рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Молодежная субкультура

Молодежная субкультура


Введение.
Все,
что описано ниже, теперь история. Я описываю мир хипповской и постхипповской
тусовки - это была часть соци­альной структуры советского общества, как не
стремилась она от общества одгородиться. Где теперь Советский Союз? В данном
случае рассмотрены Москва и Санкт-Петербург (однако в тексте Санкт-Петербург
будет заменен на Ленинград - ведь так он назывался в те времена). Да и сами
тусовки сейчас совсем не те; в прессе поговаривали об исчезновении хиппи, но
уменьшение их числа в 1990-1991 гг. было временным - снова появляются волосатые
и в заплатках наши герои. И все таки тот мир, который описан ниже, уже стал
историей.
Итак,
теперь, кгда данная тема несколко "остыла", хи­повская Система может
бвть воспринята просто как одно из сообществ, как пример сообщества, на
материале которого исследовалась главная для нас проблема: символ, его праг­матика,
его конкретная жизнь в конкретном сообществе. Цель исследования - проследить на
конкретном материале связи символа (его интерпретаций, реакций на него) со
структурой сообщества. И наоборот: зависимость структуры отношений в сообществе
от значений, заложенных в его символике.
Исследование
проходит в зоне соприкосновения двух реаль­ностей: знаковой и социальной. Там
идеальная реальность знака переходит в материальную жизнь, воплощаясь в дейс­твия.Главное,
на чем сосредоточено внимание,- действие, реакция на символ.
Изучаемая
Система - это очень своеобразное социальное образование. Его нельзя назвать
группой - это, скорее, со­циальная среда, круг обшения, конгломерат групп или
даже их иерархия. Но все-таки существует ярко выраженное деле­ние на
"своих" и "чужих", общие символы и их стандартные
интерпретации, свои традиции в поведении и внешнем облике, даже фольклёр. То
есть это сообщество; с самоназванием и самосознанием. Но стандартные методы
описания здесь явно не годятся - я надеюсь, его внутреннее устройство выявится
по ходу изложения.
1. Экстернальная культура.
Необходимо
дать характеристику Системы, хотя бы самую общую, чтобы можно было представить,
о чем идет речь. Но сделать это оказывается не просто. Привычных черт сооб­щества
здесь, кажется, нет. Сама Система категорически от­вергает попытки свести её к
какой-либо социальной схеме. Типичный пример её самоопределения - отрывок из
статьи
А.Мадисона - очень старого
(олдового) хиппи из Таллина: "Движение - а его несравненно правильней было
бы назвать сдвигом - не выставило ни громоздких лидеров, облаченных в
пуленепробиваемую харизму, не породило организаций, объ­явивших священную войну
всем и уж, конечно, в особенности друг другу за право курировать нетленные мощи
ортодоксии, наконец, не подвело под эту несуществующую ортодоксию ни­какой
специальной хипповской филосифии, идеологии или ре­лигии. Вместо идеологии с
самого начала были заземлены идеалы, формулируюшиеся достаточно просто - мир и
любовь". Действительно, Систему нельзя определить ни как организа­цию или
партию, ни как обшину или политическое (идейное, религиозное) движение. А как
её определить ?
1.1
Вне общества. Существует способ определения сооб­щества через его место в
социальной структуре. Что касает­ся Системы, её типичный представитель
находится в проме­жутке между позициями социальной структуры. Скажем один
олдовый пипл из Пскова так говорит о себе: "Насчет работы: я работал на
многих предприятиях, но понимал, что это не моё. Вот сейчас я работаю на
заводе. Слесарь, хороший. Но это не моё... Есть одна работа, на которую я хочу
попасть, -она моя: это археология. Там я мог бы работать даже бесп­латно".(ЛенТВ,
передача "Взгляд", 25 февраля 1987г.). Ха­рактерно, что он, с одной
стороны, рабочий на заводе(это место, которое отвело ему общество) - но сам
себя с этим статусом не идентифицирует: "это не моё"; с другой сторо­ны,
он считает "своим" делом археологию - но такое самооп­ределение не
санкционировано обществом. Соотвественно этот пипл оказывается в неопределённом
положении и в отношении норм: ведь нормы связаны со статусом. В обшем типичный
пример лиминальной личности, "подвешенной" между позиций. В Системе к
кому не подойди - такой же промежуточный: счи­тает себя художником, среди
друзей известен как художник - а работает в котельной кочегаром; поэт
(дворник), фило­соф (бродяга без определенного места жительства) - здесь таких
большинство. статус в собственных глазах не совпада­ет со стутусом в глазах
общества; принимаемые нормы и цен­ности - иные, чем предписаны обществом.
Система,
объединяющая таких людей, оказывается в резуль­тате сообществом, находищимся в
промежутках социальной структуры - вне её. Если представить общество как
иерархию взаимосвязанных позиций (статусов), то Система окажется между позиций,
то есть вне общества. Не случайно общест­венным мнением и научной традицией она
относится к сфере андеграунда (от англ. "undeground" - подполье),
контркуль­туры, или в отечественном лексиконе было популярно ещё словечко
"неформалы". Все эти определения указывают на внеположенность -
характерны приставки "контр-", "под-", "не-".
Ясно, что речь идет о чем-то противостоя­щем ("контр-"), невидимом и
скрытном (подземная), неоформ­ленном.
Эта
локализация - вне структур общества - вполне согла­суется и с собственно
Системном мировосприятием. Процитируем ещё раз упоминавшегося уже Мадисона, раз
уж он сам взял на себя роль хипповского историографа и теорети­ка:
"Хиппизм,- заявляет он,- не аступает во взаимоотноше­ния с конституцией,
его неуправляемые владения начинаются там, где нет и в помине границ
государственных. Эти владе­ния повсюду, где горит огонь творящей
независимости". Все без исключения пиплы настаивают на своей
непринадлежности к обществу или, иначе, независимости: это черта Системного
самосознания.
В.Тэрнер,
говоря об общинах западных хиппи, отнес их к "лиминальным
сообществам", то есть возникающим и существу­ющим в промежуточных областях
социальных структур (от лат. limen - порог). Здесь собираются
"лиминальные" личности, лица с неопределенным статусом, находяшиеся в
процессе пе­рехода или выпавшие из общества.
Откуда
же и почему появляются "выпавшие" люди? Здесь два направления.
Первое: в этом выпавшем, неопределенном, "подвешенном" состоянии
человек оказывается в период пере­хода с позиции одной на позицию другой
социальной структу­ры.Потом он, как правило, находит своё постоянное место,
обретает постоянный статус, входит в социум - и покидает сферу контркультуры.
Такие рассуждения заложены в основе концепций В.Тэрнера, Т.Парсонса, Л.Фойера.
По Парсонсу, например, причина протеста молодежи и её противостояния миру
взрослых - "нетерпение" занять места отцов в социвль­ной структуре. А
они некоторое время ещё остаются заняты. Но дело кончается встраиванием нового
поколения в ту же структуру и, следовательно, её воспроизводством.
Второе
направление объясняет появление выпавших людей сдвигами в самом обществе. У
М.Мид это выглядит так: моло­дежь приходит, взрослея, уже не в тот мир, к
которому её готовили в процессе социализации. Опыт старших не годится. Молодых
готовили к занятию одних позиций в социальной структуре, а структура уже
другая, тех позиций в ней нет. Новое поколение ступает в пустоту. Не они
выподят из соци­альной структуры(как у Парсонса или Тэрнера), а сама структура
ускользает из-под их ног. Здесь и начинается бурный рост молодежных сообществ,
отталкивающих от себя мир взрослых, их ненужный опыт. И результат пребывания в
лоне контркультуры здесь уже другой: не встраивание в прежнюю структуру, а
строительство новой. В ценностной сфере - смена культурной прадигмы: ценности
контркультуры "всплывают" и ложатся в основу организации
"большого" об­щества. А прежние ценности опускаются а подземный мир
контркультур.
На
самом деле эти два направления не отвергают друг дру­га, а дополняют. Речь идет
о просто разных периодах в жиз­ни обшества, или его разных состояниях. В
стабильные периоды и в традиционных обществах(изучавшихся Тэрнером) выпавшие
люди - это действительно те, кто в данный момент, но временно, находится в
процессе перехода. В конце концов они входят в общество, там устраиваются,
обретают статус. В периоды перемен выпавшими становятся в той или иной мере
значительные прослойки, иногда это задевает чуть ли не каждого. Не все они уходят
в хиппи, но многие проходят че­рез контркультурное состояние (и попадают в зону
действий контркультуры).
1.2
Баланс двух подсистем общества. Контркультура не­мыслима и не существует без
официального общества - они взаимодополнительны и связаны. Это оно целое.
Для такого рода выпавших
культур можно предложить термин "экстернальные", от лат. externus -
чужой. Сообщества типа Системы действительно отчуждены от общества - хотя и
неот­делимы от него.
Сфера
экстернальной культуры вклячает, собственно, мно­жество разных субкультур:
например, криминальную, богему, наркомафию, и т.д., - они экстернальны в той
мере, в какой их внутренние ценности противопоставлены так называемым
"общепринятым". Их объудиняет то, что они все - локальные
коммуникативные системы, расположеннве вне рамок основной сети (той, что
определяет государственное устройство). Эк­стернальные культуры существовали и
существуют в разных обществах: ранние христиане были экстерналами в Римской
Империи, в средневековой Европе это многочисленные ереси, в Европе - раскол.
Экстернальные
культуры аккумулируют определенные нормы и символику. Если основная культура -
это те нормы и симво­лы, которые задают основной принцип упорядочения данного
общества, то в экстернальные стекается все, что осталось вне основного мифа -
самоописания общества. Ни одна систе­ма не может охватить всего без остатка.
Неизбежно что-то из неё выпадает. Это остатки прежних мифов, ростки нового,
информация, проникающая от чужих и не вписывающаяся в ос­новной миф. Всё это
оседает в сфере экстернальной культуры.
1.3 Неопределенность и самоорганизация.  Итак, Система
- пример сообщества, куда
стекаются выпавшие из социальной структуры. Эти люди не имеют определенного
положения, прочной позиции - их статус неопределён. Состояние неопре­делённости
играет особую роль в процессах самоорганизации. Сфера неопределённости - те
социальные пустоты, где мы мо­жем наблюдать процессы зарождения структур,
сообществ: превращения бесструктурного состояния в структурное, т.е.
самоорганизации.
Множество
людей, предоставленных самим себе, взаимодейс­твуя, формируют схожие
коммукативные структуры. Л.Самой­лов, профессиональный археолог, волею судеб
оказался в ис­правительно-трудовом лагере. Он заметил, что в среде заключенных
складываются неофициальные сообщества со своей иерархией и символикой.
Самойлова поразило их сходство с первобытными обществами, иногда вплоть до
мелочей: "Я уви­дел,- пишет он,- и опознал в лагерной жизни целый ряд эк­зотических
явлений, которые до того много лет изучал про­фессионально по литературе,-
явлений, характеризующих первобытное общество!
Для
первобытного общества характерны обряды инициаций - посвящения подростков в
ранг взрослых, обряды, состоящие из жестоких испытаний.
У
наших уголовников это "прописка". Для первобытного об­щества
характерны "табу"... Абсолютное соответствие этому находим в лагерных
нормах, определяющих, что "запод­ло"..." Но главное сходство -
стректурное: "На стадии раз­ложения,- пишет Л.Самойлов,- многие
первобытные общества имели трехкастовую структуру - как наше лагерное
("воры" - элита, средний слой - "мужики" и аутсайдеры -
"опущен­ные"), а над ними выделялись вожди с боевыми дружинами,
соборавшие дань (как наши отбирают передачи)". Схожая структура известна в
армейских подразделениях под названи­ем "дедовщина". То же и в
молодежной среде больших горо­дов. Например, когда в Ленинграде появились
металлисты, у них сложилась трехслойная иерархия: чётко выраженная элита во
главе с общепризнанным лидером по кличке Монах; основ­ная масса металистов,
группировавшихся вокруг элиты; нако­нец случайные посетители, забредавших в то
кафе, где они собирались, послушать "металлическую" музыку. Эти
послед­ние не считались настоящими металлистами, оставаясь в ста­тусе гопников,
то есть ни в чем не разбирающихся, чужих.
И
именно "исключенные" сообщества демонстрируют законо­мерности
самоорганизации в наиболее чистом виде. Здесь минимум внешних влияний, от
которых исключённое сообщество отгорожено коммуникативным барьером. В обычном
же коллек­тиве трудно выделить те процессы, которые идут в самом со­обществе
спонтвнно, то есть относятся собственно к самоор­ганизации.
?????
2.
Сообщество
2.1
Поле символики. Существует ещё другой спосоь опреде­ления (или представления)
сообщества, кроме как через его локализацию в социальной структуре: через
символику.
Именно
так обычно происходит на уровне обыденного созна­ния или журналисткой практики:
пытаясь выяснить, кто такие хиппи (или панки и проч.), мы прежде всего
описываем их знаки. А.Петров в статье "Пришельцы" в "Учительской
газе­те" изображает тусовку волосатых: "Лохматые, в залатаной и
сильно потёртой одежде, иногда босые, с холщовыи торбами и рюкзаками, расшитыми
цветами и исписанными антивоенными лозунгами, с гитарами и флейтами парни и
девушки прохажи­ваются по скверу, сидят на скамейках, на лапах бронзовых львов,
поддерживающих фонари, прямо на траве. Оживлённо беседуют, поют в одиночку и
хором, закусывают, покурива­ют...". Автор передаёт как бы непосредственное
впечатле­ние, просто указывая на явление: "вот оно". Указание здесь
- способ введения понятия
(вместо аналитического определе­ния). Если присмотреться, то оказывается: это
"непосредс­твенное впечатление" на самом деле целенаправленно вычле­няет
из наблюдаемой реальности символику тусовочного сообщества. Практически все, что
упоминает А.Петров, слу­жит у волосатых опознавательными знаками
"своих". Здесь символика внешности: лохматая прическа, потертая
одежда, самодельные сумки и т.п. Затем графическая символика: вы­шитые цветы
(след Цветочной революции, породившей первых хиппи); антивоенные лозунги, типа:
"Любите, а не воюйте",- знак важнейшей ценности этой среды -
пацифизма, ненасилия. Поведение, описанное в приведённом пассаже: неторопливые
прогулки, свободное музицирование, вообще преувеличенная непринуждённость,-
тоже знак. Это все форма, а не содержа­ние общения. То есть первыми в глаза
бросаются знаки при­надлежности к сообществу - и именно их описывают, желфя это
сообщество представить. И дейстаительно, наличие осо­бой символики,
расцениваемой как "своя", есть уже безус­ловный знак существования
коммуникативного поля, некоторо­го социального образования. А.П.Коэн, например,
вообще определяет сообщество как поле символики: "Реальность со­общества в
восприятии людей,- пишет он,- заключается в их принадлежности... к общему полю
символов". И далее: "Восп­риятие и понимание людьми их сообщества...
сводится к ори­ентации по отношению к его символизму.
Наличие
своей символики создает возможность образования общности, поскольку
обеспечивает средство коммуникации. Символ - оболочка, в которую упаковывается
"своя" информа­ция; в таком виде она отличима от чужой. А
следовательно, возникает разница в плотности коммуникативных связей внут­ри той
сферы, где действует символ, и вне её. Это и есть сгущение контактов, на базе
которого формируются социаль­ные структуры.
Насколько
это справедливо для Системы? Сложилось ли на базе её символики социальное
образование? Как уже говори­лось, Систему нельзя назвать в полном смысле
группировкой: в её недрах постоянно идут перегруппирования, исчезают од­ни
объединения и формируются новые. Люди переходят из группы в группу. Это,
скорее, некая среда общения. Тем не менее Систему можно рассматривать как
сообщество, посколь­ку присутствуют такие его признаки, как общий язык (сленг и
символика), сеть коммуникаций - личные связи, поверх­ностные знакомства (лица
на тусовке примелькались, так что уже подсознательно узнаёшь
"своих"). Есть общие нормы и ценности, а также модели поведения и
формы взаимоотноше­ний. Присутствует и Системное самосознание, которое выра­жается,
в частности, в самоназваниях. Их есть несколько. "Системными" или
"системщиками" её представители называли себя редко, да и то с
иронией. Чаще - пипл (от англ. people - люди, народ). Иногда - просто люди:
"Мне один че­ловек вчера сказал...",- понимать надо так, что именно
Системный сказал.
Сленг
и символика составляют основу внутренней комуника­тивной среды Системы, отделяя
её от внешнего мира. При этом символика Системы чрезвычайно эклетична в её
фонде можно встретить символы, пришедшие из разных религиозных групп (например,
от кришнаитов или баптистов), молодёжных и рок-течений (атрибуты панк-рока или
тяжёлого металла), ф также различных общественно-политических движений: паци­физма,
анархизма, коммунизма и проч. Система обладает осо­бенностью впитывать чужую
символику и, перекодируя, вклю­чать в свой фонд.
Надо
различать носителей одной и той же символики, принадлежащих к Системе и не
принадлежащих к ней. Напри­мер, есть панки в Системе, тусующиеся вместе с
хиппи,- и панковские группировки вне её. Последние слвсем не причис­ляют сеья к
Системе и даже, бывает, приходят быть пиплов. Точно так же есть Системные и
несистемные металлисты, буд­дисты, битломаны и проч.
Итак,
наличие общей сети коммуникаций с обслуживающим её собственным языком, а также
общего самосознания, норм и ценностей позволяет говорить о Системе как о
сообществе (еще не зная его структуры).
2.2
Традиция. Но особенно существенно для нас, что в рамках этого сообщества
сложилась своя традиция, основан­ная главным образом на устных механизмах
передачи. Каждые два-три года в Системе сменяется "поколение" - на
арену выходит новая когорта молодёжи. Люди меняются, а традиции Системы
остаются: воспроизводятся те же основные нормы от­ношений и ценности, такие как
"свобода", "любовь" (в ка­вычках, потому что этим понятиям
здесь придаётся особый, Системный смысл); новички осваивают сленг и используют
Системные символы, так что внешне они мало чем отличаются от своих
предшественников. Воспроизводятся фольклёрные формы: поговорки, анекдоты, частушки,
легенды и предания. Таким образом, мы имеем здесь традицию, способную к само­воспроизводству.
Существует не только система коммуника­тивных связей на синхронном уровне, но и
диахронные каналы коммуникации.
Носители
традиции определяют её возраст примерно в два десятка лет: двадцатилетие
торжественно праздновалось 1 июня 1987 г. Эта точка отсчета, конечно,
мифологическая (считается, что 1 июня 1967 г. первые хиппи вышли в Москве на
Пушкинской площади на улицу и призвали отказаться от насилия): "Они,- рассказывает
один из олдовых хиппи,- выш­ли и сказали: 'Вот мы - представители этого
движения, это будет система ценностей и система людей'". Тогда возникло
слово "Система". Не случайно выбрана и дата - День защиты детей:
"Было,- продолжал тот же олдовый,- сказано: 'Живи­те как дети, в мире,
спокойстви, не гонитесь за призрачны­ми ценностями...'. Просто приход был
человечеству дан, чтобы могли остановиться и задуматься, куда мы идём...".
"Живите как дети" - это суть Системного миро­восприятия, и многое в
её символике связано с образами детства.
"Поколения"
здесь меняются через два-три, иногда четыре года. С приходом каждого из них
Системная традиция попол­няется новой символикой. Каждое поколение приходит как
но­вая волна: вначале были хиппи, они и составили ядро Систе­мы - теперь их
последователей чаще называют волосатые или хайрастые (от англ. hair - волосы);
потом пришли панки, потом металлисты, затем люберы (и другие, отмеченные также
символикой уходящего Советского Союза). Каждая волна при­носит свои атрибуты.
Вначале она обычно враждует с Систе­мой: первые панки терроризировали
волосатых, первые метал­листы - волосатых и панков. Затем начинаются контакты,
постепенно обнаруживается, что Система впитала символику новой волны: в ней
появились свои панки, металлисты и проч.
Таким
образом, представляется возможность наблюдать про­цесс восприятия традицией
инноваций, а также другие про­цессы, связанные с трансляцией традиции. В
"большой" (нап­ример, племенной или общинной) традиции, где период
сменв поколений составляет 25-30 лет, наблюдение такого рода процессов
потребовало бы времени, сопоставимого в жизнью исследователя. В Системе же всё
происходит намного быст­рее. Это делает Систему удобной моделью для наблюдения
за­кономерностей воспроизводства и пополнения традиции, хотя мы отдаём себе
отчёт в некоторой условности её аналогий с привычными объектами
этнографического исследования. Они сопоставимы в той мере, в какой одна
коммуникативная сис­тема вообще может быть сопоставлена с другой. Так или ина­че,
есть общие закономерности в способах диахронной пере­дачи информации.
Обнаруживаются коммуникативные структуры, ответственные за сохранение и
передачу кода сообщества; есть основания полагать, что они во многом свожи в
разнвх средах.
Заключение.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты