рефераты рефераты
 

Главная

Разделы

Новости

О сайте

Контакты

 
рефераты

Авиация и космонавтика
Административное право
Арбитражный процесс
Архитектура
Астрология
Астрономия
Банковское дело
Безопасность жизнедеятельности
Бизнес-план
Биология
Бухучет управленчучет
Водоснабжение водоотведение
Военная кафедра
География и геология
Геодезия
Государственное регулирование и налогообложение
Гражданское право
Гражданское процессуальное право
Животные
Жилищное право
Иностранные языки и языкознание
История и исторические личности
Коммуникации связь цифровые приборы и радиоэлектроника
Краеведение и этнография
Кулинария и продукты питания
Культура и искусство
Литература
Логика
Логистика
Маркетинг
Масс-медиа и реклама
Математика
Медицина
Международное и Римское право
Уголовное право уголовный процесс
Трудовое право
Журналистика
Химия
География
Иностранные языки
Без категории
Физкультура и спорт
Философия
Финансы
Фотография
Химия
Хозяйственное право
Цифровые устройства
Таможенная система
Теория государства и права
Теория организации
Теплотехника
Технология
Товароведение
Транспорт
Трудовое право
Туризм
Уголовное право и процесс
Управление
Радиоэлектроника
Религия и мифология
Риторика
Социология
Статистика
Страхование
Строительство
Схемотехника
История
Компьютеры ЭВМ
Культурология
Сельское лесное хозяйство и землепользование
Социальная работа
Социология и обществознание

рефераты
рефераты

НАУЧНАЯ БИБЛИОТЕКА - РЕФЕРАТЫ - Традиция обедов в Древнем Риме

Традиция обедов в Древнем Риме


ШАЧНЕВА  ЕКАТЕРИНА
ГРУППА № 101
БЫТОВАЯ  КУЛЬТУРА 
АНТИЧНОГО  РИМА
ТРАДИЦИЯ ОБЕДОВ В ДРЕВНЕМ РИМЕ
Трехкратный прием
пищи -утром, в середине дня и ближе к его концу- обусловлен биологически и
распространен повсеместно у самых разных народов. Характер этих трапез, однако,
подвержен значительным вариациям и колеблется не только от одного народа к
другому, но и по социальным слоям.
По заведенному
порядку весь Рим легко закусывал утром, перехватывал кое-что по завершении
дневных дел и во второй половине дня собирался на обед. Утренняя закуска и
дневной завтрак не предполагали ни точного времени, ни определенного меню. Они
только удовлетворяли голод в то время и в тех условиях, когда он возникал.
Крестьяне приступали к приготовлению первого завтрака сразу же после
пробуждения от сна и, лишь поев, выходили из дому. Клиенты же богатых и знатных
семейств шли утром приветствовать патрона натощак и только здесь получали
спортулу- корзиночку с едой.
Меню обоих
завтраков складывалось случайно и произвольно. Бедные ели все подряд,
зажиточные римляне были более разборчивы.
Подчас оба
завтрака бывали очень скудными. Следуя своим привычкам, император Август ел на
завтрак “грубый хлеб, мелкую рыбешку, влажный сыр”, а Сенека и вовсе “завтракал
сухим хлебом, так что после завтрака незачем было мыть руки”. Обычный завтрак
располагался между двумя этими крайностями и состоял из хлеба, смоченного в
вине или слабом растворе уксуса, сыра, фиников, холодного мяса или ветчины.
Главное состояло в
том, что эти завтраки человек съедал в одиночку. Однако обед был трапезой в
полном смысле этого слова.
Если приемы пищи,
предшествовавшие обеду, не занимали определенного места в распорядке дня
римлян, то обед начинался всегда точно и неизменно- около половины второго зимой
и половины третьего летом. Лишь человек аскетического образа жизни, вроде
Плиния Старшего, “летом вставал из-за обеда засветло, зимой в сумерки”. Август,
тоже весьма неприхотливый в своих привычках, шел после обеда заниматься
государственными делами, но эту работу его биограф называет “ночной”. До
полуночи пировал Нерон. Переходить от обеда к ночному сну считалось нормой.
Обед всегда
предполагал приглашенных гостей и общение сотрапезников; обеды в одиночку
упоминаются у римских писателей  в виде
редчайшего исключения. Главное в обеде-беседа.
Независимо от
размеров помещения и числа обедающих центром, вокруг которого организовывалась
трапеза, был небольшой стол, с трех сторон окруженный массивными, чаще всего
каменными, ложами, на которых, по трое на каждом, и возлежали обедающие. С
четвертой стороны стола доступ открывался тем, кто обслуживал трапезу, менял
блюда и приборы, разрезал мясо, подливал вино. На ложа набрасывали много тканей
и подушек, которыми отделяли место одного сотрапезника от другого. В зале
царила ужасная теснота. Скученные люди, разогретые вином и едой, непрестанно
потели и, чтобы не простужаться, укрывались специальными накидками.
Не меньшая теснота
царила и на столе, очень небольшом по размеру и потому неспособном вместить все
блюда с едой. Ее приходилось приносить и либо ставить на стол, разложивши на
тарелки, либо подносить каждому отдельно. Поэтому ставились вспомогательные столики-серванты.
Вино сначала разливали по большим сосудам- у богатых людей они бывали из стекла
или даже хрусталя- и уже оттуда разливали его специальным черпаком по бокалам.
Если отвлечься от
чудовищных пиров римских богатеев и говорить об обычном хорошем обеде, который
устраивал для друзей радушный хозяин, то меню его состояло чаще всего из
четырех перемен, включало рыбу, мясо, разнообразные закуски и фрукты. Супы в
источниках не упоминаются. Вот, например, как выглядел хороший обед в середине I в. н.э. : поросенок, увенчанный колбасами, сырный пирог,
холодный, но политый горячим медом, обложенный фасолью, горохом, орехами и
персиками; по куску медвежатины, мягкий сыр, виноградный сок, улитки, печенка,
репа, тунец. В заключение обеда вокруг стола пускалось глубокое  блюдо с маринованными оливками.
Многие часы,
которые длился обед, были заполнены не только едой, но и культурной программой.
В большинстве случаев цель ее состояла в том, чтобы развеселить сотрапезников.
В программе участвовали шуты, комические актеры, танцоры. Если хозяин не хотел
тратиться на такие представления, то он сам мог импровизировать развлечения-
например, аукцион картин, повернутых изображением к стене, или просто играть с приглашенными
в кости. Нередко были развлечения более высокого уровня-выступления музыкантов,
исполнение стихов, чтение вслух.
Совместная трапеза
была выражением дружеской солидарности, и издавна утвердился обычай посылать
друзьям, не сумевшим прийти на обед, кое-какие лакомства от стола, а
присутствующим раздавать часть обеда, которую они уносили с собой в специально
прихваченной на этот случай салфетке.
По мере того как
дружеский характер обеда становился все больше условной декорацией, а патроны
превращали его в издевательство над друзьями и клиентами, распоясывались и
последние. Салфетки крали, сознательно путая принесенные с собой, плохие и
старые, с хозяйскими. В салфетку можно было спрятать не только то, что человеку
дали, но и то, что он успел схватить с блюда сам. И если еду гостям раздавали,
то бутылки и кубки с вином обычно стояли на столах все время, и вот из-за
них-то и начиналась подлинная драка.
Обед превращался в
гастрономический марафон, в бесконечное обжорство и оргию.
Все это распутство
и распад вызывали сопротивление, исходившее отчасти от консервативных смей, а
отчасти от своеобразной римской интеллигенции.
Первым и главным
признаком таких антиобедов была скромность. Меню здесь может быть сколь угодно
разнообразным, но оно никогда не бывает слишком обильным. В нем обычно большую
роль играет свежая зелень, только что сорванные плоды и овощи.
Подчас такой обед
знал только один вид развлечения- так называемую “сократическую беседу”, то
есть беседу на философские, литературные или даже повседневные темы, но
обязательно живой и остроумный, в котором собеседники состязались в
находчивости.
Таким образом,
традиция обедов в Риме была чрезвычайно разнообразной и различалась по
социальным слоям.
рефераты
© РЕФЕРАТЫ, 2012

рефераты