рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Русское искусство века

Русское искусство века


Русское искусство 18 века.
         В самом
начале 18 века на краю государства, на земле, которая была только что отвоёвана
у шведов начали строить город. Для новой жизни, для утверждения новых порядков
и обычаев нужно было новое искусство. Приходилось переучивать старых художников
или искать других. Например, старые русские архитекторы умели строить пока
только церкви и боярские сводчатые палаты, а Петру нужны были большие залы для
ассамблей, праздников, балов и пиршеств, с колоннами на европейский манер.
Русские живописцы писали только иконы, а нужны были и торжественные баталии,
прославляющие военные победы, и портреты царя и его приближённых. Русские
граверы умели делать иллюстрации к церковным книгам, а нужны были виды
строящегося Петербурга, изображения побед на суше и на море, гравюры к
учебникам архитектуры, морского и артиллерийского дела.
         Всё это не
было, конечно, прихотью царя. Русская культура должны были высвободиться
наконец из-под власти церкви, догнать наконец ушедшие вперёд европейские
страны. Поэтому и пригласи- ли из Европы в Россию архитекторов, живописцев,
граверов, скульпторов, а способные к искусству русские молодые люди отдавались
им в ученики. Но так как ехать в далёкую Москву, почти незнакомую тогдашней
Европе, соглаша-
лись далеко не лучшие художники, то наиболее способные из
русских учеников быстро обгоняли своих учителей.
          Но Пётр
не только приглашал иностранных мастеров в Россию, но и русских художников
посылал в другие страны. Он очень гордился художниками, которые учились за
границей. Об одном из них – портретисте Иване
Никитиче Никитине он писал своей жене в Данциг:
Попроси
чтоб велел свою персону ему списать…дабы знали, что есть и из нашего народа
добрые мастера.”
Никитин действительно был “добрым
мастером.” С портретов,
которые он написал, смотрят сильные, резко очертанные лица царя и его
приближённых. Вот канцлер Головкин. Откудато из темноты выдвигается вперёд его
длинное лицо, суженное свисающими локонами парика. Чуть мерцают в полутьме на
красноватом кафтане драгоценные орденские знаки. Но не ордина, не эффектный
жест полководца – обычные тогда средства возвиличить – делаю лицо Головкина
значительным. Художник изобразил канцлера в упор, прямо и остро глядящим в
глаза зрителю, и он смотрит на нас, как на противников в словесном поединке,
зоркими глазами дипломата.
           До 18 века развитию скульптуры в России мешали церковные
запреты. Более всего была распространена плоская резьба по камню и дереву. Пётр
пригласил в Россию скульпторов, ему посчастливилось привлечь одного
действительно крупного мастера – итальянца Карло
Бартоломео Растрелли.
           Гораздо
скромнее эффектных скульптурных компазиций Карло Растрелли были произведения
живописца Алексея Петровича Антропова       
Но зато люди в его портретах живее и проще.
Художник не заставляет нас смотреть на них снизу вверх, он не умеет и не хочет
льстить своим моделям. Лицом к лицу видим мы в его портретах полных достоинства
пожилых дам, важных архиепископов. Даже в торжественном парадном портрете молодого царя Петра 3 среди тяжёлых
драпировок, колонн, позолоты стоит в эффектной позе не грозный самодержец, а
болезненный узкоплечий юноша с вялым, лишённым всякой значительности лицом.
          
Другой талантливый портретист 18 века – Иван Петрович Аргунов
был крепостным графа Шереметева. Его портреты
изящнее, легче антроповских, позы его героев свободнее и подвижнее, сама
живопись мягче, воздушнее. Но и он показывает людей точно и просто, не склонен
льстить им.
          
Художники второй половины 18 века
начинают больше интерисоваться личными достоинствами человека, его моральными
качествами, его внутренним миром. В искусстве они видят средство воспитания
и потому стремятся сделать его разумным, ясным, логичным.
И как величавая высокопарноть от Ломоносова
сменяется в это время более простыми, более близкими к живому разговорному
языку одами Державина, так в архитектуре пышное великолепие стиля барокко
сменяется спокойной простотой и строгим величием стиля классицизм.
            Представителями
классицизма в России в 18 веке были архитекторы Баженов, Казаков, Кваренги,
Камерон, Старов.
           К простоте,
естественности, человечности стремились и другие виды искусства. В скульптурных
портретах замечательного русского мастера Федота
Ивановича Шубина нет пышности портретов Карло Растрелли. Он видит значительность человека не в
богатой одежде и не в гордой позе, а в характере человека, умеет
подчеркнуть в каждом главные, существенные для него черты. Конечно, герои
Шубина – знатные люди, и это ощущается не только в надменности графини Паниной
или самодовольстве графа Орлова, но и в энергичном Завадовском, первый портрет
- в Третьяковской галерее в Москве, два других в Русском музее в Петербурге.
Все они уверены в себе, полны достоинства, и это придаёт таким разным не только
по внешности, но и по характеру людям что-то общее.
           
В историю искусств вторая половина 18 века вошла как время портретов,
особенно живописных. Портреты были нужны всем - от царицы до небольшого
провинциального чиновника. В художественных или краеведческих музеях многих
городов нашей страны вы можете увидеть портреты того времени – важных господ в
цветных кафтанах, задумчивых или кокетливых дам с высокими причёсками, с
волосами напудренными до седины. Иногда эти портреты написаны легко и живо,
тающими серебристыми краскам, иногда – грубоватой рукой крепостно –
го живописца-самоучки.
           
Три имени знаменуют вершину русского живописного портрета 18 века: Рокотов, Левицкий и Боровиковский.
            
Портрет неизвестной молодой женщины с задумчиво прищурен – ными глазами,
в лёгком розовом платье (Неизвестная в розовом), написанный Фёдором
Степановичем Рокотовым, привлекает тонкостья, душевным богатством. Рокотов
пишет мягко, воздушно. Полунамёком, ничего не вырисовывая до конца, передаёт он
прозрачность кружев, мягкую массу напудренных волос, светлое лицо с затенёнными
глазами.
Поэзия душевной жизни, внутренняя, часто
скрытая от других красота человека привлекает Рокотова, и он находит средства
передать её на холсте.
             В портретах написанных Дмитрием Григорьевичем Левицким, нет
поэтической дымки, окутывающей образы Рокотова. Он зорче, трезвее смотрит на
своих героев, его интересует разнообразие характеров, и он умеет их показать
даже в торжественных парадных портретах. Известный богач и самодур П. Демидов
изображён им во весь рост, на большом холсте, на фоне величавой архитектуры, в
пышных складках алого одеяния. Но если присмотреться – это складки не мантии, а
домашнего халата. Ведь Демидов не состоит ни на какой государственной службе,
он не сановник, не полководец, он опирается не на саблю, а всего лишь на
садовую лейку, и торжественный жест указывает не на дым сражения, а всего лишь
на цветочные горшки знаменитой демидовской оранжереи. И уж совершенно ничего величественного
нет в его хитром немолодом лице, любезном и скаредном одновременно.
            
Владимир Лукич Боровиковский работал
уже в конце 18 века и в первой четверти 19 века. В его портретах задумчивые
девушки, написанные прозрачными, светлыми красками мечтают на фоне зелени сада.
Чувственность повестей Карамзина, появившихся в эти годы, отразилась и в
образах их читательниц, которых писал Боровиковский к его лучшим произведениям
относятся портреты:
В. И. Арсеньевой, М. И. Лопухиной, А. Г. и В. Г. Гагариных.
             
Русские художники 18 века сумели воплотить в красках и мраморе облик,
характеры, духовный мир своих современников. Именно в портрете создало искусство этого времени свои лучшие
произведения.                 
  
            
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты