рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян

Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян


    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ РФ
    ******СКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
                                 Кафедра
всеобщей истории.
Тема:
"Смерть и загробный мир в мировоззрении древних египтян"
                                 Курсовая
работа
                                 студента
исторического
                                
факультета,дневного
                                 отделения
                                  Научный руководитель:
                         *****, 1998
                          Содержание
 Введение.
..................................................1
  I Глава. Представления египтян о смерти и
загробном мире. .3
         §1. Культ Осириса - владыки мертвых.
...............3
         §2. "Книга мертвых"
История. Содержание. Значение. .7
         §3. "Души" человека.
..............................16
 II Глава. Смерть и погребение.
............................19
         §1. Смерть и обряд погребения.  Забота 
о  сохранении
             тела и души.
..................................19
         §2. Погребальная индустрия. Храмы.
Мастерские. ....22
         §3. Эволюция погребальных сооружений.
.............24
 Заключение. ...............................................31
 Примечания.
...............................................33
 Библиография.
.............................................35
 Приложение 1.
                       Введение
  В связи со сменой политического режима в
нашей стране,  мно-
гие положения
советской науки перестали удовлетворять требова-
ниям современной
общемировой науки. Но  в  результате 
кризиса
научных
исследовании в нашей стране по 
некоторым  вопросам  в
частности по
вопросам истории и культуры Египта изменения 
ус-
тановок не
произошло.
  Эта работа направлена  на 
беспристрастное  освещение  части
египетской
религии, в частности представлений древних 
египтян
о загробной жизни
и изучение  материальных  объектов 
с  этими
представлениями связанных.
  Большинство литературы по этой теме,
исследованное для напи-
сания данной
работы имеет иностранных  авторов:  У.Бадж,Г.Хэн-
кок,
Д.Чизхолм,Э.Миллард, Р.Бьювел, Э.Джилберт.
  Но далеко не все из этих книг являются
строго научными, ско-
рее большая их
часть имеет научно - популярное предназначение.
Это так же
связано с кризисом российской науки, не заинтересо-
ванной сейчас в
развитии исследований и 
распространения  зна-
ний о Египте.
  В данный 
момент  ведут  исследования  ведут  ученые  других
стран. Можно
назвать в частности О'Коннора, немецкого 
робото-
техника
Р.Гатенбринка, исследователей Уэста, Хэнкока, Бьювела.
  Что касается отечественных авторов, то по
данной теме в  пе-
риод с 1987 по
1998 год не было написано серьезной 
литературы
по данной теме,
что является  безусловным  минусом 
российской
науки.
  Что же касается источников, то они
представлены:  для  Книги
Мертвых -
папирусы Ани, Ну, Керашер и множеством других; 
сте-
ны гробниц. В
работе использован материал о раскопках.
    - 1903 - 1914 - Раскопки Осириона.
Археологи Мюрей, Петри.
    - 1922 - Раскопки гробницы Тутанхамона.
Археолог Картер.
    - 1925 - 1930 - Раскопки Осириона.
Археолог Франкфорт.
    - 1950 - Раскопки 2-х кораблей у Великой
пирамиды.
    - 1991 - Раскопки О'Коннором 12 - ти судов
в Абидосе.
  Как видно из списка имена отечественных
археологов не упоми-
наются.
  Итак, задача автора осветить представления
египтян о загроб-
ном мире - самую
важную часть их религии.  На  основании 
выше
приведенных
литературы, данных раскопок и источников необходи-
мо достаточно
полно (согласно требованиям к уровню 
и  глубине
изучения
курсовой) раскрыть тему следуя приведенной структуре:
    1. Духовные основы представлений о
загробном жизни.
    2. Материальное отражение этих представлений.
  Структура более подробно представлена в
содержании. В  конце
работы
представлено заключение, которое является кратким  под-
ведением итогов
исследования и оценкой уровня раскрытия темы.
  I Глава. Представления египтян о смерти и загробном
мире.
         §1. Культ Осириса - владыки мертвых.
  Для полноты изучения данной темы необходимо
осветить  основ-
ные этапы
развития культа Осириса как владыки мертвых и 
пока-
зать его
особенности и на основе приведенного 
материала  сде-
лать выводы о
влиянии этого культа на древних египтян.
  Осирис - 
сын бога Геба и богини Нут, который в 
представле-
ниях египтян
испытал ужасные страдания в своей 
земной  жизни.
Его жизнь
освещена в мифе " Озирис и Исида".
  Согласно мифу, Осирис сначала был царем
людей и  одновремен-
но просветителем
(в области сельского хозяйства, законов, 
бо-
гослужений). Он
много путешествовал по миру с просветительски-
ми целями, причем
убеждал отказаться от дикости словами и 
му-
зыкой, а не
оружием. (Это позволило позже грекам 
отождествить
его с Дионисом).
  Его брат Сет - бог пустыни, заманил его в
ловушку  и  отпра-
вил в плавание в
закрытом ящике.
  Исида - сестра и жена Осириса после долгих
поисков  привезла
тело мужа в
Египет и спрятала в Дельте. Сет 
случайно  обнару-
жил тело и
разрубил его на несколько частей. Он 
разбросал  их
по всему Египту.
Но Исида и жена Сета Нефтида с 
сыном  Ануби-
сом разыскали все
части. Исида собрала их в единое тело.
  По другой версии Исида  специально 
создала  несколько  мест
возможного
захоронения, чтобы Сет не нашел настоящего.
  Затем появляется сын Осириса и Исиды - Хор.
  Осирис явился к сыну, чтобы вдохновить  на 
битву  с  Сетом.
После нескольких
сражений Хор победил злого Сета.
  Осирис встал во главе мира мертвых, Хор во
главе мира живых.
  Хор стал отождествляться с божественной  сущностью 
фараона,
который убивает
зло могущее повредить вечной жизни.
  Популярность культа Осириса обусловлена
несколькими причина-
ми: во - первых,
Осирис был сначала человеком; во - вторых, 
с
помощью богов он
стал бессмертным богом - правителем 
мертвых;
в - третьих,
любой мог повторить его судьбу, если после 
смер-
ти выдержит
проверку на честность и почитание богов; в-четвер-
тых, каждый хотел
вечной и счастливой жизни.
  С течением времени Осирис из примера
воскресения  становится
причиной
воскресения.
  Родиной культа Осириса при ранних династиях
являлся  Абидос.
К XII династии
Осирис стал всеобщим богом. Его стали приравни-
вать к
космическим богам, а затем Осирис поглотил некоторых из
них, его
человеческая сущность была забыта.
  При XVIII и XIX династиях он спорил за
главенство  с  эннеа-
дой богов, в
некоторых гимнах его отождествляют с ними.
  Во одном из гимновего называют существом
"  дающим  рожде-
ние мужчинам и
женщинам во второй раз", то есть тем " кто  де-
лает так чтобы
смертные родились снова". Поскольку 
в  том  же
разделе говорится
об Осирисе " обновляющем себя",потому что он
делает себя
" молодым, подобно Ра, каждый день" то под "  вто-
рым рождением
мужчин и женщин" подразумевается именно 
воскре-
сенье умерших, т.
е. их рождение в новой жизни. Осирис стал не
только богом
мертвых, но и богом живых и во времена 
последних
династий его роль
стала исключительной.
  На суде Осирис играл роль судьи -
самого  важного  лица 
для
умершего, поэтому
в зал суда душу вводил Хор и просил за 
нее,
что обеспечивало
благосклонность Осириса.
  Культ Осириса существовал вплоть  до 
прихода  христианства,
как и
мумификация, но культ Осириса это только часть представ-
лений египтян о
загробном мире, другая часть - " Главы о 
вос-
хождении к
свету" или " Книга мертвых".( О ней  рассказывается
в следующем
параграфе).
  Христианство легко закрепилось на основе
культа Осириса, ибо
между ними много
общего: Христос и Осирис - мученики, Исида 
с
Хором на руках
весьма похожа на Марию с младенцем.
  Итак, культ Осириса с течением времени
усиливал  свое  влия-
ние, его роль в
повседневной жизни египтян стала ведущей, 
ибо
Осирис это то к
чему стремился  каждый,  т.е. 
к  божественной
вечной жизни.
  Следует сказать касательно культа Осириса о
здании, как  по-
лагают, ему
посвященном - Осирионе (греческое название).
  В Абидосе, на родине культа  Осириса 
рядом  с  храмом 
Сети
I (XIX
династия)  обнаружено сооружение не
похожее ни на  одно
здание эпохи Нового
царства. Оно сложено из  мегалитов  и 
его
постройку из-за
нескольких надписей причисляют Сети I, но 
все
говорит о его
гораздо  большей  древности 
(огромные  блоки  и
простота
характерны для Древнего царства).
  Несколько надписей говорят о предназначении
его для Осириса.
  Особенность этого сооружения - ров внутри
здания залитый во-
дой и центральная
часть представляет собой  как  бы 
небольшой
остров с
несколькими колоннами, поддерживающими 
архитрав,  на
другом
"берегу" по  периметру  располагаются  маленькие  ниши.
Ориентация здания
на северо-восток, что достаточно необычно.
  О его назначении до сих пор ведутся споры:
одни считают, что
Осирион был
предназначен для сбора воды в засуху, 
другие  ви-
дят в  нем 
место  проведения  праздничных 
мистерий  Осириса,
третьи говорят
что это усыпальница.
  Что же касается надписей оставленных Сети I,
то они никак не
отражают
действительную дату постройки.
  Еще одна особенность Абидоса: 12 морских
судов в  эллингах,
обнаруженных в
1991 году О'Коннором в километре 
от  Осириона.
Некоторые из них
22 метра длиной. Возраст лодок - 5 
000  лет.
Их стоянку
связывают с погребальным комплексом 
фараона  Джера
(I династия). То,
что они предназначены для плавания 
по  морю
видно по их
высокому носу и большой длине. Это захоронение яв-
ляется одной из
самых больших загадок Египта.
  Итак, здание связанное с Осирисом и морские
лодки обнаружен-
ные
достаточно  далеко  от 
Нила  показывают,  что 
приоткрыта
только только
малая часть тайн, оставленных Египтом.
         §2. Книга мертвых.(История.
Содержание. Значение.)
   Название " Книга мертвых" не
отражает точного перевода над-
писи, звучащей
как РЕУ НУ ПЕРТ ЭМ ХРУ__4__, что означает " Главы о
восхождении к
свету". Но кроме этих глав обычно включают и не-
которые другие,
поэтому название " Книга мертвых" самое  удач-
ное название.
 _ История Книги Мертвых
  Уоллис Бадж считает, что верования  содержащиеся  в"  Книге
мертвых"
были переняты задолго до династического периода у за-
воевателей,
пришедших из Азии.  Сначала  завоеватели 
переняли
какие-то общие
традиции местных, а затем изменили их 
в  соот-
ветствии со
своими представлениями.
  Согласно данным раскопок существует  два 
вида  захоронений.
При первом - тела
разрубались, руки и ноги складывались  вмес-
те, голову
отрубали. При втором виде захоронений тела не 
раз-
рубали, клали на
левый бок головой на юг. Позже умерших 
стали
сжигать. Оба вида
захоронений осуществлялись отдельно.
  Бадж выдвигает гипотезу, что
существовали  два  народа 
(или
слоя). Но и у
того и у другого можно заметить вполне сформиро-
вавшиеся
представления о жизни после смерти. Мумификация  сог-
ласно
исследованиям доктора Фуке производилась на самом 
низ-
ком уровне.
  В могилах додинастического  периода 
нет  никаких  надписей,
скорее жрец
местной общины читал  какую-нибудь  формулу, 
спе-
циально для этих
случаев. Поэтому многие  заклинания  Гелиопо-
лисской версии
(IV и V династии) уходят корнями  в  древнейшую
додинастическую
эпоху. В основном они направлены на то, 
чтобы
оградить мертвого
от змей, скорпионов и других рептилий. 
При-
чем они записаны
в 3 000 г. до н.э. с большим количеством оши-
бок, это
показывает, что писцы не понимали что переписывают.
  Возможно это относится к далекому
прошлому,  когда  северный
Нил имел леса,
как на юге и кишел земноводными.
  Позже в могилах стали появляться каменные
вазы  и 
бронзовое
оружие, взамен
кремневого. Вероятно металл был взят 
у  завое-
ваетелей,
пришедших  с  востока  (семитов,  что 
потверждается
грамматикой
надписей того времени, или 
шумеров).  Они  смеша-
лись с местным
населением. Наряду с металлом они принесли свои
обряды и
литературу. Это оказало влияние  на  вид 
погребений,
теперь могила
представляет из себя грубое сооружение из кирпи-
ча на склонах
холмов.
  Тела усопших не разрубались и на  смену 
шкурам  и  циновкам
пришли слои
специальной материи, тщательно 
обматываемой  вок-
руг тела; мертвых
стали класть в саркофаги. 
Подношения  стали
делать в
глинянной посуде, сделанной на гончарном круге.Появи-
лись новые виды
оружия в гробницах.
  Установить хронорамки этого периода не
удалось, из - за нез-
нания его
длительности.
  Местное население отказалось от разрубания и
сжигания (ошпа-
ривания) тел.
Иммигранты убедили аборигенов, в 
том  что  тело
можно защитить с
помощью магических имен, слов обрядов. Но на-
ряду с наличием в
Книге мертвых высоконравственных и высокоду-
ховных верований
существуют и полудикие идеи и понятия северо
- африканского
происхождения.
  Таким образом можно  предположить,  что  Книга  мертвых 
ис-
пользовалась до
первой династии.
  Сначала количество молитв, гимнов было
небольшим,  потом  их
стало больше, их
стали записывать, иногда субъективно, в зави-
симости от мнения
писца.
  Согласно папирусу Ну в котором приводится в
двух версиях  64
главы, самая
первая Книга мертвых появилась во времена 
I  ди-
настии - первая
версия, и более длинная  версия  появилась 
во
времена IV
династии.
  Первая версия найдена в фундаменте
усыпальницы Хенну во вре-
мена Семити (или
Хесепти), а вторая в городе Кхеменну (Гермо-
полис, город
Тота) на железной плите, привезенной с юга, кото-
рая была
инкрустирована буквами из настоящего лазурита во вре-
мена правления
Менкаура (IV династия).
  В эпоху V и VI династии происходит огромный
скачок в  разви-
тии похоронных
обрядов. Унас, Тета, Пепи I покрывали 
огромные
площади
внутренних комнат, коридоров и прочих помещений  своих
гробниц -
пирамид, избранными текстами из самой ранней 
дошед-
шей до нас версии
Книги мертвых.
  В нашем распоряжении 5 подборок текстов из
этой версии кото-
рая отражает
представления жрецов школы Анну или 
Гелиополиса,
поэтому получила
название Гелиополисской версии.
  До XVIII династии новых версий создано не
было. В Фивах най-
дено огромное
количество папирусов с текстами 
Книги  мертвых.
Так как там
процветал культ Амона Ра, то и влияние 
на  тексты
он оказал
значительное. Поэтому название этой 
версии  дали  в
честь Фив -
Фивская версия. Она была популярна вплоть до 
XXII
династии
включительно. В этой версии получает широкое распрос-
транение изображение
ярких и красочных виньеток. Писцы 
совер-
шенно не
ограничены в перемещении глав и рисунков. Папирусы  в
этой версии имеют
размеры : длиною от 15 до 90 
футов,  ширина
от 12 до 18
дюймов.
  С XXII до XXVI династии - период  потрясений, 
жречество  не
смогло удержаться
у власти, народ потерял к  нему  доверие. 
В
некоторый момент
переписка Книги мертвых была полностью 
прек-
ращена.
  Во времена XXVI династии храмы
восстанавливаются, тексты пы-
таются
систематизировать и дополнить ( часто иностранными сло-
вами). В гробницы
и саркофаги стали класть только самые 
необ-
ходимые тексты,
пропуская хвалебные гимны и обращения к богам.
  В греко - римский период  большую 
популярность  получает  "
Книга
дыхания", выражая суть всех представлений 
и  верований
людей
относительно бессмертия и счастья души 
усопшего  и  его
мертвого тела, с
этой точки зрения она не содержит 
ни  одного
лишнего слова.
  В римскую эпоху в могилы клали небольшие
свитки с  восхвале-
нием благодеяний
усопшего.
  В первые века христианской эры  знания 
о  древних  версиях
Книги мертвых
продолжали существовать, поскольку 
в  гробе  II
века н.э. найдены
копии текстов из пирамид в Саккаре.
  Итак существовало 3 версии :
   1. Гелиополисская версия: а) использовалась
во времена V  и
VI династии и
была найдена в виде иероглифических текстов, на-
чертанных на
стенах внутри помещений пирамид в Саккаре; 
б)пи-
салась
упрощенными иероглифами на саркофагах XI и XII династий.
   2. Фивская версия: а) писалась иероглифами
на  папирусах  и
саркофагах в
период с XVIII по XXII династии; б) писалась 
ие-
ратическими
символами на папирусах XXI и XXII династий.
   3. Саитская (Саисская) версия : писалась на
папирусах, сар-
кофагах и т.д.,
иероглифичекими, иератическими и 
демотически-
ми символами во
времена XXVI и  последующих  династий. 
Именно
эта версия была
наиболее распространенным вариантом Книги мер-
твых в эпоху
Птолемеев и может считаться ее последней версией.
  В греко - римский и римский периоды в
захоронения клали  от-
рывок из
последней версии, написанный на крошечном кусочке па-
пируса.
  С первой до последней копии Книги мертвых
в  ней 
не  упоми-
нается ни одного
имени автора или редактора какой бы то ни бы-
ло части, за
исключением царей Семти, Менкаура и 
Херута-тафа,
сына Кхуфу.
  Некоторые главы могут отнести отпечаток
культа города в  ко-
тором переписаны.
Вообще - то считалось,что Книга мертвых 
на-
писана богом
Тотом - помощником Осириса.
  Копии Книги мертвых и работы схожего
содержания клались  ли-
бо в саркофаг
умершего, либо в какое-то место 
главного  зала,
гробницы или
комнаты мумии в специально вырубленной нише.
  В саркофаг клали произвольно, но чаще его
помещали между ног
усопшего чуть
выше лодыжек или в районе  верхней  части 
бедер
еще до пеленания
мумии. В эпоху XXI династии стали 
вкладывать
в пустотелые
деревянные фигурки бога Озириса, оставлявшиеся 
в
гробнице.
  Позднее, когда папирусы стали меньше их
стали  вкладывать  в
ниши постаментов
этих фигурок. Постепенно  эти  фигурки 
стали
олицетворять
кроме Озириса и триединого бога Птаха - Секера 
-
Азара, бога
воскресения, соотвествующие изменения вносились  и
в тексты.
 _ Содержание Книги Мертвых
  В данной работе не преследуется  цель 
досконально  осветить
все разделы Книги
Мертвых, автор считает необходимым 
выделить
только самое
главное из этого  источника.  Под 
самым  главным
подразумевается
сцена Суда, ибо Суд в Дуате  был  тем 
испыта-
нием за которым
следовало либо наказание, либо награда за пра-
ведную жизнь в
виде вечной жизни рядом с Осирисом и родными.
  Глава с изображением процедуры Суда шла  обычно 
после  двух
первых гимнов и
предваряла "Главы о Восхождении к Свету".  Она
обязательно
сопровождалась  виньеткой  с 
изображением  Осири-
са, наблюдающего
за процедурой взвешивания сердца  и  большого
сборища богов,
которых убеждал в своей праведной жизни умерший.
Хотя виньетки с
Судом из разных источников различаются в дета-
лях, общее
направление заметно во 
всех:"Только  сердце  решит
все!"
  Египтяне считали, что зал Суда это вся ширь
Небес, и на  Су-
де обязательно
присутствовало три Совета богов, ведущее 
поло-
жение в иерархии
погребального совета занимал Осирис 
как  его
глава, а в
последствии он стал единоличным судьей усопших.
  Суд над каждым усопшим в отдельности
проходил сразу же  пос-
ле его смерти.
Вступив в зал умерший заявлял, что не 
совершал
грехи, отрицания
которых он подробно перечислял. Согласно 
его
признанию, он:
  1. не творил зла ;
  2. не грабил ближнего своего;
  3. не относился жестоко [ни к одному
человеку];
  4. не занимался воровством;
  5. не убивал ни мужчин, ни женщин;
  6. не не убавлял веса от бушеля;
  7. не не пользовался обманом;
  8. не похищал  того, что принадлежит богу;
  9. не произносил лжи;
 10. не 
крал чужую пищу;
 11. не произносил дурных слов;
 12. не 
нападал со злым умыслом ни на одного человека;
 13. не 
убивал  животных,[принадлежащих
богу];
 14. в делах своих не  пользовался 
обманом;
 15. не оставлял в запустении вспаханную
землю;
 16. никогда не вмешивался в чужие дела [и не
причинял  никому
страданий];
 17. не говорил дурного [ни про одного
человека];
 18. никому не позволял гневаться на себя без
повода;
 19. ни разу не обесчестил жены ближнего
своего;
 20. ни разу не согрешил против  чистоты;
 21. никогда не порождал страх [в других
людях];
 22. не 
нарушал [священных сроков и времен];
 23. не был вспыльчивым  человеком;
 24. никогда не оставался глух к словам правды
и истины;
 25. никогда не становился причиной раздоров;
 26. [никого] ни  разу не заставил пролить слезы;
 27. не совершал  греховных  поступков;
 28. не съедал сердца своего (т.е не выходил
из себя и не впа-
дал в гнев);
 29. не оскорбил [других людей] и не  относился к ним жестоко;
 30. в деяниях своих не прибегал к насилию;
 31. не принимал необдуманных решений;
 32. не пытался отомстить богу;
 34. никогда не болтал сверх меры;
 35. не поносил и не оскорблял [царя];
 36. не осквернял воду;
 37. не 
произносил  заносчивых речей;
 38. не богохульствовал и не поносил бога
своего;
 39. никогда не вел себя дерзко;
 40. никогда 
не  сравнивал себя с другими;
 41. не умножал богатства  своего 
нечестными  путями  и 
брал
только то, что
[по праву] принадлежало мне;
 42. не порицал в мыслях своих бога своего
города.
  Это признание относится к записям, сделанным
при  XVIII  ди-
настии и
показывает нравы того времени.
  Количество богов тоже, как и признаний  в 
праведности  было
сорок два. Иногда
усопший каждое из своих  оправданий  говорил
определенному
богу из совета, как бы ответственному за провер-
ку этого вида
оправданий.
  В конце главы успешно прошедшему  испытание 
давали  возмож-
ность помочь
своим родственникам и сохранить в мире живых дол-
гую память о
себе, если он нарисует  на  плитке 
чистой  земли
сцену Суда.
  Тех кто не прошел испытание бросали в пасть
Аммат -  чудови-
щу с телом
гиппопотама, львиными лапами, львиной гривой и пас-
тью крокодила.
  Но даже успешно прошедшему испытание грозила
опасность  быть
убитым, так как в
Дуате периодически происходили "чистки".  На
этот случай
мертвого снабжали амулетами и заклинаниями.
  Следует, также отметить, что львиную
долю  текстов  занимают
многочисленнные
имена богов, предметов и животных 
с  заклина-
ниями для их
подчинения умершему и отождествления с 
ним.  Су-
ществовали даже
заклинания, чтобы  пищу  на 
ладье  доставляли
умершему боги.
 _ Значение Книги Мертвых
  Влияние Книги Мертвых на жизнь египтян  оказалось 
огромным,
для знания
текстов необходимо было умение 
читать,  а  тексты,
хотя бы маленькую
часть должен  был  знать 
каждый.  Некоторые
главы вместо
текста содержат только потрясающие 
своей  красо-
той виньетки, это
указывает на то, с какой 
убежденностью  об-
щество верило в
загробную жизнь, и для захоронения использова-
лись самые
прекрасные произведения искусства Древнего Египта.
         §3. "Души" человека
  Одной из важнейших составных частей
представлений о  загроб-
ной жизни египтян
является вера в бессмертие души  и  тела, 
о
чем уже
упоминалось ранее, эта вера зафиксирована 
многократно
зафиксирована в
текстах и рисунках.
  Автор попытался максимально полно привести в
этой работе ин-
формацию об этом
элементе верований, связанном не только с ре-
лигией, но и
магией.
  Согласно представлениям египтян человек имел
несколько душ (
душа не точное,
но единственное определение). Причем каждая из
этих душ выполняла
определенную функцию на пути к 
бессмертию,
поэтому о каждой
" душе" заботились,что 
отражалось  в  погре-
бальном обряде.
  Краткая характеристика каждой
"души":
  1) Ка - двойник. Ка представлял собой некую
абстрактную  ин-
дивидуальность
или личность, обладающую внешностью и качества-
ми
человека,которому она принадлежала, и хотя обычно Ка жил  в
гробнице вместе с
телом, он мог по своему желанию выходить 
из
нее; Ка не
зависел от человека, мог свободно 
передвигаться  и
жить в любой его
оболочке.
  Предполагалось, что Ка нуждается  в 
еде  и  питье,  поэтому
египтяне следили,
чтобы в гробнице  было  вдоволь 
подношений.
Если еды и питья
не было, то Ка мог бродить по 
поверхности  и
поедать отбросы,
запивая их грязной водой, что было недопусти-
мым грехом для
семьи умершего.
  2) Ба - душа сердца, связанная с Ка, с
которым ( в  котором)
она обитает в
гробнице, деля с ним подношения. Правда в 
неко-
торых текстах
указывается, что она могла жить с Ра или 
Осири-
сом на небесах.
Ба приписывали  способность  свободно 
перехо-
дить из
материальной формы в духовную и обратно.
  3) Аб - сердце, было тесно связано с душой
и  считалось  ис-
точником как
животной жизни, так и добра  и  зла 
в  человеке.
Сохранению сердца
человека придавалось огромное 
значение,ведь
во время Суда это
единственная часть тела, которая подвергает-
ся специальной
проверке; здесь, однако сердце 
рассматривается
как центр
духовной жизни человека и его мышления, а также  ор-
ган, в котором
проявляются его пороки и добродетели и оно оли-
цетворяло все,
что для нас сегодня слово " совесть".
  4) Кхаибит (Шуит) - тень, была тесно связана
с Ба  и 
счита-
лась неотьемлимой
частью человека. Подобно Ка питалось 
подно-
шениями и
передвигалась где ей вздумается.
  5) Кху - душа духа, часто упоминается вместе
с Ба; по -  ви-
димому, она
считалась эфирным существом, т.е. по сути, той са-
мой ДУШОЙ,
которая не  может  умереть 
ни  при  каких  обстоя-
тельствах. Кху
обитала в Саху, или духовном теле человека.
  6) Секхем - сила, бестелесное воплощение  жизненной 
энергии
человека, Секхем
обитала в раю среди Кху и  духов,  в 
текстах
упоминается
вместе с душой и духом.
  7) Рен - имя, ради сохранения  которого 
египтяне  принимали
чрезвычайные меры
предосторожности, поскольку считали что 
без
имени человек и
его душа исчезают.
  8) Саху - духовное тело, которое  служило 
обиталищем  души.
Оно развивалось
из материального тела с помощью молитв или ри-
туалов
исполняемых у могилы или в  каком  либо 
другом  месте,
должным образом
назначенными и  безукоризненно  знающими 
свое
дело жрецами,
было вечным и не подвергалось разложению.
  Все ментальные и духовные атрибуты
физического тела  объеди-
нялись в нем в
новые силы совершенно иного рода.
  Все верования относительно этих  частей 
духовного  и  мате-
риального тел
появились не одновременно,  т.к.  даже 
египтяне
иногда не
понимали назначений некоторых из " душ " (  судя  по
противоречиям в
текстах), что говорит об их древнем 
происхож-
дении.
  Из приведенного в этом параграфе материала
вытекает вывод  о
вере египтян в
то, что умерший незримо находится с ними и в то
же время общается
с богами. Следовательно живые могут 
благоп-
риятно повлиять
на мнение богов о себе через души 
своих  род-
ственников,
вознося им жертвы.
  Это обуславливало столь трепетное отношение
к "душам" и име-
ни умершего.
  В данной главе автор рассмотрел духовную
сторону представле-
ний египтян о
загробном существовании.  Теперь  же 
необходимо
ознакомиться с
материальными  достижениями,  направленными  на
счастливое
существование египтянина в жизни после смерти.
 II Глава. Смерть и погребение.
         §1. Смерть и обряд погребения.
             Забота о сохранении тела и души.
  Египтянина покинул Ба. Человек умер. Через
70  дней  его  из
бальзамировочной
мастерской перенесут в вечное жилище. Он уда-
лится в Дуат и
станет Осирисом ( до XVII -  XVI  вв. 
до  н.э.
только фараонов
отождествляли с Осирисом,  лишь  позже 
любого
египтянина). Но
это будет через 70 дней, т.к. Исида, Нефтида и
Анубис столько
времени собирали части тела Осириса.
  Древние египтяне видя появление Сириуса
через 70 дней  после
его захода
отождествляли со " слезой Исиды".
  Пока что родственники облачались в траурные
одежды и оплаки-
вали его. Сын
умершего " становился" Гором, а жена и сестра  -
Исидой и
Нефтидой.
  После оплакивания мертвое тело на
погребальной ладье перево-
зили на западный
берег Нила в Дом Золота - мастерскую 
бальза-
мировщиков.
  Бальзамировщиков было пятеро: Анубис - жрец
в маске  шака-
ла, ему помогали
Хапи,  имеющий  голову  павиана,  Дуамутеф 
-
имеющий голову
шакала, Кебехсенуф с головой сокола и 
Имсет  с
человеческой
головой.
  Сперва они омывали тело нильской водой, при
этом оно  стано-
вилось Саху -
священной  частью  необходимой 
для  дальнейшего
воскресения.  Затем 
парасхит  (наемник  для 
вскрывания  тел)
вскрывал
кремневым  ножом Саху и изгонялся из
Дома Золота. За-
тем боги
извлекали внутренности и опускали их в 
канопы(  свя-
щенные сосуды,
заполненные снадобьями и отварами). Канопы 
де-
лались в виде
статуэток Хапи,Дуамутефа, Кебехсенуфа и Имсета.
  Закрыв канопы, боги-бальзамировщики
обрабатывали  тело  Саху
снадобьями из
трав и благовоний и  туго  пеленали 
матерчатыми
бинтами.
  Родные и близкие умершего должны были
бдительно  проследить,
чтобы все обряды
были соблюдены, иначе Ка за 
пренебрежение  к
себе мог мстить
им и их потомкам.
  Бедняка клали в простой  деревянный 
гроб,  написав  изнутри
имена богов,
которые воскресят умершего и проводят в 
Дуат,  а
на крышке мольба
к Осирису: " О ты, Уннефер 
(пребывающий  в
состоянии
благости ),благой бог! Дай же этому человеку в твоем
Царстве тысячу
хлебов, тысячу быков,тысячу кружек пива!"
  Гроб богача роскошно отделывался и украшался
росписями.  Че-
рез 70 дней
погребальная процессия, оглашая Западный берег Ни-
ла плачем и
стонами, проходила к  гробнице.  Гробницу 
умерший
обычно покупал
много лет назад, обустраивал и нанимал за высо-
кую плату
камнетесов,писцов, скульпторов и 
художников,  кото-
рые украшали
стены рельефами и надписями, создавали статуи по-
койного и охранявших
саркофаг богов, и всякую утварь - все что
понадобится в
Дуате: амулеты, одежды,оружие, кресла, 
папирусы
со священными
заклинаниями.
  У входа в гробницу погребальную процессию
ждали боги  Дуата.
Деревянный гроб
опускали на землю, и над мумией совершали пос-
ледний обряд -
" отверзание уст"
  Этот обряд символизировал и повторял великое
событие, неког-
да происшедшее на
Земле, - приход Гора к  мумии  Осириса. 
Как
тогда Гор дал
отцу проглотить свой глаз, и Осирис 
восстал  из
мертвых, так и
теперь: Гор - жрец в маске сокола - касался губ
мумии волшебным
жезлом с наконечником в виде головы Барана. 
В
этом наконечнике
находился Ба, так что  этот  обряд 
возвращал
умершему его Ба и
воскрешал его для жизни в Дуате.
  Если умерший был богат, то жрецы завершив
все похоронные ри-
туалы, относили
его гроб в усыпальницу и опускали 
в  каменный
саркофаг. У южной
стены  погребальной  камеры 
ставили  канопу
изображающую
Имсета, у северной Хапи, у восточной - 
Дуамутефа
и у западной -
Кебехсенуфа. Выход в гробницу 
опечатывали  пе-
чатью некрополя,
заваливали камнями,засыпали 
щебенкой,  чтобы
грабителям не
было лазейки.
  А если египтянин был бедным, то его хоронили
в простом дере-
вянном гробу или
завернутым в циновку. Место захоронения обыч-
но располагалось неподалеку
от гробницы богача, т.к.  египтяне
считали, что Ка -
двойник  бедняка  сможет 
питаться  жертвами
приносимыми душе
богача.
  Жизнь в загробном мире зависела от того, как
человека  похо-
ронят, поэтому
обряду погребения приписывалось огромное значе-
ние, именно
благодаря этому наши современники могут 
наблюдать
в гробницах
огромное количество вещей той далекой эпохи.
         §2. Погребальная индустрия. Храмы.
Мастерские.
  Поскольку египтяне очень заботились о  сохранении 
тела,  то
было необходимо в
погребальном процессе присутствие 
бальзами-
ровщиков,
мастеров, изготавливающих канопы и деревянные 
гробы
и камнетесов, для
строительства гробницы и изготовления сарко-
фага.
  Для нормальной жизни в загробном мире  изготавливались  ста-
туэтки рабов и
животных ( ушабти). Но для того чтобы эта жизнь
вообще была,
необходимо знать имена богов, предметов и 
живот-
ных обитающих в
Дуате.
  Для того чтобы душа не забыла их, на  стенах 
гробниц  и  на
стенках гроба и
саркофага наносились  изображения  , 
имена  и
заклинания для
успешного существования души.( Сборник этой ин-
формации получил
название "Книги мертвых", о чем говорилось  в
первой главе).
  В процессе сооружения гробниц создавались
коллективы  масте-
ров при храмах
или дворце ( например поселок в Дер -Эль -Меди-
не на западном
берегу Фив эпохи Нового царства, 
там  жило  60
мастеров с
подмастерьями и учениками).
  Чаще при храмах создавался коллектив людей,
которые  занима-
лись
изготовлением  саркофагов,  "ушабти",  канопов 
и  других
предметов
погребального культа, но не строили гробницы.
  Египтянин нанимал подобный  коллектив 
или  покупал  готовую
гробницу, внося
туда свои имена на стены, ставил свои 
статуи.
Но поскольку в
гробницы клали не малые ценности, то 
существо-
вали шайки
грабителей, опустошающих погребения и тревожащих Ка
- двойника и Саху
- священную мумию.
  Если имя умершего помнил хоть  один 
человек,  то  пойманных
грабителей
бросали крокодилам, лишая их вечной жизни, т.к. без
тела Ба не
возродит человека. В случае если имя никто не 
пом-
нит, то к
грабителям закон был снисходителен, 
считалось,  что
хозяин гробницы
уже приобщился к богам и раздает свои сокрови-
ща живым.
  Следы погребальной индустрии можно было
встретить  по  всему
Древнему
Египту,(она способствовала развитию строительных  на-
выков,
медицинским знаниям), так как для 
египтянина  счастли-
вая загробная
жизнь это цель, а земная  -  подготовка 
к  ней.
Следовательно, на
определенные предметы был повышенный 
спрос,
а где спрос там и
предложение, именно благодаря этому 
до  нас
дошло огромное
количество  замечательных  произведений  искус-
ства той страны.
         §3. Эволюция погребальных сооружений.
  В этом параграфе будет показана эволюция
погребений от прос-
тых ям до гробниц
эпохи Нового царства.
  Как уже было сказано, задолго до
появления  династий,  умер-
ших хоронили
двумя способами: разрубив на части, сложив руки и
ноги вместе или
не разрубленным телом,(обычно его клали 
голо-
вой на юг на
левый бок).
  Позднее появляется  обычай  кремировать  разрубленные  тела.
Следует отметить,
что кладбища этих двух видов захоронений на-
ходятся на
некотором расстоянии друг от друга и четко разделе-
ны. Это дает
основание некоторым ученым, в 
частности  Уоллису
Баджу
предполагать о наличии двух слоев (возможно народов) в
долине Нила.
  Однако у этих двух видов захоронений
много  общего  :  во  -
первых, хоронили
умерших в долинах; во  -  вторых, 
укладывали
тела в
направлении на юг; в - третьих в захоронениях обоих ви-
дов наблюдаются
подношения; в - четвертых, использовались 
ямы
закрывающиеся
сверху.
  Подношения указывают на достаточно на
достаточно  определен-
ные представления
о загробной жизни. В некоторых могилах обна-
ружены следы
битума. Это указывает на  убеждение  о 
том,  что
жизнь человека
после смерти во многом зависит  от  сохранности
его тела. В
могилах не обнаружено ни одной надписи, что свиде-
тельствует о
большом возрасте могил, так как египтяне династи-
ческой эпохи
помещали в могилы надписи, тексты.
  Вероятно 
необходимые  заклинания  или 
магические   формулы
произносил
общинный жрец. На то что такие формулы 
существова-
ли указывают
тексты, переписанные писцами в 3 000 г., там ука-
зываются
магические способы защиты от рептилий, ядовитых насе-
комых и опасных
животных.
  Тексты написаны с многочисленными ошибками, из чего  следует
вывод о
непонимании писцами  смысла  написанного.  Это  свиде-
тельствует о
появлении этих формул во  времена  когда 
мемфис-
ские области Нила
напоминали его южную тропическую часть, 
ибо
описанных
животных в династическую эпоху можно было 
встретить
только на юге. В
могилу клали кремневые орудия и каменные вазы.
  Ближе к концу периода одновременного
осуществления этих двух
видов захоронений
в  могилах  стали  появляться  металлические
предметы и
большое количество каменных ваз, в отличие 
от  бо-
лее ранних могил.
  Это вероятнее всего связано  с 
вторжением  народа  из 
Азии
(возможно
семитского, так как в  ранних  иероглифических  тек-
стах семитская
грамматика). Представители этого народа 
позна-
комили местных с
металлами, однако те использовали 
и  кремне-
вое оружие вплоть
до начала династического периода.
  С умениями обрабатывать металлы и основами
письма, иммигран-
ты научили
местных изготавливать  кирпич.  Пришельцы 
вероятно
принесли в Египет
свои религиозные верования, обряды и литера-
туру. В связи с
этим возникает новая система погребения. 
Пог-
ребения строят на
холмах в виде грубых сооружений из 
кирпича.
Тела не
расчленяют, их обматывают лентами из специальной  тка-
ни и кладут на
спину в саркофаги.  По  моему 
мнению  это  на-
чальная точка
отсчета мумификации. Погребальный инвентарь 
по-
полнился булавой
и другим новым оружием, посудой, 
произведен-
ной на гончарном
круге.
  Следует отметить, что в " Книге
мертвых" встречается  упоми-
нание о
недопустимости разрубания, варки и ошпаривания__16__  мер-
твого, что по
моему мнению достаточно явно указывает на 
мето-
ды обработки тел
у додинастичеких египтян.
  Следующий этап в социальном развитии -
дифференциация  людей
по достатку и в
раннединастическую эпоху  это  наблюдается 
по
погребениям.
  Простых людей хоронили в простых деревянных
ящиках и засыпа-
ли сверху камнями
и песком. Тогда и появляется 
обычай  писать
на стенках
саркофага моления к богам.
  Людей побогаче хоронили в глубоких шахтах с
одной  или  нес-
колькими
погребальными камерами.
  У особо богатых людей над шахтой
надстраивалось сооружение в
виде усеченной
пирамиды  - мастабы (приложение 1, рис.
1).
  Мастаба делалась из камня или кирпича (если
из  кирпича,  то
сверху
облицовывалась камнем).
  Мастабы строились и для фараонов,  но 
весьма  специфической
формы, например
мастаба в Саккаре I-ой династии (приложение 1,
рис. 2).
  Но качественный скачок в строительстве
гробниц был сделан во
времена III-ей
династии при фараоне Джосере (2630-2611). Имхо-
теп - советник
этого фараона надстроил над одной большой 
мас-
табой еще пять,
уменьшающихся размеров. Высота пирамиды соста-
вила 60
метров,основание 120*160 метров. 
Имхотеп  окружил  ее
стенами, две из
которых имели длину 547 метров каждая, 
а  две
другие 278
метров. Внутри стен были размещены храмы.
  Первоначально предполагалось построить
пирамиды для всех ца-
рей III династии
, но закончены были только пирамиды для 
Джо-
сера и Хуни
(2599-2575). Причем пирамида Хуни была 
переделана
из ступенчатой в
классическую по приказу его сына 
Снофру  (IV
династия.
  Но наиболее известными являются пирамиды в
Гизе: Великая пи-
рамида соруженная
Хеопсом (Хуфу), пирамида Хефрена (Хафры), 
и
пирамида Микерина
(Менкаура).Все они построены во 
времена  IV
династии (
XXVIII- XXVI века до н.э.).
  Автор приведет здесь некоторые данные о  самой 
ошеломляющей
своими размерами
- Великой пирамиде. Чтобы представить ее при-
ведем габариты:
высота - 147 метров, длина стороны основания -
233 метра (причем
одна из сторон длинее  другой  всего 
на  20
сантиметров,
ошибка составляет 0,01%).
  Площадь пирамиды 50 тысяч квадратных метров.
Внутренние  по-
мещения занимают
3-4% от всего  объема.  Пирамида 
сложена  из
блоков известняка
средней массой 2,5 тонны, но самые тяжелые -
15 тонн.
Количество блоков - 2 миллиона 300 тысяч, и 
все  они
идеально
пригнаны. Снаружи  она  была 
покрыта  отполированной
гранитной
облицовкой и вместе с ней весила чуть больше 7 
мил-
лионов
тонн.Ориентация по сторонам света имеет ошибку в 4  уг-
ловые минуты, с
поворотом на запад. Кроме этого она имеет про-
порции связанные
с диаметром Земли.
  Согласно данным современной науки пирамиду
строили 20 лет  с
привлечением 100
тысяч рабочих. Известен зодчий , 
управлявший
строительством -
Хемиун.Но о способе доставки и приработки су-
ществует около 30
гипотез.
  В этих трех пирамидах не обнаружено ни одной
мумии , хотя до
некоторых камер
грабители не добрались.
  На востоке от них располагается несколько
храмов  и  пирамид
поменьше.
  Еще одна интересная деталь: в 50-х годах
рядом  с  пирамидой
было обнаружено
2-а судна из кедра длиной 30 и 43 метра длиной.
  Судно длиной  43  метра  раскопали 
и  тщательно  обследова-
ли.Его
водоизмещение - 40 тонн. По  словам  специалиста 
оно
"обладает
всеми характеристиками для плавания по морю; его нос
и корма загнуты
вверх, причем выше, чем у  кораблей  викингов,
чтобы спорить с
волнами в бурном море, а не с рябью на 
повер-
хности
Нила." Другой специалист признает, 
что  конструкция  и
тщательное
выполнение этой лодки позволяют считать ее 
"судном
с намного лучшими
мореходными качествами, чем все, 
что  могло
быть в
распоряжении Колумба." И вообще 
специалисты  пришли  к
мнению, что такая
конструкция могла быть "создана только кора-
белами народа с
долгими и прочными традициями плавания 
в  от-
крытом
море".
  Еще одна особенность этих пирамид - Сфинкс ,
лежащий у  под-
ножия пирамиды
Хафры.Согласно традиции его сооружение 
причис-
ляют фараону
Хафре, то есть дата постройки около XXVI века до
н.э. Но геолог
Роберт Шох считает, что время сооружения 
лежит
между 7000 и 5000
годами до н.э., данный  вывод  получен 
на
основе
исследований водной эрозии на теле Сфинкса.
  Некоторые исследователи (Хэнкок,
Бьювэл)  относят  постройку
этих пирамид к 10450
году до н.э.  , так как по их мнению
этот
комплекс пирамид
может быть сопоставлен с Поясом Ориона , 
за-
нимавшего в 11
тысячелетии до н.э. именно  такое  положение.
Эта гипотеза
кардинально отличается от принятой в 
официальной
науке и требует
дальнейшей проработки.
  Всего обнаружено около 80 пирамид. Некоторые
из  них 
проил-
люстрированы в
этой работе, а  именно:  погребальный  комплекс
царя Сахура (V
династия)в Абусире (приложение1, рис. 3), 
пог-
ребальный
комплекс фараона Ментухотепа I (XI династия) с гипо-
тетической
пирамидкой наверху (приложение1, рис. 4). Оба 
этих
комплекса
совмещают в себе гробницу и поминальный храм, а так-
же некоторые
другие сооружения. Пирамидки наблюдаются также 
и
у гробниц
мастеров (приложение 1, рис. 5), работавших в 
Доли-
не Царей Нового
царства ( XVI - X века до н.э.).
  В представлении египтян пирамида
символизировала  луч  света
или ступени по
которым душа фараона вознесется в 
божественный
мир. Простота и
четкость линий этих сооружений внушали уверен-
ность в непоколебимость
богов и космоса.
  В эпоху Нового царства фараоны , стремясь
избежать  разграб-
ления своих
пирамид стали сооружать гробницы в скалах. В 
свя-
зи с этим
возникли Долина Царей и Долина Цариц. По приказу фа-
раона были
сформированы коллективы ремесленников для 
создания
таких гробниц. В
Дер-эль-Медине обнаружен поселок для 60 
мас-
теров живших на
государственном обеспечении вместе 
со  своими
учениками и
подмастерьями.
  Гробницы после похоронного обряда  старались 
маскировать  и
заваливали камнями,
чтобы грабители не могли добраться до 
бо-
гатств и не
тревожили Ка - двойника и Саху - священную мумию.
  При Рамзесе ( XX династия) охрана Долины
Царей ослабевает  и
действуют сразу
пять шаек грабителей , причем "наводчиками"  и
соучастниками
часто являлись чиновники, назначенные для управ-
ления охраной
гробниц.
  К эпохе Нового царства относится самая
известная гробница  -
гробница
Тутанхамона ( XVIII династия).  Она  была 
открыта  в
1922 году
Говардом Картером и является самой богатой из непот-
ревоженных и
обнаруженных. Эта гробница в 
момент  захоронения
была не самой
богатой по сравнению со своими 
предшественника-
ми, но
современных исследователей она поразила великолепием.
  В Поздний период ( XXVI- XXXI династии)
фараонов хоронили  в
глубоких
шахтах-гробницах.
  Итак, в данном параграфе автор отследил
изменение формы пог-
ребальных
сооружений от династического периода до Позднего пе-
риода. На основе
приведенных данных можно  выделить  несколько
моментов в
эволюции этих построек (приложение 1, схема 1).
  В схеме явно прослеживается  прогресс 
в  технологии  строи-
тельства
погребальных сооружений до IV династии и падение тех-
нологии после
строительства Великих пирамид, простоявших 4 500
лет. Этот откат
достаточно сложно объяснить и следует 
провес-
ти дополнительные
исследования по этому вопросу для 
выяснения
причины упадка,
поскольку версия об экономическом 
упадке  до-
вольно
невразумительна.
  Культура Древнего Египта дошла до нас в
основном  по  остат-
кам погребений и
храмов, а также найденных там вещей. Благода-
ря именно этим
объектам ученые приоткрыли завесу 
времени  над
некоторыми
загадками Египта. Интересно то, что 
в  переводе  с
греческого Египет
означает Загадка.
                          Заключение
  В результате проведенной работы выявлено
несколько  интерес-
ных моментов
относительно духовных основ:
    1) высокоразвитые и сложные
мировоззрения  существовали  в
додинастическую
эпоху и вероятно были  привнесены  народом 
из
Азии;
    2) дальнейшие их развитие привело к
появлению культа  Оси-
риса и
замечательного памятника Книги Мертвых, что 
очень  по-
могло
исследователям при реструктуризации общества египтян;
    3) в Книге Мертвых последних версий  к 
старому  прибавили
новое и произошло
смешение этих пластов, в ней  также  заметно
постепенное
смыкание культа Осириса с  двумя  другими:солярным
монотеизмом и
культом возобновляющихся сил природы;
    4) в греко - римский период культ
Осириса  становится  ба-
зой для
христианства, а Книга Мертвых используется чисто  сим-
волически.
  Но все эти выводы сделаны исследователями
после  тщательного
изучения
материальных объектов (предметов, сооружений) или  их
остатков,
относительно этой вещественной 
стороны  тоже  можно
отметить
несколько важных моментов:
    1) повышение сложности погребений: от
погребальных  соору-
жений в виде
простых ям до грубых кирпичных сооружений в доди-
настическую
эпоху, тоже вероятно связано с 
вторжением  народа
из Азии;
    2) дальнейшее усложнение построек для
погребений приводит:
а)к появлению
замечательных пирамид в Гизе; б) к созданию спе-
циальных
мастерских при дворце и храмах;
    3) после IV династии уровень
погребальных  сооружений  па-
дает, а уровень
предметов из мастерских растет. (Эта дисгармо-
ния является
весьма странной);
    4)
в дальнейшем во  времена  нового 
царства  гробницы  не
строят, а
вырубают в скалах, и в греко-римский период их 
соо-
ружение угасает
полностью.
  Итак, в нескольких предложениях автор  отследил 
развитие  и
угасание двух
сторон созданной египтянами  действительности  -
загробного мира.
  Но это вовсе не означает, что изучать по
этой теме в  Египте
нечего, как раз
наоборот Египет больше  таит  загадочного 
чем
открытого.
  Например, морские корабли,
неопределенный  возраст  Сфинкса,
пустые Великие
пирамиды и т.д.
  Автор выражает надежду, что российская наука
не  будет  пре-
небрегать в  третьем 
тысячелетии  изучением  загадок 
мировых
древностей.
                          Примечания
  1 Бадж Е. А. Уоллис
    Египетская религия. Египетская магия./
Пер. с англ. -  М.:
Новый Акрополь,
1996. - С.65
  2 Грэм Хэнкок
    Следы богов. В поисках истоков древних
цивилизаций./  Пер.
с англ. - М.:
Вече, 1997. - С.363-374
  3 Там же. - с.7
  4 Бадж 
Е. А. Уоллис
    Путешествие Души в Царстве Мертвых.(Египетская
Книга  Мер-
твых).
Издательство "Золотой век", М., 1997 - С.21
  5 Там же.- С.22
  6 Там же.- С.23
  7 Там же.- С.29
  8 Там же.- С.37, 414-428
  9 Там же.- С.92-93
 10 Там же.- С.94
 11 Там же.- С.42-44
 12 Рак И.
    Легенды и мифы древнего Египта.  - СПб.: ТОО " Нева" ,"Уни-
верситетская
книга", 1997. - С.113
 13 Там же.- С.114
 14 Бадж 
Е. А. Уоллис
    Путешествие Души в Царстве
Мертвых.(Египетская Книга  Мер-
твых).
Издательство "Золотой век", М., 1997. - С.63, 178-179
 15 Там же - С.22-23
 16 Там же.- С.71-72, 202
 17 Джейн 
Чизхолм,  Энн  Миллард
    "Ранние цивилизации",  М.: 
Росмэн., 1994. - С.16
 18 Там же.- С.17
 19 Черняк В.З.
    Семь чудес и другие. - 2-ое изд. М.:
Знание, 1990. - С.22-26
 20 Грэм Хэнкок
    Следы богов. В поисках истоков древних
цивилизаций./  Пер.
с англ. - М.:
Вече, 1997. - С.257-258
 21 Там же.- С.325-326
 22 Там же.- С.322-324
 23 Джейн 
Чизхолм,  Энн  Миллард
    "Ранние цивилизации",  М.: 
Росмэн., 1994. - С.16
 24 Там же.- С.66
 25 Там же.- С.17
                         Библиография
 1. Бадж Е. А. Уоллис
    Египетская религия. Египетская магия./
Пер. с англ. -  М.:
Новый Акрополь,
1996. - 416 с. : ил.
 2. Бадж 
Е. А. Уоллис
    Путешествие Души в Царстве
Мертвых.(Египетская Книга  Мер-
твых).
Издательство "Золотой век", М., 1997 - 448 с.
 3. Бьювел Р.,Джилберт Э.
   Секреты пирамид. Созвездие Ориона и фараоны
Египта.  -  М.:
Вече, 1997. - 368
с.,ил. (Великие Тайны).
 4. Грэм Хэнкок
    Следы богов. В поисках истоков древних
цивилизаций./  Пер.
с англ. - М.:
Вече, 1997. - 496 с., ил. (Великие тайны ).
 5. Гюламирян 
Р.А.
    Культура древнего мира.  Часть 1. Миф и ритуал в  культуре
древнейших
обществ. Египет и Месопотамия: 
учебно-методическое
пособие /
****ский Государственный Педагогический Университет.
*****, 1996. - 96
с.
 6. Джейн 
Чизхолм,  Энн  Миллард
    " Ранние цивилизации",  М.: 
Росмэн., 1994. - 96 с.,ил.
 7. Коростовцев М.А.
    Религия древнего Египта, М.,1976
 8. Кулаков А.Е.
    Религии мира: пособие для учащихся. - М.: АСТ,1996.
 - 349 с., ил.
 9. Матье М.Э.
    Древнеегипетские мифы. М. - Л., 1956. -
173, ил.
10. Рак И.
   Легенды и мифы древнего Египта.  - СПб.: ТОО " Нева" ,"Уни-
верситетская
книга", 1997. - 179 с.,ил.
11. Черняк В.З.
   Семь чудес и другие. - 2-ое изд. М.:
Знание, 1990. - 224с.,
ил. + 16 с. вкл.
                             Схема 1
Додин.  ¦-----------------¬                -------------¬
        ¦¦ Разрубленное и ¦                ¦ Целое тело ¦
        ¦¦ обоженное тело +----------------+------------+
        ¦+----------------- Общие
признаки              ¦
       
¦+----------------------------------------------+
        ¦¦Долинное расположение                         ¦
       
¦+----------------------------------------------+
        ¦¦Южная ориентировка                            ¦
       
¦+----------------------------------------------+
        ¦¦Подношения                                    ¦
       
¦+----------------------------------------------+
        ¦¦Захоронения располагаются в
ямах              ¦
       
¦L----------------------T------------------------
        ¦                       ¦
        ¦                       ¦
        ¦                       ¦
        ¦     
Металлические орудия и много каменных ваз
        ¦    
                  ¦
        ¦                       ¦
        ¦     
Грубые сооружения из кирпича с саркофагом
        ¦     
и мумификацией, дополненные новым  
оружием
        ¦                       ¦
        ¦               --------+------¬
        ¦ 
             ¦Дифференциация¦
        ¦               L-------T-------
--------+       -------------T--+------------------¬
I-II    ¦   
Бедные        Цари                 Богатые
   дин. ¦       ¦            ¦                     ¦
        ¦   
Простые       Особые мастабы,      Мастабы с
        ¦   
деревянные    храмы и
усыпальницы  шахтами
        ¦   
ящики
        ¦
--------+-----------------------------------------------------
III     ¦
  дин. 
¦          Ступенчатые пирамиды
        ¦
--------+-----------------------------------------------------
IV      ¦               Классические пирамиды
  дин. 
¦ {Пирамиды Хуфу,Хафры,Менкаура. Технология строитель-
        ¦ 
ства на уровне современных стандартов. Наличие мор-
        ¦ 
ских судов и Сфинкса со спорным возрастом.}
        ¦
--------+-----------------------------------------------------
V -     ¦           Классические, низкого качества
 - XVIII¦ {Многие из этих пирамид через
короткое время
        ¦                разрушились.}
  дин. 
¦
--------+-----------------------------------------------------
XVIII-  ¦      
Гробницы в толще скал с богатым инвентарем
   - XX ¦
  дин. 
¦
--------+-----------------------------------------------------
XX-     ¦      
{ Неопределенные способы захоронения }
  -XXVI ¦
  дин. 
¦
--------+-----------------------------------------------------
XXVI-   ¦              Глубокие гробницы - шахты
   XXXI ¦
  дин. 
¦
        ¦
Что нового внесли верования египтян в знание о человеке его жизни и смерти. Что нового внесли египтяне в знание о человеке его жизни и смерти. Как выглядит картина древних егептян загробная жизнь. Мирровозрение представление о мире в древних странах. Рефкрат модель мира в представлении древних египтян. Как зовут верховный бог загробного мира у египтян. Чизхолм Джейн Миллард Энн и др Ранние цивилизации. Как представляли жизнь и смерть древние египтяне. Картина мира в представлениях древних египтян. Уоллиса баджа книга мертвых жрецов библиотека. Картина мира в представлении древних египтян. Картина мира в представлении дрених египтян. Дж чизхолм энн миллард ранние цивилизации. Как представляли смерть древние египтяни. Курсовая загробные представления шумеров.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты