рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Физическое развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Якутский государственный университет

им.М.К.Аммосова

Медицинский институт

Педиатрический факультет

Кафедра общественного здоровья

Курс общей гигиены

РЕФЕРАТ на тему:

Физическое развитие ребенка.

Выполнила: ст.гр.ПФ-305-1

Анисимова.А.А.

Проверила: Маркова.Н.Н.

Якутск-2004г.

Оглавление:

1) Введение.

2) Физическое развитие.

3) Индексы.

4) Индивидуальная оценка физического развития

5) Половое развитие.

6) Литература.

Введение.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела,

который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных

систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические

системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит

замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты

(эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального

развития, включая последовательность переключения и депрессии генов,

контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни

ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной

регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами

физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма

заключается в наличии "критических периодов развития", когда диапазон

адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к

экзогенным воздействиям повышается .

Термин "критические периоды развития" введен П. Г. Светловым для

характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно

чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных

пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды

организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более

высокому риску развития пограничных и патологических состояний при

воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей

(инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая

радиация и др.).

Физическое развитие.

Под физическим развитием человека понимается совокупность

морфологических и функциональных признаков организма в их взаимосвязи.

Интенсивно протекающие процессы роста и созревания детского организма

определяют его особую чувствительность к условиям внешней среды. На

физическом развитии детей заметно отражаются особенности климата, жилищно-

бытовые условия, режим дня, характер питания, а также перенесенные

заболевания. На темпы физического развития влияют также наследственные

факторы, тип конституции, интенсивность обмена веществ, эндокринный фон

организма, активность ферментов крови и секретов пищеварительных желез.

В связи с этим уровень физического развития детей принято считать

достоверным показателем их здоровья. При оценке физического развития детей

учитывают следующие показатели:

1. Морфологические показатели: длина и масса тела, окружность грудной

клетки, а у детей до трех лет — окружность головы.

2. Функциональные показатели: жизненная емкость легких, мышечная сила

кистей рук и др.

3. Развитие мускулатуры и мышечный тонус, состояние осанки, опорно-

двигательного аппарата, развитие подкожного жирового слоя, тургор тканей.

Длина тела. Показатель длины тела является наиболее стабильным по

сравнению с другими показателями физического развития. Наибольший темп

роста отмечается в первые три месяца жизни ребенка (табл. 1).

Таблица 1

Прибавка длины и массы тела у детей первого года жизни

|Возраст, |Прибавка |Прибавка |Прибавка |Прибавка |

|мес |длины тела |длины тела |массы тела |массы тела |

| |за 1 мес, см|за истекший |за 1 мес, г |за истекший |

| | |период, см | |период, г |

|1 |3 |3 |600 |600 |

|2 |3 |6 |800 |1400 |

|3 |2,5 |8,5 |800 |2200 |

|4 |2,5 |11 |750 |2950 |

|5 |2 |13 |700 |3650 |

|6 |2 |15 |650 |4300 |

|7 |2 |17 |600 |4900 |

|8 |2 |19 |550 |5450 |

|9 |1,5 |20,5 |500 |5950 |

|10 |1,5 |22 |450 |6400 |

|11 |1,5 |23,5 |400 |6800 |

|12 |1,5 |25 |350 |7150 |

При правильном развитии ребенка прибавка длины тела за месяц может

колебаться от +1 до -1 см. За второй год прибавка длины тела составляет

11—12 см, за третий год жизни — 8 см, за четвертый — 6 см. К четырем годам

рост ребенка достигает 100 см.

В дальнейшем (до 10 лет) для определения Прибавки длины тела можно

пользоваться формулой: длина тела ребенка Р = 100 см + 6 (П — 4), где П —

число лет, 6 — средняя ежегодная прибавка длины тела, см. Наиболее

интенсивный рост наблюдается в 5—7 лет и в период начала полового

созревания.

Масса тела. Это лабильный показатель, который может изменяться под

влиянием конституциональных особенностей, нервно-эндокринных и соматических

нарушений; он также зависит от экзогенных причин (питание, режим).

Наиболее интенсивная прибавка массы тела ребенка отмечается на первом

году жизни и в пубертатном периоде.

Средняя масса тела новорожденных мальчиков 3494 г, девочек — 3348 г.

Масса тела ребенка к 4—4,5 мес удваивается, к году утраивается. В первый

месяц жизни ребенок прибавляет 600 г, во второй и третий — по 800 г. Норму

прибавки массы тела ребенка после третьего месяца за каждый последующий

месяц жизни можно рассчитать, вычитая от прибавки предыдущего месяца 50 г,

или по формуле: X = 800 — 50 х (П — 3), где X — ожидаемая ежемесячная

прибавка массы тела, П — число месяцев.

Темп увеличения массы тела у детей после года ослабевает и в среднем

составляет 2 кг ежегодно.

Ожидаемую массу тела ребенка до 10 лет можно рассчитать по формуле: Р =

масса тела ребенка в 1 год + 2 кг х (П — 1), где Р — ожидаемая масса, П —

число лет. Массу тела ребенка старше 10 лет можно определить с помощью

формулы И. М. Воронцова: масса тела детей старше 10 лет = возраст х 3 +

последняя цифра числа лет.

Окружность головы и грудной клетки. При рождении окружность головы у

доношенных детей 33—37,5 см, она не должна превышать окружность грудной

клетки больше чем на 1—2 см. В первые 3—5 мес ежемесячная прибавка

составляет 1—1,5 см, а затем 0,5—0,7 см в месяц.

К году окружность головы увеличивается на 10—12 см и достигает 46—48

см. Окружность головы ребенка в возрасте 1—3 лет увеличивается на 1 см в

год. С 4 лет окружность головы ежегодно увеличивается на 0,5 см. К 6 годам

она равна 50—51 см, а за все последующие годы увеличивается на 5—6 см.

Окружность грудной клетки у новорожденных 33— 35 см. Ежемесячная

прибавка на первом году жизни составляет в среднем 1,5—2 см. К году

окружность грудной клетки увеличивается на 15—20 см, затем интенсивность

нарастания этого показателя снижается, и к дошкольному возрасту окружность

грудной клетки в среднем увеличивается на 3 см, а в школьном — на 1—2 см в

год. Переднезадний размер грудной клетки у большинства доношенных

новорожденных меньше поперечного размера или равен ему. Уже в конце первого

года жизни поперечный размер начинает превышать переднезадний и форма

грудной клетки начинает приближаться к конфигурации взрослого, т. е.

уплощается. Для оценки пропорциональности развития ребенка можно

использовать некоторые антропометрические индексы.

Индексы.

Индекс Чулицкой: 3 окружности плеча + окружность бедра + окружность

голени — длина тела у детей до 1 года равняется 25—20 см, а в 2—3 года — 20

см, в 6—7 лет — 15—10 см.

Индекс Эрисмана: окружность грудной клетки превышает полурост у детей

до 1 года на 13,5—10 см, в 2—3 года — на 9—6 см, в 6—7 лет — на 4—2 см, в

8—10 лет — больше на 1 см или меньше на 3 см.

Индивидуальная оценка физического развития

Индивидуальную оценку физического развития проводят путем сопоставления

антропометрических показателей ребенка с нормативами и стандартами,

разработанными специально для данного региона с учетом этнической

принадлежности ребенка и климатогеогра-фических условий проживания. Такие

нормативы разработаны для центральных и многих других регионов страны

(1977—1988 гг.) с применением параметрических и непараметрических методов

математического анализа с последующим расчетом на ЭВМ. С помощью

предлагаемых нормативов оценка морфофункционального развития детей может

быть сделана сигмальным, регрессионным или центильным методом. Таблицы

регрессии, например, позволяют правильно оценить не только соответствие

физического развития возрасту, но и пропорциональность физического развития

у детей одного возраста с различным ростом. Представленные в виде

соматограмм таблицы регрессии помогают быстро и с достаточной точностью

сопоставить уровень физического развития детей с их календарным возрастом,

что удобно при массовых профилактических обследованиях в дошкольных детских

учреждениях и в школах. Разработаны и единые таблицы оценки физического

развития, приемлемые на любой территории страны, принимая во внимание

этническую принадлежность и место проживания (город, сельская местность).

В основу построения таких единых для всех регионов таблиц положена

универсальная устойчивость соотношений массы тела и роста, окружности

грудной клетки и роста. Величины этих соотношений у мальчиков и девочек

близки независимо от этнической принадлежности и в значительно большей

степени зависят от длины тела, чем от паспортного возраста (табл.2).

Таблица 2

Параметры оценки физического развития детей в возрасте 1—11 лет

|Длина |Масса тела,|Окружность грудной |

|тела, см |кг (М ± а) |клетки, |

| | |см (М ± а)) |

| | |мальчики |девочки |

|75 |9,2-11,5 |46,9-51,1 |45,8-50,0 |

|80 |10,0-12,2 |47,9-52,0 |46,7-51,0 |

|85 |10,7-13,1 |48,8-53,0 |47,7-51,9 |

|90 |12,1-14,4 |49,7-54,2 |48,6-52,9 |

Продолжение табл. 2

|Длина |Масса тела, |Окружность грудной |

|тела, см |кг (М ± о) |клетки, |

| | |см (М ± ст) |

| | |девочки | |

|95 |13,3-15,8 |50,6-55,2 |49,5-53,9 |

|100 |14,3-17,1 |51,8-56,3 |50,6-55,1 |

|105 |15,8-18,6 |53,0-57,8 |51,8-56,7 |

|ПО |17,2-20,1 |54,5-59,0 |52,8-58,1 |

|115 |18,8-21,7 |55,7-60,6 |54,1-59,6 |

|120 |20,5-24,2 |57,3-62,4 |55,4-61,1 |

|125 |22,4-26,8 |58,9-64,3 |56,8-62,9 |

|130 |24,6-29,8 |60,4-66,4 |58,5-65,1 |

|135 |26,9-32,8 |62,4-68,7 |60,4-67,4 |

|140 |29,4-36,3 |64,2-71,0 |62,4-70,1 |

|145 |32,4-40,2 |66,8-73,5 |64,1-72,4 |

1. Анатомо-физиологические особенности у детей и подростков.

Рост ребенка — программированный процесс увеличения длины и массы тела,

который проходит параллельно с его развитием, становлением функциональных

систем. В определенные периоды развития ребенка органы и физиологические

системы подвергаются структурно-функциональной перестройке, происходит

замена молодых на более зрелые тканевые элементы, белки, ферменты

(эмбрионального, детского, взрослого типа).

Генетическая программа обеспечивает весь жизненный цикл индивидуального

развития, включая последовательность переключения и депрессии генов,

контролирующих смену периодов развития в соответствующих условиях жизни

ребенка. Благодаря изменяющемуся взаимовлиянию генной и нейроэндокринной

регуляции каждый период развития ребенка характеризуется особыми темпами

физического роста, возрастными физиологическими и поведенческими реакциями.

Одна из важнейших биологических особенностей растущего организма

заключается в наличии "критических периодов развития", когда диапазон

адаптационных реакций ограничивается, а чувствительность организма к

экзогенным воздействиям повышается .

Термин "критические периоды развития" введен П. Г. Светловым для

характеристики тех фаз внутриутробной жизни, когда эмбрион и плод особенно

чувствительны к повреждающим экзогенным влияниям, формированию врожденных

пороков развития или внутриутробной гипотрофии. В критические периоды

организм ребенка оказывается в неустойчивом состоянии, подвергаясь более

высокому риску развития пограничных и патологических состояний при

воздействии неадекватных его возможностям или патогенных раздражителей

(инфекционные агенты, ксенобиотики, токсические радикалы, ионизирующая

радиация и др.).

Половое развитие.

Половые различия в показателях физического развития значительно

выражены только с наступлением половой зрелости. Период жизни, когда

растущий организм достигает биологической половой зрелости, называется

пубертатным и характеризуется появлением

вторичных половых признаков. Время появления последних зависит от состояния

здоровья, питания, климатических условий и генетических особенностей. У

девочек внешние проявления признаков полового развития отмечаются в 8 лет,

у мальчиков — в 9—10 лет (табл.3).

Таблица 3

Сроки появления вторичных половых признаков

|Возраст, |Девочки |Мальчики |

|годы | | |

|8-9 |Округление бедер, |- |

| |широкий таз | |

|9-10 |Mai |Складчатость мошонки |

|10-11 |Pi Ai |Увеличение размеров |

| | |яичек (3x1,5 см) |

|11-12 |Появление первой |Пигментация мошонки Ai |

| |менструации |Pi |

|12-13 |Увеличение размеров |Увеличение размеров |

| |клитора Ма2 |яичек (3x1,5 см) и |

| | |полового члена (7x2,5) |

|13-14 |Установление |Оволосение над верхней |

| |регулярных менструаций|губой. Увеличение силы |

| | |мышц. Строение тела по |

| | |мужскому типу |

|14-15 |Маз, А2-з, Р2-з |А2 Р2 — по мужскому |

| | |типу |

|15-16 | |Оволосение щек, |

| | |подбородка, бедер, |

| | |мутация голоса |

|16-18 |Остановка роста |Увеличение размеров |

| | |яичек (3x2,5 см) и |

| | |полового члена (10x3 |

| | |см) |

|18-20 | |Оволосение голеней, |

| | |рук, груди. Остановка |

| | |роста |

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у девочек:

1. Развитие молочных желез (Ma — mammae): Мао — детский сосок Mai

(стадия I) — околососковый кружок выдается над уровнем кожи

Ма2 (стадия II) — околососковый кружок больших размеров, вместе с

соском образует конус, железа несколько выдается над уровнем кожи

Маз (стадия III) — железа приподнята, сосок и околососковый кружок

сохраняют форму конуса

Ма4 (стадия IV) — сосок поднимается над околососковым кружком, железа

принимает такие же формы и размеры, как у взрослой женщины.

2. Появление волос на лобке (Р — pubis):

Ро — отсутствие волос

PI — единичные короткие волосы

Р2 — волосы на центральной части лобка более густые, длинные

Рз — волосы длинные, густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка

Р4 — волосы, расположенные на всей области лобка, переходят на бедра,

густые, вьющиеся, с характерной горизонтальной границей.

3. Развитие волос в подмышечной впадине (А — axillaris):

АО — отсутствие волос

AI — единичные волосы

А2 — волосы более густые на центральном участке впадины

Аз — волосы густые, длинные по всей подмышечной области.

Условные обозначения развития вторичных половых признаков у мальчиков:

1. Развитие волос на лобке: Ро — отсутствие волос Pi — отдельные прямые

волоски Р2 — более густые курчавые волосы, верхняя граница

горизонтальная Рз — густое оволосение на лобке и начинающееся в

направлении к пупку

Р4 — густое оволосение по направлению к пупку и на внутренней

поверхности бедер.

2. Развитие волос в подмышечной впадине: АО — отсутствие волос AI —

отдельные прямые волоски А2 — волосы курчавые, но редкие Аз — густое

оволосение, волосы курчавые, пигментация передней подмышечной складки.

Литература:

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты