рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Боттичелли

Боттичелли


    Боттичелли
был  современником Леонардо,  с ним вместе он работает в мастерской
Верроккио.  Несомненно, ему были знакомы
все тонкости перс­пективных  построений
и свето-теневой моделировки,  в чем уже
около 50 лет изощрялись итальянские художники. 
Для них научная  перспектива  и моделировка  объема  служили  мощным средством воссоздания в искусстве
объективной реальности.  Среди этих
художников  были  подлинные 
поэты перспективы, и в первую очередь Пьеро делла Франческа, в
произведениях которого перспективное построение пространства и передача объема
пред­метов превратились в магическое средство созидания прекрасного.  Вели­кими поэтами светотени и перспективы
были и Леонардо и Рафаэль. Но для многих 
художников - кватрочентистов перспектива превратилась в фетиш, которому
они приносили в жертву все,  и прежде
всего красоту. Образное воссоздание 
действительности  они  зачастую 
подменяли правдоподобным воспроизведением ее,  иллюзионистским фокусом, обманом зрения и наивно радовались,
когда им удавалось изобразить фигуру в каком-нибудь неожи­данном ракурсе,
забывая о том, что такая фигура в большинстве случаев, производит впечатление
неестественной и неэстетичной, то есть в конеч­ном счете является ложью в
искусстве.  Таким скучным прозаиком  был 
и современник Боттичелли - Доминико Гирландайо. Картины Гирландайо и его
многочисленные фрески производят 
впечатления  подробных  хроник; 
они имеют  большое документальное
значение,  но художественная ценность их
весьма невелика.
    Но
среди художников-кватрочентистов были мастера, создавшие из своих полотен
сказки; их картины, неловкие, чуть смешные, в то же время полны наивного
обояния. Таким художником был Паоло Учелло; в его творчестве сильны элементы
живой народной фантазии, противополагавшиеся крайностям ренессансного
рационализма.
    Картины
Боттичелли далеки от почти лубочной наивности полотен Учел­ло.  Да этого и нельзя было ожидать от художника,
приобщенного ко всем тонкостям ренессансного гуманизма, друга Полициано и Пико
делла Миран­дола,  причастного к неоплатонизму,
культивировавшемуся в кружке Меди­чи. 
Его картины "Весна" и "Рождение Венеры"  вдохновлены 
изысканными стихами Полициано; может быть, они были навеяны
празднествами при дво­ре Медичи, 
и,  очевидно,  Боттичелли вкладывал в них какой-то сложный философско-аллегорический
смысл;  может быть, он действительно
пытался в образе Афродиты слить черты языческой,  телесной, христианской и ду­ховной красоты. Обо всем этом до сих
пор спорят ученые. Но есть в этих картинах и абсолютная, 
бесспорная красота, понятная всем, именно поэ­тому они до сих пор не
утратили своего значения.
  Боттичелли
обращается к извечным мотивам народной сказки, к образам, созданным народной
фантазией и поэтому общезначимым.  Разве
может выз­вать сомнение образный смысл высокой женской фигуры  в 
белом  платье, затканном
цветами,  с венком на золотых волосах, с
гирляндой цветов на шее,  с цветами в
руках и с лицом юной девушки,  почти
подростка, чуть смущенным,  робко
улыбающимся? У всех народов, на всех языках этот об­раз всегда служил образом
весны; в народных празднествах на Руси, пос­вященных  встрече весны,  когда
молодые девушки выходили в поле "зави­вать венки", он столь же
уместен, как и в картине Боттичелли.
    И
сколько бы не спорили ученые о том, 
кого изображает полуобнажен­ная женская фигура в прозрачной одежде,  с длинными разметавшимися во­лосами  и 
веткой зелени в зубах - Флору, 
Весну и Зефира,  - образный смысл
ее совершенно ясен:  у древних греков
она называлась дриадой или нимфой,  в
народных сказках Европы - лесной феей, 
в русских сказках ­русалкой. И конечно, с какими-то темными злыми силами
природы ассоции­руется летящая фигура справа, 
от взмаха крыльев которой стонут и кло­нятся деревья.  А эти высокие, стройные деревья, вечно
зеленые и вечно цветущие,  увешанные  золотыми плодами,  - они в одинаковой мере могут изображать и античный сад
гесперид,  и волшебную  страну 
сказок,  где вечно царит лето.
  Обращение
Боттичелли к образам народной фантазии 
неслучайно.  Поэты круга  Медичи 
да и сам Лоренцо широко использовали в своем творчестве мотивы и формы
итальянской народной поэзии, сочитая ее с "изящной" ан­тичной
поэзией, латинской и греческой. Но каковы бы ни были политичес­кие мотивы этого
интереса к народному искусству, особенно у самого ло­ренцо,  преследовавшего главным образом
демогогические цели,  значение его для
развития итальянской литературы отрицать невозможно.
Боттичелли обращается  не только к традиционным персонажам народных
легенд и сказок;  в его картинах "Весна" и
"Рождение Венеры" отдельные предметы приобретают характер обобщенных
поэтических символов. В отли­чие от леонардо, страстного исследователя, с
фантастической точностью, стремившегося воспроизводить все особенности строения
растений, Ботти­челли изображает "деревья вообще",  песенный образ дерева, наделяя его как в
сказке,  самыми прекрасными качествами -
оно стройное, с гладким стволом,  с
пышной листвой, усыпанное одновременно и цветами и фрукта­ми.  А какой ботаник взялся бы определить сорт
цветов,  рассыпанных на лугу
под ногами Весны,  или тех,  которые она держит в складках своего
платья:  они пышны, свежи и ароматны,
они похожи и на розы, и на гвоз­дики,  и
на пионы; это - "цветок вообще", самый чудесный из цветов. Да и  в 
самом  пейзаже  Боттичелли 
не стремится воссоздать тот или иной ландшафт;  он только обозначает природу, 
называя ее основные, и вечно повторяющиеся элементы:  деревья, 
небо,  земля в "Весне";
небо, море, деревья, земля в "Рождении Венеры". Это "природа
вообще", прекрасная и неизменная.
    Изображая
этот земной рай, этот "золотой век", Боттичелли выключает из своих
картин категории пространства и времени. За стройными ствола­ми деревьев
виднеется небо, но нет никакой дали, никаких перспективных линий,  уводящих в глубину, за пределы
изображенного. Даже луг, по ко­торому ступают фигуры, не создает впечатление
глубины; он похож на ко­вер,  повешенный
на стену,  идти по нему невозможно.  Вероятно, именно поэтому все движения фигур
имеют какой-то особый,  вневременной
харак­тер: люди у Боттичелли скорее изображают движение, чем двигаются. Вес­на
стремительно идет вперед,  ее нога
почти  касается  переднего 
края картины,  но она никогда не
переступит его, никогда не сделает следую­щего шага;  ей некуда ступить, в картине нет горизонтальной плоскости,
нет  и сценической площадки,  на которой фигуры могли бы свободно дви­гаться.
Так же неподвижна фигура идущей Венеры: слишком строго вписана она в арку
склоненных деревьев и окружена ореолом зелени. Позы, движе­ния фигур
приобретают какой-то странно завороженный характер,  они ли­шены конкретного значения, лишены определенной
целенаправленности: Зе­фир протягивает руки, 
но не касается Флоры;  Весна
только трогает, но не берет цветы; Правая рука Венеры протянута вперед, как
будто она хо­чет коснуться чего-то,  но
так и застывает в воздухе; жесты сплетенных рук Граций - это жесты танца; в них
нет никакой мимической выразитель­ности, 
они не отражают даже состояние их души. 
Есть какой-то  разрыв между  внутренней 
жизнью людей и внешним рисунком их поз и жестов.  И хотя в картине изображена определенная
сцена, персонажи ее не общаются друг с другом, 
они погружены в себя,  молчаливы,
задумчивы, внутренне одиноки.  Они даже
не замечают друг друга. Единственно, что их объеди­няет, - это общий
ритм,пронизывающий картину, как-бы порыв ветра, вор­вавшийся извне.  И все фигуры подчиняются этому  ритму; 
безвольные  и легкие,  они похожи на сухие листья,  которые гонит ветер. Самым ярким выражением
этого может служить фигура Венеры, 
плывущей по  морю.  Она стоит на краю легкой раковины,  едва касаясь ее ногами,  и ветер несет ее к земле.
В картинах эпохи Возрождения человек
всегда составляет центр компо-
зиции;  весь мир строится вокруг него и для него, и именно он является
главным героем драматического повествования, 
активным выразителем со­держания, заключенного в картине. Однако в
картинах Боттичелли человек утрачивает 
эту  активную роль он становится
скорее страдательным эле­ментом,  он
подвержен силам,  действующим
извне,  он  отдается  порыву чувства
или порыву ритма.  Это ощущение
внеличных сил, подчиняющих че­ловека, 
переставшего владеть собой, 
прозвучало в картинах Боттичелли как 
предчувствие новой эпохи,  когда
на смену антропоцентризму Ренес­санса, 
приходит сознание личной беспомощности, 
представление о  том, что в мире
существуют силы, независимые от человека, неподвласнтые его воле.  Первыми симптомами этих изменений,
наступивших в обществе, пер­выми 
раскатами  грозы,  которая несколько десятилетий спустя
поразила Италию и положила конец эпохе Возрождения,  были  упадок  Флоренции 
в конце  15  века и религиозный фанатизм,  охвативший город под влиянием проповедений
Савонаролы,  фанатизм, которому до
некоторой степени под­дался  и  сам 
Боттичелли,  и который заставлял
флорентинцев,  вопреки здравому смыслу и
веками воспитывавшемуся уважению к прекрасному, бро­сать в костер произведения
искусства.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты