 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Веласкес Триумф Вакха Пьяницы
Веласкес Триумф Вакха Пьяницы
ВЕЛАСКЕС
Веласкес.
Триумф Вакха – «Пьяницы».
Картина написана, или, во всяком случае, закончена Веласкесом в
1629 году. В этой картине обнаруживается яркая творческая самостоятельность
художника. Его замысел смел и необычен. Картина, написанная на мифологический
сюжет совсем не похожа ни на произведения Рубенса с их бурной, чувственной
стихией, ни на овеянные светлой поэзией вакханалии Николя Пуссена.
Веласкес изображает на фоне горного ландшафта пирушку испанских
бродяг в компании античного бога Вакха. Бог вина и веселья здесь изображен как
друг и помощник бедняков. Вакх венчает венком вставшего на колени солдата,
который, вероятно, заслужил такую награду за такое пристрастие к выпивке. Полуобнаженный, как и его спутник сатир,
бог сидит на бочке с вином скрестив ноги. Один из участников пирушкиподносит к
губам волынку, чтобы ознаменовать музыкой этот шутливо-торжественный момент. Но
даже хмель не может прогнать из их сознания мысль о тяжелых трудах и заботах.
Но особенно обаятельно открытое и прямодушное лицо крестьянина в черной шляпе с
чашей в руках. Его улыбка передана необычно живо и естественно. Она горит в
глазах, озаряет все лицо, делает неподвижным его черты.
Обнаженные фигуры Вакха и сатира, написаны как и все прочие, с
натуры, с крепких деревенских парней. Веласкес запечатлел здесь представителей
социальных низов, передав правдиво и ярко и хвыразительный облик, огрубевшие
под знойным солнцем лица, полные простодушного веселья, но в то же время отмеченные
печатью сурового жизненного опыта. Но это же не просто пьяная пирушка: в
картине есть ощущение вакхической стихии. Художника интересует не собственно
мифологическая сторона домысла, а возникающая благодаря введению мифологических
пресонажей атмосфера общей приподнятости образов, как бы приобщение к силам
природы.
Художник находит такие
формы характеристики, которые не разделяют «возвышенное» и «низменное». В его
изображении Вакх – плотный юноша, с мирным простодушным лицом – приобрел чисто
человеческие качества. В то же время, окружающие его бродяги, в облике которых
он не скрывает черт низменности, лишены вульгарности. В их образах, исполненных
удали, душевного размаха, грубоватого веселья, есть что-то крупное и
значительное.
Колорит отличается теплыми тонами, стремление передать единство
красочного многообразия мира. Переход (слева направо) от античности к
реальности. Условный пейзажный фон, не связанный с фигурами первого плана.
|  | |
|