|
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Культура веков
Культура веков
Тема. "КУЛЬТУРА XIV-XV веков"
Л и т е
р а т у р а
1.
Муравьев А.В., Сахаров А.М. Очерки
истории русской культуры IX-XVII в.в. М.- 1984г.
2.
История России с
древних времен до конца XVIIв. Под ред. А.М.Сахарова и А.П.Новосельцева.
М.-1996г.
3.
Лихачев Д.С. Культура русского народа X-XVIIв. М.-Л.- 1961г.
4.
Тихомиров М.Н. Русская культура X-XVIII в.в. М.-1968г.
5.
Очерки русской культуры XIII-XV в.в.
Под ред. А.В.Арциховско- го.М.-2969г. МГУ.
6.
Зезина М.Р., КОШМАН Л.В., Шульгин В.С. История русской культу- ры. М.,"Высшая школа",
1990г.
-------------------------------------------------------------------
I.Этапы
1.Первыйіа)Харак-і Он
характеризовался заметным упадком
историкоіэтап
(отітеристи-іразличныых сфер
материальной и духов-
-культурімонголо-іка іной культуры;
но вместе с тем наблюда-
ного
проітатарскоі іются и
первые признаки начинающего
цесса
наіго втор-і івозрождения.
Руси. іжения доі і
сер.XIV
б) Приз-і В Твери,
Новгороде, Москвевозобнов-
cтоле - інаки
ляется каменное зодчество,
появляются
тия). івозрож
-іновые центры летописания (Москва,
дения іТверь).
в) Расц-і Новгород и Псков сохраняют общение
вет кульісо странами
Запада. Уцелевшие от мон-
туры іголо-татарского погрома и
установившие
политический строй феодальной
респуб-
лики они достигли в этот период
расц-
вета экономики и культуры;
здесь сох-
ранялись и продолжались традиции древ-
не-русской
письменности, зодчества,
живописи.
2.Второйіа) Хозяйі
Происходит укрепление местных
госу-
этап (с іственныйідарственных образований, подъем Моск-
серединыіподъем івы,
Твери, Новгорода, Нижнего новгоро-
XIV до іРуси іда, Рязани как крупных и политических
серединыі і и сильных
экономических центров.
ХV
в.). і і
б) Кульі- Андрей
Рублев и Феофан Грек, возве-
турный і личиваю щие тверских князей
" Славо
подъем і похвальная
икона Фомы",летописная по-
Руси і весть о князе Мих. Ярославовиче
и про-
тивостоящее им московское
летописание,
настойчиво проводящее идею богоизбран-
ности Москвы и прав потомков Калиты на
политическое главенство в русских зем-
лях, расцвет
новгородского и псковско-
го зодчества - все эти явления русской
культуры свидетельствует о ее несом-
ненном подъеме и
о сильных местных
особенностях, а также о
создании
единства Русской земли, по всей
русс-
кой земле расходится
знаменитая "За-
донщина" и с ней целый цикл сказаний о
Московском побоище,
проникнутых идей
единства всех русских людей в борьбе с
ненавистным врагом.
в) Устаі- Начинает
ломаться замкнутость русской
новлениіекульуры,устанавливаются связи
с бол-
внешне і гарской и
ербской культурой. Подверга-
культурі-ясь южно
-слаянскому влиянию, русская
ных
свяі-литература, однако, охраняет полной
зей і мере свой национальный хаактер и
за-
метно обогащается за счет этого лияния
в
художественном отчасти и в идейном
тношении.
г) Влиі- Атмосфера подъема стимулирует разви-
яние заі-тие
культурных связей во всех отноше-
падной і ниях, зарождаются антицерковные тече-
культуріыния,
возникают смелые зачатки рациона-
листического
мышления.
Новгород,
Псков, Тверь находятся в контакте с
культурой Запада.
3. Тре-і а)Взаиміо Происходит
объединение русских зе-
тий этаіппроникніомель,
усиливается взаимопроникновение
новый і вение і местных культур. Псковские зодчие
поя-
(2-я поі-местныхі вившиеся в Москве, местное летописание
ловина ікультур
пристально следят за событиями. Стано-
XV
- на-і івясь государственным центром страны,
чало
XVIі
Москва превращается в центр
формирую-
в.)
щейся культуры русской народности.
Предшествующий этап расцвета
культуры
обогатил культуры страны в целом, и
теперь она сливается в общем потоке.
б) Борь-і Еще более расширяются и усиливаются
ба церк-ісвязи со
странами Запада, но на пути
ви про -ікультурного
общения с ними встает цер-
тив нов-іковь с ее
упорной борьбой против "ла-
шеств в
тинства", против всего нового и ино-
стране іземного. Это связано с
особенностями
социально-экономической основы Рос-
сийского государства,
возникающего и
развивающегося на базе феодализма и
крепостничества. Отставание и слабость
городов сказались особенно сильно на
судьбах русской культуры. Борьба прог-
рессивных и реакционных
сил в истори-
ко-культурном
процессе приобретает
острый характер и
развертывается на
протяжении XIV столетия.
II.
Ма- і1.Продукіа) Ножи і Основной
продукцией специальных куз-
териаль-іция
же -і
нецов-ножевщиков были и
ножницы. Эти
ная
кульілезо-об-і ісамые универсальные
средства труда в
тура. ірабаты -і
древней Руси имели чрезвычайно широкое
вающего і іраспространение. Ножи применялись в
ремесла.і ібыту и хозяйстве,ремесле и на промыс-
лах. Специальные ножи
делали для вои-
нов и лекарей. В XIVв. - XVв. изготов-
лялись ножи разных типов: кухонные,
столовые, бондарные,
сапожные, хирур-
гические, боевые. Все они изготовля-
лись со стальными лезвиями.
б) Брит-і Бритвы были тоже широко распростра-
вы інены. По конструкции бритвы XIV в.
близки современным опасным бритвам.
Различие лишь в форме лезвия. У совре-
менных бритв оно прямолинейное, а у
бритв XIV в. -
дугообразное. Ручку
бритвы изготовляли из
дерева или кос-
ти.
в)Ножни-і Ножницы делали двух типов:
цы (пру-іа) пружинные ("овечьи");
жинные, іб) шарнирные ("с гвоздем посередине").
шарнир -і Наиболее распространенными в быту
ные) ібыли пружинные ножницы, лезвия их де-
лали со стальным наварным острием. Оба
вида ножниц украшались всевозможным
орнаментом и деталями.
г) Иглы і По конструкции иглы сходны с совре-
менными ручными швейными иглами. Древ-
не
русские5 иглы имели 40-70 мм. длины
и
диаметр от 0,7 до 1,1мм. На ушке,
кроме отверстия, они имели желобок.
Такие желобки делали всегда на
иглах
XIV-XVв.
д) Гвоз-і В XIV-XVв. были известны гвозди нес-
ди ікольких типов и размеров: строитель-
ные, тесовые, обойные,
сапожные, под-
ковные. Гвозди делали из
обычного
кричного железа. Конструкция стержня и
головки современных гвоздей и
гвоздей
XIV в. совпадают до мелочей.
Длина
равна 10мм., сечение
головки -
2,5*2,5мм.
е) Замкиі Замки в России бытовали
более семи
(непод -івеков. Они появились в IX в., и были
вижные, івытеснены замками
с иной конструкцией
съемоч -ів XVIIв. В XIV-XV в. пружинные замки
ные) іимели наибольшее число конструкторских
типов вариантов. Замки
подразделялись
на
неподвижные ( нутряные и накладные)
и
съемные (висячие), в XVв. их изго-
товлялось более 8 вариантов.
ж) Обороі Одной из древних профессий кузнечно-
нитель -іго дела была
профессия бронников, ко-
ные дос-іторые изготовляли: брони,
кольчуги,
пехи ішдемы, личины. Поселки бронников су-
ществовали под Новгородом и Москвой.
Село Бронницы на Мсте
под Новгородом
впервые упоминаются в 1269г.
Техноло-
гия этого производства была очень
сложной и трудоемкой, т.к. доспехи вы-
полнялись ими из пластинок
или из
крупных плоских колец.
з)Пушеч-і Первые пушки, появившиеся на Руси в
ное де- іпоследней
четверти XIVв., были желез-
ло іными. Из железа пушки делали почти в
течении 100 лет. Лишь в
70-х г. XV в.
появилась новая
техника-литье пушек из
бронзы. Из железа продолжали ковать
только ручные пищали.
2.
Дере-іа)Бондарі Бондарные
изделия, т.е. сосуды из
вообра -іные из- іотдельных
планок-клепок, скрепленные
ботка. іделия: іобручами с вставным днищем. В XIV-XVв.
-бочки, ібондарная
посуда имела широкое расп-
-кадки, іространенеие. Эти сосуды всегда изго-
-ведра, ітовлялись
традиционных типов и емкос-
-ушата, іти. В
новгородских слоях XIVв. найдена
-жбанчи-іводовозная
бочка емкостью около 500
ки іл.(приблизительно 40
ведер).
б)Средс-і Из средств сухопутного
транспорта
тва сухоінаибольшее
распространение на Руси бы-
путного іли сани. Из находок, сделанных в Нов-
транспорігороде, выделялись 6 типов саней, бы-
та- саниітовавших в
Новгороде в XIV-XVв.: сани
грузовые (дровники),
грузовые тяжело-
возные, легковые
пассажирские, легко-
вые с высокой грядкой, сани-возки с
кузовом и ручные салазки.
в)Токар-і В XIV-XVв. в быту
рядовых горожан
ное
делоіприменялись 8 видов точеной посуды:
-деревянічаши, мисы, чашки, блюда, кубки, со-
ная точеісуды, чарки, чаши фигурные.
Техника
ная по -ітокарного
мастерства этого времени ха-
суда ірактеризуется высоким уровнем.
3.Пряде-іа)Произ-і
Производство нити состояло из
полу-
ние и іводство
чения исходных материалов- шерсти, ль-
ткачест-інити
на и конопли. Затраты
труда для этого
во.
требовали довольно высоких профессио-
нальных навыков и специального
обору-
дования.
б) Изго-і Шерстяные ткани делали из шерсти ов-
товлениеіцы, а льняные
- из волокна льна. Также
шерстя
-іупотреблялись ткани бумажные и
шелко-
ных и івые, но их привозили с юга и из Сред-
льняных іней Азии.
тканей і
в)Орудияі Веретено и прялка. Новгородские ве-
производіретена
встречаются в течение семи ве-
ства дляіков (X-XVIв.),
изготовляли их одной и
изготов-ітой же строгой
формы и размера: глад-
ления ікие сигаретообразные, суженные к кон-
нити іцам, деревянные палочки.
Прялки делали
из
шифера, глины, кости и металла. Она
представляла
собой лопаткообразную
стойку строгой формы с несколькими
дырками.
- Пряде-і Тальки и мотовина. Талька- круглый
ние ни -істержень
длиной приблизительно 80 см.,
ток іимеющий естественное
развилье.
Мотовино-крестование до 70см с раз-
вильями на концах.
-для і Юрки. В XIV-XVIв. в Новгороде най-
снова- ідено
более 100 юр.Это цилиндрические
ния іпалочки длиной 10-12
см.,с обеих кон-
цов есть отверстия, через которые про-
пускается нить.
4.
Обра-іа) Мате-і Номенклатура
костных изделий
ботка іриал
косіXIV-XVв. была довольно обширной. Мате-
кожи.
торезно-іриалом косторезного производства были
го произікости крупных
домашних животных, рога
водства ілосей и
оленей. Инструмент состоял из
ножей, пил, резцов,
сверл-дрелей, на-
пильников.
б)Продукі Вещи хозяйственного и домашнего оби-
ция из іхода в XIV-XVв. были стандартными и
кости: іоднотипными. Ярким примером подобного
- костя-іупрощения
могут служить костяные греб-
ные гребіни. В
XIVв. бытовой гребень трапеце-
ни івидной формы.
А в XVв. известен только
прямоугольный гребень, гле
зубья сде-
ланы пропилом тонкой пилой.
-художесі Среди костяных изделий значительную
твенные імассу
составляли художественные подел-
поделки іки: навершинка посохов, накладные
пластинки на шкатулки и
кожаные сум-
ки,привески.
5.Гончаріа)Посудаі В
гончарном деле XIV-XVв. продолжа-
ное делоі ілись технические
традиции предшевству-
ющего времени.
Основная продукция -
это посуда. Основной вид гончарной по-
суды была кухонная печная посуда, кув-
шины,
рукомойники,
светильники. В
XIV-XVв. многообразие
изделий еще бо-
лее увеличивалось. Посуда украшалась
орнаментами (волнисто -линейными, в
виде насечек или наненение треугольным
штампиком).
б) Детс-і Среди глиняных игрушек XIV-XVв. из-
кие игруілюбленными
были свистки. Их изготовля-
шки іли в виде уток, баранов и других жи-
вотных. Иногда игрушки покрывали
жел-
той поливой.
в) Кир- і Кирпич изготовлялся довольно плохого
пич ікачества и лишь в г.
Новгороде широкое
его
внедрение начинается лишьсо 2-й
половины XVв.
6.Химичеіа)Ремес-і
Новгородские писцовые книги
указы-
ские проіленники івают на ремесленников,связанных с хи-
мыслы. іхимичес-імическим промыслом мыльников и дегтя-
кого проірей.
Писцовые книги XVв. упоминают
мысла ісмольщиков и угольщиков, изготовителей
золы.
б) Об- і Она была
обширной в живописи(иконо-
ласть іпись, фрески, миниатюры, для крашения
примене-ітканей,
кожи, посуды, изготовления
ния кра-ікосметических
мазей.
сок і
-минера-і На иконах
XIV-XVв. в живописи приме-
льные інялись минеральные краски. Например,
краски іна иконе XIVв. из Пскова
"Параскева
Пятница", где красная краска- киноварь
(серн.ртуть)
красно-коричневая-умбра,
свтло-желтая - охра.
-свинцо-і В XIV-XVв. свинцовые белила изготов-
вые белиілялись
как тонкий листовой сви-
ла інец,свертываемый
в незамкнутую трубку,
которая ставилась в горшок и залива-
лась уксусом.
-расти- і Для получения растительных красите-
тельные ілей
использовались корни растений, на-
краски ісекомых, трав, коры деревьев, золу,
смолу.
в)Поташ-і Оно требовало очень
много золы и
ное делоідров и было
развито в лесных местнос-
тях, оно было трудоемким и продолжи-
тельным. Лес на золу
жгли в большом
количестве; и поэтому производство его
иногда регламентировалось.
г) Изго-і Свечи на Руси были известны еще в
товлениеіXв. В
Новгороде в слоях X-XVв. найдено
свечей імного разных свечей (диаметром от 8-10
до
25мм). На Руси свечи делали исклю-
чительно из воска и их не отливали,а
скручивали. Фитиль
плотно обматывали
по
спирали размягченной полоской вос-
ка. После скручивания
свечи окунали в
жидкий воск, который заполнял стыки,
полосы и неровности поверхности.
7.Одеждаіа)Княжесі Она
изменялась. Вышел из употребле-
кая и іния плащ-корзно.
боярскаяі Летопись 1412г. упоминает терлик-уз-
кий кафтан.
Ценнейшее
изображение
одежды времен
удельнойРуси дошло до
нас на известной иконе 1467г. "Молящи-
еся новгородцы". Ее сюжет обусловливал
всю бытовую точность.
б) Горо-і Об одежде горожан до последних лет
жан інельзя было ничего
сказать. Но Новго-
родские раскопки дали довольно
обиль-
ный материал: есть много
тканей, обу-
ви,шляпы, женские
украшения. Берлинс-
кие грамоты тоже имели значение для
этой темы. В грамоте N141 (XIIIв.) пе-
речислена одежда, которую Гришка и
Коста заложили у ростовщика
Сидорова:
кожу, свиту, шапку, сапоги, тоболы,
сороцицу.
8.
Пища іа)Мучнаяі В XIII-XVв. все те
же 4 хлебных зна-
- хлеб іка: рожь, пшеница,
ячмень, просо -
по-прежнему упоминаются
летописцами.
Формы и размер его были постоянными
величинами. Это видно из
того, что в
числе платежей
документы неоднократно
называют хлеб счетом, а не весом. Нап-
ример, в Новгородской вечевой
грамоте
с
1411г.
говорится:"...давати
им по-
ралье посадницы и тысяцкого по
старым
грамотам; по сороку бел,
да по четыре
сева муки, по десяти хлебов".
- пряни-і В Новгороде при раскопках
неоднок-
ки іратно встречаются
деревянные пряничные
формы, покрытые
различными узорами.
Пряники, несомненно пекли на меду.
б)Пряносі На Руси пряности считались сокрови-
ти и приіщем, особенно
перец.Среднерусские куп-
правы: іцы в Новгороде платили пошлины сереб-
- перец іром и перцем. В
уставной грамоте церк-
ви
Ив. на Опоках говорится:"А у
гостя
имати: у низовского от дву бержовеск
вощатых полгривна сребра
да гривенка
перцу".
- соль і
Соль - важнейшая приправа пищи. В
этом убеждает огромный размах
древне-
русского солеварения,
ставшим важней-
шим из промыслов. Документы времен
удельной Руси говорят о
солеварении
много раз.
в)Молоч-і Молочные продукты часто упоминаются
ные про ів
Новгородских писцовых книгах конца
дукты: іXVв. В Новгородской берестовой грамоте
- масло іN220
(XIIIв.) упомянуты "два горшка
масла".
- сыр і Наличие сыроварения
можно доказать
известиями доказательств о сырах, при-
нимаемых по
счету,
следовательно,
твердых.
г)Мяснаяі Она лучше всего изучена археологами.
пища: іИз наиденных костей животных в
XIII-
- живот-іXVв. в
Новгороде и Москве преобладание
ная пищаівсегда отдавалось корове, на втором
месте- свинья, на третьем- овца. Слово
"мясо"
издревне означало прежде всего
говядину.
- птице-і Очень мало известий о древнерусском
продуктыіптицеводстве,
но в Новгородских книгах
конца XVв. куры и яйца
часто упомина-
ются в составе оброка.
- рыба і
Рыболовство по своему продовольст-
венному значению превосходит
охоту и
уступает
скотоводству. При раскопках
первое место по числу
костей занимает
судак (они были гораздо крупнее совре-
менных), второе место-
лещ, затем щу-
ка, окунь, сом, осетр,
сиг. Редко
встречается плотва,
карась, ерш. От-
сутствует лосось, хотя и
неоднократно
упоминается в берестовых
Новгородских
грамотах. Волховский
сиг славился до
XX-в. В Новгородской берестовой грамо-
те
N259 (рубеж XIV-XVв.) сказа-
но:"...послали есьм
к тебе ведероко
осетрине". Осетры
всегда высоко цени-
лись.
9.Напит іа) Мед і Основным напитком был мед.
ки. і і Церковное поучение в
Коршчей XI-
IIв.,устанавливает распределение
мяс-
ной, рыбной и растительной пищи по
постным дням, из напитков упоминают
только мед. Вообще мед был необходимой
принадлежностью всякого другого русс-
кого пира. Его различали по сортам.
б) Пиво і Если ххх. Оно было 2 по значению на-
питка. Летопись под 1378г.
говорит о
войске за
р.Пьяного:"...а где наяхаша
в
зажитии мед и пиво, испиваху допьяна
без меры, и ездять пьяни
по истине за
Пьяного пьяни". (Новгородская IV лето-
пись). При изготовлении
пива применя-
ется солод, следовательно,
этот напи-
ток имел
приблизительно современный
характер.
III.Уст-і1.Песни
а)Историі Утверждение
народного
творчества
ное
нароі
ческие іXIV-XVв.в.
восстанавливается лишь час-
дное
твоі
тично на основании
позднейших записей
рчество.і
фольклора и следов
его,сохранившихся в
некоторых памятниках письменности того
времени.
- в этот период сложился и оформился
жанр исторической
песни, отразившей
народное восприятие и народную
оценку
исторических событий и явлений. Сложе-
нием их является результатом художест-
венного вымысла, но зато в них переда-
ется отношение народа
к определенным
явлениям в
истории. Они проникнуты
глубочайшей верой
в справедливость
поступков и действий их героев,
в то,
что правда на стороне народа.
2.Темы іа)Борьбаі Одна из главных тем устного народно-
устного іпротив іго
творчества - борьба против монго-
народно імонголо-іло-татарского нашествия и ига. Вокруг
го
твор ітатарскоісобытий этой
борьбы сложились целые
чества. іго нашесіциклы устных народных поэтических про-
твия и іизведений. Среди них:
ига і - сказания о битве
на Каике;
-
о разорении Рязани Батыем и рязанс-
ком богатыре Евпатии Коловрате;
-
о подвигах Меркурия Смоленского;
-
о Невской битве и Ледовом побоище,
вошедшее в переработанном виде в лите-
ратурные произведения XIV-XVв.
Исторические песни, посвященные
вре-
мени монголо-татарского
ига ("Князь
-АвдотьяіРоман и Мария
Юрьевна", "Авдотья -Ря-
Рязаноч-ізаночка",
"Девушка спасается от та-
ка ітар", "Мать
встречает дочь в татарском
плену"...), раскрывают
в поэтической
форме глубогий драматизм положения на-
рода в условиях опустошительных
напа-
дений сильных и жестоких врагов,
бла-
городное мужество простых людей,
отс-
таивающих свою честь и свободу.
Образ
страдающей под тяжким игом Русской
земли воплощается чаще
всего в образе
чистой и стойкой
духом красавицы-не-
весты, похищаемой злым
врагом и попа-
дающей в ненавистный чужеземный плен.
б) Народі В XVIIIв. была записана песня о Щел-
ное вос-ікане
Дудентьевиче, восходящая к собы-
стание вітиям XIVв. -
народное восстание в Тве-
Твери іри против ханского наместника
Чол-хана
(Шевкала) в 1327г. Сильными словами
рисует народная песня насилия монго-
ло-татарского баскака. За
его насилия
и
издевательства тверичи сожгли живьем
Чол-хана и его свиту.
в) Былині Простоте устного народного творчест-
ный эпосіва XIV-XVв.
очень близки по своим фор-
мам и действиям героев к былинному
эпосу Киевской Руси. В этом сказыва-
лось стремление подчеркнуть
великую
силу Руси недавнем
прошлом. Народный
эпос,вспоминая
былинных богатырей,
возбуждал чувство
партиотизма и жела-
ние восстановить былую славу в
борьбе
с
завоевателями. Именно в этот
период
происходило создание на основе
других
былин жившего потом столетиями цикла
-связан-ібылинного
эпоса, связанного с Киевом и
ный с ікнязем Владимиром
Кросное Солнышко.
Киевом іЭпизоды борьбы против половцев и мон-
и
голо-татар, герои Ростовско-Суздаль-
борьбой іской земли и
другие - все это сли-
против івается в единый цикл, центральная тема
захватч-ікоторой-
борьба против иноземных зах-
иков іватчиков, героические подвиги русских
богатырей в этой борьбе.
-Алеша і
Ростовский герой Алеша превратился в
Попович іобщерусского
богатыря, служащего в Ки-
еве князю Владимиру
и побеждающего
-Илья ізлого врага Тугарина. Илья Муромец
сим
Муромец івол мощи
русского народа. Добрыня Ни-
китич - люди с разными народными хара-
ктеристиками, но все защищающие Родину.
г) Кули-і Ряд сказаний возник в связи с Кули-
ковская іковской
битвой. В одной из песен гово-
битва ірится о богатыре Сухмане, побившем
врагов и истекшем кровью на берегу
Непры-реки.
д)Мамае-і Народно-поэтическая основа видна и в
во побоиірассказе
"Сказание о Мамаевом побоище"
ще іо поединке богатырей в начале битвы -
русского монаха Пересвета с ордынцами.
е) О Ве-і Особый цикл песен и повестей был
ликом ісвязан с Великим Новгородом и
среди
Новгоро-іних
знаменительные былины о
Василии
де іБуслаеве. В.Г.Зелинский
называл былину
о
Садко одним из "перлов
русской на-
родной поэзии". В Новгородских былинах
ярко отразилось богатство и могущество
Великого Новгорода,
его внутреннее
устройство, смелые и
сильные образы
новгородцев.
Вывод і Тема русской земли, ее красоты и си-
лы, ее героической борьбы против
ино-
земных завоевателей
была главной темой
устного народного творчества XIV-XVв.
IV.
Гра-і1.Расп- іа) Средиі
Распространение грамотности в
сред-
мотностьіростра-
церковниіневековой Руси
XIV-XVв. было, как и
и пись
-інение іков іпрежде,
сосредоточено в основном в ру-
менностьіграмот-
ках церкви. Однако круг
грамотных лю-
ности в і ідей далеко не
ограничивался церковни-
Средне-
ками.
вековой і і
Руси. іб)
Средиі В городах грамотность тоже получила
городскоізначительное
распространение (хотя для
го насе-іподавляющего
большинства она остава-
ления ілась недоступной), что было обусловле-
но
прежде всего спецификой экономичес-
кой жизни, жизни горожан.
Занятия ре-
меслом и торговлей требовали известной
грамотности. Поэтому центрами
распре-
деления грамотности и письменности бы-
ли
не только монастыри, но и средневе-
ковые русские города.
2.
Архиоіа)Берес-і Обнаруженные
в Новгороде берестовые
логичес-ітовые
грамоты содержат будничную, повседнев-
кие на -іграмоты іную переписку Новгородцев,раскрывая
ходки, і ісамые различные формы
жизни Новгородс-
свидете-і ікой феодальной
республики.
льствую-і і Многие грамоты посвящаются хозяйс-
щие о шиі ітвенным
вопросам:"Поклон от Михаила к
роком і
господину св.Тимофею.Земля готова,
распрості інужны семена...",
- это писал, вероят-
ранении і іно,приказчик
своему господину. Есть
грамот- і іграмоты,
фиксирующие повинности
ности і
крестьян, о покупке земель,
о торгов-
ле, о военных походах.
С деятельностью известного новго-
родского посадника Юрия Онцифоровича и
его сына Михаила связан целый ряд гра-
мот, найденных в этом месте, где в
XVв. стоял один из немногих тогда
ка-
менных домов в Новгороде,
принадлежа-
щих знаменитому посаднику.
Около 600 грамот найдено в настоящее
время при раскопках в Новгороде,
одна
из
них написана на латинском языке.
К уникальным находкам относятся бе-
рестовые грамоты
второй половины
XIVв.- "учебные тетрадки новгородского
мальчика Онфима. На его листе записи
букв и слогов, что
свидетельствует о
слоговом принципе обучения.
б) Над- і Стены новгородских и псковских церк-
писи на івей покрыты
многочисленными надписями,
стенах іпроцарапанными на камне и очень похо-
церквей іжими на письмо
берестовых грамот.
На одном из внутренних столбов церк-
ви
на Передице отчетливо видна запись
какой-то женщины, фиксировавшая взятый
долг. Такие надписи
принадлежат прос-
тым людям и являются
одним из свиде-
тельств их грамотности.
в) Надпиі Много надписей имеется на бочках,
си на быісосудах,
поплавках, сапожных колодках
товых іи др. Чаще всего это имена или
инициа-
предме- ілы их
владельцев. Сделав церковный со-
тах ісуд -потир- в 1449г.
мастер написал:"А
делал Ив.Фомин".
г) Пись-і Значительно большое развитие получи-
менная іла в XIV-XVв. письменная документация,
докумен-ічто
стимулировалось расширением фео-
тация ідальных отношений: роста земельной
собственности, требовавший формировва-
ния документов на право
владения зем-
лей и зависимым населением. Письменная
документация была
необходимой и для
органов государственного управления.
д) Руко-і В настоящее время сохранилось более
писи і17 рукописей XIVв. кроме того, 85 ру-
кописей дотируются
XIIIв., в то же
время как от XIIIв. сохранилось 215
рукописей, от XII-XIIIв.в.- 40,
а от
XIIв.-только 85! Из московских рукопи-
сей, сохранившихся до наших дней, наи-
более ранней
является"Сийское еванге-
лие", написанное в 1339г.
Письменность сосредотачивалась, в
частности, в монастырях, где составля-
лись различные
грамоты, оформлявшие
права и привилегии монастырей на право
владения землями,
льготные условия
торговли...
3.Разви-іа)Изменеі
Развитие письменности сопровождалось
тие письіние тех-ірядом изменений в самой технике пись-
менностиіники
ма, приспосабливавшейся к возросшему
спросу на книги и разного
рода доку-
менты.
б) Появ-і На смену дорогого пергамента пришла
ление ів XIVв. бумага. Пергамент был не
толь-
бумаги іко дорог для большого количества книг,
но
и неудобен тем, что не позволял пи-
сать быстро. Спрос на книги возрастал,
требовалось изготовлять
их больше и
быстрее. Бумага намного лучше отвечала
этим требованиям. На Русь ее доставля-
ли
в XIV-XVв. из других стран (Запад-
ная Европа). В XIVв. бумага привози-
лась из Италии, в конце
XIVв. появи-
лась французская бумага, а
еще через
столетие стали
производить немецкую
бумагу.
в) Изго-і Писали чернилами, рецепты известны
товлениеіпо записям с
XVв. Они делались из же-
чернил ілезной ржавчины, дубовой коры, вишне-
вого клея, кваса или кислых щей, меда,
которые смешивались,
кипятились, вы-
держивались и давали
вещество удобное
для письма и имевшее необходимый блеск
и
вязкость.
г) Ору- і Орудием письма были гусиные перья,
дия письідля
приготовления которых пользовались
ма і"перочинными"
ножами.
д) Формыі Писцы XIV-XVв. писали быстрее, чем
письма: іих предшественники в
прошлые века.
-"устав-іВместо
строго"уставного" письма с его
ное"; ігеометрически правильными четкими бук-
вами появились"полуустав". Теперь ли-
нии букв потеряли прежнюю стройность,
стали неровными, появилось большое ко-
личество сокращенных слов. Обозначился
наклон в почерке.
-"скоро-і А в XVв. появилась"скоропись". Еще
пись" ібольше стали сокращаться слова, буквы
выносятся над строчкой,
пишутся слит-
но, концы букв выходят за строчки- по-
являются" хвосты" и росчерки. Все эти
изменения внешнего вида письма
свиде-
тельство растущего распространения
письменности.
е) Укра-і Страницы рукописных книг украшались
шение іцветными заставками и миниатюрами.
Вы-
книг: ідающимися образцами украшения книжной
-
миниа-іминиатюры XIVв. является "Феодосовское
тюрой; іевангилие ", написанное по
заказу
- заглавіярославлского
князя Федора Черного,
ными ітверская рукопись Хроники Георгия
буквами;іАмартола,
имеющая более 100 миниатюр.
- орна- іВ виде
причудливых картинок изобража-
мент ілись заглавные буквы начала текста.
Часто применялся,чудовищный арна-
мент,составленный из
изображений фан-
тастических существ. Этот тип орнамен-
та
держался в рукописях в XIII-XIVв.
В
XVв. получил распространение плетен-
ный и растительный орнамент.
Плетеный
орнамент широко
использовал жгуты,
круги, четырехугольники,
чем достига-
лась узорчатость рисунка.
В украшение6 книг средневековые мас-
тера вкладывали много труда и
искусс-
тва. Русские люди любили и ценили кни-
ги.
V.Летопиі1)
Лето-іа) Многоі Русские
средневековые летописи
сание
и іписи па-іобразие іпредставляют собой
крупные памятники
общест-
мятники ів летопиідуховной культуры.
В них описывается
венно- ідуховнойісях явлеіширокий круг
представлений и понятий
полити
-ікультурыіний-прояісредневекового общества. Летописи яв-
ческая і івление іляются памятниками общественной мысли,
мысль і ібожест- ілитературы
и научных знамений. У нас
венной інет более ценных и интересных памятни-
воли іков духовной культуры прошлого, чем
наши летописи - от знамений "Поветы
временных лет" киевского монаха Несто-
ра
до последних летописных сводов XVII
века. Духовная культура была подчинена
богословию и оставалась слабо
расчле-
ненной. Так, в летопись
наряду с поли-
тическими событиями вошли записи о яв-
лениях природы, и
литературные произ-
ведения, проникнутые исторической
конкретностью, и богословные размышле-
ния и учения - все это
приурочивалось
к
определенным событиям и
связывалось
в
едином хронологическом повествовании
б) Появ-і Появились сюжетные литературные про-
ление саіизведения,
самостоятельные произведе-
мостоя -іния
общественной мысли; а развитие ис-
тельных іторической
мысли перешагнуло тесные
произве-ірамки
хронологического повествования и
дений іпривело к появлению самостоятельных
общест- іисторических
повестей. Это был прог-
венной ірессивный процесс,зачатки которого
мысли івидны уже в XIV-XVв. (так один из юж-
норусских летописей сетовал на то, что
разбивка изложения по годам мешает
связному изложению
определенной линии
событий, и извиняется перед читателями
за
то, что ему порой приходится забе-
гать вперед, а порой
возвращаться на-
зад.
в) Лето-і Летопись была важнейшим политическим
пись-важідокументом
современности и являлась
нейший ісильным оружием в политической борьбе.
политичеіЛетопись
велась при княжеских дворах и
ский до-іеписковских
кафедрах, в ней отражались
кумент іопределенные классово-политические ин-
тересы разных феодального класса.
Так будучи едины в своих мировозрен-
ческих позициях, летописцы
разных зе-
мель направляли
толкование в пользу
определенных политических
интересов,
соответствующим образом подбирали
ма-
териал для
освещения. Недаром Иван
III, отправился в поход против
Новго-
рода, взял с собою дьяка Степана Боро-
датого, потому что тот хорошо знал ле-
тописи и мог на их основании предъ-
явить необходимые обвинения Новгороду.
2.Разви іа) В Твеі В
начале XIVв. развилось летописание
тие ле- іри ів Твери.
тописа- і і
ния. іб) В
Мосі С 1326г. оно началось в Москве,
а
кве ітакже Новгороде, Пскове,
Ростове, Суз-
дале. Не сохранилось памятников ря-
занского летописания,которое несомнен-
но
также существовало.
3.Осве- іа) Конф-і Как
пример отражения политической
щение іликт
межіборьбы в летописании XIVв.
можно ука-
событий іду тверсізать на освещение одних и тех же собы-
летопи- іким кня-ітий в
Московских и Тверских летописа-
сями. ізем М. іниях. Так конфликт между Тверским кня-
Ярославиізем Михаилом
Ярославичем и Московским
чем и ікнязем Юр.Даниловым в 1313-1319г.
московс-ітверская
летопись описывает очень под-
ким Ю. іробно,изображая тверского князя миро-
Данило -ілюбивым, а
московского - вероломным,
вым іуказывая на его связь с ордынским Ха-
ном.
б)Убийсті В летопись включено обширное сказа-
во Михаиіние об
убийстве Михаила в Орде, но не
ла в іупоминая по чьему наущению
было совер-
Орде ішено это убийство.
в) Осноі Тверской летописец сообщает об осно-
вание івании Дмитрием Донским в
1366-1367г.
Кремля ікаменного Кремля в Москве.
г) Кули-і Характерно, что события Куликовской
ковская ібитвы были
по-разному освещены в лето-
битва іписаниях: очень побродно в Московском
летописании и очень коротко в Новго-
родском.
4.
Осо- іа) Новгоі Летописание
по-прежнему отличалось
беннос- іродские імногими местными особенностями. Весьма
ти
ле- ілетописиісвоеобразны
новгородские летописи, в
тописей і ікоторых наиболее сильно
отразилась де-
мократическая струя. Они очень просты,
конкретно в изложении в
них заметно
большое внимание к обычным событиям
городской жизни.
б) Пскові Как военная хроника читается псковс-
ские ікая летопись, отразившая героическую
историю города-воина, стоявшего на за-
падном рубеже Русской земли и ведущего
упорную борьбу против
иноземных зах-
ватчиков.
в) Мос-і Возвышенно и высокопарно звучит мос-
ковские іковское
официальное летописание с осо-
бенно сильным
религиозно-морализующей
струей, проникнутое
идеей единства
церкви и светской власти.
Временами в
нем проскальзывает назидательный
про-
тест против вмешательства княжеской
власти в церковные дела,
как, напри-
мер, в "Повести о Митяе - московском
прототипе, которому Дм.Донской в нару-
шение всех церковных правил пытается
сделать митрополитом.
5.Харак іа) Обще-і При
всем различии политических тен-
тер ле- ірусский іденций и стиле изложения во всех лето-
тописей іхарактеріписях XIV-XVв. отчетливо проявлялся их
общерусский характер.
Где бы ни сос-
тавлялась летопись, какие
бы местные
политические
интересы она ни защищала
в
ней все равно красной нитью проходит
тема общности Русской земли, ее борьбы
против иноземных завоевателей, понима-
емой летописцами как борьба в защиту
православия и христианства.
б) Сопосі В летописании XIV-XVв. стало
часто
тавлениеіприменяться
сопоставление современных
собран -ісобытий с аналогичными событиями в
ных собыіДревней
Руси; последняя становилась
тий с соікак бы "класическим временем",идеалом
бытиями іисторической жизни.
Древней і
Руси і
в)Общесті Труд летописца имел огромное общест-
венное івенное значение. В каждом княжестве, в
значениеікаждой земле,
даже при отдельных церк-
вях, вели летописные записи, по заказу
светских и духовных властилителей соз-
давались летописные своды.
6.
Исто іа)Первыеі Московские записи,
появившиеся с ос-
ричес - ізаписи інования
первого каменного Успенского
кое
собора (1326г.).
появле- і і
ние ле- іб)Троиц-і Около
1408г. в Москве был составлен
тописей ікая летоіуже не местный, а общерусский летопис-
пись іный свод (Троицкая летопись,погибшая
во
время московского пожара в 1812г.).
в)Москові В связи с созданием Нового большого
ский ле-іУспенского
собора в конце XVв. возник
тописныйіМосковский
летописный свод 1480г.- од-
свод іно из самых значительных произведений
русского летописания.
г) Лав -і Когда сузздальско-нижегородский
рентьевсікнязь Дм.
Константинович активно всту-
кая летоіпил в
борьбу за великое княжение,по
пись іего заказу в
1377г. была составлена
особая летопись
монахом Лаврентием.
Составители
торопились- рукопись пере-
писана разными почерками,
видимо, ра-
бота для ускорения была роздана нес-
кольким писцам.
Летопись нужна была
срочно, как
политический
документ,
подчеркивавший авторитет князя.
7.Разви іа)Появлеі В
рамках средневекового летописания
тие ис- іние "Хроіполучила развитие историческая мысль,
торичес іногра-
расширился исторический кругозор, поя-
кой мыс іфов"
вились новые виды
исторических произ-
ли
в ле і іведений. К ним
относятся "Хромографы",
тописа- і іпосвященные уже не только русской, а
нии. і
всемирной истории,
освещаемой с рели-
гиозно-богословных позиций. Первый
"Хронограф"
был составлен в 1442г. вы-
ходцем из Сербии Пахомом
Логофетом на
основании южнославянских, переводных с
греческих и русских
сочинений. "Хро-
нограф" был,
по-видимому, составлен в
связи с отказом русской церкви приз-
нать Флорентийскую унию и
имел целью
обличить византийских правителей, сос-
лавшихся на унию.
VI.Развиі1.Накоп
а) Реше-і В народных массах
веками накаплива-
тие
зна-іление и іние за -ілись практические
знания и наблюдения
ний
о іразви - ідач ус- інад
природой, вырабатывались различные
природе.ітие
тех ітойчивосітехнические приемы.
В XIV-XVв.отмеча-
ничес - іти и равіется их дальнейшее накапливание и раз-
ких при іновесия івитие, связанное с ремесленным промыс-
емов. ісооруже-ілом
и сельским хозяйством.
ний і
б) Примеі В первом столетии после монголо-та-
нение ітарского нашествия многие технические
конструкіприемы
строительства были утрачены, но
ции рычаісо второй половины
XIVв. русские мас-
гов ітера стали вновь возводить
сложные со-
оружения. Они решали
практические за-
дачи усталости и
равновесия сооруже-
ний, о чем свидетельствуют такие нов-
ногородские памятники,
как Евфимьева
палата и звонница 30-х г.г. XVв. -
Мастера широко применяли систему рыча-
гов, на них были основаны
конструкции
стенобитных "порок".
2.Выра- іа)Объяс-і
Внимание людей того времени
привле-
ботка інение ікали различные необычные явления при-
знаний ізатменияіроды,
которые они пытались объяснить в
у
людей.іЛуны ідухе
господствующей буржуазной идиоло-
гии. Об этом свидетельствуют летописи.
Например, в 1291 г.
произошло затмение
Луны - и летописец толкует это как
предзнаменование
случившегося вскоре
события-междоусобицы в Орде.
б) Появ-і В 1402г. появилась комета
("звезда
ление івелика эело копейным образом")
- и это
кометы іявление летописец связывает с междоу-
собными распряими.
в) Сол- і В 1366г. солнечное затмение объясне-
нечное іно божьим гневом за то, что египетский
затмениеісултан
преследовал крестьян,"и сего не
терпя, солнце лучи свои
скры". Такое
местико-символическое объяснение
при-
родных явлений было
типичным проявле-
нием средневекового мышления.
Но наряду с ним в
летописи заметны
символы зарождающегося свободного наб-
людения над природой, не связанных с
религиозно-мистической символикой.
Проявлением этого являлось пристальное
внимание и конкретное описание некото-
рых явлений, не толкующихся в традици-
онном плане.
г) Севері Так, в записи 1391г. дано очень под-
ное сия-іробное
описание северного сияния и от-
ние імечено, что красный
цвет происходит не
от
изменения окраски самих предметов,
а
от особого освещения.
д) Буря і Под 1419г. при описании сильной бури
с грозойіс грозой сказано, что гром
является
резким "столкновением облаков".
3.Появлеіа) Сбор-і Интерес
к строению земли и Вселенной
ние осо-іник Кириіпривели к
появлению особых сочинений.
бых сочиілло-Бе- іВ
одном рукописном сборнике Кирил-
нений. ілозер- іло-Белозерского монастыря, датирован-
ского моіном
приблизительно в 1424г.,содержатся
настыря
статьи:"О широте и долготе земли","О
земном устроении","О расстоянии между
небом и землей".
б) Лето-і Немалое внимание уделено в произве-
писи с ідениях XIV-XVв. сведениям в области
описани-імедицины. В
летописях есть очень точ-
ем эпидеіные
описания эпидемических болезней
мическихі(чумы).
Подробно и с наблюдением дета-
болезнейілей описана
смерть князя Дм. Красного.
В XVв. появился перевод на
русский
язык трактатов другого греческого уче-
ного и врача Галена.
в)Записиі В XIV-XVв. значительно
расширились
о путешеігеографические
представления русских
ствиях ілюдей. Памятником их явились
записи о
путешествиях новгородца Стефана в
Царьград, смоленца Игнатия -
в Царь-
град, Палестину и Афон,
купца Василия
-
в Иерусалим и знаменитое "Хожение за
три моря" тверского купца Афанасия Ни-
китина, совершившего путешествие в да-
лекую Индию (это первое в
европейской
литературе описание Индии, сделанное с
большой наблюдательностья).
Расширение кругозора русских людей,
накопление знаний о
природе исподволь
начили подтачивать традиционные
устои
религиозного мировозрения,
хотя оно
продолжало не только
оставаться гос-
подствующим, но и укрепившемся.
VII.Литеі1.Разви
а) На і Русская литература второй половины
ратура.
тие ли- іоснове іXIII-XVв., как и
предсествующие време-
терату- ітрадицийіна, развивалась в форме различных по-
ры. і івестей, многие из
которых дошли в сос-
таве летописей, житий, сказаний. Лите-
ратура XIV-XVв., развивалась на основе
традиций, выработанных литературой Ки-
евского периода,
непосредственно отк-
ликалась на важнейшие события эпохи и
была одним из важнейших проявлений об-
щественного сознания
своего време-
ни. Центральной
темой стала борьба
против иноземных захватчиков и
прово-
ведь единства Русской земли,
несмотря
на
ряд местных особенностей и отраже-
ние местных интересов,что
естественно
для периода феодальной раздробленности.
б)На ос-і Особенностью литературы является то,
нове ис-ічто в
основе ее произведений лежали
торичес-іконкретные
исторические факты, а пер-
ких фак-ісонажи
литературных произведений были
тов іреальными историческими лицами.Значи-
тельно позже
произошло возникновение
обобщенного вымышленного героя литера-
турных произведений. Поэтому не всегда
можно
отделить литературные произведе-
ния той эпохи от исторической хроники.
-монго- і События монголо-татарских вторжений
ло-татаріи
героической борьбы русского народа
ское іпротив завоевателей стали во второй
вторже- іполовине XIVв.
центральной темой лите-
ние іратуры. В составе летописей
дошло нес-
колько повестей об
отдельных событиях
этой борьбы - битве на Камске, вторже-
нии Батыя, обороне Козельска.
Одним из значительных
произведений
"Повестьіэтой темы
явилась "Повесть о разорении
о разореіРязани
Батыем"дошедшая до нас в соста-
нии Рязаіве сборника
XVIв. В"Повести" содержит-
ни Баты-іся
решительное осуждение феодальных
ем" іраспрей между
князьями. Написанная с
позиций прославлениярязанских
княззей
"Повесть"
обвиняет великого князя вла-
димирского Юр.Всеволодовичем в
отказе
помочь Рязани. Описание
князей выдер-
жано в плане религиозно-житейской
ли-
тературы, они изображаются как христи-
ане подвижники,представленные во
всех
своих поступках учению церкви.
Истолкование борьбы против завоева-
телей проявляется и в
ярких эмоцио-
нальных произведениях крупных
церков-
ных деятелей знаменитых проповедников.
Серапиона, ставшего в 1247г. епископом
выдвинутым суздальским
и нижегородс-
ким. Разоренная Русь монголо-татарами
выглягид в поучениях Серапиона как на-
казанье божье за грехи.
- борьбаі В литературе начала XIVв. отразилась
против ітакже борьба против шведских и немец-
шведскихіких
феодалов. Этой теме посвящены
завоева-ідружные
повести об Александре Невском
телей іи псковском князе
Довмонте,ставших лю-
бимыми героями
литературных произзве-
дений. Христианско-религиозная окраска
повести ідеятельности
героев против завоевате-
об ілей на
западных рубежах Русской земли
Александіне
закрыта главной патриотической
ре
Невс-іидеи,отвечавшей настроениям широких
ком. інародных масс.
-освобо-і Подъем освободительного движения
дитель- іпротив
завоевателей в начале XIVв. и
ные дви-іначало
объединенных процессов в Севе-
жения іро-Восточной Руси стимулирует и новый
подъем литературного
творчества, не-
посредственно откликавшихся
на эти
важнейшие исторические явления.
В этот период заметно выдвинулась
тверская, а затем и московская литера-
Тверскиеітура. Ставшая
в XIVв. одним из ведущих
летописаіполитических
центров Руси, которая яв-
ния ілялась в то время и
крупным культурным
центром. Значительный
подъем пережило
тогда тверское летописание.
В Твери в
1293г. и 1327г. произошли крупные анти
монгольские выступления.
-борьба і Борьба против ордынцев ярко отрази-
ротив ілись в произведениях тверской литера-
ордынцевітуры, какими
являются "Повесть об уби-
ении князя Михаила
Ярославовича","По-
"Повестьівесть о
Шевколе". Другая повесть пос-
о Шевко-!вящена
восстанию в Твери в 1327г. Исс-
ле" іледователи древней
русской литературы
отмечают, что дошедшая в составе пись-
менных памятников эта повесть является
феодальный переработанный
того народ-
ного сказания о Шевкале
("Щелкане
Дудентьевиче").
2.Факто іа)Подъемі Во
второй половиине в истории русс-
ры,влия ікультурыіких зземель
наступил новый этап. К
ющие на іпосле
этому времени были уже преодолены
не-
разви- івторже- ікоторые
последствия монголо-татарского
тие ли- іния мон-івторжения, настало время нового подъ-
терату- іголо-та-іема ремесла,
торговли, сельского/хо-
ры.
тар
зяйства.
Русская культура, и в
частности
русская литература,
вступила в этот
период в полосу нового подъема. Это
сказалось не только в появлении многих
новых произведений литературного твор-
чества в существующих
измененных его
формах. Исследователи
отмечают появле-
ние в начале XIV-XVв. нового"экспер-
сивно-эмоционального стиля
литератур-
ных произведений.
б) Влия-і В этот период усилилось влияние ре-
ние релиілигии на
искусство. Писатели и худож-
гии на іники конца XIV-XVв.
стремились пока-
искусст-ізать
исключающего возвышать психологи-
во іческого состояния, порождаемого рели-
гиозным
вероучением,противопоставляя
его земному миру со всеми его тяготами
и
заботами.
в) Усилеі Существенное влияние оказало на ли-
ние кульітературу
усиление культурных связей с
турных іюжно-славянскими странами. Ведущим
связей сіцентром в этот период
(конец XIV-XVв.)
другими істала Москва,
где создавались наиболее
странамиізначительные
произведения.
3.Виды
а)"Задоні В конце
XIVв. появилась так называе-
литера- іщина"
мая "задонщина",авторами которой был
турных і
"Сафониий старец
рязанец".
"Задонщи-
произ- і
на", посвященная
Куликовской битве,
ведений і іидейно и художественно связзана со
знаменитым "Словом...", но является не
подражением ему,
а оригинальным и
крупнейшим проявлением древней русской
литературы.
Широкое распространение получило
"Сказа-
"Сказание о Мамаевом побоище". Оно
о мамае-івоплотило
реальные факты событий свя-
вом побоізанных с
Куликовской битвой.
ище" і События печальные для Москвы 1382г.,
когда произошло нападение Тактамыша,
легли в основу особой повести.
О Мос-
ковском взятии от царя
Тактамыша и о
пленении земли Руси и эта "Память" го-
раздо ближе к народной
традиции, чем
другие произведения.
б) Житияі Другая группа литературных произве-
святых ідений конца XIV-XVв.-жития святых. В
этих произведениях
наиболее выпукло
проявились черты религиозной ритори-
ки,характерные для того времени. Еще в
первой половине XIVв. было
составлено
"Житие
Московского митрополита Пет-
"Житие іра,"которое предназначалось
для обос-
московс-!нования
важного для московских князей,
кого ме-ітезиса о том, что
внимание святого
трополи-іПетра в Москве явилось выражением бо-
та Петраіжественного
предначертания, указывав-
шего на Москву как на центр защиты
христианства.
В конце XIVв.житийная литература
приобрела новый характер.
Произведения
этого жанра
стали использоваться в
возвышенном стиле, они обильно украше-
ны
эпитетами, известными оборотами и
выражениями, длинными
цитатами из
"Священного
писания". В этом духе были
составлены Епифанием Премудрым "жития"
Стафана Пермского и Сергия Радонежско-
го.
в) Сюжеті Во второй половине XVв. в русской
ные по -ілитературе
стал развиваться жанр сю-
вести іжетной повести. "Повесть о Петре и
Февронии","Повесть о Петре
царевиче
"Повестьіордынском"," Повесть о Меркурии Смо-
о Петре іленском."
Произведения этого жарна
и Февро івнешне
еще вполне историчны, но в
нии " ідействительности здесь уже
происходило
создание вымышленных литературных
сю-
"Повестьіжетов,
что означало значительный шаг
о Петре івперед в развитии
русского литератур-
царевичеіного
творчества.
ордын- і
Общность сюжетов обусловлена
единс-
ком" ітвом пути культурного
развития. На оп-
ределенной стадии возникли сюжеты, ко-
"Повестьіторые
соответствовали общему уровню
о Мерку-ідуховных,
морально-этических представ-
рии Смо-ілений
средневекового общества, а раз-
ленском"івитие
художественного мышления приво-
дило к более глубокому проникновению в
человеке чувства и характеры.
XIII.
Арі1. Воз- іа)Оживлеі Как и в
других областях культуры,
хитекту-ірожде- іние векоірусскому зодчеству и живописи
был на-
ра. іние ар- івых
тра-інесен тяжелый удар монголо-татарским
хитек- ідиций інашествием. Однако, по мере того как
туры. і івосстанавливалась жизнь в русских
зем-
лях, оживали и получали новое
раззви-
тие вековые художественные традиции. В
области зодчества другие
традиции не
прервались. Сохранился,
например, бе-
локаменный рельеф от церкви в Коломне,
построенной в XVв. Это свидетельство
того, что имели место
попытки возро-
дить традиционное
искусство резьбы по
камню, хотя по качеству исполнения ка-
ломенский рельеф намного уступает вла-
димиро-суздальским рельефам XII-XIIIв.
б) Возобі В различных городах Руси в XIV-XVв.
новлениеівозобновилось
каменное строительство,
каменно-іпроисходила
реставрация старых памят-
го строиіников. Однако
ни Суздаль, ни Ростов,
тельст- іни
Владимир, ни Нижний Новгород, ни
ва, рес-іРязань не
стали ведущими центрами раз-
таврацияівития
искусства в XIV-XVв.
2.
Общиеіа)Храмы і Ни в какой области
русского покрови-
черты і
тельства не отразились так тяжело
та-
русскогоі ітарские погромы, как в русском зод-
зодчест-і ічестве. Каменное
строительство на Руси
ва.
прекратилось во второй
половине XIIIв.
Возобновление его
относится лишь к
концу XIIIв. как в
Новгороде, так и в
Тверской
земле. В XIV-XVв. различаются
особенные черты новгородско-псковского
строительства. В
Новгороде и Пскове
начинают преобладать небольшие храмы с
подоронтонным покрытием,
лучшими об-
разцами являются церкви Спаса-Преобра-
жения и Федора Стратилата.
б) Цер- і Церковь Спаса, построена в 1374г.,
ковь іпредставляет собой небольшое каменное
Спаса ісооружение, покрытое снаружи различно-
го
рода украшениями в виде каменных
крестов.
Этот небольшой храм построен
Новгородскими боярами.
Внутри церковь
украшена великолепными
фресками, вы-
полненными Феофаном Гречином в 1378г.
в) Цер- і Поплизости от Спаса, на берегу не-
ковь Ф. ібольшого
ручья, стоит церковь Ф.Стра-
Стратилаітилата,
построенная посадником Семеном
та іАндреевичем
и его матерью Натальей в
1360г. Это то небольшое сооружение,
прекрасные фрески
служат его лучшими
украшениями.
г)Памят-і Памятники XIV-XVв. раззбросаны в
ники іНовгороде и его окрестностях
и в нас-
тоящее время. Однако нельзя без скорби
сказать, что например,погибла во время
последней мировой войны, разрушены фа-
-церковьішистами
церковь на Волотове под Новго-
на іродом с ее фресками (лучший памятник
Волотовеірусского
зодчества XIVв.).
известно, Новгород не
подвергался ра-
зорительному нашествию моноголо-та-
тарских завоевателей, что создало бла-
гоприятные условия для развития
куль-
туры. В конце XIIIв.
Новгород вступил
в
полосу большого подъема.
3.Вели- і іЦерковь Николы на
Липне, построенная
кий Нов-і ів 1292г. Линию трехлопастного
завер-
город: і
шения фасадов повторяет размещенный
1292годіпод нею
аркатурный поясок, стены цели-
-церковьіком сложены из
отесаных лишь с лицевой
Николы істороны камней различного размера и
на Липнеідаже пород.
Оконные проемы, своды и
барабан сложены из кирпича нового типа
квадратной или брусковой формы, толщи-
ной 9-10 см.Вместо трех апсид осталась
одна в центре, причем опущенная до
половины здания и в целом приобрело
могучую массивность и монолитность.
-соборы
Новгородские постройки XIV-XVвв.
не-
Юрьева иівелики по
своим размерам. На смену мо-
Антоние-інументальным,
величественным зданиям
ва мона-іXI-XIIвв. типа
Софии, соборов Юрьева и
стырей іАнтониева монастырей, строившихся бо-
гатой княжеской
властью, пришли не-
большие сооружения.
Изменение объемов
зданий повлекло за собой и выработку
новых приемов.
-церковьі Сохранились лишь отдельные фрагменты
Спаса наінескольких
зданий первой половины
КовалевеіXIVв.
Интересна церковь Спаса на Кова-
1345 ілеве (1345г.),которая повторяет
искон-
ное позакомарное завершение фасадов.
Но
три притвора храма, различные по
величине и форме, напоминают "прирубы"
деревянной церкви, а фасадные лопатки
сохранены лишь на углах.
-церковьі Монолитный
обьем стройного четверика
Успения ізавершается
трехлопастным покрытием.
на Воло-іАсимметрично
расположенные притворы
товом іпридают живописность композиции.
Зод-
поле ічий стремится достичь единства
и сво-
1352год ібоды внутреннего
пространства, широко
расставив столбы и округлив их запад-
ную пару.
-церковьі Одним из классических памятников
Федора іновгородского зодчества является
Страти- іпростроенная
по заказу посадника Семе-
лата іна Андреевича в 1360-61гг.
на Торговой
на Ручьеістороне
церковь Федора Стратилата. Че-
1361г. ітырехстолпный одноглавый храм с трех-
лопастными завершениями фасадов, храмы
эти очень крупные-в этом
их отличие
от предыдущих построек. Нарядно
внешнее убранство храма. В
настоящее
время реставраторы
возродили древний
облик храма, восстановив
его трехло-
пастное завершение.
-церковьі Во второй половине XIVв. появилось
Спаса іновое стремление к нарядному, декора-
Преобра-ітивному
убранству постройки. Это
жения наістремление
отчетливо проявилось в
Ильине іцеркви Спаса на Ильине, построенной в
улице і1374г. Здесь декоративная обработка и
1374г. іапсид еще более разнообразная и бога-
тая.На фасады здесь возвращены лопатки,
плоскости стен оживлены разнообразными
нишками, декоративными крестами. Мощ-
ная апсида украшена двухярусной аркадой
из
полуваликов.
-церковьі Ярким
памятником новгородского зод-
Петра и ічества
начала XVв. является церковь
Павла в іПетра и Павла
в Кожевниках, подражаю-
Кожевни-іщая храму
Федора Стратилата. Кладка из
ках 1406ікамней
неправильной формы и различных
оттенков в сочетании с лопаткими и
арочными перемычками из брускового кир-
пича, создает живописное впечатление.
-церковьі Подражание
памятникам древности ска-
Иоанна ізалось в следовании образцам не только
ПредтечиіXIVв., но и
более раннего времени. Та-
1454г.іково, например, возведенное в 1454г.
новое здание церкви Иоанна Предтечи на
Опосах, центра знаменитой новгородской
купеческой корпорации
- "Иванского
ста" - вместо разрушенного
здания
постройки 1127-1130гг.
-Грано- і Сохранились и некоторые гражданские
витая іпостройки XVв. Это Грановитая палата,
палата іпостроенная в
1433г. немецкими и нов-
1433г. ігородскими мастерами, и Часозвоня,
возведенная в 1443г. В
Грановитой па-
лате заседал Совет господ,
она имеет
ряд специфических черт готического ис-
кусства.
-Часозвоі Столп Часозвони является одним из
ня 1443гіранних
образцов русской шатровой архи-
тектуры. Обрушившаяся в 1671г.
Часоз-
воня через два года была отстроена
вновь, с
сохранением основ древней
формы, но без шатрового верха.
4.Тверь і і Ведущая роль в искусстве перешла к
другим центрам, где был достигнут наи-
более высокий уровень экономического и
политического развития, где создава-
лись наиболее
благоприятные условия
для развития художественной культуры.
Таким центром была Тверь. Именно она
была первым городом Северо-Восточной
Руси, где после нашествия сново
нача-
лось каменное
строительство (главный
- Храм іТверской храм Спаса Преображения
в
Спаса і1285-1290г.). Тверской собор был
пост-
Преобра-іроен в стиле
установившемся во влади-
женья імиро-суздальском зодчестве традиции.
1285- іЭто был шестистолпный
крестово-куполь-
1290г. іный храм, украшенный
белокаменными
рельефами, медными дверями,
майолико-
вым полом. Но каменное строительство в
Твери
в XIVв. не было значительным,
была построена еще одна
каменная цер-
-1323 г іковь в
1323г., а потом разгром Твери
каменнаяіпосле
восстания в 1327г. надолго осла-
церковь ібило ее, и лишь
в конце XIVв. наступил
в Твери іновый
подъем строительной деятельнос-
ти, продолжавшийся и в первой половине
XV
века.
-церковьі Сохранилась построенная во второй
Рождест-ічетверти XV
века церковь Рождества Бо-
ва Бого-ігородицы
в селе Городне на Волге- не-
родицы ібольшой четырехстолпный храм на высо-
ком подклете. Судя по этим памятникам
тверские зодчие основывались на влади-
мировских традициях, также стремясь к
переработке крестово-купольной системы
(повышенные подпружные арки, ярусность
композиций),но делали это менее реши-
тельно.
5.Пскові і Своеобразное место в русском искусс-
тве XIV-XVвв. занимает зодчество Пско-
ва. Псковские
сооружения XIV-XVвв.
производят впечатление крепостных. Во-
енный страж Русской земли
на Западе,
Псков в течение столетий вел упорную
борьбу против завоевателей.
- камен-і В еще большей степени, чем в других
ный ігородах, каменные постройки Пскова
кремль іимели
военное назначение. Именно в
Пскове был возведен в XVв. самый боль-
с 1393 ішой каменный кремль,
стены которого
по
1452гіпротянулись на 9 км.
-Троицк-і Вторая
половина XIVв. и XVв. были
кий со- івременем
весьма интенсивного каменного
бор істроительства в Пскове, многое сохра-
1365- інилось до
нашего
времени. В
1367г. і1365-1367гг.был заново выстроен глав-
ный псковский храм Троицы.
Ставя этот
храм, псковские мастера внесли много
нового в традиционную схему кресто-
во-купольной церкви.
Особенно перера-
ботана была верхняя часть
сооружения,
которой был предан динамический ритм
по
мере приближения к барабану. Поста-
мент перед барабаном, видимо, отвечаю-
щий подпружным аркам, высоко поднимал
главу, имевшую сравнительно небольшой
размер. Это придавало постройкам мяг-
кость,пластичный,как бы лепной хар-р.
-церковьі Большинству
псковских храмов XVв.,
Василия іранним из
которых была церковь Василия
на Горкеіна Горке
(1413г.), характерны
1413г. інебольшие кубического вида постройки с
одной главой, украшенной
простыми по-
ясками в виде
треугольных и квадратных
углублений. Внешний облик этой церкви
очень прост и лаконичен. Церкви обычно
имели несколько боковых приделов,
еще
более усиливавших впечатление
тяжести
и
приземистости зданий. Для церкви Ва-
силия
характерны
каменные звонни-
цы, состоявшие из нескольких пролетов.
Постройки украшались
темно-зелеными
поливными изразцами.
Кончанс-іЕго
симметричный обьем был связан с
кий храміландшафтом
ассимитрично поставленной
Богоявлеімощной
четырехпролетней звонницей -
ния с Заіедва ли не
лучшей в Пскове. Особый ряд
псковья іпамятников
Пскова образуют совсем не-
большие бесстолпные храмы,
перекрытые
ступенчато-поднимающимися сводами,
увенчанными главой-как Николо-Каменог-
радская церковь неизвестного времени.
-ЦерковьіЧетерехстолпная
церковь, апсида котор-
Успения іполукруглая, а
боковые-прямоугольные.
в МелетоіПри повышенных
подпружных арках сред-
ве 1461іние членения фасадов сильно приподняты
-1462г. іи плоские
пощиповые покрытия образуют
такуюже сложную систему, как у Троиц-
собора. Такое же строение имели псков-
ская церковь Козьмы и Домиана с При-
мостья (1462) и некоторые храмы Довмо-
нтова города.
6.Москваі і Каменное строительство
в Москве на-
чалось во второй четверти XIVв. Первый
этап его относится к
1326-1333гг.,
когда были построены
четыре небольших
каменных храма в Кремле,
не сохранив-
шихся до наших дней.
В 1367г. в
Москве был возведен
единственный в XIV-XVвв. во всей Севе-
ро-Восточной Руси каменный кремль, и с
этого времени
началась полоса нового
интенсивного каменного строительства.
-Успенс-іКаменные
постройки этого времени- Успе-
кий со- інский собор,
церковь Спаса на Бору (13-
бор і30), Архангельский
собор (1333) и церко-
1326- івь- колокольня Иоанна Лествичника(1329)
1327гг. і- все они были
возведены в Кремле. Все
они не сохранились, однако их белока-
менная
техника свидетельствует о про-
должении Москвой традиций владими-
ро-суздальского зодчества. Стены
Успенского собора украшал резной декор
в виде аркатурного фриза. Однако в
церкви Спаса на Бору место аркатур-
но-колончатого пояса заняла тройная
лента плоской орнаментальной резьбы.
Церковь - колокольня Иоанна Лествични-
ка
столпообразная играла роль дозорной
вышки Кремля, образуя центральную вер-
тикаль его ансамбля.
-соборы іВ начале IV
века были построены соборы
РождествіРождественский
(1405 ) Саввино - Сто-
енский ірожевского и Троицкий (1422-1423 )
1405г іТроице - Сергиева монастыря. В
отличие
Троицкийіот Успенского собора в Звенигороде оба
1422 імонастырских храма массивны
и статич-
ны.Здесь нет легких фасадных полуколо-
нок, а тройная полоса резного пояса
пересекает плоскости широких лопаток.
В
композиции здания присутствует круп-
ная глава.
-Успен- і Крупнейшей постройкой XIVв.был Ус-
ский со-іпенский собор в
Коломне - городе, ко-
бор в іторому московские князья придавали
Коломне іисключительно
важное значение как
1380г. істратегическому центру на путях борьбы
против иноземных нашествий.Расположе-
ние ступенями,
декоративные закомары
Успенского собора создавали
эффектив-
ный переход к барабану. Этот белокамен-
ный храм был закончен накануне Кули-
ковской битвы и не дошел до наших вре-
мен.
-Успен- і Древнейшими сохранившимися памятни-
ский со-іками
московского зодчества является
бор в іУспенский собор в Звенигороде (около
Звениго-і1400г.), собор
Саввина - Сторожевского
роде імонастыря в Загорске (1422г.).
Эти
1400г імосковские сооружения следуют
образцам
владимирских зданий, но
выполнены они
с
меньшим декоративным убранством.
Стройный и изящный, приподнятый
на
высоком цоколе, с легкой главой храм
изысканно и сдержанно украшен. Тонкие
лопатки с полуколонками членят его
фасады, завершенные килевидными зако-
марами, тройные ленты плоского резного
орнамента опоясывают
здание на уровне
хоров, идут поверх апсид и барабана
главы. Зодчим этого собора был
выдаю-
щийся мастер.
Спасскийі
Характерный пример раннемосковского
собор ізодчества -Спасский собор Андронникова
Андронниімонастыря.
Килевидная форма арок возни
кова мо-ікла по тем же
причинам, что и игеовид-
стыря іная форма купола: с заостренного воз-
прим1420івышения
быстрее отводятся атмосферные
осадки. Килевидные
арочки, окружающие
барабан главы, стали
характерной де-
талью московских церквей. Средняя арка
фасада повышена по отношению к боковым
что придает динамичность конструкции.
Собор Андронникова
монастыря высшая
точка творческой работы зодчих , рост
самобытных черт, коренное переосмысле-
ние крестово-купольного системы храма.
-Успенс
1475-1479-Успенский собор в Московском
кий со- іКремле по
проекту и под авторским над-
бор 1475ізором итальянского
архитектора Аристо-
-1479г. ітелем
Феораванти, ему было предложено
следовать образцу владимирского
Успенского собора 12 века. Талантливый
мастер
не только сохранил красоту и
логику древнерусской архитектуры, но и
соединил это с ренессансным пониманием
архитектурного пространства. Его план,
как и фасады, получил
равномерное чле-
нение. Апсиды замаскированы выступами
стен, формы строго геометричны. В со-
боре нет хоров круглые колонны несут
тонкие кирпичные своды перекрытия. Со-
бор удивил современников выдающимися
художественными качествами: высотой,
светлостью, звонностью и прост-
раннством.
-БлаговеіВ 1484-1489 -
псковские мастера постро
щенский іили в
Московском Кремле Благовещенский
Собор іСобор-дворцовую церковь великого
князя.
1484- іЭто храмы, поднятые на высокий
цокольный
1489 іэтаж-подклет и окруженные
открытой галере-
ей. Аркатурно-колончатый пояс на их фа-
-церковьісадах и
апсидах-дань владимирской тра-
Ризполо-ідиции.
Благовещенский собор, сменивший
жения істарую постройку 14 века, был
первона-
1484- ічально трехглавым и сохранял хоры,
свя-
1486гг. ізанные с дворцом,
представлявшим собой
сложный комплекс деревянных и каменных
палат. От дворца сохранился корпус Гра-
1487- іновитой палаты (1487-1491; зодчие
Марко
1491г іФрязин и Пьетро Антонио Солари).
Это бо-
Гранови-ільшой зал
площадью около 500 квадратных
тая палаіметров при
высоте более 9 метров, пере-
та ікрытый четырьмя
сводами, сходящимся в
центре зала на одном
столбе.
IX.Живоі1.Живо іа)Твер- і Русское искусство второй половины
пись іписные іская іXIV-XVвв. восприняло и развило дальше
школы і
художественную культуру
Древней Руси.
Своя живописная школа
складывалась в
Твери, где живопись стремилась более к
новгородским образцам, чем
к московс-
ким.
б)Новго-і Высокого развития достигла во второй
родская іполовине
XIV-XVвв. и новгородская жи-
вопись, опиравшаяся на
прочные тради-
ции и использовавшая достижения визан-
тийского искусства. В
живописи Новго-
рода XIVв. сложился новый стиль. В
новгородских фресках этого
времени на
смену тяжеловатым, приземистым
фигурам
пришли узкие,
вытянутые изображения
людей, многос-
лойные композиции;
живопись стала бо-
лее
миниатюрной, изящной, обогатилась
цветовая гамма.
2.Работыіа)Роспи-і
Замечательным художником конца XIVв.
Феофана іси в церібыл знаменитый Феофан Грек, приехавший
Грека. ікви Спа-іна
Русь из Константинополя. Принеся
са на ілучшие традиции византийского искусс-
Ильине ітва, Феофан Грек органически соединил
их
с русским искусством, став крупней-
шим мастером русской живописи и внес
большой вклад в ее идейно-художествен-
ное развитие. Феофан
работал в Новго-
роде и Москве.
В Новгороде сохранились рукописи Фе-
офона Грека в церкви Спаса на
Ильине.
-Троица іОн воплощал в
своих фресковых росписях
высокую одухотворенность человека, си-
-Фигура ілу внутренней
эмоциональности; страст-
Макария іную влю к
возвышенному и прекрасному
Египедс-ідуховному
состоянию человека.
кого і Феофан Грек оказал большое влияние
на
Новгородскую живопись. По-видимому,
его учениками была
расписана церковь
Федора
Стратилата.
б)Цер- і Замечательным памятником Новгородс
ковь Ф. ікой живописи
второй половины XIVв. был
Строти- іогибший
комплекс фресок Вологотской
лата іеркви. Эти фрески, принадлежавшие
не-
звестному новгородскому мастеру.
в)Фрескиі Жизнерадостные и яркие фрески Воло-
Волотов-ітовской церкви
далеко выходили из ра-
ской імок сурового аскетического мировоспи-
церкви ітания церкви ив образных формах ис-
кусства были проявлением свободы худо-
жественного творчества.
г)Фрескиі Фашисткие захватчики уничтожили в
Ковалев-ібольшей
части еще один шедевр новго-
ской іродской живописи XIVв. - фрески Кова-
церкви ілевской церкви. В живописи ковалевской
церкви особенно ярко проявилось
влия-
ние южнославянской художественной тра-
диции и выполнялась
линейно-графичес-
ким изображением.
д)Иконо-і В конце XIVв.
сложилось самостоя-
писание ітельное
направление живописного ис-
кусства - иконописание.
Новгородские иконы этого времени ха-
рактеризуются чистотой
и сочностью
красок, среди которых живописцы осо-
бенно любили
пламенный
киноварный
цвет. Композиционные схемы
новгородс-
ких икон просты и лаконичны. Святые
изображались стоявшими в ряд, житейные
иконы выполнялись в виде большого
изображения святого в центре, окружен-
ного со всех сторон маленькими
"клей-
мами"6 изображающими отдельные эпизоды
из
жития святого. Большинство икон
посвящалось особенно
популярным в на-
роде святым-покровителям различных хо-
зяйственных занятий (Илья-пророк- гро-
мовержец; дающий дождь и охраняющий от
огня; покровитель скотоводства.
Васи-
лий, на которого легко
перешел культ
языческого Вялеса;
покровители коне-
водства. Флор и Лавр-
покровитель
плотников и защитник от
пожаров Нико-
лай -чудотворец.
Широко популярен был культ богороди-
цы-заступницы и защитницы обиженных.
Посвящались иконы и собственно истори-
ческим сюжетам. Так, в
Новгороде была
распространена икона "Битва суздальцев
с
новгородцами", посвященная
событиям
1169г.
е) Фрес-і Крупным памятником псковской живопи-
ки Снетоіси XIVв.
являлись фрески Снетогорского
горскогоімонастыря,
весьма архаичные по манере
монасты-іисполнения.
В них ярко воплотились
ря ісвоеобразные черты
псковского искусс-
тва -изображаемые
персонажи выглядят
сильными и несколько грубоватыми.
Московская живопись первой половины
XIVв. развивалась еще в плане архаи-
ческих традиций
предшевствующего вре-
мени. В середине XIVв. роспись мос-
ковских соборов была выполнена гречес-
кими и русскими мастерами.
С 80-х годов, когда утвердилось ру-
ководящее положение
Москвы в русских
землях, начался
расцвет московского
искусства. И хотя по размаху
московс-
кая живопись не имела себе равных, но
число уцелевших
московских росписей
XIV - начала XVв. сравнительно невели-
ко. Не лучше и с иконами
XVв. Многие
из
них погибли во времена Тохтамышева
разорения Москвы в 1382г.
Характерной
особенностью московской живописи
было
сочетание христианской
мифологии с
местными народными художественными
традициями. Москва стала
притягатель-
ным центром для лучших мастеров
живо-
писного искусства. Приехал в Москву и
Феофан Грек, оставивший
глубокий след
ж)Иконы ів московском
искусстве росписью церкви
Рождества Богоридицы,
Архангельского
собора, Благовещенского собора. До нас
дошли только его иконы Благовещенского
собора. Феофан
исполнил в нем "Деи-
сус"- композицию из трех фигур. Следы
влияния Феофана отчетливо
прослежива-
ются и в иконах, и в книжной миниатюре
того времени.
3.
Рабо-іа)Роспи-і Помимо
"феофановского"
направления,
ты
Анд- іси Благоів московской живописи к XIV-XVв. исс-
рея Руб-івещенскоіледователи отмечают и наличие ряда
лева. іго
собо-іпроизведений, связанных с византийски-
ра іми и южно-славянскими художественными
(1405г.)ітрадициями.
Подъем московского искусс-
тва подготовил великий русский
худож-
ник Андрей Рублев.
В 1405г. он вместе с Феофаном Греком
и
Прохором из Городца расписывал
Бла-
говещенский собор.
б) Роспиі В 1408г. работал над росписью восс-
си Успенітановленного
Успенского собора во Вла-
ского соідимире вместе
с Даниилом Черным. Между
бора і1425 и 1427г. Рублев принимал участие
(1408г.)ів росписи
Троицкого собора Троице-Сер-
в)Роспи-ігиева
монастыря, а в 1427 -1430г. ра-
си Троиціботал над фресками Спасо-Андроникова
кого со-імонастыря.
бора і
(1427- і
1430г.)і
г) Фрес-і Наиболее ранними из известных в нас-
ки ітоящее время работа Рублева считают
фрески Успенского собора в
Звенигоро-
на тему іде. Андрей
Рублев создавал свою школу,
страшно-іследы
которой обнаружены в
росписях
го суда
Рождественского собора Саввина-Сторо-
жевского монастыря.
В московском Благовещенском
соборе
Рублев написал несколько икон, в боль-
шинстве плохо сохранившихся.
Значительно лучше сохранились фрески
Успенского собора во Владимире, в рос-
писи которых Андрей Рублев принимал
участие вместе Данилом Черным.
Однако
из
лучших фресок собора- "Шествие
праведников в рай."
д)Иконы і Значительным произведением Рублева,
одним из самых выдающися памятников
-Троица імирового искусства, является
икона
1411г і"Троица", написанная для собора Трои-
це-Сергиева монастыря в
1425-1427г.
Сюжет
иконы"Троица" основан на биб-
лейском рассказе о явлении старцу
Ав-
-Архан- ірааму и его
супруге Саре в образе юно-
гел Гав-ішей трех ангелов,
один из которых
риил іпредсказал Саре рождение
сына.
Рублеву принадлежат и другие работы
в
Троицком соборе. Среди них изображе-
-Апостоліние архангела
Гавриила и апостола Пав-
Павел іла.
Итог і Усилившийся интерес к являениям при-
роды, появление сюжетной повести в ли-
тературе и блестящий подъем русской
живописи XVв. - все это и
многое дру-
гое является звеньями одной цепи, мно-
гообразными проявлениями
того общего
процесса развития
русской культуры
XIV-XV веков, в которых зарождалось
рационалистическое и
гуманистическое
начало.
--------------------------------------------------------------------
| | |
|