 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Живописное искусство Германии
Живописное искусство Германии
Живописное искусство Германии
С начала ХIХ в. классицизирующие тенденции в немецкой
живописи были вытеснены романтическими. В немецком романтизме преобладало
реакционное направление и в условиях реакции многие художники становятся на
примиренческие позиции.Лишь в творчестве некоторых из них нашли отражение
прогрессивные тенденции эпохи.Самые живые явления романтического искусства
проявились в области портрета и пейзажа.
Портреты составляют лучшую часть художественного
наследства Филиппа Отто Рунге ( 1777-1810) , работавшего в Гамбурге. Близкий к
кругу гамбургских романтиков-литераторов , сам видный теоретик живописи,
уделявший большое внимание проблемам цвета и его гармоний, автор трактата
"Цветовой круг", Рунге стремился всю свою недолгую жизнь к построению
сложных , надуманных аллегорий. Он мечтал о фантастико- -музыкальной поэме в
цикле композиций "Четыре времени суток" , но действительно живые
образы создал,обратившись непосредственно к натуре. В "Автопортрете"
(1805) , поэтическое восприятие действительности сочетается с зоркостью взгляда
аналитика , со строгим и точным мастерством рисунка.
С удивительной тонкостью и тщательностью исполнен
пейзаж, на фоне которого представлены старики-родители художника , около
которых примостились их внуки,-"Портрет родителей"(1806, Гамбург,
Кунстхалле) . Сурово скорбны морщинестые лица встревоженных стариков, резким
контрастом воспринемаются рялом с ним розовощекие дети, глядящие на мир широкооткрытыми
глазами. Свое уважение перед человеком , озабоченность за егосудьбу, восхищение
перед богатством и красотой родной природы передает Рунге в этом свое
произведение.
Природа стала главным объектомом изображения Каспара
Давида Фридриха (1774-1840), чья деятельность протекала главным образом в
Дрездоне . В своих пейзажах художник выражает чувсто преклонение перед величием
природы, а также переживание, полные мрачного раздумья, пессимизма. Излюбленные
мотивы пейзажи Фридриха- пустынные скалистые громады, которые он пишет в
различное время дня, любуясь их плавными очертаниями , игрой света,переливами
красок на каменных глыбах. В лучах заходящего либо восходящего солнца они
подчас утрачивают свое материальность , превращаясь в подобие
миражей,-"Горный пейзаж".
В картинах Фридриха находит отражение и борьба
немецкого рарода против наполеоновского завоевание -"Могила
Арминия"(1813) и растущая реакция, сковывающая творческие силы
нации,-"Гибель "Надежды" во льдах" (1822, обе - Гамбург,
Кунстхалле).Человек в пейзажах Фридриха-маленькая одинокая фигура, затеренная в
необъятных просторах холодного необжитого мира, или пассивный наблюдатель,
созерцащий туманные дали, уносящийся в мечту,-"Двое, созерцающие
луну"(1812-1820, Дрезден, Картинная галерея).
Более радосным настроением отличаются картины природы
родного Фридриху селения. Поэтично залитые солнцем "Луга
Грейфсвальдом"(1820-18309, Гамбург, Кунстхалле),напоминающие чудесные
описания природы у писателей и поэтов-романтиков.
Обращение к действительности и ее образам свойственно
лучшим произведениям немецкого искусства середины 19 в.
Расцвет реализма в немецкой живописи ознаменован
творчеством Адольфа Менцеля (1815-1905), сочетавшего блестящий дар живописца и
рисовальщика с добросовестностью ученого-историка. Художник широких
замыслов,Менцель стремится охватить жизнь во всем ее разнообразии. Лучшие
качества Менцеля-живописца проявились в картинах и этюдах, написанных
непосредственно с натуры, в широкой, свободной манере: "Комната с
балконом"(1845),
"Железная дорога Берлин-Потсдам" (1847, обе-Берлин,
Национальная галерея), где пейзаж и интерьер пронизаны ярким солнечным светом.
Менцель первый ввел в
исторический жанр реалистический метод.В 1840г. он предпринял громадный труд по
иллюстрированию "Истории Фридриха Великого" Ф. Куглера, создав
четыреста рисунков пером (для гравюры на дереве), лаконичных и острых. Эта
работа выдвинула его в число знаменитейших немецких графиков того времени. В иллюстрациях Менцеля особенно привлекает
достоверность в обрисовке исторической обстановки, костюмов, умение схватить
характерное. И все же художник, как и историк, не избежал черт идеализации в характеристике Фридриха,
представленного в виде справедливого просвещенного монарха. К этой же теме
Менцель обращается и в живописи. Самая
живая из цикла картин, посвященных Фридриху 2,-"Круглый стол в
Сан-Суси" (1850, не сохранилась). Художник рисует изысканное общество,
окружающее Фридриха в его резиденции. Среди присутствующих - знаменитый
французский философ Вольтер. Мастерски изображена обстановка дворца,свободно
сгруппированы вокруг стола собравшиеся, и все же черты однообразно описательной
манеры присутствуют и здесь.
Поездки во Францию и знакомство с достижениями
французского искусства укрепляют реалистическую направленность творчества
Менцеля и его острый интерес к современности во всем разнообразии проявлений.В
его искусстве находят отражение события революции 1848г. Он пишет "Почести
погибшим в Мартовские дни" (1848,Гамбург, Кунстхалле),обнаруживая свои
демократические настроения,сочувствия жертвам восстания.Он создает
"Железопрокатный завод"(1875,Берлин, Национальная галерея), одну из
первых в западноевропейской живописи картин жизни рабочего класса ,
индустриального труда. С документальной точностью изображает художник огромный
цех завода, станки и освещенных пламенем печи рабочих, условия их тяжелого, изнурительного
труда. Тут же в цехе, примостившись за листом железа, заканчивают они наспех
свой скудный завтрак. Некоторая чернота и сухость живописи не снижают
громадного значения этого произведения, показывающего коллективный труд индустриальных
рабочих, своеобразную мощь и красоту машин.
Многочисленные подготовительные рисунки к картинам,
сделанные с натуры, характеризуют Менцеля как одного из самых крупных, со
времен Дюрера, рисовальщиков Германии. Среди них и тщательнейшие рисунки
деталей костюмов, обстановки, и живые наброски людей, пейзажей,
интерьеров,исполненные углем и карандашом, пером и кистью.
Искусство Менцеля получило признание далеко за
пределами Германии. Крупнейший русский критик-демократ В. Стасов называл его
"одним из самых великих художников". Однако творчеству Менцеля
присущи черты ограниченности: пассивная созерцательность и перегруженность
деталями его исторических полотен, за которыми подчас стушевывается главное,а
прославление реакционной силы гогенцоллерновской Пруссии, выдвигающейся среди
кингломерата немецких государств.
После победы над Францией в войне 1870-1871гг. и
образования Германской империи с господством юнкерства и крупной буржуазии в
строне развертываются большие строительные работы. Офицеальное искусство,
прословляющее монархию, идет по пути все большего отхода от действительности в
мир вымысла. Защитники реалистического искусства вынуждены работать в труднех
условиях нарастающей реакции.
Традиции реализма в немецкой живописи последней трети века продолжает
Вильгельм Лейбль (1844-1900). Интерес к жизни людей труда, проблеме световоздушной
среды и пространства приводит его к созданию картины :"мальчик
савояр"(1869, Ленинград, Эрмитаж), "Общество за столом"(1870 -
1873, Кельн, Музей). Далекие от социальной заостренности , они правдиво изображают
крестьян баварских деревушек, привлекая серебристой тональной живописью. В
позних своих работах Лейбль
переходит к импрессионистической манере живописи,
распространяющейся в Германии.
|  | |
|