 |
НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Восточная цивилизация
Восточная цивилизация
Запад есть запад, восток
есть восток, не встретиться
им
никогда. Лишь у подножья
Престола Божья в день
страшного суда.
Эти строки, принадлежащие великому английскому писателю
Редьярду Киплингу, и по сей день
привлекают внимание. Одни
соглашаются с Киплингом,
говоря, что Востоку и Западу
дейс-
твительно не понять друг друга. Другие,
наоборот, протестуют,
указывая на то, что Восток
европеизируется, а Запад проявляет
все больший интерес к традициям востока
( философии, искусс-
твам, медицине).
Под восточной цивилизацией подразумевается прежде всего
Индия,
Китай и Япония на протяжении
гигантского временного
промежутка: с середины 2 тысячелетия до
н.э. - по 17 век н.э.
- 3000 лет. За это время на Западе
успели одна за другой сме-
ниться несколько цивилизаций.
В устойчивости Восточной
цивилизации и состоит первая
особенность Востока. Запад движется вперед как бы рывками. И
каждый рывок (Античность, Средневековье
и т.д.) сопровождает-
ся крушением старой системы ценностей, а
также политических и
экономических структур. Развитие
Востока, напротив, предстает
как сплошная линия. Новые веяния здесь
не разрушают устои ци-
вилизации. Напротив, они органично
вписываются в старое и
растворяются в нем.
Восток очень гибок,
он способен вобрать и переработать
многие чуждые себе элементы. Так,
по замечанию одного
из
крупнейших востоковедов, нашествия "варваров" ( кочевых
пле-
мен,
живших на границах Китая и переживавших период разложе-
ния
первобытнообщинного строя ) не
только не уничтожили ки-
тайское государство, но даже не прервали
его существования...
И даже в северной части страны, где
образовались "варварские"
королевства, эти королевства очень скоро
перестали быть "вар-
варскими", превратившись в те же китайские. Коренное
китайс-
кое население этой части страны
ассимилировало пришельцев и
привило им свою цивилизацию.
Кроме того, в отличие от Европы, на Востоке сосущество-
вало множество религий, и даже ислам, непримиримый в отноше-
нии западного христианства, довольно
спокойно уживался с тра-
диционными восточными верованиями.
Таким образом, какие бы
потрясения не происходили, основы цивилизации оставались не-
зыблемыми.
Второй важной особенностью Востока
являлось то, что об-
щество здесь не утеряло связи с
природой.
Любимым доводом европейских
колонизаторов в пользу заво-
еваний было утверждение, что они облагодетельствовали людей
Востока тем, что те были неспособны создать сами ( машинами,
новейшим оружием и т.д.). Обычно в этом видят лишь примитив-
ную попытку оправдаться. Однако
большинство европейцев были в
свое время свято в этом убеждены. Так в чем же здесь дело?
Разгадка в принципиальной разнице
психологии представителей
двух цивилизаций.
Европейцы в своем
развитии пошли самым простым
путем.
Свое несовершенство и слабость перед
силами природы они нача-
ли
возмещать созданием громоздких машин.
Они резко выделили
себя из природы, перестали чувствовать себя ее частью. Более
того, природа в их понимании стала
чем-то вроде врага. Ее на-
до было одолеть, победить,
поставить себе на службу. Убедив
себя,
что человек есть венец творения и все в этом мире соз-
дано исключительно для него, европейцы
принялись перекраивать
природу на свой лад и расхищать ее
богатства, не считаясь ни
с загрязнением окружающей среды, ни с другими потерями. еще
бы - природа ведь "не храм, а мастерская", как выражался Ба-
заров в романе Тургенева "Отцы и
дети".
В отличие от европейцев человек
Востока никогда не терял
связи со средой обитания. Свои помыслы
он направил не на соз-
дание механизмов, возмещающих собственное несовершенство, а
на то,
чтобы усовершенствовать свои душу и тело. Мир воспри-
нимался им, как единое целое, и человек в этом целом не гос-
подин,
а лишь одна из составных частей.
А раз так, то цель
человека - не вражда, а стремление быть
с природой в гармонии
и,
познав основные ее законы,
постараться не противоречить
им.
Так, философы Востока считали,
что народы и государства
должны развиваться естественным (природным) образом, беря
пример с растений и животных, в жизни
которых нет ничего лиш-
него, случайного.
Стили различных боевых искусств Востока сложились в ре-
зультате наблюдений за движениями диких
зверей (тигра, медве-
дя, обезьяны и т.д.) Досконально изучив
окружающую среду, че-
ловек Востока знал, как она воздействует на
его организм.
Например, эффективность ударов ( в боевых искусствах) в раз-
личные точки тела рассчитывалась в
зависимости от времени
дня.
Люди Востока были убеждены в том,
что лишь тогда человек
может совершенствовать мир, когда путем
совершенствования об-
ретет гармонию и цельность в себе
самом. Ибо ему полностью
чужды зло и стремление разрушать.
Культура Древнего Китая достигла
высокого уровня. Уже в
очень
давние времена ученые Китая сделали многие важные отк-
рытия в области астрономии, математики,
медицины и других на-
ук.
Во 2 тысячелетии до н.э. в Китае существовала уже иерог-
лифическая письменность. Несколько позднее были изобретены
компас, а затем сейсмограф. В середине
первого тысячелетия до
н.э.
был составлен первый в мире звездный каталог, насчиты-
вавший 800 светил.
Третьей особенностью Востока
является приверженность
традиции. Традиция встречалась и в
Европе, однако в цивилиза-
циях
Востока была возведена в далеком прошлом, в мифическом
"золотом" веке. И все новое
получало оправдание только тогда,
когда можно было подыскать, что-нибудь
подобное в древности.
Все здесь непрестанно повторяется,
несколько видоизменя-
ясь,
но сохраняя обязательно черты сходства.
Человеку евро-
пейского Средневековья в голову не могло
прийти писать в сти-
ле
Гомера. А на Востоке на
протяжении 3000 лет можно встре-
тить в стихах одни и те же размеры,
мелодии и т.д.
Любое неоправданное нарушение
традиций ( даже самых нез-
начительных) воспринималось как
сущий кошмар. Так, великий
китайский философ Конфуций повествует
об одном сановнике,
устраивавшем "в храме танцы, в которых танцоры выстраивались
в
восемь рядов". Поскольку в древности такие праздники мог
давать только император, Конфуций с
возмущением заявляет:"Ес-
ли это можно вынести, то что же тогда нельзя выносить?!". Он
же создал целую теорию ( до сих пор
имеющую на Востоке огром-
ное влияние) о том, что общество должно
жить по раз и навсег-
да установленному ритуалу поведения. Без
ритуала, по его мне-
нию, обесценивается все.
"Почтительность без ритуала приводит
к суете. Осмотрительность без ритуала превращается в боязнь.
Смелость без ритуала выглядит
грубостью". Ритуал властвует не
только в человеческом обществе, но и в
природе. Ему подчинены
смена времен года, расцвет и увядание. Свою теорию Конфуций
также воспринимал не чем-то новым, а
лишь возрождением учений
прежних веков. "Излагаю, но не создаю. С любовью и верой от-
ношусь к древности".
Отношение к религии является одним
из важнейших показа-
телей в характеристике цивилизации. На
Востоке оно весьма от-
личается от западного. Да и сами религии
здесь разнообразны и
непохожи на христианство. Вот, к примеру, конфуцианство. Его
называют религией, но это скорее набор
правил и норм, опреде-
ляющих жизнь человека в обществе.
Главным в конфуцианстве были
вопросы этики, морали и уп-
равления государством. Основным
принципом конфуцианской этики
является понятие жэнь
("гуманность") как высший закон взаимо-
отношений людей в обществе и
семье. Жэнь достигается путем
нравственного самоусовершенствования на
основе соблюдения ли
("этикета") - норм
поведения, базирующихся на
почтительности
и уважении к старшим по возрасту и
положению, почитании роди-
телей,
преданности государю, вежливости и т.д. Согласно кон-
фуцианству, постичь жэнь могут лишь
избранные, так называемые
цзюнь
цзы ("благородные
мужи"), т.е. представители высших
слоев общества; простолюдины же - сяэ жэнь (дословно -
"мел-
кие людишки") не в состоянии
постичь жэнь. Это противопостав-
ление "благородных"
простолюдинам и утверждение превосходства
первых над вторыми, часто встречающиеся
у Конфуция и его пос-
ледователей,- яркое выражение социальной
направленности,
классового характера конфуцианства.
Конфуцианство уделяло большое
внимание вопросам так на-
зываемого гуманного управления, опираясь на идею обожествле-
ния власти правителя, существовавшую до конфуцианства, но им
развитую и обоснованную. Государь
объявлялся "сыном неба"
(тяньцзы), правившим по повелению неба и выполнявшим его во-
лю.
Власть правителя признавалась
конфуцианством священной,
дарованной свыше, небом. Считая, что
"управлять - значит исп-
равлять", конфуцианство
придавало большое значение учению
чжэн мин (об "исправлении
имен"), которое призывало ставить
всех в обществе на свои места, строго и
точно определять обя-
занности каждого, что было выражено словами Конфуция:"Госу-
дарь должен быть государем, подданный -
подданным, отец - от-
цом,
сын - сыном". Конфуцианство
призывало государей управ-
лять
народом не на основе законов и наказаний, а при помощи
добродетели, примером
высоконравственного поведения, на осно-
ве
обычного права, не обременять народ тяжелыми налогами и
повинностями.
Боги не очень-то волновали
Конфуция. Они, конечно, уста-
новили эти самые правила в незапамятные
времена. Но этим, в
общем-то, и ограничились их контакты с миром людей. "Богов я
почитаю, но держусь от них подальше"- вот жизненный принцип
Конфуция. Основные взгляды Конфуция
(Кун-цзы, родился прибли-
зительно 551 - умер 479 до н.э.)
изложены в книге "Беседы и
суждения" ("Лунь
юй"), которая представляет собой
запись из-
речений и бесед Конфуция с его
ближайшими учениками и после-
дователями.
Боги не властвуют над
природой, а являются ее частью и
находятся в зависимости от нее. Пример:
на Западе монахи вели
праведный аскетический образ жизни, так как он угоден Богу и
обеспечивает райское блаженство. В
индуизме же аскетизм -
способ сравняться с богами, а иногда и превзойти их. Отшель-
ник-аскет благодаря ему приобретал
от Вселенной такую силу,
что мог налагать на богов проклятье и
насылать на них всячес-
кие несчастья. Зная могучую силу аскетизма, ему нередко сле-
дуют и сами боги. Только в индуизме можно встретить такую, с
точки зрения европейца, комичную картину: могущественнейший
бог Шива, способный одним дыханием стереть всю Вселенную в
порошок, ведет жизнь аскета и побирается по дорогам. На это
подаяние и существует его семья.
Периодически такая жизнь
становится ему в тягость, и он
горько жалуется на свою нес-
частную долю (остальные, мол,
боги живут в довольстве, а он
нищенствует). Однако понимая, что в аскетизме источник его
сверхъестественной силы, он не
отказывается от него. В довер-
шение всех несчастий у него возникают
скандалы с женой, пото-
му что подаяний он приносит мало и т.д.
Еще одной религией, возникшей на
Востоке и ставшей впос-
ледствии мировой, является буддизм. Его основатель Будда од-
новременно является и неким
космическим разумом, с которым
стремятся слиться его последователи
путем освобождения от су-
етных желаний и страстей, привязывающих людей к земле, зас-
тавляющих рождаться вновь и вновь в
разных обликах. Таким об-
разом, достигнув нирванны
(просветления), человек переходил в
новое качество - неземное.
И, наконец, в даосизме, возникшем в
Китае, бог как тако-
вой вообще отсутствует. Вместо него имеется дао (путь) - не-
кая
первооснова всех вещей, познав законы которой и следуя
им, человек становится совершенным.
Религии Востока -
это прежде всего пути самосовершенс-
твования, а через них и
совершенствования окружающего мира.
Существеннейшую часть мировоззрения людей Востока сос-
тавляла вера в бесконечную цепь смертей
и возрождений каждого
человека в разных обликах, причем будущий человеческий облик
надо было заслужить праведной жизнью. В
противном случае мож-
но
было возродиться кем
угодно. Подобная теория породила
представление о вечном движении всего
живого в замкнутом цик-
ле ( все когда-то уже было и
когда-нибудь повторится вновь).
Отсюда происходит и знаменитый
фатализм Востока - вера в
невозможность и ненужность изменения предназначенной судьбы.
Вот как рассуждает Конфуций, заехавший
в разбойничьи зем-
ли:"Если небу угодно погубить
мудрость, заключенную во мне -
так и будет. А если нет, то что могут
сделать мне эти разбой-
ники?".
Полностью отсутствует на Востоке столь ценимое западной
цивилизацией понятие свободы. Так же,
как и демографический
образ
правления. Восточный человек не свободен, а обязан.
Причем обязанностью этой не
тяготится, а признает ее вполне
естественной. Обязан соблюдать
традиции, ритуалы, системы
подчинения (родители - дети, муж - жена,
вышестоящий - нижес-
тоящий). Долгом этим связаны все, от государя до самого пос-
леднего из его подданных. Человек обязан жить строго опреде-
ленным образом, в противном случае лучше ему умереть. В этом
плане показателен пример японских
самураев - военного сосло-
вия.
При любом нарушении самураем
"кодекса чести" он обязан
был покончить жизнь самоубийством, сделав себе харакири. Та-
ким
образом, человек тут был не волен ни жить, ни умереть
иначе, чем по установленному обычаю.
Социальные структуры Востока
причудливы и пестры. Здесь
и замкнутые касты (в Индии). И возможность перехода из одной
социальной группы в другую путем сдачи государственных экза-
менов (Китай). Сын крестьянина, таким
образом, мог попасть на
самую
верхушку общества. Перед нами здесь редкий в истории
случай, когда повышение образования
означало одновременно по-
вышение социального статуса.
Не менее причудливыми были и
политико-экономические фор-
мы. Так, империю Тан в Китае именуют
феодальным государством.
Однако со своих земель китайская знать
не получала ни гроша.
Все доходы поступали в казну, а уж
оттуда ( в виде жалования)
-
к феодалам, занимавшим различные
посты в государственном
аппарате. Этим они низводились
фактически до роли простых чи-
новников.
Вообще надо иметь в виду, что
несмотря на общие для всей
восточной цивилизации моменты, между странами, входящими в
нее,
были и существенные отличия в традициях, образе мышле-
ния,
путях развития. Даже общий для
всех стран Востока буд-
дизм
и даосизм (Китай, Япония) в каждой из стран принимали
свои особые, неповторимые формы. Что
общего между японским
самурайством, презиравшим нижестоящие
сословия, и странствую-
щими рыцарями Китая, считавшими своим долгом вступаться
за
обиженных и отстаивать справедливость?
Наконец, если Индия и Китай
развивались исключительно
самобытно, то Япония во
многом шла путями заимствования и
преобразования на свой лад их
философии, военного искусства,
традиций, наук и т.д.
Подведем итоги: цивилизация Востока была жизнеспособна,
пока ей приходилось сталкиваться с
варварскими народами. Она
защищалась от них пассивно, поглощая и переустраивая на свой
лад.
Однако, встретившись с цивилизацией Европы,технически
более развитой, несущей совершенно иную программу и стремя-
щейся к разрушению всего непохожего на
нее, Восток не устоял.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Большая Советская Энциклопедия,
том 13.
2. Всеобщая История Искусств, том 1.
3. Основы современной
цивилизации,
под редакцией
проф.Л.Н.Боголюбова и А.Ю.Лазебниковой.
|  | |
|