рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Имя средство закрепления и систематизации фактов культуры

Имя средство закрепления и систематизации фактов культуры

Имя -
средство закрепления и систематизации фактов культуры.
1 Свойство
языка служить посредником между всеми семиотическими систе-
мами объясняется тем, что язык, частью которого являются имена, позволяет
самым экономичным способом передавать мысли и
чувства. Экономичность этого
вида знаков объясняется членораздельностью
речи, ее поуровневым строением,
позволяющим
путем комбинаторики единиц каждого уровня символизировать пред-
меты
мысли. Факты
физической, духовной,
материальной культуры, культуры лично-
сти,
общества или коллектива (организации) сами по себе не являются словом,
но обязательно отражаются
в слове в виде имен -
номенклатурных названий
фактов
культуры. Эта роль имен - служить средством фиксации и систематизации фактов
культуры - видна, например, в деятельности
музея. Музей хранит, как прави-
ло, вещный маетриал, но всякая вещь,
поступившая в музей, отражается в до-
кументах музея. Центральным
документом является
каталог. В каталоге все
предметы,
взятые на хранение, поименованы.
Когда архив принимает на
хранеине дела, то всякое дело, поступившее
в архив, входит в состав дел и получает в описи имя. Номенклатура дел
по-
зволяет находить дела историку, работающему в
архиве, а если архив принад-
лежит
организации, то сотруднику организации.
Организация бибилиотечных
фондов осуществляется посредством катало-
га. Когда библиографы
проводят работу над фондами библиотеки, выбрасывая
книги, не имеющие культурного значения, и
отбирают книги, обладающие куль-
турной ценностью, они работают
имея в качестве главног документа каталог
библиотеки. Каталоги перестраиваются
в зависимости от того, как выглядит
система
духовной культуры, содержащяася в книгах. В
культурно-консультативной работе, когда консультант оценивает про-
екты и
деятельность по ним, его решения зависят от уровня его подготовки.
Поэтому образование востоковедов, краеведов,
работников, создающих системы
информационного поиска, зависит от содержания профессионального культуро-
ведного
образования.
Дидактика - то есть содержание
учебного предмета - в этом случае
представляет собой систему
основных факторов культуры. Каждый такой факт
культуры или их историческая и типологическая группировка имеет название.
Например,
"Ахмениды", Среднеазиатский эллинизм", "Парфянское
царство" и др.
подобные,
или собственные имена: "Кир", "Александр Македонский", и т.
п. Система
таких имен, называющих классы культурных объектов, составля-
ет
полученную консультантом информацию, которой он оперирует.
Таким образом, имена играют
двойную роль: как факты языка они явля-
ются
носителями информации о всех других фактах культуры неязыкового харак-
тера.
2
Создание
информационных систем во второй половине XX в. особенно
усилило
функцию имен как носителей информации о фактах культуры.
Информационная техника позволяет работать в областях всех семиотиче-
ских
систем. (см. фиг. 28).
Объем этих данных и знаний
может быть неограниченно большим, он за-
висит от исходных данных, вводимых в
информационно-поисковую систему. При-
мером
такой системы может служить известная "Интернет", позволяющая общать-
ся десяткам миллионов персональных компьютеров, представляющая каталоги
и
реферативную информацию основных библиотек и учебные
курсы. Информационная
техника позволяет формально разделить культурно значимую информацию, кон-
центрирующуюся в
ИПС(информационно-поисковых системах) и текущую, функци-
ональную
информацию, из которой еще предстоит выделить факты культуры, что-
бы
затем ввести их в ИПС. Функуиональная или текущая информация действует в
первых 9
классах систем (фиг.28). Но информация в десятом классе систем -
ИПС -
является не текущей, а культурно значимой.
Фигура
28.
ЙНННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННН»
1.
Язык - системы записи, редактирования, автоматического реферирования,є
макетирования для издания,
система автоматизированного перевода и др.є
ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД¶
2.
Средства счисления - расчеты в технике, бугалтерии, экномике, научныхє
исследованиях всех видов.

ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД¶
3.
Игры - компьютерные игры разных видов.

ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД¶
4.
Обучение (частичный аналог обрядов) - обучающие системы, сообщающие є
знания, тренирующие память,
навыки, сообразительность.

ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД¶
5.
Прогностика - моделирующие информационные системы. Пример: система, є
моделирующая прогноз погоды.
Моделирующих систем множество. є
ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД¶
6.
Музыка - системы электронно-акустические, служащие для записи, сочи- є
нения и воспроизведения
музыки.

ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД¶
7.
Изобразительное искусство - системы создания изображений и компьютер-є
ная анимация. Компьютерная
анимация в принципе позволяет хореавтору

сочинять танцы.

ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД¶
8.
Прикладные искусства - системы автоматизированного проектирования є
(САПР).

ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД¶
9.
Управление - системы автоматизированного и автоматического управленияє
(АСУ) разных назначений.

ЗДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДДД¶
10.Системы
информационного поиска - специалированные системы культурногоє
назначения, развившие из
каталогов архив, музеев и библиотек. Они є
позволяют представлять
пользователю данные и знания в кратчайший срокє
ИННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННј 
3
Минимальной единицей,
передающей культурно значимую информацию, яв-
ляется
слово - самая малая лексическая единица, и словосочетание, представ-
ляющее
два или более слова, связанных в одну лексическую единицу - лексему.
Слова и
словосочетания - лексические единицы, отбираемые как носители куль-
турно
значимой информации, представляют собой имена.
Именем называют лексическую единицу, значение которой
представляют
собой прямое (т.е. непереносное) именование
предмета или предмета мысли. В
соответствии
с данными ?ыкознания именование может быть трех родов: первич-
ное,
вторичное и терминирующее.
Именование - способ обозначить предмет мысли в речи.
Под первичным
именованием понимают процесс называния словом какого-либо предмета мысли,
который
создан в мысли или действительности впервые. К первичным именовани-
ям
могут относиться остенсивные определения.
Вторичные имена образуются в контексте речи как переназывания уже
известных предметов мысли. Главной
формой вторичного именования являются
контекстные определения. Контекстные
определения разнообразны. Благодаря
контекстным определениям образуются синонимы
первичных, вторичных и терми-
нированных
имен.
Терминирование представляет
собой использование результатов первич-
ного и вторичного именования для
установления фиксированного значения лек-
сических
единиц. Фиксированное значение предполагает устранение синонимии с
помощью
социальной фиксации значения лексических единиц для называния опре-
деленного предмета мысли. В
терминировании применяются, главным образом,
родо-видовые
и функциональные определения.
Соотношение между тремя родами именований может быть представлено
так.
Фигура 29.
ЙНННННННННННННЛНННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННННН»


Признаки


МНННННННННННННННЛННННННННННННННННННЛННННННННННННННННН№
Роды єНазвание новогоєСоздание
синонимовєИспользование ужеє

именований єпредмета мысли є
существующих

МНННННННННННННОНННННННННННННННОННННННННННННННННННОННННННННННННННННН№
Первичное є + є
+ є -

Вторичное є - є
+ є +

Терминирующееє +
-

+ є
ИНННННННННННННКНННННННННННННННКННННННННННННННННННКНННННННННННННННННј В ИПС
(информационно-поисковых системах) (и их аналогах - каталожных
именованиях) и терминах, используемых в
дидактических текстах, применяются
только
первичные имена и термины. Вторичные имена, напротив, устраняются.
Создание первичных имен предполагает
действие трех функционально
различенных
деятелей: ономатотета, диалектика и пользователя. Процедура со-
здания первичных имен описана Платоном в диалоге "Катил".
Ономатотет изо-
бретает имя. Диалектик рассматривает, удачно ли
изобретено имя, утверждает
или
отклоняет изобретение. Пользователь применяет имя. Например:
родители называют новорожденного - это действие ономатоте-
та, община - в наше время это органы ЗАГС -
рассматривают и утверждают (но
могут и
отклонить) предлагаемое родителями имя (и выдают метрическое свиде-
тельство),
все кадровые дела в дальнейшем ведутся на основании утвержденно-
го
имени. Ласковые и бранные названия, клички первичными именами не являют-
ся, так
как они - вторичные именования.
Троичная система создания первичных имен: ономатотет -
диалектик -
пользователь - применяется к любому первичному
имени. Например, мореплава-
тель открывает остров и дает ему имя. Государство по отчету мореплавателя
утверждает (или изменяет) имя. Картограф наносит название на карту. Госу-
дарство
- диалектик, картограф - пользователь. Существуют следующие основные виды
имен: 1. Названия единичных природных явлений
("Луна", "Ураган Лилия"). 2. Антропонимы (имена людей). 3. Зоонимы (официальные клички животных, "Холстомер",
например, в родос- ловных). 4. Топонимы (названия мест,
"Москва"). 5. Гидронимы (названия вод,
"Нева"). 6. Прагманимы (собственные
имена вещей, созданных человеком (корабль "Адмирал
Владимирский", организация "Союзконтракт"). 7. Имена действий ("сварка", "ковка"
и др.). 8. Хрононимы (названия
дат и мер времени, "Октябрьская революция", 1917г. от Рождества
Христова).
4
Восемь разрядов имен охватывают все принцыпы знакомства
человека с
окружающим
миром. В отличие от первичных имен, термины образуются выделени-
ем из речи слов и выраженийдля названия
видов деятельностис целью ее орга-
низации.
По способам терминирования выделяют восемь разрядов терминов. 1.
Филосовские - даются и утверждаются
создателем филосфской систе-
мы,
используются критиками. 2.
Научные - даются авторами изобретений
и открытий, обсуждаются
ученым
сообществом, используются в научных текстах. 3.
Технические - даются изобретателем,
утверджаются стандартом, ис-
пользуются
производителем. 4.
Измерительные - даются организацией, утверждаются соглашением ор-
ганизаций,
используются в рассчетах. 5.
Номенклатуры - даются фирмами, утверждаются авторским правом, ис-
пользуются
в технике и коммерческих операциях. 6.
Искусств, в том числе
практических, - даются анонимно, утвержда-
ются
традицией обучения, используются в дидактике и методике. 7.
Командные - даются изобретателем действий, утверждаются в текстах
насставлений,
пользуются исполнителями команд и командующими лицами. 8.
Прогностика - назначаются традицией, обсуждаются сообществом, да-
ющим
прогноз, например, гадателями, используются в процессах прогностики.
Филосовские термины опредешляются и утверждаются автором филосовской
системы
и присущи только данной системе. Одна философскаясистема отличается
от
другой своим составом терминов.
Научные термины присущи
текстам одной науки и отграничвают одну на-
уку от
другой. Они В составе словника определяются научной традицией. Слов-
ник терминов обрисовывает модель мира, присущюю данной науке. Но значение
отдельного
термина переопределяется в контексте данного научного сочинения,
отдельным автором этого
сочинения. Поэтому значение отдельного термина в
составе мнозества научных терминов образует
особую образную область. Родо-
видовое дефинирование для нужд информационных
систем возможно лишь по кон-
трасту
с другими терминами этой науки.
Технические термины по
хаактеру дефинирования двойные: основные ба-
зовые термины, которые определяются списком
терминостандарта, и небазовые,
но развивающие смысл
базовых в технических
документах. В документах эти
термины обычно представлены сочетаниями слов,
смысл которых понятен из со-
четания их элементов 6 но
нередк он дополнительно определяет родовидовой
дефиницией
или дефиницией функциональной ("что для чего служит"). В
противоположность техническим терминам номенклатурные названия да-
ются одному объекту материальной культуры много раз: название объекта в
разработке
(учловное имя), официальное название изделия, торговое название,
название,
принятое в потреблении изделия. Всякий раз название регистрирует-
ся, и
регистрация названия есть его официально и юридически защищаемое имя.
Измерительная терминология
включает названия мер и способов измере-
ния. Эти термины жестко стандартизированны
фирменными, внутригосударствен-
ными и
международными стандартами, так как это способ разрешения споров о
параметрах
и качестве изделия и адресах его существования.
Командные термины
содержатся в руководствах по эксплуатации изделия
и представляют собой включение изделия в
общественное пользование. Они на-
зывают
стандартные правильные операции по эксплуатации изделия и могут быть
предметом
экспертизы при неправильной эксплуатации изделия.
Термины трудовых искусств ("резание",
"строгание", "прокаливание",
"дистилляция" и
т. п.)дефинируются традицией трудовой деятельности. Они
фиксируют правильное ведение трудовой
деятельности. Они фиксируют правиль-
ное ведение трудовых процессов. В своейц смысловой сути они не
отличаются
от
терминов прикладных и неприкладных искусств.
Термины прогностиик
характеризуются приминением данного термина для
обозначения
перспективыиспользования изделия и носят характер слогана, фик-
сируемого
юридически как интеллектуальная собственность фирмы. Восемь
разрядов терминов охватываюторганизацию людей в процессах со-
вместной
деятельности и ередают ее структуру замысла до реализации деятель-
ности,
ее оценки и прогноза на будущее. При собирании информации о
фактах культуры используются первичные
имена и
термины. Первичные имена и термины собираются по данным словарей,
каталогов, учебных руководств. Поскольку между
первичными именами и терми-
нами
находятся вторичные имена и поскольку динамика общества изменяет соци-
альные структуры первичного именования и
терминирования, постоянно изменя-
ются и
возникают синонимы в первичных именах и терминах. Нередко из-за вре-
менной удаленности от акта
именования вторичные имена в практике текстов
могут замещать первичные имена, и термины и первичные имена должны прове-
ряться
на синонимию и синонимы устраняться из рассмотрения.
Способом проверки на синонимы и устранения синонимизации является
сбор энциклопедической, реферативной и
другой информации о терминах и пер-
вичных именах. Культуровед, описывая формы и
виды культуры в целом или не-
которые части форм или видов культуры, устраняя синонимы,
строит список
имен для сбора информации о фактах культуры. Имена дают ориентирующую
ин-
формацию о фактах культуры и указывают
направление обследования самих фак-
тов
культуры и подробной информации о них.
Списки имен (первичных и
терминов), будучи составленными корректно,
дают полноту охвата первоначальной
информации в избранной области обследо-
вания и
изучения факторов культуры. Полнота первоначальной информации по-
зволяет
приенять далее методы системного исследования. Конкретизация метода
исследования
зависит от предмета и задач исследования. В общем и сравнительном
культуроведении основным источником сбора
превоначальной
информации являются толковые, отраслевые словари иэнциклопе-
дии.
Сбор первоначальной информации пердполагает ее первоначальную система-
тизацию,
позволяющую затем перейти к детальному обследованию фактов культу-
ры и их
исследованию.
5
Средством первоначальной
систематизации является тезаурус. Тезаурус
- словарь имен
(первичных и терминов),
упорядоченный по значениям слов.
Главным
средством упорядочивания являются родо-видовые определения. Отноше-
ния рода и вида в
тезаурусе строятся так, что название рода предполагает
далее перечисление всех видов, входящих в
род. Так производится деление до
тех пор пока список имен не будет исчерпанным и пока каждое имя не
найдет
своего
места в родо-видовых иерархиях. Тезаурус
является основным способом упорядочения информации в инфор-
мационно-поисковых системах(ИПС). На основании тезаурусов ведется диалог
пользователя с данной ИПС, так как в зависимости от
конкретного назначения
ИПС
тезаурус может быть построен по-разному. Однако, поскольку
любая ИПС опирается в своем содержании на библиог-
рафические и архивные предметные и тематические
классификации, а эти клас-
сификации структурируют общественно необходимые
знания о культуре в их от-
носительно новой классификации, тезаурусы разных ИПС охраняют достаточное
смысловое
единство.
Библиографические и архивные предметные и тематические классификации
верифицируются
через запросы читателей библиотек и архивов. Эти запросы за-
ставляют совершенствовать библиотечные и архивные
классификации примените-
льно к интересам общества в данный момент
времени, достраивать и перестра-
ивать систематизацию информации о фактах
культуры на принцыпах, отраженных
на
фиг.4 и фиг. 5.
Дальнейшие действия в
культуроведческом обседовании, исследовании и
консультировнии
направляются сбором информации не об именах, а о самих фак-
тах
культуры. Так, каталог художественного музея позволяет далее знакомить-
ся с картинами, скульптурами и другими
предметами искусства, а словарные и
энциклопедическиесведения позволяют обратиться к
каталогам ряда музеев и
получить полную информацию, которую затем лицо,
исследующее художественную
культуру
или выступающее как эксперт-консультант при приобретении предметов
искусства, должен использовать, обращаясь к
информации о них и к непосред-
ственному
освидетельсвованию этих предметов. Более
сложна работа культуроведа-краеведа. Он не располагает катало-
гами как первоначальной информацией, если
ему приходится консультировать в
области материальной культуры. Помимо обращения к ИПС, что не всегда воз-
можно,
он для сбора первоначальной информации должен обратиться к областным
толковым словарям, энциклопедиям,
отраслевым словарям, архивам, картам и
картографическим материалам и сам составить тезаурус для создания системы
первоначальной информации. На основании этого
тезауруса приступить далее к
обследованию реальных объектов материальной культуры
и составить их систе-
матическое описание. В ходе работы над этим
описанием будет выясняться со-
держание
консультативных рекомендаций. В целом
порядок работы культуроведа выглядит следующим образом:
Фигура
30.
_
Сбор
первоначальной информации. іОпределение списка имен (первичных
и і
/ терминов) і
\ іСоставление
тезауруса
Сбор
основной информации
-- і і Обращение
к самим фактам культуры
Представление
системы сведений
о
фактах культуры в пределах Составление
отчета
задачи.
Оказание
консультации в письменной
Решение
задачи
или устной форме
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты