рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Общественное движение Просвещение

Общественное движение Просвещение

Просвещение - идейное
и общественное движение в странах Европы и
Америки, связанное о общими переменами в
условиях жизни под влиянием
разложения
феодальных и утверждения капиталистических производствен-
ных
отношений. Оно получило распространение в основном в период меяж-
ду
"славной революцией" 1688 г,
в Англии и революцией 1789-1790
гг,
во
Франции, И оставило неизгладимый след в науке, литературе, искусс-
тве, политике ("просвещенный
абсолютизм), но главным образом в исто-
рии
общественно-политической мысли и общественного движения. При всем разнообразии мнений большинство
мыслителей сходились в
его
оценке как передового,
новаторского явления,
Например, Имманунл
Кант понимал Просвещение как попытку использовать разум в интересах
морального
и интеллектуального раскрепощения личности, а Фридрих Эн-
гельс усматривал в нем идеологическую подготовку буржуазных револю-
ций. Среди представителей
Просвещения встречались материалисты и иде-
алисты, сторонники рационализма (признававшие
разум основой познания
в поведения людей), сенсуализма (считавшие таковой
ощущения) и даже
Божественного
провидения (уповавшие на волю Бога),Часть из них верила
в неизбежный прогресс человечества,
другая - рассматривала историю
как общественный
регресс. Тираноборческие мотивы в творчестве просве-
тителей не мешали большинству из них оставаться
противниками насилия
и
революций. Их индивидуализм
поразительным образом уживался с
кол-
лективистскими
идеями, выдвинутыми некоторыми провозвестниками комму-
низма. Как течение общественной мысли Просвещение
несомненно представ-
ляло
собой некое единство. Заключалось
оно в особом умонастроении,
интеллектуальных
склонностях и предпочтениях. Речь
идет прежде всего
о целях
и идеалах Просвещения, таких, как свобода, благосостояние и
счастье
людей, мир, ненасилие, веротерпимость и др,, а также о знаме-
нитом
вольнодумстве, критическом
отношении к авторитетам всякого ро-
да, не
приятии догм. Именно разномыслие
прооветителей, объедененных общими
целями и
идеалами, явилось предпосылкой исключительной
плодотворности их тео-
ретической
деятельности.В нескончаемых спорах между ними рождались и
оттачивались
современные концепции прав человека и гражданина, граж-
данского
обццества и плюралистической демократии,правового государс-
тва и
разделения властей,
рыночной экономики и этики индивидуализ-
ма.За
попытки пренебречь этим наследием народы
многих стран дорого
поплатилноь
в XIX и XX вв. Просветители вовсе не
были мечтателями,витающими в
облаках.Их
духовные запросы и интересы большей частью были
тесно связаны о зло-
бодневными
проблемами жизни.Они отнюдь не чурались общественной дея-
тельности, видя в ней способ повлиять на мнение
сограждан и политику
- 2 -
правительств.Почти
все они пользовались
известностью как писатели,
публицисты,
университетские преподаватели или политические деятели. Просветители
происходпли из разных классов и сословий:
аристок-
ратии, дворян, духовенотва,
служащих,
торгово-промышленных кру-
гов.Разнообразны
были и условия, в которых они
жили.В XVIII в. ниве-
лирующее воздействие цивилизации
едва ощущалось, и народы сильно
отличались
по уровню экономического развития,
политической организа-
ции и
культурным традициям. Все это с
неизбежностью приводило к раз-
личиям
во взглядах просветителей. В
каждой стране просветительское
движение
несло печать национальной самобытности. В Англии в ХVII-ХVIII
вв. после революции и
гражданских войн
сгладились вопиющие противоречия.Развитие парламентаризма привело к
упрочению
правовых форм политической борьбы.Бурный рост числа и тира-
жей
периодических изданий способствовал повышению культурного и обра-
зовательного
уровня населения.Стремительно расширявшийся рьнок газет,
книг, произведений искусства обусловил
значительную коммерциализацию
культуры, которая освободила творцов от
унизительной зависимости от
государства,
церкви, меценатов и прочего.Эти и многие другие перемены
в жизни
общества производили ошеломляющее впечатление на иностранцев,
видевших
в Англии образец общественного прогресса.Не случайно все ос-
новные
течения английской общественной мысли подхватывались передовой
интеллигенцией
в других странах. Большинство
английских просветителей не проявляли
склонности к
абстрактному теоретизированию.В литературе они
предпочитали легкие и
подвижные
жанры, старались облечь свои
философские, экономические и
политические
идеи в форму занимательного рассуждения или сатирическо-
го
обличения.Некоторые из них сделали блестящую политическую карьеру:
например,
граф Шевфтсбери был членом парламента, а виконт Болингсброк
-
министром. На характер
английского Просвещения повлияли также его взаимоот-
ношения
с религией и церковью.Видные его деятели,
за редким исключе-
нием, придерживались догматов христианства.Во
многом это объяснялось
тем, что английская церковь не
противопоставляла себя Просвещению, а
в
какой-то мере даже отвечала его идеалу веротерпимости.Это имело да-
леко
идущие последствия для культурного
развития страны, поскольку
позволило
сохранить равновесие между традиционныыи ценностями, храни-
тельницей
которых выступала церковь, и
новаторскими,которые несло
Проовещение. Все, кто привык рассматривать Просвещение как идеологическую
подготовку
буржуазных революций, с разочарованием отметили бы отсутс-
твие в
политической программе
английских
просветителей радикальных
- 3 -
лозунгов
и боевых призывов.Но зто и понятно: большинство политических
целей
Просвещения было достигнуто в Англии еще в начале ХVIII в. В основных чертах
политическая программа английского Просвещения
была
сформулирована философом Джоном Локком.
Как и многие мыслители
ХVII
в., он считал, что возникновению
государства предшествовало ес-
тественное
состояние, "состояние полной
свободы в отношении их дейс-
твий и
в отношении распоряжения своим имуществом и личностью", а так-
же
"состояние равенства, при
котором всякая власть и всякое право
являются
взаимными". Переход от естественного состояния к гражданско-
му
обществу был следствием общественного договора, который предпола-
гал перераспределение лишь властных функций и не влек значительных
перемен
в положении людей.Государство должно
было руководствоваться
тем же "законом природы,
который регулировал отношения людей в ес-
тественном
состоянии,и поэтому не могло покушатьсн
на неотчуждаемые
права
граждан.Локк предусмотрел специальный конституционный механизм,
не
допускавший превышения государством своих прерогатив.Это разделен-
не
государственной власти на законодательную, исполнительную и "феде-
ратпвную"
(которая ведала отношениями с
другими государствами).Кроме
того, сползанию государптва к
деспотизму должен был препятствовать
принцип
законности, согласно которому
"ни для одного человека, нахо-
дящегося
в гражданском обществе, не может
быть сделано исключение из
законов
этого общества". Взгляды Локка в
значительной мере воплотилисъ в политическом
строе
Англии первых десятилетий после революции 1688 г.: были закреп-
лены
основные права и свободы
граждан,
представительное правление,
религиозная терпимость, неприкосновенность
собственности.Тем самым
обеспечивались
правовые предпосылки благоприятных перемен в общест-
венном
развитии, включая рост предпринимательской активности, повыше-
ние
благосостояния,дальнейшую демократизацию государственного и
об-
щественного строя.Все это в полной мере соответствовало
целям
просветителей.Поэтому
их внимание было приковано не столько к полити-
ке, сколько к частной жизни
граждан.Это отразила этика английского
Просвепцения,так
же в основных чертах разработанная Локком.Понятия
добра и зла он выводил из ощущений
удовольствия или страдания (в фи-
зическом
и духовном смысле). Поскольку
люди, считал Локк, соотносят
эти
понятия с требованиями повседневной жизни,то и правила, регулиру-
ющие их
отношения, долж-ы отличаться удобством, целесообразностью и
полезностью. Таковыми, например, являются заповеди,
изложенные в На-
горной
проповеди. В утилитарной этике английского Просвещения звучал и
мотив лич-
ного
преуспевания, Локк
подчеркивал: "Мы рождаемся на
свет с такими
- 4 -
способностями
и силами, в которых заложена
возможность освоить почти
любую
вещь и которые во всяком случае могут повести нас дальше того,
что мы можем себе представить; но только упражнение этих сил может
сообщить
нам уменье и искусство в чем-либо и вести нас к совершенс-
тву".
Просвещение способствовало закреплению в характере англичан та-
ких
черт, как предпримчивость, изобретательность, практицизм. Выступая в защиту
индивидуальных прав и свобод, английское Прос-
вещение
безусловно признавало и право каждого
человека преследовать
свой
частный интерес. Большое влияние в этом отношении оказало учение
философа
XVII в. Томаса Гоббса об згоистической природе человека, ко-
торое
послужило основой этики себялюбия,
или разумного эгоизма. Один
из ее
создателей Бернард Мандевиль считал,
что поведение людей явля-
ется производным от себялюбия.
Последнее представляет собой не что
иное, как чувство самосохранения, побуждающее человека вести борьбу
за
жизненные средства, против сил
природы и противостоящих ему инте-
ресов
других людей.Из деятельности,
направленной на
самосохранение,
Мандевиль выводил и пороки эгоизма,рассматривая их как величайшее
благо
для общества в целом. В своей "Басне о пчелах он проиллюстриро-
вал зту
мысль множеством примеров из повседневной жизни. Его парадокс
"Пороки
частных лиц - благо для общества" отражал реальности рыночной
экономики. Как ни cоблазнительна была эта апология
эгоизма, все же она не
вселяла
в англичан уверенности в том, что стремление к личному преус-
певанию не приведет к саморазрушению
общества. Просвещение столкну-
лось со
сложной этической проблемой:как погасить разрушительную инер-
цию
эгопзма? Как обеспечить порядок в индивидуалистическом
обществе?
Английские
просветители сделали многое, чтобы
решить зту проблему не
только
теоретически, но и практически. Они не закрывали
глаза на общественное неравенство
людей, сводя
его, как это делал Шефтсбери,к противополощности
между "просвещенны-
ми"
верхами и невежественными низами.
Источником опасности
являлась
как
заносчивость одних, так и зависть других.Выработанные просветите-
лями
способы "социализации згоизма" заключались в том, чтобы напра-
вить в
полезное для всего общества русло научного и художественного
творчества, экономического развития и т.д. активность верхов и в то
же время приобщить к ценностям Просвещения
тех представителей низов,
которые
своим усердием,познаниями,
гражданскими поступками
или бо-
гатством
доказали способность их воспринять. Во многом благодаря
усилиям просветителей была создана рацио-
нальная
модель отношений между людьми в практической жизни, соответс-
твующая
роли и значению гражданокого общества.Одним из важнейших дос-
- 5 -
тоинств человека признавалась его способность к
общению,
сотрудничеству
с другими, участию в коллективной
созидательной дея-
тельности.Вошло
в моду членство в клубе или масонской ложе, посещение
политических
собраний или встреч по иптересам (например, в кафе).Де-
тально разработанный кодекс правил поведения
человека в обществе от-
разила
английская художественная литература ХVIII в. Проcветители во многом преуспели в стремлении
привить широким
слоям
наcеления Англии свои ценности и идеалы.Значение этого в полной
мере проявилось в ходе
социально-политических бурь,
пронесшихся над
Европой
в конце XVIII - начале XIX
вв. Англия оказалась островком
стабильности, сумевшим избежать
революций и гражданских войн.Общие
ценности,
да еще этика политического компромисса, разработанная, нап-
ример, в трудах Болингброка, оказались более
надежным средством уми-
ротворения
общества, чем принудительная дисциплина,поддерживаемая си-
лой. В
этом и заключается один из основных уроков английского
Просвещения. Особое место занимает
просветительское движение в
Шотландии.Ис-
тория
общественной мысли в Шотландии ХVIII в. - это история мучитель-
ных
поисков выхода из унизительного положения, в котором, по убежде-
нию
многих просвещенных шотландцев, оказалась их родина.Продолжать ли
политическую
борьбу за восстановление независимости
или же служить
отечеству, содействуя его экономическому, социальному и культурному
процветанию? Философ Эндрю Флетчер, "отец"
шотландского Просвещения,
дал
толчок формированию новой гражданской этики, обосновывавшей иные,
альтернативные
войне и политике, методы
исполнения гражданами своего
долга
перед отечеством. Просвещение в
Шотландии опиралось на мощный интеллектуальный по-
тенциал, которым располагали в середине ХVIII
в. университеты Эдин-
бурга, Глазго и Абердина. Среди преподававших
там замечательных уче-
ных выделяется философ,
историк, экономист Дэвид
Юм.Откликаясь на
духовные
запросы шотландского общества, он обосновал мысль о том, что
добродетель гражданственна по своей сути, ибо добро - это все, что
полезно
людям. Юма, конечно же,
волновала судьба Шотландии,ее культурных тради-
ций в едином
британском государстве.Это
наложило отпечоток на его
рассуждения об этике взаимоотношений гражданина с обществом и госу-
дарством.Юм
считал, что взаимоотношения
возникают из тяги людей к
взаимному
общению, а также из-за их
полезности, поскольку они увели-
чивают
возможности удовлетворения потребностей людей.И прежде всего
они
призваны обеспечить политическую стабильность, от которой зависит
всякая
упорядоченная жизнь.Именно в интересах стабильности государс-
-
6 -
тво и общество должны признавать все
многообразие взглядов и убежде-
ний
граждан,обусловленное их
индивидуальным
опытом.Современное об-
щество Юм рассматривал как плюралистическое, основанное на сложном
разделении
труда и различиях в положении
людей, которые вследствие
этого различаются и своими представлениями о нравственности и спра-
ведливости.По
мнению Юма, не может быть
стабильным общество, не ува-
жающее
многообразия социальных и региональных различий между людьми.В
равной
мере не может быть добродетельным и гражданин, не признающий,
что его личное благополучие в конечном
счете связано с благополучием
всего
общества. На шотландское Просвещение большое влияние оказала
деятельность
Филооофского
общества в Эдинбурге,объединявшего лучшие умы того вре-
мени.Его секретарем был Юм, а одним из членов - философ и экономист
Адам
Смит.Этот выдающийся теоретик товарно-денежных отношений стал их
горячим защитником и пропагандистом во многом по морально-этическим
соображениям.Смит
считал, что именно рынок освободил
человека от
отупляющей системы зависимости при
феодализме. По его мнению, люди
воспитывают
в себе чувство справедливости и вырабатывают навыки циви-
лизованного
общения, лишь находясь друг с
другом в отношениях произ-
водителя
и потребителя. Общество мыслилось
ему гигантской мануфакту-
рой,а разделение труда - всеобщей формулой сотрудничесва людей в
интересах
"богатства народов" (так назывался его
основной экономи-
ческнй
труд).В своей теории Смит отводил рьнку ту же функцию, которую
английские
просветители отдавали правовому государству или цивилизо-
ванному
общению - функцию социализации эгоизма. Но место гражданина в
системе Смита занимал "экономический чело-
век", моральная свобода которого была
обусловлена его ролью в зконо-
мической
жизни. Тем самым шотландское
Просвещенне поставило новый и
чрезвычайно
важный вопрос о мотивах и стимулах хозяйственной деятель-
ности.Согласно
Смиту, главнейшим из них является
своекорыстный инте-
рес.Но преследовать его человек может,
лишь оказывая услуги другим
людям.Поэтому
каждый отдельный человек, хотя
и заботится только о
своих
интересах, невольно содействует
общественной пользе, или, по
словам
Смита, "он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем
не
входила в его намерения... Преследуя свои собственные интересы, он
часто
более действенным образом служит интересам общества, чем тогда,
когда
сознательно стремится делать зто". Интерес просветителей
к экономической теории отражал общее повы-
шение престижа хозяйственной
деятельности.Однако в шотландском об-
ществе
длительное время сохранялось недоверие к свободной игре рыноч-
ных
сил. Многие представители
просвещенной элиты воспринимали их как
- 7 -
разрушительную
стихию, обуздать которую было
призвано государство.Не
кто
иной, как Смит, воспевший преимущества рынка, выражал
опасение,
что
экономические законы, на которых
основываютоя отношения произво-
дителей и
потребителей, могут
привести к социальной и нравственной
деградации
наемных рабочих."В такое состояние,- писал он,- должны не-
избежно впадать трудящиеся бедняки...
если только правительство не
приложит
усилий для предотвращения этого". Потребовалось
время, чтобы шотландские просветители избавились
от
страха перед рыночной стихией.Новое их поколение, вступившее в по-
ру
зрелости ближе к концу ХVIII в.,
уже не уповало на поддержку пра-
вительства
пли парламента. Для них
образцом гражданского поведения
являлся специалист в какой-либо области
профессиональной деятельнос-
ти,
знания и усердие которого приносили обществу ощутимую пользу.
Общественно-политическая жизнь Франции в ХVIII в. характеризова-
лась
большой инерцией привычек и традиций, унаследованных от феодаль-
ного
прошлого.Влиятельные общественные слои сопротивлялись новым вея-
ниям, которые несло с собой Просвещение.В
борьбе с ним просветители
не могли в полной мере опереться ни на общественное мнение, еще не
вполне
сформировавшееся, ни на
правительство, подчас относившееся
к
ним с
нескрываемой враждебностью.Поэтому во Франции просветители не
имели
такого влияния в обществе,как в Англии и Шотландии, где цели и
идеалы Просвещения вошли в плоть и кровь национальной культуры. Во
Франции
уделом просветителей было своего рода
"отщепенчество",порож-
давшее
в их среде политический радикализм в мессианские настроення. Большинство
видных деятелей просветительского движения Франции
подвергались
преследованиям за свои убеждения.Дени
Дидро побывал в
заключении
в Венсенском замке, Вольтер
(настоящее имя - Франсуа Мари
Аруэ) -
в Бастилии. Клод Гельвеций из-за нападок был вынужден отречь-
ся от
своей книги "Об уме". По
цензурным причинам не раз прерывалось
печатание
знаменитой "Энциклопедии", выходившей в свет отдельными то-
мами в
течение 1751-1772 гг.Все это заставляло просветителей облекать
свои
мысли в оболочку абстрактных теорий, недоступных пониманию широ-
кой
публики. Французское Просвещение испытывало сильное
влияние аристократи-
ческой культуры.Это проявилось в утонченности
и изысканности литера-
турных
произведений, составивших его славу.У аристократии просветите-
ли
заимствовали и салонную форму общения.Атмосфера избранности,царив-
шая в
салонах,усилила склонность французских просветителей к отвле-
ченному
теоретизированию. Французокое
Просвещение во многом
исходило из идей философов
XVII
в. Рене Декарта и Локка.Согласно
разработанному Декартом рацио-
- 8 -
налистическому
методу познания, истина должна
четко и ясно усматри-
ваться человеческим разумом. Немало последователей во Франции нашло
учение
Локка об обощстве и государстве. Постоянные конфликты
с властями создали французским
прооветите-
лям репутацию потрясателей
основ и радикалов.На самом деле в своих
конституционных
воззрениях многие из них не шли дальше принципов анг-
лийского
Просвещения.Вслед за Локком идею разделения властей на зако-
нодательную, исполнительную и судебную разрабатывал
Шарль Монтескье.
При
этом он выступал не просто за разграничение функций между органа-
ми
государственной власти, а за
разделение властей как
политических
сил, каждая из которых могла бы реально
служить противовесом другой.
Монтескье
трудно признать радикалом еще и потому,
что он ощупал пре-
делы, в
которых только и возможно изменить общество и государство. Он
считал,
что "дух законов" того или иного народа определяется совокуп-
ностью
объективных предпосылок: климатом, характером почвы, размерами
территории, ландшафтом, образом жизни
народа,религией,численностью
населения,
формами хозяйственной деятельности и др. То же касается и
шумных конфликтов просветителей с
католической
церковью. Ее идеологическая жесткость,не допускавшая отступления от
догматов
вероучения,исключала возможность компромисса наподобие того,
какой сложился между англиканской церковью и
Просвещением в Англии.В
этих
условиях свойственное большинству просветителей признание факта
Божественного
творения мира приобрело антицерковный оттенок, а крити-
ка
религиозных догм, даже самая
умеренная, - ореол отчаянной смелос-
ти.Как известно,Вольтер,имея в виду церковь, часто заканчивал свои
письма
к друзьям призывом:
"Раздавите гадину!" Но тот же Вольтер ут-
верждал, что религия необходима как опора
морали: "Вера в Бога, воз-
награждающего
за добрые поступки и наказывающего за дурные, а также
прощающего
небольшие проступки, является дли человеческого рода самой
полезной
верой". Десятилетия
бесплодной оппозиции вызвали
глубокое разочарование
просветителей.Среди
них усилилось стремление к
переоценке ценностей,
повлекшее
глубокое размежевание в их рядах.Часть просветителей сохро-
няла
надежды на сотрудничество с властями в решении конкретных проб-
лем управления страной.Среди нйх выделялось
группа зкономистов-физи-
ократов
(от греческих слов "физис" - природа и "кратос" - власть),
во
главе
которых стоял Франсуа Кенэ.Он считал, что земля есть единствен-
ный
источник богатства и только земледелие умножает его. Поэтому он
выступал
за поощрение класса земледельцев,
прежде всего богатых фер-
меров. "В деревни следует привлекать не
столько людей, сколько бо-
гатство" (т.е. капитал),- подчеркивал Кенэ. Добивался он и реформы
- 9 -
налоговой
системы, лежавшей тяжким бременем на производителях.Надежды
на подъем сельского хозяйства он связывал
также со свободой внутрен-
ней и
внешней торговли. Попытку осуществить эту
программу реформ предпринял другой
представитель
школы физиократов,Анн Робер Тюрго.
В 1774 г. молодой
король Людовик ХVI назначил его генеральным контролером (министром)
финансов. Тюрго ввел свободную торговлю хлебом и
мукой, добился уп-
разднения
средневековых цехов и гильдий, приступил к коренной реформе
налогообложения.Но
сопротивление придворных кругов,
дворянства и це-
ховой верхушки свело на нет все его усилия.Отставка Тюрго в 1776 г.
предрешила
и судьбу его реформ. Сознание
недостижимости целей Просвещения в рамках существующего
строя
побудило многих просветителей замкнуться в непримиримой оппози-
ции. Их протест порой принимал форму
атеизма, резкой критики религии
и
церкви, характерных для плеяды философов-материалистов середины
столетия:
Дидро, Поля Гольбаха, Гельвеция и др.Иногда он проявлялся в
идеализации
прошлого, например
республиканского строя античных госу-
дарств.
Жан-Жак Руссо противопоставлял их прямую демократию всем фор-
мам
представительного правления, включая и английский парламентаризм.
"Всякий закон, - писал он в трактате "Об общественном
договоре", -
если
народ не утвердил его непосредственно сам, недействителен...Анг-
лийский
народ считает себя овободным: он жестоко ошибается. Он свобо-
ден
только во время выборов членов парламента: как только они избраны
- он
раб,он ни что... В древних
республиках и даже в монархиях народ
никогда
не имел представителей; само это слово было не известно". С именем Руссо связан новый
этап в развитии просветительского
движения
Франции - радикальный пересмотр некоторых его фундаменталь-
ных
целей и идеалов.Радикализм самого Руссо коренился в его этических
воззрениях.В
противоположность философам,
считавшим себялюбие и эго-
изм совместимыми с общественным
благом, он требовал подчинения
лич-
ности
благу общества.Руссо писал: "двоякий человек добродетелен, ког-
да его
частная воля во всем соответствует общей воле". Добиться этого
соответствия
он предлагал политическими методами.В
стремлении Руссо
связать мораль с политикой явно различим
зародыш тоталитарных теорий
позднейшего
времени. Руссо разделял общую веру просветителей в природу как гармони-
ческую
систему, частью которой был
человек. Но в отличие от них он
был
убежден, что сам человек разрушил
это "естественное состояние" и
окружил
себя противоречащими закону
природы учреждениями. "Исчезло
равенство,
появилась собственнооть... - писал Руссо, - и обширные ле-
са
превратились в радующие глаз нивы, которые надо было орошать чело-
- 10 -
веческим потом и на которых
вскоре были посеяны и выросли вместе с
урожаем
рабство и нищета".
Цивилизация настолько изменила людей, что
отказаться от нее они уже не могут.Но, если нельзя вернуться к ес-
тественному
состоянию", то еще
можно, устранив чрезмерное
неравенс-
тво,
восстановить утраченные добродетели. Сделать зто непросто, пото-
му что
на страже неравенства стоит деспотизм.
Требуется сила, чтобы
его
низвергнуть: "Восстание,
которое приводит к убийству или сверже-
нию с
престола какого-нибудь султана, -
это акт столь же закономер-
ный, как и те акты,
посредством которых он только что распоряжался
жизнью
и имуществом своих подданных". Эта мысль
вдохновляла поколенйе
революционеров конца ХVIII в.,
которое
разделяло также отвращение Руссо к себялюбию и эгоистической
морали, а вместе с ним - и ко всему строю, основанному на свободной
игре
рыночных сил. Критикуя
средневековую регламентацию торгово-про-
мышленной
деятельности, Руссо не одобрял и
свободу торговли. Он счи-
тал, что государство должно направлять
торговлю в промышленность в
соответствии с
общим благом, следить за правильным распределением
продуктов
питания, денег, товаров.
Отрицательное отношение к свободе
торговли
имело у Руссо этическое обоснование.Он считал, что торговля,
равно
как и другие достижения цивилизации:
богатство, наука, искусс-
тва, -
способствует порче нравов.Стремясь возродить утраченные добро-
детели, он объявлял их основным носителем
"народ", трудящиеся низы
общества, поскольку они меньше всего подверглись пагубному воздейс-
твию
цивилизации и поэтому в наибольшей мере
сохранили нравственное
здоровье. Так как простодушный
народ не способен понять, в чем заключаются
его
истинные интересы, то ему нужен
мудрый правитель, предначертания
которого
воплощаются в законах и политике государства. От этой мысли
Руссо -
шаг до оправдания революционной диктатуры "во имя народа". Многообразие путей,
которыми шло французское Просвещение,сделало
его уникальной лабораторией
человеческой мысли. Именно
там истоки
многих
основополагающих идей либерализма,
социализма и коммунизма,
столь
повлиявших на мировое развитие в XIX-XX вв. Просвещение в
Германии представляло собой сложное и противоречи-
вое
явление уже в силу политической раздробленнооти страны и разнооб-
разия
местных условий. Распространению
новых веяний способствовала
интенсивная
культурная жизнь провинций. Монархи мелких государств, не
имея
возможности утвердить свой авторитет
великодержавными методами,
стремились прославиться меценатством.Почет, которым была окружена в
Германии французская культура,
также способствовал проникновению
просветительских
идей.
- 11 - Один из парадоксов
немецкого Просвещения заключался в
том, что
оно нередко получало импульсы со стороны
правящих верхов. В Пруссии
инициатором
публичного обсуждения его
проблем выступил сам король
Фридрих
Великий.Не без старания властей одной из характерных черт не-
мецкого
Просвещения стал его преимущественно теоретический харак-
тер.Однако в
его активе числились и практические дела. В Пруссии
просветители
не только разработали важную реформу образования, но и
добились осуществления ее.В результате была
расширена сеть начальных
школ и
создана система профессионального обучения ремеслам, сельскому
хозяйству, торговле и
государственной
службе.Утилитарный характер
этой
реформы во многом объяснялся тем,
что просветительское движение
в
Пруссии черпало приверженцев главным образом из среды государствен-
ных
служащих: армейских офицеров,
дипломатов, чиновников, преподава-
телей
учебных заведений. На фоне общей робости
просветительской мысли в
Германии сме-
лостью и
последовательностью
отличались воззрения
Канта.Он подвел
итог
теоретическим исканиям эпохи
Просвещения. Особенно значителен
его вклад в
разработку концепции
правового государства.Назначение
последнего
Кант видел не в заботе о практических
потребностях членов
общества,
а в поддержании режима справедливости между ними. Граждана-
ми
такого государства, по его
мнению, являются морально
полноценные
люди, которые не нуждаются в опеке со стороны кого бы то ни было.
"Правление
отеческое, - писал он, - при
котором подданные, как несо-
вершеннолетние, не в состоянии различить, что для них действительно
полезно
или вредно... такое правление есть величайший
деспотизм".
Заключая
общественный договор, люди не
жертвовали своей свободой, а
лишь
создавали правовые условия для более надежного и упорядоченного
пользования ею.Гарантию от деспотизма Кант видел не
в формах правле-
ния
(республика, монархия), а в разделении законодательной и исполни-
тельной
властей.Он допускал,что при любой форме правления часть граж-
дан
будет недовольна политикой правительства и будет
стремиться ее
изменить.Но их действия не должны нарушать
законы, дискредитировать
государство
или вообще его разрушать.Кант обосновал правовые формы и
методы борьбы за изменение государственного и общевственного строя,
которые
предполагают путь постепенных реформ и исключают грубое наси-
лие. Глубиной и
оригинальностью отличалаоь зтическая концепция Канта.
Он
выступил против утилитаризма современной ему просветительской мыс-
ли.Представление, что добрые дела можно совершать лишь с
задней
мыслью,
в расчете на успех или награду, Кант отвергал как радикальное
зло.Ибо
такая нравственная установка требует от человека приспособле-
- 12 -
ния к
обстоятельствам, из которых самое важное - отношение к нему
власть
имущих.Поэтому эгоизм, даже
разумный, толкает бесправные низы
общества к
раболепию, неуверенные в своем завтрашнем дне "средние
слои"
- к лицемерию,упоенные властью верхи - к беззастенчивости.Этому
принципу Кант противопоставлял императивное истолкование нравствен-
ности: "Поступай так, чтобы ты всегда относился к
человечеству и в
своем
лице, и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не
относился
бы к нему только как к средству".
Объявляя личность само-
целью
общественной организации, Кант
боролся с представлениями, дос-
таточно
широко распространенными в Пруссии,
об оправданности безого-
ворочного
подчинения личности государотвенным интересам. Французская
революция и вызванные ею
социально-политические ка-
таклизмы
рубежа ХVIII-ХIХ вв, на
европейском континенте похоронили
веру
просветителей в возможность постепенного ненасильственного прог-
ресса. По отношению к этим событиям
просветительское движение быстро
политизировалось и раскололось на отдельные
противоборствующие груп-
пировки
и течения. Кризис Просвещения усугубила консервативная крити-
ка его
целей и идеалов за то,что они внесли в умы людей путаницу, а в
общество
- смуту, нарушившие нормальное, естественное,
органичное
развитие стран и народов. От этих ударов Просвещение уже не
оправи-
лось. Оно внезапно сошло со сцены, заставив потомков ломать голову
над
вопросом: так в чем же заключалось
его историческое предназначе-
ние?
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты