рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Искусство а абских на одов

Искусство а абских на одов


Московский
Государственный Авиационный Институт
Реферат
по теме:
"Искусство арабских народов”
Написал: студент гр.
04-501
Лебедев А.Г.
Проверил: Комаров В.П.
Москва 1996
1.
ИСКУССТВО АРАБСКИХ НАРОДОВ
Народам
Арабского Востока принадлежит важное место в истории культуры человечества. Не
случайно средневековые географы называли Арабский Восток грудью мира: здесь в
течение многих столетий билось сердце мировой цивилизации. Арабская
средневековая культура развивалась в Аравии, Ираке, Сирии, Па­лестине, Египте и
Северной Африке, а также на территории Южной Испании в период существования там
Кордовского халифата и арабских княжеств. Средневековая арабская культура в
свое время была крупным шагом вперед в прогрессивном развитии че­ловечества.
Большая заслуга народов Арабского Восто­ка заключалась и в том, что они
сохранили (особенно в области науки) и передали последующим поколе­ниям многие
ценные достижения античности.
В
исторической науке верное представление об араб­ской культуре было выработано
не сразу. В прошлом веке, да и сейчас еще, среди многих буржуазных ученых
распространено ошибочное мнение, согласно которому во всех странах, входивших в
VII—IX веках в арабский халифат и воспринявших ислам, существовала единая
«арабская» культура. Такое понимание арабской куль­туры, некритически следующее
средневековой мусуль­манской традиции, ведет к отрицанию самостоятель­ности
развития культуры иранцев, азербайджанцев, узбеков, таджиков и многих других
народов в эпоху средневековья. На самом деле в странах с неарабским населением,
входивших в халифат, развивались, опи­раясь на древние традиции, местные
культуры, которые, как и культура арабов, явились ценным вкладом в раз­витие
средневековой цивилизации. Конечно, между народами Ближнего и Среднего Востока
в условиях средневековья существовало сложное и важное для их культуры
взаимодействие, порождавшее черты общности.
Культура
народов, населявших Аравийский полу­остров, известна с глубокой древности.
Античные геогра­фы называли южную, земледельческую Аравию «счастливой». Здесь с
середины первого тысячелетия до н.э. существовали богатые государства:
Минейское, а позд­нее Сабейское. В первом тысячелетии до н.э. в се­веро-западной
части полуострова (так называемой «каменистой Аравии») возникло государство
набатеев. Процветание этих царств определялось выгодным эко­номическим
положением на мировых путях сообщения и обширной посреднической торговлей с
Египтом, Пе­редней Азией и Индией.
Архитектура
и искусство древних южно-арабских государств, изученные еще далеко не
достаточно, по своему типу входят в круг культур рабовладельческих обществ
Передней Азии. Сохранились остатки мощных крепостных сооружений, плотин и
цистерн, а также произведения скульптуры и прикладного искусства. На каменных
стелах, покрытых письменами, встре­чаются изображения людей, животных и орна­менты.
Основную
массу населения Аравии с древних времен составляли кочевники, занимавшиеся
скотоводством в степях и полупустынях полуострова. Глубокий и сложный процесс
классового расслоения внутри арабского общества и политическая обстановка,
связанная с борьбой между Ираном и Византией, создали условия для возникновения
средневекового арабского государ­ства. Политическое объединение арабов в начале
VII века происходило под эгидой новой, ставшей вскоре мировой религии — ислама.
Первоначальным местом пребывания основателя ислама и главы арабского го­сударства
пророка Мухаммеда и его преемников — халифов (отсюда название государства —
халифат) были аравийские города Медина, а затем Мекка.
В
VII веке арабы завоевали Палестину, Сирию, Месопотамию, Египет и Иран. В 661
году Муавия — араб­ский наместник в Сирии — захватил власть и положил начало
династии Омейядов. Столицей Омейядов стал Дамаск. В конце VII и начале VIII
века к халифату была присоединена гигантская территория, включав­шая
Пиренейский полуостров и всю Северную Африку на западе, Закавказье и Среднюю
Азию до границ Индии — на востоке.
Арабский
халифат стал большим раннефеодальным государством, хотя в некоторых его
областях долгое время сохранялись рабовладение и даже первобытнообщинные
отношения. Арабская знать жестоко эксплуа­тировала крестьян и ремесленников
завоеванных стран. Победоносные военные походы и успехи новой религии не могли
скрыть рост классовых противоречий. Борьба широких народных масс с феодальным
гнетом вылива­лась в мощные восстания и часто шла под лозунгом освобождения от
иноземного ига. Уже в IX—Х веках социальные потрясения, по существу, вызвали
распад халифата на отдельные государства.
Вместе
с тем пробужденные освободительной и клас­совой борьбой творческие силы
народов, входивших в арабский халифат, привели к высокому подъему средневековой
культуры Ближнего и Среднего Востока; ее расцвет продолжался и тогда, когда
халифата как единого целого фактически уже не существовало.
В
арабский халифат вошли страны, стоявшие на раз­ном уровне общественного
развития, обладавшие раз­личными культурными и художественными традиция­ми.
Однако сходство форм развития феодализма на Ближнем и Среднем Востоке породило
черты общности в идеологии и в других надстроечных явлениях. Эти глубокие
социально-экономические причины, а не рас­пространение религии — ислама — лежат
в основе един­ства, которое имеет место и в средневековой культуре арабских
стран.
Важную
роль в развитии арабской культуры играло ее взаимодействие с высокой
средневековой культурой Ирана, Средней Азии и Закавказья. Арабский язык был не
только языком священной книги мусульман — Корана, но им, как латынью в Западной
Европе, пользовались многие ученые, писатели и поэты во всех частях
многоязычного халифата. Яркие примеры творческого взаимодействия сохранила
история лите­ратуры народов Востока. Художественное творчество многих народов
воплотилось и в знамени­той поэме «Лейла и Маджнун». Романтический образ
умирающего от любви Маджнуна и его возлюбленной Лейлы—Ромео и Джульетты
Востока, — родившись еще на заре феодализма в арабской среде, воодушевил на
создание замечательных произведений лучших поэ­тов средневекового Азербайджана,
Ирана и Средней Азии.
Важны,
однако, не только взаимодействие и извест­ная общность, но и высокий для того
времени уровень культуры народов Ближнего и Среднего Востока. В IX—XIII веках
арабские, а также иранские, азер­байджанские и среднеазиатские города были
крупней­шими центрами учености, славились своими библиоте­ками, школами,
университетами и другими просвети­тельными учреждениями. Характерны популярные
изречения того времени: «Величайшее украшение че­ловека — знание» или «Чернила
ученого столь же достойны уважения, как кровь мученика». Не удиви­тельно
поэтому, что сирийский писатель XII века Усама ибн Мункыз, автор «Книги
назидания», оценивал нравы современных франков, с которыми ему пришлось стал­киваться
не только на военном поприще, но и в мир­ной жизни, с позиций человека
неизмеримо большей культуры.
Определенное
влияние на развитие средневекового искусства арабов, как и других народов,
исповедовав­ших ислам, оказала религия. Распространение ислама знаменовало
отказ от старых, дофеодальных религий, утверждение монотеизма — веры в единого
бога. Му­сульманское представление о мире как о созданном бо­гом едином целом
имело важное значение для форми­рования характерной в средневековую эпоху
эстети­ческой идеи о некоей, хотя и отвлеченной гармонии вселенной. Вместе с
тем ислам, как и все средневековые религии, идеологически оправдывал и
закреплял феодальную эксплуатацию. Догмы Корана затемняли сознание человека,
препятствовали его развитию. Од­нако взгляды на мир людей средневекового
Востока, в том числе их художественные взгляды, нельзя сводить к религиозным
представлениям. В мировоззрении человека средневековья противоречиво сочета­лись
идеалистические и материалистические тенден­ции, схоластика и стремление к
познанию реальной действительности. Один из величайших ученых и фи­лософов
средневекового Востока, Абу Али ибн Сина (Авиценна), признавал божественное
происхождение вселенной и вместе с тем утверждал, что научно-фи­лософское
знание существует независимо от религиоз­ной веры. Ибн Сина, Ибн Рушд
(Аверроэс), Фирдоуси, Навои и многие другие выдающиеся мыслители сред­невекового
Востока, в чьих трудах и поэтических произведениях особенно ярко проявились
прогрессив­ные черты эпохи, утверждали силу человеческой воли и разума,
ценность и богатство реального мира, хотя, как правило, не выступали открыто с
атеистических позиций.
Когда
речь идет о влиянии ислама на изобразитель­ное искусство, обычно указывают на
запрещение изоб­ражать живые существа под страхом религиозной кары. Несомненно,
что с самого возникновения учение исла­ма содержало иконоборческую тенденцию,
связанную с преодолением многобожия. В Коране кумиры (скорее всего,
скульптурные изображения древних племенных богов) названы «наваждением сатаны».
Религиозная традиция решительно отвергала возможность изобра­жения божества. В
мечетях и других культовых зданиях не разрешалось помещать также изображения
людей. Коран и другие богословские книги украша­лись только орнаментом. Однако
первоначально в исламе не было запрещения изображать живые суще­ства,
сформулированного в качестве религиозного за­кона. Только позднее, вероятно в
IX—Х веках, иконоборческая тенденция ислама была использована для запрещения
определенной категории изображений под страхом наказания в загробном мире.
«Несчастье тому,— читаем мы в комментариях к Корану,— кто будет изображать
живое существо! В день последнего суда лица, которых художник представил,
сойдут с картины и придут к нему с требованием дать им душу. Тогда этот
человек, не могущий дать своим созданиям души, будет сожжен в вечном пламени»;
«Берегитесь изображать господа пли человека, а пишите только деревья, цветы и
неодушевленные предметы».
История
показала, что эти ограничения, наложив­шие отпечаток на развитие отдельных
видов искус­ства, имели значение не во всех мусульманских стра­нах и строго
выполнялись лишь в периоды особенного усиления идеологической реакции.
Однако
объяснение основных особенностей средне­векового искусства арабских народов
надо искать не в религии, которая влияла, но не определяла его развитие.
Содержание художественного творчества наро­дов Арабского Востока, его пути и
особенности были определены темп новыми идейно-эстетическими зада­чами, которые
выдвинул поступательный ход раз­вития общества,  вступившего в эпоху феодализ­ма.
Специфика
средневекового искусства стран Арабско­го, как и всего Ближнего и Среднего
Востока очень сложна. Оно отражало живое содержание действи­тельности, но, как
и вся культура средневековья, глубоко проникнутая религиозно-мистическим
мировоз­зрением, делало это в условной, часто символической форме, выработав
для художественных произведений свой особый образный язык.
Новаторство
арабской средневековой литературы и вместе с тем ее жизненную основу
характеризует об­ращение к духовному миру человека, создание нрав­ственных
идеалов, имевших общечеловеческое значе­ние.
Большой
образной силой проникнуто и изобразитель­ное искусство Арабского Востока.
Однако как литература пользовалась по преимуществу условной формой для
воплощения своих образов, так и в изобразительном искусстве жизненное
содержание выражалось особым языком декоративного искусства.
Условность
«языка» средневекового изобразительно­го искусства у большинства народов была
связана с принципом декоративности, свойственным не только внешним формам, но и
самой структуре, образному строю художественного произведения. Богатство деко­ративной
фантазии и мастерское ее претворение в прикладном искусстве, миниатюре и
архитектуре со­ставляют неотъемлемое и ценное качество замечатель­ных
произведений художников той эпохи.
В
искусстве Арабского Востока декоративность при­обретала особенно яркие и
своеобразные черты, став основой образного строя живописи и породив богатей­шее
искусство узора, обладающего сложным орнамен­тальным ритмом и часто повышенной
колористической звучностью. В тесных рамках средневекового миро­воззрения художники
Арабского Востока нашли свой путь воплощения богатства окружавшей их жизни.
Ритмом узора, его «ковровостью», тонкой пластич­ностью орнаментальных форм,
неповторимой гармо­нией ярких и чистых красок они выражали большое эстетическое
содержание.
Образ
человека не был исключен из поля внимания художников, хотя обращение к нему
было ограничено, особенно в период усиления религиозных запретов. Изображения
людей заполняют иллюстрации в руко­писях и часто встречаются в узорах на
предметах при­кладного искусства; известны также памятники мо­нументальной
живописи с многофигурными сценами и скульптурные изобразительные рельефы.
Однако и в таких произведениях человеческий образ подчинен общему декоративному
решению. Даже наделяя мно­гими жизненными чертами фигуры людей, художники
Арабского Востока трактовали их плоскостно, услов­но. В прикладном искусстве
фигурки людей чаще всего включены в орнамент, они теряют значение самостоя­тельного
изображения, становясь неотъемлемой частью узора.
Орнамент
«музыка для глаз» — играет  очень
важную роль в средневековом искусстве народов Арабского Востока. Он в известной
мере компенси­рует изобразительную ограниченность некоторых ви­дов искусства и
является одним из важных средств выражения художественного содержания.
Восходящая в своей основе к классическим античным мотивам арабеска, получившая
распространение в странах средневекового Востока, явилась новым типом орна­ментальной
композиции, позволившей художнику за­полнять сложным, плетеным, подобно
кружеву, узором плоскости любого очертания. Первоначально в ара­беске
преобладали растительные мотивы. Позднее по­лучил распространение гирих —
линейно-геометриче­ский орнамент, построенный на сложном сочетании
многоугольников и многолучевых звезд. В разработке арабески, применявшейся для
украшения как больших архитектурных плоскостей, так и различных бытовых
предметов, мастера Арабского Востока достигли изу­мительной виртуозности,
создав бесчисленное множе­ство композиций, в которых всегда сочетаются два
начала: логически-строгое математическое построение узора и большая
одухотворяющая сила художествен­ной фантазии.
К
особенностям арабского средневекового искусства относится также широкое
распространение эпиграфи­ческого орнамента — текста надписей, органично вклю­ченных
в декоративный узор. Отметим попутно, что религия 113 всех искусств особенно
поощряла каллиграфию: переписать текст из Корана считалось для мусульманина
праведным делом.
Своеобразный
декоративно-орнаментальный строй художественного творчества по-разному
выражался в отдельных видах искусства. Общие для многих народов Ближнего и
Среднего Востока особенности архитек­туры были связаны с
природно-климатическими усло­виями стран и возможностями строительной техники.
В архитектуре жилищ издавна были выработаны прие­мы планировки домов с
внутренними дворами и с защищенными от зноя террасами. Строительная техника
породила особые конструкции из глины, кирпича и камня. Зодчие того времени
создали разнообразные формы арок — подковообразных и особенно стрель­чатых,
изобрели свои системы сводчатых перекрытий. Исключительного мастерства и
художественной выра­зительности достигли они в кладке больших куполов,
опирающихся на тромпы (конструктивную систему, возникшую еще в дофеодальный
период).
Средневековые
архитекторы Арабского Востока со­здали новые типы монументальных культовых и
свет­ских строений: вмещавшие тысячи молящихся мечети; минареты — башни, с
которых призывали верующих на молитву; медресе — здания мусульманских духов­ных
училищ; караван-сараи и крытые рынки, отвечав­шие размаху торговой деятельности
городов; дворцы правителей, укрепленные цитадели, крепостные стены с воротами и
башнями.
Арабские
зодчие, авторы многих шедевров средне­векового искусства, большое внимание
уделяли деко­ративным возможностям архитектуры. Поэтому одной из характерных
черт синтеза искусств в монументальном зодчестве является важная роль
декоративных форм и особое значение орнамента, который то моно­хромным
кружевом, то красочным ковром покрывает стены и своды зданий.
Широкое
применение в архитектуре Арабского Вос­тока получили сталактиты (мукарны) —
декоративное заполнение сводов, ниш и карнизов в виде призма­тических фигурок с
нитеобразным вырезом, рас­положенных выступающими один над другим рядами.
Возникли сталактиты из конструктивного приема — особой кладки кирпича для
создания  в углах помещений перехода от
квадрата стен к кругу ку­пола.
Исключительно
важная роль в художественной куль­туре стран Арабского Востока принадлежала
приклад­ному искусству. Экономической базой для этого слу­жило интенсивное
развитие ремесла. В художественных ремеслах нашли яркое выражение местные
древние традиции искусства, тесно связанного с народным бытом. Арабам —
мастерам прикладного искусства — было свойственно высокое эстетическое «чувство
вещи», позволявшее, не нарушая практических функций пред­мета, придавать ему
красивую форму и умело распо­лагать на его поверхности узор. В прикладном деко­ративном
искусстве Арабского Востока особенно ярко проявилось значение культуры
орнамента, раскрылись его огромные художественные возможности. Орнамент
привносит эстетическое содержание в совершенные по исполнению восточные ткани,
ковры, расписную ке­рамику, изделия из бронзы и стекла. Произведениям
прикладного искусства Арабского Востока присуще еще одно важное качество: они
обычно составляют очень целостный и выразительный декоративный ансамбль с
архитектурным интерьером.
Основным
видом живописи, получившим развитие на Ближнем и Среднем Востоке в эпоху
средневековья, было иллюстрирование светских по содержанию рукописей. Арабские
мастера широко пользовались этой возмож­ностью, создав наряду с богатыми
орнаментальными украшениями рукописей превосходные серии красоч­ных миниатюр,
дающих поэтически-образный рассказ о судьбах героев литературного произведения.
В
XVI веке большинство стран Арабского Востока было захвачено Османской Турцией,
господство которой позднее сменилось гнетом западноевропейских колонизаторов,
тормозивших развитие национальной культуры и искусства. Однако и в пору упадка,
когда иноземные захватчики насаждали в архитектуре и изобразительном искусстве
формы, чуждые народам Арабского Востока, не умирало подлинно националь­ное
художественное творчество. Оно жило в произве­дениях арабских крестьян и
ремесленников, которые, несмотря на бедность и тяжелые условия жизни, стре­мились
в узорах на одеждах и предметах народной утвари воплотить свои представления о
прекрасном.
Рассмотрим
более подробно культуру арабских стран на примере искусства средневекового
Египта.
2.
ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА
История
средневекового искусства Египта начинает­ся коптским периодом. Искусство коптов
египтян, исповедующих христианство,— развивалось в IV—VII веках н.э., в
период, когда Египет входил в состав Византийской империи. От этого времени
сохрани­лись базилики в Белом и Красном монастырях на краю Ливийской пустыни и
многочисленные купольные гроб­ницы. С развитием архитектуры был связан расцвет
скульптурного узора и настенных росписей, испол­ненных на религиозные сюжеты.
Большим своеобра­зием отличались произведения прикладного искусства: резьба по
кости и дереву и особенно ткани.
В
искусстве коптов нашло выражение общее для всех областей Византии стремление
подчинить поздне-античные художественные традиции требованиям но­вой
средневековой религиозной идеологии. С другой стороны, в нем оказались сильны и
чисто местные черты, уходившие своими корнями в древнеегипетскую культуру.
Борьба этих тенденций определила свое­образие коптского искусства,
выработавшего свой спе­цифический художественный язык и подготовившего почву
для высокого подъема и расцвета искусства Египта в эпоху зрелого средневековья.
В
середине VII века Египет вошел в состав араб­ского халифата, но уже в IX веке
он фактически был самостоятельным феодальным государством. С середины Х века,
став центром могущественного государства Фатимидов, Египет начал играть осо­бенно
крупную роль в средневековой истории Ближ­него Востока. В XI—XII веках он вел
обширную торговлю с Византией и Западной Европой; в руках египтян оказалась
также транзитная торговля Среди­земноморья со странами Индийского океана.
Позднее, в XIII веке, после разрушения Багдада монголами, главный город Египта
Каир — претендовал на роль общемусульманской столицы. Однако еще важнее было
то, что Каир стал средоточием культуры, одним из крупнейших центров развития науки
и искусства араб­ского мира. Наряду с точными науками в Каире про­цветало
изучение истории; в XIV веке из Туниса в Египет переехал Ибн Халдун, которого
называют пер­вым в мире социологом; в Каире писал свои труды и крупный историк
средневековья Ахмед Макризи. Сред­невековый Египет дал миру превосходные
литератур­ные произведения: цикл арабских рыцарских романов и окончательную
редакцию народных сказок «Тысяча и одна ночь».
2.1.
АРХИТЕКТУРА
Лучшие
памятники средневековой архитектуры Егип­та сохранились в Каире. Город прожил
большую исто­рию. В 641 году арабский полководец Амр ибн ал-Ас ос­новал Фустат,
развалины которого находятся на юж­ной окраине современного Каира. Согласно
легенде, пер­вой на месте Фустата была воздвигнута мечеть. Не­большая постройка
уже в 673 году была расширена увеличением колоннады и двора. Несмотря на позд­нейшие
переделки и ремонты, мечеть Амра заслу­женно считается одной из самых старых
арабских колонных мечетей, сохранивших величие и простоту, свойственные
раннеарабской монументальной архитек­туре.
В большом зале мечети более ста мраморных колонн, увенчанных резными
коринфскими капителями, которые поддерживают высокие полу­круглые арки.
Красивая перспектива уходящих вдаль колонн и арок заставляет почувствовать
грандиозность пространства зала.
Чрезвычайно
ярко воплощено величие раннего арабского зодчества в архитектуре прекрасно
сохранившей свой первоначальный облик большой мечети Ибн Тулуна, построенной в
876-879 годах в резиденции этого первого независимого от Багдадского халифата
правителя средневекового Египта. Ог­ромный квадратный двор площадью почти в
гектар (92х92м), окружен стрельчатой аркатурой, имеющей в отличие от мечети
Амра, в качестве опор не круглые колонны, а прямоугольные столбы—пилоны с трех­четвертными
колонками на углах. Широкие проходы между столбами объединяют зал перед
михрабом и об­ходы с трех других сторон двора в единое простран­ственное целое.
В мечети легко размещаются тысячи молящихся мусульман. В ритме столбов и арок,
охва­тывающих двор по периметру, выражена строгая тек­тоника архитектуры
мечети, которой подчинены и де­коративные мотивы.
Архивольты
больших и малых арок, капители колонок и карнизы украшены резным по стуку
стилизован­ным растительным узором. Софиты больших арок имеют более сложные
орнаментальные композиции Декоративные детали, украшая и гармонично выделяя
основные плоскости и линии постройки, своим распо­ложением подчеркивают
тектонику целого. Таким об­разом, узор и архитектурные элементы, из которых
слагается облик постройки, проникнуты единым орна­ментальным ритмом. Интересно
отметить, что стрельчатый профиль больших и малых арок мечети как бы
повторяется в заостренных изгибах стебля, образую­щего основу непрерывного
орнамента, идущего по аб­рису арок и по пилонам.
Снаружи
мечеть Ибн Тулупа имеет характерные для раннесредневековых монументальных
сооружений Ближ­него Востока черты суровой крепостной архитектуры. Традиции
крепостного зодчества, а может быть, и реальная потребность в случае нападения
на город превращать мечеть в оплот защиты вызвали своеобразный прием окру­жения
культового зда­ния внешней стеной, создававшей вокруг ме­чети свободный, ничем
не застроенный широ­кий обход. Все же мону­ментальная гладь на­ружных стен
мечети Ибн Тулуна не лишена декоративной обработ­ки: верхнюю часть стен
расчленяет своеобраз­ный фриз из стрельча­тых окон и арочек, контрастно
выделенных светотенью; кроме того, ажурный парапет увен­чивает стены. Близкое
по характеру оформле­ние окнами и арками было сделано в IX веке и на фасадах
мечети Амра. Таким образом, как и в Самарре, в ранних каирских постройках видна
художественная пере­работка древнейших приемов монументального крепо­стного
зодчества.
В
архитектурном облике мечети важную роль играет минарет, возвышающийся рядом со
зданием, между двойными стенами. Исследователи считают, что перво­начально он
имел вид ступенчатой круглой башни, снаружи которой спиралью шла лестница.
Своим расположением и формой минарет сильно напоминает Мальвию большой мечети в
Самарре. Как и там, устремленное вверх тело Минарета было противопоставлено
горизонтально растянутой аркатуре двора. О том, что наряду с местными
художественными традициями при сооружении мечети играли известную роль и
месопотамские строительные приемы, свидетельствует также применение кирпичной
кладки, не свойственной зодчеству Египта.
В
1926 году в центре двора мечети был воздвигнут купольный павильон над бассейном
для омовения и, по-видимому, одновременно нижнюю часть минарета заключили в
кубической формы башню.
К
середине IX века относится самый ранний из дошедших до нашего времени
памятников гражданской архитектуры средневекового Египта — Нилометр,
построенный на острове Рода близ Фустата. Сооружение представляет глубокий
колодец с высокой колонной посередине, по которой измерялся уровень воды в
Ниле. Стены колодца выложены камнем, украшены декоративными нишами и фризами с
куфическими надписями.
2.2.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Исследования,
проведенные за последние несколько десятилетий, свидетельствуют о развитии в
средне­вековом Египте монументальной живописи, а также миниатюры, особенно в
XI—XII столетиях. В каир­ском Музее исламского искусства хранится найденная при
раскопках 1932 года замечательная стенная рос­пись с изображением человеческих
фигур в крупных стрельчатых обрамленьях. В одной из таких ниш по­мещена фигура
сидящего мужчины в пестром халате, с тюрбаном на голове и кубком в правой руке.
Его округлое лицо не лишено живой выразительности. Живопись исполнена в
плоскостной манере, в светлых тонах; контуры фигуры обозначены широкой
свободной линией.
Значительное
число миниатюр, относящихся к фати-мидской эпохе, собрано в Музее исламского
искусства и в частных собраниях Каира. Эти миниатюры имеют ярко выраженное
своеобразие, что позволяет говорить о существовании в Египте в этот период
вполне само­стоятельной школы миниатюры—одной из наиболее ранних в истории
средневекового искусства Ближнего Востока.
Прикладное
искусство Египта издавна отличалось высоким художественным совершенством и
разно­образием видов. Особенно выделялись богато орна­ментированные льняные и
шелковые ткани, изделия из горного хрусталя, стекла и металла.
Художественное
ткачество имеет в Египте древние традиции. Главные центры средневекового
текстиль­ного производства — Александрия, Дамиетта, Тиннис — были знамениты
своими изделиями еще в рим­ское и византийское время. Художественные традиции
коптских тканей III—IV веков продолжают жить с некоторыми изменениями в
египетском текстиле вплоть до конца фатимидского времени. Это и не уди­вительно:
роскошные ткани в мастерских халифов по-прежнему вырабатывались в значительной
части руками мастеров-коптов.
Для
тканей конца VIII—IX веков характерен про­стой, строгий узор, состоящий обычно
из нешироких полос, заполненных куфическими надписями, содержа­щими
благопожелания и нередко имя правящего хали­фа, или несложным геометрическим
орнаментом. При этом большая часть фона ткани оставалась свободной.
В
тканях фатимидского времени (X—XII века) воз­рождается все богатство
технических и художествен­ных приемов коптского ткачества, преломленных,
однако, в духе требований новой эпохи: исчезают столь распространенные в
коптском текстиле живописно ис­полненные композиции и отдельные фигуры на
мифоло­гические сюжеты. Изображения различных птиц и животных приобретают
стилизованно-орнаментальный характер. Большую роль в художественном строе де­кора
играет полихромия.
Уже
в раннефатимидских тканях рубежа Х—Х1 ве­ков с полной ясностью выявляются
характерные для этого периода приемы композиции декора и орнамен­тации. Так, на
одной из шелковых тканей узкие полосы с куфическими надписями (черно-белые
буквы на кар­минно-красном фоне) выделяют широкую полосу, ук­рашенную овальными
медальонами со стилизованными изображениями орла в середине и четырех уток по
сторонам. Расцветка деталей меняется
в каждом медальоне: поле одного из них красное с тон­кой зеленой каймой, фигуры
птиц синие или светло-голубые на желтом фоне; внутри фигуры орла — обве­денный
черным контуром красный щит с белым рисун­ком. В другом медальоне фон зеленый с
красной каймой, утки красные на белом фоне, орел желтый на красном фоне со
светло-голубым внутренним рисунком на черном щите. Такое чередование цветов при
мелко­масштабном узоре усиливает впечатление разнообразия орнамента и создает
богатую и тонкую игру цветовых пятен. Для тканей этого времени характерны также
полосы с куфическими надписями по краям и изобра­жениями зверей и птиц (зайцев,
собак, уток) в сред­ней полосе.
В
художественном текстиле более позднего времени (XII век) наблюдаются известные
перемены: надписи вместо угловатого куфи исполняются округлым по­черком насх,
рисунок делается более схематичным, излюбленным становится золотой фон. В это
время очень распространены широкие декоративные полосы, где между узких кайм со
стилизованным буквенным орнаментом расположены овальные или ромбовидные медальоны,
в которых чередуются изображения жи­вотных и птиц. В расцветке этих тканей
доминирует мягкий желто-золотой цвет узора на карминно-красном фоне. Полосы с
надписями нередко разделены тонкими светло-синими линиями. Орнаментальные
полосы, зна­чительно более широкие, чем в изделиях предшест­вующего периода,
располагаются близко друг к другу, оставляя мало свободного фона.
Наряду
с узорными льняными и шелковыми тканями в египетском текстиле были очень
распространены различные виды вышивок. Выделывались также драго­ценные,
затканные тяжелыми золотыми и серебряными нитями ткани с очень тонкой основой,
на которой рельефно выступали пышные узоры. С XIII—XIV ве­ков в египетском
художественном текстиле преобладают ткани, сплошь покрытые узкими разноцветными
полосами с мелким геометрическим узором, образо­ванным сочетаниями различных
звезд, треугольников и других фигур.
В
узоре резьбы по дереву наряду с развитием новых декоративных тенденций
достаточно прочно держались старые местные традиции и технические приемы. Об
этом свидетельствует, в частности, распространение фигурных изображений на
многих резных панелях и досках.
Одним
из выдающихся образцов раннефатимидского резного дерева является иконостас
церкви Варвары в Каире; хотя это, несомненно, работа копт­ского мастера, она
обнаруживает все характерные для этого времени черты и мотивы. Панели
иконостаса украшены арабесковыми завитками, в которые вкомпонованы изображения
птиц, животных и превосход­но исполненные охотничьи и жанровые сцены. Все эти
сюжетные изображения трактованы чисто декора­тивно, а фигуры животных и птиц
часто помещены в симметричной, геральдической композиции.
Другим
интересным примером являются несколько панелей, находящихся в Музее Виктории и
Альберта в Лондоне. Композиция украшающего их узора, в общем одинаковая,
состоит из округлых переплетений цветущих стеблей, трактованных в духе
арабески; меняются лишь центральные изображения: в ряде случаев это стоящие
друг перед другом в геральдической позе фигуры птиц и животных, на одной панели
изображен сидящий музыкант. Благодаря зна­чительному углублению фона (примерно
на 1,5 см) создается очень богатая и контрастная игра светотени, четко
выявляющая рисунок. Подобными же чертами отличаются и панели с изображениями
конских голов (Музей исламского искусства, Каир; Музей Метро­политен,
Нью-Йорк), где глубоко выбранный фон еще сильнее подчеркивает контуры узора. На
некоторых панелях встречается резьба в несколько планов.
Выдающиеся
образцы художественной резьбы по дереву, украшавшей некогда Малый, пли Западный,
дворец, фатимидских халифов (был закончен между 1058 и 1065 годами), обнаружены
в комплексе мари-стана султана Калауна, где эти резные доски были вторично
использованы в XIII веке. Первоначально они составляли фриз, украшенный
многочисленными изображениями охотников, музыкантов, танцовщиц, торговцев с
верблюдами, зверей и птиц. Все эти
изображения размещены на фоне раститель­ных побегов, данных более низким
рельефом, чем фигуры. Рисунок здесь свободнее и живее, чем в ран­них
памятниках, но значительно менее детализи­рован.
В
резном дереве XII века фигурные изображения приобретают все более обобщенную,
силуэтную трак­товку, сравнительно редко встречавшуюся в произве­дениях Х—XI
веков; само исполнение их становится менее тщательным. Зато совершенствуется и
обога­щается орнаментальная резьба. Выдающимся памят­ником этого времени
является михраб мечети Сайиды Нафисы, исполненный между 1138 и 1145 годами (Му­зей
исламского искусства, Каир). Его узор состоит из прекрасно выполненных арабесок
и плетений вино­градных лоз в сочетании с геометрическими полосами, образующими
многоугольники. Другим примером слу­жит деревянное резное надгробие ал-Хусайни
сере­дины XII века, вся поверхность которого покрыта арабеской, состоящей из
геометрических полигональ­ных узоров и растительных мотивов.
Среди
египетских художественных изделий из брон­зы Х—XII веков выделяются
декоративные фигуры и сосуды в виде различных животных и птиц. Характерным примером является водолей
в виде павлина (X—XI века, Лувр); его ручка заканчивает­ся стилизованной голо­вой
сокола или кречета, вцепившегося клювом в шею павлина. Над ок­руглым туловищем
пти­цы с объемно передан­ными крыльями подни­мается длинная, изящно изогнутая
шея, несущая небольшую голову с полуоткрытым клювом. Оперение передано тон­ким
чеканным орнамен­том. В более позднем памятнике этого рода — большом крылатом
гри­фоне (XI—XII века, музей в Пизе) орнамен­тальное начало домини­рует над
пластической формой — почти вся по­верхность фигуры покрыта орнаментом,
имитирующим детали оперения, полосами куфических надписей, клеймами с изобра­жениями
сиринов и различных фантастических живот­ных.
В
XIII веке, когда установились тесные связи Египта с Сирией и Ираком, в Египте
появилось значительное количество художественных изделий прославленных
иракских, особенно мосульских мастеров. Надписи, выгравированные на некоторых
предметах, сохранили нам имена мосульских мастеров, работавших в Каире и
оказавших влияние на творчество египетских ремес­ленников. Интересным примером
художественных брон­зовых изделий этого времени является датированная 1271
годом сферическая прорезная курильница с име­нем эмира Бейсари (Британский
музей. Лондон). На поверхности курильницы между поясами надписей расположены
круглые медальоны с ажурными изо­бражениями двуглавых орлов; поле вокруг
медальонов заполнено растительной арабес­кой.
Прекрасный
образец художе­ственной работы 113 металла — шестигранный инкрустированный
столик султана Калауна, сделан­ный мастером Мухаммедом нон Сункуром 113 Багдада
в 1327 году (Музей исламского искусства в Каире). Его ажурные боковые стенки и дверцы, а также верхняя плоскость
украшены кал­лиграфическими надписями (вкомпонованными в медальоны или пояса),
розетками и инкрустиро­ванными изображениями стайки летящих птиц. Прорезные
столики, курильницы, шкатулки из металла и т. п. становятся очень распро­страненными
изделиями в Египте, Сирии и Ираке в XIV — XV ве­ках.
Художественная
обработка металла использовалась также в отделке монументальных зданий.
Выдающимся примером этого рода являются бронзовые инкрусти­рованные двери
мечети султана Хасана в Каире, украшенные виртуозно исполненным многоплановым
геометрическим орнаментом, ажурной резьбой и поя­сами декоративных надписей.
Искусство
обработки горного хрусталя было особенно развито в Х—XI веках. Из больших
кристаллов ис­кусно вырезались кувшины, бокалы, кубки, флаконы, различные
шахматные и иные фигуры, их поверхность часто гранилась или покрывалась
гравиров­кой. Историк Макризи сообщает, что в сокро­вищнице фатимидских халифов
хранилось око­ло двух тысяч драго­ценных хрустальных со­судов. Изделия   еги­петских гранильщиков очень высоко
ценились в средневековой Европе. Среди прекрасных про­изведений этого рода
особенно   выделяются два больших
кувшина, находящихся в Музее Виктории и Альберта в Лондоне. На одном из них
рельефной грави­ровкой среди крупных вьющихся стеблей и по­лупальметт
изображены большие хищные птицы, клюющие поверженную лань. Рисунок несколько схематичен и обобщен, но очень уве­рен и смел и
прекрасно вкомпонован в отведен­ное ему пространство. Другой кувшин лишен
какого бы то ни было орнаментального деко­ра; его главное досто­инство состоит
в пора­зительной    четкости и
пропорциональности формы и безукоризнен­ном качестве грани, при­дававшей ему в
лучах света сияние алмаза.
Художественное
стек­ло, имевшее в Египте давние традиции, до­стигло своего наибольшего
расцвета в XIII—XIV веках, когда к известным ранее приемам украшения —
гранению, гравировке, рельефу, цветному и витому стеклу — присоединилась
роспись золотом и цветными эмалями. Основными цен­трами производства
художественного стекла были Фустат, Александрия, Фаюм. По своим формам и общему
характеру декора художественное стекло Египта близко к сирийскому, но для него
типичны крупные надпи­си с 
благопожеланиями, нередко покрывающие широкими поясами почти всю
поверхность сосуда.
Египетские
художественные керамические изделия — расписанные люстром и различными красками
фаян­совые и глиняные вазы, чаши и блюда — часто наряду с различными
растительными и геометрическими моти­вами украшены изображениями животных, рыб,
птиц и человеческих фигур. Особенно
красивы большие зеленовато-желтые люстровые блюда XI века с крупными фигурны­ми
изображениями, исполненными в сво­бодной живописной манере. Среди изобра­жений
встречаются фигуры музыканта, человека, 
наливаю­щего в кубок вино, всадника, 
двух- и трехфигурные жан­ровые и батальные сцены, а также реаль­ные и
фантастиче­ские животные, моти­вы борьбы зверей. По стилю роспись на ке­рамике
XI века очень близка упомянутой выше  
фатимидской стенной живописи.
В
ХIII-ХV столе­тиях искусство кера­мики в Египте вновь пережило подъем:
исполнялись сосуды с тонкой многоцветной росписью, изображавшей животных и птиц
среди растительных мотивов. Традиции расписной керамики, как и других видов
прикладного искусства, продолжали жить в Египте на протяжении всей эпохи
средневековья и сейчас составляют основу народных художественных ремесел.
Развивавшееся
на протяжении многих столетий ис­кусство средневекового Египта представляет
большую, самобытную школу в истории искусства арабских стран, игравшую крупную
роль в процессе взаимодей­ствия художественных культур Ближнего Востока и
Западной Европы.
3.
ПОСЛЕСЛОВИЕ
Вклад
арабских народов в историю мирового искус­ства и архитектуры трудно
переоценить. Они внесли большой вклад в сокровищницу мировой художественной
культуры, создали произведения искусства, одухотворенные свое­образным и тонким
пониманием прекрасного. Однако при наличии общих черт искусство каждой области
арабского мира крепко связано с местными художест­венными традициями, прошло
свой путь развития, обладает ярко выраженными особенностями. Черты
неповторимого своеобразия отличают памятники сред­невекового искусства Сирии от
памятников Ирака, Египта, Северной Африки и мавританской Испании.
Творчество
средневековых арабских художников ока­зало плодотворнее воздействие на
искусство многих стран, в том числе и на искусство Европы. Арабское или, как
его чаще называли в Европе, «мавританское» художественное влияние
прослеживается, особенно в тканях, керамике, украшении оружия и других отрас­лях
прикладного искусства, не только в пору расцвета средневековых арабских
государств, но и много сто­летий спустя после их падения.
4.
ЛИТЕРАТУРА
1.
 “Искусство арабских
народов” Б.Веймарн, Т.Каптерева, А.Подольский;
2.
Красная книга культуры” под ред. В.Рабиновича.
СОДЕРЖАНИЕ
1. ИСКУССТВО
АРАБСКИХ НАРОДОВ...............................................................................................................................
2. ИСКУССТВО СРЕДНЕВЕКОВОГО ЕГИПТА...................................................................................................................
2.1.
АРХИТЕКТУРА......................................................................................................................................................................
2.2.
ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО...................................................................................................................................
3. ПОСЛЕСЛОВИЕ......................................................................................................................................................................
4. ЛИТЕРАТУРА..........................................................................................................................................................................
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты