рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Венецианов Алексей Гаврилович

Венецианов Алексей Гаврилович

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович (1780-1847), русский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы (бытовые сцены, портреты-типы крестьян: «На пашне», 1820-е гг., «Захарка», 1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.

* * *

ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович [7 (18) февраля 1780, Москва -- 4 (16) декабря 1847, село Поддубье, Тверская область], русский художник. Лучший мастер сельского бытового жанра в русском изобразительном искусстве романтизма, педагог-реформатор.

Выходец из купеческой семьи, в молодости служил мелким чиновником. Сформировался как художник во многом самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. Между 1807 и 1811 брал уроки живописи у В. Л. Боровиковского. Первоначально жил в Санкт-Петербурге. Выступил как сатирик, начав публиковать «Журнал карикатур на 1808 год». Издание это почти сразу было запрещено цензурой, но это был первый в России юмористический листок, и Венецианов остался в глазах потомков «отцом русской карикатуры». Во время Отечественной войны 1812 года создал (вместе с И. И. Теребеневым) серию агитационно-сатирических композиций на темы народного сопротивления французским оккупантам.

Как живописец начинал с портрета. Ранние работы такого рода тесно связаны с традицией провинциального усадебного и купеческого портрета, отмеченного наивным простодушием («А. Л. Венецианова, мать художника», 1801); позднее его образы обогащаются задушевным психологизмом («М. А. Венецианова, жена художника», конец 1820-х гг.; оба -- Русский музей), сохраняя простоту и скромный масштаб композиции, мягкий лиризм колорита (многие написаны пастелью). Наиболее известен и значителен «Автопортрет» (1811, Третьяковская галерея).

В 1811 был принят в число членов Академии художеств. Целиком посвятив себя искусству с 1819, Венецианов покидает столицу, живя в купленной им деревне Сафонково Тверской губернии. Предпочитая работать, по его собственным словам, «в сельском домашнем роде», он видит в создании образов своих крестьян идеал подлинного искусства, которое призвано «ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Тем самым мастер противопоставляет свои творческие принципы академическому классицизму. Античная скульптура и французское искусство 19 -- начала 20 вв. оказали весьма заметное влияние на Венецианова (так, этапная для всей его сельской темы картина «Гумно» (1821-23, Русский музей) возникла как ответ на интерьерно-перспективную живопись Ф. Гране). Но определяющими остаются мотивы среднерусской, повседневной пейзажной среды и народного быта. В соответствии со своим стилем художник передает их просветленными, полными мирного лада, выраженного и плавными, округлыми ритмами рисунка, и гармонически ясными цветовыми тонами, воспроизводящими ровный свет летнего дня. Таковы наиболее известные из его жанровых картин -- «На пашне. Весна» (1-я половина 1820-х гг.), «На жатве. Лето» (1820-е гг.; обе -- в Третьяковской галерее), «Утро помещицы» (1823), «Спящий пастушок» (1823-24; обе -- в Русском музее). Крестьянские портреты, -- такие, как «Захарка» (1825) или «Крестьянка с васильками» (1839), предстают фрагментами той же тихой идиллии.

Венецианов писал также многочисленные образа для местных церквей. В позднем творчестве обращается к историческому («Петр Великий. Основание Петербурга», 1838) и мифологическому («Купание Дианы», 1847, Третьяковская галерея) жанрам, стремится к драматической выразительности образа («Причащение умирающей», 1839; все -- в Третьяковской галерее). Новый этап его творчества прерывается внезапной смертью -- он погибает, выброшенный из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней дороге.

Педагогическая система мастера, практическое применение которой привело к рождению особой венециановской школы, наиболее характерной и самобытной из всех «персональных школ» русского искусства 19 века, явилась непосредственным развитием его личного стиля, нацеленного на первозданную простоту натуры и соответственно «низкие» (с точки зрения Академии) жанры -- бытовую картину, интерьер, натюрморт, реже пейзаж.

рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты