рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Дикость варварство и цивилизация как ступень развития общества

Дикость варварство и цивилизация как ступень развития общества


Дикость, варварство и цивилизация как ступень развития
общества
МГЭИ, 01.98
Оглавление Введение 2 Культура как тип социальной памяти общества 2 Культура как форма трансляции социального опыта общества 4 Культура как способ социализации личности 8 «Цивилизация» 10 Заключение 13 Список использованной литературы 17
Введение
«Что
такое культура», сколько о том, «как она функционирует», «как» осуществляется
един­ство культурной жизни общества в историческом и гео­графическом
пространстве? Культура в этом случае пред­стает как социальное достояние,
общность норм, обычаев, нравов. И конечно, полностью уйти от ответа, «что» они
собой представляют (каково их предметное, вещное, дей­ственное воплощение),
невозможно. От одной историчес­кой эпохи к другой можно проследить, как на
смену обы­чаям и ритуалам приходят правовые нормы и художест­венное творчество,
формируются институты образования и воспитания. Модифицируются лишь
формообразования культуры, основные же ее функ­ции должны в своей основе
оставаться теми же, иначе общество бы распалось, погибло.
Каковы
же основные функции культуры, позво­ляющие обществу существовать длительный
историчес­кий период, войти в современный век этническим общнос­тям, давно
ставшим крупными социальными образования­ми. Из них мы выделим и рассмотрим
две:
а)  культура как форма трансляции социального
опыта;
б)  культура как способ социализации личности.
Естественно,
что такой подход принимает во внимание результаты, достигнутые культурной
антропологией, акцентирующей
внимание на описании динамики развития культуры, на выявлении социальных
механизмов транс­ляции знания и социализации личности. Но культурантропология, проводя сравнительный анализ этнокультур, сосредоточивается в большей степени на
духовных по­тенциях общества, в то время как культуролога не в мень­шей степени
интересует и мир культурно-предметной конкретики.
Культура как тип
социальной памяти общества
В
современной культурологии можно выделить не­сколько конкурирующих
научно-исследователь­ских программ, различающихся между собой раз­ным пониманием
того, что такое культура и каковы воз­можные способы ее изучения.
В
аналитических определениях культуры упор обычно делается или на ее предметном
содержании, или на ее функциональной стороне. В первом случае она интерпре­тируется как система
«ценностей, норм и
институ­тов».
Во втором - как процесс «развития сущностных сил человека»
способностей в ходе его сознательной де­ятельности по производству,
распределению и потреб­лению определенных ценностей».
В
синтетических определениях внимание акцентиру­ется на том, что культура - это
«сложный общественный феномен, охватывающий различные стороны духовной
жизнедеятельности общества и творческой самореализа­ции человека». Это -
«исторически развивающаяся систе­ма созданных человеком материальных и духовных
цен­ностей; норм, способов организации поведения и
общения; процесс творческой деятельности человека».
Существует
классификация, в основу которой легли следующие концепции культуры: предметно-ценностноя, деятельностная,
личностно-атрибутивная»
инфор­мационно-знаковая  а также
концепция культуры как подсистемы всего общества.
В
основу предметно-ценностной концепции заложено
понимание культуры как совокупности материаль­ных и духовных ценностей, имеющих
свой аспект рассмотрения в структуре различных наук.
Деятельностная
концепция принимает во внимание преж­де всего «человеческий фактор» как
духовную интенцию развития культуры, как способ
жизнедея­тельности.
Личностно-атрибутивная - представляет ее в качестве характеристики
самого человека.
Информационно-знаковая
- изучает как некую совокуп­ность знаков и знаковых систем.
В
рамках концепции культуры как подсистемы общества она рассматривается в
качестве такой его сферы, которая выполняет функцию управления общест­венными
процессами на нормативно-вербальном уровне. Само же общество в этом случае
представ­ляется как социетальная система, изменения
в одной из сфер которой приводят к соответствующим транс­формациям в других
подсистемах. Культура рассматривается также как надындивиду­альная реальность,
усвояемая человеком в процессе его социализации или, наоборот, номиналистски, т.е. как ре­альность личностного
характера.
В
последнее время в культурологии наиболее активно конкурируют между собой две
научно-исследовательские программы. В основе одной из них лежит деятельный под­ход
к пониманию культуры как «технологии воспроизвод­ства и производства человеческого общества», «духовного кода
жизнедеятельности людей», «основы творческой ин­дивидуальной активность», «адаптации и самодетермина­ции личности». Другая
парадигма ориентирована на цен­ностный подход, рассматривающий культуру как
«слож­ную иерархию идеалов и смыслов».
Несмотря
на различные интерпретации общим для де­ятельного и ценностного подходов
является то, что в их рамках культура или постигается через изучение облас­ти
символического, или сводится к ней, поскольку символ является тем средством
реализации ценностей и смыслов культуры, которое наиболее доступно для
непосредст­венного изучения.
В
связи с этим интерес представляют размышления тех специалистов о культуре и
задачах ее изучения, ко­торые работают на высоком профессиональном уровне не
только в области философско-нормативистских, но и
кон­кретно-исторических изысканий.
Так,
Ю.М Лотман, реализуя семиотический подход, под­черкивает,
что «культура, прежде
всего, - понятие коллективное.
Отдельный человек может быть носителем культуры, может активно участвовать в ее
развитии, тем не менее по своей природе культура, как и язык, - явле­ние
общественное, то есть социальное.
Следовательно,
культура есть нечто общее для какого-либо коллектива - группы людей, живущих
одновременно и связанных определенной социальной организацией. Из это­го
вытекает, что культура есть форма общения между людь­ми и возможна лишь в такой
группе, в которой люди обща­ются... Всякая структура, обслуживающая сферу
социаль­ного общения, есть язык. Это означает, что она образует определенную
систему знаков, употребляемых в соответствии с
известными членам данного коллектива правилами. Знаками же мы называем любое
материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которое имеет значение и,
таким образом, может служить средством передачи
смысла».
Таким
образом, культура, как считает Ю.М. Лотман, имеет, во-первых коммуникационную
и, во-вторых, сим­волическую
природу. В связи с этим в ней он выделяет два среза - синхронный и диахронный, в соответствии с теми организационно-коммуникативными
структурами, которые объединяют людей, живших в одно и в разное время.
«Культура всегда, - пишет Ю.М. Лотман, - подра­зумевает сохранение
предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры
характеризу­ет ее как «негенетическую» память коллектива. Культура есть память.
Поэтому она всегда связана с историей, всегда
подразумевает непрерывность нравственной, интеллек­туальной, духовной жизни
человека, общества и челове­чества. И поэтому, когда мы говорим о культуре
нашей, современной, мы, может быть, сами того не подозревая, говорим и об
огромном пути, который эта культура про­шла. Путь этот насчитывает тысячелетия,
перешагивает границы исторических эпох, национальных культур и по­гружает нас в
одну культуру - культуру человечества.
Поэтому
же культура всегда, с одной
стороны, -определенное количество текстов,
а с другой - унас­ледованных
символов. Символы культуры редко возникают в ее синхронном срезе. Как правило,
они приходят из глубины веков и, видоизменяя свое значение (но не теряя при
этом памяти и о своих предшествующих смыслах), передаются буду­щим состояниям
культуры... Следовательно, культура ис­торична по своей природе. Само ее
настоящее всегда су­ществует в отношении к прошлому (реальному или
сконструированному в порядке некоей мифологии) и к прогнозам будущего».
Культура как форма
трансляции социального опыта общества
Культура
доносит до нас голоса прошлого, она сама представляет собой прошлое, но унас­ледованное,
освоенное. И в этом смысле она всегда находится в настоящем. Меняются времена,
меняются люди, и чтобы понять смысл их поведения, нужно изучить их культуру,
которая, оставаясь в настоящем, актуализиру­ет прошлое и формирует будущее.
Далее следует ввести понятие «социальная система»,
поскольку речь у нас пойдет о действиях множества лиц, отношения которых к
ситуа­ции, включая и связи друг с другом, как раз определяются и опосредуются той системой образов, символов, норм и
традиций, которые связывают прошлое с настоящим и выступают элементами
культуры. «Понимаемая таким образом социальная
система является всего лить одним из трех аспектов
сложной структуры конкрет­ной системы действия. Два
других аспекта представля­ют собой системы личности
отдельных действующих лиц и культурную систему, на основе которой строится их
дей­ствие. Каждая из этих систем должна рассматриваться как независимая ось
организации элементов системы действий в том смысле, что ни одна из них не
может быть сведена к другой или к их комбинации. Каждая из систем необходимо предполагает существование других,
ибо без личностей и культуры не может быть
социальной системы».
Социологическая
позиция Т. Ларсонса, сосредоточивает внимание на
основных компонентах «действия вообще» и в этом смыс­ле на
«потребностях-установках индивидуального действующего лица». Но хотя вырисовывающиеся при этом сис­темы
(социальная система; культура; личность) не могут быть сведены друг к другу,
они связаны воедино общей системой координат действия. И проблема в конечном
счете сводится к следующему; «каким образом вполне устойчи­вая культурная
система может быть связана с характе­ристиками как личности, так и социальной
системы, что­бы обеспечивалось полное «соответствие» между стан­дартами
культурной системы и мотивацией отдельных действующих лиц данной системы?»^ Важно следующее, содержащееся в данной позиции теоретическое
обстоятель­ство: культура, с одной стороны,
является продуктом, с дру­гой, - детерминантой
систем человеческого социального взаи­модействия. Если принять его во внимание,
то тогда мо-жет возникнуть вопрос, направляющий нас
в русло темы, выне­сенной в заголовок данного подраздела: как культура обес­печивает
сохранение социальной системы (вопрос о меха­низмах ее разрушения мы пока не
рассматриваем).
В
социальном измерении
культура - это, в первую очередь, мир окружающих пас вещей, несущих
па себе отпечаток человеческого труда, существующих в об­ществе отношений, уровня и особенностей
взаимодей­ствия человека с природной средой и т.д. В этом смыс­ле «культура» -
это обработанная, очеловеченная, «окультивированная»
природа. Окружающие нас вещи предста­ют как мир «оживших» предметов, как
предметно вопло­щенные человеческие усилия, мастерство, нормы, тради­ции,
эстетические вкусы и нравственные ценности, пере­несенные человеком на
созданные им творения. И само их создание соответствует и индивидуальным
потребностям, и общественным ценностям и идеалам, т.е. определен­ной культурной
традиции.
Этот
мир дает нам представление как о социальной системе в целом (своеобразие,
самобытность общества, наличие определенных социальных слоев, групп, инсти­тутов
- жрецы и писцы в древних цивилизациях, ремес­ленные цеха и гильдии в
средневековых городах Европы), так и о входящих в систему социального
взаимодействия индивидах. В этом случае тип общественной и индивиду­альной
культуры воплощается в определенных культур­ных образцах, которые обозначаются
как «заученное поведение», «комплекс
образцов поведения», «совокупность образцов, определяющих жизнь» и т.д. Именно ими и определяется институализация индивидуального пове­дения (в одном
случае - жреческая каста как основа соци­альной организации, в другом -
рационально организован­ная система бюрократического управления и т.д.).
Следовательно,
в результатах человеческой деятельнос­ти, в форме завершенных ее материальных и
духовных об­разований находят свое воплощение особенности индивиду­альной
деятельности в различных типах культуры, типах человеческого общества, на
определенных этапах его исто­рического развития. Здесь культурология опирается
на эт­нографические описания, этнологию (учение о народе-этно­се), на
социологические измерения общества. Однако в от­личие от его
социально-философского рассмотрения куль­туролог доводит свое исследование до
социально-психоло­гического уровня, выявляя национальный характер народа,
менталитет (строй, особенности мышления) этноса и эпохи. По сути, речь идет о
выявлении институциональных свя­зей, институтов, которые переводят субъективную
деятель­ность индивидов в объективный план. Здесь можно гово­рить не только о
том, «что» производят, и не только о том, «кто» производит, каково культурное
лицо (обычаи, нравы и традиции) этноса, а главное - о том, как производят. И
это «как» характеризует прежде всего способ освоения дейст­вительности, технологический опыт, приемы и способы полу­чения информации и передачи
их от поколения к поколению.
Следовательно, культура характеризует обновляющееся
бытие человека, а поскольку человек - это социальное существо, и его жизнь
невозможна вне общества, то куль­тура
есть самообновляющееся в процессе человеческой
деятельности социальное бытие индивида. Весь мир че­ловеческой
культуры (как материальной, так и духовной) предстает живой и
самовозобновляющейся субстанцией (т.е. тем, что самостоятельно существует, без
всякой зави­симости извне), основания которой -алгоритм, способы, характеристики
трудовой, художественной и интеллек­туальной деятельности человека. Весь вопрос
- чем зада­ется этот алгоритм, способ, характерные особенности (культурные
особенности) жизнедеятельности народа.
Видимо,
культура в этом плане - это уровень от­ношений, сложившихся в коллективе) те нормы и об­разцы поведения, которые освящены традицией, обязательны для
представителя данного этноса и раз­личных его социальных слоев. Культура предстает фор­мой
трансляции (передачи) социального опыта через ос­воение каждым поколением не только предметного (в пер­вую очередь,
предметы производства) мира культуры, на­выков и приемов технологического
отношения к природе, но и культурных ценностей, образцов поведения, причем эта,
регулирующая социальный опыт, роль культуры тако­ва, что она формирует
устойчивые художественные и по­знавательные каноны, представление о прекрасном,
видение природы во всех его этнических особенностях и колоритах.
Во
взаимодействии человека с природой культура иг­рает
особую роль, не сводимую к социальной (обществен­ной). Социальная организация
(техноло-гический и эконо­мический уровень развития) может быть одинаковой у
различных народов, но невозможно спутать их художест­венные вкусы, обычаи, традиции. Национальный мир -это единый космос, в
котором слиты человек и историчес­ки окружающая его природа, которая влияет на
социаль­ную психологию этноса, формирует национальный харак­тер и детерминирует
направленность его практической деятельности. Природа - это, таким образом, не
только окружающие человека поля, леса и рощи, это и то, что человек получает
при - родах, от рода. Культура связы­вает (а не
только разъединяет) человека с природой, объединяет
в единый космос природный ландшафт, жилище, способ добывания пищи и самого
человека во всех его этнических проявлениях.
Вот
в этом изначальном культурном космосе находится человек, здесь формируются его
ценностные установки, спо­собы ориентации, формируются его вкусы и жизненные
идеалы. Этот культурный фундамент, в котором
вызрева­ют архетипы (основные типы поведения, коренящиеся в глу­бинах психики),
первоначально не выражен на понятийном уровне, он присутствует в массовой
психологии и опреде­ляет всю человеческую деятельность, ее цель, средства и
результат. Это исходное состояние коллективной (и соот­ветственно
индивидуальной) психики реализуется и преоб­разуется в способы освоения
действительности. Человек как наследник культуры осваивает, таким образом,
националь­ное достояние, опыт взаимодействия
человека с природой.
Другое
дело, что такое освоение происходит в процессе деятельного (а не
пассивно-созерцательного) отношения к миру, усвоения определенной роли в семье,
в обществе. Сама деятельностная сфера может
сохранять националь­ный колорит или же приобретать массовидный
характер, поэтому мы и предложили различать сферу субъекта куль­туры и деятельностную сферу, через которую происходит
перенесение родовой культуры на индивидуальные резуль­таты материального и
духовного труда.
Естественно,
что и в сохранении, и трансляции прису­щих культуре образцов поведения,
ценностей, регулиру­ющих прежде всего отношения между людьми в общест­ве,
должна быть определенная устойчивость, код. Эта ус­тойчивость и есть традиция в
существовании и развитии культуры, которая является одним из механизмов иера-хизации (освящения) культурных ценностей.
Традиция как способ сохранения
культуры показывает, что куль­тура - это не только и не столько результат челове­ческой деятельности, сколько способ этой деятель­ности и человеческой жизни в целом. В этом смысле
можно говорить об «окультуренности» человека в исто­рических
формах его существования благодаря сохране­нию традиций и, наоборот, разрыв культурных связей и традиций грозит крахом
народной культуры. Традиция конкретизирует социальный опыт и уровень развития, которого достигло общество во взаимоотношениях
с приро­дой, что может проявляться и в наличии конкретных тра­диций: в
традиционных ремесленных промыслах, художе­ственном творчестве, поэтическом народном творчестве и т.д.
Общество в целом и
объединяющую его культуру харак­теризует не только традиция, но и новация (способ обнов­ления культуры).
Тип культуры отражает своеобразие спо­соба обновления и накопления опыта,
принятого в данном обществе. В традиционном обществе социальная регламен­тация,
определяющая в нем место человека, связывает по­лучение знания от единого и
достоверного источника, кото­рым и освящается данный порядок. Англичанин Дарт и ин­диец Прадхан
описывают традиционную культуру Непала, где в отличие от европейской системы
образования и наря­ду с ней непальские школьники, называя в качестве исход­ного
источника знания мудрых старых людей, далее пола­гают, что те, в свою очередь,
получили их от богов. Культуры нетрадиционного типа основаны на системе образова­ния,
науки, когда всеобщий (знаковый) способ получения знания не затрудняется
традицией, а всякое знание воспри­нимается как чье-то личное изобретение. Разного
типа куль­туры - разные системы трансляции знания.
Культура как способ социализации личности
Культура
как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить
образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь
полностью поглоща­ется культурными нормами и образцами, он их носитель. В этом
смысле культура и продукт, и детерминанта соци­ального взаимодействия. Но уже
вопрос о традиции и но­вации предполагает различение систем личности и куль­туры,
культуры и общества. Если культура - это тради­ции, нормы и обычаи,
перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его
коллективное бессознательное, и тем самым организующие социальный опыт, то чем
же культура отличается от общества? Обычно ее рассматривают как часть общества,
наряду с производст­вом, политикой и т.д. Но если культура - это система,
обеспе­чивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его
жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в
экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть
отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса вы­ступает, по
сути, развитие самого человека в качест­ве общественного субъекта деятельности.
Рассматривая
эту проблему в ее итоговых вариантах, следует отметить, что общество - это
система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздейст­вия
на человека. Среди них прежде всего необходимо ука­зать на законы и правовую
систему в целом, систему обра­зования и воспитания и т.д. Но тогда и можно
сказать, что культура в своем функционировании в обществе опреде­ляется формами
социальной регламентации. Все это так. Но, акцентируя внимание на интегративной
по отношению к человеку и обществу роли культуры, в то же время необ­ходимо
увидеть, что акцент в сторону человека приводит к развитию антропологии
(культурологии), т.е. к изучению конкретных культурных норм и образцов,
представляемых в характерной для данного общества символике, а акцент в сторону
общества - к социологии (социальной теории).
Другое
дело, что культурная антропология сужает по­нятие культуры, и задача состоит не
в том, чтобы отде­лить человека от общества, а показать человеческие ос­новы
социального развития, объяснить социальное раз­витие как культурную эволюцию
человечества. Основное различие состоит, по нашему мнению, в том, что соци­альные
институты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальным
нормам и ин­ститутам), они принимаются как данность, как правила игры, которым
необходимо следовать и отступление от которых карается обществом. Достигаемые
реальные ре­зультаты человеческой деятельности оцениваются по при­нятой в
обществе шкале ценностей - слава, почести, бо­гатство и т.д. Если же мы
обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то
обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как
собственные внутренние качества и условия дальней­шего развития индивида. И
личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение - это внут­ренние
физические и духовные его качества, характери­зующие способ отношения к миру,
т.е. его культуру.
Индивид
со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в
рамках тради­ции. Здесь культурные нормы и образцы этнического по­ведения,
построенные на их основе типы социальных свя­зей и внутренние качества личности
совпадают. Иная кар­тина культурного развития характеризует общества, где
преобладает новация как способ отношения к социально­му опыту. Примером такого
динамического типа может служить культура Древней Греции. Ее своеобразие можно
связать с этническими особенностями, национальным ха­рактером греков (Ф.Х. Кессиди).
Интерес представляет кон­цепция М.К.
Петрова, объясняющего разрушение тради­ционной парадигмы социокультурной
ситуацией, возник­шей в условиях Эгейского моря и островной цивилизации.
М.К.
Петрову принадлежит и интересная классификация межтиповых различий культуры,
принимающая во внимание индивидуальную деятельность в социальном взаимодействии
и личностную систему вхождения индивида в социаль­ное целое: «Основываясь на
ключевых структурах распре­деления деятельности по индивидам и интеграции разли­чий
в целостность, можно различить три типа:
а)  лично-именной (охотничье, «первобытное»
общество);
б)
профессионально-именной (традиционное земледельческое общество,
«разви-вающееся» общество);
в)  универсально-понятийный (общество
европейской культурной традиции)».
Начало
нетрадиционного типа культуры характеризу­ет срыв традиции, вступление в имя
(т.е. получение вместе с именем всего комплекса социальных нагрузок) переста­ет
быть (как впоследствии и обретение наследуемого про­фессионального знания)
единственной формой социализа­ции личности. Мотивация индивидуального действия
и . система социальных оценок не совпадают, их опосредует индивидуальная
рефлексия, выбор.
Культура
в этом случае позволяет человеку разви­вать внутренний мир, творчески реагируя
на социальные требования, осознавать их моральный, политический и эстетический
смысл, принимать решения и делать нрав­ственный выбор. Ведь никакие социальные
требования не могут полностью (да в этом и нет нужды, ведь человек -это не
робот!) регулировать поведение человека.
Поступ­ки, выбор человека и говорят о его внутренней, да и внешней
культуре, поскольку внутренняя реализуется в его поведении и действиях. Мотивируя собственные по­ступки или
же опираясь на избранную им культурную традицию осознанно или нет, человек
ориентируется на присущие ему потребности (природные и социальные). Природные
(биологические) потребности регулируют его жизнедеятельность; их удовлетворение
(еда, питье, жи­лище) позволяет продлевать жизнь человеческого рода. Социальные
потребности формируются у человека, по­скольку он с детства вращается в
человеческом общест­ве, находящемся на определенной стадии своего развития и
формирующем у него определенные потребности в об­щении, досуге и т.д. Надо
заметить, что различные спосо­бы удовлетворения природных потребностей человека
характеризуют тип культуры. Без труда мы установим культурный уровень развития
общества (собирателей, охотников, скотоводов) и индивида по способу при­готовления
и употребления пищи. Еще в большей степе­ни о культуре народа (а в
индивидуальном случае и от­дельного человека) говорит жилье. Юрта скотовода и
чум эскимоса, русская изба. Это разные жилища, но это и разные миры, впитавшие
в себя своеобразие бескрайней степи в одной случае, заснеженной тундры - в
другом и могучих русских лесов - в третьем.
Важно
отметить, что удовлетворение потребностей, даже самых простых, поскольку это
происходит в обществе, ве­дет к появлению культуры, поскольку человек делает
это не непосредственно, а опосредованно, руководствуясь соци­альным табу
(запретами) и социальным контролем, воспро­изводя нормы, образцы поведения, как
и способы их пере­дачи от поколения к поколению, т.е. мир культуры.
Конечно,
нетрадиционного типа культуры отличает вы­сокий уровень технического развития,
что обычно и свя­зывают с понятием «цивилизация».
Этот термин час­то употребляется для обозначения ступени, уровня развития
культуры. Таково, собственно говоря, его ис­ходное значение: римляне термином
«цивилизация» («цивилис») обозначали гражданский (от него и происходит данное
понятие) городской уровень жизни, подчеркиваю­щий их превосходство в бытовом и
политическом отно­шении и отличающий их от примитивных, по их мнению,
окружающих племен (варваров). Впрочем, понятие «ци­вилизация» требует
специального внимания.
«Цивилизация»
Когда
мы употребляем понятие «цивилизация», то речь идет о термине, который несет
чрезвы­чайно большую семантическую и этимологичес­кую нагрузку. Однозначной его
трактовки нет ни в отече­ственной, ни в зарубежной науке.
Слово
«цивилизация» появилось во французском язы­ке в середине ХУШ в.; лавры его
создания отдают Буланже и Гольбаху. Первоначально это понятие возникло в русле
теории прогресса и употреблялось только в един­ственном числе как
противоположная «варварству» ста­дия всемирно-исторического процесса и как его
идеал в евроцентристской интерпретации. В частности, французские просветители
называли цивилизацией общество, ос­нованное на разуме и справедливости.
В
начале XIX в« начался переход от монистической интерпретации истории человечества
к плюралистичес­кой. Это было обусловлено двумя факторами.
Во-первых,
последствиями Великой французской револю­ции, установившей новый порядок на
развалинах ста­рого и тем самым обнаружившей несостоятельность эволюционистских
воззрений на прогресс общества.
Во-вторых,
тем огромным этно-историческим материалом, полученным в «эпоху путешествий»,
который обна­ружил огромное разнообразие нравов и человечес­ких установлений
вне Европы и то, что цивилиза­ции, оказывается, могут умирать.
В
связи с этим стала складываться «этнографичес­кая» концепция цивилизации,
основу которой составляло представление о том, что у каждого народа - своя циви­лизация
(Т. Жуффруа). В романтической историографии начала XIX в. с ее апологией почвы
и крови, экзальта­цией народного духа понятию цивилизации был придан локально
исторический смысл.
В
начале XIX в. Ф. Гизо, предпринимая попытку раз­решить противоречие между идеей
прогресса единого рода человеческого и многообразием обнаруженного
историко-этнографического материала, заложил основы этно-исторической концепции
цивилизации», предполагавшей, что, с одной стороны, существуют локальные
цивилиза­ции, а с другой, - есть еще и Цивилизация как прогресс человеческого
общества в целом.
В
марксизме термин «цивилизация» применялся для характеристики определенной
стадии развития общест­ва, следующей за дикостью и варварством.
Утвердившиеся
во второй половине XVIII - начале XIX в. три подхода к пониманию слова
«цивилизация» продолжают существовать и в настоящее время. Это:
а)
унитарный подход (цивилизация как идеал прогрессивного развития человечества,
представляющего собой единое целое);
б)  стадиальный подход (цивилизации, являющиеся
этапом прогрессивного развития человечества как единого целого);
в)  локально исторический подход (цивилизации
как качественно различные уникальные этнические или исторические общественные
образования).
Цивилизация,
считал Гизо состоит из двух элементов: социального, внешнего по отношению к
человеку и всеоб­щего, и интеллектуального, внутреннего, определяющего его
личную природу. Взаимное воздействие этих двух яв­лений. социальных и интеллектуальных,
является осно­вой развития цивилизации.
А.
Тойнби рассматривал цивилизацию как особый социокультурный феномен,
ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого
составляет религия и четко выраженные параметры тех­нологического развития.
М.
Вебер также считал религию основой цивилизации. Л. Уайт подвергает изучению
цивилизацию с точки зре­ния внутренней организованности, обусловленности об­щества
тремя основными компонентами: техникой, соци­альной организацией и философией,
причем техника у него определяет остальные компоненты.
Ф.
Копечпы была также предпринята попытка создать особую «науку о цивилизации» и
разработать ее общую теорию. Последнюю надо отличать от истории цивили­зации.
поскольку теория есть единое учение о цивилиза­ции вообще. Историй же столько,
сколько цивилизаций, и нет единого цивилизационного процесса.
Главная
проблема науки о цивилизации - происхожде­ние и природа ее многообразия.
Содержание всеобщей ис­тории - изучение борьбы цивилизаций, их развития, а так­же
история возникновения культур. Основные идеи Ф. Конечны сводятся к тому, что
цивилизация.
во-первых,
- это особое состояние групповой жизни, ко­торое может быть охарактеризовано с
разных сто­рон; «особая форма организации коллективности лю­дей», «метод
устройства коллективной жизни», т.е. цивилизация - это социальная целостность;
во-вторых,
внутренняя жизнь цивилизации определяется двумя фундаментальными категориями -
блага (мо­рали) и истины; а внешняя, или телесная - катего­риями здоровья и
благополучия. Кроме них, жизнь цивилизации основана на категории красоты. Эти
пять категорий, или факторов устанавливают строй жизни и своеобразие
цивилизаций, а неограниченнос­ти методов как способов связи факторов жизни соот­ветствует
неограниченное количество цивилизаций.
В
отечественной литературе также существует раз­личное понимание того, что лежит
в основе цивилизации. Так, представители географического детерминизма счи­тают,
что решающее воздействие на характер цивилиза­ции оказывает географическая
среда существования того или иного народа, которая влияет прежде всего на фор­мы
кооперации людей, постепенно изменяющих природу (Л.Л. Мечников).
Л.Н.
Гумилев связывает это понятие с особенностями этнической истории.
Однако
в целом у нас преобладает культурологичес­кий подход к определению понятия
«цивилизация». В боль­шинстве словарей это слово интерпретируется как сино­ним
понятия культура. В широком смысле под ним под­разумевают совокупность
материальных и духовных до­стижений общества в его историческом развитии, в
узком -только материальную культуру.
Поэтому
большинство ученых склонны определять ци­вилизацию «как социокультурную
общность, обладаю­щую качественной спецификой», как «целостное кон­кретно-историческое
образование, отличающееся харак­тером своего отношения к миру природы и
внутренни­ми особенностями самобытной культуры».
Культурологический
путь к пониманию цивилизации представляет собой форму гносеологического
редукционизма, когда весь мир людей сводится к его культурным ха­рактеристикам.
Тем самым цивилизационный подход ото­ждествляется с культурологическим. В связи
с этим надо отметить, что еще в XIX - начале XX в., особенно в странах
германского языка, культуру противопоставляли понятию «цивилизация».
Так,
уже у Канта намечается различие между понятия­ми цивилизации и культуры.
Шпенглер, представляя цивилизацию совокупностью технико-механических элемен­тов,
противопоставляет ее культуре, как царству органи­чески-жизненного. Поэтому он
утверждает, что цивилиза­ция - это заключительный этап развития какой-либо
культуры или какого-либо периода общественного развития, для которых характерны
высокий уровень научных и технических достижений и упадок искус­ства и
литературы.
Кроме
того, некоторые ученые независимо от их пред­ставлений о том, что лежит в
основе цивилизации, рас­сматривают ее как внешний по отношению к человеку мир,
культура же ими трактуется как символ его внутреннего достояния, как духовный
код жизнедеятельности.
В
связи с этим термин «цивилизация» употребляется в нормативно-ценностном
значении, позволяющем фиксиро­вать то, что получило название матрицы или
«доминант­ной формы интеграции» (П. Сорокин).
Такое
понимание отличается и от представления о ней как о «конгломерате разнообразных
явлений» и не сводит цивилизацию к специфике культуры.
Таким
образом, с этой точки зрения цивилизационный и культурологический подходы
представляют собой различ­ные способы научной интерпретации истории. Цивилиза­ционный
подход ориентирован прежде всего на поиск «единой матрицы», доминантной формы
социальной ин­теграции. Культурологический - на изучение культуры как доминанты
социальной жизни. В качестве матрицы той или иной цивилизации могут выступать
разные основания.
Кроме
того, цивилизации различаются также алгорит­мами развития (социальными
генотипами) и культурными архетипами.
Заключение
Культуру
в ее сущностном бытии невозможно по­нять без ее соотнесенности с обществом,
взятом как целостность. Уже помянутое нами истолкование культуры, названное
суммативным (культура - это итог, сумма деяний и содеянного людьми), саму эту
про­блему начисто снимает, ибо в таком понимании культура и общество - это
синонимы, они совпадают. Пожалуй, вер­нее будет говорить о том, что культура и
общество на­ходятся друг с другом в отношении не абстрактного, а конкретного
тождества, предполагающего не толь­ко совпадение, но и различие, которое,
однако, не может рассматриваться как такое жесткое разделение культур­ного и
общественного, когда между ними воздвигается глу­хая преграда.
Можно
по-разному интерпретировать отношения обще­ства и культуры Например (по М.
Кагану), культура - про­дукт деятельности общества, а общество - субъект этой
деятельности. Или (по Э. Маркаряну) исходным взять представление о культуре как
функции общества. Эти ав­торы в отечественной культурологической литературе пос­ледних
десятилетий известны как активные защитники тех­нологического осмысления
сущности культуры.
Исходя
из этого, на философском уровне рассмотрения выясняется, что понятие «культура»
характеризует спо­соб деятельности того или иного субъекта общественной целостности,
выступая как технология этой субъективной деятельности, при этом оно хорошо
вписывается в аб­страктно-философскую модель общества.
Но
как же понимается «общество» в его самодоста­точности как специфический
фрагмент бытия, самобыт­ная реальность? В разных социально-философских кон­цепциях
(от Платона до С.Л. Франка, от К. Маркса до П. Со­рокина) общество трактуется
неоднозначно. Вместе с тем почти у всех у них есть одна общая идея. Общество -
не простое множество людей (арифметическая счетность), не «куча» индивидов, а
некоторая целостная система, в которой они объединены совокупностью связей
(отноше­ний). Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает
общество как некоторый живой ор­ганизм (органическое целое). И поэтому вряд ли
стоит отбрасывать формулу классического марксизма о том, что общество не
состоит из индивидов, а выражает сумму тех связей и
отношений, в которых они находятся друг с другом.
Именно
общественные отношения (связи) выступают как предпосылка и условие собственно
человеческой деятельности. Появляясь на свет, человек (новорожденный) со всем
набором унаследованных индивидуальных качеств попадает в социальную среду, от
него не зависящую. Он, проходя свой жизненный путь (биографию), должен «впи­саться»
в сеть наличных общественных отношений, социализирования (обрести социальные
роли), впитать в себя культурные традиции и лишь тогда он сможет действо­вать
как субъект культуры.
Культура
есть способ деятельности людей, о общественные отношения - плацдарм, основа,
поле для этой деятельности. Такое понимание помогает осознать, как именно
связаны общество (общественные отношения) и культура (способ деятельности).
Общественные отноше­ния - это основания, а культура - обоснованное. Общество
создает поле для человеческого действия, его наличный облик обусловливает их
границы и в определенной мере задает характер и способы действий. Культура и
общест­во не соотносятся как часть и целое, сегмент и тотальность. Они
взаимопроникают. По сути дела, мы здесь говорим о двух планах рассмотрения
жизни людей.
Первый
- «общество» - это видение жизни человеческой со стороны способов объединения
индивидов в це­лостность, создание модели их единения.
Другой
план - «культура» - это видение жизни челове­ческой, исходя из того, как именно
люди действуют, что созидают и передают от поколения к поколе­нию. Культура,
выступая аспектом деяния (умение делать), обнаруживает себя как непременная
сторо­на всякой деятельности, будучи своего рода выра­жением его качества,
положенной определенностью.
Выясняя
вопрос о связи культуры и общества, мы отвечаем еще на два вопроса.
Первый
из них: что именно определяет, обосновы­вает способ человеческой деятельности?
И отвечаем: выросший в ходе собственной истории конкретный облик наличного
общества (личности, «среды», характера соци­альной структуры, региона, страны,
континента, всего че­ловечества). Унаследованная деятельность вкупе с инди­видуальной
и групповой генетической детерминацией ха­рактеризует облик и формы наличной
культуры человека.
И
второй вопрос: в каких сферах и в какой мере спе­цифически обнаруживается
культура? И тут мы видим наличие веера культурных феноменов. Есть культура про­изводства
и экономическая культура, организационная, политическая, правовая,
нравственная, научная, религиоз­ная, экологическая, педагогическая и иные
формы, завися­щие от специфики того сегмента общественной жизни, в котором она
функционирует. И не случайно, в практике словоупотребления достаточно часто
приходится сталки­ваться с редукцией (сведением) целостной многоаспект­ной
культуры к одной из форм ее функционирования. Для одних культура предстает,
прежде всего, как овладение богатством художественных ценностей, другим она
пред­ставляется нравственностью (напомним формулу А. Швейцера «Культура - это этика»),
третьи считают, что не культурен тот, кто не имеет религиозного опыта, для чет­вертых
вне культуры находится человек, не знакомый с высшими достижениями науки.
В
ином ракурсе выявляется вхождение культуры в об­щественную горизонталь, в
собственно социальную струк­туру. Тут возникает вопросе субъекте деятельности.
Кто действует? Уже не где, не в какой сфере и не как дейст­вует, а кто?
Понятие
об объекте деятельности трактуется филосо­фией в определениях различного
уровня. От гносеологи­ческой пары западной философии «субъект - объект», пред­ставляющей
в абстрактном виде практическое отношение родового человека к миру, до
индивида, действующего в обществе отдельного человека (личности).
Дело
в том, что в целостном организме общества суще­ствуют отдельные
(горизонтальные) подсистемы, социаль­но-исторические общности разного типа. Их
наличие и взаимодействие характеризуют возникновение и разви­тие собственно
социальной структуры.
С
этих позиций социальный субъект предстает в виде группы (сообщества) людей,
объединяемых объективны­ми свойствами и связями в качественно определенное со­циальное
образование. Надо отметить, что субъектами социальной общности выступают не
только общности (клас­сы, этносы, субэтносы, профессиональные группы, поко­ления
и т.д.), но и учреждения, организации, объединения (государства, партии, союзы,
коммерческие группы и т.п.).
В
самом общем виде можно было бы развернуть такую
цепочку субъектов деятельности: индивид (личность), малая (контактная) группа,
социальные институты, организации и объединения, классы, иные субъекты со­циального
расслоения (стратификации), этносы, стра­ны-государства, региональные
сообщества, человечество (родовой субъект). Каждое из этих образований может
выступать и выступает как субъект культуры.
Поэтому
правомерно говорить о культуре личности, о национальной, молодежной культуре, о
культуре Запада или Востока, о родовой (общечеловеческой) культуре.
Таким
образом, все сказанное позволяет охарак­теризовать сущность культуры через
категорию способа человеческой деятельности. Существуя в формах внешней
(объективированной) и внутренней (субъектной) предметности, культура выступает
как прин­цип связи общественного человека с предметом его дея­ний,
предопределяющий характер, механизм и направле­ние самих деяний. Именно поэтому
она предстает в виде системы регулятивной деятельности, несущей в себе ак­кумулированный
опыт, накопленный историей. Сами эти регулятивы являют собой противоречивое
единство ма­териального и идеального, их сплетенность и взаимопро­никновение.
Такой
подход к культуре позволяет фиксировать ее глубинную сущность и понять, почему
она «разлита» во всей социальности, вплетена в общественную жизнь и присуща
роду людскому, всем и каждому, любой личнос­ти и всему обществу.
Список использованной литературы
Драч
Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996 г.
Коган
Л.Н. Социология культуры. М., 1995 г.
Культура
как общественное явление. Журнал «Природа и человек» №3, 1995 г.
Общество экзамен классификация эпох по орудиям труда дикость варварство цивилизация. Динамика духовных ценностей личности и общества в процессе исторического развития. Дикость варварство земледельческая индустриальная информационно компьютерная. Особенности философского и культурологического знаний о культуре курсач. Цивилизация как стадию общественного развития следующую за варварством. На какой ступени развития находились варвары в чем это проявлялось. Стадия общественного развития следующая за дикостью и варварством. Дикость варварство и цивилизация как ступень развития общества. Какая ступень в развитии человечества следует за варварством. Ступень в развитии человечества следующую за варварством. Цивилизация как форма существования и развития общества. Идеалы человеческого общества в различных цивилизациях. Этапы развития истории дикость варварство цивилизация. Дикость варварство цивилизация Москва Россия Москве. Степень развития в след за дикостью и варварством.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты