встает на ногу. |подтягивания туловища за руками. |

| | |Голова на одной | |

| | |линии с верхней | |

| | |части туловища. | |

| |На животе |Положение на |Развиваются лабиринтный |

| | |животе использует|установочный рефлекс на голову, |

| | |как промежуточный|опора на руки. Эти реакции |

| | |этап для перехода|нормализуют мышечный тонус и |

| | |из одной позы в |уменьшают выраженность |

| | |другую. |патологической позы. При |

| | | |гиперкинетической форме ДЦП детым |

| | | |трудно сохранять позу на животе, |

| | | |т.к. они не опираются на руки, а |

| | | |отводят их назад. При атактической|

| | | |форме дети опираются на руки, но |

| | | |встать на четвереньки не могут |

| | | |из-за нарушения равновесия. При |

| | | |выраженной гипотонии сохраняется |

| | | |разгибательная поза. |

|Поза и |Горизонталь|Рефлекс Ландау |Рефлекс Ландау отсутствует или |

|мышечный |ное и |кратковременный. |выражен частично, быстро угасает. |

|тонус |вертикально|Из этого |В вертикальном положении контроль |

| |е |положения ребенок|головы при легкой диплегии и |

| |подвешивани|пытается сесть |гемиплегии хороший — при других |

| |е |или встать на |формах от удовлетворительного до |

| | |ноги. |полного отсутствия. |

| | |Поставленный на |В состоянии вертикального |

| | |опору стоит |подвешивания при гипертонусе ноги |

| | |самостоятельно |напряжены, разогнуты, приведены, |

| | |или с поддержкой.|перекрещены. При гемипарезе |

| | |Контроль головы |пораженная нога больше разогнута, |

| | |хороший. |опора на носки. При мышечной |

| | | |гипотонии опорная реакция ног |

| | | |нарушена. |

|Тонические шейные и |Не вызываются |Характерны для тяжелых |

|лабиринтный рефлексы | |спастических форм ДЦП. При |

| | |дистонических и гипотонических |

| | |формах возникают периодически. |

|Безусловные рефлексы |Не вызываются. |Выражены. Их наличие — один из |

| | |признаков ДЦП. |

|Реакции выпрямления и|На 9-10 месяце |При выраженном поражении рук |

|равновесия |закрепляются |ребенок предпочитает позу на |

| |реакции ползания |спине, не может самостоятельно |

| |на четвереньках, |сидеть. Из-за выраженности |

| |вставания. В |тонического шейного симметричного |

| |конце первого |рефлекса дети не стоят на |

| |года ребенок |четвереньках. При спастической |

| |начинает ходить. |диплегии дети долгое время |

| |Берет мелкие |осваивают навыки самостоятельно |

| |предметы двумя |стояния и ходьбы (из-за |

| |пальцами, |недостаточности реакций |

| |манипулирует |равновесия). При атактической |

| |тремя – четырьмя |форме выражены задержка |

| |предметами. |становления реакций выпрямления и |

| | |особенно равновесия. |

| | |Неполноценность движения рук |

| | |варьирует от легких нарушений |

| | |координации пальцев кисти до |

| | |полной невозможности направить |

| | |руку к предмету. |

|Голосовые реакции |Активный лепет. |Синдром гипервозбудимости. У детей|

| |Ребенок повторяет|нарушен сон. Склонность к быстрой |

| |слоги, копирует |смене настроения. Дети произносят |

| |интонацию. К |мало звуковых сочетаний, не |

| |концу первого |подражают звукам и слогам. |

| |года произносит | |

| |5-6 лепетных | |

| |слов. | |

|Эмоциональные и |Все действия |Снижен интерес к игрушкам, реакция|

|психические реакции |эмоционально |на новое, на незнакомого человека |

| |окрашены. После 9|реакция неадекватная. |

| |месяцев адекватно|Познавательные реакции |

| |реагируют на |отсутствуют. Затруднено питье из |

| |речевое общение и|чашки, жевание, дети поперхиваются|

| |интонацию, |во время еды. |

| |понимают | |

| |обращенную речь, | |

| |узнают голоса | |

| |близких. | |

| |Появляется | |

| |интерес к | |

| |рассматриванию | |

| |книг с картинками| |

| |к ритмам простых | |

| |песен. | |

Литература

1. Бадалян Л.О. Детская неврология. — М.: ООО «МЕДпресс», 1998.

2. Бадалян Л.О., Журба Л.Т., Тимонина О.В. Детские церебральные параличи.

— К.: Здоровья, 1988.

3. Справочник по неврологии детского возраста/ Б.В. Лебедева, В.И.

Фрейдков, Г.Г. Шанько и др.; Под ред. Б.В. Лебедева. — М.: Медицина,

1995.

4. Яхно Н.Н. Болезни нервной системы. — М.: Медицина, 1995.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты