рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Образ медсестры в отечеcтвенной литературе

Образ медсестры в отечеcтвенной литературе

Но надо жить без самозванства.

Так жить, чтобы в конце концов

Привлечь к себе любовь пространства.

Услышать будущего зов.

Б. Пастернак

Эти пастернаковские строки выглядят эпиграфом к роману “Доктор

Живаго”, над которым Борис Леонидович работал около четверти века. Роман

как бы вобрал его самые сокровенные мысли и чувства. И вот на склоне лет

роман завершен, окончательный вариант подготовлен к печати, но опубликован

роман был только за границей. В 1958 г. за него Пастернаку была присуждена

Нобелевская премия. На Родине же Бориса Леонидовича не признавали. В газете

“Правда” была опубликована статья Заславского “Шумиха реакционной

пропаганды вокруг литературного сорняка”. Автор статьи утверждал, что

Пастернак якобы никогда не был “подлинно советским писателем” и даже в свое

золотое время “не числился в мастерах первого класса”. Поэта называли

“предателем”, “внутренним эмигрантом”. Он был исключен из Союза писателей.

Пастернак заявил, что отказывается от премии и ни при каких условиях не

покинет Советского Союза. Он тяжело переживает обрушившиеся на него

огульные обвинения и измену некоторых друзей.

Эти события ускорили его кончину.

А вот проводить поэта в последний путь пришли многие лучшие

представители советской интеллигенции. Твардовский на встрече с Хрущевым

сказал: “Так вот по сравнению с Пастернаком я не слишком крупный поэт”.

Мировой известностью Пастернак пользовался всегда. Роман, ходивший

тридцать лет в самиздатовских экземплярах, наконец опубликовали.

В произведениях Пастернака главный герой — человек, его душа, его

судьба, сочувствие и понимание. Академик Д. С. Лихачев считает, что “Доктор

Живаго” даже не роман, а род автобиографии, и убедительно обосновывает, что

это биография времени. “В романе главная действующая сила — стихия

революции”. Глазами героя мы видим разгул убийства и беззакония, разруху и

голод, воодушевление простых людей, их надежду на лучшую жизнь и кровь,

кровь, кровь. Герой бежит от этой вакханалии насилия. Ему хочется покоя,

обычной жизни в кругу семьи, примитивнейшего счастья. Но и на это у него

нет права. Господствуют только два цвета времени. Третьего не дано. Этот

путь ведет в тупик. А почему надо выбирать? Почему нельзя просто жить,

радоваться солнцу и любви, покою и бесконечному счастью? Всегда находятся

люди, которым дана власть, некое право вмешиваться в чужую жизнь и кроить

ее по неким стандартам, в угоду себе, времени, обстоятельствам.

Философский итог всему подводит героиня романа. “Лара шла вдоль

полотна по тропинке, протоптанной странниками, и сворачивала на луговую

стежку, ведшую к лесу. На одномгновение смысл существования опять

открывался Ларе. Она тут,— постигала она,— для того, чтобы разобраться в

сумасшедшей прелести земли и все назвать по имени, а если это будет ей не

по силам, то, из любви к жизни, родить себе преемников, которые сделают

это”.

Роман “Доктор Живаго” в девяностые годы был опубликован в России, и

читатели его приняли восторженно. Многие находили его стиль похожим на

тургеневский или даже бунинский с подробным и многословным описанием. Да,

безусловно, Пастернак — наследник традиций русской классики, и не только

внешне: в лексике, манере излагать свои мысли. Эта связь намного сложнее,

чем может показаться на первый взгляд. Пастернак — писатель-гуманист,

продолжающий традиции русской литературы в главном: нести людям добро,

любовь, справедливость. Будучи гениальным поэтом, он прекрасно чувствует

слово. Отсюда отточенность его фраз, их лаконизм и неподражаемая красота

богатейшего русского языка.

И прекрасно, что это произведение вернулось в Россию, оно помогает понять

происходящее сегодня, так как не потеряло актуальности в настоящие дни. Не

об этом ли мечтал Пастернак, работая над романом, он хотел быть полезным

Родине, быть читаемым, популярным. Все это пришло, к сожалению, поздно, но

пришло. И это главное!

Герой романа Пастернака "с гимназических лет мечтал о прозе, о

книге жизнеописаний, куда бы он в виде скрытых взрывчатых гнезд мог

вставлять самое ошеломляющее из того, что он успел увидеть и передумать.

Но для такой книги он был еще слишком молод, и вот он отделывался

вместо нее писанием стихов, как писал бы живописец всю жизнь этюды к

большой задуманной картине".

Это описание мечты Юрия Живаго, как и многое другое в романе,

замешено на автобиографических "дрожжах" и может быть отнесено к

творческому опыту самого автора. Состояние "физической мечты о

книге", которая "есть кубический кусок горячей, дымящейся совести --

и больше ничего", владело Пастернаком с первых шагов в литературе,

сопровождаясь ясным пониманием того, что "неумение найти и сказать

правду - недостаток, которого никаким умением говорить неправду не

покрыть".

В рукописном отделе Института мировой литературы

сохранилась обложка предложенного к печати фрагмента романа с двумя

зачеркнутыми названиями -- "Когда мальчики выросли" и "Записки Живульта".

Смысловое тождество фамилий Живульт и Живаго очевидно и само

по себе свидетельствует об их несомненной эмблематичности, а

не случайном происхождении. Еще большее значение для осмысления

единства всего творческого пути Пастернака приобретает это тождество,

если учесть, что в рукописях ранних набросков прозы начала 10-х

годов, во фрагменте, носящем заглавие "Смерть Реликвимини", встречается

вариант его имени -- П_у_р_в_и_т (от искаженного французского pour vie --

ради жизни), образующего вместе с двумя другими -- Живульт и Живаго --

триаду тождественных по смыслу имен-эмблем. В тройственной форме

этого по существу единого имени заключена центральная интуиция всего

пастернаковского творчества -- интуиция бессмертия жизни. Его герои –

поэт Реликвимини-Пурвит, возникший в самом начале творческого пути

Пастернака, и поэт Юрий Живаго, этот путь увенчивающий, -- страдают и

умирают, чтобы чудо жизни обрело бессмертие в и слове. Можно

предположить, что та же тема лежала в основе неоконченных "Записок

Патрикия Живульта". Имя героя -- Патрикий -- как и большинство

имен персонажей будущего "Доктора Живаго" -- тоже выбрано не

случайно, и этот выбор может быть объяснен сопоставлением его значимой

"внутренней

формы" с одним из ранних вариантов заглавия "Доктора Живаго" -- "Нормы

нового б_л_а_г_о_р_о_д_с_т_в_а". Таким образом, смысл словосочетания

"Патрикий Живульт" приблизительно может быть передан как "рыцарь жизни".

"Записки Патрикия Живульта" -- "генеральная" проза астернака 30-х

годов -- были несомненно важнейшим звеном, сязующим воедино все

прежние попытки "большого романа" с амыслом "Доктора Живаго". Целый ряд

мотивов, положений, имен топонимов в дошедшей до нас части ("Начало

прозы 36 года") казывают на это с полной ясностью. Композиция этой

части оспроизводит композицию "Повести" (действие начинается на урале

во время первой мировой войны и затем переносится в начало 1900-х

годов). Явная претендентка на роль героини

Евгения Викентьевна Истомина -- это выросшая Женя Люверс, хотя

обстоятельства ее детства изложены иначе, чем в ранней повести. Ее

муж, "физик и математик" в гимназии уральского города Юрятина, ушел на

войну добровольцем и, как Стрельников, пропал без вести. Облик

Истоминой в "романе о Патрике" предвосхищает некоторые черты будущей

Лары Антиповой. Как и героиня "Доктора Живаго", Истомина одна воспитывает

дочь Катю.

В образе Патрикия, от имени которого ведется повествование, легко

опознаются автобиографические черты, с одной стороны, и признаки,

сближающие его с Юрием Живаго, -- с другой.

Настоящее воспитание Патрик получает в доме Александра

Александровича и Анны Губертовны (в "Докторе Живаго" – Анны Ивановны)

Громеко вместе с их дочерью Тоней, которая впоследствии становится

его женой и матерью его сына Шуры. Мотивы влечения Патрика к

Истоминой предвосхищают описания чувств Юры к "девочке из другого

круга": "Истомина единственная из нас была человеком с откровенно

разбитой жизнью. Она всех полнее отвечала моему чувству конца. Не

посвященный в подробности ее истории, я в ней угадывал улику времени,

человека в неволе, помещенного во всем бессмертии его задатков в грязную

клетку каких-то закабаляющих обстоятельств.

И прежде всякой тяги к ней самой меня потянуло к ней именно в эту

клетку".

Образ "человека в неволе, в клетке" поясняет происхождение еще

одной "говорящей" фамилии в романе "Доктор Живаго" -- Гишар (от

французского guichet -- тюремное окошко) и, в сочетании с русским

значением имени Лариса (чайка), делает понятным обилие "птичьих"

ассоциаций в описаниях героини романа. Сближению Патрикия и

Истоминой, фабульно не завершенному, предшествует отъезд семьи

первого с Урала.

Внимательный читатель, потрудившись сравнить оба текста, сможет

обнаружить еще немало признаков их преемственной связи.

Спустя год после опубликования романа "Доктор Живаго" миланским

издательством Фельтринелли (1957), приведшего к скандально известной

травле Пастернака на родине (ее история заслуживает отдельного

описания), в письме к известному музыковеду П. П. Сувчинскому

Пастернак сказал о своем романе слова, которые могут служить опорой для

его неискаженной интерпретации:

"...Потребовалась целая жизнь, ушедшая на то, что

называлось модернизмом, на фрагментаризм, на ф_о_р_м_ы:

политические, эстетические, мировоззрительные формы, на направления,

левые и правые, на споры направлений...

А жизнь тем временем (войны, владычество кретинических теорий,

гекатомбы человеческих существовании, вступление новых поколений), жизнь

тем временем шла своим чередом и накопила множество полувекового

материала, горы нового неназванного содержания, из которого не все

охватывается старыми формами (политическими, эстетическими, левыми, правыми

и пр. и пр.), а часть, самая живая, остается еще без обозначения; как

сознание ребенка. И жалки те, кто хранит верность бесполезной косности

старых определившихся принципов, соперничеству идей и велениям былой, на

пустяки растраченной новизны, а не смиряется перед простодушием и

младенческой неиспорченностью свежего, едва народившегося, векового

содержания. Надо было именно перестать принимать во внимание привычное,

установившееся и в своем значении сплошь такое фальшивое, надо было душе

с ее совестью, способностями познания, страстью, любовью и нелюбовью

дать право на полный, давно назревший переворот, который перевел бы ее из

ее неудобной, вынужденной скрюченности в более свойственное ей,

свободное, естественное положение.

Вот в чем, собственно говоря, вся суть и значение "Доктора

Живаго"".

Герой - Юрий Андреевич Живаго, врач, мыслящий, с поисками,

творческой и художественной складки, умирает в 1929 году.

После него остаются записки и среди других бумаг написанные в

молодые годы отделанные стихи, часть которых здесь предлагается

и которые во всей совокупности составляют последнюю, заключительную

главу романа. Автор".

Знаменательно, что Пастернак относит смерть главного героя к 1929

году, времени слома образа жизни страны, кануну самоубийства

Маяковского, году, который в "Охранной грамоте" назван последним годом

поэта.

Роман о докторе Живаго и стихи, написанные от его имени, стали

выражением радости, превозмогающей страх смерти. "По наполнению, по

ясности, по поглощенности любимой работой жизнь последних лет почти

сплошной праздник души для меня. Я более чем доволен ею, я ею счастлив,

и роман есть выход и выражение этого счастья", -- писал Пастернак в 1955

году. Послевоенная одинокая и независимая жизнь была каждодневным

преодолением смертной тяжести, светлым ощущением бессмертия, верностью ему.

Он по собственному опыту говорил, что бессмертие -- это другое имя

жизни, немного усиленное. Духовное преодоление смерти Пастернак считал

основой своего понимания новой христианской истории человечества.

"Века и поколения только после Христа вздохнули свободно. Только

после него началась жизнь в потомстве, и человек умирает не на улице

под забором, а у себя в истории, в разгаре работ, посвященных

преодолению смерти, умирает, сам посвященный этой теме", -- говорит в

романе Веденяпин.

В свете этой исторической традиции жизнь отдельного

человека, социально не выделенного, не претендующего на привилегии,

на то, чтобы с ним считались больше, чем с другими, более того --

общественно лишнего, становится Божьей повестью. Вечной темой искусства.

Творчески одаренный герой романа стремится к занятию своим делом,

и его взгляд становится, силою обстоятельств, мерой и трагической оценкой

событий века, а стихотворения -- поддержкой и подтверждением

надежд и веры в долгожданное просветление и освобождение, предвестие

которых составляет историческое содержание всех послевоенных лет.

Читая и перечитывая роман, приходишь к мысли, что главное в нем

скорее показано читателю, чем сказано ему в жесткой, настоятельной

форме. Любовь к жизни, чуткость к ее голосу,доверие к ее

неискаженным проявлениям -- первейшая забота автора. Это проявляется

всего сильнее в речи и действиях главного, -- лирического героя --

Юрия Живаго. Он ценит чувство меры и знает, к каким гибельным

последствиям приводит насильственное вмешательство человека в природу и

историю.

В первую очередь ему с детства ненавистны те, кто

себялюбиво вносит в жизнь соблазн, пошлость, разврат, кому не претит

власть сильного над слабым, унижение человеческого достоинства. Эти

отвратительные черты воплощены для Юрия в адвокате Комаровском, сыгравшем

трагическую роль в его судьбе.

Живаго склонен сочувствовать нравственным идеалам

революции, восхищаться ее героями, людьми прямых действий, как Антипов-

Стрельников. Но он ясно видит и то, к чему неизменно приводят эти

действия. Насилие, по его наблюдениям, ни к чему, кроме насилия, не

ведет. Общий производительный ход жизни нарушается, уступая место разрухе

и бессмысленным, повторяющим прежние, призывам и приказам. Он

видит, как власть идеологической схемы губит всех, оборачиваясь

трагедией и для того, кто ее исповедует и применяет. Есть основания

считать, что именно эта убежденность отличает "Доктора Живаго" от

прозы, над которой Пастернак работал до войны.

Юрию Андреевичу кажется дикой сама идея переделывать жизнь,

поскольку жизнь не материал, а действующее начало, по своей активности

намного превосходящее возможности человека.

Результат его действий лишь в меру внимания и подчинения ей

соответствует его благим намерениям. Фанатизм губителен.

В одном из черновых вариантов романа отношению Живаго к

Стрельникову давалось такое объяснение:

"Как он любил всегда этих людей убеждения и дела, фанатиков

революции и религии! Как поклонялся им, каким стыдом покрывался,

каким немужественным казался себе всегда перед лицом их. И как

никогда, никогда не задавался целью уподобиться им и последовать

за ними. Совсем в другом направлении шла его работа над собой.

Голой правоты, голой истины, голой святости неба не любил он. И голоса

евангелистов и пророков не покоряли бы его своей все вытесняющей глубиной,

если бы в них не узнавал он голоса земли, голоса улицы, голоса

современности, которую во все века выражали наследник учителей --

художники. Вот перед кем по совести благоговел он, а не перед героями, и

почитал совершенство творения, вышедшего из несовершенных рук, выше

бесплодного самоусовершенствования человека".

Список литературы.

1. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак. Материалы для биографии. М., 1989.

2. Воспоминания о Борисе Пастернаке. М., 1993.

3. Борисов В.М., Пастернак Е.Б. Материалы к творческой биографии романа

Б.Пастернака «Доктор Живаго» // Новый мир. 1998. № 6. С. 205–249.

4. Лихачёв Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака «Доктор Живаго»

// Пастернак Б. Доктор Живаго // Избранные произведения: В 2 т. СПб.,

1998. Т. 2.

5. Иванова Н. Смерть и воскресение доктора Живаго // Юность. 1988. № 5.

6. Колобаева Л.А. “Живая жизнь” в образной структуре романа «Доктор

Живаго» Б.Пастернака // Русская словесность. 1999. № 3.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты