рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Николай Иванович Лобачевский (1792 - 1856)

Николай Иванович Лобачевский (1792 - 1856)

|[pic] |[pic] |

Николай Иванович Лобачевский

1792 - 1856

|Николай Иванович Лобачевский родился 1 декабря (20 ноября) 1792 года в |[|

|Нижнем Новгороде в бедной семье мелкого чиновника. |p|

|Девятилетним мальчиком он был привезен матерью в Казань и ее стараниями |i|

|устроен вместе с двумя братьями в гимназию на казенное содержание, c |c|

|этого времени его жизнь и работа протекают в Казани. |]|

|В гимназии, как мы знаем по "Воспоминаниям" С.Т.Аксакова, увлекательно | |

|преподавал математику талантливый учитель Г.И.Карташевский, воспитанник | |

|Московского университета. Он поставил изучение математики на | |

|значительную высоту. И когда юный 14-летний Лобачевский становится в | |

|феврале 1807 года студентом университета (тоже казеннокоштным), он уже | |

|вскоре проявляет особенную склонность к изучению физико-математических | |

|наук, обнаруживая выдающиеся способности. В этом, несомненно, сказались | |

|результаты педагогической деятельности Г.И.Карташевского. | |

|Однако в университете Лобачевскому уже не удалось слушать лекции |

|Карташевского, так как последний в декабре 1806 г. был отстранен от |

|должности директором И.Ф.Яковкиным, как "проявивший дух неповиновения и |

|несогласия". Математические курсы в университете стал вести |

|М.Ф.Бартельс, прибывший в Казань в 1808 году. |

|Успехи студента Н.И.Лобачевского, соревнующегося в своих занятиях с |

|И.П.Симоновым, впоследствии известным астрономом и участником |

|кругосветного плавания, неизменно вызывали одобрение М.Ф.Бартельса и |

|других профессоров. |

|3 августа 1811 г. Лобачевский утверждается магистром. Его руководитель |

|профессор М.Ф.Бартельс был квалифицированным математиком и опытным |

|преподавателем, но не вел творческой работы. Лобачевский изучил под его |

|руководством классические труды по математики и механике: "Теорию чисел"|

|(Disquisitiones Arithmeticae) Гаусса и первые томы "Небесной механики" |

|Лапласа. Представив два научных исследования по механике и по алгебре |

|("Теория эллиптического движения небесных тел" (1812 г.) и "О |

|разрешимости алгебраического уравнения xn - 1 = 0" (1813 г.), он был |

|ранее срока в 1814 г. произведен в адъюнкт-профессоры (доценты). |

|Со следующего года он ведет самостоятельное преподавание, постепенно |

|расширяя круг читаемых им курсов и уже задумываясь над перестройкой |

|начал математики. Еще через год он получает звание экстраординардого |

|профессора. |

|Но вскоре в университете создается очень тяжелая обстановка для работы. |

|В целях борьбы с революционными настроениями и "вольнодумством" |

|правительство Александра I, проводя все более реакционную политику, ищет|

|идеологической опоры в религии, в мистико-христианских учениях. |

|Университеты в первую очередь подвергаются проверке. |

|Для обследования Казанского университета был назначен и прибыл в марте |

|1819 г. член Главного правления училищ М.Л.Магницкий, который |

|использовал свое назначение в карьеристских целях. В своем отчете он |

|приходит к выводу, что университет "причиняет общественный вред |

|полуученностью образуемых им воспитанников ...", а поэтому "подлежит |

|уничтожению в виде публичного его разрушения" ради назидательного |

|примера для других правительств. |

|Однако университет не был уничтожен. Александр I решил его исправить. |

|Попечителем Казанского учебного округа был назначен Магницкий, который и|

|приступил к энергичному "обновлению университета". Он начал свою |

|деятельность увольнением девяти профессоров. Была установлена тщательная|

|слежка за содержанием лекций и студенческих записок, и введен суровый |

|казарменный режим для студентов. |

|Семь лет этой церковно-полицейской системы принесли Лобачевскому тяжелые|

|испытания, но не сломили его непокорный дух. Выдержать этот гнет ему |

|помогла только его обширная и многообразная педагогическая, |

|административная и исследовательская деятельность. Он преподает |

|математику на всех курсах вместо уехавшего в Дерпт (Тарту) Бартельса; |

|замещает профессора К.Броннера, не вернувшегося после отпуска в Казань; |

|читает физические курсы и заведует физическим кабинетом; замещает |

|отправившегося в кругосветное плавание астронома И.П.Симонова; читает |

|астрономию и геодезию, приняв в свое ведение обсерваторию. Ряд лет он |

|работает деканом физико-математического отделения. Коллосальный труд |

|вкладывает он в упорядочивание библиотеки и в расширение ее |

|физико-математической части. Он является вместе с тем одним из |

|активнейших членов, а затем и председателем строительного комитета, |

|занятого постройкой главного университетского корпуса. Наконец, несмотря|

|на тысячи текущих дел и обязанностей, Лобачевский не прекращает |

|напряженной творческой деятельности. Он пишет два учебника для гимназий:|

|"Геометрию" (1823 г.) и "Алгебру" (1825 г.). "Геометрия" получает |

|отрицательный отзыв у академика Н.И.Фусса, не оценившего тех изменений, |

|который Лобачевский внес в традиционное изложение, и осудившего введение|

|метрической системы мер, поскольку она создана в революционной Франции. |

|"Алгебра" из-за внутренних проволочек в университете тоже не была |

|напечатана. |

|Вскоре начинаются столкновения с попечителем. Лобачевский, по словам |

|Магницкого, проявляет дерзость, нарушение инструкций. Магницкий решает |

|установить особенный надзор за его поступками. |

|Однако и в этих унижающих достоинство человека условиях мысль |

|Лобачевского работает неустанно над строгим построением начал геометрии.|

|Первые следы этой работы мы находим в студенческих записках его лекций |

|по геометрии за 1817 г. Об ней же свидетельствует рукопись учебника |

|"Геометрия" и его "Обозрения преподавания чистой математики" за 1822 - |

|1823 и 1824 - 1825 гг. Наконец, его искания завершаются гениальным |

|открытием. Разрывая оковы тысячелетних традиций, Лобачевский приходит к |

|созданию новой геометрии. |

|23 (11) февраля 1826 г. он делает на факультете доклад о новой |

|"Воображаемой геометрии". Этот доклад "Сжатое изложение начал геометрии |

|со строгим доказательством теоремы о параллельных" был передан на отзыв |

|профессорам И.М.Симонову, А.Я.Купферу и адъюнкту Н.Д.Брашману. |

|Лобачевский хотел знать мнение своих сотрудников об открытиии, величие |

|которого он сознавал, и просил принять сво сочинение в предполагаемое |

|издание "Ученых Записок" отделения. |

|Но отзыва не последовало. Рукопись доклада до нас не дошла. Материал |

|этого доклада был включен Лобачевским в его первое сочинение "О началах |

|геометрии", вышедшее в 1829 - 1830 гг. в "Казанском вестнике". |

|Открытие Лобачевского было сделано им на путях принципиального |

|критического пересмотра самых первых, начальных, геометрических понятий,|

|принятых в геометрии еще со времен Евклида (3 век до н.э.). Это |

|требование безусловной строгости и ясности в началах, это пристальное |

|внимание к вопросам основ науки и углубленный анализ первоначальных |

|понятий характерны вообще для творчества Лобачевского. Избранное им |

|направление исследований способствовало тому, что он не только в |

|геометрии, но и в ряде других областей математики превосходит |

|достигнутый в то время уровень науки: так, им дано уточнение понятия |

|функции, приписанное впоследствии Дирихле; он четко разграничивает |

|непрерывность функции и ее дифференцируемость; им проведены глубокие |

|исследования по тригонометрическим рядам, опередившие его эпоху на много|

|десятилетий; им разработан метод численного решения уравнений, |

|несправедливо получивший впоследствии название метода Греффе, тогда как |

|Лобачевский и независимо от него бельгийский математик Данделен |

|разработали этот метод значительно раньше. |

|Доклад Н.И.Лобачевского совпал по времени с падением Магницкого. |

|Специальная ревизия выявила ряд злоупотреблений, и мракобес попечитель |

|был смещен и выслан. |

|Новый попечитель Казанского учебного округа М.Н.Мусин-Пушкин сумел |

|оценить кипучую деятельную натуру Н.И.Лобачевского. Великого геометра |

|избирают вскоре, в 1827 г., ректором и 19 лет он самоотверженно трудится|

|на этом посту, добиваясь расцвета Казанского университета. |

|Лобачевский стремился претворить в жизнь свою широкую передовую |

|программу университетского образования, представление о которой дает его|

|речь "О важнейших предметах воспитания", произнесенная им через год |

|после назначения ректором. Лобачевский добивается существенного |

|повышения уровня научно-учебной работы на всех факультетах. Он проводит |

|строительство целого комплекса университетских вспомогательных зданий: |

|библиотеки, астрономической и магнитной обсерватории, анатомического |

|театра, физического кабинета и химической лаборатории. Он пытается |

|создать при университете "Общество наук", но не получает на это |

|разрешения. |

|Журнал смешанного содержания "Казанский вестник" он заменяет |

|организованным им строгим научным журналом "Учеными записками Казанского|

|университета", первая книжка которого выходит в 1834 г. и открывается |

|предисловием Лобачевского, освещающим цели научного издания. В течение 8|

|лет он продолжает одновременно с ректорством управлять библиотекой. Он |

|сам читает ряд специальных курсов для студентов. Он пишет наставление |

|учителям математики и заботится о постановке преподавания также в |

|училищах и гимназиях. Он принимает участие в поездке в Пензу в 1842 г. |

|для наблюдения солнечного затмения. Умело оберегает он сотрудников и |

|студентов университета во время эпидемии холеры в 1830 г., изолировав |

|университетскую территорию и проводя тщательную дезинфекцию. Он |

|организовал спасение астрономических инструментов и выноску книг из |

|загоревшейся библиотеки во время громадного пожара Казани в 1842 г., |

|причем ему удается отстоять от огня почти все университетские здания. |

|Наконец, он организует чтение научно-популярных лекций для населения и |

|открывает свободный доступ в библиотеку и музеи университета. |

|И вместе с тем он находит время для непрерывных и обширных научных |

|исследований, посвященных, главным образом, развитию новой геометрии. |

|Его идеи были настолько непривычны, губоки и новы, он настолько обогнал |

|свою эпоху, что современники не смогли понять его и правильно оценить. |

|Его первая работа "О началах геометрии" (1829 - 1830 гг.) была |

|представлена Советом университета в 1832 г. в Академию наук. Но даже |

|академик М.В.Остроградский не понял ее значения и дал на нее |

|отрицательный отзыв: "...Книга г-на ректора Лобачевского опорочена |

|ошибкой ..., она небрежно изложена и ..., следовательно, она не |

|заслуживает внимания Академии". А в 1834 г. в реакционном журнале |

|Ф.Булгарина "Сын отечества" появился издевательский анонимный отзыв об |

|этой работе. "Как можно подумать, чтобы г. Лобачевский, ординарный |

|профессор математики написал с какой-нибудь серьезной целью книгу, |

|которая немного бы принесла чести и последнему школьному учителю! Если |

|не ученость, то по крайней мере здравый смысл должен иметь каждый |

|учитель, а в новой геометрии нередко недостает и сего последнего", - |

|писал неизвестный рецензент, укрывшийся за двумя буквами С.С. |

|Встретив непонимание и даже издевательство, Лобачевский не прекратил |

|своих исследований. После работы 1829 - 1830 гг. "О начала геометрии" |

|Лобачевский печатает в "Ученых записках":в 1835 г. "Воображаемую |

|геометрию", в 1836 г. "Применение воображаемой геометрии к некоторым |

|интегралам". |

|С 1835 по 1838 гг. он публикует свою наиболее обширную работу "Новые |

|начала геометрии с полной теорией параллельных". Наконец, в 1840 г. |

|выходят на немецком языке "Геометрические исследования по теории |

|параллельных", где содержится предельно ясное и лаконичное изложение его|

|основных идей. |

|Эта мужественная борьба за научную истину резко отличает Лобачевского от|

|других современников, приближавшихся тоже к открытию неевклидовой |

|геометрии. |

|Замечательный венгерский математик Янош Больяи опубликовал на 3 года |

|позже Лобачевского сво исследование "Аппендикс" - добавление к книге его|

|отца. В этой работе он несколько с иной стороны подошел к тем же |

|результатам, что и Лобачевский. Но не встретив одобрения и поддержки, он|

|прекратил борьбу.Выдающийся немецкий математик Гаусс, как выяснилось из |

|опубликованных посмертно его переписки, получил некоторые |

|начальныесоотношения новой геометрии, но, оберегая свой покой, а также, |

|быть может, |

|не будучи уверен в правильности и объективной значимости этих |

|результатов, запретил своим корреспондентам какие-либо высказывания об |

|его взглядах. Восхищаясь в частной переписке с друзьями геометрическими |

|работами Лобачевского он ни одним словом не высказался о них публично. |

|Ни одного положительного отклика не получает Лобачевский, кроме |

|единственного высказывания профессора механики Казанского университета |

|П.И.Котельникова, который в актовой речи в 1842 г. отметил, что |

|изумительный труд Лобачевского, построение новой геометрии на |

|предположении, что сумма углов треугольника меньше двух прямых, рано или|

|поздно найдет своих ценителей. |

|Многолетние плодотворные труды Лобачевского не могли получить |

|положительной оценки у правительства Николая I. В 1846 г. Лобачевский |

|оказался фактически отстраненным от работы в университете. Внешне он |

|получил повышение - был назначен помощником попечителя (однако жалованья|

|ему за эту работу не назначили), но при этом он лишился кафедры и |

|ректорства. |

|Следует отметить, что менее чем за год до этого он был утвержден в |

|шестой раз ректором университета на очередное четырехлетие. Вместе с тем|

|более года он управлял Казанским учебным округом, заменив |

|М.Н.Мусина-Пушкина, переведенного в Петербург. Указывая на эти свои |

|служебные обязанности, Лобачевский незадолго до неожиданного предписания|

|Министерства рекомендовал вместо себя на кафедру математики учителя |

|Казанской гимназии А.Ф.Попова, защитившего докторскую диссертацию. Он |

|считал необходимым поощрить молодого способного ученого и находил |

|несправедливым занимать при таких обстоятельствах кафедру. Но, лишившись|

|кафедры и ректорства и оказавшись в должности помощника попечителя, |

|Лобачевский потерял возможность не только руководить университетом, но и|

|вообще действенно участвовать в жизни университета. |

|Насильственное отстранение от деятельности, которой он посвятил свою |

|жизнь, ухудшение материального положения, а затем и семейное несчастье |

|(в 1852 г. у него умер старший сын) разрушающе отразилось на его |

|здоровье; он сильно одряхлел и стал слепнуть. Но и лишенный зрения, |

|Лобачевский не переставал приходить на экзамены, на торжественные |

|собрания, присутствовал на ученых диспутах и не прекращал научных |

|трудов. |

|Непонимание значения его новой геометрии, жестокая неблагодарность |

|современников, материальные невзгоды, семейное несчастье и, наконец, |

|слепота не сломили его мужественного духа. За год до смерти он закончил |

|свой последний труд "Пангеометрия", диктуя его своим ученикам. |

|24 (12) февраля 1856 г. кончилась жизнь великого ученого, целиком |

|отданная русской науке и Казанскому университету. |

[pic]

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты