рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Ответы на вопросы к зачету по курсу культурологии

Ответы на вопросы к зачету по курсу культурологии


КУЛЬТУРОЛОГИЯ
( группы дневного обучения )
Ориентировочный список вопросов к зачету
1. Общее понятие о культуре. Культурология как наука о культу­ре.
Актуальность данной науки.
2. Культура как
сложное понятие. Его основные научные аспекты.
Отличие культурологии
от других наук.
3. Функции культуры. Понятие о контркультуре.
Отношения между культурой и контркультурой.
4. Три формы культуры ( физическая, материальная духовная). Их общая
характеристика.
5. Основные категории материальной культуры. Основы ее страти­фикации.
6. Три типа культуры ( личная, коллективная, общая ). Их общая
характеристика.
7. Культура личности. Адаптация, автоматизм, характер
и опыт как формы проявления личностной культуры.
8. Понятие закона в культурологии. Основные законы и
методы культурологии. Культурология и культуроведение.
9. Понятие теории в
культурологии. Основные теории культуры.
10. Культура как образ деятельности. Язык - основа
культуры и деятельности. Понятие о знаке. Знаки и символы в культуре.
11. Принципы ( ценности ) нормы и правила
монологической дея­тельности. Понятие открытой логичности.
12. Принципы ( ценности ) нормы и правила
диалогической дея­тельности.
13. Культура как
информация. Понятие об информативной культуре.
14. Текст как носитель
информации. Свойства и типы текстов.
15. Общая
характеристика текстов официально-делового стиля.
16.
Справочно-информативные тексты. Их культурная типология.
17. Аннотация как вторичный текст. 
Цели и объекты аннотирова­ния.
18. Реферат как вторичный текст. Три типа рефератов. Ценности, нормы и
правила реферирования.
19. Конспект как вторичный текст. Типы
конспектов.Ценности, нормы и правила конспектирования.
20. Основы деловой культуры. Понятие документа, его
общая ценностная характеристика. Виды и типы документов.
21. Понятие делового протокола. 
Правила современного делового протокола.
22. Формы представления личностной информации в
деловой и ху­дожественной культуре, их общая характеристика.
23.  Семья как феномен культуры.
24. Ценности, нормы и правила семейной жизни в различных куль­турах.
25. Школа как феномен культуры. Образование как
культурная ценность.
26. Культура и время.  Общая
культурологическая периодизация истории. Основы периодизации.
27. Общая характеристика доисторической культуры и
культуры античности.
28. Общая характеристика
культуры средневековья.
29. Общая
характеристика культуры нового и новейшего времени.
30. Общая
характеристика русской культуры.
31. Актуальные
проблемы современной российской культуры.
32. Ценности и идеалы
русской культуры.
33. Культура и вера.
Русское православие в контексте современ­ной культуры.
**************************************************************************
Вопрос 1.
Понятие культуры восходит к
античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал как
возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию
своего разума. Далее культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем
развитии культура связывается с окку­льтным (тайным, непознаваемым).
Культура - это образование, как говорили древние
пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.
Культурология - наука, которая является ресурсом
национального раз­вития. Культурология как наука обладает рядом своих теорий
(например, игро­вая теория, эволюционная теория и др.). Культурология как наука
обладает законами:
1. Чем примитивнее культура, тем больше ее субъекты
похожи друг на друга и тем больше уровень принуждения в данной культуре.
2. Чем больше культурного разнообразия, тем более
темпераментным и культурным является ее субъект.
Каждая культура имеет своих великих людей: Рафаэль,
Пушкин, Чайков­ский, Сахаров и др.
Культурология как наука имеет свои методики познания
(методы добычи знаний:
1. Контекстный анализ.
2. Ассоциативный
анализ.
Актуальность
культурологии обусловлена причинами:
1. Изменение основной
экономической ориентации.
Раньше общество было ориентировано на массовое
производство товара, сейчас - на производство услуг.
2.Расширяется
номенклатура услуг.
3. Общество становится
более открытым.
4. Сегодня основным фактором является профессионализм
и нравствен­ность.
5.Широкие контакты.
Современные технологии
требуют более культурного человека.
6. Культура выходит из музеев, библиотек. Она является
частью про­фессионализма.
Вопрос 2.
Понятие культуры восходит к античным временам.
Первоначально куль­турным считался человек, который знал как возделывать землю.
От возделыва­ния почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее
культура восходит к культу (почитание бога). В дальнейшем развитии культура
связыва­ется с оккультным (тайным, непознаваемым).
Культура - это образование, как говорили древние
пайдейя (Платон). Каждой эпохой выработано понятие культуры.
Сложность понятия культуры отражает значимость
культуры для челове­ка. Это универсальное понятие, через которое раскрываются
частные понятия (история, человек и др.).
Основные научные
аспекты культуры:
1. Теологический
аспект.
Этот аспект раскрывает
цель человеческой жизни и культуры.
2.Бихевиоризм или
Поведенческий аспект.
Между понятием поведения и культуры очень тонкая грань. В этом поня­тии
культура универсальна.
3. Психологический.
Здесь культура это не сами поступки, а мотивы и смыслы, которые дви­жут
поведением человека.
4. Культура - это система, такая же, как и другие системы нашего ми­ра
(химическая, физическая и др.).
5. Аксиологический
аспект.
Культура - это
ценности, нормы и правила.
6. Культура - это
деятельность.
Деятельность меняется,
поэтому культура - это механизм деятельности.
7. Семиотический
аспект.
Семиотика - наука о
знаках.
8. Антропологический
аспект.
Культура - это
человек, а человек граница всего.
9. Функциональный
аспект.
Культура - это
свойства, функции человека, группы, общества. Культурология  рассматривается как интегративная наука
(интеграция -
объединение).  Культурология объединяет все. Раньше
культурология растворя­лась в других науках, а теперь объединяет их. Связи этих
наук взаимные.
Вопрос  3.
Функции в самой
культуре не познаются, так как функция -
это отношение, деятельность. Исходя из этого функции культуры рассматрива­ются
по отношению к группе (сообществу) и по отношению к человеку.
Функции культуры по
отношению к человеку:
1. Личностная.
Культура делает человека личностью, рассматривает его
как личность, возвышает его.
2. Эмоциональная.
Культура помогает человеку найти выход накопившейся энергии, эмоций.
Это выражается в искусстве, музыке, поэзии и т.п.
3. Идентифицирующая.
Благодаря культуре, человек познает себя, решает для
себя вопросы: кто я? для чего я? и др.
4. Творческая.
Каждая личность творит
себя, отражает себя в творчестве.
Функции культуры по
отношению к группе:
1. Регулятивная.
Она регулирует
поведение человека, складывает культурные стереотипы.
2. Оценочная.
На основании этой функции мы получаем основание для
оценки тех или иных событий, феноменов.
3. Кумулятивная.
Собираются все ценности, накапливаются сокровища языка, опыт челове­чества
и передаются следующим поколениям.
4. Преемственность.
Люди разных поколений
могут понимать друг друга.
5. Этническая.
Народ осознает себя
как общность.
В культуре закреплена
функция познания. Она отражает то, как человек познает  мир.
Контркультура связана с разрушением ценностей норм и правил. Это вы­ражено
в вандализме (разрушение того, что наработано культурой).
1. Материальный
вандализм: разрушение церквей и т.п.
2. Духовный вандализм:
разрушение веры.
3. Системный
вандализм: разрушение устоявшихся систем.
4.  Физический вандализм: качки.
Контркультура несет и отрицательное и положительное.
Она помогает активному началу культуры. С одной стороны, контркультура принимается,
с другой, отрицается.
Вопрос 4.
Вопрос о типологии
культуры - один из вечных вопросов.
1. Материальная
культура.
Она имеет вечную субстрацию. Эта та культура, которая
отстаивается в предметном мире (часы, стол, стул). К ней относится только то,
что создано человеком, что можно потрогать. Она создает уровень жизни общества,
харак-
тер  его 
материальных  запросов  и возможности их удовлетворения. Однако к
этой культуре относится не сам предмет, а связанный с ним образ. Если
сде­лать неустойчивый стол, то этим будет разрушен образ стола.
2. Духовная культура.
К ней относятся различные идеи и песни (с точки зрения
идейного со­держания), легенды, мифы. Все, что связано с образом, относится к
ней. Ду­ховная культура определяет связи людей. В духовной культуре содержатся
мо­раль, эстетика и позитивные знания.
3. Физическая
культура.
Благодаря физической культуре социальный человек
развивает свои дви­гательные возможности. Она подготавливает человека к любому
виду деятельно­сти и потому является источником и основой педагогики. К ней
относится ку­льтура тела, которое приспосабливается к реализации 1 и 2 форм
культуры.
Вопрос 5.
Материальная культура - окружающая человека среда.
Материальная ку­льтура создана всеми видами труда человека. Она создает уровень
жизни обще­ства, характер его материальных запросов и возможности их
удовлетворения.
Категория - это своего рода интеллектуальный
инструмент, с помощью которого познается наука. Они дают представление о
характере каждой культу­ры. На основе них вырабатываются научные теории.
Материальная культура
общества распадается на восемь категорий:
1) породы животных;
2) сорта растений;
3) культура почв;
4) здания и
сооружения;
5) инструменты и
оборудование;
6) пути сообщения и
средства транспорта;
7) связь и средства связи;
8) технологии.
Стратификация материальной культуры связана с
сочетанием двух основ­ных факторов - способом использования энергии и
характером образования. Со­четание их дает четыре страта материальной культуры:
присваивающее хозяйст­во, производящее хозяйство, индустриальное хозяйство и
постиндустриальное информационное хозяйство.
Вопрос 6.
Культура личности.
Самая сложная для описания проблема культуроведения.
Способы прояв­ления культуры личности сводятся к следующим формам.
1. Адаптация органов восприятия к конкретным формам материально при­родной
среды.
2. Автоматизм восприятия и использования некоторых,
самых общих стандартов культуры.
3. Групповой социальный характер - полуавтоматическая
реализация идей, выгодных данной социальной группе.
4. Индивидуальный
опыт.
Можно назвать это
формами бытия личной культуры.
Определение культуры личности в административном
отношении представ­лено анкетой, заполняемой при поступлении на работу,
"Автобиография" и "Характеристика". Литературные
представления личной культуры обычно пред­ставлены в мемуарной литературе и в
исторической литературе (относится то­лько к историческим личностям).
Коллективная культура.
Культура в организациях не есть культурная
деятельность организато­ра, это есть профессиональная культура управления. Она
направлена на то, чтобы организация успешно реализовала свою текущую
деятельность.
Организация - это коллектив людей разных областей деятельности, объ­единенных
иерархией и решающих свою жизненную задачу.
Коллективная культура имеет словесное воплощение. Это
словесное воп­лощение организации является архивом (это документы, в которых
засвиде­тельствовано, что предполагаемые действия полностью завершены).
Культура организаций состоит из совокупности личных культур ее членов, которые
вме­сте образуют новое совокупное качество культуры организации.
Культура общества.
Культура общества - сложное, многообразное и постоянно
изменяющееся явление. Оно живет по своим внутренним законам и одновременно
постоянно ис­пытывает многие внешние влияния.
Лексикографический анализ культуры определенного
общества не может быть проведен на основе только местного родного языка. Нет ни
одного обще­ства, кроме отдельных народов-изолянтов, которые не пользовались бы
в раз­ных сферах общения разными языками.
Единицей культуры общества как целого является народ
как совокуп­ность людей. Само понятие культуры общества должно быть
деффиренцированно: в масштабах государства и его граждан, в масштабе наций
внутри государства, в масштабах территорий, которыми занимается краеведение.
Вопрос 7.
Самая сложная для описания проблема культуроведения.
Способы прояв­ления культуры личности сводятся к следующим формам.
1. Адаптация органов восприятия к конкретным формам
материаль­но-природной среды.
Это процесс взаимодействия или приспособления личности
к окружающей его социальной среде. Это приспособление включает в себя усвоение
норм и ценностей, к которой идет приспособление личности. Адаптация также может
быть рассмотрена как преобразование социальной среды в соответствии с новы­ми условиями
и целями деятельности личности.
2. Автоматизм восприятия и использования некоторых,
самых общих стандартов культуры. Автоматизм всегда является неосознанным
3. Групповой социальный характер - полуавтоматическая
реализация идей, выгодных данной социальной группе.
4. Индивидуальный
опыт.
Опыт неизгладим, может быть бессознательным. Как
правило детский опыт со временем забывается. Но сохраняется неосознаваемый
опыт. Он влияет на поведение человека, оценку им реальности, производящуюся им
бессознате­льно. Основные структуры опыта - продление жизни и страх смерти
сохраняются с момента существования человека.
Можно назвать это формами бытия личной
культуры.
Вопрос 8.
Закон - объективно существующая зависимость между
объектами. Понятие "закон" есть в каждой науке. Однако в
культурологии оно своеобразно: они имеют характер прогноза, предположения.
Законы реализуются в опыте челове­ка. В одной ситуации закон проявляется четко,
в другой - нет. В культуроло­гии как таковых законов нет, в ней правильней
будет говорить о закономерно­стях. Количество законов не ограничено, они не
имеют своих авторов.
Законы:
1. Новые факты, феномены культуры не уничтожают тех, что существова­ли
ранее.
2. Факты, феномены формируются в виде страта, который объединяет со­стояние
культуры данного времени, места и субъекта.
3. Страты подчиняются в своем развитии закону эволюции. Они не унич­тожимы.
4. В местах контакта разных страт и культур культура
развивается ускоренными темпами.
5. Со временем
культура развивается быстрее.
6. Закон возрастающей
роли человека в культуре.
Методы - способы изучения наук. Культура располагает
сложной струк­турой методов:
1. Обобщенный метод: сравнительный, аналитический,
ассоциативный, исторический и др.
Существуют и особенные
методы:
1. Биографический.
2. Составление
гениологического дерева (с точки зрения культуры).
3. Количественный.
Выявление высокой
частотности тех или иных событий.
4. Метод ключевых
слов.
Культурология - наука, которая является ресурсом
национального раз­вития. Она связана с умением почувствовать контакт с
культурой, с понимани­ем культуры. В этом смысле культурология является
инструментом для культу­роведения. Культуроведение делится на: философию
культуры, теоретическое культуроведение и прикладное культуроведение.
Исторически источником теоре­тического культуроведения и культурологии была
философия культуры.
Вопрос 9.
Культурология имеет, как и каждая наука, свои теории, которые объяс­няют
мир.
В культурологии
выделяется две основные теории.
1. Игровая теория.
Игра предшествует культуре. Все в культуре существует
в форме игры. Играют люди, животные. Игра - это всегда правила. В этом смысле
функции иг­ры те же, что и функции культуры. Эти функции связаны с развитием
общества и развитием личности.
2. Эволюционная
теория.
Культура рассматривается в этом случае как
развивающаяся. Каждая культура развивается в сторону цивилизации. Тогда
возникает оппозиция между культурой и цивилизацией. Цивилизация губит культуру.
Каждая цивилизация имеет свои технологии. А всякая
технология имеет две стороны: как идея, образ, открытие - это явление культуры,
но как прак­тика - это явление цивилизации.
Выделяется 3 типа
технологий.
1. Технологический.
С помощью него человек
устанавливает связь с природой.
2. Социальные
технологии.
Позволяют выстраивать
экономические и политические технологии.
3. Социологические.
Они связаны с
воздействием на человеческие убеждения.
3. Теория
"Восток-Запад".
Эта теория актуальна сегодня, так как повысилась роль
человека. Че­ловек - носитель культуры. Ключевыми для русской культуры являются
слова душа, тоска, судьба и воля. Русская культура самобытна. Истина и
справедли­вость достигаются по "тропинке воли". В русской культуре
были свои святые: Невский, Радонежский.
Вопрос 10.
Язык - это орудие мысли и орудие общения. Язык является
посредником между всеми знаковыми системами. Язык - единственная знаковая
система, зна­ки которой назначаются с помощью самой этой системы. Языком
называют па и фигуры танца, музыкальные сочинения и др. Средствами языка
формулируются математические задачи.
Одним из основных в языке является понятие знака. Знак создается че­ловеком
для передачи определенного значения. Поэтому знак обладает планом
содержания - смыслом и
планом выражения - вещью. Есть знаки индивидуального
пользования,  знаки 
профессионального  пользования
(дорожные знаки), знаки
общего пользования (языки). Все группы знаков находятся во взаимной
зависи­мости. С помощью знаков общего использования назначаются знаки професси­онального
и личного использования.
Существуют универсальные знаки - символы. Это слово
пришло к нам из античности и со временем перешло на то, что связывает людей.
Они выражают глубинное значение. Например, Солнце символ открытого, мощного;
Луна - сим­вол таинственного, ночного. Символов много, и каждый из них несет
свое зна­чение.
Вопрос 11.
Монолог - это развернутое высказывание одного лица.
Сегодня человек тяготеет к монологу, так как он связан с выражением своих
интересов. Всякий монолог должен быть целостным, единым. Здесь нужно
сознательно подавать те­зисы, аргументы и факты. Они должны быть открыты для
другого. Тезисом явля­ется не очевидное суждение и/или спорное суждение,
которое требует доказа­тельств. Аргументы - отдельные доказательства истинности
тезиса. Тезис дол­жен поддерживаться аргументами.
Факты - конкретные доказательства, подтверждающие
истинность тезиса и аргументов. Тезису и аргументам должны соответствовать свои
факты: цита­ты, цифры, примеры.
Вопрос 12.
Диалог - общение или
разговор двух или нескольких людей, рече-
вая коммуникация посредством обмена репликами. Диалог моделируется. Он
мо­жет быть представлен в виде схемы, модели.
Диалог характеризуется личностными компонентами (кто с
кем говорит), позициями говорящего: сильная и слабая позиции. Сильную позицию
занимает тот, кто является лидером в данной ситуации. Диалог характеризуется
ролью, которую занимает участник: говорящий, слушающий и т.п.
Принципы диалога связаны с подачей его как
взаимодействия. Нормой диалога является взаимодействие, побуждение другого к
активности и запрос обратной связи. Если нет обратной связи, то нет и диалога.
Правила диалога.
1. Правило, связанное
с расстоянием между 2 субъектами.
2. Правило отзеркаливания. Когда есть отзеркаливание, то идет равно­правный
диалог. В ходе диалога собеседники приспосабливаются друг к другу.
Граница между диалогом и монологом
открытая.
Вопрос 13.
"Действительно жить - это значит жить, располагая
правильной инфор­мацией",- писал Винер.
Каждая культура вспахивает свое культурное поле.
Культура сегодняш­него дня склоняется или располагается к информативному полю.
Информация се­годня - важный культурный ресурс.
Информационная культура - это умение воспринимать
информацию, пере­давать ее, умение ею пользоваться для адаптации.
Информация - сведения, знания, которые содержат
элемент новизны для человека и используется им в процессе принятия решения.
Информативная культура
обладает некоторыми свойствами:
1. Ситуативность.
Информация связана с
данной ситуацией.
2. Осмысленность.
3. Коммуникативность
(передача информации).
4. Способность
утрачивать новизну.
5. Информация
передается в виде текста
6. Информация
потребляется и т.д.
Человек ориентируется во времени и пространстве и
выстраивает свои ожидания в соответствии с ролью позицией и статусом, а также и
с получаемой им информацией. Человек должен быть способен самостоятельно
находить инфор­мацию, ориентироваться в ней, обрабатывать и понимать ее, уметь
пользовать­ся информационными услугами, технологиями и базами данных.
Существуют и
информационные барьеры:
1. Психологический.
Он связан с отказом
осваивать информацию, когда ее слишком много.
2. Обобщенность
информации.
3. Качество
информации.
Сегодня много экологически неблагоприятной
информации.
Вопрос 14.
Роль информации в различные времена воспринималась
по-разному. Ин­формация закреплена в тексте.
Текст - это осмысленное речевое произведение,
представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных
знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью. Различают
устные и письменные тексты.
Текст создается двумя сторонами, двумя субъектами.
Один играет роль пишущего или говорящего, а другой - слушающего или читающего.
С этих пози­ций текст есть артефакт, т.е. искусственно созданный объект.
Каждый текст обладает стратегией (общий замысел
текста) и тактикой. В каждом тексте есть 4 цели:
1. Сообщить
информацию.
2. Побудить к
действию.
3. Убедить в точке
зрения.
4. Доставить
удовольствие.
Выделяют пять стилей
текста:
1. Научные
(монографии, статьи).
2. Публицистические
(радиопостановки).
3. Художественные
(романы, повести).
4. Официально-деловые
(приказы, законы).
5. Разговорные
(беседы).
У каждого текста есть свои нормы, ценности
и правила.
Вопрос 15.
Текст - это осмысленное речевое произведение,
представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных
знаков, образующих целостность, которая обладает оформленностью.
Тексты официально-делового стиля могут быть
представлены приказами, законами, конституциями и т.п. Только 10% текстов этого
стиля создаются правильно, а 90% текстов - неправильно. Это приводит к некоторым
противоре­чиям. Официально-деловой текст строится по правилам, которые изложены
в специальной литературе.
Факторы, влияющие на
стилистику этих текстов:
1. Составляются от
лица роли.
2. Сообщается деловая информация, чтобы принять
решение или выпол­нить его.
3. Эти тексты живут в
административной или правовой сфере. Официально-деловые   тексты 
имеют  характер  документа 
(письменный
текст, имеющий юридическую или правовую значимость). Эти тексты сегодня
имеют три значения:
1. Деловая бумага
(приказ, характеристика).
2. Письменное удостоверение, подтверждающее статус
личности (паспорт).
3. Историческое свидетельство.
Вопрос 16.
Текст - это осмысленное речевое произведение,
представляющее собой внутренне взаимосвязанную последовательность различных знаков,
образующих целостность, которая обладает оформленностью.
Информативно-справочный текст несет в себе какую-либо информацию, которая
полезна для того или иного че­ловека.
Классификация
информативно-справочных текстов:
1. Большие и малые.
2. Общие и специальные.
3. Толковые,
справочные, энциклопедические.
4. Одноязычные и
неодноязычные.
Энциклопедия отражает круг знаний, необходимых в
данное время. Она представляет научную картину мира, она очень часто
идеологическая. Различа­ют универсальные (по всем отраслям знаний и
практической деятельности), от­раслевые, региональные энциклопедии.
Словари отражают понятия. В них нет имен людей,
городов. В них ис­пользуется нарицательная лексика (существительные и
словосочетания).
Толковый словарь дает
пояснение для всех слов данного языка.
Ценность информативно-справочного текста -
словарь.
Вопрос 17.
Вторичные информативно-справочные тексты различаются
по сфере, фор­мам использования, по объему и характеру представленной в них
информации.
Аннотация - это очень краткий предтекст, содержащий
самые общие све­дения о содержании последующего текста. Аннотация печатается
обычно вместе с основным текстом. Наличие аннотации соответствует интересам
пишущего и читающего.
Цель аннотации - констатация самых общих сведений о
тек­сте-первоисточнике с тем, чтобы помочь читающему при выборе интересующих
проблем.
Основной подход - от конкретной работы к конкретным фактам, подтвер­ждающим
значимость данной работы для определенного круга людей.
В структуре аннотации
выделяют:
1. Название
первоисточника и его тематику.
2. Общая
содержательная характеристика первоисточника.
3. Композиция,
строение.
4. Цель работы.
5. Адресат.
Вопрос 18.
Вторичные информативно-справочные тексты различаются
по сфере, фор­мам использования, по объему и характеру представленной в них
информации.
Одним из важнейших продуктов учебной и
профессиональной деятельности в условиях быстрого обновления учебной и научной
информации является рефе­рат.
Выделяют три типа
рефератов:
1. Аналитический.
2. Реферат-обзор.
3.Реферат-резюме.
Реферат-обзор.
Цель реферативной работы - обобщенная и сравнительная
информация о содержании ряда первоисточников, написанных на одну тему или же в
рамках одной проблемы. Реферат-обзор пишется обычно тогда, когда нужно изложить
историю того или иного вопроса. При написании такого реферата очень важным
является умение сравнивать, видеть общее и разное.
Реферат-резюме.
Это информационно-справочный текст, в котором
сообщается в жесткой форме обобщенная информация о содержании одного текста,
текста первоисточ­ника. Он пишется деловым стилем. Как учебный текст он
позволяет студенту закрепить и углубить навыки самостоятельной работы с
литературой. В деловой практике пишутся теми или иными службами в помощь
специалистам.
Основной подход при оформлении - от конкретной работы к ее сокращен­ному
варианту.
Аналитический реферат.
Аналитический реферат - это тематически
самостоятельный письменный текст, подготовленный на основе других текстов
первоисточников, и содержа-
щий, не обобщение их содержания, а специальный анализ профессионально
вы­сказываемых в научной литературе взглядов и полученных результатов. Основ­ной
подход к оформлению аналитического реферата - от личной авторской пози­ции к
высказываемым в литературе мнениям и убеждениям. Цель такой рефера­тивной
работы - самостоятельный и грамотный анализ предварительно обобщен­ной
информации на одну или сходную тему, в рамках одной и той же проблемы.
Вопрос 19.
Вторичные информативно-справочные тексты различаются
по сфере, фор­мам использования, по объему и характеру представленной в них
информации.
Конспект - вторичный письменный текст, в котором кратко и последова­тельно
излагается содержание того или иного первоисточника.
Конспектировать - значит приводить в нужный порядок
сведения, почерпнутые из первоисточника. В основе конспектирования лежит
систематизация прочитан­ного или услышанного. Записи в конспекте могут делаться
как в виде точных выдержек, цитат, так и в форме свободной подачи смысла. Стиль
конспекта, как правило, тяготеет к стилю источника. Конспектирование - материал
для дальнейшей самостоятельной работы.
Конспект долгое время был ведущим, основным видом
учебной и профес­сиональной работы с первоисточником.
Правила
конспектирования:
1. Конспект, в отличие от плана пишется полными законченными предло­жениями.
2. В записях
обязательно выделяются отдельные части.
3. Текст создается с использованием принятых
сокращений и условных обозначений.
4.  Сформулированный тезис
должен обязательно подкрепляться докумен­тационными аргументами и фактами.
5. Нужно избегать
сложных и длинных рассуждений.
6.  При конспектировании лучше
пользоваться повествовательными пред­ложениями,  избегать   самостоятельных
текстовых вопросов. Вопросы уместны на полях конспекта.
Вопрос 20.
Документ - это письменный текст, имеющий юридическую
или правовую значимость. Документ относится к официально деловым текстам. Эти
тексты се­годня имеют три значения:
1. Деловая бумага
(приказ, характеристика).
2. Письменное удостоверение, подтверждающее статус
личности (паспорт).
3. Историческое
свидетельство (акт, рисунок).
Текст документа включает в себя клише, т.е. формулы
языка, которые употребляются только в такой форме (согласно ...). В документах
не исполь­зуется просторечная, диалектная и эмоционально-оценочная лексика.
Документ может включать предложения с однородными позициями, где перечисляются
одно­типные объекты. Они стандартны, единообразны, стандартны. Документ
отличает строгий тон изложения, нормы официального этикета, точность, ясность,
крат­кость. Содержание документа должно быть достоверным, объективным и не про­тиворечить
законам.
Виды документов:
1.
Организационно-распорядительные.
В них фиксируется
принятые решения (устав, договор).
2.Информационно-справочные
(планы, отчеты).
3. Индивидуальные
деловые бумаги (автобиография).
В них сообщаются сведения о личности.
Вопрос 21.
Деловой протокол - это система правил поведения,
правил этикета, установленных для данной профессиональной сферы.
Протокол пишется секретарем. Он состоит из текста
протокола и прило­жения протокола. Целью протокола является документальное
подтверждение ра­боты и анализ деятельности. Протокол может быть основанием для
каких-то действий, решений, секретарем из него могут делаться какие-то выписки.
Правила современного делового протокола не являются
застывшими и очень часто меняются.
Вопрос 22.
Определение культуры личности в административном
отношении представ­лено анкетами, "Автобиографиями" и
"Характеристиками". Эти документы, с од­ной стороны, содержат
самооценку, с другой стороны, оценку, идущую от дру­гих людей.
Анкета заполняется при поступлении на работу. Состав анкетных вопро­сов
в принципе воспроизводит спиральное движение роста культуры личности.
Автобиография при правильном документообразовании
должна отличать­ся свободой изложения и может повторять содержание анкетных
ответов лишь частично. Цель этого документа - обоснование претензии на
определенные за­нятия в будущем.
Характеристика предполагает оценку определенного лица.
Как годного или негодного к определенному виду деятельности. Она составляется одним
или несколькими лицами.
Литературное представление культуры личности обычно
представлено в мемуарах и исторической литературе - биографиях исторических
деятелей.
Литературное описание
относится только к историческим личностям.
Мемуары литераторов, музыкантов, художников - это как
бы мемуары со­бытий, отложивших след в душах творцов. Они пишутся так, как если
бы эти события происходили случайно. Мемуары ученых и создателей техники
показыва­ют, как решение одной задачи подводило к постановке следующей. Мемуары
по­литиков и военных связаны с описанием жизненных ситуаций, в которых они
участвовали или были их свидетелями.
Вопрос 23.
Семья - уникальный феномен, который имеет отношение к
различным на­укам. Очень трудно дать определение семьи.
Семья - базовый инструмент регулирования социальных и культурных от­ношений.
Семья - совокупность ценностей, норм и правил;
совокупность ролей, статусов, позиций; совокупность символов и убеждений,
которые регулируют поведение личности и общества.
Семья -
социокультурная микросреда.
Функции семьи:
1. Личностная. В семье
формируется личность.
2. Общественная. Через
семью общество воздействует на человека.
Характеристика семьи:
1. С точки зрения
семейных отношений.
В семье два типа отношений: горизонтальные - отношения
между двумя субъектами одного поколения и вертикальные - отношения между двумя
субъек­тами разных поколений.
2. Через обычаи,
идеалы и права.
3. Через климат семьи.
4. Через семейный
этикет.
5. С точки зрения
семейного пространства (дом).
6. С точки зрения памяти.
Законы семьи:
1. Каждый человек в
семье должен иметь свое место в семье.
Замечено, что если человек не имеет своего места в семье, то в даль­нейшем
он не находит своего места в жизни.
2.Каждый человек в
семье должен иметь права на личное время.
Человек, у которого не было его, в дальнейшем не умеет обращаться со
временем.
3. В каждой ситуации
бывают моменты войны и мира.
Причины семейных
конфликтов:
1. Ущемление чувства
собственного достоинства.
2. Конфликты от
отсутствия жалости, нежности.
3. Отсутствие
взаимопонимания и доверия.
4. По финансовым
причинам, т.е. при разных взглядах на бюджет.
5. По поводу разделения домашнего труда.
Вопрос 24.
Эмоциональный климат семьи и предлагаемые ею ценности,
нормы и пра­вила свои в каждой культуре.
Формальным средством создания эмоциональной атмосферы,
изучаемым людьми и составляющим их семейную культуру, является этикет. Правила
этике­та бывают общие и особые. Правила этикета составляют начальное семейное
обучение. Это обучение проходит на фоне семейной атмосферы, образующей нор­мы
семейного микроклимата.
Религиозные нормы брака различаются типом семьи,
различным в каждой религии. Религиозные нормы брака распадаются на: брак, не
регулируемый ре­лигией (буддизм), брак, где предпочтение отдается отношениям
между поколе­ниями (конфуцианство), брак, где отношения между родителями
ставятся на первое место (индуизм, иудаизм, христианство, ислам). Религиозные
нормы за­крепляют формы брака.
Индуист - человек,
стремящийся к должному, радости;
Конфуцианец - человек
действия и долга;
Христианин - человек
любознательный и ригористичный;
Мусульманин - человек
любовный, деятельный;
Иудей - стремится к
знанию и мудрости;
Буддист - самоуглублен
и некорыстен.
Требования познания, учебы объединяет все
религии.
Вопрос 25.
Школа составляет основу культуры и жизнедеятельности
общества. Она втягивает в себя основные противоречия общества.
Темп развития просвещения - образованность общества -
зависит от школьной системы. Тип системы образования порождает тип учителя, но,
со своей стороны, учительство принимает или отвергает системы образования в
зависимости от своей подготовленности. А это в свою очередь, связано с уровнем
образованности семей.
Решение вопроса о школьной системе и ее отношении к
учительству - дело педагогики как искусства поставить перед образованием
посильные задачи и решить их. Поэтому педагогика всегда предлагает для общества
ту или иную идеологию и тем как бы модулирует будущее общество. Но само
общество выдви­гает перед педагогикой свои требования, которые нередко входят в
конфликт с тем, что предлагает педагогика.
Школа, разрешая в ходе своей жизни основные
противоречия общества, является тем, что обеспечивает обществу развитие. Люди,
проходящие школу, являются основателями, распространителями и носителями стиля.
Образование последовательно ставило перед учащимися
стилевые цели: сначала бытие гражданином и патриотом, делающим гражданскую
карьеру, затем быть (в церковном образовании) служителем и почитателем высшей
силы, затем способ развить свой талант, затем желание нести просвещение и тем
устроить нравы, затем бескорыстно служить науке, добиваться научной истины,
затем учиться по обязанности перед обществом. Эти ценности, воспитываемые
школой, соединяются как дидактическое содержание школьного образования -
жизненные ценности. Сменяя в истории образования одна другую, они суммируются
как факт культуры, целое содержание со сложной структурой.
Люди, пошедшие образование, знают эти ценности, но
используют их по-разному в зависимости от своего характера и, в большинстве
случаев, от семейного воспитания.
Формируя ценности, образование различается постепенно
по ступеням обучения и разделению образования на общее и специальное. Так в
Древнем Египте общее образование в школе писцов соединялось со специальным в
одном комплексе. В Средние века образование поделилось на две ступени: тривиум
и квадривиум. Со времени основания университетов начинается деление на факу­льтеты:
богословский, философский, медицинский и др. В 20 веке философский факультет
стал делиться на ряд специальностей: естественнонаучных, гумани­тарных и
технических.
Вопрос 26.
Культура существует во времени и изменяется со
временем. Культура нетождественна во времени. Со временем происходит рост
культуры: изменение ее количественных факторов. Культура развивается со временем:
появляется новое в культуре. Культура обновляется, но бывшее сохраняется и
часто почи­тается.
Основная
культурологическая периодизация истории.
1. Доисторическая (до
3 тысячелетие до нашей эры).
Это культура мифоритуальная, первобытная, дописьменная,
культура не­посредственного бытового общения. Это время конфликта между жизнью
и смер­тью.
2. Античная (3
тысячелетие до нашей эры - 4-6 в. н.э.)
Это культура диалога - диалога бытийного, по правилам
и законам. В это время рождается риторика. Это время конфликта между природным,
сель­ским, традиционным и городским человеком.
3. Культура средних
веков (4-6 в. н.э. - 14 в. н.э.).
Общение становится
другим: духовным. Это время духовного конфликта.
4. Культура нового
времени (15 - 20 в. н.э.).
В этой культуре становится массовой книга, ее духовная
ценность те­ряется, она становится практичной. Это время конфликта человека и
машины.
5. Культура новейшего
времени (20 в. н.э. и после).
Книга уходит из жизни и общение становится электронным, апосредован­ным.
Вопрос 27.
Доисторическая культура.
Образ мыследействия можно представить как дерево
жизни: верх (крона), середина (ствол) и низ (корни). Люди живут на земле. Выше
живут предки и духи. Под землей живут мертвые и гады. Мир - картина единства
при­роды. Человек воспринимал себя в единстве с природой, с другими людьми и
духами. Человек может нарушать картину мира, если он это сделает нужно про­сить
духов. Героем этой культуры является шаман, позже жрец. Действия шама­на
происходят в трансе. Таким образом человек защищался от страха жизни. Символом
доисторического времени можно считать маску, которая выражала единство человека
и природы, единство всех людей. Маска должна была защи­щать от болезни. Это
время политеизма.
Античная культура.
Эта культура рассматривается, как древнее для
европейской культуры. В этой культуре человек существовал как гражданин.
Человек жил в полисах (городах). Человек полиса отличался гармоническим
развитием, ярким воспри­ятием мира. Мир мыслился в единстве богов и людей. Люди
стали рассказывать истории. Время становится событийным, наполненным событиями.
Событием счи­талась встреча. Во всем присутствовал дух соперничества ( этот дух
охваты­вал общение людей и общение людей с богами). Человек мыслил себя в
единстве с миром. Формируются принципы гражданского поведения. Появляется и
опреде­ление гражданской чести, чести гражданина. Античная культура стала зарей
человечества, потому что была осмыслена радость интенсивного труда. Появле­ние
героя. Ценности античной культуры - признает естество природы. В это время
ценятся знания. Появляются первые школы, академии. Красота синтемен­тального
мира отражается в культуре. Скульптурность - особенность античной красоты.
Линия очень ценится в синтементальной культуре. Зарождается демок­ратия.
Вопрос 28.
В основе средневековой культуры лежат традиции
Западной Римской им­перии. Ее материальную основу составляли феодальные
отношения. Важнейшим достижением этой культуры стол поворот к осмыслению
проблемы личностного становления человека. Время раскалывается, рождается новая
система летоис­числения. Из множества мифов формируется единое христианское
учение, кото­рое основано на вере в Иисуса Христа. Рождается Новый Завет.
Ценится в это время человек духовного восприятия. Крест продолжает идею древа
жизни. Цен­тром мира становится человек. Дух выпрямляет человека. Возникает
идея от­ветственности. Человек и его жизнь - высшая ценность. Формируется
понятие греха. Человек пользуется молитвой для общения с богом. Это его вера в
за­щиту. Возникает идея жизненного пути, как пути избавления от греха. Форми­руется
идея несовершенства и несовершенства человека. Ценности: совесть и вера.
Вопрос 29.
Культура нового времени.
Это время когда формируется новое мышление. В это
время когда форми­руется картина мира. Преобладает представление о природе как
объекте, кото­рый нужно изменить, человек противопоставляется природе.
Возникает лозунг покоить природу. Ценности этого времени: наука, знания,
практика, опыт, знания, выгода. Человек рисует реалистическую картину мира.
Отношения между людьми регулируются законами. Возникает бюрократическая власть.
Культура синхронного времени. Время перестало быть сакральным, святым. Его
можно из­мерять. Это такая же ценность как и другие. Время - деньги. Это время
взле­та науки. В это время господствуют 2 воли: воля человека к власти и воля
человека к жизни. Красота - высшее проявление культуры. Это красота разу­мная,
реалистическая. Это время расцвета городов, с массовым поселением. Это время
возникновения понятия Homo fuber. Человек - оператор, человек ли­шился
святости, утратил веру в бога, он стал безбожником. Это человек, ко­торый на
мир смотрит реалистично, он видит изъяны мира. Он хочет преобразо­вать. Человек
- пленник времени. Появляется понятие успеха, представления о массовости.
Массовым становится производство. Массы ориентируются на массо­вое потребление.
Отсуда понятие труда переживает кризис. Появляется работа. Человек приставлен к
машине. В это время массовым становятся и книги. Обще­ство стало
апосредованным. В это время зарождается рынок и рыночная мораль. Рынок - особая
сфера деятельности посредников. Это время специализации. Де­ятельность
разделяется. Техническое образование считается высшей ценностью. Впервые
возникает понятие лидер на уровне государства. США становится миро­вым лидером.
И вера становится технической. Вера в человека разумного. Вре­мя наступления
цивилизации на духовную культуру. Память можно зафиксиро­вать. Рождается новая
культура.
Культура новейшего времени.
Эта культура утратившая веру в разум. Эта культура
человека который не хочет спешить. Время раскололось. Жизнь человека
обессмыслена. Формиру­ется индивидуалистическая картина мира. Появление
эгоистического сознания. Это время превращений форм. Символ этой культуры -
коллаж. Он может быть абсурдным, он неподвластен разуму. Его не понять с точки
зрения разума. Мир не разумен. Мир не добр. Идеи порождения альтернативного
мира. Мир такой какой он есть. Человек уходит в виртуальный мир. Здесь важны
возможности создания альтернативного мира. Понятие законченности ушло.
Потребление ста­новится событийным, отсюда потребление создает средства
массовой информа­ции. Это время, когда все меняется очень быстро. Сам человек
испытывает со­стояние дискомфорта, кризиса, стресса; он нервный, не всегда
здоров. Поэто­му этот человек экспрессивен, часто с установкой на эпатаж.
Ментальность этой культуры поддерживается подсознательно. Понятие
профессиональности становится главным.
Вопрос 30.
Русская культура сегодня приобретает характер
актуальности, так как повышается роль человека, который в русской культуре
является ее основным носителем. Русская культура самобытна. Ключевыми для
русской культуры явля­ются слова душа, тоска, судьба и воля.
Русского человека отличает его эмоциональность,
нерациональность (ограниченность логического мышления) и негативность
(восприятие себя в связи с другими). Ему не подвластна собственная жизнь. Он
любит мораль, оценки, суждения.
Истина и справедливость в русской культуре достигаются
по тропинке воли. В русской культуре были свои святые: Невский, Радонежский.
Личность в русской культуре - узловая категория.
Для русской культуры характерны свои стереотипы.
Русский человек ве­рит в удачу и "авось". Он думает о
безнаказанности, готов к возможным не­приятностям и сложностям. Что хорошо для
государства, то плохо для русского человека.
Вопрос 31.
Слово проблема имеет несколько пониманий. Мы называем
дела, которые нужно сделать. Мы называем проблемами вопросы, которые нужно
решить и т. д. В науке существует более узкое понимание. Проблема есть там, где
есть про­тиворечие; где не ясно как же разрешить противоречие. Когда не ясно
какой выход. Проблема есть там, где человек переживает, чувствует внутреннее на­пряжение.
Проблемы:
1) Сегодня доминируют в культуре рыночные отношения.
Экономическая культура или контркультура доминирует. Сегодня товаром становится
то, что им не должно быть. Товаром становится и сам человек. Дружба, здоровье,
че­ловеческие идеалы теряют свою сокральность происходит десокрализация. Сам по
себе рынок это большое благо. Нельзя отрицать рынок. Но он всех помечает своим
десокральным знаком.
2)  Отношение 
культуры  и техники.
Человечество давно столкнулось с техникой; тогда когда
изобрело ко­лесо. Это как и вектор направлено в одну сторону. Что есть НТП с
точки зре­ния культуры, оказывается не безусловной ценностью. Сегодня
технические корпорации охватывают всю планету. Глобальная, техническая
цивилизация ли­шает человека уникального существования.
3) Человек - объект
технического воздействия.
Сегодня манипулирование человеком становится угрожающим.
Возникает зомбирование (человек теряет способность контролировать себя).
Реклама - это тоже манипуляция. И всякое общение тоже своего рода манипуляция.
4) Проблема экологии.
Проблема, связанная с естественной средой,
первоначально воспринима­лась в естественном, природном смысле. Сегодня она
развертывается и стано­вится метопонятием. Возникает точка зрения
экологического пессимизма.
Выделяют:
1. Проблема народонаселения (в одних странах население
па дает, в других возрастает).
2. Безграмотность.
3. Проблема истощения ресурсов. Что делать дальше? Газа немного, во­ды
немного...
4. Опыты ядерных и
звездных войн.
Сегодня проблема экологии и экологического пессимизма
отчуждается. Самое страшное это одиночество в толпе. Человек утрачивает
единство с ми­ром, природой и другими людьми.
5) Маргинальность.
Изначально маргиналом считался человек на обочине.
Маргинальная ку­льтура - это культура окраин. Сегодня то что было маргинальным
стремится к центру. Маргинальный человек чувствует себя отчужденным. Он начинает
эпати­ровать (привлекать к себе внимание).
6)  Проблемы духовного туризма.
Дух - вера. Сегодня чувство веры обновляется.
Сталкиваются вера ко­торая одна и веры которых много. Сегодня существует
переход из одной веры в другую. Это явление называется духовным туризмом.
7) Проблема дегуманности и агрессивности культуры.
Понятие агрессии не однозначно. Это понятие с двойным знаком. Агрессия - это
способ решения проблем, доступный человеку неуверенному. Человек внутренне не
уверен, но внешне излишне самоуверен. Форма агрессии идеализируется. Агрессия
должна быть в гомеопатических дозах.
Вопрос 32.
Ценность - положительная или отрицательная значимость
объектов окру­жающего мира для человека. Представления о ценностях различны.
Ценность - добро, зло, справедливость. Существуют и общечеловеческие ценности
(определенные нормы нравственности, прогрессивное культурное наследие).
Ценности русской
культуры:
1.  В русской культуре на первом
месте государство, власть, не чело­век.
2. Власть не связана с
достоинствами человека, она безответственна.
3. Законы не носят
постоянного характера.
4. Нет понятия
профессионализма.
5. Общественное,
коллективное прежде всего.
6. Пассивная
деятельность.
7. Важно коллективное
участие.
8. Лидер способен
влиять на всех.
Идеал - образец, нечто совершенное, высшая цель стремлений. Идеал -
это  внутри личности. Если ценности
общеприняты, то идеалы принимает каждый сам для себя.
Вопрос 33.
Вера одна из сущностных характеристик человека. В
зависимости от то­го во что верит человек складывается его характер. Вера -
основа личности. В доисторическую эпоху основным было чувство. В эпоху
ренессанса - разум. Сегодня все больше укрепляется, что вера основа личности и
это согласуется с результатами науки. Человек делает только то, во что верит.
Сегодня вера и разум не противопоставляются. Вера дает опору к адаптации к
миру, себе и другим. Есть научная вера (в силу науки), религиозная вера,
индивидуальная вера ( в себя, в свои силы), моральная вера (в справедливость,
добро). На этой основе формируются анархизм, расизм, сьентицизм - культ
агрессивной науки, отрицающей человека как начала всего.
Сегодня активизируются культы и секты (отказ от
традиционной веры). И по сути вера входит в очень сложные отношения с разумом -
они противопо­ставлены, что различает веру и интуицию. Вера это отношение к
иному, а ин­туиция это отношение к своей мысли.
Православная вера и культура.
Православие одна из христианских вер. Христианская
вера - идея равенства всех перед богом.
Идеи христианства:
1.  Спасение человека приходит от бога.
2.  Люди на земле не властны над душами
смертных. ( В отличие от ка­толичества, где папа - наместник бога).
Существует наука - религиоведение. Она изучает
поведение людей, обу­словленное их верой. Изучаются молитвы обряды. Вторая
наука теология - эта наука противопоставление научному атеизму.
Православие - эта культура с 1000-летней культурой.
Эта культура не тоталитарна. Она охватывает только человеческое бытие:
рождение, креще-
ние, смерть,  отпевание. 
Православие  регулирует
времяпрепровождение,
праздничное
настроение. Следствие:  осталось место
для язычества, суеверия.
Идеи православия:
1.  Смысл жизни - подготовить
себя к смерти. Это значит ощущать соб­ственную 
греховность,  быть  благочестивым,  быть смиренным, послушным.
2.  Пренебрежение  к  земным  комфортам.
3. Пренебрежение к
труду.
4. Идеи любви и
свободы являются ведущими.
Особенности
православного поведения:
1.  Религия, церковь, вера - это 3 разных слова.
2.  Для 
православных характерно чутко разделять добро и зло.
3. Для православных характерно критическое видение
несовершенства себя лично и других людей.
4. Православие
обрядно. Оно стоит на религиозных ритуалах.
Проблемы  русского православия:
1. Православие
нетерпимо к инакомыслию.
2.  Оно 
было  полностью  ориентировано на побуждение сердца и души.
3.Русская церковь имела и имеет сложные отношения с
властью и госу­дарством.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты