 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян
Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян
МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РФ
******СКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра
всеобщей истории.
Тема:
"Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян"
Курсовая
работа
студента
исторического
факультета,дневного
отделения
Научный руководитель:
*****, 1998
Содержание
Введение.
..................................................1
I Глава. Представления египтян о смерти и
загробном мире. .3
§1. Культ Осириса - владыки мертвых.
...............3
§2. "Книга мертвых"
История. Содержание. Значение. .7
§3. "Души" человека.
..............................16
II Глава. Смерть и погребение.
............................19
§1. Смерть и обряд погребения. Забота
о сохранении
тела и души.
..................................19
§2. Погребальная индустрия. Храмы.
Мастерские. ....22
§3. Эволюция погребальных сооружений.
.............24
Заключение. ...............................................31
Примечания.
...............................................33
Библиография.
.............................................35
Приложение 1.
Введение
В связи со сменой политического режима в
нашей стране, мно-
гие положения
советской науки перестали удовлетворять требова-
ниям современной
общемировой науки. Но в результате
кризиса
научных
исследовании в нашей стране по
некоторым вопросам в
частности по
вопросам истории и культуры Египта изменения
ус-
тановок не
произошло.
Эта работа направлена на
беспристрастное освещение части
египетской
религии, в частности представлений древних
египтян
о загробной жизни
и изучение материальных объектов
с этими
представлениями связанных.
Большинство литературы по этой теме,
исследованное для напи-
сания данной
работы имеет иностранных авторов: У.Бадж,Г.Хэн-
кок,
Д.Чизхолм,Э.Миллард, Р.Бьювел, Э.Джилберт.
Но далеко не все из этих книг являются
строго научными, ско-
рее большая их
часть имеет научно - популярное предназначение.
Это так же
связано с кризисом российской науки, не заинтересо-
ванной сейчас в
развитии исследований и
распространения зна-
ний о Египте.
В данный
момент ведут исследования ведут ученые других
стран. Можно
назвать в частности О'Коннора, немецкого
робото-
техника
Р.Гатенбринка, исследователей Уэста, Хэнкока, Бьювела.
Что касается отечественных авторов, то по
данной теме в пе-
риод с 1987 по
1998 год не было написано серьезной
литературы
по данной теме,
что является безусловным минусом
российской
науки.
Что же касается источников, то они
представлены: для Книги
Мертвых -
папирусы Ани, Ну, Керашер и множеством других;
сте-
ны гробниц. В
работе использован материал о раскопках.
- 1903 - 1914 - Раскопки Осириона.
Археологи Мюрей, Петри.
- 1922 - Раскопки гробницы Тутанхамона.
Археолог Картер.
- 1925 - 1930 - Раскопки Осириона.
Археолог Франкфорт.
- 1950 - Раскопки 2-х кораблей у Великой
пирамиды.
- 1991 - Раскопки О'Коннором 12 - ти судов
в Абидосе.
Как видно из списка имена отечественных
археологов не упоми-
наются.
Итак, задача автора осветить представления
египтян о загроб-
ном мире - самую
важную часть их религии. На основании
выше
приведенных
литературы, данных раскопок и источников необходи-
мо достаточно
полно (согласно требованиям к уровню
и глубине
изучения
курсовой) раскрыть тему следуя приведенной структуре:
1. Духовные основы представлений о
загробном жизни.
2. Материальное отражение этих представлений.
Структура более подробно представлена в
содержании. В конце
работы
представлено заключение, которое является кратким под-
ведением итогов
исследования и оценкой уровня раскрытия темы.
I Глава. Представления египтян о смерти и загробном
мире.
§1. Культ Осириса - владыки мертвых.
Для полноты изучения данной темы необходимо
осветить основ-
ные этапы
развития культа Осириса как владыки мертвых и
пока-
зать его
особенности и на основе приведенного
материала сде-
лать выводы о
влиянии этого культа на древних египтян.
Осирис -
сын бога Геба и богини Нут, который в
представле-
ниях египтян
испытал ужасные страдания в своей
земной жизни.
Его жизнь
освещена в мифе " Озирис и Исида".
Согласно мифу, Осирис сначала был царем
людей и одновремен-
но просветителем
(в области сельского хозяйства, законов,
бо-
гослужений). Он
много путешествовал по миру с просветительски-
ми целями, причем
убеждал отказаться от дикости словами и
му-
зыкой, а не
оружием. (Это позволило позже грекам
отождествить
его с Дионисом).
Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в
ловушку и отпра-
вил в плавание в
закрытом ящике.
Исида - сестра и жена Осириса после долгих
поисков привезла
тело мужа в
Египет и спрятала в Дельте. Сет
случайно обнару-
жил тело и
разрубил его на несколько частей. Он
разбросал их
по всему Египту.
Но Исида и жена Сета Нефтида с
сыном Ануби-
сом разыскали все
части. Исида собрала их в единое тело.
По другой версии Исида специально
создала несколько мест
возможного
захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.
Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор.
Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить на
битву с Сетом.
После нескольких
сражений Хор победил злого Сета.
Осирис встал во главе мира мертвых, Хор во
главе мира живых.
Хор стал отождествляться с божественной сущностью
фараона,
который убивает
зло могущее повредить вечной жизни.
Популярность культа Осириса обусловлена
несколькими причина-
ми: во - первых,
Осирис был сначала человеком; во - вторых,
с
помощью богов он
стал бессмертным богом - правителем
мертвых;
в - третьих,
любой мог повторить его судьбу, если после
смер-
ти выдержит
проверку на честность и почитание богов; в-четвер-
тых, каждый хотел
вечной и счастливой жизни.
С течением времени Осирис из примера
воскресения становится
причиной
воскресения.
Родиной культа Осириса при ранних династиях
являлся Абидос.
К XII династии
Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравни-
вать к
космическим богам, а затем Осирис поглотил некоторых из
них, его
человеческая сущность была забыта.
При XVIII и XIX династиях он спорил за
главенство с эннеа-
дой богов, в
некоторых гимнах его отождествляют с ними.
Во одном из гимновего называют существом
" дающим рожде-
ние мужчинам и
женщинам во второй раз", то есть тем " кто де-
лает так чтобы
смертные родились снова". Поскольку
в том же
разделе говорится
об Осирисе " обновляющем себя",потому что он
делает себя
" молодым, подобно Ра, каждый день" то под " вто-
рым рождением
мужчин и женщин" подразумевается именно
воскре-
сенье умерших, т.
е. их рождение в новой жизни. Осирис стал не
только богом
мертвых, но и богом живых и во времена
последних
династий его роль
стала исключительной.
На суде Осирис играл роль судьи -
самого важного лица
для
умершего, поэтому
в зал суда душу вводил Хор и просил за
нее,
что обеспечивало
благосклонность Осириса.
Культ Осириса существовал вплоть до
прихода христианства,
как и
мумификация, но культ Осириса это только часть представ-
лений египтян о
загробном мире, другая часть - " Главы о
вос-
хождении к
свету" или " Книга мертвых".( О ней рассказывается
в следующем
параграфе).
Христианство легко закрепилось на основе
культа Осириса, ибо
между ними много
общего: Христос и Осирис - мученики, Исида
с
Хором на руках
весьма похожа на Марию с младенцем.
Итак, культ Осириса с течением времени
усиливал свое влия-
ние, его роль в
повседневной жизни египтян стала ведущей,
ибо
Осирис это то к
чему стремился каждый, т.е.
к божественной
вечной жизни.
Следует сказать касательно культа Осириса о
здании, как по-
лагают, ему
посвященном - Осирионе (греческое название).
В Абидосе, на родине культа Осириса
рядом с храмом
Сети
I (XIX
династия) обнаружено сооружение не
похожее ни на одно
здание эпохи Нового
царства. Оно сложено из мегалитов и
его
постройку из-за
нескольких надписей причисляют Сети I, но
все
говорит о его
гораздо большей древности
(огромные блоки и
простота
характерны для Древнего царства).
Несколько надписей говорят о предназначении
его для Осириса.
Особенность этого сооружения - ров внутри
здания залитый во-
дой и центральная
часть представляет собой как бы
небольшой
остров с
несколькими колоннами, поддерживающими
архитрав, на
другом
"берегу" по периметру располагаются маленькие ниши.
Ориентация здания
на северо-восток, что достаточно необычно.
О его назначении до сих пор ведутся споры:
одни считают, что
Осирион был
предназначен для сбора воды в засуху,
другие ви-
дят в нем
место проведения праздничных
мистерий Осириса,
третьи говорят
что это усыпальница.
Что же касается надписей оставленных Сети I,
то они никак не
отражают
действительную дату постройки.
Еще одна особенность Абидоса: 12 морских
судов в эллингах,
обнаруженных в
1991 году О'Коннором в километре
от Осириона.
Некоторые из них
22 метра длиной. Возраст лодок - 5
000 лет.
Их стоянку
связывают с погребальным комплексом
фараона Джера
(I династия). То,
что они предназначены для плавания
по морю
видно по их
высокому носу и большой длине. Это захоронение яв-
ляется одной из
самых больших загадок Египта.
Итак, здание связанное с Осирисом и морские
лодки обнаружен-
ные
достаточно далеко от
Нила показывают, что
приоткрыта
только только
малая часть тайн, оставленных Египтом.
§2. Книга мертвых.(История.
Содержание. Значение.)
Название " Книга мертвых" не
отражает точного перевода над-
писи, звучащей
как РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ__4__, что означает " Главы о
восхождении к
свету". Но кроме этих глав обычно включают и не-
которые другие,
поэтому название " Книга мертвых" самое удач-
ное название.
_ История Книги Мертвых
Уоллис Бадж считает, что верования содержащиеся в" Книге
мертвых"
были переняты задолго до династического периода у за-
воевателей,
пришедших из Азии. Сначала завоеватели
переняли
какие-то общие
традиции местных, а затем изменили их
в соот-
ветствии со
своими представлениями.
Согласно данным раскопок существует два
вида захоронений.
При первом - тела
разрубались, руки и ноги складывались вмес-
те, голову
отрубали. При втором виде захоронений тела не
раз-
рубали, клали на
левый бок головой на юг. Позже умерших
стали
сжигать. Оба вида
захоронений осуществлялись отдельно.
Бадж выдвигает гипотезу, что
существовали два народа
(или
слоя). Но и у
того и у другого можно заметить вполне сформиро-
вавшиеся
представления о жизни после смерти. Мумификация сог-
ласно
исследованиям доктора Фуке производилась на самом
низ-
ком уровне.
В могилах додинастического периода
нет никаких надписей,
скорее жрец
местной общины читал какую-нибудь формулу,
спе-
циально для этих
случаев. Поэтому многие заклинания Гелиопо-
лисской версии
(IV и V династии) уходят корнями в древнейшую
додинастическую
эпоху. В основном они направлены на то,
чтобы
оградить мертвого
от змей, скорпионов и других рептилий.
При-
чем они записаны
в 3 000 г. до н.э. с большим количеством оши-
бок, это
показывает, что писцы не понимали что переписывают.
Возможно это относится к далекому
прошлому, когда северный
Нил имел леса,
как на юге и кишел земноводными.
Позже в могилах стали появляться каменные
вазы и
бронзовое
оружие, взамен
кремневого. Вероятно металл был взят
у завое-
ваетелей,
пришедших с востока (семитов, что
потверждается
грамматикой
надписей того времени, или
шумеров). Они смеша-
лись с местным
населением. Наряду с металлом они принесли свои
обряды и
литературу. Это оказало влияние на вид
погребений,
теперь могила
представляет из себя грубое сооружение из кирпи-
ча на склонах
холмов.
Тела усопших не разрубались и на смену
шкурам и циновкам
пришли слои
специальной материи, тщательно
обматываемой вок-
руг тела; мертвых
стали класть в саркофаги.
Подношения стали
делать в
глинянной посуде, сделанной на гончарном круге.Появи-
лись новые виды
оружия в гробницах.
Установить хронорамки этого периода не
удалось, из - за нез-
нания его
длительности.
Местное население отказалось от разрубания и
сжигания (ошпа-
ривания) тел.
Иммигранты убедили аборигенов, в
том что тело
можно защитить с
помощью магических имен, слов обрядов. Но на-
ряду с наличием в
Книге мертвых высоконравственных и высокоду-
ховных верований
существуют и полудикие идеи и понятия северо
- африканского
происхождения.
Таким образом можно предположить, что Книга мертвых
ис-
пользовалась до
первой династии.
Сначала количество молитв, гимнов было
небольшим, потом их
стало больше, их
стали записывать, иногда субъективно, в зави-
симости от мнения
писца.
Согласно папирусу Ну в котором приводится в
двух версиях 64
главы, самая
первая Книга мертвых появилась во времена
I ди-
настии - первая
версия, и более длинная версия появилась
во
времена IV
династии.
Первая версия найдена в фундаменте
усыпальницы Хенну во вре-
мена Семити (или
Хесепти), а вторая в городе Кхеменну (Гермо-
полис, город
Тота) на железной плите, привезенной с юга, кото-
рая была
инкрустирована буквами из настоящего лазурита во вре-
мена правления
Менкаура (IV династия).
В эпоху V и VI династии происходит огромный
скачок в разви-
тии похоронных
обрядов. Унас, Тета, Пепи I покрывали
огромные
площади
внутренних комнат, коридоров и прочих помещений своих
гробниц -
пирамид, избранными текстами из самой ранней
дошед-
шей до нас версии
Книги мертвых.
В нашем распоряжении 5 подборок текстов из
этой версии кото-
рая отражает
представления жрецов школы Анну или
Гелиополиса,
поэтому получила
название Гелиополисской версии.
До XVIII династии новых версий создано не
было. В Фивах най-
дено огромное
количество папирусов с текстами
Книги мертвых.
Так как там
процветал культ Амона Ра, то и влияние
на тексты
он оказал
значительное. Поэтому название этой
версии дали в
честь Фив -
Фивская версия. Она была популярна вплоть до
XXII
династии
включительно. В этой версии получает широкое распрос-
транение изображение
ярких и красочных виньеток. Писцы
совер-
шенно не
ограничены в перемещении глав и рисунков. Папирусы в
этой версии имеют
размеры : длиною от 15 до 90
футов, ширина
от 12 до 18
дюймов.
С XXII до XXVI династии - период потрясений,
жречество не
смогло удержаться
у власти, народ потерял к нему доверие.
В
некоторый момент
переписка Книги мертвых была полностью
прек-
ращена.
Во времена XXVI династии храмы
восстанавливаются, тексты пы-
таются
систематизировать и дополнить ( часто иностранными сло-
вами). В гробницы
и саркофаги стали класть только самые
необ-
ходимые тексты,
пропуская хвалебные гимны и обращения к богам.
В греко - римский период большую
популярность получает "
Книга
дыхания", выражая суть всех представлений
и верований
людей
относительно бессмертия и счастья души
усопшего и его
мертвого тела, с
этой точки зрения она не содержит
ни одного
лишнего слова.
В римскую эпоху в могилы клали небольшие
свитки с восхвале-
нием благодеяний
усопшего.
В первые века христианской эры знания
о древних версиях
Книги мертвых
продолжали существовать, поскольку
в гробе II
века н.э. найдены
копии текстов из пирамид в Саккаре.
Итак существовало 3 версии :
1. Гелиополисская версия: а) использовалась
во времена V и
VI династии и
была найдена в виде иероглифических текстов, на-
чертанных на
стенах внутри помещений пирамид в Саккаре;
б)пи-
салась
упрощенными иероглифами на саркофагах XI и XII династий.
2. Фивская версия: а) писалась иероглифами
на папирусах и
саркофагах в
период с XVIII по XXII династии; б) писалась
ие-
ратическими
символами на папирусах XXI и XXII династий.
3. Саитская (Саисская) версия : писалась на
папирусах, сар-
кофагах и т.д.,
иероглифичекими, иератическими и
демотически-
ми символами во
времена XXVI и последующих династий.
Именно
эта версия была
наиболее распространенным вариантом Книги мер-
твых в эпоху
Птолемеев и может считаться ее последней версией.
В греко - римский и римский периоды в
захоронения клали от-
рывок из
последней версии, написанный на крошечном кусочке па-
пируса.
С первой до последней копии Книги мертвых
в ней
не упоми-
нается ни одного
имени автора или редактора какой бы то ни бы-
ло части, за
исключением царей Семти, Менкаура и
Херута-тафа,
сына Кхуфу.
Некоторые главы могут отнести отпечаток
культа города в ко-
тором переписаны.
Вообще - то считалось,что Книга мертвых
на-
писана богом
Тотом - помощником Осириса.
Копии Книги мертвых и работы схожего
содержания клались ли-
бо в саркофаг
умершего, либо в какое-то место
главного зала,
гробницы или
комнаты мумии в специально вырубленной нише.
В саркофаг клали произвольно, но чаще его
помещали между ног
усопшего чуть
выше лодыжек или в районе верхней части
бедер
еще до пеленания
мумии. В эпоху XXI династии стали
вкладывать
в пустотелые
деревянные фигурки бога Озириса, оставлявшиеся
в
гробнице.
Позднее, когда папирусы стали меньше их
стали вкладывать в
ниши постаментов
этих фигурок. Постепенно эти фигурки
стали
олицетворять
кроме Озириса и триединого бога Птаха - Секера
-
Азара, бога
воскресения, соотвествующие изменения вносились и
в тексты.
_ Содержание Книги Мертвых
В данной работе не преследуется цель
досконально осветить
все разделы Книги
Мертвых, автор считает необходимым
выделить
только самое
главное из этого источника. Под
самым главным
подразумевается
сцена Суда, ибо Суд в Дуате был тем
испыта-
нием за которым
следовало либо наказание, либо награда за пра-
ведную жизнь в
виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными.
Глава с изображением процедуры Суда шла обычно
после двух
первых гимнов и
предваряла "Главы о Восхождении к Свету". Она
обязательно
сопровождалась виньеткой с
изображением Осири-
са, наблюдающего
за процедурой взвешивания сердца и большого
сборища богов,
которых убеждал в своей праведной жизни умерший.
Хотя виньетки с
Судом из разных источников различаются в дета-
лях, общее
направление заметно во
всех:"Только сердце решит
все!"
Египтяне считали, что зал Суда это вся ширь
Небес, и на Су-
де обязательно
присутствовало три Совета богов, ведущее
поло-
жение в иерархии
погребального совета занимал Осирис
как его
глава, а в
последствии он стал единоличным судьей усопших.
Суд над каждым усопшим в отдельности
проходил сразу же пос-
ле его смерти.
Вступив в зал умерший заявлял, что не
совершал
грехи, отрицания
которых он подробно перечислял. Согласно
его
признанию, он:
1. не творил зла ;
2. не грабил ближнего своего;
3. не относился жестоко [ни к одному
человеку];
4. не занимался воровством;
5. не убивал ни мужчин, ни женщин;
6. не не убавлял веса от бушеля;
7. не не пользовался обманом;
8. не похищал того, что принадлежит богу;
9. не произносил лжи;
10. не
крал чужую пищу;
11. не произносил дурных слов;
12. не
нападал со злым умыслом ни на одного человека;
13. не
убивал животных,[принадлежащих
богу];
14. в делах своих не пользовался
обманом;
15. не оставлял в запустении вспаханную
землю;
16. никогда не вмешивался в чужие дела [и не
причинял никому
страданий];
17. не говорил дурного [ни про одного
человека];
18. никому не позволял гневаться на себя без
повода;
19. ни разу не обесчестил жены ближнего
своего;
20. ни разу не согрешил против чистоты;
21. никогда не порождал страх [в других
людях];
22. не
нарушал [священных сроков и времен];
23. не был вспыльчивым человеком;
24. никогда не оставался глух к словам правды
и истины;
25. никогда не становился причиной раздоров;
26. [никого] ни разу не заставил пролить слезы;
27. не совершал греховных поступков;
28. не съедал сердца своего (т.е не выходил
из себя и не впа-
дал в гнев);
29. не оскорбил [других людей] и не относился к ним жестоко;
30. в деяниях своих не прибегал к насилию;
31. не принимал необдуманных решений;
32. не пытался отомстить богу;
34. никогда не болтал сверх меры;
35. не поносил и не оскорблял [царя];
36. не осквернял воду;
37. не
произносил заносчивых речей;
38. не богохульствовал и не поносил бога
своего;
39. никогда не вел себя дерзко;
40. никогда
не сравнивал себя с другими;
41. не умножал богатства своего
нечестными путями и
брал
только то, что
[по праву] принадлежало мне;
42. не порицал в мыслях своих бога своего
города.
Это признание относится к записям, сделанным
при XVIII ди-
настии и
показывает нравы того времени.
Количество богов тоже, как и признаний в
праведности было
сорок два. Иногда
усопший каждое из своих оправданий говорил
определенному
богу из совета, как бы ответственному за провер-
ку этого вида
оправданий.
В конце главы успешно прошедшему испытание
давали возмож-
ность помочь
своим родственникам и сохранить в мире живых дол-
гую память о
себе, если он нарисует на плитке
чистой земли
сцену Суда.
Тех кто не прошел испытание бросали в пасть
Аммат - чудови-
щу с телом
гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пас-
тью крокодила.
Но даже успешно прошедшему испытание грозила
опасность быть
убитым, так как в
Дуате периодически происходили "чистки". На
этот случай
мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.
Следует, также отметить, что львиную
долю текстов занимают
многочисленнные
имена богов, предметов и животных
с заклина-
ниями для их
подчинения умершему и отождествления с
ним. Су-
ществовали даже
заклинания, чтобы пищу на
ладье доставляли
умершему боги.
_ Значение Книги Мертвых
Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян оказалось
огромным,
для знания
текстов необходимо было умение
читать, а тексты,
хотя бы маленькую
часть должен был знать
каждый. Некоторые
главы вместо
текста содержат только потрясающие
своей красо-
той виньетки, это
указывает на то, с какой
убежденностью об-
щество верило в
загробную жизнь, и для захоронения использова-
лись самые
прекрасные произведения искусства Древнего Египта.
§3. "Души" человека
Одной из важнейших составных частей
представлений о загроб-
ной жизни египтян
является вера в бессмертие души и тела,
о
чем уже
упоминалось ранее, эта вера зафиксирована
многократно
зафиксирована в
текстах и рисунках.
Автор попытался максимально полно привести в
этой работе ин-
формацию об этом
элементе верований, связанном не только с ре-
лигией, но и
магией.
Согласно представлениям египтян человек имел
несколько душ (
душа не точное,
но единственное определение). Причем каждая из
этих душ выполняла
определенную функцию на пути к
бессмертию,
поэтому о каждой
" душе" заботились,что
отражалось в погре-
бальном обряде.
Краткая характеристика каждой
"души":
1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую
абстрактную ин-
дивидуальность
или личность, обладающую внешностью и качества-
ми
человека,которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил в
гробнице вместе с
телом, он мог по своему желанию выходить
из
нее; Ка не
зависел от человека, мог свободно
передвигаться и
жить в любой его
оболочке.
Предполагалось, что Ка нуждается в
еде и питье, поэтому
египтяне следили,
чтобы в гробнице было вдоволь
подношений.
Если еды и питья
не было, то Ка мог бродить по
поверхности и
поедать отбросы,
запивая их грязной водой, что было недопусти-
мым грехом для
семьи умершего.
2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с
которым ( в котором)
она обитает в
гробнице, деля с ним подношения. Правда в
неко-
торых текстах
указывается, что она могла жить с Ра или
Осири-
сом на небесах.
Ба приписывали способность свободно
перехо-
дить из
материальной формы в духовную и обратно.
3) Аб - сердце, было тесно связано с душой
и считалось ис-
точником как
животной жизни, так и добра и зла
в человеке.
Сохранению сердца
человека придавалось огромное
значение,ведь
во время Суда это
единственная часть тела, которая подвергает-
ся специальной
проверке; здесь, однако сердце
рассматривается
как центр
духовной жизни человека и его мышления, а также ор-
ган, в котором
проявляются его пороки и добродетели и оно оли-
цетворяло все,
что для нас сегодня слово " совесть".
4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана
с Ба и
счита-
лась неотьемлимой
частью человека. Подобно Ка питалось
подно-
шениями и
передвигалась где ей вздумается.
5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе
с Ба; по - ви-
димому, она
считалась эфирным существом, т.е. по сути, той са-
мой ДУШОЙ,
которая не может умереть
ни при каких обстоя-
тельствах. Кху
обитала в Саху, или духовном теле человека.
6) Секхем - сила, бестелесное воплощение жизненной
энергии
человека, Секхем
обитала в раю среди Кху и духов, в
текстах
упоминается
вместе с душой и духом.
7) Рен - имя, ради сохранения которого
египтяне принимали
чрезвычайные меры
предосторожности, поскольку считали что
без
имени человек и
его душа исчезают.
8) Саху - духовное тело, которое служило
обиталищем души.
Оно развивалось
из материального тела с помощью молитв или ри-
туалов
исполняемых у могилы или в каком либо
другом месте,
должным образом
назначенными и безукоризненно знающими
свое
дело жрецами,
было вечным и не подвергалось разложению.
Все ментальные и духовные атрибуты
физического тела объеди-
нялись в нем в
новые силы совершенно иного рода.
Все верования относительно этих частей
духовного и мате-
риального тел
появились не одновременно, т.к. даже
египтяне
иногда не
понимали назначений некоторых из " душ " ( судя по
противоречиям в
текстах), что говорит об их древнем
происхож-
дении.
Из приведенного в этом параграфе материала
вытекает вывод о
вере египтян в
то, что умерший незримо находится с ними и в то
же время общается
с богами. Следовательно живые могут
благоп-
риятно повлиять
на мнение богов о себе через души
своих род-
ственников,
вознося им жертвы.
Это обуславливало столь трепетное отношение
к "душам" и име-
ни умершего.
В данной главе автор рассмотрел духовную
сторону представле-
ний египтян о
загробном существовании. Теперь же
необходимо
ознакомиться с
материальными достижениями, направленными на
счастливое
существование египтянина в жизни после смерти.
II Глава. Смерть и погребение.
§1. Смерть и обряд погребения.
Забота о сохранении тела и души.
Египтянина покинул Ба. Человек умер. Через
70 дней его из
бальзамировочной
мастерской перенесут в вечное жилище. Он уда-
лится в Дуат и
станет Осирисом ( до XVII - XVI вв.
до н.э.
только фараонов
отождествляли с Осирисом, лишь позже
любого
египтянина). Но
это будет через 70 дней, т.к. Исида, Нефтида и
Анубис столько
времени собирали части тела Осириса.
Древние египтяне видя появление Сириуса
через 70 дней после
его захода
отождествляли со " слезой Исиды".
Пока что родственники облачались в траурные
одежды и оплаки-
вали его. Сын
умершего " становился" Гором, а жена и сестра -
Исидой и
Нефтидой.
После оплакивания мертвое тело на
погребальной ладье перево-
зили на западный
берег Нила в Дом Золота - мастерскую
бальза-
мировщиков.
Бальзамировщиков было пятеро: Анубис - жрец
в маске шака-
ла, ему помогали
Хапи, имеющий голову павиана, Дуамутеф
-
имеющий голову
шакала, Кебехсенуф с головой сокола и
Имсет с
человеческой
головой.
Сперва они омывали тело нильской водой, при
этом оно стано-
вилось Саху -
священной частью необходимой
для дальнейшего
воскресения. Затем
парасхит (наемник для
вскрывания тел)
вскрывал
кремневым ножом Саху и изгонялся из
Дома Золота. За-
тем боги
извлекали внутренности и опускали их в
канопы( свя-
щенные сосуды,
заполненные снадобьями и отварами). Канопы
де-
лались в виде
статуэток Хапи,Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.
Закрыв канопы, боги-бальзамировщики
обрабатывали тело Саху
снадобьями из
трав и благовоний и туго пеленали
матерчатыми
бинтами.
Родные и близкие умершего должны были
бдительно проследить,
чтобы все обряды
были соблюдены, иначе Ка за
пренебрежение к
себе мог мстить
им и их потомкам.
Бедняка клали в простой деревянный
гроб, написав изнутри
имена богов,
которые воскресят умершего и проводят в
Дуат, а
на крышке мольба
к Осирису: " О ты, Уннефер
(пребывающий в
состоянии
благости ),благой бог! Дай же этому человеку в твоем
Царстве тысячу
хлебов, тысячу быков,тысячу кружек пива!"
Гроб богача роскошно отделывался и украшался
росписями. Че-
рез 70 дней
погребальная процессия, оглашая Западный берег Ни-
ла плачем и
стонами, проходила к гробнице. Гробницу
умерший
обычно покупал
много лет назад, обустраивал и нанимал за высо-
кую плату
камнетесов,писцов, скульпторов и
художников, кото-
рые украшали
стены рельефами и надписями, создавали статуи по-
койного и охранявших
саркофаг богов, и всякую утварь - все что
понадобится в
Дуате: амулеты, одежды,оружие, кресла,
папирусы
со священными
заклинаниями.
У входа в гробницу погребальную процессию
ждали боги Дуата.
Деревянный гроб
опускали на землю, и над мумией совершали пос-
ледний обряд -
" отверзание уст"
Этот обряд символизировал и повторял великое
событие, неког-
да происшедшее на
Земле, - приход Гора к мумии Осириса.
Как
тогда Гор дал
отцу проглотить свой глаз, и Осирис
восстал из
мертвых, так и
теперь: Гор - жрец в маске сокола - касался губ
мумии волшебным
жезлом с наконечником в виде головы Барана.
В
этом наконечнике
находился Ба, так что этот обряд
возвращал
умершему его Ба и
воскрешал его для жизни в Дуате.
Если умерший был богат, то жрецы завершив
все похоронные ри-
туалы, относили
его гроб в усыпальницу и опускали
в каменный
саркофаг. У южной
стены погребальной камеры
ставили канопу
изображающую
Имсета, у северной Хапи, у восточной -
Дуамутефа
и у западной -
Кебехсенуфа. Выход в гробницу
опечатывали пе-
чатью некрополя,
заваливали камнями,засыпали
щебенкой, чтобы
грабителям не
было лазейки.
А если египтянин был бедным, то его хоронили
в простом дере-
вянном гробу или
завернутым в циновку. Место захоронения обыч-
но располагалось неподалеку
от гробницы богача, т.к. египтяне
считали, что Ка -
двойник бедняка сможет
питаться жертвами
приносимыми душе
богача.
Жизнь в загробном мире зависела от того, как
человека похо-
ронят, поэтому
обряду погребения приписывалось огромное значе-
ние, именно
благодаря этому наши современники могут
наблюдать
в гробницах
огромное количество вещей той далекой эпохи.
§2. Погребальная индустрия. Храмы.
Мастерские.
Поскольку египтяне очень заботились о сохранении
тела, то
было необходимо в
погребальном процессе присутствие
бальзами-
ровщиков,
мастеров, изготавливающих канопы и деревянные
гробы
и камнетесов, для
строительства гробницы и изготовления сарко-
фага.
Для нормальной жизни в загробном мире изготавливались ста-
туэтки рабов и
животных ( ушабти). Но для того чтобы эта жизнь
вообще была,
необходимо знать имена богов, предметов и
живот-
ных обитающих в
Дуате.
Для того чтобы душа не забыла их, на стенах
гробниц и на
стенках гроба и
саркофага наносились изображения ,
имена и
заклинания для
успешного существования души.( Сборник этой ин-
формации получил
название "Книги мертвых", о чем говорилось в
первой главе).
В процессе сооружения гробниц создавались
коллективы масте-
ров при храмах
или дворце ( например поселок в Дер -Эль -Меди-
не на западном
берегу Фив эпохи Нового царства,
там жило 60
мастеров с
подмастерьями и учениками).
Чаще при храмах создавался коллектив людей,
которые занима-
лись
изготовлением саркофагов, "ушабти", канопов
и других
предметов
погребального культа, но не строили гробницы.
Египтянин нанимал подобный коллектив
или покупал готовую
гробницу, внося
туда свои имена на стены, ставил свои
статуи.
Но поскольку в
гробницы клали не малые ценности, то
существо-
вали шайки
грабителей, опустошающих погребения и тревожащих Ка
- двойника и Саху
- священную мумию.
Если имя умершего помнил хоть один
человек, то пойманных
грабителей
бросали крокодилам, лишая их вечной жизни, т.к. без
тела Ба не
возродит человека. В случае если имя никто не
пом-
нит, то к
грабителям закон был снисходителен,
считалось, что
хозяин гробницы
уже приобщился к богам и раздает свои сокрови-
ща живым.
Следы погребальной индустрии можно было
встретить по всему
Древнему
Египту,(она способствовала развитию строительных на-
выков,
медицинским знаниям), так как для
египтянина счастли-
вая загробная
жизнь это цель, а земная - подготовка
к ней.
Следовательно, на
определенные предметы был повышенный
спрос,
а где спрос там и
предложение, именно благодаря этому
до нас
дошло огромное
количество замечательных произведений искус-
ства той страны.
§3. Эволюция погребальных сооружений.
В этом параграфе будет показана эволюция
погребений от прос-
тых ям до гробниц
эпохи Нового царства.
Как уже было сказано, задолго до
появления династий, умер-
ших хоронили
двумя способами: разрубив на части, сложив руки и
ноги вместе или
не разрубленным телом,(обычно его клали
голо-
вой на юг на
левый бок).
Позднее появляется обычай кремировать разрубленные тела.
Следует отметить,
что кладбища этих двух видов захоронений на-
ходятся на
некотором расстоянии друг от друга и четко разделе-
ны. Это дает
основание некоторым ученым, в
частности Уоллису
Баджу
предполагать о наличии двух слоев (возможно народов) в
долине Нила.
Однако у этих двух видов захоронений
много общего : во -
первых, хоронили
умерших в долинах; во - вторых,
укладывали
тела в
направлении на юг; в - третьих в захоронениях обоих ви-
дов наблюдаются
подношения; в - четвертых, использовались
ямы
закрывающиеся
сверху.
Подношения указывают на достаточно на
достаточно определен-
ные представления
о загробной жизни. В некоторых могилах обна-
ружены следы
битума. Это указывает на убеждение о
том, что
жизнь человека
после смерти во многом зависит от сохранности
его тела. В
могилах не обнаружено ни одной надписи, что свиде-
тельствует о
большом возрасте могил, так как египтяне династи-
ческой эпохи
помещали в могилы надписи, тексты.
Вероятно
необходимые заклинания или
магические формулы
произносил
общинный жрец. На то что такие формулы
существова-
ли указывают
тексты, переписанные писцами в 3 000 г., там ука-
зываются
магические способы защиты от рептилий, ядовитых насе-
комых и опасных
животных.
Тексты написаны с многочисленными ошибками, из чего следует
вывод о
непонимании писцами смысла написанного. Это свиде-
тельствует о
появлении этих формул во времена когда
мемфис-
ские области Нила
напоминали его южную тропическую часть,
ибо
описанных
животных в династическую эпоху можно было
встретить
только на юге. В
могилу клали кремневые орудия и каменные вазы.
Ближе к концу периода одновременного
осуществления этих двух
видов захоронений
в могилах стали появляться металлические
предметы и
большое количество каменных ваз, в отличие
от бо-
лее ранних могил.
Это вероятнее всего связано с
вторжением народа из
Азии
(возможно
семитского, так как в ранних иероглифических тек-
стах семитская
грамматика). Представители этого народа
позна-
комили местных с
металлами, однако те использовали
и кремне-
вое оружие вплоть
до начала династического периода.
С умениями обрабатывать металлы и основами
письма, иммигран-
ты научили
местных изготавливать кирпич. Пришельцы
вероятно
принесли в Египет
свои религиозные верования, обряды и литера-
туру. В связи с
этим возникает новая система погребения.
Пог-
ребения строят на
холмах в виде грубых сооружений из
кирпича.
Тела не
расчленяют, их обматывают лентами из специальной тка-
ни и кладут на
спину в саркофаги. По моему
мнению это на-
чальная точка
отсчета мумификации. Погребальный инвентарь
по-
полнился булавой
и другим новым оружием, посудой,
произведен-
ной на гончарном
круге.
Следует отметить, что в " Книге
мертвых" встречается упоми-
нание о
недопустимости разрубания, варки и ошпаривания__16__ мер-
твого, что по
моему мнению достаточно явно указывает на
мето-
ды обработки тел
у додинастичеких египтян.
Следующий этап в социальном развитии -
дифференциация людей
по достатку и в
раннединастическую эпоху это наблюдается
по
погребениям.
Простых людей хоронили в простых деревянных
ящиках и засыпа-
ли сверху камнями
и песком. Тогда и появляется
обычай писать
на стенках
саркофага моления к богам.
Людей побогаче хоронили в глубоких шахтах с
одной или нес-
колькими
погребальными камерами.
У особо богатых людей над шахтой
надстраивалось сооружение в
виде усеченной
пирамиды - мастабы (приложение 1, рис.
1).
Мастаба делалась из камня или кирпича (если
из кирпича, то
сверху
облицовывалась камнем).
Мастабы строились и для фараонов, но
весьма специфической
формы, например
мастаба в Саккаре I-ой династии (приложение 1,
рис. 2).
Но качественный скачок в строительстве
гробниц был сделан во
времена III-ей
династии при фараоне Джосере (2630-2611). Имхо-
теп - советник
этого фараона надстроил над одной большой
мас-
табой еще пять,
уменьшающихся размеров. Высота пирамиды соста-
вила 60
метров,основание 120*160 метров.
Имхотеп окружил ее
стенами, две из
которых имели длину 547 метров каждая,
а две
другие 278
метров. Внутри стен были размещены храмы.
Первоначально предполагалось построить
пирамиды для всех ца-
рей III династии
, но закончены были только пирамиды для
Джо-
сера и Хуни
(2599-2575). Причем пирамида Хуни была
переделана
из ступенчатой в
классическую по приказу его сына
Снофру (IV
династия.
Но наиболее известными являются пирамиды в
Гизе: Великая пи-
рамида соруженная
Хеопсом (Хуфу), пирамида Хефрена (Хафры),
и
пирамида Микерина
(Менкаура).Все они построены во
времена IV
династии (
XXVIII- XXVI века до н.э.).
Автор приведет здесь некоторые данные о самой
ошеломляющей
своими размерами
- Великой пирамиде. Чтобы представить ее при-
ведем габариты:
высота - 147 метров, длина стороны основания -
233 метра (причем
одна из сторон длинее другой всего
на 20
сантиметров,
ошибка составляет 0,01%).
Площадь пирамиды 50 тысяч квадратных метров.
Внутренние по-
мещения занимают
3-4% от всего объема. Пирамида
сложена из
блоков известняка
средней массой 2,5 тонны, но самые тяжелые -
15 тонн.
Количество блоков - 2 миллиона 300 тысяч, и
все они
идеально
пригнаны. Снаружи она была
покрыта отполированной
гранитной
облицовкой и вместе с ней весила чуть больше 7
мил-
лионов
тонн.Ориентация по сторонам света имеет ошибку в 4 уг-
ловые минуты, с
поворотом на запад. Кроме этого она имеет про-
порции связанные
с диаметром Земли.
Согласно данным современной науки пирамиду
строили 20 лет с
привлечением 100
тысяч рабочих. Известен зодчий ,
управлявший
строительством -
Хемиун.Но о способе доставки и приработки су-
ществует около 30
гипотез.
В этих трех пирамидах не обнаружено ни одной
мумии , хотя до
некоторых камер
грабители не добрались.
На востоке от них располагается несколько
храмов и пирамид
поменьше.
Еще одна интересная деталь: в 50-х годах
рядом с пирамидой
было обнаружено
2-а судна из кедра длиной 30 и 43 метра длиной.
Судно длиной 43 метра раскопали
и тщательно обследова-
ли.Его
водоизмещение - 40 тонн. По словам специалиста
оно
"обладает
всеми характеристиками для плавания по морю; его нос
и корма загнуты
вверх, причем выше, чем у кораблей викингов,
чтобы спорить с
волнами в бурном море, а не с рябью на
повер-
хности
Нила." Другой специалист признает,
что конструкция и
тщательное
выполнение этой лодки позволяют считать ее
"судном
с намного лучшими
мореходными качествами, чем все,
что могло
быть в
распоряжении Колумба." И вообще
специалисты пришли к
мнению, что такая
конструкция могла быть "создана только кора-
белами народа с
долгими и прочными традициями плавания
в от-
крытом
море".
Еще одна особенность этих пирамид - Сфинкс ,
лежащий у под-
ножия пирамиды
Хафры.Согласно традиции его сооружение
причис-
ляют фараону
Хафре, то есть дата постройки около XXVI века до
н.э. Но геолог
Роберт Шох считает, что время сооружения
лежит
между 7000 и 5000
годами до н.э., данный вывод получен
на
основе
исследований водной эрозии на теле Сфинкса.
Некоторые исследователи (Хэнкок,
Бьювэл) относят постройку
этих пирамид к 10450
году до н.э. , так как по их мнению
этот
комплекс пирамид
может быть сопоставлен с Поясом Ориона ,
за-
нимавшего в 11
тысячелетии до н.э. именно такое положение.
Эта гипотеза
кардинально отличается от принятой в
официальной
науке и требует
дальнейшей проработки.
Всего обнаружено около 80 пирамид. Некоторые
из них
проил-
люстрированы в
этой работе, а именно: погребальный комплекс
царя Сахура (V
династия)в Абусире (приложение1, рис. 3),
пог-
ребальный
комплекс фараона Ментухотепа I (XI династия) с гипо-
тетической
пирамидкой наверху (приложение1, рис. 4). Оба
этих
комплекса
совмещают в себе гробницу и поминальный храм, а так-
же некоторые
другие сооружения. Пирамидки наблюдаются также
и
у гробниц
мастеров (приложение 1, рис. 5), работавших в
Доли-
не Царей Нового
царства ( XVI - X века до н.э.).
В представлении египтян пирамида
символизировала луч света
или ступени по
которым душа фараона вознесется в
божественный
мир. Простота и
четкость линий этих сооружений внушали уверен-
ность в непоколебимость
богов и космоса.
В эпоху Нового царства фараоны , стремясь
избежать разграб-
ления своих
пирамид стали сооружать гробницы в скалах. В
свя-
зи с этим
возникли Долина Царей и Долина Цариц. По приказу фа-
раона были
сформированы коллективы ремесленников для
создания
таких гробниц. В
Дер-эль-Медине обнаружен поселок для 60
мас-
теров живших на
государственном обеспечении вместе
со своими
учениками и
подмастерьями.
Гробницы после похоронного обряда старались
маскировать и
заваливали камнями,
чтобы грабители не могли добраться до
бо-
гатств и не
тревожили Ка - двойника и Саху - священную мумию.
При Рамзесе ( XX династия) охрана Долины
Царей ослабевает и
действуют сразу
пять шаек грабителей , причем "наводчиками" и
соучастниками
часто являлись чиновники, назначенные для управ-
ления охраной
гробниц.
К эпохе Нового царства относится самая
известная гробница -
гробница
Тутанхамона ( XVIII династия). Она была
открыта в
1922 году
Говардом Картером и является самой богатой из непот-
ревоженных и
обнаруженных. Эта гробница в
момент захоронения
была не самой
богатой по сравнению со своими
предшественника-
ми, но
современных исследователей она поразила великолепием.
В Поздний период ( XXVI- XXXI династии)
фараонов хоронили в
глубоких
шахтах-гробницах.
Итак, в данном параграфе автор отследил
изменение формы пог-
ребальных
сооружений от династического периода до Позднего пе-
риода. На основе
приведенных данных можно выделить несколько
моментов в
эволюции этих построек (приложение 1, схема 1).
В схеме явно прослеживается прогресс
в технологии строи-
тельства
погребальных сооружений до IV династии и падение тех-
нологии после
строительства Великих пирамид, простоявших 4 500
лет. Этот откат
достаточно сложно объяснить и следует
провес-
ти дополнительные
исследования по этому вопросу для
выяснения
причины упадка,
поскольку версия об экономическом
упадке до-
вольно
невразумительна.
Культура Древнего Египта дошла до нас в
основном по остат-
кам погребений и
храмов, а также найденных там вещей. Благода-
ря именно этим
объектам ученые приоткрыли завесу
времени над
некоторыми
загадками Египта. Интересно то, что
в переводе с
греческого Египет
означает Загадка.
Заключение
В результате проведенной работы выявлено
несколько интерес-
ных моментов
относительно духовных основ:
1) высокоразвитые и сложные
мировоззрения существовали в
додинастическую
эпоху и вероятно были привнесены народом
из
Азии;
2) дальнейшие их развитие привело к
появлению культа Оси-
риса и
замечательного памятника Книги Мертвых, что
очень по-
могло
исследователям при реструктуризации общества египтян;
3) в Книге Мертвых последних версий к
старому прибавили
новое и произошло
смешение этих пластов, в ней также заметно
постепенное
смыкание культа Осириса с двумя другими:солярным
монотеизмом и
культом возобновляющихся сил природы;
4) в греко - римский период культ
Осириса становится ба-
зой для
христианства, а Книга Мертвых используется чисто сим-
волически.
Но все эти выводы сделаны исследователями
после тщательного
изучения
материальных объектов (предметов, сооружений) или их
остатков,
относительно этой вещественной
стороны тоже можно
отметить
несколько важных моментов:
1) повышение сложности погребений: от
погребальных соору-
жений в виде
простых ям до грубых кирпичных сооружений в доди-
настическую
эпоху, тоже вероятно связано с
вторжением народа
из Азии;
2) дальнейшее усложнение построек для
погребений приводит:
а)к появлению
замечательных пирамид в Гизе; б) к созданию спе-
циальных
мастерских при дворце и храмах;
3) после IV династии уровень
погребальных сооружений па-
дает, а уровень
предметов из мастерских растет. (Эта дисгармо-
ния является
весьма странной);
4)
в дальнейшем во времена нового
царства гробницы не
строят, а
вырубают в скалах, и в греко-римский период их
соо-
ружение угасает
полностью.
Итак, в нескольких предложениях автор отследил
развитие и
угасание двух
сторон созданной египтянами действительности -
загробного мира.
Но это вовсе не означает, что изучать по
этой теме в Египте
нечего, как раз
наоборот Египет больше таит загадочного
чем
открытого.
Например, морские корабли,
неопределенный возраст Сфинкса,
пустые Великие
пирамиды и т.д.
Автор выражает надежду, что российская наука
не будет пре-
небрегать в третьем
тысячелетии изучением загадок
мировых
древностей.
Примечания
1 Бадж Е. А. Уоллис
Египетская религия. Египетская магия./
Пер. с англ. - М.:
Новый Акрополь,
1996. - С.65
2 Грэм Хэнкок
Следы богов. В поисках истоков древних
цивилизаций./ Пер.
с англ. - М.:
Вече, 1997. - С.363-374
3 Там же. - с.7
4 Бадж
Е. А. Уоллис
Путешествие Души в Царстве Мертвых.(Египетская
Книга Мер-
твых).
Издательство "Золотой век", М., 1997 - С.21
5 Там же.- С.22
6 Там же.- С.23
7 Там же.- С.29
8 Там же.- С.37, 414-428
9 Там же.- С.92-93
10 Там же.- С.94
11 Там же.- С.42-44
12 Рак И.
Легенды и мифы древнего Египта. - СПб.: ТОО " Нева" ,"Уни-
верситетская
книга", 1997. - С.113
13 Там же.- С.114
14 Бадж
Е. А. Уоллис
Путешествие Души в Царстве
Мертвых.(Египетская Книга Мер-
твых).
Издательство "Золотой век", М., 1997. - С.63, 178-179
15 Там же - С.22-23
16 Там же.- С.71-72, 202
17 Джейн
Чизхолм, Энн Миллард
"Ранние цивилизации", М.:
Росмэн., 1994. - С.16
18 Там же.- С.17
19 Черняк В.З.
Семь чудес и другие. - 2-ое изд. М.:
Знание, 1990. - С.22-26
20 Грэм Хэнкок
Следы богов. В поисках истоков древних
цивилизаций./ Пер.
с англ. - М.:
Вече, 1997. - С.257-258
21 Там же.- С.325-326
22 Там же.- С.322-324
23 Джейн
Чизхолм, Энн Миллард
"Ранние цивилизации", М.:
Росмэн., 1994. - С.16
24 Там же.- С.66
25 Там же.- С.17
Библиография
1. Бадж Е. А. Уоллис
Египетская религия. Египетская магия./
Пер. с англ. - М.:
Новый Акрополь,
1996. - 416 с. : ил.
2. Бадж
Е. А. Уоллис
Путешествие Души в Царстве
Мертвых.(Египетская Книга Мер-
твых).
Издательство "Золотой век", М., 1997 - 448 с.
3. Бьювел Р.,Джилберт Э.
Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны
Египта. - М.:
Вече, 1997. - 368
с.,ил. (Великие Тайны).
4. Грэм Хэнкок
Следы богов. В поисках истоков древних
цивилизаций./ Пер.
с англ. - М.:
Вече, 1997. - 496 с., ил. (Великие тайны ).
5. Гюламирян
Р.А.
Культура древнего мира. Часть 1. Миф и ритуал в культуре
древнейших
обществ. Египет и Месопотамия:
учебно-методическое
пособие /
****ский Государственный Педагогический Университет.
*****, 1996. - 96
с.
6. Джейн
Чизхолм, Энн Миллард
" Ранние цивилизации", М.:
Росмэн., 1994. - 96 с.,ил.
7. Коростовцев М.А.
Религия древнего Египта, М.,1976
8. Кулаков А.Е.
Религии мира: пособие для учащихся. - М.: АСТ,1996.
- 349 с., ил.
9. Матье М.Э.
Древнеегипетские мифы. М. - Л., 1956. -
173, ил.
10. Рак И.
Легенды и мифы древнего Египта. - СПб.: ТОО " Нева" ,"Уни-
верситетская
книга", 1997. - 179 с.,ил.
11. Черняк В.З.
Семь чудес и другие. - 2-ое изд. М.:
Знание, 1990. - 224с.,
ил. + 16 с. вкл.
Схема 1
Додин. ¦-----------------¬ -------------¬
¦¦ Разрубленное и ¦ ¦ Целое тело ¦
¦¦ обоженное тело +----------------+------------+
¦+----------------- Общие
признаки ¦
¦+----------------------------------------------+
¦¦Долинное расположение ¦
¦+----------------------------------------------+
¦¦Южная ориентировка ¦
¦+----------------------------------------------+
¦¦Подношения ¦
¦+----------------------------------------------+
¦¦Захоронения располагаются в
ямах ¦
¦L----------------------T------------------------
¦ ¦
¦ ¦
¦ ¦
¦
Металлические орудия и много каменных ваз
¦
¦
¦ ¦
¦
Грубые сооружения из кирпича с саркофагом
¦
и мумификацией, дополненные новым
оружием
¦ ¦
¦ --------+------¬
¦
¦Дифференциация¦
¦ L-------T-------
--------+ -------------T--+------------------¬
I-II ¦
Бедные Цари Богатые
дин. ¦ ¦ ¦ ¦
¦
Простые Особые мастабы, Мастабы с
¦
деревянные храмы и
усыпальницы шахтами
¦
ящики
¦
--------+-----------------------------------------------------
III ¦
дин.
¦ Ступенчатые пирамиды
¦
--------+-----------------------------------------------------
IV ¦ Классические пирамиды
дин.
¦ {Пирамиды Хуфу,Хафры,Менкаура. Технология строитель-
¦
ства на уровне современных стандартов. Наличие мор-
¦
ских судов и Сфинкса со спорным возрастом.}
¦
--------+-----------------------------------------------------
V - ¦ Классические, низкого качества
- XVIII¦ {Многие из этих пирамид через
короткое время
¦ разрушились.}
дин.
¦
--------+-----------------------------------------------------
XVIII- ¦
Гробницы в толще скал с богатым инвентарем
- XX ¦
дин.
¦
--------+-----------------------------------------------------
XX- ¦
{ Неопределенные способы захоронения }
-XXVI ¦
дин.
¦
--------+-----------------------------------------------------
XXVI- ¦ Глубокие гробницы - шахты
XXXI ¦
дин.
¦
¦
Что нового внесли верования египтян в знание о человеке его жизни и смерти. Что нового внесли египтяне в знание о человеке его жизни и смерти. Как выглядит картина древних егептян загробная жизнь. Мирровозрение представление о мире в древних странах. Рефкрат модель мира в представлении древних египтян. Как зовут верховный бог загробного мира у египтян. Чизхолм Джейн Миллард Энн и др Ранние цивилизации. Как представляли жизнь и смерть древние египтяне. Картина мира в представлениях древних египтян. Уоллиса баджа книга мертвых жрецов библиотека. Картина мира в представлении древних египтян. Картина мира в представлении дрених египтян. Дж чизхолм энн миллард ранние цивилизации. Как представляли смерть древние египтяни. Курсовая загробные представления шумеров.
|  | |
|