рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Русская иконопись Язык икон

Русская иконопись Язык икон


2СОДЕРЖАНИЕ 1. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ
3
1.1.
Корни древнерусской иконописи
3
1.2.
Причины забвения русской иконы
6
1.3.
Признание громадного художественного значения древне- 7 2. ЯЗЫК ИКОН
11
2.1.
Сюжеты древнерусской живописи
11
2.2.
Образы Спаса
12
2.3.
Образы Богородицы
15 Список
литературы
18
- 3 -
21. РУССКАЯ ИКОНОПИСЬ 21.1.
Корни древнерусской иконописи0 Огромен сейчас
интерес к древнерусской живописи в нашей
стране, и
не менее огромны трудности ее восприятия у тех, кто
обращается
к ней сегодня. Их испытываю
практически все - и под-
ростки,
и взрослые, причем даже люди, в остальном хорошо образо-
ванные,
хотя в Древней Руси ее живопись была доступна всем. дело
в том,
что коренятся эти трудности не просто в недостатке знаний
у
отдельного человека, причина их
гораздо шире: она в драмати-
ческой судьбе самого древнерусского искусства, в драмах нашей
истории. Христианству на Руси
Чуть более тысячи лет и такие же древ-
ние
корни имеет искусство иконописи. Икона (от греческого слова,
обозначающего "образ", "изображение") возникла до зарождения
древнерусской
культуры и получило широкое распространение
во
всех
православных странах. Иконы на
Руси появились в результате
миссионерской
деятельности византийской
Церкви в тот период,
когда
значение церковного искусства переживалось с особенной си-
лой. Что особенно важно и что явилось
для русского церковного
искусства
сильным внутренним побуждением,
это то, что Русь При-
няла
христианство именно в эпоху возрождения
духовной жизни в
самой
Византии, эпоху ее расцвета. В
этот период нигде в Европе
церковное
искусство не было так развито, как
в Византии. И
в
это-то
время новообращенная Русь получила среди прочих икон, как
образец
православного искусства,
непревзойденный шедевр - икону
Богоматери,
получившую впоследствии наименование Владимирской.
- 4 - Через изобразительное
искусство античная гармония и чувство
меры
становятся достоянием русского церковного искусства, входят
в его
живую ткань. Нужно отметить и то,
что для быстрого освое-
ния
византийского наследия на Руси имелись благоприятные предпо-
сылки
и, можно сказать, уже подготовленная почва. Последние исс-
ледования
позволяют утверждать, что языческая Русь имела высоко-
развитую
художественную культуру. Все это
способствовало тому,
что сотрудничество русских мастеров с
византийскими было исклю-
чительно
плодотворным. Новообращенный народ
оказался способным
воспринять византийское наследие, которое нигде не нашло столь
благоприятной
почвы и нигде не дало такого
результата, как на
Руси. С глубокой древности
слово "Икона"
употребляется для от-
дельных изображений, как правило написанных на доске. Причина
этого
явления очевидна. Дерево служило у нас основным строитель-
ным
материалом. Подавляющее большинство русских церквей были де-
ревянными, поэтому не только мозаике, но и фреске (живописи по
свежей сырой штукатурке) не
суждено было стать в Древней Руси
общераспространенным
убранством храмового интерьера. Своей декоративностью, удобством размещения в храме,
яр-
костью
и прочностью своих красок
иконы, написанные на досках
(сосновых
и липовых, покрытых алебастровым
грунтом - левкасом),
как
нельзя лучше подходили для убранства
русских деревянных
церквей. Недаром было
отмечено, что в Древней Руси икона явилась та-
кой же классической
формой изобразительного искусства,
как в
Египте
- рельеф, в Элладе - скульптура, а в Византии - мозаика. Древнерусская
живопись - живопись христианской Руси - игра-
- 5 -
ла в
жизни общества очень важную и совсем иную роль, чем живо-
пись
современная, и этой ролью был
определен ее характер. Русь
приняла
крещение от Византии и вместе с ним унаследовала предс-
тавление о том, что задача живописи - "воплотить слово" вопло-
тить в
образы христианское вероучение.
Поэтому в основе древне-
русской
живописи лежит великое христианское "слово". Прежде все-
го это
Священное Писание, Библия
("Библия" по-гречески - книги)
-
книги, созданные, согласно
христианскому вероучению, по вдох-
новению
Святого Духа. Воплотить слово, эту
грандиозную литературу, нужно было как
можно
яснее - ведь это воплощение должно было приблизить челове-
ка к
истине этого слова, к глубине того
вероучения, которое он
исповедовал. Искусство византийского, православного
мира - всех
стран, входящих в сферу
культурного и вероисповедного влияния
Византиии, - разрешило эту задачу, выработав
глубоко своеобраз-
ную совокупность приемов,
создав невиданную ранее и никогда
больше
не повторившуюся художественную систему, которая позволи-
ла необычайно полно и ясно воплотить
христианское слово в живо-
писный
образ. В течение долгих веков древнерусская живопись
несла людям,
необычайно
ярко и полно воплощая их в
образы, духовные истины
христианства. Именно в глубоком
раскрытии этих истин обретала
живопись
византийского мира, в том числе и
живопись Древней Ру-
си, созданные ею фрески, мозаики, миниатюры, иконы, необычай-
ную,невиданную,
неповторимую красоту.
- 6 -
21.2. Причины забвения русской иконы0 Со временем искусство
всего византийского мира, и искусство
Древней
Руси постигло забвение. Пала под
ударами турок-завоева-
телей
византийская империя, оказались
завоеванными мусульманами
некогда
христианские страны Малой Азии и многие славянские госу-
дарства.
В этих бедах, пережив
татаро-монгольское нашествие, по
существу выстояла одна Русь. После падения Византии она была
подлинным
центром православной культуру. Забвение, разорение
постигли древнерусскую культуру, в
том
числе и
иконопись, не в результате покорения иноземцами, а в мо-
мент
высочайшего подъема русской государственности при Петре 1.
Реформы
Петра, повернувшие Россию на
Запад, отринули культурное
наследие
Древней Руси. Русская живопись
после пертровских ре-
форм, в
том числе живопись церковная, строится на этих новых за-
падно-европейских
принципах. И хотя чисто
религиозное уважение
сохранялось
в европезированном просвещенном русском обществе, но
и сами
отличия живописи древнерусской от европейской воспринима-
лись им
лишь как доказательства русской отсталости и варварства.
Постепенно
вся эта живопись, как и вся допетровская
старина,
предавалась забвению. Древняя
художественная система в сильно
упрощенном
виде сохранялась лишь в крестьянском иконописании,
центрами которого были
несколько
"иконописных" сел
- Палех,
Мстера
и Холуй. Но, к счастью, это забвение древних национальных
корней не
было в
России окончательным. Через сто
лет после петровских ре-
форм к
нем обратилась новая, созданная
как раз в результате ре-
форм2
0русская культура, русская интеллигенция. -
7 - 21.3. Признание громадного
художественного значения древне-
2русской иконы и возрождение интереса к ней0 Интерес к древнерусской культуре вызвал
обращение и к ее
живописи. Уже в "Истории государства
российского" Карамзин упо-
минает
о древнерусских художниках,
приводит сведения об их про-
изведениях. Они становятся предметом изучения для
историков, но
подлинное
открытие иконописных сокровищ произошло позже. Дело в
том,
что люди ХIХ столетия древнерусской иконописи по-настоящему
просто
не видели. Потемнели, покрылись
пылью и копотью, уцелев-
шие в
древних храмах фрески и мозаики,
и в буквальном смысле
стали
невидимы иконы - главная, самая многочисленная часть древ-
нерусского
наследия. Ведь фресками и в особенности мозаиками ук-
рашали
в древности далеко не каждую церковь, а иконы были обяза-
тельно
не только в каждом храме, но и
в каждом доме. Причина
этой невидимости икон - в той особой
живописной технике в кото-
рой они
создавались. Доска, на которой должна быть написана ико-
на
покрывалась левкасом или загрунтованной тканью - паволокой, и
само
изображение наносилось но грунт темперой, т.е. минеральными
красками. А
сверху изображение покрывалось слоем олифы. Олифа
хорошо
проявляет цвет и, что еще важнее
прекрасно предохраняет
икону от повреждений. Но
олифа обладает свойством со временем
темнеть, и за 70-100 лет она темнела на столько,
что почти сов-
сем
скрывала, находящуюся под ней
живопись. В древности на Руси
знали и
применяли способы удаления потемневшей олифы, т.е. спо-
собы
"расчистки" древней живописи. Но способы эти были трудоемки
и со
временем иконы стали не расчищаться,
а "поновляться", т.е.
- 8 -
поверх потемневшей олифы писалось новое изображение. Часто на
древних
иконах делалось в течение веков несколько таких поновле-
ний -
первоначальная живопись в
таком случае закрывалась нес-
колькими
слоями записей, каждый из которых
был покрыт олифой.
Таким образом в начале XIX века, к тому моменту, когда возник
интерес
к допетровской культуре, потемнели
уже и иконы XVII ве-
ка. На всех
древних иконных досках
представали лишь силуэты,
контуры
изображений, проступающие сквозь
потемневшую, закопчен-
ную
олифу. Среди образованных
людей находились немногие, особо
чуткие
к искусству люди, сумевшие ощутить в этой почерневшей
живописи
таящуюся
в ней художественную силу.
Так в 1840 году историк
Иванчин-Писарев, посеивший Троице-Сергиеву лавру, сумел
увидеть
в
хранящейся там сильнопотемневшей "Троице" Андрея Рублева цен-
нейший
памятник искусств. До середины XIX века
общим оставалось представление, что
"художества водворены у нас в
отечестве Петром I". Только
во
второй половине
столетия такой представление было
разрушено. В
это важную роль сыграла
русская историческая наука.
Особенно
значительны
были успехи, сделанные ею в изучении древней словес-
ности,
древней литературы. Во многом именно благодаря этому уче-
ные
того времени обратили внимание на древнюю иконопись, тесней-
шим
образом связанную со словом, с литературой, и сумели оценить
точное
и глубокое соответствие икон литературному
источнику.
Признание за древней живописью художественного значения, рост
интереса
к ней вызвали обращение широких кругов образованных лю-
дей к
той народной среде, где эта живопись, как и вся допетровс-
кая
старина, еще продолжала жить. Для иконописи прежде всего та-
- 9 -
кой
средой была среда старообрядческая, среда раскольников, т.е.
крестьян
и купцов, предки которых в
середине XVII века отклони-
лись от
православной Церкви, не приняв
некоторых предпринятых в
то
время нововведений. Старообрядцы
берегли древнюю икону, как
свободную от этих нововведений, не испорченную ими, высоко ее
чтили и
сохранили своеобразное понимание ее красоты. Общение со
старообрядцами давало поэтому возможность
познакомиться с боль-
шим
числом принадлежащих им, собранных ими икон, что уже само по
себе
было важно, так как расширяло
представления о древней ико-
нописи. Но что еще важнее - у старообрядце учились ценить ту
"тонкость
древнего письма", которую они
сами ценили в собранных
ими
иконах. Учились у них видеть и сквозь потемневшую олифу вир-
туозную
точность рисунка, стройную ясность композиции. На исходе XIX
века в России
складываются многочисленные
коллекции. Самые знаменитые из них - коллекции
А.В. Морозов а,
И.С.
Остроухова в которых иконы были собраны уже не как памятни-
ки
старины, а как произведения искусства. В конце жизни начинает
собирать
иконы и знаменитый Третьяков и,
понимая художественное
значение
собранной им коллекции икон, он
завещает ее своей кар-
тиной
(Третьяковской) галерее. Естественно, что и у
владельцев иконных собраний, и у людей
близких
к ним возникло желание увидеть то, что находится под по-
черневшей
олифой, увидеть собранную ими
древнюю живопись в нас-
тоящем
виде. В начала XX века были
предприняты расчистки икон.
Инициатором
этих расчисток являлся И.С. Остроухов, бывший к тому
времени
не только владельцем собственного иконного собрания, но
и
попечителем Третьяковской галереи. Благодяря его знаниям, опы-
ту
нашлись и исполнители этой работы. К ней были привлечены мас-
- 10 -
тера-иконописцы,
уроженцы старинных иконописных сел. Хорошо зная
технологию
иконы, вспомнив дедовские
приемы, они справились с
поставленной задачей, убрали с
поверхности икон и потемневшую
олифу и
поздние записи - открыли
первоначальную древнюю живо-
пись. С этого момента началось настоящее
открытие древнерусской
иконописи. В результате расчисток, или реставрации, как мы те-
перь
говорим, иконы представали так ново и неожиданно, что удив-
ляло
даже специалистов. В прах разлетелся миф о "черных иконах". Вслед за первыми расчистками последовало
множество других:
и в
частных собраниях, и музеях, и в храмах, где кроме того, на-
чали
расчищать и раскрывать древние фрески. Открытие древнерусской
живописи в начале XX века, признание
ее
художественного значения возрождало и понимание ее подлинного
духовного
смысла. Но на дальнейших судьбах и
самого древнерусс-
кого
искусства, и его постижения сказались великие и грозные ис-
торические
события начала XX века, свершившиеся в стране, преоб-
разования
в результате Октябрьских событий 1917 года. Признание
атеизма
в качестве государственного мировоззрения привело к го-
нению
на христианское слово, к почти
полному изъятию его из на-
родного
обихода, надолго сделала
невозможным изучение духовного
смысла
древней иконописи. Оно грозило гибелью и самим произведе-
ниям
древнерусского искусства. Были
закрыты тысячи храмов, мно-
гое из принадлежавшего им,
в том числе и древние иконы, было
уничтожено. Однако признание иконописи искусством,
составной частью
культуры
сыграло свою положительную роль:
для икон открыли свои
двери
музеи, куда поступали древние
иконы, собранные коллекцио-
нерами
и иконы из закрываемых храмов. С
послевоенных лет, когда
- 11 -
начал возрождаться интерес к национальной культуре, икона как
явление
этой культуры начала возвращаться в музейные экспозиции:
сначала
очень робко, а в 60 - 80-е годы
уже достаточно широко и
открыто. Происходящие сейчас в нашем обществе
процессы уже при-
вели к
тому, что древняя икона возвращается и в храмы.
22. ЯЗЫК ИКОН0
22.1. Сюжеты древнерусской живописи0 Таинственная
загадочная красота иконы восхищала и увлекала,
ее
художественный язык, столь отличный от языка европейского ис-
кусства
становиться предметом изучения и исследования специалис-
тов. Но
народ, все мы, к кому вернулась древняя икона, оказались
теперь
в двойной изоляции от своей расчищенной, сохраненной, си-
яющей
красками живописи. Если Людям начала XX века был нов худо-
жественный
мир иконы, то лежащее в ее основе
слово, Евангелие,
Библия, вся христианская традиция были им
хорошо известны. Мы,
также
как и они, привыкли с детства е европейской живописи ( по-
тому что европейской по
типу является и русская живопись XVI-
II-XIX
веков), и нам тоже труден и
непривычен художественный
язык
иконописи. Но, кроме того, нам - нам в широком смысле слова
- плохо
известно Священное Писание,
неведомы жития святых, цер-
ковные
песнопения, закрыто и то
"слово", которое лежит в основе
древнерусской
живописи. Начавшееся возвращение к нему идет труд-
- 12 -
но и
медленно. Рассматривая иконы мы
часто задаем вопросы: "Кто изображен?
Что изображено?", а потом - "Почему так
изображено?". Вопросы
эти,
кажущиеся на первый взгляд простыми и наивными, чрезвычайно
важные
и нужные. Без ответа на них
невозможно самое первое приближение к
древнерусской иконописи, невозможно приобщение к тому открытию
иконы
после столетий забвения, которое принес наш век. Рассмотрим
наиболее часто встречающиеся
композиции русских
икон.
22.2. Образы Спаса0 Главный, центральный
образ всего древнерусского искусства -
образ
Иисуса Христа, Спаса, как его
называли на Руси. Спаситель
(Спас)
- это слово абсолютно точно выражает представление о нем
христианской религии. Она учит, что
Иисус Христос - Человек и
одновременно
Бог и Сын Божий, пренесший
спасение человеческому
роду. Традиционно
расположены на любом его изображении по обеим
сторонам
от головы IC XC - обозначение словом его личности, сок-
ращенное обозначение его имени -
Иисус Христос ("Христос"
по-гречески
- помазанник, посланник
Божий). Также традиционно
окружает
головы Спаса нимб - круг, чаще
всего золотой, - симво-
лическое
изображение исходящего от него
света, света вечного,
потому
и обретающего круглую безначальную форму. Нимб этот в на-
мять о
принесенной им за людей крестной жертве всегда расчерчен
- 13 -
крестом. В древности в
византийском искусстве сложились чисто
худо-
жественные,
живописные приемы, позволяющие раскрыть одухотворяю-
щее,
божественное начало в самих чертах, в самом реальном облике
Иисуса
Христа. Эти приемы на протяжении времени развивались, что
позволило
раскрывать в образах Спаса разные грани его личности.
Стремление к разнообразию никогда не было
самоцелью древнерусс-
ких
художников. Наоборот они
стремились как можно полнее сохра-
нить
то, что было сделано их
предшественниками. Древние изобра-
жения
Спаса повторялись художниками многих
последующих поколе-
ний. В этих случаях никогда не возникали
копии, так как воспро-
изводились
лишь главные характерные черты избранного образца. Нерукотворный
образ, или иначе Спас
Нерукотворный, - важ-
нейший
образец, которому следовали
мастера во все времена, пока
существовало древнерусское искусство.
Легенда о Нерукотворном
Образе
утверждала не только то, что это изображение было создано
по воле
самого Иисуса Христа, но и то, что оно было создано им в
помощь
страждущему человеку. Многочисленны были
иконы, воспроизводящие Нерукотворный Об-
раз.
Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный", создан-
ный в Новгороде в XII веке и принадлежащий
сейчас Третьяковской
галерее. Очень важным и
распространенным типом изображения Спаса в
древнерусском
искусстве был тип ,получивший название "Спас Все-
держитель".
Понятие "Вседержитель" выражает основное представле-
ние
христианского вероучения о Иисусе
Христе. "Спас Вседержи-
тель" -
это поясное изображение Иисуса Христа в левой руке
с
Евангелием
- знаком принесенного им в мир учения -
и с правой
- 14 -
рукой, деснице, поднятой в жесте обращенного к этому миру бла-
гословения.
Но не только эти важные смысловые атрибуты объединя-
ют
изображения Спаса Вседержителя.
Создавшие их художники стре-
мились
с особой полнотой наделить образ Иисуса Христа божествен-
ной
силой и величием. До нас дошло
выполненное мозаикой изображение Спаса Вседер-
жителя в куполе одного из древнейших храмов -
собора Святой Со-
фии в
Киеве ( 1043-1046 гг ). Многочисленны
были и иконописные изображения
Спаса Вседер-
жителя.
И среди них, пожалуй, самое знаменитое - икона, написан-
ная в начале XV века величайшим русским
художником Андреем Руб-
левым. Ее называют сейчас по месту находки в
городе Звенигороде
"Звенигородским
Спасом". С теми же атрибутами
Владыки мира, что и Спас Вседержитель,
- с Евангелием в левой руке и поднятой в
благословении десницей
-
изображался Иисус Христос и в
распространенных
композициях
"Спас на престоле".
На его царственную власть указывало здесь
само
восседание на престоле (троне). В
этих изображениях особо
ясно
выступало то, что Владыка мира
является и его судией, так
как
"воссев на престол", Спаситель
будет творить свой последний
суд над
людьми и миром.
- 15 -
22.3. Образы Богородицы0 Рядом с образами
Спаса с древнерусском искусстве по
своему
смыслу
и значению, по тому месту, которое
они занимают в созна-
нии и в
духовной жизни людей, стоят образы Богоматери - Девы Ма-
рии, от которой воплотился, вочеловечился Спаситель, - образы
его
земной матери. И тверда у христиан вера, что став Владычецей
мира, стала Богородица и неизменной
заступницей людей: извечное
материнское
сострадание обрело у нее высшую полноту,
ее сердце,
"пронзенное"
великими муками Сына, навечно отозвалось на бесчис-
ленные
людские страдания. Предание
гласило, что первые иконы Богоматери
были созданы
еще при
ее жизни, что их написал один из
апостолов, автор Еван-
гелия
Лука. К произведениям художника евангелиста причислялась и
икона
"Богоматерь Владимирская",
которая считалась покровитель-
ницей
России, находящаяся сейчас в коллекции Третьяковской гале-
реи.
Существует летописное известие, что эта икона была привезе-
на в
начале XII века в Киев из Царьграда (так называли на Руси
столицу
Византии Константинополь). Имя
"Владимирская" она полу-
чила на
Руси: ее забрал с собой из Киева,
отправляясь в северо-
восточные
земли, князь Андрей
Боголюбский. И здесь, в
городе
Владимире
икона обрела свою славу. В центре
иконы располагается
поясное
изображение Богоматери с
младенцем на руках, который
нежно
прижимается к ее щеке. Изображение Марии и
младенца в позах взаимного
ласкания -
по-русски обозначалось как "Умиление". Прижимая к себе правой
рукой
младенца Сына, мягко склонившись к нему головой, левую ру-
ку
простирает к нему Мария в жесте моления: пронзенная своей ма-
- 16 -
теринской
скорбью за него, она к нему же несет свою печаль, свое
извечное
заступничество за людей. Способным
разрешить материнс-
кую
печаль, ответить на ее молитву изображен здесь младенец Сын:
в его лике, в его обращенном к матери взгляде таинственно сли-
лись
детская мягкость и глубокая, неизречимая мудрость. Почитание
"Богоматери Владимирской" привело не только к то-
му, что на Руси существовало много списков
с нее, много ее пов-
торений.
Очевидно, во многом благодаря любви к этой древней ико-
не,
особенно в северовосточных русских землях, широкое распрост-
ранение
получил сам тип "Умиление", к которому она принадлежала.
"Умилением"
является прославденная "Богоматерь Донская" - икона,
согласно
легенде, получившая свое имя в связи с тем, что Дмитрий
Донской
брал ее с собой на Дон, в битву на
Куликовом поле, Где
одержана
была великая победа над татарами. Кроме изображений
типа "Умиление",
многочисленными и люби-
мыми были изображения Богоматери с младенцем
на руках, которые
назывались
"Одигитрия", что
означает "Путеводительница". В ком-
позициях
"Одигитрия", Богоматерь
изображена в фронтальной, тор-
жественной
позе. Лишь правая рука Девы Марии невысоко и спокойно
поднята
в жесте моления, обращенном к
сыну. Иногда "Богоматерь
Одигитрию", называют "Богоматерь
Смоленская". Дело в том, что
согласно
летописному приданию, древнейший из привезенных на Русь
списков
"Одигитри" находился в Смоленске. Существует еще несколько различных по композиции
изображе-
ний
Богородицы. К ним относятся:
"Богоматерь Казанская", "Бого-
матерь
Тихвинская", "Богоматерь Оранта (молящаяся)", "Богоматерь
Знамение". Кроме рассмотренных
нами икон, существует еще несколько сю-
- 17 -
жетных
групп: иконы с изображением
различных праздников, напри-
мер,
Рождества, Сретения, Успения и многих других; иконы с изоб-
ражениями
различных святых, например, Георгия Победоносца, апос-
толов Петра
и Павла, Козьмы и Демьяна и многих
других. Все эти
иконы
пишутся по определенным канонам, т.е. правилам, определяю-
щим
сюжет и композицию изображения. Мы познакомились с
образами древнерусской живописи, с лежа-
щими в
их основе сюжетами. Эти сюжеты, почерпнутые из христианс-
кого
слова, в основной своей части знакомы всем христианским на-
родам.
Но благодаря особому отношению к христианскому слову, к
задачам,
опирающейся на него живописи, эти
сюжеты стали на Руси
основой
самобытного, уникального в мировой
культуре явления -
древнерусской
иконописи.
- 18 -
2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Алпатов М.В.
Древнерусская иконопись. - М., Изобразительное
искусство,
1978. Барская Н.А. Сюжеты и
образы древнерусской иконописи. - М.,
Просвещение,
1993. Володарский Н.И. По залам Третьяковской
галереи. - М.,
Изобразительное
искусство, 1970. Иванов А.П. Духовные основы церковного искусства. -
Журнал
московской
патриархии N5 1989, с.67. Любимов Л.Д. Искусство древней Руси. -
М., Просвещение,
1974. Успенский А.А. Искусство русской церкви. Иконопись. -
Жур-
нал
московской патриархии N8 1987, с.73. Ямщиков М.С. Сокровища Суздаля. - М. Изобразительное ис-
кусство,
1970.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты