рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Культура западной Европы от возрождения до реформации

Культура западной Европы от возрождения до реформации

     КУЛЬТУРА ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ формирования личности. Человек перестает быть "заданным" своим соци- ОТ ВОЗРОЖДЕНИЯ ДО РЕФОРМАЦИИ альным статусом и набором социальных ролей в иерархически органи- зованном обществе, а становится чем-то в результате своих собственных усилий. Как видим, и здесь гуманисты и реформаторы сходятся во           Эпоха Возрождения - Ренессанс. Считается, что начало эпохи взгляде на человека как на личность способную и нуждающуюся в само- было в Италии и связано с Флоренцией XV века. Отсюда набирал силу изменении, однако пути и цели, ими обнаруженные, различны. этот мощный культурный переворот, вовлекая другие области Италии,           Глубокий переворот, переживаемый ренессанской Европой, не мог затем Франции, Испании, сообщая свои идеи и открытия художниками не коснуться и католической церкви. С одной стороны, папы, разделявшие мыслителям Германии, Англии, Нидерландов, Польши, Чехии, Венгрии, античные интересы соотечественников-гуманистов, способствовали со- балканских государств, заражая уверенностью в новых возмозможностях биранию древних рукописей и толкованию античной филисофии, занима- человека. Впервые Европа могла объединиться на почве идей, имевших лись меценатством. С другой стороны, их политика, отстаивающая собст- не ортодоксально-религиозный, но общечеловеческий, гуманистический  венные земельные, экономические и властные приоритеты, способст- характер. Рождением идеи о безграничных возможностях человека, но и вовала дрейфу церкви от положения первого феодала средневековой не только идеи, рождением ее деятельного носитиля - нового субъекта Европы к положению первого среди равных светских дворов в много- культуры - гуманиста. Так вошла эпоха Возрождения в историю чело- численных королевствах тогдашней Италии. Кроме того Рим, не забывал веческой культуры.       своих интересов и за пределами Италии и по возможности удерживал в           Процесс этот не был простым и мягким. Северное Возрождение своих руках все идеологические влияния. наследовало идеи итальянских гуманистов, но породило и свою культур-           Соседство государств, несовместимое, на первый взгляд, оказы- ную форму реакции на эти идеи, воплотившуюся в движение Рефор- вается внутренне связанным той общей почвой христианской культуры, на мации, охватившей большую часть Европы, что привело к жестоким которой к концу XIII века разросся до чудовищных размеров, обретя поли- религиозным и национальным войнам. Италия, Испания, Франция, юг тическое и экономическое могущество, институт папской курии с подчи- Германии пережили эпоху Контрреформации - восстанавления автори- ненными ей епископствами, проводивший светскую политику, участ- тета католической Церкви, чему способствовали костры инквизиции.  вующий в национальных и гражданских войнах. 1600 год - год казни Дж. Бруно, основания английской Ост-Индийской           Утопизм гуманистов в вопросах веры сделал их идеи уязвимыми как компании, время замысла шекспировского "Гамлета" - определил конец для католической церкви, которая поспешила внести большую часть  эпохи - эпохи перехода от старых времен к Новому времени. шедевров гуманизма в "Индекс запрещенных книг", так и для протес-           В экономике - это эпоха Великих географических открытий и перво- тантов. Таким образом еще раз обнажился глубоко противоречивый ха- начального накопления капитала, сменившаяся жестоким дележом коло- рактер гуманистической культуры, как в ее отношениях с недавним куль- ний и эксплуатацией завоеванного населения, что привело к колониаль- турным прошлым, так и в отношениях с ближайшими духовными ным войнам; в политике - борьба за самостоятельность городов - коммун наследниками. и союзов торговых городов завершившаяся складыванием монархи-           Однако Возрождением было сделано открытие еще одной сферы ческих абсолютистских государств, в которых за сословными интересами практического творчества человека, мимо которого проходила до этого настойчиво просматривались интересы молодых буржуа, а бюргерская европейская культура. Речь идет о художественном творчестве. Конечно и культура становится культурой национальной. Европа к началу XVII века в Античности и в Средневековье создавалось искусство, однако ни в той, со всей определенностью поделилась на протестантов и католиков, а это ни в другой культуре, по разным причинам, труд художника, архитектора, никак не могли предвидеть итальянские гуманисты, еще самосовер-  скульптора не считался самоценным творчеством. Гуманисты же, раз- шенствующего индивида, гармонично  существующего и в природе, и в глядев в человеке - создании Божьем высшую способность к самос- человеческом обществе. тоятельному творению, нашли в художниках не только своих едино-           Эпоха от Возрождения до Реформации внутренне противоречива, мышленников; в их произведениях им виделась реализация Богоподобной переходна от старого к Новому времени и растянулась она во многих деятельности. Как Бог создавал мир, так и скульптор из камня или ху- регионах Европы более чем на три столетия. Гуманисты, формулируя дожник на полотне творит прекрасный и совершенный мир. Художник по- идеал свободной личности, ее безграничных познавательных и деятель- этому не просто ремесленник, мастер, знающий тайны своего искусства, ных возможностей, сознательно ограждали себя от старых традицион- он еще и ученый, но не только. Художник эпохи Возрождения еще и изо- ных форм натуральной жизни с ее феодальным правом, ортодоксаль- бретатель. Саму живопись Леонардо да Винчи называл "тонким изобре- ным католичеством и религиозным послушанием. Они провозглашали тением", но любое конструирование - механический, мы бы теперь ска- идеалы новой буржуазной культуры, но оказалось, что жизнь далека от зали, инженерный труд тоже одинаково ценен, ибо реализует разные спо- этих идеалов. Противоречие эпохи состояло не только в том, что на собности человеческой натуры. Вот почему в одном лице Леонардо да смену средневековому образу жизни приходили другие - с городскими  Винчи, Микельанджело, Леона Батиста Альберти, Альбрехта Дюрера и мануфактурами, дальними торговыми путями, необходимостью само- многих других гуманистов мы находим сочетание столь многих и казалось стоятельных решений, а значит, требованием положиться на себя, а не бы далеких друг от друга способностей: поэтическое дарование, умение на помощь привычного патриархального круга людей. Противоречие создавать военную технику, мастерство скульптора,  талант художника, эпохи заключалось еще в том, что возможности культуры, обнаруженные архитектора, теоретика искусства, тонкого критика и ценителя прекрасного. гуманистами в новой жизни, не могли столь идеально и красиво, как они Искусство стало светским занятием, оно все более отдалялось от правил думали, реализоваться. ремесленных мастерских, становилось делом свободным и индивидуаль-           Конечно, история всегда событийна и факты говорят сами за себя. ным: за каждым именем художника ощущался свой неповторимый взгляд Непрерывные войны, страшные эпидемии чумы, оставлявшими пустыми на мир. Развитие взаимоотношения между автором и героем в ренессанс- целые города, жестокость первых колонизаторов и первые классовые кой литературе от поэзии и новелистики к драме положили начало лите- столкновения - восстания городских низов и борьба за привелегии высшей ратуре Нового времени - авантюрному, психологическому, реалистичес- городской знати, пылавшие костры инквизиции, где люди сжигались кому роману, трагедии, драме, развитию разнообразных форм лирической сотнями, а в ведьмовстве обвиняли детей, продажность тиранов и  поэзии. "светские привычки" пап, открыто устраивающих свадьбы своих много-           Все изменения явились необходимыми и достаточными условиями численных отпрысков, турецкое владычество, ставшее для Европы для того, чтобы Европа вступила в Новой время - время страшных со-  реальностью и, наконец, религиозные войны - все это повседневность бытий, новых социальных бурь и катаклизмов, первых буржуазных рево- эпохи.         люций, колониальных войн и освоения новых земель.           Открытием эпохи Возрождения был пристальный взгляд назад, в           Со временем же и идеалы гуманизма и практицизм протестантов поименовало эпоху Возрождения или, по-итальянски, Ренессанса). вошли в равной степени вошли в культуру Западной Европы. глубь веков, во время уже прожитое людьми, населявшими когда-то Рим Древний и Великийгород (возрождение Античности - название данное самими гуманистами - и поименовало эпоху Возрождения или, по- итальянски, Ренессанса).           Гуманисты, оглядываясь в Античность, оставались безусловными христианами. В собственной жизни, в своих гуманитарных студиях они соединили два равновеликих мира - Античность и Христианское средне- вековье. Таким образом, Возрождение задает неизвестное доныне вре- менное единство - духовную историю человечества. Оставаясь хрис- тианами и не посягая на права Святой церкви, не отрекаясь от Всевыш- него, а лишь стараясь прояснить Его главный замысел относительно  человека, гуманисты вписали в реальный мир итальянской, а затем и всей европейской повседневности труды, дни, язык и ученые занятия древних римлян и греков. Европа впервые ощутила живую связь времен. К закату Возрождения это ощущение утратится и Гамлет произнесет ро- ковые слова: "Распалась связь времен...".           И гуманисты и реформаторы по-своему готовили Европу к новому повороту в культуре, ими же и были найдены слова, обозначающие и поныне эпоху, начавшуюся с XVII столетия - эпоху Нового времени. И те и другие предвидели и старались по-своему осуществить идею единства человеческой культуры в ее истории.           Термин "гуманизм" неоднозначен и имеет разный смысл в разных культурах. Ввели его "новые люди" эпохи Возрождения, перетолковав по- своему античного философа и оратора Цицерона. У них это означало ревностное изучение всего, что состовляет целостность человеческого духа, так как "humanitas" у Цицерона обозначает полноту и нераздельность многообразной природы человека.           Начиналось же все в особой культурной среде - группах гуманистов с обновления целей культурной деятельности - создания нового субъекта культуры. По сути, это был процесс зарождения европейской интелегенции сознательного носителя образованности и духовности, которая берет на себя роль культурного переустроителя общества. Состав этих групп был очень пестрым: чиновники и государи, профессора университетов и пере- писчики, дипломаты и духовенство, частные воспитатели и светские дамы.  Все они различались - сословной принадлежносью и богатством, своей деятельностью и местом, где они жили. Так, Лоренцо Медичи был го- сударем, Сандро Боттичелли - цеховым мастером, что и делало его ху- дожником, Пико делла Мирандола - графом, а Лоренцо Бониконтри - офицером, наемником герцога Сфорца. Их гуманистические занятия были частным делом, увлечением, хотя иногда и полезным для карьеры, ибо создавало репутацию, славу, давало поддержку, приносило богатые подарки. Кто-то делал карьеру благодоря талантам и образованности, а кто-то впадал в нищету.           Свободное время делало свободную личность, реализующую собственную одаренность, благодоря собственной воле, энергии, настойчивости и колоссальной трудоспособности.           Плодом этих ученых занятий явилась оригинальная концепция, в которой был найден синтез античных и христианских идеалов. Эту кон- цепцию можно назвать христианским пантеизмом, в котором Природа и Бог сливаются в одно неразрывное целое. Весь мир, по мысли гуманистов, создан Богом, в нем разлита Божья благодать и мудрость. "Природа, то есть Бог" - такую формулу использовал, например, Альберти в своих трактатах, подчеркивая что Природа - Бог правит не только людьми, но и животными, птицами, рыбами и прочими тварями. В жизни наблюдалось иное, но гуманисты полагали, что равенство заложено в человеке, дано ему в его безграничных возможностях, задача же каждого человека реализовать себя.           Возрождение породило титанов по мысли, силе чувств и харак- теров, однако не только Гамлет и король Лир, но и титанические образы тиранов в трагедиях Шекспира имели своих прототипов в реальности. В мироощущении этих "героев" мир и сам человек не выражали собой универсальность Божественного творения. Человек становился сово- купностью разных "личин".           Яркая, контрастная, предельная во всех проявлениях личночть царила в этом мире, где происходило утверждение автономности чело- веческого "Я". Сила часто становилась основой права без морали. "Цель оправдывает средства" - формула Никколо Макиавелли, гуманиста и царедворца, стала оправданием многих темных дел не только того времени.           Реформация. Попыткой преодолеть противоречия раннебуржуаз- ной культуры, а также традиционное влияние католической церкви стала идеология нового движения в заальпийской Европе, получившего наз- вание Реформации.           Реформация началась в Германии и связана с именем Мартина Лютера, августинского священника, профессора аристотелевской диа- лектики Виттенбергского университета. В ходе Реформации возникла новая церковь и новое вероиповедание в рамках христианской веры - протестантизм. Это название, вошедшее в историю, возникло на Шпейерском рейхстаге 1529 года, где сторонники Лютера выступили с протестом против отмены решения этого же рейхстага 1526 года о пре- доставлении права выбора вероиповедания населению их территории. Поводом к выступлению против Римской церкви стали проповеди Лютера против торговли индульгенциями. В День всех святых - 31 октября 1517 года Лютер прибил на дверях дворцовой церкви в Виттенберге свои зна- менитые 95 тезисов, в которых оспаривал право церкви отпускать грехи человека.           Лютер утверждал, что христианин спасается только через полное самоуничижение, символ которого Голгофа, и что любые попытки отыскать более прочные тому гарантии фантастичны и кощунственны.           В культуре Средневековья человек, по католическому вероучению, понимается как греховное существо по природе.           Лютер свидетельствовал о человеке как о грешном и обвинняемом, но апеллировал к человеку судящему. Реформатор хотел бы, чтобы вся присутствующая в человеке энергия ненависти ко злу была изъята из мира и обращена вовнутрь - против того нравственного убожества, которое каждый должен найти в себе самом.           И гуманисты, и реформаторы решают по сути одну и ту же задачу: пытаются определить место, найти точку опоры человеку в новом, раннекапиталистическом мире, в котором отношения "личной зависимости" уступают место отношениям "вещной зависимости". Реформаторы про- возглашают идею ничтожества человека. Но это унижение пара- доксальным образом оборачивается немыслимым ранее приблежением к Богу простого человека - мирянина и грешника.           Реформация начала с того, что "раздавила" человека. Но в этой раздавленности как бы уравняла людей и их шансы на стартовой пло- щадке жизни. Почему, спрашивает Лютер, "твою тело, твоя жизнь, дос- тояние и честь так свободны, а мои - нет, хотя мы одинаково являемся христианами, одинаково крещены, имеем единую веру, одинаковые души и все остальное у нас одинаково? Этим Лютер и вслед за ним другие ре- форматоры лишили идею неравенства людей религиозной санкции. Про- тестантизм в рамках национальных культур создал социально-психоло- гические условия, укрепляющие "вертикальные" связи элит и масс, раз- мывающие границы между "верхами" и "низами" общества.           Возникает неизвестная ни Средневековью, ни Античности проблема

Достижения в средних веках в католической западной европе в италии англие францие германии. Достижения эпохи средних веков католическая западная европа италия англия франция германия. Достижения и изобретения католической западной европы в средние века информация для детей. Достижения и изобретения средних веков в западной Европе Италия Англия Франция Германия. Достижения и изобретения Заподной европе англии франции германии в эпохи средних веков. Достижения и изобретения в каталической западной европе италия англия франция германия. Достижения и изобретения в католической западной европе италия англия франция германия. Достижения католической западной европы в средние века Италия Англия Франция Германия. В СРЕДНИЕ ВЕКА ДОСТИЖЕНИЯ КАТОЛИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЙ ЕВРОПЫ ИТАЛИЯ АНГЛИЯ ФРАНЦИЯ ГЕРМАНИЯ. Католическая западная европа достежение и изобретения италии англии франции германии. Достижения и изобретения католической западной европы италия Англия Франция Германия. Достижения и изобретения католической западной Европы Италии Англии Франции Германии. Католическая западная европа италия англия франция германия достижения и изобретения. Достижение и изобретения Католическая Западная Европа Италия Англия Франция Германия. Достижения и изобретения католическая Западная Европа Германия Англия Франция Италия.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты